Научная статья на тему 'Этические нормы и их влияние на экономическое поведение: институциональный аспект'

Этические нормы и их влияние на экономическое поведение: институциональный аспект Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3420
276
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / НЕФОРМАЛЬНЫЕ НОРМЫ / ЭТИЧЕСКИЕ МОТИВЫ ПОВЕДЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СУБЪЕКТА / РАЗДЕЛЕНИЕ ЭТИКИ И ЭКОНОМИКИ / СОЦИАЛЬНАЯ СПРАВЕДЛИВОСТЬ В ЭКОНОМИКЕ / INSTITUTIONAL ECONOMICS / INFORMAL STANDARDS / ETHICAL MOTIVES / ECONOMIC BEHAVIOR / SEPARATION BETWEEN ETHICS AND ECONOMICS / SOCIAL JUSTICE IN ECONOMICS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бахтина М. А.

В статье рассматривается влияние этических норм на деятельность хозяйственных субъектов, определяется место целей и ценностей в экономических исследованиях. Обосновывается ограниченность механистического подхода к хозяйственной деятельности индивидов, который нивелирует влияние моральных принципов на экономику и нарушает процесс успешного функционирования институтов рынка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ETHICAL STANDARDS AND ITS INFLUENCE ON ECONOMIC BEHAVIOUR: INSTITIONAL ASPECTS

The article deals with the influence of ethical standards on economic behaviour. The author defines the role of goals and ethical values in economic research. The author reveals the deficiency of mechanistic approach to economic behaviour of individuals which disregards the influence of moral principles on economics and inhibits the process of successful development of market institutions.

Текст научной работы на тему «Этические нормы и их влияние на экономическое поведение: институциональный аспект»

институтов - это процесс, который позволяет индивидам выбирать правила игры в их сообществе. Посредством своих добровольных взаимодействий индивиды оценивают преобладающие правила, определяют и проверяют пригодность новых. Важнейшей функцией этого конкурентного рынка выступает, следовательно, поощрение институциональных инноваций и форм адап -тивного поведения. На рынке институтов происходит их конкуренция. Под «конкуренцией между правилами» понимается конкуренция между индивидами и группами, которая осуществляется посредством правил и институтов. Она показывает, как распределение индивидов или групп по градациям «шкалы правил» определяется относительными успехами, которые различные правила помогают получить их соответствующим пользователям. Победа того или иного института означает, что он получил массовое распространение в экономическом поведении хозяйствующих субъектов, а проигрыш показывает, что данное правило перестает применяться вообще или ему следуют изредка в определенных ситуациях. Следование индивида тому или иному правилу обусловливается не только текущими экономическими выгодами, но и социокультурными условиями.

Различия между политическим и институциональным рынком состоят в том, что через политический рынок вводятся правила, результаты использования которых хозяйствующими субъектами приносят ту или

иную выгоду игрокам политического рынка, а на институциональном рынке действуют правила экономического поведения, результаты следования которым оцениваются как выгодные самими хозяйствующими субъектами.

Таким образом, на этапе распространения нового института важно различать два принципиальных механизма: государственное принуждение к использованию, предполагающее выбор нового института через механизм политического рынка, и добровольное принятие хозяйствующими субъектами нового правила через механизм рынка институтов. С позиций этого подхода можно сделать вывод: отобранные на политическом рынке правила будут реально функционировать в экономике, когда они также отбираются свободным институциональным рынком.

1. Норт Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики. М., 1997.

2. Норт Д. Институты и экономический рост: историческое введение. М.,1993. Т. I. Вып. 2.

3.Норт Д. Институциональные изменения: рамки анализа // Вопросы экономики. 1997. № 3.

4. Тамбовцев В.Л. Институциональные изменения в российской экономике // Общественные науки и современность. 1999. № 4.

5. Шаститко А.Е. Новая институциональная экономическая теория. М., 2002.

удк 3301 м.А. Вахтина

ЭТИЧЕСКИЕ НОРМЫ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ: ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ

В статье рассматривается влияние этических норм на деятельность хозяйственных субъектов, определяется место целей и ценностей в экономических исследованиях. Обосновывается ограниченность механистического подхода к хозяйственной деятельности индивидов, который нивелирует влияние моральных принципов на экономику и нарушает процесс успешного функционирования институтов рынка.

