Этическая мысль
2023. Т. 23. № 2. С. 156-176
УДК 17.0
Ethical Thought 2023, Vol. 23, No. 2, pp. 156-176 DOI: 10.21146/2074-4870-2023-23-2-156-176
Е.Д. Мелешко, Ю.В. Назарова
Этические проекты в сфере педагогического образования: опыт этического центра Тульского государственного педагогического университета им. Л.Н. Толстого
Мелешко Елена Дмитриевна - доктор философских наук, профессор. Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого. Российская Федерация, 300026, г. Тула, пр-т Ленина, д. 125.
e-mail: [email protected]
Назарова Юлия Владимировна - доктор философских наук, профессор. Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого. Российская Федерация, 300026, г. Тула, пр-т Ленина, д. 125.
ORCID 0000-0003-4040-4862 e-mail: [email protected]
В статье рассматривается опыт научно-исследовательской и образовательной деятельности этического центра Тульского региона, действующего в рамках кафедры философии и культурологии и научно-исследовательской лаборатории социологии и прикладной этики Тульского государственного педагогического университета имени Л.Н. Толстого. Этический центр формировался на основе научно-исследовательских традиций кафедры этики МГУ им. М.В. Ломоносова и сектора этики ИФ РАН. Актуальность проектов этического центра определяется тем, что они способствовали соединению исследовательских подходов, характерных для академической и университетской науки, обеспечивая практическое внедрение фундаментальных теоретических исследований в процесс подготовки педагогических кадров для высшей школы (в том числе кадров высшей квалификации). Новизна проектов этического центра задана тем, что они были нацелены на интеграцию фундаментальных теоретических исследований в области этики и их практическое внедрение в сферу педагогического образования. Основными проектами этического центра, получившими научную, учебно-методическую и образовательную апробацию, являются: 1) проект исследования истории русской этики и этического образования в России; 2) проект создания интегральной этики; и 3) проект
© Мелешко Е.Д., 2023 © Назарова Ю.В., 2023
разработки основ цифровой этики. В отношении каждого из проектов в статье рассматриваются: а) история и содержание; б) научное и учебно-методическое обеспечение; в) внедрение в образовательный процесс; г) институции, на базе которых он осуществлялся. Проект «Истории русской этики и этического образования в России» включает в себя анализ нравственно-религиозных учений Л.Н. Толстого и А.С. Хомякова в контексте истории этических учений в России. Он не только внес вклад в исто-рико-этические исследования, но и позволил выявить концептуальные основания интегральной этики, что способствовало созданию в Тульском регионе оригинальной научной школы. Проект «Интегральная этика» позволил раскрыть взаимосвязи философского, прикладного и профессионального видов этики. Комплекс интегрального этического знания был реализован в профильных курсах по прикладной и профессиональной этике («этика образования», «этика права», «парламентская этика» и др.). В ходе осуществления проекта «Цифровая этика» были выявлены теоретический базис и прикладные импликации цифровой этики как новой области прикладных этических исследований.
Ключевые слова: этическое образование, прикладная этика, профессиональная этика, интегральная этика, история русской этики, цифровая этика
Введение
Этический центр ТГПУ им. Л.Н. Толстого (далее - ЭЦ ТГПУ) объединяет коллективы кафедры философии и культурологии, научно-исследовательской лаборатории социологии и прикладной этики, а также кафедры теологии, религиоведения и прикладной этики (функционировавшей с 2003 по 2012 гг.). Его целью является внедрение результатов научных исследований в области истории русской этики, философской и прикладной (в том числе цифровой) этики в педагогическую практику и социокультурное развитие Тульского региона. Деятельность ЭЦ ТГПУ сосредоточена на определении моральных ориентиров будущих педагогов на основе приоритета национальной культуры и концепции «деятельностного краеведения» (Д.С. Лихачев), а также на формировании ценностных моделей гражданского воспитания, патриотизма и коллективизма. Определяющее значение для формирования научной концепции ЭЦ ТГПУ имели исследования религиозно-нравственного наследия великих уроженцев Тульского края: Л.Н. Толстого и А.С. Хомякова. Результаты этих исследований оказали решающее влияние на создание образовательной модели интегральной этики, ставшей главным вкладом центра в этическую мысль.
Становление ЭЦ ТГПУ проходило на основе научной школы «История религиозно-этических учений в России», зарегистрированной Министерством образования РФ в 1995 г., и во многом связано с научными исследованиями ее руководителей: заведующей кафедрой философии и культурологии профессора, доктора философских наук Е.Д. Мелешко и профессора, доктора философских наук В.Н. Назарова.
Ранние научные интересы Назарова были сконцентрированы на разработке идей моральной прогностики (в научной фантастике, утопических учениях, мифологических текстах, содержащих элементы морального предвидения),
а также на систематизации этики в ее соотношении с культурно-историческими формами нравственности. Нравственно-философский анализ феномена мудрости [Назаров, 1993] обозначил целостность этики, ее связь с духовной культурой, показал значимость этики как духовно-практического знания. Эти выводы позволили оформить идею философии цельного знания, послужившую основанием для исследований в области университетской теологии и теологии русской культуры, а также создать концепцию интегральной этики, которая задала теоретическую рамку изучения проблем прикладной и профессиональной этики.
Область научных интересов Мелешко - философия и этика непротивления Л.Н. Толстого. В своих работах Мелешко интерпретировала религиозно-нравственное учение Толстого как целостное знание, включающее этико-аксиологи-ческую категориальную систему, в центре которой любовь и вера. Принцип непротивления злу насилием - неделание - рассматривался ею как основная установка практической этики Толстого, как мотивация к совершению нравственных поступков, придающая смысл человеческой жизни. Реконструкция этики мыслителя стала ключом к исследованию опыта толстовского движения в России [Мелешко, 2006]. Идея целостности толстовского религиозно-нравственного учения была спроецирована на педагогическое наследие мыслителя, практическим приложением исследования которого стало участие Мелешко в эксперименте «Школа Л.Н. Толстого». Освоение творческого наследия Хомякова позволило установить параметры философии образования мыслителя и провести ее сравнительный анализ с моральными принципами педагогики Толстого, С. Гессена и др. российских мыслителей [Мелешко, Назаров, 2015].
ЭЦ ТГПУ и традиция этических исследований на философском факультете МГУ имени М.В. Ломоносова и в Институте философии РАН
Работа ЭЦ ТГПУ длительное время осуществлялась в тесном сотрудничестве с кафедрой этики философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова и сектором этики Института философии РАН. Такое сотрудничество имеет свою давнюю историю, начало которой восходит к 1960-1970-м гг. Философский факультет в это время претерпевал существенное преобразование, связанное с обновлением систематизации философских наук. Происходили изменения в составе структурных подразделений факультета: создавались новые кафедры, научные лаборатории, методические кабинеты. Именно в это время начинает функционировать кафедра марксистско-ленинской эстетики и этики (1962), от которой отпочковывается и становится самостоятельным подразделением кафедра марксистско-ленинской этики (1968). Это время молодых энтузиастов и подвижников этической науки, ведущих преподавателей кафедры: заведующего кафедрой С.Ф. Анисимова, А.И. Титаренко, А.А. Гусейнова, Л.Б. Волченко, В.Т. Ганжина, Е.Л. Дубко, Ю.М. Смоленцева, Б.О. Николаичева и др. Их работы определили развитие этики как самостоятельной науки в СССР. Кафедра марксистско-ленинской этики МГУ становится в эти годы главным
научным центром, определяющим развитие этики в академических подразделениях и вузах страны. Лекции, конференции, методологические семинары объединяли не только преподавателей, но и студентов и аспирантов, среди которых были будущие руководители Тульской региональной научной школы -Назаров и Мелешко. Творческая атмосфера студенческих и аспирантских методологических семинаров, неподдельный интерес к идеям молодых ученых и, одновременно, строгая и беспристрастная критика этих идей со стороны старших коллег стали ориентиром для научной деятельности выпускников кафедры марксистско-ленинской этики.
