Научная статья на тему 'Этические алгоритмы мироздания'

Этические алгоритмы мироздания Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
459
135
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дистанционное обучение / синтез религии / науки и искусства / энергоинформационная педагогика / ноосферное образование / distance teaching / synthesis of religion / science and art / energy information pedagogics / noosphere education

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Левшов Александр Васильевич, Джура Сергей Георгиевич, Чурсинов Виктор Иванович

Статья посвящена энергоинформационной концепции (или парадигмы) развития образования, объясняющей, что духознание и чувствознание станет новым методом получения знания. Это будет новый этап развития человечества. Все знания находятся в ноосфере и их можно черпать непосредственно.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The ethics algorithms of the universe

The article is dedicated to the energy information concept of education development clarifying that spirit knowledge and sense knowledge will be as new method for knowledge receiving. It will be new stage of human evolution. All knowledge is there in noosphere and it is possible to get it directly.

Текст научной работы на тему «Этические алгоритмы мироздания»

А. В. Левшов, С. Г. Джура, В. И. Чурсинов Этические алгоритмы мироздания1

Статья посвящена энергоинформационной концепции (или парадигмы) развития образования, объясняющей, что духознание и чувствознание станет новым методом получения знания. Это будет новый этап развития человечества. Все знания находятся в ноосфере и их можно черпать непосредственно.

Ключевые слова: дистанционное обучение, синтез религии, науки и искусства, энергоинформационная педагогика, ноосферное образование

A. V. Levshov, S. G. Dzhura, V. I. Chursinov The ethics algorithms of the universe

The article is dedicated to the energy information concept of education development clarifying that spirit knowledge and sense knowledge will be as new method for knowledge receiving. It will be new stage of human evolution. All knowledge is there in noosphere and it is possible to get it directly.

Keywords: distance teaching, synthesis of religion, science and art, energy information pedagogics, noosphere education

Проанализированы парадигмы развития образования: фрактальная парадигма, политомическая парадигма, креативная парадигма, а также иерархия знаний. Предложена гипотеза нового подхода к дистанционному образованию, основанному на парадигме энергоинформационной педагогики, а также подход к осознанию и построению этических алгоритмов.

Введение

Развитие цивилизации сопровождается серьезной проблемой отставания осмысления перемен, которые происходят в информационном постиндустриальном обществе, что приводит к возникновению ряда неоправданных рисков. Причем, важно, чтобы те, кто пишут об этом, сами разбирались в технике, а не только в философии и чтобы процесс этот был взаимным. Музыкальные наркотики и традиционные вызовы современности находятся в этом ряду. Данная работа направлена на осмысление ключевого вопроса для решения поставленной проблемы - применению новой энергоинформационной парадигмы для дистанционного образования и решения при этом ряда промежуточных и крайне важных смежных вопросов. При этом вводится новое понятие этических алгоритмов, интуитивно нащупываемых во взаимодействии человека и космоса.

В настоящее время наука активно ведет поиск новой парадигмы. В ряде наук уже произошли научные революции (астрономия, физика), сейчас грядет научная революция в археологии2. Попытки обобщить подходы, в частности, были сделаны в работах Линника Ю. В. «Этюды о новой парадигме» и Зориной Е. В. «Парадигма

научного и «ненаучного» знания (размышления у «парадного подъезда» науки)»3. Так на вопрос, какие же парадигмы возможны, Ю. В. Линником4 был дан такой ответ (предварить его лучше всего словами Альберт Эйнштейна: «Если в первый момент идея не кажется абсурдной, она безнадежна»):

Фрактальная парадигма: она на повышенном основании вернется и к гомео-мериям Анаксагора, и к монадам Лейбница, утверждая изоморфизм малого и великого; это альтернативно механицизму, где часть очень скупо говорит о целом -теперь она будет говорить Все.

Политомическая парадигма: вместо привычных диад и триад она будет оперировать более сложными схемами - утвердится в онтологическом плюрализме; это не будет означать отмен) старых дихотомий и трихотомий - но мы поднимемся на уровень, который потребует множественного подхода.

Креативная парадигма: в основание мира она поставит Ничто, предложив нам заняться разработкой способов его возбуждения; ведь это высшая цель теозиса -научиться творить из Ничего; онтология Небытия: к необходимости признания таковой неизбежно придет философия.

Но, по сути, наука стоит у порога синтеза науки, религии и философии.

Грядущий синтез

Этот синтез давно ищется как религией, так и наукой и искусством. Вот что говорит Патриарх Кирилл: «Святые отцы, соединяя светскую ученость с богословием, сформировали некий синтез. Знаменитый богослов протоиерей Георгий Флоровский назвал его патристическим синтезом. Он мечтал о появлении нового патристического синтеза, мечтал о том, чтобы современное поколение богословов научилось сопрягать внешнюю светскую культуру с богословским творчеством, чтобы богословское творчество было способно эту культуру оплодотворять, чтобы актуальными были слова Церкви. Моя молитва и моя надежда на то, что эта мечта отца Георгия Флоровского осуществится при нашей с вами жизни»5.

