Научная статья на тему 'Этические проблемы формирования глобального информационного пространства'

Этические проблемы формирования глобального информационного пространства Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
2443
200
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЛОБАЛЬНОЕ ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО / ЭТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Гринченко Т. А.

Бурное развитие сети Интернет одно из наиболее ярких проявлений информационной революции, переживаемой человечеством. Число пользователей Интернета неуклонно растет. Растет также и количество разнообразной негативной информации. В статье проанализированы причины негативных явлений в Интернете, а также даются некоторые рекомендации по обеспечению информационной безопасности как организаций, так и личностей. Основа этих рекомендаций базируется на этических (нравственных) принципах. Этическая культура информационной глобализации формирует не только новое пространство для культурного обмена между народами, но и новую среду для формирования общих принципов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Этические проблемы формирования глобального информационного пространства»

УДК 004.5

Т.А. ГРИНЧЕНКО

ЭТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГЛОБАЛЬНОГО ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОСТРАНСТВА________________________________________________________________

Abstract: Rapid development of Internet - is one of the most impressive demonstration of information revolution. Quantity of Internet users is increasing constantly. Quantity of negative information is increasing too. In the paper reasons of negative phenomena is analyzed and recommendations on information safety are proposed. Basis of the recommendations are ethical principles. The ethical culture of information globalization establishes not only a space for culture exchange between nations, but also stimulates the development of new principles of global ethics.

Key words: globalization information space, ethical principles.

Анотація: Бурхливий розвиток мережі Інтернет - один із найбільш яскравих проявів інформаційної революції, яку переживає людство. Кількість користувачів Інтернету постійно зростає. Зростає і кількість негативної інформації. У статті проаналізовано причини цих явищ, а також наводяться пропозиції щодо інформаційної безпеки як організацій, так і особистостей. Основою цих рекомендацій є етичні засади. Етична культура інформаційної глобалізації формує не тільки новий простір для культурного обміну між народами, але і нове середовище для формування нових загальних принципів.

Ключові слова: глобальний інформаційний простір, етичні принципи.

Аннотация: Бурное развитие сети Интернет - одно из наиболее ярких проявлений информационной революции, переживаемой человечеством. Число пользователей Интернета неуклонно растет. Растет также и количество разнообразной негативной информации. В статье проанализированы причины негативных явлений в Интернете, а также даются некоторые рекомендации по обеспечению информационной безопасности как организаций, так и личностей. Основа этих рекомендаций базируется на этических (нравственных) принципах. Этическая культура информационной глобализации формирует не только новое пространство для культурного обмена между народами, но и новую среду для формирования общих принципов.

Ключевые слова: глобальное информационное пространство, этические принципы.

1. Введение

Формирование и развитие речи было первым шагом в процессе возникновения истинно человеческого информационного пространства. Использование речи в общении стало существенным фактором в процессе становления человека как царя природы. Однако, на начальном этапе, основанное на слове как носителе информации информационное пространство вокруг человека было существенно ограниченным. Началом процесса глобализации было появление письменности. В дальнейшем процесс глобализации углублялся с появлением и развитием радио, телефона, почты и телевидения. Следующий важный этап связан с Интернетом.

Первые шаги в развитии Интернета породили определенную эйфорию в обществе. Формирующееся информационное пространство предоставляло возможность создания сообщества, которого никогда нельзя было бы создать в реальной жизни. Казалось возможным добиться свободы без анархии, порядка без правительства, согласия без принуждения, самовыражения без унижения. Эти надежды выражены в манифесте [1]: “Мы отвергаем королей, президентов и голосование...” Это был проект идеального либерального общества, в котором старая система коммуникации ОДИН КО ВСЕМ (телевидение, радио, газеты, книги) заменялась системой, в которой каждый становился издателем.

Появление и бурное развитие сети Интернет - одно из наиболее ярких проявлений информационной революции, переживаемой человечеством. Открывшиеся новые возможности в получении образования, участии в научно-исследовательской деятельности, легкость и доступность получения информации, а также динамичная реакция пользователей на полученную информацию создают уникальные предпосылки для развития и становления личности.

