Научная статья на тему 'Этические аспекты деятельности фармацевтических работников'

Этические аспекты деятельности фармацевтических работников Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
433
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕОНТОЛОГИЯ / ФАРМАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Королёва М. А.

На современном этапе развития коммерческой фармации приобретает чёткие очертания проблема деструктивного взаимодействия фармацевтического работника с объектами внутренней и внешней социальной среды.Цель исследования: анализ этических аспектов деятельности фармацевтических работников.Задачи:выявить особенности и проблемы фармацевтической деонтологии на основании данных литературных источников;оценить соблюдение фармацевтическими работниками норм фармацевтической этики на основании опроса потребителей товаров аптечного ассортимента.Материалы и методы. Для выявления проблем взаимодействия фармацевтического работника и пациента было проведено анкетирование 30 посетителей аптек города Саратова. Большей части участников исследования (50%) от 46 до 60 лет.Результаты. Без предварительного обращения к врачу лекарственные средства приобретают 83% респондентов.Приобретая лекарственные средства без назначения врача, население главным образом руководствуется рекомендациями фармацевтического работника (53%).Большинство опрошенных сочли профессиональный уровень работников аптечных организаций хорошим (73%), 16% – отличным, 1% – удовлетворительным. Культурный уровень фармацевтических работников был оценен как средний (86%).Респонденты отмечали следующие нарушения фармацевтической этики: критику в адрес врача (53%), нетерпеливость (20%), грубость (13%), отказ от предоставления информации о лекарственном препарате (10%), отказ от оказания доврачебной помощи (3%). 43% опрошенных оказывались в ситуации, когда чувствовали, что рекомендации фармацевтического работника обусловлены стремлением продать дорогостоящий препарат.Большинству респондентов продавались препараты, требующие предъявления рецепта, без наличия такового (80%). Периодически требовали предоставление рецепта врача у 20% опрошенных. Случаев, что ни в одной аптеке не продали препарат без рецепта врача, не выявлено.Выводы: В ходе анализа данных анкетирования было установлено, что посетители аптек положительно оценивают профессиональный (73%) и культурный (86%) уровень фармацевтических работников при общении с ними. Такие данные дают возможность сделать вывод о том, что большинство фармацевтических работников соблюдают правила этики и деонтологии при оказании профессиональных услуг, что благотворно сказывается на отношениях фармацевт-пациент. Отмеченные же нарушения должны своевременно выявляться и корректироваться.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Этические аспекты деятельности фармацевтических работников»

Bulletin of Medical Internet Conferences (ISSN 2224-6150)

2014. Volume 4. Issue 5

Ю: 2014-05-4017-Т-3924 Тезис

Королёва М.А.

Этические аспекты деятельности фармацевтических работников

ГБОУ ВПО Саратовский ГМУ им. В. И. Разумовского Минздрава России, кафедра экономики и управления здравоохранением и фармацией

Научный руководитель: асс. Щенникова Т. И.

На современном этапе развития коммерческой фармации приобретает чёткие очертания проблема деструктивного взаимодействия фармацевтического работника с объектами внутренней и внешней социальной среды.

Цель исследования: анализ этических аспектов деятельности фармацевтических работников.

Задачи:

• выявить особенности и проблемы фармацевтической деонтологии на основании данных литературных источников;

• оценить соблюдение фармацевтическими работниками норм фармацевтической этики на основании опроса потребителей товаров аптечного ассортимента.

Материал и методы. Для выявления проблем взаимодействия фармацевтического работника и пациента было проведено анкетирование 30 посетителей аптек города Саратова. Большей части участников исследования (50%) от 46 до 60 лет.

Результаты. Без предварительного обращения к врачу лекарственные средства приобретают 83% респондентов.

Приобретая лекарственные средства без назначения врача, население главным образом руководствуется рекомендациями фармацевтического работника (53%).

Большинство опрошенных сочли профессиональный уровень работников аптечных организаций хорошим (73%), 16% -отличным, 1% - удовлетворительным. Культурный уровень фармацевтических работников был оценен как средний (86%).

Респонденты отмечали следующие нарушения фармацевтической этики: критику в адрес врача (53%), нетерпеливость (20%), грубость (13%), отказ от предоставления информации о лекарственном препарате (10%), отказ от оказания доврачебной помощи (3%). 43% опрошенных оказывались в ситуации, когда чувствовали, что рекомендации фармацевтического работника обусловлены стремлением продать дорогостоящий препарат.

Большинству респондентов продавались препараты, требующие предъявления рецепта, без наличия такового (80%). Периодически требовали предоставление рецепта врача у 20% опрошенных. Случаев, что ни в одной аптеке не продали препарат без рецепта врача, не выявлено.

Выводы. В ходе анализа данных анкетирования было установлено, что посетители аптек положительно оценивают профессиональный (73%) и культурный (86%) уровень фармацевтических работников при общении с ними. Такие данные дают возможность сделать вывод о том, что большинство фармацевтических работников соблюдают правила этики и деонтологии при оказании профессиональных услуг, что благотворно сказывается на отношениях фармацевт-пациент. Отмеченные же нарушения должны своевременно выявляться и корректироваться.

Ключевые слова: деонтология, фармация

www.medconfer.com

© Bulletin of Medical Internet Conferences, 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.