Научная статья на тему 'Этические и коммуникативные нормы в системе норм оценки речи'

Этические и коммуникативные нормы в системе норм оценки речи Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
3830
177
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА РЕЧИ / CULTURE OF SPEECH / НОРМЫ РЕЧИ / NORMS OF SPEECH / ЭТИЧЕСКИЕ НОРМЫ / ETHICAL NORMS / КОММУНИКАТИВНЫЕ НОРМЫ / COMMUNICATIVE NORMS / НОРМЫ ЯЗЫКА / NORMS OF LANGUAGE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Савова М. Р.

Статья посвящена проблеме выявления специфики норм, лежащих в основе оценки культуры речи. В статье анали-зируются подходы к пониманию сущности и функции нормы в контексте культуры. Автор рассматривает вопрос о базовой системе норм оценки речи, включающей этические и коммуникативные нормы, реализуемые через собственно речевые и языковые нормы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ETHICAL AND COMMUNICATIVE NORMS IN SYSTEM OF NORMS OF AN ESTIMATION OF SPEECH

Article is devoted a problem of revealing of specificity of the norms underlying an estimation of a culture of speech. In ar-ticle approaches to understanding of essence and norm function in a culture context are analyzed. The author considers a ques-tion on base system of norms of an estimation of the speech including ethical and communicative norms, realised through ac-tually speech and language norms

Текст научной работы на тему «Этические и коммуникативные нормы в системе норм оценки речи»

связанные с выяснением биографических сведений об авторе, истории создания литературного произведения, нахождением прототипов его персонажей, актуализацией теоретических понятий, необходимых для успешного анализа.

На следующем этапе рассматриваются особенности композиции, связи и отношения, существующие между частями произведения, внутри образной системы, в поступках персонажей, выделяются основные идеи, выдвигаемые автором.

На завершающем этапе работы среди заданий могут быть такие: воссоздать наиболее значимые части в содержании литературного произведения, осмыслить его роль в художественном процессе, выявить отношение к нему последователей и учеников автора, его критиков, исследователей более позднего времени, прокомментировать изучаемое произведение при помощи мемуаров, писем, критических статей, биографических сведений, сравнить различные интерпретации произведения, создать свою, сопоставить его с произведениями других видов искусства.

Вместе с тем у этих школьников необходимо развивать эмоционально-образное восприятие литературного произведения, обеспечивая его полноценное постижение. Это можно делать как при помощи заданий, представленных выше для учащихся соответствующей типологической группы, так и других, например, таких: подготовить твор-

УДК 8.085

ББК 81.411.2

ческий пересказ с сохранением стилистических особенностей текста, выразительно прочитать предложенный отрывок, составить кадроплан, выполнить словесное рисование, принять участие в чтении по ролям, в театрализации литературного произведения и т.д.

Рассмотрение дифференцированного обучения в избранном аспекте позволяет наметить пути его совершенствования. Среди них: применение в учебном процессе методов и приемов, соответствующих содержательной специфике предмета; выбор методического инструментария в зависимости от специфики изучаемой темы или раздела; осуществление обучающего цикла с учетом этапа усвоения учащимися нового материала; отработка всех элементов содержания обучения на уровне, позволяющем осуществлять внутри- и межпредметное взаимодействие.

Литература

1. Методика преподавания литературы: Учебник для педвузов (В 2 ч.) Под ред. О.Ю. Богдановой, В.Г. Маранцмана. - М.: Просвещение, ВЛАДОС, 1994. -Ч.1.

2. Цетлин В.С., Шубинский В. С. Особенности процесса обучения в зависимости от типа учебного предмета // Теоретические основы процесса обучения в советской школе / Под ред. В.В. Краевского, И.Я.Лернера. - М., 1989.

