2004 июнь РШШШМ
Самвел ГРИГОРЯН
Этические кодексы фармацевта:
ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ
Саморегуляция и самодисциплина есть основные принципы, на которых держится доверие к любой профессии.
L.D.Vottero «The code of ethics for pharmacists»
Фармацевтическая этика в виде отдельных писаных и неписаных правил, норм, принципов и ценностей, определяющих профессиональное поведение фармацевтического работника, стала формироваться с тех самых пор, как в средние века, в ходе естественного процесса развития медицинской науки и практики, было положено начало разделению профессий врача и аптекаря. Именно поэтому колыбелью нового вида профессиональной этики была этика врача и медицинская этика. Эти два «родственных» вида профессиональной этики имеют единую «корневую систему». Фармацевтическую этику можно представить в виде крепкого быстрорастущего побега, который, отпочковавшись от «древа» медицинской этики, уже сам в процессе дальнейшего развития специализации в фармации оброс множеством молодой поросли.
«АПТЕКАРЬ ... ПОВИНЕН БЫТЬ ИСКУСЕН, СОВЕСТЕН, БЛАГОРАЗУМЕН.»
Фармацевтическая этика возникла с открытием первых аптек и с появлением первых фармацевтов. В России это произошло в конце XVI в., а спустя два столетия, в 1789 г., в целях регламентации аптечной деятельности был издан Аптекарский устав, вошедший в свод законов Российской империи, в положениях которого определялись и этические нормы поведения аптекаря, и нравственные требования к его личности. Например, постановлялось, что «аптекарь, яко добрый гражданин, верно хранящий присяжную должность, повинен быть искусен, честен, совестен, благоразумен, трезв, прилежен, во всякое время присутствен и исполняющий звание свое всеобщему благу соответственно».
К XIX—XX вв. развитие фармацевтической науки и рост народонаселения привели к резкому увеличению количества аптек и номенклатуры лекарственных препаратов. Как следствие, перед обществом в целом и перед фармацевтическим сообществом в частности встала проблема более строгой регламентации фармацевтической деятельности, что и было сделано путем создания и постоянного совершенст-
вования современной законодательной базы в области фармации. В то же время стало очевидно, что для многих профессий, в первую очередь для тех, от представителей которых зависит здоровье, благополучие, а зачастую и жизнь человека, одного законодательного регулирования недостаточно. В целях создания благоприятных условий для выполнения главной задачи любого фармацевта, заключающейся в том, чтобы путем предоставления высококачественной и квалифицированной лекарственной помощи максимально способствовать стремлению людей поддержать свое здоровье, фармацевтические сообщества разных стран на определенном этапе своего развития пришли к пониманию того, что необходимо свести в одном документе все выработанные многолетней практикой правила профессионального поведения и этические нормы, а также заявить о принципах и ценностях, определяющих роль и ответственность фармацевта перед обществом. Так появились первые этические кодексы фармацевта (ЭКФ), которые по сути представляли собой принятые сообществом объединившихся аптекарей декларативные заявления, состоящие из добровольно взятых на себя профессионально-нравственных обязательств и самоограничений.
РАЗРАБОТКА И ПРИНЯТИЕ ЭТИЧЕСКИХ КОДЕКСОВ В ОБЛАСТИ ФАРМАЦИИ
Из принципов «декларативности» и «добровольности», а также из истории возникновения профессионально-этических кодексов следует, что они могут быть приняты самыми различными неправительственными организациями (ассоциациями, обществами, союзами, лигами и т.д.), объединяющими то или иное количество фармацевтических учреждений или самих фармацевтов. Разработка и принятие к добровольному исполнению документа, не являющегося нормативным актом, является правом любого сообщества людей или предприятий. Но как следствие этого этические кодексы действуют только в рамках этих сообществ и, конечно же, не являются обязательными, а их несоблюдение не может привести к санкциям со стороны закона (в том числе и в таких странах, как Великобритания и Канада, где фармация является самоуправляемой профессией, а национальные или провинциальные общества, объединяющие всех зарегистрированных в качестве таковых фармацевтов страны и региона, обладают, например, такими полномочиями, как аннулирование регистрации). Тем не менее в той же Великобритании нарушение норм этического кодекса может быть квалифицировано как «профессиональный проступок» и привести к дисциплинарным мерам воздействия со стороны Уставного комитета Королевского фармацевтического общества Великобритании (RPSGB).
