УДК 17:33
Ю.В. Гордов (НИ РХТУ им. Д.И. Менделеева) Тел.: (48762) 4-84-49; e-mail: [email protected]
ЭТИЧЕСКИЕ КОДЕКСЫ КАК СПОСОБ РЕГУЛЯЦИИ МОРАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ
В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОМПАНИИ
В данной статье рассматриваются этические кодексы как система моральных стандартов и правил, соблюдение которых компания требует от своих сотрудников. Делается акцент на том, что этические кодексы, по сути дела, осуществляют способность регуляции моральных отношений как в профессиональных сообществах, так и в деятельности компании.
Ключевые слова: этические кодексы, моральные отношения, ценности, сотрудники, компания, культура, профессиональная деятельность.
Этический кодекс выполняет роль стандарта корпоративного поведения, который призван обеспечить высокий уровень деловой этики в отношениях между участниками рынка. Утверждается, что многие вопросы деятельности организации или компании носят неэкономический характер, лежат за пределами законодательной сферы и имеют не юридический аспект своего выражения, а этический. Поэтому многие положения законодательства, регулирующие корпоративное поведение, основываются на этических нормах и принципах. Этические принципы, используемые в деловом сообществе, - это сложившаяся система норм поведения и обычаев делового сообщества, не основанная на законодательстве и формирующая позитивные ожидания в отношении участников корпоративных отношений [1, с. 319].
Этический кодекс является сводом правил и норм поведения, которыми должны руководствоваться члены компании, фирмы. С его помощью задаются определенные модели поведения, единые стандарты отношений в совместной деятельности. Первыми универсальными этическими кодексами, представляющими собой реестр общечеловеческих ценностей, были своды религиозных правил. Чуть позже стали возникать частные этические кодексы, определяющие поведение отдельных социальных групп общества. Потребность в частных этических кодексах (например, кодексы объединений, профессий) возникает в связи с тем, что универсальных норм недостаточно для регулирования человеческого поведения в специфических ситуациях. Частная этика конкретизирует общие нравственные принципы применительно к особенностям той или иной деятельности.
В настоящее время наиболее распространены два вида этических кодексов - профессиональные и корпоративные, которые регулируют отношения людей внутри данных групп. Профессиональные кодексы регулируют отношения внутри профессионального сообщества и эффективны
для «свободных профессий», где наиболее выражены профессиональные этические дилеммы. Одним из первых профессиональных этических кодексов стала клятва Гиппократа - кодекс врачей. Наиболее известны этические кодексы тех профессий, где значимые этические дилеммы задаются содержанием деятельности (адвокаты, психотерапевты, журналисты, риэлторы, предприниматели и т.д.). Кодексы регламентируют поведение специалиста в сложных этических ситуациях, характерных для данной профессии, повышают статус профессионального сообщества в социуме, формируют доверие к представителям данной профессии. Также кодекс усиливает значимость принадлежности к профессии, его принятие косвенно может являться обрядом инициации, актом «обращения в профессию» [2, с. 114]. Этические кодексы в каждом профессиональном сообществе отличны друг от друга, так как формируются в соответствии с профессиональными целями и задачами. Особые моральные кодексы складываются и в тех видах деятельности, которые связаны с выполнением каких-то специфических общественных функций (напр., в воинской и милицейской службах, в спорте, в сфере деятельности общественно-политических организаций) [3, с. 102-104]. Этические кодексы действительно содержат ресурсы для решения достаточно широкого спектра задач, в частности они могут помочь предотвратить конфликтные ситуации. Во многих случаях под конфликтом понимают одну из форм человеческого взаимодействия, в основе которого лежат различного рода объективные или субъективные, в различной степени осознанные противоречия между людьми, с попытками их разрешения на фоне проявления эмоций. Конфликт «явление широко распространенное, повсеместное, вездесущее. Конфликтные ситуации возникают во всех сферах общественной жизни - будь то экономика, быт, культура или политика» [4]. Нельзя не согласиться с мнением Назаровой Ю.В. о том, что «конфликты высвечивают недостатки в этико-нормативном кодексе, служат источником его доработки и включения новых этико-нормативных требований» [5].