ЭТИЧЕСКИЕ И КОММУНИКАТИВНЫЕ НОРМЫ В СИСТЕМЕ НОРМ ОЦЕНКИ РЕЧИ

М.Р. Савова, доцент кафедры риторики и культуры речи МПГУ

Статья посвящена проблеме выявления специфики норм, лежащих в основе оценки культуры речи. В статье анализируются подходы к пониманию сущности и функции нормы в контексте культуры. Автор рассматривает вопрос о базовой системе норм оценки речи, включающей этические и коммуникативные нормы, реализуемые через собственно речевые и языковые нормы.

Ключевые слова: культура речи, нормы речи, этические нормы, коммуникативные нормы, нормы языка.

ETHICAL AND COMMUNICATIVE NORMS IN SYSTEM OF NORMS OF AN ESTIMATION OF SPEECH

Savova M.R.

Article is devoted a problem of revealing of specificity of the norms underlying an estimation of a culture of speech. In article approaches to understanding of essence and norm function in a culture context are analyzed. The author considers a question on base system of norms of an estimation of the speech including ethical and communicative norms, realised through actually speech and language norms.

Keywords: culture of speech, norms of speech, ethical norms, communicative norms, norms of language.

Культура речи охватывает не всю речь, а только ту культура устной и письменной речи, культура создания

ее часть, которая ограничена рамками культуры общения и преимущественно литературным языком, то есть речь, регулируемую определенными правилами и нормами. Тем самым культура речи противостоит антикультуре, то есть сознательному и намеренному нарушению или искажению принятых в культуре данного общества правил речевого поведения.

Культура речи как часть культуры в целом совмещает в себе все формы культуры - физическую, материальную и духовную, поскольку включает культуру мыслительной деятельности, культуру исполнения речи, коммуникативно-речевую культуру в целом (в том числе ее этическую и эстетическую составляющие), культуру создания письменных текстов и культуру их издания, хранения и пользования ими, и, конечно же, духовную культуру как содержание и цель речевой деятельности.

Культуре речи, так же как и всем сферам культуры, свойственна многослойность и многоуровневость: это

текста, произнесения и восприятия текста; это разные уровни владения людьми русской речью и т.д.

Культура речи, как и любая культура, предполагает стремление к совершенствованию, а значит и поискам наилучшего варианта из всех возможных в плане использования языковых или речевых средств. Осознанный выбор - это та творческая задача, которая и служит средством привнесения культуры в пользование речью.

Культура создает и задает некоторую систему ценностей в каждой своей области, исходя из общекультурных ценностей. По отношению к речи это проявляется в той разветвленной системе критериев, по которым речь оценивается, и по оценке значимости, ценности культуры речи в общей культуре.

Но самое главное в культуре речи - то, что это культура осуществления специфической деятельности - речевой.

Культура речи как часть культуры в целом и культуры общения в частности реализуется в речи данного общест-

ва и конкретного человека как такое речевое поведение, которое одобряется и культивируется данным обществом. Компетентность в этом отношении - это знание того, как и о чем нужно говорить или о чем нельзя (не принято) говорить в рамках данной культуры в той или иной ситуации.

По каким же критериям нужно оценивать культуру речи?

Конечно же, по тем, которые в наибольшей степени соответствуют природе речи и речевой деятельности.

Трудность описания культуры речи состоит в разнородности, разноуровневости и разномасштабности входящих в нее составляющих. Речь - это своеобразный сплав, и очень важно наметить основные направления, критерии, уровни, по которым можно, с одной стороны, оценить культуру речи данного общества, конкретного человека или проанализировать с этой точки зрения определенный текст; с другой стороны - использовать эти направления, критерии и уровни не только для констатации каких-то плюсов и минусов речи, но и для того чтобы они служили рабочими инструментами, эффективными механизмами для дальнейшего культивирования речи, то есть для ее постоянного совершенствования.

Главный критерий оценки любой деятельности - ее эффективность и степень этой эффективности, то есть оценка того, достигла деятельность цели или нет, а если да, то в какой степени. Такое понимание культуры речи требует и иного подхода к ее оценке и к проявлению нормативности в ней.