Ключевые слова: институциональная экономика, неформальные нормы, этические мотивы поведения экономического субъекта, разделение этики и экономики, социальная справедливость в экономике.

М.А. Vakhtina

ETHICAL STANDARDS AND ITS INFLUENCE ON ECONOMIC BEHAVIOUR: INSTITIONAL ASPECTS

The article deals with the influence of ethical standards on economic behaviour. The author defines the role of goals and ethical values in economic research. The author reveals the deficiency of mechanistic approach to economic behaviour of individuals which disregards the influence of moral principles on economics and inhibits the process of successful development of market institutions.

The key words: institutional economics, informal standards, ethical motives, economic behavior, separation between ethics and economics, social justice in economics.

Со времен А. Смита в экономической науке продолжаются поиски объяснения мотивов экономической деятельности человека. Сам А. Смит был автором двух работ об экономическом поведении, в которых по-разному были расставлены акценты. В ранней работе «Теория нравственных чувств» был сделан акцент на моральные и нравственные основания рынка. В более

известном труде, «Исследование о природе и причине богатства народов», особое внимание уделялось эгоизму и природной склонности человека к обману Однако было бы преждевременным делать вывод о том, что А. Смит при написании своего фундаментального труда отошел от вопроса об этических мотивах поведения экономических субъектов в условиях рыночных от-

ношений. Будучи профессором этики, в своих концепциях человеческого поведения он совсем не уходил от этики, когда рассматривал вопрос о том, как человек, руководствующийся собственными эгоистическими интересами и пытающийся максимизировать свое личное благо, в конечном счете максимизирует и общественное благо.

В свое время историческая школа привлекла особое внимание к проблемам экономической этики - соотношению эгоистических интересов и чувства общности и справедливости, без которых невозможно себе представить цивилизованное рыночное хозяйство. М. Вебер вошел в историю экономической науки как ученый, который связал возникновение современного капитализма с применением на практике важнейших положений протестантской этики [3].

Эта проблематика, которой не уделила внимания классическая школа, занимает важное место и в современной экономической науке, однако роль этического подхода по мере развития современной экономической теории существенно ослабилась.

Однако такие вопросы, как этика конкурентного поведения, этические проблемы в управлении предприятием и бизнесом, понятие справедливого обмена и справедливой цены, благотворительной деятельности давно обсуждаются в экономической литературе, в том числе отечественной [5]. Пожалуй, наиболее активно рассматриваются вопросы о соблюдении этических принципов в управлении предприятием и бизнесом. Особое внимание уделяется нормам деловой этики, развитию корпоративной культуры, мотивации трудовой деятельности, стилю и методам руководства и другим вопросам [2, 6]. При этом этические проблемы становления и развития институтов рынка не получили достаточного отражения в экономической литературе. Отечественные авторы по-прежнему редко затрагивают этические аспекты формирования экономической по -ли тики .

Научный интерес к этическому поведению экономических субъектов возрастает по нескольким причинам. Прежде всего, это связано с возрастанием последствий (как отрицательных, так и положительных) непроизвольных побочных воздействий (внешних эффектов) хозяйственной и технической деятельности людей. Побочные воздействия ставят перед исследователями две задачи: задачу этико-экономического анализа их причинения субъектом и их вменения ему и этико-экономическую задачу предсказания и оценки побочных воздействий лицом, принимающим решения. Во-вторых, интерес к этической составляющей экономического поведения возрастает в связи со всеобщим усилением внимания к деятельности человека как многостороннего субъекта, на действия и решения которого оказывают влияние различные факторы. Немаловажное значение имеют также отрицательные последствия рационального экономического поведения, связанные с постепенной утратой норм и ценностей, принятых в обществе людей. Чем крупнее рынок, тем сильнее экономическая рациональность и разделение труда, тем ниже, соответственно, общность осознанного опыта, выше угроза распада общих ценностных убеждений. Деятельность этического субъекта наполняется ценностными ориентациями и нравственными нормами, которые со временем могут стать традициями и правила-

ми поведения, что ощутимо сказывается на хозяйственной деятельности.

Отделение этики от экономической науки явилось следствием переноса механистических представлений на экономику Современная экономическая наука долгие годы стремилась ограничиться расчетами полезности, издержек и проблемой координации хозяйствен -ной деятельности, изгоняя всякие нормативные рассуждения и отграничивая влияние моральных принципов на хозяйство и построение экономической теории.