Известно, что вместе с этими положительными качествами Интернета наблюдается увеличение так называемой негативной информации. В первую очередь, это порнография, агрессивные игры, пропаганда насилия, различные руководства террористам и т.д. Особенно следует выделить специфический для информационного общества вид агрессивной деятельности, связанный с созданием и распространением компьютерных вирусов, а также интеллектуальное воровство - хищение конфиденциальной информации.

В чем причина отрицательных явлений в Интернете? Если исходить из понятий ДОБРА и ЗЛА, то людей-носителей злой информации было предостаточно во все времена. Они, как и все остальные, хотели проявить себя через слово и быть услышанными (прочитанными). Сейчас, в эпоху Интернета, каждый, кто имеет доступ к Сети, может так или иначе выразить свое «Я». Этому способствует определенная анонимность Интернета. Поэтому он так многолик.

Формирующееся глобальное информационное пространство, в котором циркулируют информационные потоки, создаваемые всей человеческой цивилизацией, ставит на повестку дня решение не только технических, но и нравственных проблем. Активизация и глобализация информационных взаимодействий в современном обществе предъявляют все более высокие требования к обеспечению информационной безопасности личности, общественных групп и всего общества. Без выработки и соблюдения соответствующей совокупности норм поведения в информационном пространстве эти требования вряд ли могут быть выполнены.

В начале своего становления контент в Сети формировался без какого-либо контроля. Однако, уже в начале девяностых годов, проблема регулирования содержания Сети была четко сформулирована на конференции Международной ассоциации обработки информации (IFIP) [2]. Эта проблема имеет два аспекта: правовой и этический. Уже на этой конференции была создана рабочая группа по вопросам этики в Интернете.

Практически в это же время международное информационное сообщество осознало проблему управления Интернетом со стороны правительственных органов [3]. Основное внимание было привлечено к обсуждению аспектов свободы слова, соблюдения других свобод человека. Эта проблема регулярно обсуждается на ежегодных конференциях “Computers, Freedom, and Privacy” (http://www.cfp2000.ora/papers/2cranor.pdf). Организаторы конференции собирают вместе специалистов-кибернетиков, юристов, бизнесменов, общественных деятелей, правительственных чиновников для обсуждения проблемы влияния компьютеров и телекоммуникационных технологий на свободу и частную жизнь. Организаторы конференций в полной мере используют современные коммуникационные технологии. Некоторые заседания секций доступны в Интернете в звуковом формате. Систематический подход к анализу этических проблем Интернета и их влиянию на профессиональную деятельность специалистов различных направлений в информационных технологиях представлен в монографии [4].

Быстрое развитие Интернета, появление новых средств и возможностей, расширение круга пользователей постоянно порождают новые этические вопросы. Откликом на них является огромное количество публикаций, прежде всего в самой Сети. В библиографической справке, приведенной в [5], даны ссылки на три десятка книг, содержание которых в разной степени касается вопросов этики в Интернете.

2. Особенности Интернета

Интернет впервые был изобретен и использован учеными как информационный инструмент для проведения опытов с элементарными частицами в СЕРЫ, Европейской организации ядерных исследований в Женеве. Интернет сегодня - это "мультивселенная", не поддающаяся исчислению размеров. Интернет сегодня - это информация, это бизнес, это развлечения и общение с помощью электронной почты, чатов и блогов. Интернет «озвучивает» заявления правительств и, что самое главное, предоставляет пространство для общения самым разным людям с их интересами, а также открывает альтернативную реальность, в которой находят убежище и ведут альтернативное существование миллионы людей.

Возможности Интернета расширяются с удивительной быстротой и уже сейчас кажутся безграничными. В научных исследованиях его использование открыло новые громадные возможности для получения информации, обмена информацией с коллегами, общения с редакциями научных изданий. Уже реальностью становятся видеоконференции с привлечением ученых разных стран и даже разных континентов. Огромное значение имеет Интернет для развития различных видов бизнеса, особенно торговли. К примеру, мировой электронный аукцион е-Вау каждый день посещают более 100 миллионов потенциальных покупателей.

