Научная статья на тему 'ЭТИЧЕСКИЕ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ИДЕАЛЫ В ФИЛОСОФСКОЙ СОЦИОЛОГИИ ЗНАНИЯ МАКСА ШЕЛЕРА'

ЭТИЧЕСКИЕ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ИДЕАЛЫ В ФИЛОСОФСКОЙ СОЦИОЛОГИИ ЗНАНИЯ МАКСА ШЕЛЕРА Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
269
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЫТИЕ / ЧЕЛОВЕК / ЦЕННОСТИ / ФЕНОМЕНОЛОГИЯ / СОЦИОЛОГИЯ ЗНАНИЯ / ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ / ПОЗИТИВНОЕ ЗНАНИЕ / СУЩНОСТНОЕ ЗНАНИЕ / МЕТАФИЗИЧЕСКОЕ ЗНАНИЕ / "ВСЕЧЕЛОВЕК"

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Никулина Ольга Вячеславовна

В статье анализируется учение М. Шелера о трех видах знания - позитивном, нацеленном на достижение прагматических целей; сущностном, образовательном, направленном на развитие личности; метафизическом, спасительном, устремленном к постижению высшей основы бытия. Обосновывается, что идеалами указанных видов познания являются ученый, мудрец, святой. Цель ученого - получение естественно-научных и социально-гуманитарных знаний для использования вещей и господства над людьми. Цель мудреца - постижение сущностной структуры мироздания. Сущностное знание он преобразует в образовательное знание, создавая тем самым основу для формирования личности. Цель святого - получение метафизического знания об Абсолюте, которое становится спасительным знанием. Подчеркивается, что в исторической перспективе М. Шелер выдвигает образовательный идеал «всечеловека» как свободного всестороннего самоформирования личности. Достижение идеала «всечеловека» в современности философ связывает с процессами «уравнивания» физических, психических и духовных особенностей, присущих индивидам и группам; национальных, этнических, расовых и гендерных различий; менталитетов, культурных особенностей народов, стран и континентов; капитализма и социализма и т. д.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ETHICAL AND EDUCATIONAL IDEALS IN MAX SCHELER᾿S PHILOSOPHICAL SOCIOLOGY OF KNOWLEDGE

The paper analyzes M. Scheler᾿s doctrine of three types of knowledge - positive, aimed at achieving pragmatic goals; essential, educational, aimed at personal development; and metaphysical, salvific, striving to comprehend the highest basis of being. It is substantiated that the ideals of these types of knowledge are a scientist, a sage, a saint. The scientist’s goal is to obtain natural science and social and humanitarian knowledge for the use of things and domination over people. The sage’s goal is to comprehend the essential structure of the universe. He transforms essential knowledge into educational knowledge, thereby creating the basis for personality formation. The saint’s goal is to obtain metaphysical knowledge about the Absolute, which becomes saving knowledge. It is emphasized that in the historical perspective M. Scheler puts forward the educational ideal of the “whole human” as a free all-round self-formation of the individual. The philosopher connects the achievement of the “whole human” ideal in modern history with the processes of “equalization” of all physical, mental and spiritual characteristics inherent in individuals and groups; national, ethnic and racial differences; male and female types of thinking; mentality, cultural characteristics of peoples, countries and continents; characteristic features of capitalism and socialism, etc.

Текст научной работы на тему «ЭТИЧЕСКИЕ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ИДЕАЛЫ В ФИЛОСОФСКОЙ СОЦИОЛОГИИ ЗНАНИЯ МАКСА ШЕЛЕРА»

УДК 101.1Шелер

Никулина Ольга Вячеславовна

кандидат философских наук, доцент, доцент кафедры философии и права Сургутского государственного университета https://orcid.org/0000-0001-5916-2694