Норма отражает прежде всего традиции, установления, обычаи. В этом плане норма всегда коммуникативна - она упорядочивает общение, делает его узнаваемым и предсказуемым. Кроме того, норма - это всегда средство разграничения «своих» и «чужих». Норма помогает выделить главное, предпочтительное и уже его культивировать.

Важно подчеркнуть, что применительно к культуре речи сложилась традиция понимать под нормами, с одной стороны, нормы языковые (соотносимые с уровнями языка), а с другой - во многом приравнивать норму к кодификации. В этом проявляется прежде всего языковедческое «узкое» понимание культуры речи как культуры языка.

В то же время понятие «норма» применяется в различных сферах знания и деятельности человека, поскольку нормированность является одним из механизмов культуры в целом. Мы придерживаемся «широкого» подхода к культуре речи как составной части культуры общения и культуры в целом, и, соответственно, аналогичного подхода и к норме.

Из этого подхода логически следует, что базовую культуру речи формируют не языковые и собственно речевые нормы (коммуникативные качества речи), а нормы общения: этические и коммуникативные. При этом собственно речевые и языковые нормы являются средствами их реализации в тексте.

Предпосылки такого понимания норм культуры речи сложились еще в античности относительно риторики, а как таковые этические и коммуникативные нормы ввели в понятийно-терминологическое поле культуры речи Л.И. Скворцов, Е.Н. Ширяев [2] и другие исследователи. В то же время мы не вполне удовлетворены недостаточно функциональными характеристиками этических и коммуникативных норм, которые были предложены, а по некоторым принципиальным положениям (например, сводящим этические нормы к этикетным) и не согласны с уважаемыми лингвистами, а поэтому предлагаем свою трак-

товку этих терминов (более подробно о системе норм оценки речи - в учебнике для студентов «Русский язык и культура речи» под ред. Н.А. Ипполитовой) [1].

Мы также полагаем, что установление отношений равноправия между языковыми, этическими и коммуникативными нормами, которое стало для лингвистов (придерживающихся «широкого» подхода к пониманию культур речи) господствующим в последнее десятилетие, также не отвечает особенностям культуры речи и ее отличиям от культуры языка.

Этические и коммуникативные нормы вытекают из законов оптимального, гармоничного, эффективного общения, вырабатывавшихся тысячелетиями, являются своеобразным итогом осмысления речевой практики людей разных культур.

Этические и коммуникативные нормы - это механизмы, помогающие согласовать все стороны общения. Это предписания, рекомендации, советы, предостережения, запреты и т. д., которые формировались на основе понимания законов общения. Главным законом общения является закон объединения партнеров, в соответствии с которым общение должно быть конструктивным, неконфликтным, гармонизирующим и т. д. По сути, механизмом обеспечения действия этого закона выступает все то, что делает возможным возникновение контакта, поддержание процесса общения и достижение его эффективности в целом -как процесса и как результата.

Этические и коммуникативные нормы существуют в разных речевых формах и формулах. Они нашли отражение в фольклоре - в пословицах и поговорках о речи, об общении, где и проявилась культура народа. Осмысление речевого опыта на современном этапе привело к выработке постулатов и максим общения, в которых выражены и систематизированы основные правила речевого общения, свойственные многим культурам. Эти правила сформулированы как запреты, предписания, предостережения, советы, рекомендации и т. д.

Этические и коммуникативные нормы можно разделить лишь условно. Они очень тесно взаимосвязаны. Этические нормы во многом определяют коммуникативные, поскольку в первую очередь регулируют моральную и содержательную стороны общения. Коммуникативные нормы обеспечивают и регулируют прежде всего сам процесс общения. В то же время этические нормы коммуникативно ориентированы. Их коммуникативность проявляется и в том, что они диктуют необходимость нести ответственность за слова и речевые поступки, и в том, что нарушения этических норм рождают неприятие, а значит, служат барьерами в общении. В свою очередь, коммуникативные нормы этичны, потому что они регулируют процесс общения, предписывают достижение целей общения таким образом, чтобы в нем не нарушались этические нормы. В связи с этим мы рассматриваем этические и коммуникативные нормы отдельно друг от друга и от других видов норм только для удобства их описания.