Этическая школа философского факультета сформировала значительное количество докторов и кандидатов философских наук. Одним из ее выпускников, прошедшим весь цикл защит на философском факультете: от дипломной работы («Моральное предвидение в научной фантастике», 1975 - медаль Министерства образования СССР) и кандидатской диссертации («Моральная прогностика: история и современное состояние проблемы», 1978) до защиты докторской диссертации («Феноменология мудрости», 1993), являлся Назаров -руководитель Тульской региональной научной школы.
Мелешко была аспирантом кафедры марксистско-ленинской этики (19761980 гг.). Она работала над кандидатской, а затем и докторской диссертациями под научным руководством А.А. Гусейнова. Защита кандидатской диссертации «Проблемы этики и гуманизма в творчестве Л.Н. Толстого» (1980) состоялась в диссертационном совете философского факультета МГУ, защита докторской диссертации «Философия непротивления Л.Н. Толстого: систематическое учение и духовный опыт» (1999) - в диссертационном совете Института философии РАН.
Сотрудничество с кафедрой этики философского факультета и сектором этики Института философии РАН при активном содействии академика Гусейнова и профессора, доктора философских наук Р.Г. Апресяна* продолжилось и в последующие годы, что позволило получить весомые результаты в деле подготовки кадров высшей квалификации для Тульского региона. Творческое содружество трех этических институций нашло отражение в совместных публикациях, например, в издании этического словаря [Этика: Энциклопедический словарь, 2001], среди авторов которого было 9 представителей ЭЦ ТГПУ тульской этической школы (В.И. Дружинин, Ю.В. Земцов, М.Л. Клюзова, М.К. Константинова, Е.Д. Мелешко, Е.О. Миляева, А.Е. Митько, В.Н. Назаров, А.В. Прокофьев), в защите диссертационных работ в диссертационном совете Института философии, в совместном участии в научных конференциях и работе методологических семинаров. Коллектив преподавателей кафедры философии и культурологии ТГПУ совместно с Институтом философии РАН, кафедрой этики философского факультета МГУ, кафедрой этики и эстетики философского факультета СПбГУ участвовал в разработке стандарта по направлению подготовки «Прикладная этика», который в 2003 г. вошел в классификатор специальностей и направлений (базовой организаций при разработке стандарта был СПбГУ).
Включен Министерством Юстиции РФ в реестр иностранных агентов.
Проект истории русской этики и этического образования в России
Данный проект ориентирован на исследование нравственно-религиозных учений Толстого и Хомякова в широком контексте истории этических учений в России и хронологии русской этической мысли. История религиозно-этических учений и этического образования в России приобрела статус приоритетной темы ЭЦ ТГПУ с середины 1990-х гг. и была зарегистрирована в Министерстве образовании РФ в качестве научной школы. Результатом этой исследовательской работы стало издание ряда монографий, учебников и учебных пособий, некоторые из них были выполнены при поддержке Российского государственного научного фонда (РГНФ) [Назаров, Мелешко, 2004; Назаров, 2006; История этических учений, 2015].
Обращение к истории русской этики в Тульском регионе обусловлено тем, что философы религиозно-нравственного направления, творившие на тульской земле и в России в целом, создали своим творчеством особую атмосферу духовной жизни края, можно сказать, особый этос. Это отчетливо проявилось в умонастроениях студенческой молодежи и интеллигенции конца 1980-х - начала 1990-хх гг. Их усилиями создавались творческие группы, были востребованы курсы по истории русской этики, конференции и коллоквиумы, в центре которых - религиозно-нравственные учения Толстого, Хомякова, В.С. Соловьева и др. В этом смысле показательным является тот факт, что в 1980-1990-е гг. изменяется литературоведческая направленность конференции «Толстовские чтения», заявленной как «бренд» ТГПУ еще в 1938 г. Содержание основной темы толстовских конференций и чтений оказывается развернуто к религиозно-нравственным исканиям мыслителя. В это время при кафедре философии и культурологии формируется коллектив молодых талантливых ученых, открываются аспирантуры по этике, философской антропологии, религиоведению, а с 2002 по 2012 гг. действует объединенный диссертационный совет ДМ 212.270 - этика, религиоведение, философская антропология (председатель -Назаров), объединивший ученых Центрального региона РФ (Белгород, Воронеж, Курск, Тула, Калуга, Москва). За время работы совета было защищено 128 диссертаций, из них 8 докторских и 120 кандидатских.
Исследование религиозно-нравственного учения Л.Н. Толстого и толстовские образовательные практики
Концептуализация религиозно-нравственного учения Толстого явилась результатом многолетних исследований руководителя проекта Мелешко. Ее монографическое исследование раскрывает интегральный характер толстовской этико-философской и теоретической категориальной системы [Мелешко, 2006]. В нем подчеркивается неразрывность художественного и философского творчества Толстого. Научную новизну исследования наследия Толстого, представленного в книге, задает целостность этико-философского анализа религиозно-нравственных идей Толстого, в ходе которого определены и систематизированы базовые понятия религиозно-нравственной философии мыслителя,
продемонстрированы особенности толстовской концепции непротивления злому на фоне основных культурно-исторических способов понимания и осуществления заповеди непротивления. Философскому творчеству Толстого придает единство признание принципа непротивления основополагающей идеей христианского учения. Принцип непротивления основывается на любви как отражении Божественной истины любви к ближнему, что определяет его систематический целостный характер, его метафизические и этические смыслы. Принцип непротивления есть руководство к действию, поступку, к изменению (умоперемене) жизнепонимания и образа жизни.
В работе реконструированы этапы развития принципа непротивления в творчестве Толстого. На первом этапе непротивление выступает в качестве основного принципа метафизики и этики христианства, связующего звена всех сторон христианского учения (1883-1884 гг., «В чем моя вера?»). На втором этапе принцип непротивления получает философско-антропологическое обоснование, устанавливается связь принципа непротивления с самоотречением и благом любви (1886-1887 гг., «О жизни»). На третьем этапе разрабатывается социальный смысл идеи непротивления, раскрываются ценностно-регулятивные механизмы заповеди непротивления, четче выявляются специфические рационализм и утилитаризм учения Толстого (1890-1892 гг., «Царство Божие внутри вас»). На четвертом этапе происходит систематизация и складывается полное и зрелое философское обоснование учения о непротивлении (1897 г., «Христианское учение»). На пятом этапе Толстой обращается к популяризации философии непротивления и осуществляет духовный синтез учения о непротивлении (1903-1910 гг., «Круг чтения», «На каждый день: учение о жизни, изложенное в изречениях», «Путь жизни»). Наконец, на шестом этапе он выдвигает понимание непротивления как всеобщего закона любви (1908 г., «Закон насилия и закон любви»).
