Научная статья на тему 'Этические ценности древнерусского человека в содержании устойчивых словосочетаний воинских повестей Куликовского цикла'

Этические ценности древнерусского человека в содержании устойчивых словосочетаний воинских повестей Куликовского цикла Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
419
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ / СЛОВЕСНЫЕ КОМПЛЕКСЫ / МЕТОД ФИЛОЛОГИЧЕСКОЙ ГЕРМЕНЕВТИКИ / "ЗАДОНЩИНА" / "СКАЗАНИЕ О МАМАЕВОМ ПОБОИЩЕ" / ETHICAL VALUES / WORD COMPLEXES / METHOD OF PHILOLOGICAL HERMENEUTICS / "ZADONSHCHINA" / "SKAZANIIE O MAMAEVOM POBOISHCHE ("THE WORD OF MAMAI'S DEFEAT")

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Есина Елена Анатольевна

Представления человека о мире, событиях, очевидцем которых он становился, нашли свое отражение в семантике коренных слов и словосочетаний, поэтому анализ текстового материала даёт возможность определить наиболее значимые для общества ценности в конкретный исторический период. В данной статье предпринята попытка проанализировать устойчивые словесные комплексы, содержащиеся в древнерусских литературных памятниках, относящихся к воинским повестям Куликовского цикла, "Задонщине" и "Сказании о Мамаевом побоище" с целью выявления заложенных в них ценностных представлений, приоритетных для общества в период их создания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ETHICAL VALUES OF ANCIENT RUSSIANS CONTAINING IN THE SET WORD COMBINATIONS OF THE CYCLE OF KULIKOVO MILITARY TALES

Ideas of a person about the world, witnessed events found their place in the semantics of primary words and word-combinations. Therefore analysis of text material makes it possible to define values most significant for the society in a concrete historical period. The author of the present work makes an attempt to analyse the set word complexes containing in the Old Russian literary monuments of the cycle of Kulikovo military tales, “Zadonshchina” and “Skazaniie o Mamaevom Poboishche” (“The Word of Mamai’s Defeat”) with the purpose to determine valuable ideas, considered a priority for the society in the period when these literary monuments were created.

Текст научной работы на тему «Этические ценности древнерусского человека в содержании устойчивых словосочетаний воинских повестей Куликовского цикла»

УДК 37

ЭТИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ ДРЕВНЕРУССКОГО ЧЕЛОВЕКА В СОДЕРЖАНИИ УСТОЙЧИВЫХ СЛОВОСОЧЕТАНИЙ ВОИНСКИХ ПОВЕСТЕЙ КУЛИКОВСКОГО ЦИКЛА

Е.А. Есина

Аннотация. Представления человека о мире, событиях, очевидцем которых он становился, нашли свое отражение в семантике коренных слов и словосочетаний, поэтому анализ текстового материала даёт возможность определить наиболее значимые для общества ценности в конкретный исторический период. В данной статье предпринята попытка проанализировать устойчивые словесные комплексы, содержащиеся в древнерусских литературных памятниках, относящихся к воинским повестям Куликовского цикла, -"Задонщине" и "Сказании о Мамаевом побоище" - с целью выявления заложенных в них ценностных представлений, приоритетных для общества в период их создания.

Ключевые слова: этические ценности, словесные комплексы, метод филологической герменевтики, "Задонщина", "Сказание о Мамаевом побоище".

ETHICAL VALUES OF ANCIENT RUSSIANS CONTAINING

IN THE SET WORD COMBINATIONS

OF THE CYCLE OF KULIKOVO MILITARY TALES

Е. Yesina

Abstract. Ideas of a person about the world, witnessed events found their place in the semantics of primary words and word-combinations. Therefore analysis of text material makes it possible to define values most significant for the society in a concrete historical period. The author of the present work makes an attempt to analyse the set word complexes containing in the Old Russian literary monuments of the cycle of Kulikovo military tales, - “Zadonshchina” and “Skazaniie o Mamaevom Poboishche” (“The Word of Mamai’s Defeat”) - with the purpose to determine valuable ideas, considered a priority for the society in the period when these literary monuments were created.