«Максимальное отделение этической рефлексии от экономической, ограничение индивидуальной этики вопросами определения и оправдания норм, ограничение микроэкономики выбором средства для достижения данных целей или реализации заранее сформировавшихся предпочтений - все это является выражением современного дуализма свободы (нравственности) и необходимости... Этот дуализм проявляется ... в форме идеалистического завышения оценки моральной свободы и пренебрежения всем экономическим, так и в экономическом материализме, для которого все ценностные вопросы и этические максимы являются идеологической надстройкой или «этическим соусом» над экономическим базисом общества»,- пишет П. Коз-ловски [4, с. 24].

Однако экономическая и этическая ориентация деятельности человека не могут оставаться в отношениях взаимного исключения и противоборства, поскольку они относятся к одному и тому же предмету, к деятель -ности сознательного и рационального субъекта - человека. Поэтому им приходится дополнять друг друга.

Неоклассики рассматривают экономическую науку лишь как теорию выбора средств на основе минимиза-ционных и максимизационных принципов рационального индивида, которая не включает в себя размышление о целях. При этом неоклассическая теория интерпретирует эти принципы как законы природы, в соответствии с которыми действует человек. Однако уже на этом этапе возникают противоречия: в экономике, в отличие от механики, оптимум, связанный с максимизацией полезности, может не достигаться из-за мыслительных ошибок или из-за противоречий, возникающих между людьми, т.е. переопределения содержания функции полезности или целей деятельности. С другой стороны, объекты максимизации и минимизации в экономике четко, как в механике, не могут быть определены , они имеют бесконечные и неопределенные измерения и не могут быть известны заранее. Объекты экономической максимизации избираются самим действующим субъектом и зависят от его решения. Поэтому трудно судить со стороны, действительно ли субъект достиг максимального значения своей функции полезности при данных обстоятельствах или он не осуществил максимизацию полезности. В человеческой деятельности процесс максимизации является не детерминированным и механическим, а духовным, поэтому сначала объекты отображаются в сознании человека, чтобы он сделал выбор между ними, и только затем совершается действие.

То, что экономические законы и экономический принцип оптимизации не являются законами природы, а выступают законами логики выбора, законами духа, замечали в числе прочих и представители австрийской школы экономики (особенно Мизес). Однако этический

компонент, связанный с внутренним миром человека, Мизес оставил за пределами научной теории человеческой деятельности.

Действующий субъект, в отличие от homo economicus неоклассической экономики, не просто подвергается воздействию действительности и принуждается ею к совершению определенных поступков. Соответственно, хозяйственная деятельность и хозяйственная координация не возникают автоматически, они осуществляются хозяйствующими субъектами через их познание реальности и акты выбора, которые происходят посред-ством познания. Только внешне рыночная экономика выступает как механическая взаимосвязь, опосредующая рыночные силы и направляющая ресурсы в область их наиболее эффективного применения, в то же время в глубине процесса экономическая деятельность является результатом осознанных действий, в рамках которых субъекты направляют усилия на выполнение своих субъективных планов. На рынке происходит процесс, служащий оптимальному распределению ограниченных ресурсов с целью удовлетворения постоянно меняющегося спроса, который, в свою очередь, является выражением индивидуального стремления субъектов к самореализации. Механистические аналогии в эко -номической науке и их выражение в математических уравнениях полезны лишь как абстрактные формулировки сложных социальных процессов.

Рынок выступает как координационный процесс, в котором индивиды приспосабливают свои предпочтения и стратегии к предпочтениям и стратегиям других индивидов и к условиям рынка и тем самым определяют направление развития производства. Субъект предвосхищает свои действия, а не побуждается к действию внешней силой, которую можно однозначно идентифицировать в пространстве и во времени. В процессе взаимодействия и взаимоприспособления субъектов друг к другу происходит не просто приспособление к внешним силам, но и к состояниям других людей. Экономические адаптации оказываются сложнее, чем простая механическая причинность, потому что индивиды приспосабливаются к реакциям других и адаптируются к их поведению и ментальным состояниям. Экономика является взаимосвязью, а не механизмом, она характеризуется одновременно и механической причинностью в производстве материальных благ, так как принадлежит миру материи, и духовной причинностью в экономической координации индивидов, обладающих самосознанием и определенным отношением к самим себе, так как относится к миру духа. В рыночном устройстве должны быть признаны различные формы социального единства, поэтому когда рыночный процесс рассматривается только как механическое единство или как результат арбитражных сделок, осуществляемых предпринимателями, оба подхода можно признать ограниченными. Индивиды одновременно выступают и элементами хозяйствен -ной равновесной системы, и участниками социального целого, взаимодействующими друг с другом, и членами некоторого духовного единства, проявляющими солидарность с целым и воплощающими его в себе.