ЭТИЧЕСКИЕ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ИДЕАЛЫ В ФИЛОСОФСКОЙ СОЦИОЛОГИИ ЗНАНИЯ МАКСА ШЕЛЕРА

Nikulina Olga Vyacheslavovna

PhD, Associate Professor, Philosophy and Law Department, Surgut State University https://orcid.org/0000-0001-5916-2694

ETHICAL AND EDUCATIONAL IDEALS IN MAX SCHELERS PHILOSOPHICAL SOCIOLOGY OF KNOWLEDGE

Аннотация:

В статье анализируется учение М. Шелера о трех видах знания - позитивном, нацеленном на достижение прагматических целей; сущностном, образовательном, направленном на развитие личности; метафизическом, спасительном, устремленном к постижению высшей основы бытия. Обосновывается, что идеалами указанных видов познания являются ученый, мудрец, святой. Цель ученого - получение естественно-научных и социально-гуманитарных знаний для использования вещей и господства над людьми. Цель мудреца -постижение сущностной структуры мироздания. Сущностное знание он преобразует в образовательное знание, создавая тем самым основу для формирования личности. Цель святого - получение метафизического знания об Абсолюте, которое становится спасительным знанием. Подчеркивается, что в исторической перспективе М. Ше-лер выдвигает образовательный идеал «всечело-века» как свободного всестороннего самоформирования личности. Достижение идеала «всечело-века» в современности философ связывает с процессами «уравнивания» физических, психических и духовных особенностей, присущих индивидам и группам; национальных, этнических, расовых и гендерных различий; менталитетов, культурных особенностей народов, стран и континентов; капитализма и социализма и т. д.

Ключевые слова:

бытие, человек, ценности, феноменология, социология знания, философская антропология, позитивное знание, сущностное знание, метафизическое знание, «всечеловек»

Summary:

The paper analyzes M. Scheler's doctrine of three types of knowledge - positive, aimed at achieving pragmatic goals; essential, educational, aimed at personal development; and metaphysical, salvific, striving to comprehend the highest basis of being. It is substantiated that the ideals of these types of knowledge are a scientist, a sage, a saint. The scientist's goal is to obtain natural science and social and humanitarian knowledge for the use of things and domination over people. The sage's goal is to comprehend the essential structure of the universe. He transforms essential knowledge into educational knowledge, thereby creating the basis for personality formation. The saint's goal is to obtain metaphysical knowledge about the Absolute, which becomes saving knowledge. It is emphasized that in the historical perspective M. Scheler puts forward the educational ideal of the "whole human" as a free all-round self-formation of the individual. The philosopher connects the achievement of the "whole human" ideal in modern history with the processes of "equalization" of all physical, mental and spiritual characteristics inherent in individuals and groups; national, ethnic and racial differences; male and female types of thinking; mentality, cultural characteristics of peoples, countries and continents; characteristic features of capitalism and socialism, etc.

Keywords:

being, person, values, phenomenology, sociology of knowledge, philosophical anthropology, positive knowledge, essential knowledge, metaphysical knowledge, "whole human"

Актуальность тематики исследования обусловлена тем, что в современную эпоху, в условиях возрастающего отчуждения, падения уровня духовности элит и народных масс проблема формирования всесторонне образованной и развитой личности является очень важной. Научная новизна работы заключается в анализе этических и образовательных идеалов, выдвинутых Максом Шелером. Если попытаться определить основу его философской системы, то это, несомненно, антропология. Все части его учения в зрелый период творчества подчинены философской антропологии. Главной задачей этой науки немецкий мыслитель считал выявление и анализ сущности и сущностной структуры человека, истоков его бытия [1, с. 70].