Keywords: ethical values, word complexes, method of philological hermeneutics, “Zadonshchina”, “Skazaniie o Mamaevom Poboishche (“The Word of Mamai’s Defeat”).

Социальные, политические, этические и другие представления человека отразились в изменениях смысла коренных слов и сохранили в своём значении опыт народа, поэтому история слов и устойчивых словосочетаний связана с реальной историей общества. В.В. Колесов отмечал, что «личное самосознание никогда не выходит за пределы коллективного, сначала откладываясь в терминах языка и затем постепенно семантически сгущаясь в научной рефлексии и в народной речемысли» [4, 113].

Создатели текста - языковые личности -изображали своё видение, поэтому «лингвистический анализ текстового материала позволяет реконструировать содержание мировоззрения личности» [2, 17], являющееся отражением мировоззрения общества. Т.о., анализ отдельных слов и устойчивых словосочетаний, отражённых в литературных произведениях, даёт возможность выявить этические ценности общества в определённый исторический период.

Древняя Русь - уникальный феномен, с которым связывается становление

самосознания России. Древнерусского автора менее всего интересовало событие само по себе: в частном событии он всегда пытался найти высший смысл. И.П. Ерёмин отметил, что древнерусский автор стремился отражать не саму действительность, а порождённые в ней идеалы. В древнерусских текстах много общих черт - символов, что объясняется спецификой мышления древнерусского человека, которое, по сути было символическим. C.P. Абрамов считает, что символ соединяет в себе две сущности: «человеческое личностное

индивидуальное бытие с вневременным и надвременным бытием Логоса» [1, 15].

Благодаря символам человек поднимается над частной ситуацией, открывает для себя универсальное, переводя индивидуальный опыт в ранг духовных актов. Текст является звеном, посредством которого осуществляется эта связь.

С целью выявления этических ценностей было отобрано два произведения -«Задонщина» и «Сказание о Мамаевом побоище» (далее - СМП), - относящихся к

1

воинским повестям Куликовского цикла. Главная тема воинских повестей - тема обороны Отечества от внешних врагов. Д.С. Лихачёв писал, что оборонительная тематика была призвана создавать высокие этические представления об истории, воинах, сражениях, героической гибели храбрых воинов, защищающих родную землю, а не нападающих на неё. Анализируя отобранные произведения, мы уделяли особое внимание трактовке их стилистического оформления, без учёта которого смысл повествования понять сложно.

A. С. Орлов писал: «Стилистическая оболочка

рассказа представляет собой некое «иносказание», которое подлежит

разгадыванию» [5, 4]. Комплекс

стилистических особенностей особенно чётко проступает в общих местах, описывающих боевые действия. Мы обратились к анализу устойчивых словесных комплексов (далее -УСК), представляющих собой «соединение двух или более слов, самостоятельных или служебных, построенное по известным грамматическим законам языка, которое обладает постоянством семантики,

воспроизводимостью и устойчивостью лексического состава и грамматической формы при допустимом варьировании в определённых пределах» [2, 13]. Отличительными

особенностями этих единиц являются раздельнооформленность, частотность

употребления в художественных текстах, наличие образного, метафорического переосмысления значения [2, 13-14].

Согласно сложившемуся мнению учёных (Т.Г. Буриной, Л.А. Гараевой, С.В. Кабаковой,

B. Н. Телии, Е.Ю. Шаповаловой и др.) УСК чрезвычайно важны для выявления мировоззрения эпохи. Л.А. Гараева отмечает, что эффективность трактовки УСК обусловлена тем, что они не зависят от бытия отдельной личности, а содержат коллективное представление о событии или объекте. Анализ УСК осуществлялся посредством метода филологической герменевтики - науки о «понимании, толковании, осмыслении текста в соответствии с научно обоснованными и логически сформулированными принципами и методами» [1, 7]. В герменевтике процесс познания идёт от внешних лингвистических фактов к индивидуальному смыслу.