Предоставляемые Интернетом средства дали возможность решать большое количество проблем в межчеловеческом общении. Пространственные ограничения практически сняты. Стоимость коммуникационных услуг в Интернете сняли финансовые препятствия для общения. Для каждого пользователя Интернета возникла уникальная возможность быть услышанным (прочитанным) миллионами (сетевые дневники - блоги). Так, по данным Яндекса, в конце 2006 года в России велось более полутора миллиона электронных дневников. Огромное число таких дневников ведется во всех странах мира. Интернет породил самую массовую народную газету, которую можно назвать "блогосфера". Сами блогеры считают свои дневники средством массовой информации.

История с блогами очень ярко продемонстрировала роль тех побудительных сил для поступков людей, которые явно недооценивались в реальном мире. Создание дневников, постоянная их поддержка в Сети требует затраты значительных усилий и времени и, конечно, не приносит никаких финансовых выгод. Желание заявить о себе, желание быть услышанным со своими сокровенными мыслями, желание почувствовать себя частью сообщества оказываются чрезвычайно важными поведенческими факторами.

Онлайновые средства массовой информации предлагают то, что не в состоянии сделать телевидение или радио. В Интернете пользователи сами выбирают, что им читать, смотреть или слушать. Показательный пример использования таких возможностей связан с освещением террористического акта 11 сентября в Нью-Йорке. Несмотря на поток телевизионных передач в прямом эфире, в большинстве редакций во всем мире поначалу было больше вопросов, чем ответов. Ответы на многие из них оказалось возможным найти в потоке Интернет-репортажей свидетелей катастрофы. Жители Нью-Йорка описывали, что они видели, думали, чувствовали в тот день. Эта информация оказалась более востребованной, более эмоционально близкой огромному количеству людей.

Анализируя особенности Интернета в свете порождаемых им этических проблем как специфического средства информации, авторы работы [6] выделяют следующие его особенности:

- охват всего цивилизованного человечества;

- прозрачность современного глобального информационного пространства, наличие практической возможности оказывать воздействия на любого человека и общественные группы через их информационные сферы;

- расширение спектра возможных информационных воздействий и увеличение их силы;

- трудность своевременного выявления оказываемых информационных воздействий и предотвращения их негативных последствий.

Возможно, эти особенности Интернет и многочисленные случаи его бесконтрольного использования в угоду силам ЗЛА побудило создателя Интернета англичанина Тим Бернерс-Ли к пессимистическим высказываниям относительно будущего его детища. На фоне очень быстрого количественного роста Интернета ученый рассмотрел растущие опасности для человечества. Анализируя огромные возможности Интернета, он отметил [7], что его детище выходит из-под контроля сил ДОБРА и может оказаться в руках сил ЗЛА: "Очень скоро могут начать действовать антидемократические силы и начнет осуществляться систематическая манипуляция информацией. Очень важно исследовать эти силы и используемые ими технологии".

Отмеченные особенности Интернета, его возможности влиять на поведение и формирование системы жизненных ценностей огромной массы пользователей порождают широкий круг проблем. Естественной реакцией управленческих структур общества является желание внедрить различные регуляторные механизмы в работу Интернета. Государства начинают вырабатывать специальные законодательные акты, стремясь ограничить вредное, с их точки зрения, влияние информации в Сети. Однако, как и в реальной жизни, процессы в виртуальном мире не могут быть упорядочены лишь законодательными актами. Здесь также огромную роль играют этические факторы.

3. Основные положения этики

Область этики, также называемой философией морали, включает систематизацию, обоснование и рекомендацию определений концепций правильного или неправильного поведения.

Эти концепции формируются в обществе на протяжении многих столетий и являются важной составной частью его культуры. Содержание и восприятие этих концепций меняются с изменением условий жизни и углублением знаний об окружающем мире.