Сущность человека М. Шелер усматривал в его неукорененности в бытии, незавершенности в мире, вечном становлении. Человеку свойственна «коварная двусмысленность»: с одной стороны, он принадлежит «царству природы» и связан с естественными процессами, с другой -способен осуществлять «духовные акты», трансцендировать за пределы своего наличного бытия. Фундаментальные характеристики человека не определяются природными инстинктами, как это свойственно животному. В нем встречаются и соединяются два атрибута бытия - «порыв» и «дух», которые находятся в противоречивом единстве. Мощный, но слепой энергетически-витальный «порыв» и зрячий, но слабый содержательно-смысловой «дух» манифестируют себя в

эволюции жизни и истории общества. Становление человека и Бога взаимно предполагают друг друга [2, с. 181-182, 191].

Рассматривая человека как культурное существо, ориентированное на высшие ценности, М. Шелер раздвигает узкие горизонты классической антропологии. Человек не только познает, но и переживает, ему присущ не только дух, но и тело. Основоположник современной философской антропологии исходит из приоритета любви над познанием и действием. Изначально человек проявляет себя как «любящее существо» (ens amans) и только потом как «познающее существо» (ens cogitans) и «волящее существо» (ens volens). Тем самым человек строит свой ценностный микромир, неразрывно связанный с ценностным макромиром всего космоса [3, с. 341, 351358]. Ценности имеют собственное бытие и доступны людям через чувствование.

Человек является исходным и конечным пунктом исследования и в философской социологии знания М. Шелера. Антропологичность его учения об обществе заключается в понимании социума как мира, создаваемого людьми по своему образу и подобию [4, с. 265-266]. Всякое познание, утверждает немецкий мыслитель, может осуществляться только на основе феноменологии - особой когнитивной установки духовного созерцания, проявляющей себя в конкретных актах переживания, при непосредственном контакте с самими «вещами» [5, с. 198-199]. М. Шелер выделяет три вида знаний, которых способны достигнуть люди: во-первых, знание ради достижения или господства; во-вторых, сущностное, образовательное знание; в-третьих, метафизическое, спасительное знание. Каждое из них служит познанию, преобразованию или постижению определенной сферы бытия: совокупности вещей, формы человека, сущности Абсолюта [6, с. 58-68].

Истоком первого вида знания служат специальные позитивные науки, результаты которых широко применяет цивилизация западного типа. Его высшая цель заключается в открытии законов пространственно-временных связей вещей и явлений, которые используются для контроля над силами природы и регулирования отношений между людьми.

Второй вид знания, которое формируется посредством «первой философии», направлен на изучение бытия и сущностной структуры природы и человека. Его главная цель состоит в том, чтобы ответить на вопрос, что такое физическое тело, живое существо, человек и мир в целом. Этот вид знания, способствующий формированию личности и развитию культуры, стремится выявить сущностные характеристики самого бытия, дать ответы на вопросы, что такое мышление, любовь, истина, красота и т. д. [7, с. 5-13].

Установка на обладание и контроль над объектами природы и людьми сменяется здесь установкой на сущностное открытие первофеноменов и идей мироздания для гармоничного устройства человека и его мира. Это «разумное познание», которое отличается от «рассудочного познания», используемого в первом виде знания. Источником второго вида знания, которое является результатом метафизического постижения бытия, служит любовь к идеальным сущностям и абсолютным ценностям, которые «проглядывают» сквозь природу и человеческую самость. Если эта цель достигнута, предметное сущностное знание становится образовательным знанием индивидов и групп людей. Оно формируется на основе одного или нескольких хороших образцов, включается в систему образования, а затем становится всеобщим правилом познания всех фактов возможного опыта [8, с. 22, 37-38].

Основой третьего вида знания, которое соединяет результаты позитивных наук, изучающих окружающую действительность, мудрость «первой философии», устремленной к сущности мира, и достижения аксиологии, стремящейся постигнуть высшие ценности, служит сущностная онтология мира и человеческой самости. Метафизическое знание об Абсолюте необходимо для духовного мира человека, подчеркивает немецкий мыслитель, поскольку «личность... есть индивидуальное уникальное самососредоточение божественного духа» [9]. Если его влияние на людей ослабевает, самосознание заполняется идолами и фетишами, и тогда пустым становится духовный центр индивида.