Группа УСК, отражающая понятие «войско», включает наименования русского войска - УСК «сила» (рать), «богатыри русские», «сынове русские», «с товарищи». Например, «а русские сынове широкие поля кликом огородиша» (Заднощина). УСК «сынове

русские» является поэтическим обозначением русского войска переносного характера. Вражеское войско характеризуется с помощью единицы «сила»: Ф.П. Сороколетов отмечает, что слово «сила» в военных повестях XII - XVII вв. употребляется только по отношению к вражеским вооружённым силам [7, 84].

Например, «то ти наехали русские князи на силу татарскую» (Задонщина). УСК «събьрати силу» или «сила събиралась» употребляется, когда речь идёт о подготовке к сражению неприятеля: «И събравъ остаточную свою силу, и еще хотяше изгоном идти на Русскую Землю» (СМП). Значение «събьрати силу» являлось эмоционально окрашенным и содержало значения силы грозной, внушающей ужас. Таким образом, "сила" употребляется для обозначения вражеского войска, и этим подчёркивается внушающий ужас вид врага, его многочисленность. Данная особенность указывает на то, что враги в восприятии древнерусского человека являлись сплошной безликой массой, лишённой каких бы то ни было человеческих качеств.

УСК, отражающие понятие "добыть воинскую честь", "оказать воинские почести" условно подразделяются на 2 подгруппы: 1)УСК со значением "добыть воинскую честь" - «чьсти добыти», «честь и слову получити»; УСК, обозначающие оказание воинской почести, -«память творити, почьстити чьстию»; 2) УСК со значением вечная память (по заслугам / безъ чъсти). Центральными элементами этих УСК являются «чьсть» и «память». В представлении древнерусского человека важным было желание прославиться и оставить вечную память о себе. А.Я. Гуревич пишет: «Воинские подвиги, о которых не становилось широко известно, мало ценились. Они должны были быть воспеты в песнях дружинных певцов и тем самым сохранены в памяти воинов и всех соплеменников» [3, 229]. Возможно, одним из мотивов вступления в жестокую схватку для русских воинов было желание «чьсть и славу получити», «честь и славу мира сего получивши, главы своя положиша». Например, «А воеводы у нас крепкия, а дружина свЪдома. Ищут собЪ чести и славного имени» (Задонщина). В семантике УСК «вечная память» основное значение формируется на базе слова «вечная». Человек стремился быть бессмертным, а вечная память - это своеобразное бессмертие, «жизнь после смерти», поэтому вечная память - одна из важнейших этических ценностей древнерусской личности. В УСК «память творити» слово «память» вместо абстрактного приобрело конкретное значение совокупности действий,

2

направленных на увековечивание памяти погибших героев. Не случайно это существительное не имеет при себе определительного компонента «вечная», поскольку эта характеристика входит в значение слова «память».

УСК «добыти чести и славного имени" встречается в «Задонщине» и СМП. Его семантику можно истолковать следующим образом: добиться почёта и громкой

известности. Компоненты «честь» и «славное имя» взаимно усиливают друг друга, т.к. всеобщее почитание предков не мыслилось без широкой известности, а известность воинов, совершивших ратный подвиг, сопровождалась почётом и уважением. «Туто, брате, стару помолодЪть, а молодому чести добыть» (Задонщина).

У древних русичей существовало представление о справедливой и несправедливой войне, о чём свидетельствует

дифференцированная характеристика боевых действий врагов и русских воинов, что отражено в УСК, обозначающих захватнические и оборонительные мероприятия. Наивысшим признаком воинской доблести считалась победа, добытая не военной хитростью, а в открытом честном бою ценой сильных страданий. На этом основании действия врагов описываются с помощью УСК «гладом выморити», «пусту землю творити», «пакость дЪяти/чинити» и др., а действия русских воинов - с помощью УСК «битися (каким-либо) боемъ», «до смерти битися», «гримЪти мечьми о шеломы» и др. Также УСК, обозначающие гибель воинов, имеют определённую функциональную прикреплённость: о смерти врагов и лиц,

совершивших предательство или другое преступление, сообщается с помощью УСК «злЪ животъ свой скончати», «прЪдати животъ свой/чей-либо».

