Научная статья на тему 'Этические основы стратегического управления профессиональной образовательной организацией'

Этические основы стратегического управления профессиональной образовательной организацией Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
825
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТИКА / НРАВСТВЕННОСТЬ / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ / КУЛЬТУРНО-ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО / СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ПЛАН / МОРАЛЬНО-ЭТИЧЕСКИЙ КЛИМАТ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рыжиков Сергей Николаевич

Статья посвящена этике как неотъемлемому элементу стратегического управления профессиональной образовательной организацией. Рассмотрен один из разделов Программы развития профессионального образовательного учреждения с точки зрения установления этических стандартов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Рыжиков Сергей Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ethical Foundations of Strategic Management Professional Educational Organizations

The article is devoted to ethics as an integral element of strategic management of professional educational organization. Considered one of the sections of the Program of development of professional educational institution from the point of view of establishing ethical standards.

Текст научной работы на тему «Этические основы стратегического управления профессиональной образовательной организацией»

МОДЕЛИ УПРАВЛЕНИЯ

| 27

Этические основы стратегического управления профессиональной образовательной организацией

Развитие профессиональной образовательной организации реализуется через стратегическое управление. Следование стратегии, которая нравственна и этична, умение добиваться целей без нарушения норм морали - характерная черта успешной образовательной организации.

Этика — это инструмент, отделяющий правильное поведение от неправильного, она рассматривает моральные обязательства человека и принципы этичного поведения.

Этические стандарты образовательной организации отражаются в локальных актах и носят рекомендательный характер. Этические нормы предполагают наличие четких правил по взаимодействию внутри и вне организации, они должны быть понятны каждому педагогу и студенту.

Культурно-информационное пространство профессиональной образовательной организации

Профессиональная образовательная организация (далее — ПОО) находится в постоянном развитии. Поскольку ее внутренняя среда очерчена материальными и идеальными границами, стратегическое управление включает долгосрочные планы и организационные механизмы развития материального и идеального пространства. Данные пространства находятся в тесной взаимосвязи и подвержены изменениям. К материальным границам относятся, например, среднесписочный состав преподавателей, материальная база. Идеальное пространство включает культурно-информационное пространство, цели, задачи, планы тактического и стратегического характера, сферу педагогических технологий, отношения в коллективе студентов и преподавателей. Культурно-информационное пространство охватывает организационную культуру, коммуникации, потоки информации, этические правила, нравственные установки, разделяемые коллективом.

Культурно-информационное пространство ПОО — это открытая система со своими закономерностями и принципами. Именно в нем осуществляется педагогическое воздействие, создающее условия для нравственного становления учащегося и принятия им этических ценностей. В центре культурно-информационного пространства находится человек. Его поведение зависит от выбора приоритетов, целей, мотивов, потребностей.

РЫЖИКОВ Сергей Николаевич,

преподаватель Лебедянского торгово-экономического техникума, г. Лебедянь (Липецкая область)

Аннотация

Статья посвящена этике как неотъемлемому элементу стратегического управления профессиональной образовательной организацией. Рассмотрен один из разделов Программы развития профессионального образовательного учреждения с точки зрения установления этических стандартов

Ключевые слова:

этика, нравственность, стратегическое управление, культурно-информационное пространство, стратегический план, морально-этический климат, профессиональная образовательная организация

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА

Задача стратегического управления культурно-информационным пространством заключается в повышении этичности и нравственности действий педагогического коллектива и студенческого сообщества. Такая задача носит долгосрочный характер и отражается в стратегическом плане развития ПОО.

Роль этических норм в системе стратегического управления

Любой учащийся и преподаватель должен иметь доступ для ознакомления с этическими правилами поведения в образовательном учреждении. Учащиеся и педагоги должны знать свои права, обязанности и ответственность в случае возможного нарушения этих правил. В том случае, когда возникающие проблемы не могут быть решены силами коллектива, руководство проводит этическое консультирование.

Процесс принятия этических стандартов носит характер открытого обсуждения, в разработке этических норм для преподавателей участвует весь педагогический коллектив; в обсуждении нравственных положений поведения учащихся принимает участие студенческое сообщество в лице представителей студенческого совета. Активное участие в установлении этических норм принимает попечительский совет и родительский комитет. Процесс обсуждения и принятия этических стандартов и норм должен быть прозрачным и открытым. Принятые этические стандарты могут пройти оценку учредителя (для бюджетных ПОО это оценка регионального управления образованием или регионального министерства).

Этические нормы играют важную роль в системе стратегического управления ПОО. Стратегия управления должна отвечать нормам морали, исключать безнравственные действия, способствовать ликвидации дезорганизационно-го и девиантного поведения.

