Научная статья на тему 'ЭТИЧЕСКИЕ ТРАДИЦИИ ОТЕЧЕСТВЕННОГО МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ'

ЭТИЧЕСКИЕ ТРАДИЦИИ ОТЕЧЕСТВЕННОГО МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
700
117
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / МЕДИЦИНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / МЕДИЦИНСКАЯ ЭТИКИ / ЦИФРОВАЯ ЭТИКА

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Дитковская Инесса Эмилевна

Необходимость решения ряда беспрецедентных этических проблем, порожденных развитием цифровых технологий в медицине, требует подготовки высококвалифицированных специалистов, обладающих знаниями в сферах цифровой и медицинской этики. В процессе реформирования современной системы высшего медицинского образования выявилась тенденция сокращения гуманитарной подготовки и, как следствие, потеря воспитательной функции. Ситуация требует философского осмысления истории медицинской этики, выявления и сохранения моральных и этических традиций отечественной и мировой медицины и медицинского образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ETHICAL TRADITIONS OF DOMESTIC MEDICAL EDUCATION IN THE CONTEXT OF THE HEALTHCARE SYSTEM DIGITALIZATION

In the context of the spread of digital technologies in medicine, a number of unprecedented ethical problems arise which necessitate the training of highly qualified specialists with knowledge in the fields of digital and medical ethics. In the process of reforming the modern system of higher medical education, a tendency towards a reduction in humanitarian training and, as a consequence, a loss of educational function is revealed. The situation requires a philosophical understanding of the history of medical ethics, identification and preservation of the moral and ethical traditions of domestic and world medicine and medical education.

Текст научной работы на тему «ЭТИЧЕСКИЕ ТРАДИЦИИ ОТЕЧЕСТВЕННОГО МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ»

УДК 174.61 DOI: 10.31862/2218-8711-2021-4-43-54

ББК 87.751.5

ЭТИЧЕСКИЕ ТРАДИЦИИ ОТЕЧЕСТВЕННОГО МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

ETHICAL TRADITIONS OF DOMESTIC MEDICAL EDUCATION IN THE CONTEXT OF THE HEALTHCARE SYSTEM DIGITALIZATION

Дитковская Инесса Эмилевна

Доцент кафедры философии Гуманитарного института, Сибирский федеральный университет, г. Красноярск, кандидат философских наук E-mail: i.gailis@mail.ru

Ditkovskaia Inessa E.

Associate Professor of the Department of Philosophy of the Humanities Institute, Siberian Federal University, Krasnoyarsk, PhD in Philosophy E-mail: i.gailis@mail.ru

Аннотация. Необходимость решения ряда беспрецедентных этических проблем, порожденных развитием цифровых технологий в медицине, требует подготовки высококвалифицированных специалистов, обладающих знаниями в сферах цифровой и медицинской этики. В процессе реформирования современной системы высшего медицинского образования выявилась тенденция сокращения гуманитарной подготовки и, как следствие, потеря воспитательной функции. Ситуация требует философского осмысления истории медицинской этики, выявления и сохранения моральных и этических традиций отечественной и мировой медицины и медицинского образования.

ф 1 Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License ¡^¿^■Э^Н The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License

Abstract. In the context of the spread of digital technologies in medicine, a number of unprecedented ethical problems arise which necessitate the training of highly qualified specialists with knowledge in the fields of digital and medical ethics. In the process of reforming the modern system of higher medical education, a tendency towards a reduction in humanitarian training and, as a consequence, a loss of educational function is revealed. The situation requires a philosophical understanding of the history of medical ethics, identification and preservation of the moral and ethical traditions of domestic and world medicine and medical education.

© flHTKOBCKan M. Э., 2021

Ключевые слова: философия образования, медицинское образование, цифровизация, медицинская этики, цифровая этика.

Keywords: philosophy of education, medical education, digitalization, medical ethics, digital ethics.

Для цитирования: Дитковская И. Э. Этические традиции отечественного медицинского образования в условиях цифровизации системы здравоохранения // Проблемы современного образования. 2021. № 4. С. 43-54. DOI: 10.31862/2218-8711-2021-4-43-54.

Cite as: Ditkovskaia I. E. Ethical traditions of domestic medical education in the context of the healthcare system digitalization. Problemy sovremennogo obrazovaniya. 2021, No. 4, pp. 43-54. DOI: 10.31862/2218-87112021-4-43-54.