Исходя из вышесказанного, очевидно, что число фармацевтов или фармацевтических учреждений, «объединенных» одним этическим кодексом, может быть самым разным (в принципе, и од-
МАРКЕТИНГ И МЕНЕДЖМЕНТ
на аптека может иметь свой ЭКФ, принятый и соблюдаемый ее персоналом). Однако мировая практика, начиная с XIX в., складывалась таким образом, что ЭКФ принимались, как правило, крупнейшими национальными и региональными фармацевтическими ассоциациями, объединяющими большинство или даже всех лицензированных фармацевтов, практикующих на данной территории. Кроме того, во многих случаях можно проследить следующую закономерность: разработка и принятие ЭКФ происходят почти сразу же после основания этих ассоциаций, т. е. являются логическим следствием самоорганизации профессионального сообщества.
Например, одна из крупнейших фармацевтических ассоциаций мира — American Pharmacists Association (APhA), — насчитывающая более 50 тыс. членов по всей территории США, была основана в 1852 г., и в том же году ее членами был принят один из первых ЭКФ нового времени — «Code of Ethics of the APhA». Исходя из этого факта, логично предположить, что разработка и принятие ЭКФ были одной из тех задач, ради которых и создавалась эта ассоциация. Естественно, что развитие фармацевтической практики на протяжении полутора столетий, в том числе необходимость расстановки новых акцентов в системах отношений «фармацевт-пациент», «фармацевт-общество», «фармацевт-врач», «фармацевт-фармацевт» в соответствии с велениями времени, потребовало внесения изменений и дополнений в этические кодексы, придания им новой стилистической формы и современного содержания. В связи с этим ЭКФ неоднократно пересматривались и обновлялись, и процесс этот к концу XX в. стал непрерывным. Несмотря на значительный прогресс в развитии отечественной фармацевтической этики и деонтологии, наше фармацевтическое сообщество не может похвастаться столь же длительным опытом разработки ЭКФ, как, например, американское или британское. Когда в начале 90-х годов прошлого века, в связи с переходом фармацевтической отрасли на рыночные рельсы, отсутствие подобного документа стало
ощущаться острее, возникла настоятельная необходимость создания своего ЭКФ на базе накопленного российского и мирового опыта в области фармацевтической этики и с учетом специфики нашей страны. В 1995 г. Российской фармацевтической ассоциацией был принят «Этический кодекс российского фармацевта», а спустя год на кафедре организации и экономики фармации ММА им. И.М.Сеченова был разработан «Этический кодекс фармацевтического работника России (провизора и фармацевта)».
В некоторых странах, например в Канаде и США, широко распространена традиция разработки и принятия этических кодексов не только общенациональными, но и региональными фармацевтическими организациями. Подобную практику можно объяснить историей становления этих государств, первоначально возникших как содружества самостоятельных штатов или провинций, а также высоким уровнем децентрализации управления многими сферами жизнедеятельности, в том числе и фармацией. В этих условиях формирование и законодательного поля, и других норм, регулирующих профессиональную деятельность людей, шло зачастую снизу, от штатов и провинций на федеральный уровень. Весьма показателен в этом плане пример Канады, где члены большинства региональных фармацевтических обществ руководствуются своими этическими кодексами. Разработанный как своего рода компиляция провинциальных ЭКФ, кодекс NAPRA является модельным. Как указано в самом этом документе, для его принятия и исполнения фармацевтическими обществами провинций «может потребоваться необходимая адаптация».