В ПОО, нацеленной на достижение долгосрочного успеха, проводится обучение этичному поведению руководителей и педагогов. Преподаватели знакомятся с требованиями этики поведения, нравственными нормами, что повышает их восприимчивость к этическим проблемам, возникающим в ходе реализации стратегии.

Ведущую роль в этике стратегического управления играют провозглашенные организационные ценности, направленные на достижение максимальной эффективности организации в соответствии с выбранной стратегией и признающиеся в качестве таковых большинством коллектива.

Достижение этических стандартов: действия руководства

На руководстве образовательной организации лежат моральные обязательства следовать этичному поведению. Поскольку руководитель несет ответственность за управление и результаты работы организации и служит примером и объектом для подражания, он должен демонстрировать приверженность нравственным ценностям.

ПОО в лице руководителя отвечает за свои действия перед учредителем, педагогическим коллективом, потребителями образовательных услуг и обществом в целом. Активность руководства, соблюдающего этику отношений, проявляется в оценке на этичность выбранных долгосрочных шагов. Проводится этическая экспертиза, представляющая собой всесторонний анализ выбранного стратегического пути развития, подбираются такие инструменты, которые могут положительно повлиять на нравственное воспитание студентов, улучшение имиджа ПОО.

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА

Следуя моральной ответственности за этичность намечаемых долгосрочных целей и действий, руководство определяет, насколько стратегия образовательной организации будет обладать интуитивной привлекательностью и соответствовать ожиданиям общества. Соблюдать этические нормы — значит отказываться от сомнительных возможностей, вести открытую политику по отношению к учащимся, соблюдать финансовую дисциплину, не принимать на работу людей, запятнавших свою репутацию.

Стратегические решения, касающиеся коллектива, должны быть этичными и справедливыми, приниматься без нарушения законодательства и соответствовать интересам педагогов. Они направляются на усиление сплоченности, устранение конфликтов, развитие коллектива.

Интересы педагогов должны быть включены в планы стратегического развития. Стратегические решения призваны повышать заинтересованность педагогов в дальнейшем личностном развитии и развитии образовательной организации. Устойчивая тенденция положительной взаимосвязи между развитием коллектива и прогрессивным ростом качества трудовой жизни может стать базой для реализации стратегии внутреннего роста, основанной на повышении профессиональных компетенций преподавателей.

Включение этических стандартов в стратегию образовательной организации

Отражение этических стандартов в стратегическом управлении носит двоякий характер. С одной стороны, стратегия должна быть этичной, с другой стороны, достижение этических норм включается в долгосрочный план развития ПОО. В стратегическом плане образовательной организации отражаются четыре типа целей: цели-задания, исходящие от вышестоящих органов; цели-системы, отражающие объективную необходимость поддержания целостности организации; цели и задачи организации; цели-ориентации, выражающие потребности членов организации [1] (табл. 1).

Таблица 1

Содержание основных целей стратегического управления профессиональной образовательной организации

Типы целей Источник Содержание стратегических целей

Цели-задания: государственное задание Общество, учредитель Удовлетворение потребностей регионального рынка труда

Цели-системы: миссия Профессиональная образовательная организация Наиболее полное удовлетворение заинтересованных групп в образовательных услугах на основе имеющихся компетенций педагогического коллектива, существующей материальной базы, с соблюдением правовых и этических норм

Цели и задачи организации Учредитель, профессиональная образовательная организация, местные органы власти Внедрение современных информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс и систему управления образовательной организации Совершенствование материально-технической базы Развитие дополнительных образовательных программ, переподготовка и повышение квалификации специалистов среднего звена и рабочих кадров, обучение взрослого населения Развитие социального и образовательного партнерства Создание возможностей по предоставлению образовательных услуг для предприятий региона

Цели-ориентации Профессиональная образовательная организация Создание среды социально-психологической и физической комфортности Обучение этичному поведению руководителей и рядовых сотрудников Контроль этичного поведения сотрудников и студентов

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА

Стратегия образовательной организации реализует политику и общий курс действий, имеющий столько же уровней, сколько их имеет организационная структура учреждения. Политика организации не догма, а тренд, но в том, что касается этики, администрация должна быть нацелена на достижение стопроцентного выполнения предусмотренных положений и намеченных долгосрочных целей. Стратегическая цель этического поведения образовательной организации тесно смыкается с ее миссией, предвосхищает намеченный результат. Миссии образовательных учреждений могут быть различны в деталях, но в целом основная миссия любой образовательной организации — это «наиболее полное удовлетворение заинтересованных групп (групп поддержки, стейкхолдеров) в образовательных услугах на основе имеющихся компетенций педагогического коллектива, существующей материальной базы, с соблюдением правовых и этических норм».