Когда рынок рассматривается не просто как механистический процесс, а как результат деятельности сознательных индивидов, движимых ценностными ориентациями, то нельзя не учитывать действенность этических убеждений и не принимать всеобщие этические

ценности как принципы предпочтений, руководящие действием. В этой связи ценностные убеждения можно в полной мере отнести к объективным элементам деятельности, как и другие, которые традиционно являлись и являются предметом экономических исследований. Ограничение экономики только изучением средств и исключение целей и ценностей из предмета исследований делает ее односторонней, так как действия хозяйственных субъектов в существенной мере определяются их целями.

Этический человек оказывается на порядок менее абстрактным и общим, чем homo economicus неоклассиков. Этический подход к человеческому поведению позволяет объяснять человеческие действия (в том числе в хозяйственной деятельности) не столько изменением внешних условий, сколько позицией самого человека. При этом внимание акцентируется не столько на логическом выборе, который субъект совершает на основе имеющихся у него готовых вариантов поведения , сколько на практической деятельности, в ходе которой человек активно взаимодействует с окружающим миром и сталкивается при этом с проблемами, которые приходится решать не только с помощью логики. У этического человека к традиционным мотивациям (благосостояние, полезность, удовлетворение потребностей) добавляются цели, свойственные творческой личности (стремление к совершенству, радость творчества, достижение большего контроля над внешними обстоятельствами, сохранение душевного мира, достижение справедливости и др.).

Теория игр, которую можно рассматривать в качестве метода исследований новой институциональной экономической теории, фактически подводит нас к описанию ситуации, когда субъекты в процессе своей деятельности учитывают действия и реакции другого, принимают решения с учетом интересов партнеров, а не ограничиваются только своими эгоистическими интересами. Концепция экономического человека оказы-вается узка для теории игр, если последнюю рассматривать как деятельность, учитывающую и предвосхищающую реакции других.

Готовность к выполнению правил, к учету положения окружающих, предполагает уже не просто эгоистические, а этические установки хозяйствующих субъектов, их готовность подчиняться выработанным правилам и нормам, что выходит за пределы простой максимизации пользы homo economicus. Когда индивид в своей деятельности руководствуется принципом, что договоры (правила) должны соблюдаться, то он действует как этический субъект. Он принимает во внимание не только свой непосредственный частный интерес, направленный на максимизацию индивидуальной полезности, но и интересы других субъектов. В этом смысле этическое поведение хозяйственного субъекта связано с выполнением правил, честностью и надежностью .

Но этическая сторона вопроса заключается не только в обязанности соблюдать правила, но и в способности человека ответить на вопрос «Что я хочу, к каким целям и благам я стремлюсь?». Для неоклассической экономической теории вопрос о содержании благ заканчивается вопросом об их альтернативном использовании. Вопрос о том, что позволяет субъекту осознать возможность использования того или иного бла-

га, остается за пределами экономических исследований, потому что структура предпочтений рассматривается как заданная. Однако эта сторона вопроса также является очень важной в экономической деятельности, так как связана с соблюдением принципа социальной справедливости и нравственным климатом в обществе.

При этом справедливость выступает и как обязанность выполнять правила, и как мотив деятельности, не оставаясь в стороне от содержания достигаемого блага. Можно ли, рассматривая поведение индивидов в рамках институциональной экономики, ограничиться только ответом на вопрос, как наилучшим образом достигнуть своих целей, и оставить без внимания вопрос о самом содержании этих целей? Так как институциональный подход рассматривает хозяйствующего субъекта как существо социальное, то нельзя. В человеческом стремлении соединяются и моменты воли, и привычки, и склонности, и ценностные позиции.