Развитие цифровых технологий в биологии и медицине порождает ряд этических проблем, ранее не существовавших в истории человечества и не имеющих опыта решения. Достижения в области синтетической биологии, биологической инженерии, аддитивного производства в биологии и медицине, имплантируемых технологий, искусственного интеллекта и другие требуют создания социальных норм и нормативных актов.

В условиях становления цифровой этики в медицине необходима подготовка высококвалифицированных специалистов, обладающих знаниями в сферах цифровой и медицинской этики. Вместе с тем современное развитие техногенной цивилизации в условиях трансформации существующей системы духовных ценностей породило стремительно усугубляющийся антропологический кризис, следствием которого являются опасные воздействия на биосоциальную природу человека, в том числе на состояние его здоровья.

В медицине четко обозначилась тенденция обесценивания духовной составляющей врачевания. Это воплощается в механистическом подходе к лечению, непонимании особенностей личности пациента, игнорировании высших ценностей. Решение обозначенных проблем требует философского осмысления медицинского образования, истории медицинской этики с целью выявления моральных и этических традиций отечественной медицины и медицинского образования.

В более чем двухтысячелетней истории медицинской этики развитие учений о нравственности и опыт их воплощения в разных исторических периодах имели свои особенности, обусловленные социокультурным контекстом. В Античности медицинская этика развивалась в духе рационалистического мировоззрения, характерными особенностями которого были приверженность абстрактному теоретизированию, представления о гармонии, красоте, упорядоченности Космоса, о единстве души и тела человека. Взаимоотношения врача и больного складывались в аспекте рационального осмысления морали и профессиональных обязанностей врача.

В эпоху Средневековья и господства религиозного мировоззрения медицинская этика ориентировались на ценности христианского вероучения - любви к ближнему, сострадания и тем самым обуславливала целительное психотерапевтическое воздействие врача наряду с другими методами лечения. Начиная с эпохи Возрождения, а затем в период развития естествознания Нового времени и Просвещения история медицинской

этики в условиях нового мировоззрения вбирала в себя традиции антропоцентризма, гуманизма, но сохраняла высокий религиозный смысл. Представлялось, что наука открывает человеку совершенство мироздания, мудрость бога. Медицинская этика развивалась в гармонии религии, философии и науки.

На протяжении своей истории медицинская этика сохраняла и преумножала веками накопленный опыт. Так, в IX в. на юге Италии работала медицинская школа, названная «Гиппократовой общиной», которая в течение нескольких веков была центром медицинского просвещения в Европе. Салернский кодекс здоровья, созданный в Салернской медицинской школе, ставшей центром медицинского просвещения в Европе, сохранил лучшие традиции античной медицины, в том числе и этические требования к врачу.

Важнейший период развития медицинской этики связан с появлением в XII в. в Западной Европе первых университетов. Средневековые университеты имели четыре факультета: подготовительный (позже он стал называться философским), медицинский, юридический и теологический. После обучения на подготовительном факультете, где изучались философия натуральная, рациональная и моральная, студент получал образование по выбранной специальности.

Таким образом, он, усваивая веками накопленное философское наследие, овладев свободными искусствами, риторикой, диалектикой, готовился к своей будущей профессиональной деятельности. В литературе по истории средневекового западноевропейского университетского образования отмечается догматичность, авторитарность медицинского образования, диктат церкви, тотальные ограничения в изучении анатомии, физиологии, отсутствие подготовки по хирургии, невозможность полноценной практики и другие характерные черты.

Однако студенты имели возможность в практической деятельности воплощать знание, полученное на философском факультете, в том числе при изучении моральной философии. Этот период образования и воспитания студентов-медиков связан с началом формирования корпоративной медицинской этики, основанной на философских традициях культур Античности и арабского Востока, христианских ценностях и профессиональных знаниях, полученных в университете.