Монография содержит системно-категориальный анализ философии непротивления в единстве ее метафизических (вера-душа-Бог) и этических (любовь-благо-зло-грехи-соблазны-суеверия-усилие сознания-самоотречение-смирение-правдивость-жизнь-смерть) начал и выявляет соотношение закона любви и заповеди непротивления. Параллельно с этим исследуется толстовская концепция зла - его учение о грехах, соблазнах и суевериях в сравнении с буддийской, античной и христианской концепциями пороков (злых страстей) с целью определения типа толстовской метафизики зла. Постижение метафизики зла Толстого позволяет реконструировать нормативную «программу» этики ненасилия с ее «индивидуальными» (самосовершенствование, борьба с грехами, соблазнами и суевериями, усилие сознания, неделание) и «коллективными» (неучастие, неповиновение, пассивное противление) способами борьбы со злом. В связи с этим создана идеальная модель толстовства как типа мировоззрения и социально-этического феномена. С использованием этой модели был проанализирован духовный и практический опыт непротивления в реальном толстовском движении (прежде всего, опыт толстовских земледельческих коммун как образца ненасильственной «негосударственной» жизни). Отдельным предметом исследования являлись образовательные практики толстовских коммун.
Круг исследовательских проблем, затронутых в «Христианской этике Л.Н. Толстого», определил предмет ряда диссертационных работ аспирантов и соискателей, которые прошли успешную защиту в диссертационных советах ДМ 212.270.02 на базе ТГПУ и Д.002.015.01 на базе Института философии РАН1.
Научные исследования творчества Толстого дали импульс двум другим направлениям научной работы ЭЦ ТГПУ. Это разработка интегральной этики, которая является основой всей системы этического образования (см. ниже), и реконструкция основных направлений развития российской этической мысли (движение в прошлое от Толстого и в будущее от него).
Систематическое внедрение результатов исследования творчества Толстого в образовательный процесс проводилось в Тульском регионе и в университетах Российской Федерации (ФГБОУ «Дагестанский университет», Институт свободных искусств ФГБОУ «Санкт-Петербургский университет»). В том числе в рамках программы Министерства образования РФ «Культура ислама». В этой связи были разработаны электронные учебные пособия: «Этика и аксиология в религии», «Л.Н. Толстой и культура ислама». Эти курсы обозначили целостность и универсальность христианской этики мыслителя, раскрыли метафизические и этические смыслы межкультурного взаимодействия.
Религиозно-нравственное учение Толстого - это масштабный философско-религиозный синтез, и проблема его конфессиональной и духовной идентификации до сих пор остается неразрешенной. Конечно, философско-религиозный синтез Толстого заключается, прежде всего, в воссоздании целостного этико-ме-тафизического духа принципов христианской этики. Однако в основе заповеди непротивления лежит единая непротиворечивая метафизика зла, что обусловливает универсальность этического учения Толстого и его взаимосвязи с самыми разными религиозно-этическими учениями: даосизм, буддизм, ислам и др.
Отражающая это обстоятельство цель учебного курса «Толстой и культура ислама» заключалась в формировании особого представления о взаимодействии культур на основе анализа нравственного опыта Толстого, его духовных, религиозных и жизненных исканий, явившихся основой его творческого наследия, его «искусства жизни», а также различных аспектов влияния культуры ислама на творчество писателя и мыслителя. Студенты, изучающие курс, получили возможность на основании кросс-культурных параллелей самостоятельно проанализировать базовые этические категории толстовского учения, проследить направления религиозного синтеза в учении Толстого и влияние разных направлений
См.: Мелешко Е.Д. Философия непротивления Л.Н. Толстого: Систематическое учение и духовный опыт: Дис. ... док. филос. наук. М., 1999; Клюзова М.Л. Этический рационализм Л.Н. Толстого: Дис. ... канд. филос. наук. М., 2000; Каширин А.Ю. Этика толстовства: Дис. ... канд. филос. наук. М., 2002; Меситова С.А. Этическая танатология Л.Н. Толстого (толстовский опыт переживания смерти и его нравственно-религиозный смысл): Дис. ... канд. филос. наук. Тула, 2003; Чэнь Бин. Принцип неделания в религиозно-нравственном учении Л.Н. Толстого: Дис. ... канд. филос. наук. Тула, 2004; Рождественская И.В. Философия культуры Л.Н. Толстого: Дис. ... канд. филос. наук. Тула, 2009; Шарановская Ю.В. Идеал целомудрия в нравственно-религиозном учении Л.Н. Толстого: Дис. ... канд. филос. наук. Тула, 2011.
ислама на формирование его универсального религиозного-этического учения. Новизна курса связана с его основной методологической установкой, в основе которой - сравнительный философско-культурологический и этический анализ художественного и философского наследия Толстого («Казаки», «Хаджи-Мурат», «Круг чтения», «Путь жизни») и арабских и персидских источников средневекового Ирана (Саади, Фарид-ад-дин Аттар, Джелаледдин Руми, Омар Хайям, Хафиз Ширази, притч и афоризмов восточной мудрости, коранических изречений).
Практическим выражением нового подхода к этическому образованию, сформированного ЭЦ ТГПУ, стало создание в Тульском регионе концепции «Школа Л.Н. Толстого», в рамках которой этическое образование получило приоритетное направление. В научно-исследовательской лаборатории (НИЛ) «Школа Л.Н. Толстого» в составе тульского Института повышения квалификации под руководством В.Б. Ремизова, проводившего эксперимент Министерства образования СССР в ряде школ Тулы и Тульской области и в других регионах России, был осуществлен синтетический подход к преподаванию этики и религии. Коллектив ЭЦ ТГПУ участвовал в концептуальных разработках школы Толстого. Результатом этого участия стали такие учебные курсы, как «Философия ненасилия Л.Н. Толстого» (по курсу издано учебно-методическое пособие под грифом Министерства образования РФ (2003)); «Права человека в системе духовных ценностей школы Л.Н. Толстого», «Моральная философия Л.Н. Толстого» (по курсу издано учебно-методическое пособие под грифом Министерства образования РФ (2005)), «Толстой и мудрецы мира», «Л.Н. Толстой и искусство морали». Вышла монография В.Б. Ремизова, А.А. Орлова, Е.Д. Мелешко «Школа Л.Н. Толстого как учебное заведение нового типа: Концепция» (1991).
Лаборатория «Школа Л.Н. Толстого» ставила перед собой цель гуманизации школьного образования на основе педагогической теории и опыта Толстого. Это выразилось в следующих ее задачах:
1. Создание оптимальных условий для интеллектуального, нравственного и волевого развития личности ребенка посредством организации учебно-воспитательного процесса на гуманистических принципах и идеях Толстого, с использованием современных психолого-педагогических технологий, способствующих переходу от обязательно-принудительного образования к самообразованию и самосовершенствованию личности (лозунг: «Через свободную педагогику - к самостоятельно ориентированному жизненному пути личности»).
2. Разработка, апробирование и внедрение в систему среднего образования современных форм, средств и методов обучения и воспитания, обеспечивающих становление у подрастающего поколения нравственного отношения к миру (лозунг: «Улучшать жизнь через сотрудничество, взаимопомощь, без насилия и причинения вреда природе и людям»).
3. Создание педагогической системы свободных взаимодополняющих конструктивных социальных отношений (по принципу сетевого взаимодействия) между всеми участниками образовательного процесса - детьми, учителями, родителями, на основе признания их самоценности и потребности
личностного и коллективного роста независимо от социального положения и прочих различий.
4. Способствование переходу от реализации проекта «Школа Л.Н. Толстого», создающего условия для духовно-нравственного самосовершенствования учащихся, к активному гуманистическому созиданию новых социальных отношений в обществе.