УСК «не пощадити своихъ главъ», «головы положити», «испити чашу смьртную», «смьрти искати» характеризуют гибель русских воинов и несут положительную оценочную нагрузку. В ходе сражения погибало много народу с разных сторон, и эта гибель могла быть как позорной, так и почётной. В ценностном сознании древнерусского человека особую ценность приобретала готовность отдать свою жизнь в борьбе за благо Отечества. «Брате АндрЪй, не пощадим живота своего за землю за Русскую» (Задонщина); «Мы же, господине, умерети днесь готови есмя и за тебя головы своя положити» (СМП). Значение УСК «головы

положити» сформировалось на основе представлений о добровольном расставании человека с жизнью и, по мнению С.Г. Лазутина, восходит к произведениям устного народного творчества, где воспевается «богатырская буйная головушка» - символ воинской смелости. Сознательное расставание с жизнью во имя спасения Родины, присутствующее в древнерусских воинских повестях, А.М. Панченко объясняет тем, что «нация запоминала и сделала символами победы на грани поражений, победы с громадными потерями» [6, 201]. Наличие в древнерусских воинских повестях УСК «смьртию умрЪти» свидетельствует о том, что представления о лёгкой и тяжёлой смерти чётко дифференцировались: естественная смерть

воспринималась как неизбежная и поэтому лёгкая, а тяжёлая, вынужденная смерть, -смерть во время сражения: «хощу с вами ту же общую чашу испити и тою же смертию умерети» (СМП). Присутствие УСК «смьрть (свою) предъ очима видЪти» свидетельствует о восприятии древнерусским человеком смерти как конкретного явления. «Мнози людие от обоих унывають, видящее убо перед очима смерть» (СМП). Согласно языческим представлениям древних русичей, смерть воспринималась в виде тощей старухи в белом саване с граблями или косой, т.е. смерть косит и загребает человеческие жизни, как коса и грабли траву. Этим фактом можно объяснить, что при описании гибели русских воинов авторы использовали УСК, построенные по типу сравнительных конструкций: «Вси

русскые сынове напрасно погибаютъ от поганых, аки трава клонится» (СМП). Наблюдения человека за природой,

земледельческой деятельностью послужили основанием для сравнения гибнущего человека с падающими под ударами косы колосьями. Подобные ассоциации повлияли на

представление древнерусских книжников о поле битвы, как о поле жатвы, появившиеся в языке «Задонщины» в УСК «а костьми татарскими поля насЪяша»; «И князи их падоша с коней, а трупми татарскими поле насеяша».

Таким образом, устойчивые словесные комплексы, описывающие военные действия, функционируют в воинских повестях Куликовского цикла и имеют важное значение для воссоздания ценностной картины древнерусской языковой личности.

3

Литература:

1. Абрамов С.Р. Герменевтика: история и

теория метода. (Краткий очерк). - Майкоп,

издательство АГУ, 2001. - 318 с.

2. Гараева Л.А. Устойчивые словесные

комплексы древнерусских воинских повестей XII -начала XVII веков: Структурные и

идеографические аспекты: Дис. ... канд. филол. наук: 10.02.01. - Магнитогорск. - 1997. - 222 с.

3. Гуревич А.Я. Категории средневековой

культуры. - М.: Искусство, 1984. - 334 с.

4. Колесов В.В. Жизнь происходит от слова. СПб.: Златоуст, 1999. - 368 с.

5. Орлов А.С. Героические темы древней русской литературы. - Изд-во АН СССР. - М. - Л., 1945. - 141 с.

6. Панченко А.М. Русская культура в канун петровских реформ. - Л.: Наука, 1984. - 203 с.

7. Сороколетов Ф.П. История военной лексики в русском языке XI - XVII вв. - Л., Наука, 1970. -381 с.

Сведения об авторе:

Есина Елена Анатольевна (г. Москва, Россия), кандидат педагогических наук, проректор по учебно-методической работе НОУ ВПО "Гуманитарный институт телевидения и радиовещания им. М.А. Литовчина", e-mail: [email protected]

Data about the author:

E. Yesina (Moscow, Russia), candidate of pedagogical sciences, vice-rector for academic work and methodology, NOU VPO "Humanities institute of TV & Radio broadcasting named after M.A. Litovchin", е-mail: [email protected]

4

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.