В решение такой актуальной проблемы, как регулирование этических норм и принципов профессионального поведения фармацевтических работников, внесла свой вклад и Международная фармацевтическая федерация (ИР), работающая в тесном контакте с ВОЗ. ИР, самая авторитетная международная неправительственная фармацевтическая организация, поставила перед собой задачу создания этического кодекса,
47
РЕМШ1ШМ 2004 июнь
который послужил бы моделью для национальных фармацевтических обществ. Разработанный рабочей группой FIP по публичной политике документ «Code of Ethics for Pharmacists» был одобрен на Совете этой организации в 1997 г. Сравнительный анализ текста этого ЭКФ дает основание полагать, что его авторы взяли за основу последнюю версию этического кодекса APhA (1994), хотя, конечно, ими учитывался и опыт других национальных ассоциаций в этой сфере.
ПРИМЕРНАЯ СТРУКТУРА ЭКФ
За последние десятилетия стараниями множества разработчиков постепенно сложилась примерная схема написания текстов этических кодексов, иначе говоря, их модельная конструкция. Подавляющее большинство современных ЭКФ состоят из двух компонентов: вступительной части или преамбулы и принципов (в некоторых кодексах — ценностей или заявлений). Тексты вступительных частей ЭКФ обычно поясняют, какие цели преследует принятие данного документа. Миссия кодексов FIP и APhA состоит в том, чтобы декларировать фундаментальные принципы профессии, основанные на моральных обязательствах и ценностях, которые могли бы стать руководством для фармацевтов в их отношениях с обществом. С ними согласны создатели австралийского «Code of Professional Conduct», которые, отметив, что кодекс не может отразить всех обстоятельств неприемлемого профессионального поведения, тем не менее называют свое детище «средством, с помощью которого профессия фармацевта может регулировать сама себя и публично заявлять о принципах взаимодействия представителей профессии с пациентами, другими медицинскими работниками и обществом». А разработчики «Этического кодекса фармработника России» определяют свой труд как «совокупность этических норм и морально-нравственных принципов поведения фармацевтического работника при оказании квалифицированной, доступной и своевременной фармацевтической помощи». В преам-
буле модельного кодекса NAPRA говорится о том, что ЭКФ разъясняет фармацевтам их этические обязательства и служит им в качестве «инструмента для самооценки».
Среди других целей различными кодексами упоминаются необходимость способствовать высоким стандартам фармацевтической практики, определить приемлемые и неприемлемые нормы профессионального поведения, подтвердить фундаментальные и выработать новые этические принципы, формирующие ответственность фармацевта перед обществом в условиях изменения роли и значимости фармацевтической профессии фармацевта, и упоминание обстоятельств разработки и принятия данного кодекса (например, кодекс FIP).
Вторая и главная часть конструкции большинства современных ЭКФ, так сказать, «тело» кодекса, представляет собой последовательное перечисление, как правило, пронумерованных (и, надо полагать, расположенных в порядке их значимости для разработчиков) принципов, необходимость продекларировать которые указывалась в его вступительной части. После каждого из принципов (а их обычно 8 или 9) следует либо небольшое пояснение, иногда в виде руководства к его интерпретации, либо перечисление профессионально-этических обязательств, вытекающих из сути данного принципа.
Составитель австралийского «Code of Professional Conduct» называют эти принципы «философской концепцией», которая формирует основу ЭКФ, а вытекающие из них обязательства, изложенные в тексте кодекса, по их мнению, призваны «информировать фармацевтов о стандартах профессионального поведения, которым они должны соответствовать». Этический кодекс фармацевтической канадской провинции Британская Колумбия представлен даже в двух вариантах — длинном, с преамбулой и развернутым изложением принципов и обязательств, и коротком, с одними только принципами, что похоже на «десять заповедей» фармацевтической профессии.
Хотя особенности восприятия проблемы этического регулирования своей профессии фармацевтическими работниками конкретной страны или территории с учетом местной специфики, безусловно, находят свое отражение в текстах ЭКФ национальных и региональных фармацевтических ассоциаций, тем не менее большинство современных ЭКФ отличаются друг от друга не столько содержанием принципов и обязательств, сколько их формулировками. Это можно объяснить тем, что перед фармацевтами всего мира стоят схожие проблемы и их объединяют похожие ценности. На примере текста «Code of Ethics for Pharmacists» FIP, который предлагается этой международной организацией в качестве модели для национальных фармацевтических обществ, можно составить довольно точное представление о том, что такое ЭКФ и каковы его принципы: 1. Основной обязанностью фармацевта является забота о благе каждого пациента.