5. Разработка программы непрерывного образования и воспитания, построенного на гуманистических принципах духовно-нравственного самосовершенствования личности с определением специфики каждого этапа и функциональной значимости каждого ее участника.
В рамках исследования религиозно-нравственного учения и педагогического опыта Толстого ЭЦ ТГПУ или при его участии были созданы следующие институции: Духовный центр им Л.Н. Толстого (1998-2000) в ТГПУ; школа Толстого, факультет искусств и гуманитарных наук (бакалавриат и магистратура по направлению подготовки «Искусства и гуманитарные науки», «Теология», «Религиоведение», «Прикладная этика» (бакалавриат)), аспирантура по философии религии, философской антропологии, этике (с 2000 г.), диссертационный совет (2000-2012) - по философии религии философской антропологии, этике.
ЭЦ ТГПУ способствовал формированию различных этических практик, которые представляют собой опыт включения нравственных идей Толстого в ткань современной общественной культуры. Например, ЭЦ ТГПУ стал организатором коммуникативной культурной деятельности («деятельностного краеведения»), способствующей распространению идей Толстого (яркий пример - международный поход по пешим маршрутам Толстого: Ясная Поляна -Козельск - Оптина Пустынь - Шамордино - Астапово (1991), организации сотрудничества и встреч с духоборами из Грузии (село Архангельское Черн-ского района Тульской области, 1991 г.) и др.). Этические практики применялись ЭЦ ТГПУ: 1) в педагогической сфере высшего и среднего образования (опыт школы Толстого на основе исследований нравственно-педагогического наследия мыслителя); 2) в системе повышения квалификации учителей школ, в сотрудничестве с экспериментальной лабораторией творчества Толстого Тульского Института повышения квалификации (ИПК); 3) в опыте научных коммуникаций по толстовской тематике с ведущими научными коллективами вузов (кафедрой истории русской философии, философии философского факультета МГУ, сектором этики и сектором истории русской философии ИФ РАН), музеями Толстого (Дом музей Л.Н. Толстого Ясная Поляна (Тула), Дом музей Л.Н. Толстого Хамовники (Москва)).
Заслуги Мелешко в области фундаментальных исследований нравственной философии и педагогической этики Толстого в системе образовательных практик Тульского региона были отмечены присуждением ей премии имени К.Д. Ушинского «За значительный вклад в развитие гуманитарных наук» (2018).
Исследование религиозно-нравственного учения и морально-педагогической теории А.С. Хомякова
Творческое наследие Хомякова (1804-1860) стало предметом исследований коллектива ЭЦ ТГПУ в 2003-2008 гг. в связи с 200-летним юбилеем мыслителя. Интерес к творчеству Хомякова в Тульском регионе объясняется не только масштабом и творческой многогранностью его личности, ролью в развитии российской философской мысли, но и тем, что он был тесно связан с Тульским краем, так как недалеко от Тулы в с. Богучарово находилось родовое имением семьи Хомяковых, ставшее ныне его домом-музеем. В это время силами коллектива кафедры и университета было открыто направление подготовки бакалавров и магистров по теологии, религиоведению, прикладной этике в рамках факультета искусств и гуманитарных наук, а также создана кафедра теологии, религиоведения и прикладной этики, которой было присвоено имя Хомякова (заведующий кафедрой профессор Назаров). Творчество Хомякова рассматривалось ЭЦ ТГПУ по следующим направлениям: теология, история религий, религиозная философия, этика. Коллектив центра организовал юбилейную конференцию, посвященную 200-летию со дня рождения Хомякова, результаты которой были опубликованы в сборнике «Духовное наследие А.С. Хомякова: Юбилейный сборник» (грант РГНФ., проект № 04-03-14003г) [Духовное наследие А.С. Хомякова, 2003]. В 2008 г. состоялась международная конференция «Новые исследования в области религиозной и нравственной философии А.С. Хомякова» (поддержана грантом губернатора Тульской области в сфере науки и техники, 2007 г., проект № 60-К-1/1057). В течение 20032008 гг. в Хомяковских чтениях приняли участие известные ученые-исследователи творчества Хомякова из Москвы (С.С. Хоружий, М.И. Громов, М.А. Маслин, А.П. Козырев, В.Н. Катасонов, А.Д. Сухов, Н.И. Цимбаев, В.И. Холодный); из Санкт-Петербурга (Б.Ф. Егоров, В.М. Лурье, К.Г. Исупов); из Великого Новгорода (В.А. Кошелев); из Томска (Н.В. Серебренников); из Иваново (В.П. Океанский); из Воронежа (В.П. Фетисов); из Тулы (В.Н. Назаров, Е.Д. Ме-лешко); из Италии (Болонский университет - Антонелла Кавацци). Материалы конференций были использованы в преподавании дисциплин: «Аксиология и этика в религии», «Введение в религиозную этику», «Основы моральной теологии», «История морального богословия в России».
С 2004 г. ЭЦ ТГПУ активно занимался популяризацией наследия Хомякова и связанных с ним памятных мест в сотрудничестве с Тульской областной общественной некоммерческая организацией «Хомяковское научно-культурное и просветительское общество», под председательством Мелешко. Результатом совместной работы явился ряд выигранных грантов и проведение конференций, публикации монографий, методических материалов.
Как и в случае с Толстым, особое место уделялось исследованию нравственно-педагогических идей Хомякова, создавшего оригинальную и перспективную идейную рамку для реформирования образования в России. Целью такого реформирования должен был стать «синтез науки и жизни», способный обеспечить «органическое русское просвещение», т.е. соответствие образования духовным (христианским) началам и нравственным ценностям, призванным
преодолеть формализм и раздвоенность в образовании, его подражательность западным образцам. Ответственность за состояние образования, соответствующего национальным приоритетам, Хомяков возлагал на государство, которое «имеет нравственную обязанность» поддерживать в обществе «органическое русское просвещение».
Проект интегральной этики
К концу 1990-х гг. преподавание этики в России замкнулось в рамках философских факультетов университетов и курсов профессиональной морали в профильных образовательных учреждениях. Наметилась тенденция отпочкования профессиональных и прикладных видов морального знания от философской этики. В этих условиях Министерством образования РФ было принято решение о преобразовании направления «Этика» в направление «Прикладная этика» и о включении ее в квалификационный перечень дисциплин, утвержденных в качестве специальностей и направлений в высшей школе. В результате в 2003 г. министром образования В.М. Филипповым был подписан приказ «Об эксперименте по созданию направления подготовки бакалавров и магистров «Прикладная этика».
Имея аспирантуру по этике и тесные научно-исследовательские и образовательные связи с этическими центрами МГУ, Института философии РАН и СПбГУ, кафедра философии ТГПУ активно включилась в работу по подготовке государственного образовательного стандарта по направлению «Прикладная этика» (код 523200) и созданию научных и учебно-методических материалов, обеспечивающих преподавание данной дисциплины. Итогом этой работы стало: 1) получение гранта РГНФ «Концепция этического образования в современной России: проект интегральной этики» (03-03-00049а) [Назаров, Мелешко, 2005]; 2) издание учебника «Прикладная этика» с грифом УМО по образованию в области инновационных междисциплинарных образовательных программ [Назаров, 2005]. Успешное развитие проекта стало одним из факторов, позволивших создать в 2006 г. кафедру прикладной этики, теологии и религиоведения им. А.С. Хомякова.
