Научная статья на тему 'Этические и правовые нормы при решении проблем плода человека'

Этические и правовые нормы при решении проблем плода человека Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
431
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Этические и правовые нормы при решении проблем плода человека»

ЭТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ НОРМЫ ПРИ РЕШЕНИИ ПРОБЛЕМ ПЛОДА ЧЕЛОВЕКА

Эртель Л.А. г. Краснодар

В научной литературе проблемы, касающиеся этических и правовых аспектов плода человека, обсуждаются в вопросах по исследованию плода и в проблемах, касающихся аборта. Искусственный аборт одна из самых напряженных этических проблем современной медицины.

Правовая легализация абортов в России базируется на п. 2 ст. 17 Конституции РФ1, согласно которой «основные права и свободы человека принадлежат каждому от рождения». В силу приведенной статьи право на жизнь как основное естественное право возникает у человека не с момента зачатия, а с момента рождения. Закрепленное в п. 2 ст. 17 Конституции РФ положение не вполне согласуется с нормами международного права. Так, в преамбуле Конвенции о правах ребенка2, указано, что государства-участники Конвенции, в том числе и Россия, принимают во внимание, что «ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в надлежащей правовой защите, как до, так и после рождения». Кроме того, ст. 1 Конвенции, согласно которой «ребенком признается каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста...», не установлен начальный момент, с которого следует признавать человеческое существо ребенком. Смысл приведенной статьи определяет ребенком не только рожденное человеческое существо, но также и то, которое еще находится в материнской утробе и не появилось на свет. Таким образом, на ребенка до рождения распространяются все нормы, касающиеся прав и интересов детей, в том числе и ст. 6 Конвенции

0 правах ребенка, в силу которой каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь.

В некоторых странах, в том числе и в России, нормы гражданского законодательства, регулирующие правовой статус плода, императивны и, таким образом, исключают возможность решения вопроса об охране его прав в зависимости от соответствия такой охраны интересам последнего. Вместе с тем, в зарубежном законодательстве некоторых стран встречается иной подход к проблеме охраны прав человеческого плода. Так, в Нидерландах еще не родившийся ребенок считается уже появившимся на свет, если эта презумпция соответствует его интересам.

В настоящее время правовое регулирование искусственного прерывания беременности (аборта) осуществляется посредством Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан (далее Основы)3. Согласно ст. 36 Основ «искусственное прерывание беременности проводится по желанию женщины при сроке беременности до 12 недель, по социальным показаниям - при сроке беременности до 22 недель, а при наличии медицинских показаний и согласия женщины - независимо от срока беременности.». Таким образом, в силу приведенной статьи, при сроке беременности до 12 недель судьба человеческого зародыша может быть решена по любым основаниям, независимо от наличия медицинских и социальных показаний для такого уничтожения и только женщина вправе решать вопрос о материнстве, значит право на жизнь плода в этом случае защищено частично. По смыслу Основ4, жизнь человеческого зародыша подлежит правовой охране лишь по истечении 12 недель с момента зачатия при условии отсутствия у матери социальных и медицинских показаний для искусственного прерывания беременности. При наличии медицинских показаний жизнь человеческого плода вообще не составляет предмета правовой охраны - женщина, а в некоторых случаях врачи могут распорядиться этой жизнью по собственному усмотрению. При наличии социальных показаний человеческий зародыш может быть лишен жизни при сроке беременности до 22 недель.

В соответствии со ст. 36 Основ «незаконное проведение искусственного прерывания беременности влечет за собой уголовную ответственность, установленную законодательством РФ»5. В силу ст. 123 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее УК РФ)6 «незаконное производство

1 Конституция РФ. 12 декабря 1993 г // Российская газета. 25 декабря 1993.

2 Конвенция ООН о правах ребенка. М.: Инфра-М, 2003. С. 24.

3 Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. № 5487-1 (с изменениями от 20 декабря 1999 г).

4Там же.

5 Там же.