Эти три вида знания возникают в обществе на стадии цивилизации, сосуществуют на всем протяжении его развития и не могут быть сведены друг к другу, считает философ. Ни один из них не будет когда-либо изжит или заменен другим. Все виды познания в соответствии со своими гносеологическими и аксиологическими задачами формируют идеальные типы личностей, в качестве которых выступают ученый, мудрец, святой [10].

Указанные типы личностей, по М. Шелеру, являются этическими идеалами данных видов познания. Так, главная цель ученого - получение нового знания, включение его в систему естественно-научных и социально-гуманитарных знаний, на основе которых осуществляется использование вещей и контроль над людьми. Главная цель философа - познание бытия на основе открытия первофеноменов и идей мира, постижение сущностной структуры мироздания. Сущностное знание он преобразует в образовательное знание, создавая основу для процесса само-

формирования личности. Главная цель святого - достижение метафизического знания об Абсолюте, которое через любовь человека к другим людям, Богу и всему миру становится спасительным знанием. Святость - абсолютная ценность, которая находится на вершине иерархии ценностей. Немногие праведники, святые, чистые и цельные натуры служат мерилом духовного роста индивидов, показывают назначение их существования.

В исторической перспективе М. Шелер выдвигает образовательный идеал «всечеловека» как свободного всестороннего самоформирования личности [11, с. 105-106]. Это образ будущего человека, который не может быть результатом только природного развития. Речь идет о формировании тех ценностных качеств людей, которые доступны их духу и воле. В абсолютном смысле «всечеловек» представляет собой идею человека, в бесконечной форме и конечном многообразии раскрывающего все свои сущностные возможности. Этот идеал далек от людей, живущих обычной жизнью, как далек от них Бог. В относительном смысле для каждой исторической эпохи существует доступный максимум «всечеловечности», предполагающий участие в высших формах человеческого бытия. Достижение идеала «всечеловека» в условиях современности философ связывает с процессами «уравнивания» физических, психических и духовных особенностей, присущих индивидам и группам; национальных, этнических, расовых и гендерных различий; менталитетов, культурных особенностей народов, стран и континентов; капитализма и социализма и т. д. В будущем человек посредством духа и сердца сможет вернуть себе контроль над демонией овеществленных сил для спасения всего человечества и осмысленной реализации ценностей [12].

Результатом этого процесса, приходит к выводу М. Шелер, может стать всестороннее и целостное мировоззрение личности через получение и усвоение образовательного и других видов знания, которые определяют структуру упорядочивания и осмысления фактов возможного опыта людей.

Ссылки:

1. Шелер М. Человек и история // Шелер М. Избранные произведения / пер. с нем. А.В. Денежкина, А.Н. Малинкина, А.Ф. Филиппова. М., 1994. С. 70-97.

2. Шелер М. Положение человека в космосе // Там же. С. 129-193.

3. Шелер М. Ordo amoris // Там же. С. 339-377.

4. Малинкин А.Н. Философская социология Макса Шелера // Философская антропология Макса Шелера: уроки, критика, перспективы / отв. ред. Д.Ю. Дорофеев. СПб., 2011. С. 256-281.

5. Шелер М. Феноменология и теория познания // Шелер М. Избранные произведения. С. 195-258.

6. Шелер М. Проблемы социологии знания / пер. с нем. А.Н. Малинкина. М., 2011. 320 с.

7. Шелер М. Философское мировоззрение // Шелер М. Избранные произведения. С. 3-14.

8. Шелер М. Формы знания и образование // Там же. С. 15-56.

9. Там же. С. 34.

10. Малинкин А.Н. Указ. соч. С. 269.

11. Шелер М. Человек в эпоху уравнивания // Шелер М. Избранные произведения. С. 98-128.

12. Там же. С. 107-108.

Редактор, переводчик: Арсентьева Ирина Ильинична

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.