Bulletin of Medical Internet Conferences (ISSN 2224-6150)
2014. Volume 4. Issue 5
Ю: 2014-05-4017-Т-3924 Тезис
Королёва М.А.
Этические аспекты деятельности фармацевтических работников
ГБОУ ВПО Саратовский ГМУ им. В. И. Разумовского Минздрава России, кафедра экономики и управления здравоохранением и фармацией
Научный руководитель: асс. Щенникова Т. И.
На современном этапе развития коммерческой фармации приобретает чёткие очертания проблема деструктивного взаимодействия фармацевтического работника с объектами внутренней и внешней социальной среды.
Цель исследования: анализ этических аспектов деятельности фармацевтических работников.
Задачи:
• выявить особенности и проблемы фармацевтической деонтологии на основании данных литературных источников;
• оценить соблюдение фармацевтическими работниками норм фармацевтической этики на основании опроса потребителей товаров аптечного ассортимента.
Материал и методы. Для выявления проблем взаимодействия фармацевтического работника и пациента было проведено анкетирование 30 посетителей аптек города Саратова. Большей части участников исследования (50%) от 46 до 60 лет.
Результаты. Без предварительного обращения к врачу лекарственные средства приобретают 83% респондентов.
Приобретая лекарственные средства без назначения врача, население главным образом руководствуется рекомендациями фармацевтического работника (53%).
Большинство опрошенных сочли профессиональный уровень работников аптечных организаций хорошим (73%), 16% -отличным, 1% - удовлетворительным. Культурный уровень фармацевтических работников был оценен как средний (86%).
Респонденты отмечали следующие нарушения фармацевтической этики: критику в адрес врача (53%), нетерпеливость (20%), грубость (13%), отказ от предоставления информации о лекарственном препарате (10%), отказ от оказания доврачебной помощи (3%). 43% опрошенных оказывались в ситуации, когда чувствовали, что рекомендации фармацевтического работника обусловлены стремлением продать дорогостоящий препарат.
Большинству респондентов продавались препараты, требующие предъявления рецепта, без наличия такового (80%). Периодически требовали предоставление рецепта врача у 20% опрошенных. Случаев, что ни в одной аптеке не продали препарат без рецепта врача, не выявлено.
Выводы. В ходе анализа данных анкетирования было установлено, что посетители аптек положительно оценивают профессиональный (73%) и культурный (86%) уровень фармацевтических работников при общении с ними. Такие данные дают возможность сделать вывод о том, что большинство фармацевтических работников соблюдают правила этики и деонтологии при оказании профессиональных услуг, что благотворно сказывается на отношениях фармацевт-пациент. Отмеченные же нарушения должны своевременно выявляться и корректироваться.
Ключевые слова: деонтология, фармация
www.medconfer.com
© Bulletin of Medical Internet Conferences, 2014