Следует подчеркнуть важный для последующего изложения момент. Рассмотрение этических проблем Интернета будет вестись в рамках подходов, сформулированных в таком разделе этики, как нормативная этика. Здесь не будут обсуждаться общие проблемы возникновения и формулирования этических принципов. Речь будет идти об этических проблемах Интернета, порожденных применением уже сформировавшихся представлений о правильном и неправильном поведении. Совершенно естественно, что такой подход предполагает обсуждение проблемы в рамках некоторых исторически сложившихся этических норм. В данной работе эти нормы соответствуют христианской этике.

За свою историю человечество выработало некоторые подходы к решению сложных социальных проблем. Если не существует юридических законов, необходимо руководствоваться этическими нормами. Базовые правила поведения человека формировались в процессе становления основных религий. Для христианского мира моральные нормы сведены в известные десять заповедей Христа. Базируясь на этих заповедях, применительно к отдельным видам деятельности формировались профессиональные этики.

При обсуждении этических проблем Интернета следует иметь в виду два аспекта. С одной стороны, важно рассмотреть, как классические, «вечные» этические проблемы модифицируются, конкретизируются в эпоху Интернета, какие новые конкретные этические вопросы порождены революционными технологическими преобразованиями в обществе. С другой стороны, не менее важно исследовать возможности новых информационных технологий для решения этических проблем.

В реальном мире большое воспитательное значение имеет реакция окружения, общества на поступки, высказывания и другие действия индивидуума, которые представляются неэтичными. Однако во многих случаях возникает ситуация, когда реакция бывает либо неадекватной, либо вообще отсутствующей. Характерный пример - реакция на сквернословие на улице. Невмешательство часто связано с нежеланием быть втянутым в конфликт. Отсутствие непосредственного физического контакта в Интернете снимает всякие элементы боязни, и воспитательная реакция может последовать в полной мере. В некоторых случаях поставщики информации облегчают задачу пользователю, сразу задавая соответствующие вопросы. Так, например, в YAHOO можно сформировать свой альбом фотографий, однако при их показе система задает пользователю вопрос о соответствии содержания альбома этическим нормам.

Следует заметить, что Церковь в очередной раз демонстрирует положительное отношение к использованию высоких технологий, позволяющих расширять возможности общения. Так, Иоанн Павел II говорил об Интернете как о чудесном инструменте, "способном евангелизировать мир". Он также предупредил об опасности неправильного использования электронной сети, способного привести к еще большему углублению пропасти между богатыми и бедными. Святой престол вновь демонстрирует способность идти в ногу со временем. Речи Папы будут распространяться пресс-службой Ватикана благодаря системе, разработанной фирмой Alcotel. Высказывания Папы будут пока передаваться на итальянском языке, но предполагается в будущем воспроизводить SMS из Ватикана и на других языках. Тексты сообщений будут короткими и простыми как для удобства передачи, так и для более быстрого запоминания. Идея отправки религиозных SMS первому пришла в голову священнику из Ломбардии дону Паоло Заго, читающему проповеди в одном из миланских приходов. Он давно уже посылает своей пастве изречения из Библии длиной в 160 символов, причем каждое послание завершает фразой: "Если ты хочешь, чтобы мир стал лучше, начни с себя".

Основным международным научным журналом, в котором обсуждаются проблемы информационной этики, является журнал “Ethics and Information Technology”, издающийся с 2001 года в издательстве Springer (http://www.springerlink.com/content/103461/).

4. Характерные примеры проблем, порожденных глобализацией

Американский департамент по науке и технологиям при Белом доме оценивает ежегодные потери от нарушений прав собственности только компаний США более чем в $100 млрд.

Самое поразительное, что большинство хищений совершают сами сотрудники компаний. Какова причина таких поступков? И кто эти преступники? Ответ неожиданный: на первом месте -сотрудники собственной компании, недовольные своим положением либо желающие обогатиться, продав информацию или обеспечив к ней доступ .

Американское общество по промышленной безопасности (Д8!8) в своих отчетах указывает, что в течение трех лет количество интеллектуальных краж увеличивается на 300-350%. На самом деле краж еще больше. Организации не сообщают о них, дорожа своей репутацией.