В современной медицинской этике сосуществуют и взаимно дополняют друг друга различные модели, вобравшие в себя лучшие исторические традиции этики. В 1948 г. Всемирная медицинская ассоциация приняла «Женевскую декларацию» — присягу, которая содержит основные идеи «Клятвы Гиппократа», и ее принимают по окончании медицинского факультета врачи США и многих стран Западной Европы. Становление модели Парацельса проходило под влиянием христианских ценностей, которые были духовной основой и одной из важных составляющих врачевания в следовании принципам «делай добро», «твори любовь». Деонтологическая модель Т. Персиваля - М. Я. Мудрова сформировалась в период создания университетов, когда на основе медицинских факультетов возникли первые сообщества врачей и начала оформляться корпоративная этика, основным принципом которой является следование этическому кодексу, соблюдение долга.

В истории отечественной медицины развитие корпоративной медицинской этики связано с открытием медицинского факультета Московского университета в 1758 г.,

первым деканом которого был основоположник отечественной клинической медицины М. Я. Мудров. Развитие этики происходило в условиях создания учения о единстве и целостности организма, системы клинического обследования и проведения комплексной терапии (диетотерапия, водолечение, кровоизвлечение, психо- и трудотерапия), ориентированных на индивидуальный подход к больному [1].

Уникальный опыт земской медицины обогатил дальнейшее развитие отечественного и мирового здравоохранения. В этот период сложился особый тип земских врачей, вобравший в себя лучшие традиции российской общественной медицины.

В русской литературе в произведениях выдающихся писателей-врачей (А. П. Чехова, В. В. Вересаева, М. А. Булгакова) воспет их труд служения народу, этические идеалы. Лечебная деятельность земских врачей была неразрывно связана с их общественной деятельностью, направленной на изменения условий жизни сельского населения, борьбу с социальными причинами многих заболеваний, распространение гигиенических знаний, оказание бесплатной медицинской помощи.

В трудах выдающихся врачей, ученых, организаторов здравоохранения, общественных деятелей - Н. И. Пирогова, И. М. Сеченова, В. Ф. Войно-Ясенецкого, писателей -Л. Н. Толстого, А. П. Чехова, В. В. Вересаева, М. А. Булгакова - были сформулированы основные этические идеалы.

Образ земского врача формировался в определенных культурно-исторических условиях. В XIX - начале ХХ вв., времени расцвета русской философии, одной из ее характерных особенностей был особый интерес к исторической и этической проблематике. В философско-исторической и социально-философской сфере обсуждался вопрос выбора дальнейшего пути России и русского народа. Идеи русской философии получили развитие в науке, художественной литературе, живописи, музыке, театре.

Народно-освободительные идеи оказали решающее влияние на судьбу многих выдающихся деятелей того времени. Российская интеллигентная молодежь конца XIX в. искала прямой путь служения народу. Так, вспоминая обстоятельства выбора своей профессиональной деятельности, В. Ф. Войно-Ясенецкий (1877-1961) - отечественный гуманист, выдающийся хирург, доктор медицины, профессор, духовный писатель, епископ Русской Православной Церкви, архиепископ Симферопольский и Крымский, писал: «...я однажды отправился к директору народных училищ Киевского учебного округа с просьбой устроить меня в одну из школ. Директор оказался умным и проницательным человеком: он хорошо оценил мои народнические устремления, но очень энергично отговаривал от того, что я затевал, и убеждал поступить на медицинский факультет. Это соответствовало моим стремлениям быть полезным для крестьян, так плохо обеспеченных медицинской помощью» [2, с. 15-16].

В 1898 г. Войно-Ясенецкий поступил на медицинский факультет Киевского университета. Его система морально-этических принципов отразила общие принципы, воплотившиеся в деятельности лучших представителей земской медицины:

• делать то, что полезно для больного человека;

• делать свое дело грамотно, точно, тщательно;

• помогать страждущим всегда и везде, невзирая на обстоятельства;

• осмысливать лечебную работу - анализировать, выявлять наиболее характерное, обобщать, делать выводы, определять перспективы;

• передавать свои знания и опыт младшему поколению - медицинская педагогика как грань творчества;

• вносить свой вклад в совершенствование отечественной системы здравоохранения [3].

Науки о здоровье, лечении, предупреждении болезней и искусство врачевания развивались в единстве с незыблемыми нравственными принципами единомышленников, воспитанных в гуманитарной среде медицинских факультетов российских университетов.

Идеи, принципы медицинской этики с начала ХХ в. и до конца ХХ в. формировались в условиях господства марксистско-ленинской идеологии. Коммунистическая мораль, нацеленная на нравственное возвышение человека и общества, исходила из приоритета общественного блага над интересами личности.