Этические нормы воплощают систему защиты нравственных ценностей в каждой культуре и регулируют формы их проявления в речи. Этические нормы предписывают необходимость соответствия речи моральным законам общества, а также внутреннему миру человека, его восприятию других людей, пониманию своего места в жизни и в данном обществе. Поэтому этическая сторона культуры речи отражает аксиологический (ценностный) компонент культуры в целом.

Главными моральными ценностями считаются Истина, Добро, Красота, которые соответственно проявляются как критерии при оценке этичности речи и речевого поведе-

ния в целом. Истинность, правдивость - эти качества определяют многое в речи именно в этическом плане, поскольку благодаря им возникает доверие к говорящему, без которого невозможно общение. Добро и желание добра другим также лежат в основе общения, поэтому все этические правила содержат «доброжелательность» как норму общения. Понятие Красоты в данном случае связано не с эстетическими, а с этическими законами, по которым несоответствующее им действие (в том числе и речевое) расценивается как некрасивое.

С этих позиций для выявления этических достоинств речи и этических норм необходимо определить основные моральные качества личности, которые проявляются в общении. Это честность, правдивость, уважительность к другим, справедливость, доброта, забота о других, доброжелательность, одобрение других, искренность в проявлении своих чувств и оценок, высокий общий уровень знаний и культуры, вежливость как проявление этой культуры и т.д. В соответствии с этими качествами личности основными этическими достоинствами речи и этическими нормами являются: правдивость, понятность (речь должна быть доступна адресату, речь не должна заставлять его прилагать излишние усилия на ее расшифровку), содержательность, целесообразность, краткость в меру необходимости (речь не должна отнимать у адресата лишнего времени), логичность, вежливость и т.д. Различие между этическим достоинством и этической нормой состоит в этом случае главным образом в степени проявления этого качества в речи. Если в норме оно должно присутствовать в меру возможностей общающейся личности, то как достоинство оценивается высокий уровень проявления в речи этого качества.

Этические ошибки в большей степени связаны с недостатком общей культуры человека, чем собственно с культурой речи, но проявляются они именно в речи. На перечень и степень обязательности этических норм оказывают влияние и общечеловеческие ценности, и сфера общения, и то окружение человека, чьим мнением он дорожит, поэтому в первую очередь этические нормы направлены на предупреждение этических ошибок, того, что недопустимо в общении.

С этих позиций можно оценить степень обязательности соблюдения этических норм. К обязательным для исполнения при любых условиях коммуникации и в любой сфере общения относится запрет на причинение ущерба другому человеку (не обязательно участвующему в данной ситуации общения). Причем принцип «не навреди!» в этом плане касается в первую очередь морального ущерба. В эти нормы входят предписания сдерживать негативные эмоции и смягчать негативную информацию, не допускать унижения и оскорбления человеческого достоинства, грубости, зависти и т.п. Кроме того, к обязательным для исполнения нормам относится и требование всемерно проявлять уважение к другим людям и т.п. Другие этические нормы можно отнести к рекомендуемым. В первую очередь это касается позиции говорящего (пишущего) относительно себя и своего места в общении. Этично иметь чувство собственного достоинства, быть скромным, не противопоставлять себя другим, не восхвалять себя и т.д.

Из этого следует и уважительное отношение к другим: уважение чувства собственного достоинства других, умение видеть в людях прежде всего их достоинства, поддерживать его в партнерах по общению, - то есть этично про-

являть к людям уважение всеми средствами.

Основные правила, вытекающие из этических норм, воплощены в современном речевом этикете, который предписывает конкретные формы поведения, в том числе и речевого, с учетом соблюдения этических и коммуникативных норм в типичных ситуациях общения. Подчеркнем, что речевой этикет предполагает в первую очередь внешнее, поведенческое соблюдение этических норм, в отличие от этики, в которой воплощаются нравственные нормы.