Общая стратегия отражается в Программе развития ПОО. Рекомендуемый срок, на который составляется Программа развития, 5 лет. Программа должна быть обсуждена и принята общим собранием трудового коллектива и представителей обучающихся.

Сформулированные цели и задачи, провозглашенный курс действий по преобразованию культурно-информационной среды и реализующие его стратегии входят в долгосрочно-ориентированную систему программных мероприятий.

Рассмотрим один из разделов Программы развития — «Систему программных мероприятий» с точки зрения установления этических стандартов (табл. 2).

Таблица 2

Система программных мероприятий

1 Цели Содержание деятельности, задачи Ожидаемый результат 1

Удовлетворение потребностей регионального рынка труда Создание этического регламента, включающего основные правила поведения профессиональной образовательной организации на рынке образовательных услуг Повышение конкурентоспособности профессиональной образовательной организации

Экология сотрудника и экология жизни человека в организации Обеспечение качества организации учебно-воспитательного процесса

Анализ результатов, корректировка локальных актов

Удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии

Соблюдение требований должностной инструкции преподавателя

Укрепление социальной значимости профессии преподавателя

Воспитание личности с гуманистическим мировоззрением, высокими нравственными качествами; личности, признающей общечеловеческие ценности, владеющей навыками культуры поведения и культуры общения Воспитание семьянина — как полноценного члена родительской семьи, так и создателя собственной

Разработка проекта по развитию кадрового Обеспечение качества организации образователь-потенциала ного процесса

Этика взаимоотношений с партнерами и внеш- Благоприятный образ образовательной органи-ними субъектами зации

Достижение миссии профессиональной образовательной организации: «Наиболее полное удовлетворение заинтересованных групп в образовательных услугах»

Инвентаризация положений Этического кодекса студентов и Этического кодекса преподавателей

Выработка адаптивного стиля поведения администрации, преподавателей и сотрудников Формирование правовой, политической и экологической культуры Реализация принципов гуманистического образования

Формирование личности, способной к самосовершенствованию и саморазвитию

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА

Содержание деятельности, задачи

Ожидаемый результат

Внедрение модульных, здоровьесберегаю-щих и информационно-коммуникационных технологий

Обеспечение качества образования и управления. Формирование культурно-информационной среды, отвечающей высоким требованиям этических стандартов

Укрепление горизонтальных коммуникаций

Соблюдение информационной защищенности ^ пперчоецнеисесакачества организации образователь-

Приобретение учебн°-методической литера- наличие учебно-методической литературы,

формирование информационной туры, электронных образовательных ресурсов кронных о^азовательньк ^оеТ , культуры по этике

Мероприятия паблик рилейшенз в СМИ с целью формирования благоприятного имиджа профессиональной образовательной организации Совершенствование работы официального сайта профессиональной образовательной организации

Поддержание имиджа профессиональной образовательной организации в социальных сетях

Формирование благоприятного имиджа профессиональной образовательной организации. Достижение приверженности ценностям и нормам профессиональной образовательной организации Информированность

Следование принципам корпоративной культуры и историческим традициям образовательной организации

Совершенствование материально-технической базы

Создание среды социально-психологической и физической комфортности

Духовно-нравственное воспитание студентов

Проведение бесед и мероприятий по формированию бережного отношения к имуществу профессиональной образовательной организации

Создание рабочих и учебных мест, соответствующих требованиям эргономики и эстетики

Обеспечение медико-социального и психолого-педагогического сопровождения студентов

Развитие дистанционных методов обучения

Проведение работы по трудоустройству выпускников

Развитие воспитательной системы образовательного учреждения

Проведение этического консультирования

Создание безбарьерной среды, обеспечивающей полноценную интеграцию детей-инвалидов

Формирование системы целенаправленной работы с одаренной и талантливой молодежью

Создание соответствующих условий обучения и воспитания для социально незащищенных детей

Пропаганда здорового образа жизни

Нравственное воспитание студентов в формировании учебной деятельности Воспитание духовности, позитивных качеств, способных проявиться в созидательном процессе в интересах области и Родины

Бережное отношение к имуществу образовательной организации со стороны преподавателей и студентов

Соответствие требованиям СанПин, повышение эффективности образовательного процесса

Формирование навыков правильного образа жизни

Повышение комфортности образовательной среды профессиональной образовательной организации

Повышение конкурентоспособности образовательной организации

Трудоустройство выпускников, их конкурентоспособность

Целенаправленная деятельность по воспитанию работника, способного жить и работать в современном обществе