6 Комментарий к Уголовному Кодексу Российской Федерации. Ростов- на Дону; Изд-во «Феникс».-1996.-736С.

6 0

аборта лицом, не имеющим высшего медицинского образования соответствующего профиля наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок от 100 до 240 часов, либо исправительными работами на срок от 1 года до двух лет». При сопоставлении ст. 36 Основ1 и ст. 123 УК РФ2 обнаруживается их некоторое несоответствие. Во-первых, в ст. 36 указанных Основ используется исключительно термин «искусственное прерывание беременности», слово «аборт» не употребляется. В ст. 123 УК РФ об «искусственном прерывании беременности» не сказано ни слова, употребляется термин «аборт». Т. е. отсутствует единый понятийный аппарат. Во-вторых, исходя из смысла ст. 36, а также ст. 31 Основ, незаконное прерывание беременности имеет место в случае нарушения сроков, произвольного расширения медицинских и социальных показаний, отсутствия необходимой и достоверной информации о последствиях аборта и т. п. Между тем, в ст. 123 УК РФ в качестве «незаконного аборта» рассматривается лишь аборт, произведенный лицом, не имеющим высшего медицинского образования соответствующего профиля. Не менее актуален вопрос о праве врача на отказ от проведения вмешательства по прерыванию беременности. Российское законодательство не предусматривает этого права для врача. Указанные права декларируются в п. 6 Декларации ВМА «О медицинских абортах»3, ст.7, ст.10 Этического кодекса российского врача (утвержденного Конференцией Ассоциации врачей России, ноябрь 1994 г.). Указанные документы являются этическими, а не правовыми. Однако этический кодекс российского врача подлежит применению, поскольку принят в рамках предусмотренных ст. 62 Основ полномочий профессиональной медицинской ассоциации - Ассоциации врачей России. Представляется, что при отстаивании своего права на отказ от производства аборта акушеры-гинекологи должны ссылаться на ст. 7 Этического кодекса, так как российское законодательство не предусматривает права врача на отказ от прерывания беременности. Действия врача в этой ситуации сдерживают ст. 124 и 125 УК РФ, согласно которым врач привлекается к уголовной ответственности за «неоказание помощи больному без уважительных причин», а также за «заведомое оставление в опасности лица, находящегося в опасном для жизни и здоровья состоянии». Поэтому имеет смысл предусмотреть в Основах законодательства РФ об охране здоровья граждан специальную статью, допускающую возможность отказа врача от производства аборта по морально-этическим соображениям, религиозным и иным убеждениям. В нынешних условиях, при отсутствии такой специальной статьи, врач вправе в обоснование своего отказа ссылаться на п. 1 ст. 3 Федерального Закона «О свободе совести и о религиозных объединениях»4, согласно которому в Российской Федерации каждому гарантируется право на свободу совести и свободу вероисповедания, суть которого состоит в возможности иметь и распространять религиозные и иные убеждения, а также действовать в соответствии с ними.

Из вышесказанного следует сделать вывод о том, что в аспекте правового регулирования абортов на первый план выступают проблемы соотношения прав женщины и прав плода. Чтобы законодательно урегулировать производство абортов, необходимо соблюсти следующие принципы:

четкое определение правового статуса эмбриона и плода;

уважение права женщины самостоятельно распоряжаться своим телом;

создание условий по предупреждению проведения криминальных искусственных прерываний беременности;

внедрение в жизнь государственной политики, направленной на уменьшение количества абортов как средства регулирования рождаемости.

1 Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. № 5487-1 (с изменениями от 20 декабря 1999 г).

2 Комментарий к Уголовному Кодексу Российской Федерации. Ростов н/Д: Изд-во «Феникс», 1996. С. 736.

3 Декларации ВМА «О медицинских абортах» (Осло, август 1983, с дополнениями в ноябре 1983).

4 Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях»

(с изм. и доп. от 26 марта 2000 г, 21 марта, 25 июля 2002 г, 8 декабря 2003 г, 29 июня 2004 г).

6 1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.