Корпоративный кодекс содержит положения, отражающие принципы и правила делового поведения в конкретной фирме: ответственность администрации по отношению к работникам, обязательства по охране окружающей среды. Выделяются несколько типов корпоративных кодексов этики:
- регулирующий документ с детально разработанными правилами, включая санкции, предусмотренные в случае нарушения кодекса;
- краткий кодекс, включающий положения о ценностях фирмы, философии, целях фирмы;
- кодекс социальных обязательств фирмы перед вкладчиками, сотрудниками и т. д.;
- кодекс, определяющий межличностные отношения в фирме: согласование целей фирмы и интересов сотрудников [6, с. 13].
Важнейшие задачи кодекса корпоративной этики состоят в том, чтобы установить приоритеты в отношении целевых групп и пути согласования их интересов. Кодекс корпоративной этики может выполнять три основные
функции, а именно, репутационную, управленческую и развития корпоративной культуры. Репутационная функция кодекса заключается в формировании доверия к компании со стороны референтных внешних групп (по отношению к клиентам, поставщикам, подрядчикам и т.д.). Следовательно, кодекс повышает инвестиционную привлекательность компании. Наличие у компании кодекса корпоративной этики становится общемировым стандартом ведения бизнеса. Управленческая функция кодекса состоит в регламентации поведения в сложных этических ситуациях. Повышение эффективности деятельности сотрудников осуществляется путем: регламентации приоритетов во взаимодействии со значимыми внешними группами, определения порядка принятия решений в сложных этических ситуациях, указания на неприемлемые формы поведения [7, с. 13]. Корпоративная этика, кроме того, является составной частью корпоративной культуры. Корпоративная культура - это система материальных и духовных ценностей, проявлений, взаимодействующих между собой, присущих данной корпорации, отражающих ее индивидуальность и восприятия себя и других в социальной и вещественной среде, проявляющаяся в поведении, взаимодействии, восприятии себя и окружающей среды. Кодекс корпоративной этики - значимый фактор развития корпоративной культуры. Кодекс может транслировать ценности компании всем сотрудникам, ориентировать сотрудников на единые корпоративные цели и тем самым повышать корпоративную идентичность. В корпоративных организациях рамки этических кодексов имеют жесткие правила и часто не соответствуют субъективным проявлениям свободы и выбора [8].
Покажем основные этапы проекта по созданию этического кодекса. Первый этап состоит в подготовке проекта (интервью, беседы), где определяющим фактором является определить определение позиции, прояснение ожиданий, сбор информации; определение и утверждение порядка и сроков проведения проекта; выбор методов проведения исследования компании; создание рабочей группы экспертов. На втором этапе проходит разработка кодекса в форме анкетирования, интервью, его цели - это диагностика ценностей организации; соотнесение их с философией компании, выбор круга освещаемых вопросов; выявление субъектов взаимодействия -клиенты, конкуренты, сотрудники; поведение опросов персонала, обсуждение хода проекта; обработка и анализ результатов исследований; подготовка окончательного варианта. К третьему этапу относится принятие кодекса, его цели состоят в ознакомление сотрудников с кодексом, разъяснение порядка разрешения спорных ситуаций в связи с его исполнением; система поддержки кодекса и, наконец, его принятие. Четвертый этап связан с подведением итогов [9, с. 33-36].
Содержание кодекса компании определяется, прежде всего, ее особенностями, структурой, задачами развития, установками ее руководителей. Как правило, кодексы содержат две части: идеологическую (миссия, цели, ценности); нормативную (стандарты рабочего поведения).
Для разработки и внедрения этического кодекса компании могут выбрать один из трех путей: 1) привлечь внешних экспертов-консультантов,
которые будут вести проект этического кодекса от начала до конца и сопровождать компанию после его внедрения; 2) разработать и внедрить кодекс этики с помощью внешних экспертов, а поддержку системы осуществлять самостоятельно; 3) собственными силами разрабатывать и внедрять этический кодекс [10].