Решение этических проблем экспертами

Интеграция детей-инвалидов

Развитие творческих и исследовательских способностей студентов

Повышение престижа образовательной организации

Забота о социально незащищенных подростках, интеграция их в общество

Формирование здорового образа жизни, отказ от вредных привычек

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Сохранение и приумножение нравственных и культурных ценностей общества Духовное развитие личности Педагогическое сопровождение семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания учащихся Стремление учащихся строить свои отношения с окружающим миром на основе добра, истины, красоты

Патриотическое воспитание Развитие чувства патриотизма

Воспитание патриотов России, граждан правового демократического государства

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА

Содержание деятельности, задачи

Ожидаемый результат

Проведение научно-методических семинаров по соблюдению норм этики

Оказание помощи руководящим и педагогическим работникам в овладении новыми технологиями

Обучение этичному поведению руководства и членов коллектива Формирование культуры общения и этики коммуникаций

Разрешение конфликтных ситуаций

Повышение профессиональной компетентности педагогов

Создание системы трансляции педагогических технологий и передового педагогического опыта

Создание мини-лабораторий, творческих групп, педагогических мастерских по изучению, апробации моделей образования и воспитания

Организация творческих площадок по проблемным темам образовательного процесса

Проведение мастер-классов, заседаний в форме «круглого стола» и конференций на темы нравственности

Создание конфликтной комиссии (комиссии по трудовым спорам)

Создание учебно-воспитательной комиссии для урегулирования конфликтов в студенческой среде

Разработка рекомендаций по устранению этических проблем, возникающих в связи с конфликтами

Внедрение системы вознаграждения руководителей, преподавателей и студентов за этичное поведение

Современный преподаватель, адекватный социальным ожиданиям общества по уровню и качеству подготовки

Повышение качества педагогического труда

Обеспечение качества организации образовательного процесса

Повышение педагогического уровня преподавателей

Обобщение и распространение передового педагогического опыта

Создание условий для освоения профессий, специальностей

Улучшение морально-психологического климата коллектива

Снижение количества стрессов Достижение толерантности Формирование гуманистического мировоззрения, убежденности в наказуемости зла и торжестве добра

Укрепление социально-психологического климата Формирование устойчивого нравственного сознания

Контроль этичного поведения сотрудников и студентов

Проведение этической экспертизы локальных актов, приказов, распоряжений, проводимых мероприятий и реализуемых проектов

Разработка системы предложений, направленных на улучшение морального климата и имиджа профессиональной образовательной организации Повышение уровня заинтересованности в результатах собственного труда, укрепление социальной значимости профессии преподавателя Внесение корректив в локальные акты, приказы, распоряжения или проекты

Мониторинг реализации ФГОС по специальностям и профессиям с точки зрения этики

Реализация Федерального государственного образовательного стандарта

В предложенной системе программных мероприятий предусмотрены задачи повышения уровня этичности поведения педагогов, сотрудников и студентов.

Этика становится неотъемлемым элементом стратегического управления. При составлении стратегического плана действий ПОО нельзя забывать, что проблема этики находится в центре внимания общества и для следования нравственному поведению сейчас и в будущем требуется не только знание правил поведения, но и распространение нравственных отношений в коллективе педагогов и студентов. Это связано с тем, что рост цивилизованности общества ведет к доминированию этики во всех сферах жизни.

Конечно, введение в стратегическое управление норм этики не может решить все проблемы. Но верно подобранные методики решения организационных и нравственных проблем могут обеспечить успешность управления образовательной организацией, наметить горизонты для новых свершений.

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА

Литература

1. Кабаченко Т.С. Психология управления: Учебное пособие. — М.: Педагогическое общество России, 2000. — 384 с.

2. Кабанов А. А. Этические аспекты в исследовании и развитии трудового права [Электронный ресурс] // URL: http://www.justicemaker.ru/view-article. php?art=2298&id=20.

3. Немов Р.С. Психология: Учебник. — М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. — 496 с.

4. Щукина Г.И. Активация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. — М.: Просвещение, 1979. — 160 с.

5. Этика деловых отношений: Учебник / Под ред. А.Я. Кибанова. — М.: ИН-ФРА-М, 2003. — 368 с.

6. Этика деловых отношений в работе менеджера по персоналу // Баста-ма веб-журнал [Электронный ресурс] // URL: http://bastama.ucoz.kz/load/ referaty_na_russkom/ehstetika_i_ehtika/ehtika_delovykh_otnoshenij_v_rabote_ menedzhera_po_personalu/48-1-0-1121.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.