В социалистическом обществе здоровье рассматривалось как социальная функция, которая обеспечивалась обществом, государством. Государственная политика СССР в сфере здравоохранения предусматривала централизацию управления, государственное финансирование и планирование, руководствовалась следующими основными принципами: государственный характер здравоохранения; профилактическая направленность; участие населения в здравоохранении; единство науки и практики здравоохранения. Результатом проводимой политики явились неоспоримые достижения советской медицины - эффективная борьба со многими инфекционными заболеваниями, значительное снижение детской смертности, рост средней продолжительности жизни и другие.

С целью сохранения и укрепления общественного здоровья в стране проводилась агитационная работа в области физической культуры и спорта с использованием различных средств и методов пропаганды - наглядной и устной агитации, печати, радио, кино, спортивного плаката. Создавались многочисленные физкультурные организации. Развивалась советская система общественного питания. Активно проводилась диспансеризация, в рамках которой осуществлялись меры индивидуальной и общественной профилактики, оздоровление труда и быта. Но «со временем из поля зрения врачей стали выпадать элементы профилактической работы, связанной с условиями труда и быта больных, а здоровый человек перестал быть субъектом диспансерного наблюдения» [4]. Велась борьба с алкоголизмом.

Однако в проведении антиалкогольных кампаний политика государства сдерживалась экономической целесообразностью, связанной с получением прибыли от продажи алкоголя. Кроме того, самогоноварение было единственной статьей дохода крестьян, а самогон - эквивалент денег в товарообмене между городом и деревней. Опыт созданной советской системы санаторно-курортного лечения оказался востребованным во многих странах мира. Но не придавалось особого значения организации индивидуальных условий пребывания на курорте - комфортного проживания, питания, отдыха и др.

Создание новой системы здравоохранения в условиях разрухи после Гражданской войны, голода, распространения эпидемий, сокращения численности врачей, среднего

и младшего медицинского персонала, на обширной территории с большим населением и достижения советской медицины во многом стали возможны в условиях советской идеологии.

Однако воспитывалось пассивное отношение к индивидуальному здоровью, не предусматривающее необходимость понимания уникальных особенностей личности и поиска индивидуальных подходов к лечению больного, самостоятельную заботу о сохранении собственного здоровья, об активной организации своего образа жизни, медицинской активности.

В произведениях искусства воспевался образ борца, жертвующего своими интересами, здоровьем, жизнью на благо общества в условиях коллективизации, индустриализации, на больших стройках социализма, в освоении целины, строительстве БАМа, который стойко переносил бытовую неустроенность и многие лишения. Жизнь советских граждан, в силу исторических причин, была насыщена подобными событиями, и уровень жизни, объективные условия не позволяли проявить необходимую самостоятельность в организации собственного образа жизни, медицинской активности и др.

Идеалы социалистической этики отражались в развитии медицинской этики. Представители любой специальности, в тои числе в медицине, должны были руководствоваться общими нормами социалистической морали. Медицинская этика в вузах не преподавалась. Но в своей практической деятельности врачи регулярно сталкивались с проблемами морально-этического содержания, веками существовавшими в медицине, но имевшими разные подходы к решению в различные исторические эпохи -проблемами аборта, врачебной тайны, врачебной ошибки, проведения медицинских исследований и другими. В поисках их решения происходило осмысление традиций медицинской этики, передававшихся от старших поколений в процессе обучения в вузе, общения с коллегами, в сфере научных медицинских школ, медицинских обществ, в наследии классики русской литературы (М. А. Булгаков, В. В. Вересаев, А. П. Чехов, Л. Н. Толстой), в мемуаристике (М. Я. Мудров, Н. И. Пирогов, И. М. Сеченов, И. П. Павлов).

С 1950-1960-х гг. в отечественной этике наметилась тенденция размежевания идеологического и философско-духовного содержания, обращения к общечеловеческим ценностям, к достижениям западноевропейского наследия и отечественной дореволюционной этической мысли. Формировалось материалистическое этическое учение, в котором марксистское наследие начало осмысливаться в стремлении преодоления влияния идеологического догматизма.