В основу проекта была положена предпосылка, что этическое образование должно стать интегральным выражением единства индивидуальной этики добродетелей и социальной этики институтов, личного нравственного совершенствования и профессионально-этической компетентности. В учебном процессе это должно найти свое отражение в органической взаимосвязи философского, прикладного и профессионального видов этики. В этой связи структура учебного процесса должна отвечать внутренней логике концептуального становления прикладной этики, проходящего через три ступени конкретизации этических принципов: универсально-нормативную, социально-нормативную и профессионально-нормативную.
Универсально-нормативная конкретизация осуществляется в рамках философии морали, психологии морали и социологии морали. Уровень социально-нормативной конкретизации включает основные виды социально значимой
прикладной этики, такие, как биоэтика, этика образования, информационная этика, предпринимательская этика, этика права. Прикладная этика не ограничивается этими видами, но именно они обладают наибольшей социокультурной значимостью. В этом смысле прикладная этика есть этика общественно значимых видов профессиональной деятельности. Профессионально -нормативной конкретизации, в свою очередь, подлежат наиболее значимые виды профессиональной этики: этика педагога, этика врача, этика журналиста, этика юриста, этика бизнесмена и т.п.
Известно, что этические проблемы и моральные коллизии возникают в каждой социокультурной нише и во всех сферах профессиональной деятельности. Именно поэтому профессиональная этика как нормативная система, исследовательская область и образовательная сфера оказалась высоко дифференцированной. Однако для разработчиков концепции интегральной этики необходимость социально-нормативной и профессионально-нормативной конкретизации не снимает принадлежность частных прикладных и профессиональных этик к цельному знанию, ядром которого является философия. Из этого следует, что, во-первых, профессиональная этика не должна изучаться в отрыве от философской этики, и, во-вторых, различные виды профессиональной этики не должны изучаться в отрыве друг от друга. То же самое можно сказать и об этикете, который, как правило, воспринимается как нечто оторванное от этики. Признавая необходимость дифференциации, авторы идеи интегральной этики пытались удержать единство профессионально-этического знания.
Концепция интегральной этики была внедрена в рамках этического образования, осуществляющегося в ТГПУ. Одной из сторон миссии педагогического университета является формирование широкого спектра различных профессионально-этических ориентаций у его выпускников, будущих учителей. В рамках педагогического образования профессиональная этика выступает междисциплинарной областью исследования и предполагает выход на смежные дисциплины и области знания как гуманитарного (политология, педагогика, экономика, история, социология), так и естественно-научного характера (биология, медицина, физика и др.). Все это было учтено в рамках системы учебных курсов, разработанных ЭЦ ТГПУ за последние 10-15 лет.
С 2010 г. в ТГПУ преподается регулярный курс «Профессиональная этика и этикет», который включает в себя 4 раздела, связанных между собой общей концептуальной основой и единой логикой: 1. Понятие этики. Краткая история основных этических учений; 2. Прикладная этика. Предмет прикладной этики; 3. Профессиональная этика. Предпринимательская этика как вид профессиональной этики; 4. Этикет в системе профессиональной этики. Выбор и последовательность разделов определялись следующей цепочкой базовых понятий: философия - этика - воля - характер - поведение - добродетель - нравственные ценности - универсальные этические принципы - морализаторство - конкретная этика - фундаментальная этика - прикладная этика - антиномич-ность - дилемма - конфликт ценностей - моральные коллизии - ситуационное разрешение - открытость проблем - универсальные проблемы прикладной этики - право на жизнь - смертная казнь - эвтаназия - право на смерть - кодексы
прикладной этики - профессиональная этика - профессиональные добродетели - предпринимательская этика - профессиональный этический кодекс - комиссия по этике - принципы профессиональной этики - деловой этикет.
Этикет в рамках данного курса рассматривался как форма регуляции поведения, как своего рода «малая этика», т.е. этикет был охарактеризован в его связи с этикой как философской наукой. По этой причине этикет определяется как устоявшиеся правила поведения, которые обеспечивают ограничение, социализацию и одухотворение индивидуального поведения. Как показывает история этикета, он является отражением нравов, существующих в том или ином сообществе; поэтому в рамках курса этикет рассматривался также и с точки зрения истории нравов. Кроме того, в рамках курса предполагается знакомство с правилами современного делового и международного делового этикета (последнего требовали профессиональные интересы основной целевой группы курса (специальность 230500 - «Социально-культурный сервис и туризм»)). Курсом было предусмотрено изучение оригинальных философских текстов, обеспечивающее единство усвоения теоретического и практического образовательного содержания, а также работа с нормативно-правовыми документами по профессиональной этике (кодексами, материалами комиссий по этике). В рамках изучения делового этикета практиковались ролевые игры. В целях эффективности усвоения материала использовался метод постановки контрольных вопросов, способствующих выделению основных этических единиц (базовых категорий и проблем) того или иного текста. Так как профессиональная этика по своей сути ситуативна, был применен также метод ситуационного анализа - моделирование и анализ разного рода этических конфликтов.
Кроме регулярного курса «Профессиональная этика и этикет», проект интегральной этики был апробирован на курсах по выбору. На курсе по выбору «Этика образования» последняя рассматривалась как прикладная (собственно этика образования), так и профессиональная (педагогическая этика) этическая дисциплина. При этом педагогическая этика была представлена как часть этики образования. Особое внимание в рамках курса уделялось проблемам этического образования и нравственного воспитания, поэтому данный курс стал одним из вариантов апробации не только проекта интегральной этики, но и проекта истории русской этики и этического образования в России (см. выше).
Теоретический раздел курса имел целью познакомить слушателей с этикой образования как с одним из видов прикладной этики. Современная этика образования как прикладная дисциплина возникает в условиях новой информационной реальности на основе локальных традиций нравственного воспитания и профессиональной педагогической этики. В этом отношении она наследует проблемы, связанные с обоснованием форм и методов нравственного воспитания, управлением нравственно-воспитательной деятельностью, формированием моральных качеств учителя и т.п. Однако она учитывает, что в современном информационном обществе образование приобретает качественно иной характер, что сегодня возникают новые конфликты ценностей, требующие соответствующих способов моральной регуляции. Другими словами, что этика образования на настоящий момент невозможна без прояснения нормативных оснований медиапедагогики. Что и было сделано разработчиками курса.
Курс по выбору «Этика бизнеса» был посвящен рассмотрению бизнес-этики в контексте прикладной (конкретно - экономической) этики. Основная проблема, вокруг которой выстроен курс: какие моральные нормы или принципы могут иметь значение в условиях современной предпринимательской деятельности? Особое место в курсе «Этика бизнеса» занимал анализ соотношения экономической и предпринимательской этики, этики конкурентной борьбы, а также дилемм этики бизнеса. На практических занятиях моделировались кейсы, связанные с этическими дилеммами бизнес-этики, анализировались этически приемлемые бизнес-стратегии, рассматривались существующие кодексы этики бизнеса.
Целью курса по выбору «Этика прав человека» была демонстрация слушателям междисциплинарного характера этой дисциплины, которая находится на границе таких наук, как философия, этика, прикладная этика, антропология, политология, юриспруденция, история. Курс предполагал знакомство, с одной стороны, с философско-политическими теориями, заложившими основу современной концепции прав человека, с другой стороны - с прикладными этическими проблемами прав и свобод в современном обществе. Задачи курса: 1) проследить становление и развитие этической концепции прав человека, начиная с периода Нового времени (Дж. Локк, Т. Гоббс, И. Бентам, Т. Джефферсон); 2) выявить философские, исторические и политические предпосылки возникновения концепции прав человека; 3) познакомиться с документами, в которых провозглашаются права человека и провести их этический анализ (Декларация независимости США, Декларация прав человека и гражданина, Всеобщая декларация прав человека); 4) осмыслить и проанализировать современные проблемы, связанные с реализацией прав человека, в первую очередь те, которые порождает процесс глобализации. В ходе преподавания курса постоянно акцентировалась связь этики прав человека с прикладной этикой в целом, что потребовало ввести в него блок, знакомящий студентов с моральной философией и прикладной этикой.