В отечественной научной литературе под социальной справедливостью чаще всего понимается то, «как воспринимает массовое сознание распределение доходов и жизненных благ в обществе, а также наличие равных возможностей для самореализации и продвижения личности по социальной лестнице» [1, с. 57]. При этом многие ученые понятие «справедливость» не относят к предмету экономической науки. Однако нарушение принципов справедливости в экономике приводит к серьезным последствиям, отрицательно сказывается на отношении людей к труду

Говоря о значимости этического поведения в экономической деятельности, касается ли это формальной стороны, связанной с соблюдением правил между хозяйственными субъектами, или с соблюдением принципов социальной справедливости в экономике, можно отметить следующее.

Все меновые действия и сделки между хозяйствующими субъектами в реальных условиях содержат момент неопределенности и неуверенности в исполнении договоров. При этом момент неопределенности даже более значителен в свободных частнохозяйственных отношениях, чем в хозяйственных порядках с централизованно-административным управлением, поскольку первые оставляют свободу для свободного договорного соглашения, а экономика с централизованным управлением заведомо рассчитана на контроль и наблюдение. Однако последние хотя и снимают неопределенность, но могут создать большие проблемы с принуждением, с мотивацией труда и с контролем трудового вклада. Для уменьшения отрицательных последствий, связанных с неопределенностью и неуверенностью в исполнении договоров, не последнюю роль наряду с экономическими (например, страхование) или правовыми нормами (какие-либо санкции), играет этическое поведение, связанное с соблюдением условий договоров. Оно, с одной стороны, обеспечивает оправданные ожидания относительно поведения партнеров по сделкам, ожидание выполнения взятых на себя обязательств, а с другой - создает уверенность в том, что другие субъекты будут действовать так же.

Во-вторых, затраты на правовой контроль или экономическое возмещение убытков как альтернатива этическому поведению могут оказаться достаточно велики. В-третьих, существуют такие ситуации, когда приме-

нить экономические и правовые средства довольно сложно или вообще невозможно. В этом случае вера в соблюдение договоров и честность партнеров по сделке становятся не только этически, но и экономически необходимыми.

Описывая ситуации, когда экономические и правовые методы повышения результативности сделки или гарантий выполнения договоров являются малодейственными, исследователи чаще всего приводят аргументы, связанные с асимметрией информации и монополией субъекта на применение своей собственной деятельности в качестве ресурса. Действительно, передача информации другим лицам представляет собой этический феномен, так как ни внешний наблюдатель, ни суд не могут точно знать и доказать, что данный субъект в своей деятельности действительно не имел какой-то информации или применил ее в ущерб другим лицам. Это остается прерогативой самого субъекта, следствием его ответственности и желания выполнять взятые на себя обязательства.

С монополией на информацию связан и другой аргумент в пользу экономической актуальности этического поведения. Речь идет о собственной работоспособности работника, о его готовности выполнять взятые на себя обязательства в полную силу и с учетом всех имеющихся у него возможностей. Для того чтобы повысить отдачу от деятельности партнера по сделке или от труда наемного работника, тоже можно применять меры экономического стимулирования и правового контроля, однако только сам работник знает свои возможности и может адекватно их употребить.

Этическое поведение партнеров, готовность честно выполнять взятые на себя обязательства уменьшают неуверенность и неопределенность в договорных отношениях. Возникающее в этом случае доверие снижает трансакционные издержки, не уменьшая выгод партнеров по сделке, снижает вероятность несостоятельности рынка, уменьшает стимулы для перехода к государственному принуждению. В этом случае становится возможным установление длительных контактов, которые при должной степени доверия между людьми уменьшают необходимость повторения договорных отношений, поиск партнеров посредством рынка и конкуренции, что чревато большими потерями времени на заключение сделок и другими издержками. В условиях этического поведения монопольное положение партнеров по договору (когда партнеры многократно повторяют сделки между собой) уменьшает угрозу их оппортунистического поведения. Если в обществе не существует отношений доверия, например между работодателями и наемными работниками, то долгосрочные отношения без дорогостоящей системы подбора кадров и контроля будут строиться на основе непотизма, когда договоры заключаются между родственниками. Последний, хотя и является в общеэкономическом плане неэффективным, остается в этом случае рациональным способом разрешения проблем дефицита доверия.