В этот период были сформулированы важнейшие проблемы медицинской этики, усилился интерес к истории, достижениям и этическим идеалам отечественной дореволюционной медицины. Этические воззрения выдающихся врачей, ученых, организаторов здравоохранения, общественных деятелей советского периода (В. Ф. Войно-Ясенецкого, А. Л. Мясникова, Н. М. Амосова, С. Н. Федорова, Ф. Г. Углова, Е. И. Чазова и др.) в опубликованных исторических источниках (автобиографиях, письмах, дневниках, воспоминаниях, мемуарах) еще не получили достаточного освещения в научной литературе.

Началось обсуждение проблем деонтологии. В 1969 г. в Москве первой Всесоюзной конференцией по проблемам медицинской деонтологии был утвержден текст «Присяги

врача Советского Союза» для выпускников медицинских вузов. В 1993 г. приняты «Осно -вы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан», регулирующие этические и правовые вопросы деятельности врача. В 1994 г. принят «Этический кодекс российского врача», в котором освещены моральные аспекты [5].

Особенность современной медицины во всех ее ипостасях (лечение, наука, профессиональное образование, здравоохранение) заключается в междисциплинарном характере, в последовательном расширении межотраслевых связей с целью сохранения и совершенствования главной ценности общества - здоровья человека. Но межотраслевое и междисциплинарное взаимодействие порождает проблемы, не имевшие аналогов в прошлом.

Для их решения требуются подходы, в основе которых должно быть философское осмысление в ценностно-целевых, системных, процессуальных, результативных аспектах. Одна из подобных проблем заключается в том, что широкие масштабы развития технических возможностей диагностики и лечения, разнообразие фармацевтических средств, эксперименты в организации здравоохранения создали ситуацию, в определенной степени аналогичную увлечению техницизмом в промышленности: за массивом разнообразных новаций на задний план отодвинулся человек с его уникальными субъективными особенностями. Врач стал частью системы, нацеленной на излечение людей, но при этом не учитывающей индивидуальные особенности личности (как пациента, так и врача), системы, в процессе развития которой выхолащиваются веками складывавшиеся компоненты: искусство врачевания, этические принципы врача.

Трансляция определенного образа жизни в условиях глобализации привела к инверсии ценностей, что вызывает опасение при осмыслении общественностью многих этических проблем, одна из которых, например, связана с достижениями генной инженерии, возможностями использования стволовых клеток, репродуктивных технологий, клинической трансплантологии и других. Так, для лечения сахарного диабета, инсультов, повреждений спинного мозга, гепатитов, циррозов, опухолей, лейкемий и других заболеваний могут использоваться эмбриональные стволовые клетки, полученные из абортируемых эмбрионов.

Очевидно, что соответственно прогнозируемому росту заболеваемости будет расти и потребность в этом биологическом материале, который при определенных условиях может стать товаром или одним из видов ресурсов. Можно предположить, что в экономической заинтересованности удовлетворения спроса возникает угроза насаждаемого образа жизни, способствующего повышению количества абортов. К каким последствиям это может привести? Возможно ли создание универсальной системы ценностей, приемлемой и для развитых стран, и для стран и народов, оказавшихся под угрозой упадка экономики, бедности? Очевидно, данная проблема требует глубокого осмысления в будущем и в настоящее время не может быть решена.

Насаждение единых стандартов и организационных тенденций, ужесточающие бюрократические рамки системы здравоохранения угнетают врача зачастую абсурдными требованиями оформления значительного количества документов и их согласования. Несовершенна система оплаты труда медицинских работников. Все это губит

творческую мысль, создает дискомфортные условия и отнимает время, не позволяя полноценно работать с пациентом. И у врача не остается времени на врачевание. Главная смысловая составляющая медицины - гуманитарная - вымывается.

В 2016 г. в Давосе прошел 46-й Всемирный экономический форум, ознаменовавший наступление четвертой промышленной революции в наиболее экономически развитых странах. Ее отличительными особенностями являются быстрое и масштабное развитие новейших взаимопроникающих информационных технологий в области физики, биологии [6]. Как отмечает Клаус Шваб - основатель и руководитель Всемирного экономического форума, следствием четвертой промышленной революции станет изменение структуры мировой экономики в связи с небывалыми ранее экспоненциальными темпами развития, широтой и глубиной изменений, базирующихся на цифровой революции, и сочетании разнообразных технологий, обусловливающих фундаментальные внешние и внутренние преобразования во всех сферах общества.