Обязательствами, вытекающими из этого принципа, согласно этическому кодексу FIP, являются: 4 быть объективным; « ставить здоровье и благополучие человека выше личных или коммерческих интересов (включая финансовые); 4 способствовать праву человека на безопасное и эффективное лечение. Это главный принцип ЭКФ, «заповедь №1», и в той или иной формулировке он стоит на первом месте почти во всех упомянутых в этой статье этических кодексах. Большинство фармацевтов мира считают этот принцип ключевым. И когда в одном из канадских провинциальных ЭКФ он был передвинут на второе место («заразительным» оказался пример последней версии кодекса APhA), то канадская пресса писала об «изменении лица фармацевтической этики». В содержании «первой заповеди» ощущается явная преемственная связь с клятвой Гиппократа («Я направлю режим больных к их выгоде сообразно с моими силами и моим разумением, воздерживаясь от причинения всякого вреда и несправедливости») и
Женевской декларацией ВМА («Здоровье моего пациента будет основной моей заботой»). «Этический кодекс российского фармацевта» формулирует «первую заповедь» так: «Главная цель профессиональной деятельности фармацевта — всегда помнить об обязанности сохранять человеческую жизнь».
2. Фармацевт проявляет одинаковое отношение ко всем пациентам. Этот принцип можно сравнить с положением Женевской декларации: «Я не позволю, чтобы религиозные, национальные, расовые, политические или социальные мотивы помешали мне исполнить свой долг по отношению к пациенту».
3. Фармацевт уважает право пациента на свободу выбора способа лечения. Согласно кодексу FIP, в тех случаях, когда фармацевт вовлечен в процесс разработки планов лечения, он должен быть уверен, что это делается с ведома больного. «Code of Professional Conduct» формулирует этот принцип несколько иначе: «Фармацевт уважает самостоятельность и достоинство клиента и его право быть информированным о решениях, связанных с его лечением».
4. Фармацевт уважает и защищает право пациента на конфиденциальность. Согласно клятве Гиппократа, «что бы при лечении, а также и без лечения я не увидел или не услышал касательно жизни людской из того, что не следует разглашать, я умолчу о том, считая подобные вещи тайной».
5. Фармацевт сотрудничает с коллегами и другими специалистами и уважает их систему ценностей и профессиональные способности.
«Этический кодекс российского фармацевта» по аналогии с этим принципом кодекса FIP подчеркивает, что «фармацевт является соратником врача при проведении фармакотерапии и должен оказывать ему всяческое содействие для правильного выбора, назначения и применения лекарственного средства», а также «обязан давать в пределах своей компетенции консультации по всем свойствам лекарственных средств, их химическим и фармакологическим аналогам».
6. В своих профессиональных взаимоотношениях фармацевт проявляет честность и надежность.
МАРКЕТИНГ И МЕНЕДЖМЕНТ
7. Фармацевт служит каждому человеку в отдельности и обществу в целом. Текст кодекса APhA последней версии также содержит эту «заповедь», а в качестве первого и главного принципа, в отличие от других ЭКФ, провозглашает: «Фармацевт уважает доверительные отношения, складывающиеся между ним и пациентом». Рассматривая отношения в системе «фармацевт-пациент», кодекс полагает, что «фармацевт несет моральные обязательства в ответ на доверие, оказанное ему как представителю профессии со стороны общества».
8. Фармацевт поддерживает и постоянно развивает свои профессиональные знания и навыки.
9. Фармацевт обязан обеспечить непрерывность оказания фармацевтических услуг в случае возникновения рабочих споров, закрытия аптеки или конфликта на основе личных убеждений.