В курсе по выбору «Парламентская этика» последняя рассматривалась как часть профессиональной этики; подчеркивалась взаимосвязь парламентской этики и политической этики; был показан механизм институализации нравственных ценностей и формирования кодексов парламентской этики. В рамках курса проводились практические занятия по этическому анализу нормативных документов, разбору конкретных конфликтных ситуаций в парламенте на основании действующих этических кодексов, моделировались ситуации конфликта интересов и анализировались способы их разрешения. Многие кейсы разбирались в ретроспективе, анализировались политические последствия этических нарушений. Цель теоретического раздела курса - познакомить слушателей с политической и парламентской этикой как с одним из видов прикладной этики, изучающей моральные проблемы и коллизии в сфере политики: этика политического конфликта, этика власти, этика политического сопротивления, этика международной политики. Курс предполагал знакомство с теорией парламентской этики, определение ее соотношения с классической и профессиональной этикой, а также изучение этической практики в таких сферах, как публичная политика, парламентаризм, деятельность политических партий.
Студентам предлагалось ознакомиться как с российской, так и с западноевропейской этической практикой, что дало представление о месте и значении парламентской этики в ряду других видов профессиональной этики. Значительная часть курса была построена на основании монографии Ю.В. Назаровой «Парламентская этика в России: история и современность» [Назарова, 2011].
Исследовательская работа ЭЦ ТГПУ по теме «парламентская этика» заслуживает отдельной характеристики. Она была сосредоточена на российском контексте этики народных представителей. Парламентская этика в России рассматривалась следующим образом: с одной стороны, реконструировались и изучались исторические традиции этического регулирования в российском парламенте; с другой - анализировались современные практики этического регулирования.
Отечественный исторический опыт этического регулирования деятельности парламентариев охватывает период с 1906 по 1917 гг. и является малоисследованным предметом. Несмотря на то, что историки часто обращались к процессу становления российского парламентаризма в начале XX в. в целом, проблема парламентской этики в Государственной думе Российской империи практически не освещалась. Между тем анализ этого опыта позволил установить следующие важные факты. 1. Традиции этического регулирования в российском парламенте складывались благодаря специфическому «парламентскому этосу», включавшему в себя как некодифицированные правила политического поведения, так и существующие на тот момент правила внутреннего распорядка парламента. 2. Кодифицированные и некодифицированные нормы и правила парламентской этики прямо влияли на те решения парламента, которые повлекли за собой важные исторические события. Ключевой теоретический вывод исследования состоял в том, что от уровня этического регулирования зависят отношение общества к парламентаризму, политический авторитет парламента, образ парламентария в сознании избирателей. Проведенная работа позволила выявить особенности и перспективы этического регулирования парламентской деятельности в России.
Реконструкция элементов этического регулирования парламентской практики в Российской империи потребовала своеобразного исторического расследования, которое опиралось на ситуационный анализ. Этический анализ конфликтных ситуаций опирался на подробную историческую реконструкцию их предысторий, выявление скрытых мотивов конфликтующих сторон, определение уровня влияния на конфликт сил, которые явно не были задействованы в ситуации. Все это позволило продемонстрировать своеобразие российского парламентского этоса. Вычленение этических категорий и нравственных ценностей позволило реконструировать достаточно сложную систему этико-нор-мативного регулирования парламентаризма, оценить ее достоинства и недостатки, проанализировать парламентские нравы.
Монография «Парламентская этика в России: история и современность» была награждена дипломом XIX Минской международной книжной выставки-ярмарки (8-12 февраля 2012 г.). В 2013 г. исследование удостоилось Премии Российского исторического общества в области изучения истории парламентаризма, законотворчества, парламентской и правовой культуры, учрежденной
к двадцатилетию Федерального Собрания Российской Федерации и Конституции Российской Федерации.
В дальнейшем исследование парламентской этики расширилось до фило-софско-аксиологического анализа парламентской культуры. Это позволило реконструировать и проанализировать целостные модели культуры современного парламентаризма, а также определить их этико-аксиологические основания. Были выделены этические дилеммы современного парламентаризма (дилемма прав человека; дилемма политической стратификации); систематизированы нравственные ценности, которые рассматривались как в дискурсе классической теории ценностей, так и в контексте аксиологии неклассической культуры. Кроме того, были описаны и проанализированы такие практики современной парламентской культуры, как парламентская этика и этическое образование в сфере публичной политики. В результате на основании исследования были построены модели этической культуры парламентаризма и образования в области парламентской этики [Назарова, 2013].
Важнейшим и самым поздним итогом реализации проекта «Интегральная этика» было опубликованное в 2017 г. учебное пособие «Профессиональная этика», предназначенное для студентов педагогических вузов [ Назарова, 2017]. Учебное пособие построено на основании принципов интегральности, подчеркивающих взаимосвязь философской, прикладной и профессиональной этики; антиномичности, показывающих важность моральных дилемм, стоящих в центре каждой из проблем профессиональной этики; конкретности, подтверждающих практический и ситуативный характер профессиональной этики.
Пособие поделено на три взаимосвязанных блока. Первый блок: От философской к профессиональной этике. Тема 1. Нравственная философия как основание профессиональной этики (подтемы: Введение в этику. Краткая история развития этической мысли; Этика и аксиология. Нравственные ценности; Переход к «конкретной» этике. Ценности современной неклассической культуры). Тема 2. Прикладная и профессиональная этика (подтемы: Прикладная этика: природа прикладной этики, ее появление и формирование; Предмет, виды и проблемы прикладной этики; Соотношение прикладной и профессиональной этики).
Второй блок: Содержание современной профессиональной этики. Тема 1. Профессиональная этика: ее предмет и цели. Тема 2. Виды профессиональной этики. Тема 3. Предпринимательская этика как пример профессиональной этики. Тема 4. Ситуационный анализ как метод рассмотрения этических конфликтов в сфере профессиональной этики. Тема 5. Средства профилактики этических конфликтов в системе профессиональной этики.
Третий блок: Способы этического регулирования в профессиональной среде. Кодексы профессиональной этики. Тема 1. Кодексы профессиональной этики: соотношение ценностей, норм, принципов и механизмов их реализации. Тема 2. Структура кодекса профессиональной этики.
Профессиональная этика предлагает конкретные алгоритмы разрешения конфликтов и построения профессиональных этических кодексов. В соответствии с этим для пособия были разработаны задания, предполагающие:
а) моделирование ситуаций соотношения морали и рентабельности на предприятии; б) моделирование конфликтных ситуаций и алгоритмов их разрешения; в) проведение ситуационного анализа; г) проведение аксиологического анализа в различных сферах профессиональной деятельности; д) использование алгоритмов формирования профессиональных этических кодексов для предприятий с заранее заданными характеристиками.
В рамках проекта осуществлялось научное руководство аспирантами и соискателями, было защищено несколько диссертаций на соискание ученой степени кандидата философских наук по шифру 09.00.05 - этика2.