Особо опасный характер приобретают в последнее время экономические преступления, совершаемые с помощью Интернета. Один из последних громких скандалов связан с арестом группы хакеров во главе с 24-летним москвичом Игорем Клоповым (ИНр://шшш.сг1ро.сот.иа/?зей 1Ь=10&а1Ь=39785). Интернет переполнен информацией,

способствующей развитию хакерства. Короткая история хакерского движения, цели, которые декларируются его признанными лидерами, являются ярким подтверждением классического тезиса: «Зло в мире проистекает не от употребления плохих вещей, а от злоупотребления очень хорошими вещами».

Первоначально хакером называли высококвалифицированного программиста, способного быстро помочь автору нового программного продукта устранить ошибки и повысить его эффективность. Интересно отметить, что хакерское сообщество понимает необходимость формирования определенных правил поведения в информационном пространстве, которые они определяют как «этика» хакеров (ИНр://ги.ш1к1реЬ1а.огд/ш1к1/Хакер).

Приведенные в цитированном документе правила трудно назвать этическими в классическом понимании этого термина, хотя данные правила можно рассматривать как некоторые условия достижения счастья, что является одной из проблем этики. Негативные явления в Интернете стимулируют обсуждение этических проблем Интернета, прежде всего, с точки зрения этической проблемы критериев ДОБРА и ЗЛА.

5. Что делать?

Кодексы чести профессиональных сообществ.

Развитие законодательной базы.

Правительственный контроль над Интернетом.

Патрульная служба в Интернете. Полиция нравов запускает патруль в Интернет 1. Кодексы чести.

Известно, что человечество за свою историю выработало те или иные подходы к решению сложных социально-нравственных проблем. Если не существует юридических законов, необходимо руководствоваться этическими нормами.

Нравственные правила поведения человека формировались в процессе становления основных религий. Для христианского мира эти моральные нормы сведены в известные десять заповедей Христа.

Обратившись к истории, можно проследить тенденцию к конкретизации общих моральных принципов применительно к отдельным видам деятельности (формирование профессиональных этик). Наиболее известный пример такой конкретизации - кодекс чести врача (клятва Гиппократа).

Тенденции к формированию этических кодексов деятельности отдельных профессиональных сообществ особенно прослеживаются в последние десятилетия, когда создавались многочисленные этические кодексы в самых разнообразных сферах деятельности - от здравоохранения до военного дела и бизнеса.

Чтобы проиллюстрировать характер положений, закладываемых в такие профессиональные кодексы, приведем некоторые из десяти заповедей этического кодекса такой организации, как IEEE (The Institute of Electrical and Electronics Engineers), которая объединяет более 350 тыс. инженеров и ученых всех стран мира:

«Мы, члены IEEE, осознавая важность наших технологий для улучшения качества жизни во всем мире и принимая персональную ответственность за нашу профессию, берем на себя обязательство наивысшего этического и профессионального поведения и обещаем:

1. Брать на себя ответственность за разработку инженерных решений, согласующихся с безопасностью, здоровьем и благополучием населения, и разоблачать факторы, которые могут наносить вред людям или окружающей среде.

(•••)

3. Отвергать взяточничество во всех его формах.

(■■■)

10. Помогать коллегам и сотрудникам в их профессиональном развитии и поддерживать их на пути следования этому кодексу».

Особенно интересными и, с нашей точки зрения, актуальными являются этические кодексы в области компьютерной техники и коммуникационных систем.

Процесс здесь идет по двум направлениям.

Понимание принципиально новых проблем, связанных с информационной революцией, выражается в разработке Глобальной информационной этики (этики инфосферы). С другой стороны, существует большой интерес к формированию и внедрению в практику различных профессиональных правил поведения. Мы считаем, что важным компонентом здесь должно быть формирование этики создателей информационного наполнения (контента) Интернета.

6. Качество информации

Было бы полезным разработать кодекс чести создателей контента.

ПЕРВОЙ заповедью такого кодекса могло бы быть положение НЕ НАВРЕДИ.