К достижениям четвертой промышленной революции относятся: возможность использования беспилотных транспортных средств; развитие 3Э-печати; робототехника; разработка новых материалов; «Интернет вещей»; инновации в сфере биологии, генетики, синтетической биологии, биологической инженерии, которые будут использоваться в медицине, фармакологии, сельском хозяйстве и др.

Однако наряду с открывающимися возможностями человечество столкнется с глобальными системными проблемами. У определенных групп людей доходы будут расти за счет эффекта платформы, связанного с работой сетей, основанных на цифровых технологиях. Следствием явится усугубляющееся неравенство как в отдельных государствах, так и поляризация в мировом масштабе в целом, что усилит социальное напряжение в странах с развивающимися экономиками. В сфере экономики ряд проблем возникнет в связи с автоматизацией труда, распространением безработицы, необходимостью подготовки кадров. Реальна опасность использования правительствами новых технологий для притеснения деятельности неугодных организаций, сужения пространства гражданского общества. Появляются инструменты для новых форм слежения, средств контроля. Изменится характер угроз для международной безопасности, природа военных конфликтов, которые распространятся и на киберпространство.

Сегодня мировая общественность активно обсуждает ожидаемые последствия влияния революции на человека, расширение его прав и возможностей в условиях использования новых технологий, изменения представлений о неприкосновенности частной жизни, вопросах собственности, управления общественной и частной информацией и другие возникающие при этом угрозы сохранению индивидуальности, свободы [7].

Человечество не готово еще к последствиям последних достижений в области генной инженерии, синтетической биологии, биологической инженерии, которые порождают новые социальные, медицинские, психологические и этические проблемы, решение которых требует создание новых социальных и правовых норм.

Сегодня возникает необходимость защиты общества от возможных рисков, связанных с внедрением информационных технологий в медицине [8]. Так, следствием растущей экспансии дата-корпораций может быть риск использования медицинских данных

во вред пациенту - разглашение врачебной тайны, использование данных криминальными структурами или с целью ограничения свободы, дискриминации. Благодаря использованию информационных технологий оптимизируются затраты времени врача в процессе обследования, назначения лечения и контроля результатов лечения, оформления необходимых документов, но при условии сокращения времени личного общения с пациентом возникает опасность утраты доверия пациента к врачу, исчезает целительное психотерапевтическое воздействие на больного, искусство врачевания утрачивается.

В скором будущем человечество ожидают проблемы в сфере этики, связанные последствиям использования технологий искусственного интеллекта, 3D-печати, нейро-технологий, негативного влияния генномодифицированных продуктов, растений, животных на здоровье человека, экологию.

Масштабность, глубина и системность воздействия всепроникающих цифровых технологий на общество беспрецедентна, и непредсказуема сила опасности неразумного или антигуманного использования новых технологий [9-11]. Академик В. А. Легасов, активно участвовавший в ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы, длительно находясь в опасной зоне аварии, внес огромный вклад в осознание властями страны и международного сообщества ее последствий. В своих воспоминаниях он анализировал причины аварии на Чернобыльской АЭС (СССР, 1986). В. А. Легасов обращал внимание, что в истории крупнейших техногенных катастроф человечества - аварии на АЭС «Три-Майл-Айленд» (США, 1979), аварии на химическом заводе в Бхопале (Индия, 1984) и других, наряду с недостаточным вниманием к требованиям безопасности и несогласованностью действий руководства, к трагическим последствиям приводили пренебрежение мнением ученых, конструкторов, проектировщиков и игнорирование анализа мирового опыта [12].

Одна из особенностей врачебной деятельности заключается в том, что на протяжении всей истории медицины деятельность врача была сопряжена с необходимостью решения определенного круга этических проблем - неразглашением врачебной тайны, врачебными ошибками, отношением к абортам и многих других. Их решение отражалось на процессе лечения и выздоровления, создавало эмоциональный фон отношения к врачу, к лечению, веру в исцеление. Поэтому история медицинской этики и медицинского образования вбирала в себя лучшие этические традиции, сохранившиеся со времен Античности и прошедшие через тысячелетия, сохранив свою ценность. Забвение этих традиций, рожденных в осмыслении мирового и отечественного опыта медицинской практики, в современных условиях может оказаться опасным.