Таким образом, этические законы лежат в основе всех проявлений культуры общения. Их соблюдение помогает осуществить конструктивное общение, их нарушение создает помехи, барьеры в общении, снижает эффективность речи или делает запланированный результат недостижимым.

Коммуникативные нормы ориентированы на обеспечение максимально возможной эффективности общения в любой коммуникативной ситуации с учетом всех ее особенностей. По сути, коммуникативные нормы направлены на регулирование процесса общения. Именно они позволяют структурировать общение и реализовать общую этическую задачу. Коммуникативные нормы определяют целенаправленность и целесообразность всего общения. Соединяя в себе стратегические и тактические элементы, они обеспечивают непрерывность и успешность процесса общения.

К стратегическим элементам речевого общения можно отнести выбор цели, ситуации общения, партнеров, предмета речи и условий общения. А в процессе реализации той или иной стратегии в рамках определившейся ситуации общения проявляются тактические элементы речи: структурирование ее процесса, конкретное воплощение плана речи и регулирование процесса общения.

Коммуникативные нормы касаются прежде всего выбора видов, форм, уровней и средств общения. Они действуют на всех этапах речевой деятельности - от постановки цели, через нейтрализацию барьеров общения до достижения запланированного результата.

При этом коммуникативные нормы более других вариативны. В них, в отличие от этических и языковых, почти невозможны строгие предписания (кодификация), поэтому коммуникативные нормы в большей степени представляют собой рекомендации. А самое главное - коммуниканты действуют не только в предлагаемых обстоятельствах, но и активно моделируют нужные им ситуации общения и выбирают нужные им сценарии общения. И рекомендации для коммуникантов возможны как по выбору ситуации общения, так и по ее моделированию.

В то же время нарушение коммуникативных норм обычно не остается незамеченным. В зависимости от того, насколько грубым было это нарушение, наказания выражаются в отказе адресата от коммуникации вообще, в прерывании общения, в недостижении цели общения (или лишь в частичном ее достижении), в высказывании коммуникантами замечаний друг другу в случае незначительных нарушений и т. д.

Коммуникативные нормы неоднородны. Главными среди них являются такие нормы, которые можно назвать принципами: это принцип кооперации, принцип целесообразности, принцип гармоничности общения, принцип структурирования общения. Нормы, вытекающие из этих принципов, носят более частный и менее обязательный -скорее, рекомендательный характер. Они в основном со-

относятся с теми или иными компонентами ситуации общения: коммуникантами, содержанием речи и т. д. Например, относительно текста со структурированием информации связаны и самые известные рекомендации по этому поводу - постулаты Г.П. Грайса. Это постулаты количества, качества, отношения и способа информации. Эти постулаты и конкретные правила, из них вытекающие, определяют основные рекомендации в плане информативности речи.

Более конкретные рекомендации относительно проявления этических и коммуникативных норм при создании высказываний проявляются в речевых и языковых нормах: коммуникативных качествах речи. Их также очень условно можно систематизировать по основным слагаемым ситуации общения применительно к самой важной в коммуникативном плане функции этих качеств речи.

Коммуникативные нормы, как правило, воспринимаются как совершенно естественные, поэтому они осознаются прежде всего при их несоблюдении. Формы нарушения этих норм могут существенно различаться: от незначительных промахов до нарушений основных принципов общения. В этом случае коммуникативные нормы служат и средством устранения тех помех, которые возникают в процессе коммуникации.

Основные неудачи в коммуникации могут быть вызваны нарушениями главных коммуникативных принципов: принципа кооперации, принципа целесообразности, принципа гармонии и принципа структурирования.

Кроме того, коммуникация может не состояться из-за помех в канале связи. Например, физических (шумы, неполадки технического канала (телефона и т.п.)); физиологических (нечеткость артикулирования; дефекты органов слуха, зрения, артикуляции); психологических (невнимательность, отсутствие коммуникативной целеустановки); лингвистических (частичное несовпадение кодов).