В пояснении к девятому принципу этического кодекса FIP говорится, что в подобных ситуациях фармацевт должен направить пациента к другому фармацевту, а в случае закрытия аптеки обеспечить пациентов информацией об аптеке, в которую переведены их записи, если таковые велись. Этот принцип появился в некоторых ЭКФ не так давно и отражает возможность забастовок, прочих коллизий и конфликтов в трудовых коллективах.
Среди других принципов различных ЭКФ можно отметить следующие: 4 фармацевт отвечает за качество лекарственной помощи; 4 фармацевт не должен соглашаться работать в условиях, компрометирующих его профессиональную независимость, честность и компетентность, и не должен навязывать подобных условий другим фармацевтам («Code of Professional Conduct» PSA); 4 фармацевт соблюдает закон, придерживается высоких профессиональных стандартов и хранит достоинство и честь своей профессии (модельный ЭКФ NAPRA);
4 злоупотребление знанием и положением фармацевта несовместимо с избранной профессией («Этический кодекс российского фармацевта»); 4 фармацевт вносит свой вклад в систему здравоохранения и нужды со-
циальной медицины (модельный ЭКФ NAPRA).
СЕГОДНЯШНИЙ ДЕНЬ ЭКФ
ЭКФ считается общим «кодексом чести» для всех фармацевтических работников. Однако углубление процесса структурирования фармацевтического сообщества и, как следствие этого, возникновение ассоциаций госпитальных фармацевтов, фармпроизводителей, фармдистрибьюторов поставило перед их членами вопрос о необходимости разработки своих корпоративных этических кодексов.
Этические кодексы обществ госпитальных фармацевтов Австралии и Канады, Американского общества фармацевтов-консультантов, корпоративный кодекс Ассоциации оптовых фармацевтических компаний Великобритании — вот лишь примеры, подтверждающие эту тенденцию.
Большой прогресс в развитии печатных СМИ, впечатляющие информационные возможности телевидения, радио и интернета, обеспокоенность широко распространяющимся использованием недобросовестных рекламных приемов при продвижении товаров аптечного ассортимента высветили необходимость не только определенных ограничений в законодательстве, но и выработки строгого соблюдения этических норм при продвижении и рекламе фармацевтической продукции (иначе говоря, лекарственным препаратам и другим товарам аптечного ассортимента нужен свой «рекламный кодекс»). Эта проблема, одна из самых актуальных этических проблем фармацевтической отрасли, остро стоит не только в нашей стране, но и во всем мире. Ее решение требует совместных усилий как минимум двух сторон — рекламного мира и корпоративных фармацевтических сообществ.
Применение в фармацевтической практике современных технологий также зачастую ставит перед работниками отрасли новые проблемы этического характера. Появление в последние годы нового вида аптечных предприятий, интернет-аптек, не обошли вниманием разработчики вышеупомянутого
РШШ1ШМ 2004 июнь Ш
кодекса RPSGB. Специальная статья, посвященная этому виду аптечного сервиса, начинается с фразы о том, что люди, пользующиеся аптечными услугами online, имеют право на такое же высокое их качество, как если бы эти услуги оказывались «face-to-face» в аптечном помещении. Особое внимание в статье уделено вопросам соблюдения безопасности и конфиденциальности при передаче персональных данных, а также полного и надлежащего информирования клиентов о лекарственных препаратах и услугах в режиме on-line. Еще одной тенденцией современного этапа регулирования этических норм работников отрасли является создание кодексов, определяющих этику взаимоотношений между представителями разных корпоративных фармацевтических сообществ. В качестве примера можно привести разработанное Канадской ассоциацией фармацевтов «Руководство по этике взаимоотношений между фармацевтами и фармацевтическими производителями». За годы, прошедшие с начала перехода нашей страны к рыночной экономике, российское фармацевтическое сообщество достигло определенной степени самоорганизации. Появление профессиональных ассоциаций и союзов, таких как Российская фармацевтическая лига (РФЛ), Союз профессиональных