Некоторые компании обращаются в консалтинговые агентства, консультанты которых собирают мнения и предложения коллектива, анализируют их и на этой основе формируют и предлагают руководству корпорации этический кодекс. Руководство других корпораций заимствуют типовые кодексы той или иной отрасли (кодексы медиков, психологов, преподавателей, предпринимателей), редактируют их и получают собственный свод внутрикорпоративных правил. При подготовке этического кодекса руководители компании высшего и среднего звена знакомятся с аналогичными документами, действующими на других предприятиях, выявляют традиции, которые сложились в компании, этические моменты, имеющиеся в корпоративной культуре, привносят то, что хотелось бы видеть в идеале.
В качестве примера приведем кодекс деловой этики компании «Кока-Кола». Деятельность компании «Кока-Кола» основывается на нескольких очень простых идеях. Она гарантирует приятный вкус, высокое качество продукции и первоклассное обслуживание. Преданность своим принципам позволила компании занять одно из ведущих мест в мире по производству безалкогольных напитков. Несмотря на то, что «Кока-Кола» имеет свои отделения во многих странах мира, она всегда осуществляет свою деятельность и ведет операции как единая компания в соответствии с моральными, этическими и правовыми нормами каждой конкретной страны. Для закрепления этой политики на долгосрочную перспективу Совет директоров компании разработал и принял специальный документ о правилах поведения и принципах своей работы. Этот этический кодекс имеет «силу закона» и распространяется на деятельность отделений компании во всем мире и на поведение всех ее служащих.
Кодекс делового поведения
На протяжении всего существования компании важнейшим принципом политики было ведение бизнеса честно, добросовестно в соответствии с моральными, этическими и правовыми нормами. Чтобы подтвердить такую долговременную политику, управленческий аппарат компании принял данный Кодекс делового поведения, который распространяется на всех работников местных и заграничных дочерних компаний и производственных отделений.
A. Общее положение
Компания, ее сотрудники и агенты должны подчиняться правовым нормам и высоким этическим стандартам страны, где она осуществляет бизнес. Вся деятельность компании и совершаемые сделки должны соответствовать общепринятым нормам, чтобы они не вызывали никаких сомнений и не наносили вред честному имени и репутации компании.
B. Государственные должностные лица и служащие
Никакие денежные средства или активы компании не могут использоваться для оплаты, представления кредита или других денежных
переводов, прямо или косвенно, любому государственному лицу или служащему или лицу, о котором известно, что в нем заинтересовано должностное лицо или служащий, за исключением тех случаев, которые соответствуют проводимой политике и процедурам.
1. Законность сделок. Компания не должна вступать в сделки с государственными должностными лицами, служащими или подставными лицами, за исключением сделок, преследующих законные цели и соответствующих применяемым нормам и обычаям. Никакие платежи за сделки, имеющие нелегальные цели, не могут осуществляться прямо или косвенно, непосредственно или в пользу любого государственного должностного лица или служащего.
2. Использование государственных должностных лиц или служащих в качестве советников или консультантов.
а) никакое государственное лицо или служащий не могут использоваться в качестве советника или консультанта для предоставления услуг, относящихся к сфере его должностных обязанностей, выполняемых им в качестве должностного лица и ответственности;
б) наемные сотрудники не вправе превышать свои полномочия, оговоренные при заключении с ними письменного контракта, отражающего реальные возможности и полномочия, которые может иметь тот или иной сотрудник. За сделки, при проведении которых были превышены полномочия, не проводятся платежи. Такой контракт вступает в силу после утверждения Генеральным директором и одобрения адвокатом компании. Такой контракт не может вступать в силу без предварительного письменного подтверждения менеджера отдела. Если сумма контракта превышает 20 тыс. дол., то он должен быть также подтвержден президентом компании;
в) каждый контракт или сделка, утвержденные в указанном порядке, изложенные в письменной форме с указанием всех подробностей, направляются Главному адвокату компании «Кока-Кола». Адвокат компании рассматривает законность контракта, устанавливает, не было ли допущено превышения полномочий при заключении контракта. Его отчет в письменной форме предоставляется Генеральному адвокату компании;
г) любое государственное должностное лицо, нанятое компанией в соответствии с законом, ежегодно в письменном виде должно заявлять, что оно принимает все законы, введенные Правлением компании.
3. Социальные блага, подарки, развлечения. Все блага и развлечения могут предоставляться сотрудникам только и том случае, если они предусмотрены и разрешены правительством той или иной страны. Сотрудник не может принимать подарки без письменного разрешения совета директоров или вице-президента компании. Все связанные с этим затраты должны быть переведены на счет сотрудника и записаны в бухгалтерской книге компании.