Проект цифровой этики
Данный проект находится в стадии разработки и первичной реализации. Его проектирует и осуществляет научно-исследовательская лаборатория «Социология и прикладная этика» (научный руководитель Ю.В. Назарова). Проект нацелен на проведение исследований теоретических и прикладных возможностей цифровой этики как новой области прикладного этического знания. Базируясь на потенциале философско-этического знания, проект направлен на решение практических задач, связанных с интеграционными процессами взаимодействия науки, образования и производственной практики в цифровом пространстве. Проект обусловлен общественным запросом на гуманитарную ценностную парадигму, способную стать основой нормативно-этической регуляции бесконтактного общения. Внедрение такой парадигмы является одним из способов устранения рисков, смягчения дилемм и разрешения ситуационных конфликтов, существующих в цифровой среде. Ключевой идеей проекта стала проблема цифрового двойника как субъекта информационной этики, его моральной идентичности и цифрового послесмертия [Назаров, 2020].
Узловыми точками и научными направлениями исследования этой проблемы, исходя из существующего уровня разработанности данной темы, являются следующие теоретические и практические вопросы: 1. Определение содержания термина «цифровая этика». Соотношение понятий «информационная этика», «компьютерная этика», «цифровая этика», «этика искусственного интеллекта». 2. Цифровая трансформация этических категорий. Новые нормативные категории в рамках цифровой этики: конфиденциальность, доксинг (обнародование персональной информации без ведома индивида), цифровая идентичность, цифровой двойник, цифровая агрессия и др. 3. Идентификация
Белкина Е.А. Современные проблемы биоэтики в христианских и современных доктринах: Дис. ... канд. филос. наук. Тула, 2012; Гордов Ю.В. Организационное поведение в структуре профессиональной этики: Дис. ... канд. филос. наук. Тула, 2012; Гуськова Э.Е. Современные концепции экономической этики: социально-этический анализ: Дис. ... канд. филос. наук. Тула, 2006; Сафонов К.Б. Профессиональная этика в структуре современного философского знания: Дис. ... канд. филос. наук. Тула, 2011; Серегин Б.В. Социокультурные основания спортивной этики: Дис. ... канд. филос. наук. Иваново, 2020; Карпов С.В. Профессиональная этика архитектора в культурной традиции театральной архитектуры: Дис. . канд. фи-лос. наук. Иваново, 2022.
2
моральных рисков в цифровом пространстве. 4. Феномен цифровой агрессии. Негативная цифровая риторика в интернете (оскорбления, угрозы, преследования) и способы этико-психологического противодействия ей. 5. Мораль и право в цифровом контексте: особенности взаимодействия цифровой этики и цифрового права (взаимодополнительность моральных и правовых норм в интернете). 6. Дилеммы цифровой этики. 7. Этика искусственного интеллекта в структуре цифровой этики. 8. Этический контроль и мониторинг в цифровых биотехнологиях. 9. Создание интегрального кодекса цифровой этики.
С 2021 г. и по настоящее время проходит образовательная апробация проекта в рамках магистратуры ТГПУ. Программа по цифровой этике для магистрантов педагогических специальностей включает в себя следующие курсы: «Конфликты и дилеммы цифровой этики», «Этический контроль и мониторинг», «Проекты кодекса цифровой этики», «Цифровая этика и новые профессии в сфере образования», «Феномен цифровой агрессии в интернете», «Мораль и право в цифровом пространстве», «Личность учителя в школе и проблема искусственного интеллекта», «Аксиология цифровой этики: цифровая трансформация этических категорий», «Трансгуманистическое образование и цифровая этика», «Феномен цифровых религий».
Основная задача этих курсов - интеграция этики и образования в условиях цифровизации общества. Индивидуальные исследования магистрантов (магистерские диссертации) по этой тематике носят не только теоретический, но и практический характер: учащиеся проводят педагогические эксперименты по внедрению алгоритмов и методов этического образования и нравственного воспитания в цифровой образовательной среде. На данный момент магистрантами ведется подготовка диссертационных исследований по следующим темам: «Цифровая этика: способы регуляции деструктивного поведения подростков в интернет-пространстве», «Способы разрешения цифровых конфликтов в современной профессиональной этике педагога», «Риски игровой зависимости школьников в интернет-пространстве: средства и способы их преодоления», «Этические аспекты искусственного интеллекта в сфере современного японского образования», «Нравственное воспитание в условиях цифровизации образования в процессе преподавания истории».
Одной из институций, на которую опирается проект, является научный журнал «Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого», входящий в перечень ВАК МО с 28.12.2018 г. В нем открыта рубрика «Актуальные проблемы циф-ровизации современного общества» (с 2020 г.), ставшая платформой обмена идеями между членами кафедры философии и культурологии и их коллегами из других регионов по проблемам цифровой этики. Общее представление о направлениях научных исследований кафедры по проекту «Цифровая этика» можно составить по тематике следующих работ: «Трансгуманизм и цифровая этика» (Мелешко); «Этика искусственного интеллекта в современной России: актуальные проблемы и тенденции развития» (Назарова); «Цифровой этикет в виртуальном образовательном пространстве университета» (Г.В. Валеева); «Современные проблемы и перспективы цифровой танатологии: этический аспект» (И.И. Булычев, Назарова); «Феномен смерти и похоронная традиция в японской культуре: от древних кофун до цифровых колумбариев» (Н.Л. Богомазова) и др.
Перспективы дальнейшей работы ЭЦ ТГПУ
В ближайшем будущем ЭЦ ТГПУ планирует продолжить исследования и образовательную деятельность в области истории русской этики: религиозно-нравственного учения Толстого, религиозной этики Хомякова. Началась подготовка к проведению научных мероприятий, посвященных 200-летию со дня рождения Толстого: организация юбилейных чтений, предварительных круглых столов, презентаций и выставок, студенческих олимпиад и конкурсов проектов, а также публикация результатов исследований по толстовской тематике в журнале «Гуманитарные ведомости ТГПУ имени Л.Н. Толстого». В ЭЦ ТГПУ ведется работа над принципами построения и словником «Энциклопедии дилемм профессиональной этики» (руководитель авторского коллектива Назаров). Находится в стадии разработки ряд исследовательских проектов в области этики искусственного интеллекта, проблем цифровой этики, моральных регуляторов цифрового образования, взаимодействия морали и права в цифровом пространстве. Кроме продолжения работы над тематикой, связанной с тремя уже реализующимися проектами, ЭЦ ТГПУ инициировал исследования по теме «Гражданское воспитание и аксиологические риски в молодежной среде Тульского региона». Они должны обозначить ценностные приоритеты гражданского воспитания как способа противодействия аксиологическим рискам, определить способы обеспечения аксиологической безопасности в противостоянии экстремизму, национальной и религиозной нетерпимости в молодежной (студенческой) среде Тульского региона.
Ethical Projects in the Field of Teacher Education: Experience of the Ethical Center of L.N. Tolstoy Tula State Pedagogical University
Elena D. Meleshko, Yulia V. Nazarova
Elena D. Meleshko - L.N. Tolstoy Tula State Pedagogical University. 125 Lenin Av., Tula, 300026, Russian Federation.
e-mail: [email protected]
Yulia V. Nazarova - L.N. Tolstoy Tula State Pedagogical University. 125 Lenin Av., Tula, 300026, Russian Federation.