фармацевтических организаций (СПФО), Ассоциация российских фармацевтических производителей (АРФП) и других объединений, безусловно, способствует созданию здорового корпоративного климата. Большое количество задач, стоящих перед отраслью в целом, постоянные и значительные, порой даже тектонические сдвиги в законодательстве в области обращения лекарственных средств и возникающие в связи с этим трудности подчас заслоняют собой проблему регулирования этических норм. Тем не менее в современных условиях, при наличии высоких требований со стороны общества к уровню фармацевтических услуг и профессионально-нравственных качеств фармра-ботников, эта проблема не может считаться второстепенной. Появление новых отечественных ЭКФ станет свидетельством очередного
50
ЭТИЧЕСКИЕ КОДЕКСЫ ФАРМАЦЕВТА: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ
2004 июнь РШШШМ
этапа зрелости российского фармацевтического общества. Процесс саморегулирования в отрасли уже идет, новые этические кодексы будут появляться. Это следует хотя бы из тех задач, которые ставят перед собой организации, объединяющие участников фармацевтического рынка. В то же время необходимо понимание того, что механизмы саморегулирования еще только складываются, процессы становления и укрупнения профессиональных фармацевтических обществ находятся в самом разгаре, проблем (зачастую требующих оперативного решения) перед их членами стоит немало, поэтому говорить о более или менее определенных сроках появления новых ЭКФ было бы неправильно. К тому же создание этических кодексов — это процесс добровольный; члены фармацевтического сообщества должны сами принять принципиальное решение и приступить к разработке своего корпоративного кодекса, возможно, с привлечением широкого
круга заинтересованных и компетентных лиц.
Представляется целесообразным, чтобы разработка российских ЭКФ велась с учетом мировых тенденций регулирования профессионально-этических норм в этой сфере. Чтобы не оставаться в стороне от этих тенденций, необходимо учитывать не только уже имеющийся отечественный опыт составления ЭКФ, но и все наработки (особенно за последнее десятилетие), накопленные международным и национальными фармацевтическими организациями.
Исходя из этого, а также из того, что фармацевтических работников разных стран объединяют не только общая международная организация, но и груз общих проблем и знамя общих ценностей, а российская фармация, безусловно, является частью мирового фармацевтического пространства, было бы не совсем правильно при разработке российских ЭКФ не учесть опыт составителей «Code of Ethics for Pharmacists» FIP. Этот документ являет-
ся компилятивным, он лаконичен и представляет собой не только собственно этический кодекс, но и каркас для его составления, которым могут воспользоваться любые заинтересованные в этом организации и лица и в первую очередь — национальные фармацевтические сообщества, для чего, собственно, он и был создан. Немногословность кодекса ИР позволяет потенциальным разработчикам, взяв его за основу, уточнять, корректировать и развивать формулировки принципов и обязательств, отражая таким образом в тексте составляемого ими документа свое видение проблемы регулирования этических норм в профессии. Исходя из вышеизложенного, ЭКФ, предложенный Международной фармацевтической федерацией, вполне может послужить моделью для написания новых отечественных «кодексов чести» в тот момент, когда те или иные корпоративные сообщества участников фармацевтического рынка приступят к формированию своих заповедей. ж
ПЕРСОНАЛ
для
КОМПАНИЙ
МЫ КГ ПРОИЗВОДИМ И 1IL ПРОДАЕМ ЛЕКАРСТВА, МЫ НАХОДИМ СПЕЦИАЛИСТОВ, КОТОРЫЕ ДЕЛАЮТ ЭТО
ЛУЧШЕ ВСЕХ
Орган и нщиим -работодателям, нанятым в сфере производства н сбыта фармацевтической продукции и медицинской техники, компании GRP предлагает следующие услуги:
ф Подбор персонала в Москве.
региона* Российской Федерации, странах СНГ
ф Кадровое кшсудитированив
ф Маркетинговые исследования
Ф Дополнительные услуги
IW082. Мини, ул. Ьикун нвщ .1,71, гтр-10, Тел,: (ОД Т80 JJ i], 7$0 34 ii. фик*: (ОД ¿5 ¡0 m™. вгр-««пряв) ,гм