Уровень доверия можно с уверенностью отнести к важнейшему аспекту духовно-нравственного климата в обществе, наличие которого является залогом успешно -го и взаимовыгодного бизнеса. Специалисты все больше сходятся во мнении, что доверие возникает тогда, когда в обществе соблюдаются нравственные каноны.

Как видно, обе составляющие этического поведения являются важными факторами, обеспечивающими успешное хозяйствование и устойчивость экономических институтов в условиях рынка.

1. Богомолов О. Нравственный фактор социально-экономического прогресса // Вопросы экономики. № 11. 2007.

2. Ботавина Р.Н. Этика менеджмента. М.: Финансы и статистика, 2002.

3. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма. М.: РОССПЭН, 2006.

4. Козловски П. Принципы этической экономии. СПб.: Экономическая школа, 1999.

5. Петросян Д., Фаткина Н. Этические принципы в социально-экономической политике России // Вопросы экономики . 2008. № 2.

6. Шихарев П.Н. Этические принципы ведения дел в России. М.: Финансы и статистика, 2000.

УДК 330.12 С.Н. Гецеу

ОБЩЕСТВЕННЫЕ И ЧАСТНЫЕ БЛАГА В ВОСПРОИЗВОДСТВЕ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ

В статье рассматривается система воспроизводства инновационных процессов. На основе теории общественного воспроизводства и теории общественных благ показана специфика воспроизводства промежуточной и конечной «продукции» инновационных процессов в зависимости от приобретаемой ею на рынке формы.

Ключевые слова: инновационный процесс, общественное воспроизводство, общественные блага, частные блага, новшества, инновационные блага.

S.N. Getseu

PUBLIC AND PRIVATE GOODS IN REPRODUCTION OF INNOVATION PROCESSES

The article deals with a system of reproduction of innovation processes. The author uses theory of public reproduction and theory of public goods to show the peculiarities of intermediate and final goods reproduction in accordance with its market form.

The key words: innovation process, public reproduction, public goods, private goods, innovations, innovations goods.

Благо, как известно, выступает в качестве центральной категории экономической теории и подразумевает все то, что заключает в себе определенный положительный смысл: предмет, явление, продукт труда, удовлетворяющий конкретные человеческие потребности и отвечающий целям, интересам, устремлениям людей. В качестве главной характеристики блага выступает его полезность (или потребительная стоимость по К. Марксу). Помимо этого, благо характеризуется редкостью (за исключением не ограничиваемых в потреблении и доступных для всех даров природы). Редкость придает любому благу определенную ценность (или стоимость по К.Марксу), которая основана либо на редкости самого блага (характерно для даров природы), либо на редкости используемых для его производства ресурсов (для продуктов производства), либо связана с уникальностью этого блага. Очевидно, что и фундаментальные научные знания, и прикладные знания также являются благами.

Вводимая нами категория «инновационные блага» характеризует либо ранее неизвестные потребителям блага, либо уже известные, но изготовленные с помощью инновационных технологий, произведенные на основе инноваций и предназначенные для удовлетворения потребностей индивидуумов и всего общества в целом. Общим для инновационных благ выступает их способность удовлетворять либо новые потребности,

либо уже хорошо известные потребности, но на более высоком качественном уровне или с меньшими затратами. Здесь важно отметить, что в литературе можно встретить термин «инновационная продукция». Мы отказываемся от него в пользу «инновационных благ» вследствие того, что последняя категория является более общей, а инновационная продукция выступает в качестве ее частного случая. Помимо продукции как продукта труда, имеющего материальную форму, в состав благ включаются и продукты труда, не имеющие материальной формы (услуги). Кроме того, продукция, как правило, предназначена для обмена и в силу чего выступает на рынке в качестве товара. Вместе с тем многие продукты труда могут и не приобретать товарную форму но обладать полезностью и поэтому быть благом.

Воспроизводство фундаментальных научных знаний, новшеств как прикладных научных и технических знаний и инновационных благ носит взаимосвязанный характер и осуществляется в рамках системы воспроизводства инновационных процессов (рис. 1).

Под воспроизводством процесса мы понимаем циклическое возобновление этого процесса в тех же, меньших или больших масштабах. Циклическое возобновление, но не повторение (поскольку каждый инновационный процесс уникален по своему содержанию и вряд ли может быть повторен в точности) процесса

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.