Система отечественного образования, в том числе медицинского, становится авангардом цифровой экономики страны [13]. Анализ утвержденных паспортов национальных проектов, программ свидетельствует, что важнейшей задачей в условиях цифрови-зации является подготовка кадров. Так, в составе национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» - федеральный проект «Кадры для цифровой экономики», в национальном проекте «Здравоохранение» - федеральный проект «Обеспечение медицинских организаций системы здравоохранения квалифицированными кадрами», в национальном проекте «Культура» - федеральный проект «Творческие люди».

Федеральный проект «Обеспечение медицинских организаций системы здравоохранения квалифицированными кадрами» и разработанные на его основе региональные проекты демонстрируют, что большая часть мероприятий - создание симуляционно-тренинговых центров, активное применение дистанционных образовательных технологий, функционирование портала непрерывного медицинского образования - осуществляется в условиях цифровизации.

Однако в современной системе высшего образования, и в том числе медицинского, в процессе его реформирования выявилась четкая тенденция сокращения гуманитарной подготовки и, как следствие, потеря воспитательной функции. Помимо этого, многие отечественные медицинские вузы не имеют постоянно действующей клинической базы для практики студентов. Решением проблемы стало симуляционное (имитационное) образование.

Но в процессе обучения студент-медик, осваивая технику работы с однотипными и простыми случаями, не имеет навыка общения с пациентом и практики воплощения знаний в морально-этической сфере в реальных условиях профессиональной деятельности. Усугубила ситуацию отмена интернатуры, в результате чего выпускник медицинского вуза может сразу работать участковым терапевтом.

Работа по узкой специальности возможна после окончания ординатуры и получения сертификата. Количество мест для дальнейшего обучения в ординатуре ограничено, а стоимость обучения варьирует от 94 до 250 тыс. руб. по разным специальностям за год при учете, что заработная плата в период ординатуры не платится. Таким образом, зачастую студенты, достигшие выдающихся результатов, в дальнейшем теряют свой учебный и научный потенциал, так как им приходится в ущерб образованию зарабатывать деньги на продолжение обучения. При этом гуманитарной подготовке не уделяется достаточное внимание.

Между тем гуманитарное знание воздействует на все этапы становления личности, способствует формированию системы мышления, в котором принципы философии образования проецируются на личностную оценку собственного интеллектуального, духовного, морально-этического потенциала как основы для самообразования и саморазвития, овладения той или иной специальностью и самосовершенствования в этой области, что во многом определяет роль современного отечественного образования как одного из важнейших факторов развития цифровизации.

Список литературы

1. Мудров М. Я. Избранные произведения. М.: Изд-во Акад. мед. наук СССР, 1949. 294 с.

2. Автобиография // Лука (Войно-Ясенецкий), свят. Я полюбил страдание, так удивительно очищающее душу. М.: Сибирская Благозвонница, 2016. С. 9-106.

3. Дитковская И. Э. Этические принципы В. Ф. Войно-Ясенецкого в аспекте философии личностного образования // Биоэтика: Федеральный научно-практический журнал. 2017. № 2 (20). С. 43-46.

4. Щепин О. П., Коротких Р. В. Развитие диспансеризации населения в современных условиях // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2013. № 3. С. 3-5.

5. Саперов В. Н. История развития врачебной этики // Здравоохранение Российской Фе-дерации. 2012. № 2. С. 53-55.

6. Век цифровой взаимозависимости: Доклад Группы высокого уровня генерального секретаря Организации Объединенных Наций по цифровому сотрудничеству. Июнь 2019 года // United Nations. URL: https://www.un.org/sites/www.un.org/files/uploads/ files/HLP%20on%20Digital%20Cooperation%20Report%20Executive%20Summary%20 -%20RU.pdf (дата обращения: 15.11.2020).

7. Шваб К. Четвертая промышленная революция. М.: Изд-во «Э», 2018. 208 с.

8. Бутусова М. Болевые точки медицинской информатизации: итоги ИТМ-2019 // СП.АРМ. URL: https://sparm.com/publications/bolevye-tochki-mediczinskoj-informatizaczii-itogi-itm-2019 (дата обращения: 15.11.2020).

9. Этика и «цифра» - коротко о главном. Робот-врач, робот-учитель, робот-полицейский: социальные риски и отраслевые этические вызовы: аналитическая записка к тому 2 доклада «Этика и "цифра": этические проблемы цифровых технологий». М.: РАНХиГС, 2020. 45 с.