4. Льготы по платежам. В соответствии с вышеуказанным данный Кодекс не исключает получения незначительных подарков сотрудниками, но только в тех странах, где это является нормальной деловой практикой. Это проводится для: 1) ускорения рутинных действий правления; 2)
стимулирования сотрудников осуществлять те обязанности, которые они должны осуществлять. Льготы по платежам не включают в себя платежи, целью которых является отрицательное влияние на сотрудника. На проведение таких платежей нужно соответствующее разрешение. Все подобные сделки должны быть разрешены советом директоров, а также отражаться в бухгалтерских книгах и записях компании.
5. Расходы, связанные с политическими компаниями. Расходы на политические выборные компании включают прямые расходы или взносы в наличной форме, или в форме имущества для кандидатов в законодательные органы или политические партии, а также в форме косвенной помощи: предметы мебели; различного рода услуги; покупка билетов и др. Для проведения политической компании компания «Кока-Кола» не вправе пользоваться личными средствами, даже если это разрешено законом, без письменного одобрения Генеральным адвокатом компании, а также без письменного разрешения Главного администратора компании, полученных согласно следующим правилам внутреннего распорядка: 1) все запросы на разрешение затрат на предвыборную компанию подаются в письменной форме; 2) они должны содержать все относящиеся к делу обстоятельства, касающиеся разрешенных расходов; 3) необходимо одобрение расходов менеджером отдела. Запрос должен сопровождаться положительной оценкой независимого адвоката, специализирующегося в той юрисдикции, в которой разрешены расходы. После установления законности разрешенных расходов Генеральный адвокат дает письменную оценку расходов и вместе запросом отправляет Главному администратору компании.
Политическая компания не может проводиться за счет денежных средств компании или за счет любых иных платежей, сумма которых превышает разрешенную, которая может быть утверждена в записях компании. Денежные средства для проведения предвыборной компании получает то лицо, которое имеет на это законное право. Денежные средства, затраченные на предвыборную компанию, должны четко отображаться в бухгалтерской книге компании.
6. Подарки и развлечения, связанные с клиентами и поставщиками. Сотрудники компании могут оказать уважение клиентам, например, организацией делового ужина, который издавна стал неотъемлемой частью деловой практики. Сотрудники не вправе получать подарки от клиентов без письменного разрешения вице-президента. И, естественно, строго преследуется получение взяток.
7. Покупка или продажа товаров и услуг. На каждую продажу товара или услуги покупателю выписывается чек, указывающий все подробности сделки. Покупателю не может быть выписан чек на сумму, превышающую реальную стоимость покупки. Запрещено предоставление скидок, не предусмотренных планом или правилами компании.
Все платежи, производимые компанией, должны сопровождаться четкой документацией. Вознаграждение, комиссионные уполномоченным, агентам и консультантам должны быть проведены через чеки, переводы или другие
трансфертные платежи. Платежи по счетам могут производиться только в тех странах, где проживает веритель, который оказывает посреднические услуги при проведение платежей.
8. Счета и депозиты. Все счета, открытые и поддерживаемые компанией, в обязательном порядке отражаются в бухгалтерской книге последней. Счета открываются компанией от ее лица или любого другого лица с указанием владельца счета. Все счета должны быть одобрены финансовым директором компании. Все денежные поступления, получаемые компанией, фиксируются в бухгалтерских книгах и депонируются на счет, открытый банком или другим финансовым институтом. Это может происходить в том случае, если эти финансовые институты получили одобрение со стороны казначейства компании. Компания не в праве переводить средства в фонды в наличной форме, за исключением той наличности, которая предназначена для сделок.
9. Точность и полнота записей компании. Записи компании точно отражают активы, задолженности, доходы и расходы. В записях не должно содержаться ложной информации. Все платежи, проводимые компании, точно отражаются в ее записях с соблюдением всех документальных формальностей. В записях также отмечается цель, с которой проводятся данные платежи. Компания не имеет права проводить какие-либо платежи, не сопровождающиеся соответствующей документацией. Не записанные или не открытые фонды не могут быть созданы компанией для каких-либо целей. Согласно общепринятым правилам, касающимся контроля счетов, «счета» должны действовать всегда. Точная и полная информация должна предоставляться в ответ на требования внутренних или независимых внешних аудиторов по проверке отчетности.