ORCID 0000-0003-4040-4862 e-mail: [email protected]
The paper discusses the experience of research and educational activities of the Ethics Center of the Tula region, operating within the framework of the Department of Philosophy and Cultural Studies and the Research Laboratory of Sociology and Applied Ethics of L.N. Tolstoy Tula State Pedagogical University. The Ethics Center was formed on the basis of research traditions of the Chair of Ethics of Lomonosov Moscow State University and the Department of Ethics of the Institute of Philosophy of the Russian Academy of Sciences. The relevance of the Ethics Center projects is determined by the fact that they contributed to the combination of research approaches characteristic of academic and university science, ensuring the practical implementation of fundamental theoretical research in the process of training pedagogical
staff for higher education (including staff of higher qualification). The novelty of the projects of the Ethics Center is set by the fact that they were aimed at the integration of fundamental theoretical research in the field of ethics and their practical implementation in the sphere of pedagogical education. The main projects of the Ethics Center, which have received scientific, teaching, methodological and educational approbation, are: 1) a research project on the history of Russian ethics and ethical education in Russia, 2) a project to create integral ethics, and 3) a project to develop the foundations of digital ethics. With regard to each of the projects, the paper discusses: a) history and content; b) scientific and methodological support; c) implementation in the educational process; d) institutions on the basis of which it was implemented. The project "History of Russian Ethics and Ethical Education in Russia" includes the analysis of moral and religious teachings of L.N. Tolstoy and A.S. Khomyakov in the context of the history of ethical teachings in Russia. It not only contributed to historical and ethical research, but also revealed the conceptual foundations of integral ethics, which contributed to the creation of an original scientific school in the Tula region. The project "Integral Ethics" allowed to reveal the interrelationships of philosophical, applied and professional types of ethics. The complex of integral ethical knowledge was realized in profile courses on applied and professional ethics ("ethics of education", "ethics of law", "parliamentary ethics", etc.). In the course of the project "Digital Ethics" the theoretical basis and applied implication of digital ethics as a new field of applied ethical research were revealed. Keywords: ethical education, applied ethics, professional ethics, integral ethics, history of Russian ethics, digital ethics
Литература / References
Духовное наследие А.С. Хомякова: философия, теология, этика. Юбилейный сб. / Отв. ред. В.Н. Назаров. Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л.Н. Толстого, 2003.
Duxovnoe nasledie A.S. Xomyakova: filosofiya, teologiya, etika. Yubilejnyj sb. [Spiritual Heritage of A.S. Khomiakov: Philosophy, Theology, Ethics. Anniversary Collection], ed. by V.N. Naz-arov. Tula: Tula State Pedagogical University Publ., 2003. (In Russian)
История этических учений: Учебник для вузов / Под ред. А.А. Гусейнова. М.: Академический проект: Трикста, 2015. С. 743-860.
Istoriya eticheskikh uchenij: Uchebnik dlya vuzov [History of Ethical Doctrines: A Textbook for Universities], ed. by A.A. Guseynov. Moscow: Akademicheskij proekt: Triksta Publ., 2015, pp. 743-860. (In Russian)
Мелешко Е.Д. Философия непротивления Л.Н. Толстого: Систематическое учение и духовный опыт. Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л.Н. Толстого, 1999.
Meleshko, E.D. Filosofiya neprotivleniya L.N. Tolstogo: Sistematicheskoe uchenie i duxovnyj opyt [L.N. Tolstoy's Philosophy of Non-Resistance: Systematic Teaching and Spiritual Experience]. Tula: Tula State Pedagogical University Publ., 1999. (In Russian) Мелешко Е.Д. Христианская этика Л.Н. Толстого. М.: Наука, 2006. Meleshko, E.D. Khristianskaya etika L.N. Tolstogo [L.N. Tolstoy's Christian Ethics]. Moscow: Nauka Publ., 2006. (In Russian)
Мелешко Е.Д., Назаров В.Н. Этика образования. Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л.Н. Толстого, 2015.
Meleshko, E.D., Nazarov, V.N. Etika obrazovaniya [Ethics of Education]. Tula: Tula State Pedagogical University Publ., 2015. (In Russian)
Назаров В.Н., Мелешко Е.Д. Этическое образование в России (история и современность). Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л.Н. Толстого, 2004.
Nazarov, V.N., Meleshko, E.D. Eticheskoe obrazovanie v Rossii (istoriya i sovremennost'). Tula: Tula State Pedagogical University Publ., 2004. (In Russian)
Назаров В.Н., Мелешко Е.Д. Этическое образование в России: проект «интегральной» этики» // Вестник Российского гуманитарного научного фонда. 2005. № 3 (40). С. 98-107.
Nazarov, V.N., Meleshko, E.D. "Eticheskoe obrazovanie v Rossii: proekt integral'noj' etiki", Vestnik Rossijskogo gumanitarnogo nauchnogo fonda, 2005, No. 3 (40), pp. 98-107. (In Russian)
Назаров В.Н. История русской этики: Учеб. пособие для студентов вузов. М.: Гардари-ки, 2006.
Nazarov, V.N. Istoriya russkoj etiki: Ucheb. posobie dlya studentov vuzov [The History of Russian Ethics: Textbook for University Students]. Moscow: Gardariki Publ., 2006. (In Russian) Назаров В.Н. Прикладная этика: Учебник. М.: Гардарики, 2005. Nazarov, V.N. Prikladnaya etika: Uchebnik [Applied Ethics: Textbook]. Moscow: Gardariki Publ., 2005. (In Russian)
Назаров В.Н. Феноменология мудрости: Образы мудреца в истории культуры (нравственно-философское исследование). Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л.Н. Толстого, 1993.
Nazarov, V.N. Fenomenologiya mudrosti: Obrazy mudretsa v istorii kul'tury (nravstvenno-filosofskoe issledovanie) [Phenomenology of Wisdom: Images of the Sage in the History of Culture (Moral and Philosophical research)]. Tula: Tula State Pedagogical University Publ., 1993. (In Russian) Назаров В.Н. Цифровой двойник как субъект информационной этики // Этич. мысль / Ethical Thought. 2020. T. 20. № 1. С. 142-154.
Nazarov, V.N. "Tsifrovoi dvoinik kak sub"ekt informatsionnoi etiki" [Digital Twin as a Subject of Information Ethics], Eticheskaya Mysl'/ Ethical Thought, 2020, Vol. 20, No. 1, pp. 142154. (In Russian)
Назарова Ю.В. Парламентская этика - история и современность. Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л.Н. Толстого, 2011.
Nazarova, Yu.V. Parlamentskaya etika - istoriya i sovremennost' [Parliamentary Ethics -History and Modernity]. Tula: Tula State Pedagogical University Publ., 2011. (In Russian)
Назарова Ю.В. Аксиология и антропологические практики парламентской культуры. Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л.Н. Толстого, 2013.
Nazarova, Yu.V. Aksiologiya i antropologicheskie praktiki parlamentskoj kul'tury [Axiology and Anthropological Practices of Parliamentary Culture]. Tula: Tula State Pedagogical University Publ., 2013. (In Russian)
Назарова Ю.В. Профессиональная этика: учебное пособие для студентов педагогических вузов. Тула: Тульская региональная общественная организация «Общество изучения культурного наследия Тульского региона», 2017.
Nazarova, Yu.V. Professional'naya etika: uchebnoe posobie dlya studentov pedagogicheskikh vuzov [Professional Ethics: A Textbook for Students of Pedagogical Universities]. Tula: "Ob-shchestvo izucheniya kul'turnogo naslediya Tul'skogo regiona" Publ., 2017. (In Russian)
Этика: Энциклопедический словарь / Ред.: Р.Г. Апресян*, А.А. Гусейнов. М.: Гардарики, 2001.
Etika: Entsiklopedicheskii slovar', eds. R.G. Apresyan, A.A. Guseynov. Moscow: Gardariki Publ., 2001. (In Russian)