10. Леонгард Г. Технологии против человека / пер. с англ. А. О. Юркова, М. Ю. Килина, Т. Ю. Глазкова. М.: АСТ, 2018.

11. Журавлев А. Л., Нестик Т. А. Социально-психологические последствия внедрения новых технологий: перспективные направления исследований // Психологический журнал. 2019. Т. 40, № 5. С. 35-47.

12. Валерий Легасов: Высвечено Чернобылем. М.: АСТ, 2020. 320 с.

13. Цифровизация образования в России и мире // Аккредитация в образовании. 2017. № 98. URL: https://akvobr.ru/cifrovizaciya_obrazovaniya_v_rossii_i_mire.html (дата обращения: 15.11.2020).

References

1. Mudrov M. Ya. Izbrannye proizvedeniya. Moscow: Izd-vo Akad. med. nauk SSSR, 1949. 294 p.

2. Avtobiografiya. In: Luka (Voyno-Yasenetskiy), svyat. Ya polyubil stradanie, tak udivitelno ochishchayushchee dushu. Moscow: Sibirskaya Blagozvonnitsa, 2016. Pp. 9-106.

3. Ditkovskaya I. E. Eticheskie printsipy V. F. Voyno-Yasenetskogo v aspekte filosofii lichnostnogo obrazovaniya. Bioetika: Federalnyy nauchno-prakticheskiy zhurnal. 2017, No. 2 (20), pp. 43-46.

4. Shchepin O. P., Korotkikh R. V. Razvitie dispanserizatsii naseleniya v sovremennykh usloviyakh. Problemy sotsialnoy gigieny, zdravookhraneniya i istorii meditsiny. 2013, No. 3, pp. 3-5.

5. Saperov V. N. Istoriya razvitiya vrachebnoy etiki. Zdravookhranenie Rossiyskoy Federatsii. 2012, No. 2, pp. 53-55.

6. Vek tsifrovoy vzaimozavisimosti: Doklad Gruppy vysokogo urovnya generalnogo sekretarya Organizatsii Obyedinennykh Natsiy po tsifrovomu sotrudnichestvu. June 2019. In: United Nations. Available at: https://www.un.org/sites/www.un.org/files/uploads/files/HLP%20 on%20Digital%20Cooperation%20Report%20Executive%20Summary%20-%20RU.pdf (accessed: 15.11.2020).

7. Schwab K. Chetvertaya promyshlennaya revolyutsiya. Moscow: Izd-vo "E", 2018. 208 p. (In Russian)

8. Butusova M. Bolevye tochki meditsinskoy informatizatsii: itogi ITM-2019. In: SP.ARM. Available at: https://sparm.com/publications/bolevye-tochki-mediczinskoj-informatiza czii-itogi-itm-2019 (accessed: 15.11.2020).

9. Etika i "tsifra" - korotko o glavnom. Robot-vrach, robot-uchitel, robot-politseyskiy: sotsialnye riski i otraslevye eticheskie vyzovy: analiticheskaya zapiska k tomu 2 doklada "Etika i 'tsifra': eticheskie problemy tsifrovykh tekhnologiy". Moscow: RANKhiGS, 2020. 45 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Leonhard G. Tekhnologii protiv cheloveka. Transl. from English A. O. Yurkov, M. Yu. Kilin, T. Yu. Glazkov. Moscow: AST, 2018. (In Russian)

11. Zhuravlev A. L., Nestik T. A. Sotsialno-psikhologicheskie posledstviya vnedreniya novykh tekhnologiy: perspektivnye napravleniya issledovaniy. Psikhologicheskiy zhurnal. 2019, Vol. 40, No. 5, pp. 35-47.

12. Valeriy Legasov: Vysvecheno Chernobylem. Moscow: AST, 2020. 320 p.

13. Tsifrovizatsiya obrazovaniya v Rossii i mire. Akkreditatsiya v obrazovanii. 2017, No. 98. Available at: https://akvobr.ru/cifrovizaciya_obrazovaniya_v_rossii_i_mire.html (accessed: 15.11.2020).

Интернет-журнал «Проблемы современного образования» 2021, № 4

Статья поступила в редакцию 01.12.2020 The article was received on 01.12.2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.