Источниками коммуникативных неудач могут быть расхождения в тезаурусах коммуникантов (в их словарном запасе, в смысле, который вкладывается в то или иное слово (понятие), в знании возможностей языка и т.д.). Кроме того, коммуникативные помехи возникают в случае несоблюдения постулатов общения или неудачного воплощения речи. В этом случае возникают речевые или коммуникативные барьеры общения. Частные коммуникативные неудачи вызывают временные задержки в развитии диалога, когда коммуниканты вынуждены отклоняться от главной линии диалога, чтобы их преодолеть.

Нарушением коммуникативных норм будет и недостаточно развернутая и полная речь. Человека с высокой культурой речи отличает и выделяет как раз то, насколько полно развернута его монологическая (без вербальных вопросов и подсказок) речь в ситуации общения и насколько она зависит от условий этого общения.

Крайняя форма нарушения этических и коммуникативных норм (очень часто - и языковых одновременно), связанная с несоблюдением принципа кооперации, - это эпатирование. По сути, эпатаж - это форма саботажа общения. В этом случае прежде всего нарушаются нормы этические - демонстрируется неуважение к существующим правилам поведения и людям. И как следствие - на-

рушаются коммуникативные нормы: не выполняется установка на сотрудничество, на совместность, на гармонизирующий диалог. При этом часто используется невербальная форма эпатажа (или сочетание вербальной и невербальной).

Более конкретные рекомендации относительно проявления этических и коммуникативных норм при создании высказываний проявляются в речевых и языковых нормах: коммуникативных качествах речи и языковой правильности. Их также очень условно можно систематизировать по основным слагаемым ситуации общения применительно к самой важной в коммуникативном плане функции этих качеств речи. Так, выразительность речи служит для целесообразного и гармоничного самовыражения говорящего или пишущего, и в этом плане она всегда следует коммуникативным нормам. Уместность позволяет оценить целесообразность использования каждого речевого и языкового средства и речи вообще относительно конкретной ситуации общения. Доступность помогает гармонизировать уровень сложности речи с возможностями конкретного адресата. Чистота речи диктуется прежде всего этическими нормами и, как следствие, предупреждает помехи в коммуникации. Правильность обеспечивает общность кода между партнерами. Точность и логичность способствуют передаче правдивого и хорошо структурированного сообщения.

В культуре речи каждый вид норм (этических, коммуникативных, языковых и речевых) предполагает свою шкалу для оценки общения в целом и конкретных его сторон (особенно речи) в частности. Этические нормы оцениваются по шкале прилично-неприлично, хорошо-плохо. Коммуникативные - удачно-неудачно, эффективно-неэффективно и т.д. Этикетные (в рамках этических и коммуникативных) - принято-не принято. Языковые -правильно-неправильно. Речевые - по каждому из достоинств: логично-нелогично, точно-неточно, уместно-неуместно, доступно-недоступно, разнообразно-однообразно, выразительно-невыразительно и т.д.

Таким образом, основой коммуникативной культуры личности является владение всеми видами норм, но особенно - этическими и коммуникативными. Разнообразие и рекомендательный характер постулатов и правил свидетельствует о важности и неисчерпаемости вариантов ситуаций общения и о том, что соблюдение норм необходимо для достижения целей общения.

Понимание культуры речи как культуры речевой деятельности, регулируемой этическими, коммуникативными и подчиненными им речевыми и языковыми нормами, позволяет построить обучение этим нормам и совершенствовать культуру речи школьников и студентов максимально эффективно.

Литература

1. Ипполитова Н.А., Князева О.Ю., Савова М.Р. Русский язык и культура речи: учеб. / Под ред. Н.А. Ипполитовой. - М., 2004.

2. Культура русской речи. Учебник для вузов. / Под ред. проф. Л.К. Граудиной и проф. Е.Н. Ширяева. - М., 1999.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.