10. Наблюдение и контроль.
1. Если сотрудник имеет, какую - либо информацию о сделке, которая может нарушить правило данного кодекса, он сразу же докладывает об этом контролеру по проверки отчетности. В том случае, если сам принял в ней участие, то на него подается рапорт финансовому директору.
2. Внутренний штат контролеров как часть постоянной проверки отчетности должен проверять книги и записи компании и дочерних компаний, чтобы определить соответствие с данным кодексом и другими законами. Любое нарушение в соответствии с кодексом в обязательном порядке отмечается в конфиденциальной части доклада, который направляется аудитору компании, а также Генеральному адвокату компании.
3. К внешним инспекторам по проверке отчетности предъявляется требование, чтобы они информировали о том, что сообщения о нарушениях данного кодекса дошли до их внимания.
4. Если финансовый директор получает отчет о нарушении данного кодекса в письменной форме, то он отправляет его президенту и председателю совета директоров. После рассмотрения нарушения председателю совета директоров следует направить сообщение о нарушении финансовому комитету.
5. Если сотрудник не подчиняется нормам данного кодекса, то к нему
могут быть применены дисциплинарные меры, которые зависят от важности дела. Они могут включать следующие меры: выговоры; условное освобождение от должности; отстранение от должности; понижение в должности или увольнение. Дисциплинарные методы также применяются к начальникам или старшим руководящим работникам в том случае, если ими были допущены какие-либо нарушения без уведомления высшего уровня управления.
11. Информация, касающаяся Кодекса поведения. Все вопросы, относящиеся к данному кодексу поведения, должны направляться Генеральному адвокату, который обязан их рассмотреть. Если ответ изложен не в письменном виде, то уполномоченное лицо подготавливает письменный ответ, а копию его отправляет сотруднику, сделавшему данное заявление [11, 101-107].
Каждая компания определяет собственные задачи, для решения которых она намерена использовать такой инструмент, как кодекс корпоративной этики. Создание кодекса не ограничивается только написанием текста документа. Существует специфика исполнения подобных документов: заставить исполнять этический кодекс нельзя. Поэтому для того, чтобы он действительно работал, еще на этапе его создания необходимо предусмотреть процедуры, включающие в процесс разработки документа по возможности всех сотрудников компании. Только при условии принятия каждым сотрудником кодекса корпоративной этики он будет реально исполняться [12].
Основное предназначение этического кодекса состоит в создании комфортных условий труда, благоприятного психологического климата в компании; сплочении всех членов коллектива, формировании корпоративной культуры. Сотрудникам, усвоившим этические требования и нормы кодекса фирмы, проще разобраться в сложных рабочих ситуациях, а новичку легче влиться в коллектив и понять, чего от него здесь ждут. Этические кодексы фокусируют в себе, во-первых, стремление получить результат в профессиональной деятельности, во-вторых, подтвердить моральную значимость и качество этой деятельности. С другой стороны, наличие моральных кодексов подразумевает определенные санкции, которые определены и заданы самой системой нравственных ценностей [3].
Следовательно, место и роль кодекса в нормативно-ценностной системе профессии означает «результат морального нормотворчества профессии, структурированный формат нормативного яруса профессиональной морали. Традиционное содержание кодексов - система принципов и норм - является своеобразным нормативным ядром профессии» [13, с. 222-223]. Ценностное значение этического кодекса в том, что он выражает нравственную идеологию организации. Именно поэтому - в этическом кодексе «важно преодоление односторонних, превратных, нередко искаженных образов кодекса или любого подобного документа, образов не просто различных и спорных, но и прямо ошибочных. Например, административный образ заформализованного бюрократического документа для начальственного контроля и санкций». Этический кодекс не должен проектироваться в духе «казенно-коллективистской морали в чиновничьем исполнении», в нем не должен
«присутствовать административно-правовой принцип оценки, но без правовой санкции», в этом случае этический кодекс представляет собой «механический ранжир, требующий лишь одного - наложения нормы на казус» [13, с. 227229]. Этический кодекс - это тот стандарт норм и правил, который формулирует нормы и ценности, определяющийся специфической нравственной организационной культурой. Организационная культура предполагает наличие показателей внутриорганизационного поведения, представленных как система формальных и неформальных субординационных и координационных отношений, сложившихся между отдельными индивидами и группами в организации [14].