Эта заповедь призывает создателей контента не вредить сообществу, не творить зло, не наполнять Сеть негативной информацией; в первую очередь подавать ту информацию, которая удовлетворяет основным потребностям человека.

Здесь мы воспользуемся классификацией основных потребностей известного американского психолога Абрахама Маслоу:

1. Психологические потребности.

2. Потребность в самосохранении.

3. Потребность в любви, привязанности и принадлежности к некоторому кругу.

4. Потребность в уважении и признании.

5. Потребность в самореализации.

Разумеется, такой подход должен поддерживаться государственной политикой информатизации.

Примером может служить «Программа создания национальной информационной инфраструктуры США». Программа базируется на следующих положениях:

- информация является наиболее важным фактором для государственного правления;

- информация - наиболее важный ресурс, который требует сохранения, развития и защиты;

- информация - наиболее важный товар, к которому пользователь должен иметь доступ.

Примерами качественной информации в Интернете могут служить сайты, отбираемые

организацией BigEye.com, Inc. для журнала Международного академического сообщества и для Global Bangemann Challenge.

ВТОРОЙ заповедью для создателей контента могла бы быть заповедь НЕ УКРАДИ. Эта заповедь, в первую очередь, относится к любителям использовать чужую интеллектуальную собственность. Проблема пиратства в настоящее время приобретает чрезвычайно тревожный характер и требует детального отдельного рассмотрения.

Формирующееся глобальное информационное пространство, в котором циркулируют информационные потоки, создаваемые всей человеческой цивилизацией, ставит в повестку дня решение не только технических, но и нравственных проблем, порождаемых самим фактом существования этого пространства. Активизация и глобализация информационных взаимодействий в современном обществе предъявляют все более высокие требования к обеспечению информационной безопасности личности, общественных групп и всего общества, и без выработки и соблюдения соответствующей совокупности норм поведения в информационном пространстве, предписываемых общественным или профессиональным статусом человека, эти требования вряд ли могут быть выполнены.

7. Выводы

Сегодня наблюдается повсеместное возрастание интереса к этическим проблемам, стоящим перед человечеством. По-видимому, это некоторая общая закономерность развития демократических обществ, когда отдельные представители общества получают все больше индивидуальных свобод, то, соответственно, все больше их поведение должно управляться этическими правилами и положениями, формируемыми в обществе. Несомненно, эти требования прежде всего относятся к создателям и пользователям Интернета. С нашей точки зрения, Виртуальный мир - это интеллектуальная среда, способная к самоорганизации. И это является обнадеживающим фактором.

1. Г ринченко Т.А. Интернет. Этические проблемы // Мир связи и информатики. - 2000. - № 5. - С. 92- 95.

2. Ethics and the Governance of the Internet. Jacques BERLEUR, Penny DUQUENOY and Diane WHITEHOUSE, Eds., IFIP-SIG9.2.2 September 1999. {see also http://www.info.fundp.ac.be/~ibl/IFIP/cadresIFIP.html).

3. Lessing L. Code, second edition. - New York: Basic Books, 2006. - Р. 396.

4. Northcutt S., Madden C. IT Ethics Handbook: Right and Wrong for IT Professionals. - Rockland: Syngres Publishing, 2004. - 648 p.

5. Tavani Н.Т. ICT Ethics Bibliography 2004: A Select List of Recent Books // Ethics and Information Technology. -2004. - N 6. - Р. 141-144.

6. Юсупов Р.М., Заболотский В.П. Глобальное информационное пространство: этика и безопасность // Технологии информационного общества - Интернет и современное общество: труды VI Всероссийской объединенной конференции (Санкт-Петербург, 3 - 6 ноября 2003 г.). - СПб.: Изд-во филологического ф-та СПбГУ. - 2003. - С. 141-146.

7. InoPressa. - 2006. - 3 ноября. - N 1776. (http://www.inopressa.ru/onday/2006/11/03/00:00:00/10).

5. Tavani Н.Т. ICT Ethics Bibliography 2004: A Select List of Recent Books // Ethics and Information Technology. -2004. - N 6. - Р. 141-144.

Стаття надійшла до редакції05.09.2007

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.