Таким образом, этический кодекс содержит и определяет ценности различных предприятий, корпораций, компаний выполняя функции управления и объединения, направляющие на максимальное получение прибыли, что является высшей моральной ценностью в системе экономической этики, так как служит повышению благосостояния общества и солидарности в процессе производства. Следовательно, эти ценности являются составной частью культуры предприятий. В то же самое время в каждой организации эти ценности модифицируются, что проявляется в различных акцентах и переходах от ценностей к принципам. Особенность экономически развитой организации заключена в способности выявлять характерные для данной организации ценности или «профессионального кредо», которое создает неповторимый имидж организации или компании как на внешнем рынке, так и среди сотрудников.
Литература
1. Ожегов Ю.Г., Сидорова В.Н., Козлов В.В. Организационное поведение в структурно-логических схемах. М.: Альфа-Пресс, 2007. 360 с.
2. Мур Д.Э. Природа моральной философии. М.: Республика, 1999. 351 с.
3. Гордова Э.Е. Философское исследование этических отношений в бизнесе. Новомосковск: ГОУ ВПО РХТУ им. Д.И. Менделеева, Новомосковский ин-т, 2011. 176 с.
4. Гордова Э.Е. Этико-философский анализ разновидностей и способов управления конфликтами в экономической сфере // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2012. № 4-2. С. 48-52.
5. Назаров В.Н. Прикладная этика М.: Гардарики, 2005. 302 с
6. Назарова Ю.В. Парламентская этика в России (опыт Государственной Думы 1906-1917 гг.) : дис. ... канд. филос. наук : 09.00.05. Москва, 2006. 146 с.
7. Герчикова И.Н. Деловая этика и регулирование международной коммерческой практики. М.: Консалтбанкир, 2002. 576 с.
8. Спивак В.А. Корпоративная культура. СПб.: Питер, 2001. 352 с.
9. Гуськова Э.Е. Современные концепции экономической этики : автореф. дис. ... канд. филос. наук : 09.00.05 / Тул. гос. пед. ун-т им. Л.Н. Толстого. Тула, 2006. 19 с.
10. Гордова Э.Е. Философская этика о роли и значении этических кодексов в организации деятельности профессиональных сообществ // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2011. № 6-2. С. 33-36.
11. Гордова Э.Е., Гордов Ю.В. Повышение эффективности деятельности экономических предприятий за счет внедрения этических кодексов // Известия ТулГУ. Экономические и юридические науки. 2014. Вып. 2. Ч. 1. С. 130-135.
12. Этика бизнеса: Межкультурные аспекты : материалы Международного симпозиума, Москва, 11-14 июня 1991 г. / сост. Е.В. Фотеева; отв. ред. А.А. Лобанов ; Акад. нар. хоз-ва при Правительстве РФ. М.: Дело, 1992. 160 с.
13. Гордов Ю.В. Философские проблемы управления: этический кодекс корпорации, его сущность, содержание, предназначение // European Social Science Journal. 2012. № 6 (22). С. 15-21.
14. Бакштановский В.И., Согомонов Ю.В. Этика профессии: миссия, кодекс, поступок : монография. Тюмень: НИИ прикладной этики ТюмГНГУ, 2005. 378 с.
15. Мелешко Е.Д., Гордов Ю.В. Нравственные ценности организационной культуры [Электронный ресурс] // Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого. 2012. № 4. С. 73-81. URL: http: //tsput.ru/fb/hum/4/index .html#73/z
Yu.V. Gordov
ETHICAL CODES AS THE WAY OF REGULATION OF MORAL RELA TIONS IN COMPANY ACTIVITY
In given article ethical codes are considered as the system of moral standards and the rules, which observance the company demands from the employees. The emphasis that ethical codes, as a matter of fact, carry out the regulatory capacity of moral relations in professional communities, and the company.
Keywords: ethical codes, moral relations, values, employees, the company, culture, professional work.