Крупнейший ученый ХХ века, историк науки и мыслитель В. И. Вернадский фактически выразил позицию науки по этому вопросу: «Научное мировоззрение не является синонимом истины точно так, как не является ею религиозные или философские системы. Все они представляют лишь подходы к ней, различные проявления человеческого духа»6. По его словам: «Как христианство не одолело науки в ее области, но в этой области глубже определило свою сущность, так и наука в чуждой ей области не сможет сломить христианскую или иную религию, но ближе определит и уяснит формы своего видения»7.

Андрей Дмитриевич Сахаров в своей Лионской лекции сказал, что наука характеризуется тремя взаимосвязанными особенностями: стремлением к познанию и творчеству; практическим значением; формированием единства, цементирующего человечество. Технология виртуальной реальности, обеспечивая интеллектуаль-

ные полисенсорные коммуникации с субъектами (объектами, явлениями) виртуального мира с разных точек зрения, дает пользователю возможность формирования и анализа вариантов дистанционного международного культурного обмена, несет важнейшую функцию развития науки8.

Ему вторит и Альфред Шнитке: «Ординарный, обыденный ум ищет решение проблемы на ее же плоскости, он смело ползает по поверхности, пока более или менее случайным путем проб и ошибок не найдет выхода. Ум гения ищет ее решение в переводе на универсальный уровень, где сверху есть обзор всему и сразу виден правильный путь. Поэтому те, кто бережет свое время для одного дела, достигают всегда меньше, чем те, кто занимается смежными делами»9.

По сути, этот тот синтез, о котором говорил Н. К. Рерих: «Невежественный человек сначала должен стать цивилизованным, потом образованным, он делается интеллигентным, затем следует утонченность и осознание синтеза, которое завершается принятием понятия Культуры»10.

Указанный синтез художественно представлен на Знамени Мира - три круга в круге. Одно из толкований этого знака, которое давал С. Н. Рерих, это религия, наука и искусство в кольце культуры, его же держит в руках Мадонна на картине «Мадонна Орифламма» кисти Н. К. Рериха.

Нам видится, что об этом говорил Д. И. Менделеев: «Настанет время, когда весь мир будет объят одной наукой, одной истиной, одной промышленностью, одним братством, одной дружбой с природой»11. То есть должна быть принята единая теория, доказанная, которая могла бы быть принята абсолютно всеми: и верующими, и атеистами, и учеными, - и всем людьми.

Образовательная энергоинформационная парадигма

Что же касательно образования? Недавно был сделан беспрецедентный шаг в этом направлении - разработана энергоинформационная парадигма образования см. работу «Энергоинформационная педагогика»12. Это было полным откровением, ибо давно ожидали эту книгу. Объем исследованной литературы поражает, стиль книги вдохновляет, а предложенный синтез вызывает огромное уважение. Полагаем, что многие ждали этот учебник, и вот он есть. Вот какой подход предлагается:

Истина, как всегда, оказывается между крайностями. Науке, если она хочет правильно объяснять сущность вещей, необходимо применять и диалектический, и метафизический подходы, а точнее - отказаться от крайностей, приняв за основу единый диалектико-метафизический подход. Это крайне важно для наук о человеке, где большая часть фактов до сих пор не объяснена и не систематизирована. Педагогике, как одной из главных наук о человеке, пора отказаться от «единственно правильного» диалектического подхода и взять все лучшее из метода метафизического. Человека, как мы теперь понимаем, одной диалектикой не постичь: слишком

уж много в нем сторон, не поддающихся ни проверке, ни математическому анализу. Только объединив диалектический и метафизический подходы, мы продвинемся дальше.

Долго считалось, что метафизические, сакральные, эзотерические (тайные) знания - это плод неразвитого сознания. Официальная наука решительно отмежевывалась от таких знаний. Когда в прессе появлялись заметки о таинственных и непонятных событиях, тут же давался комментарий официального ученого, развенчивающий мистику и заблуждения.

Сегодня от альтернативных знаний отмахнуться невозможно. Они множатся, вытесняя официальные. Они будоражат умы, раздвигая пределы познанного. Они актуальны и востребованы. Наконец, они необходимы, потому что помогают современному человеку лучше понять наш многогранный мир, найти в нем свое место13.

В этой статье мы предложим гипотезу нового подхода к дистанционному образованию, основанному именно на приведенной выше парадигме энергоинформационной педагогики.

Ноосферное образование

Уже не раз предлагалось такое образование - по сути, образование ноосфер-ного этапа развития человечества14. Так что же все-таки такое ноосфера? «Ноосфера - это область жизни, управляемая разумом» в определении В. И. Вернадского. В концепции энергоинформационной педагогики это «слитые вместе излучения в виде энергий из тончайших материальных частиц, представляющих собой оболочку вокруг Земли, называемую миром тонких энергий. Астрологи называют ее «астральным полем планеты». Не одно ли это и то же? Есть еще понятие эгрегора. Вот что пишет по этому поводу Википедия (самая большая энциклопедия в Сети): Эгрегор (др.-греч. 0урпуоро1, - «стражи») - обозначает душу вещи, «ментальный конденсат», порождаемый мыслями и эмоциями людей и обретающий самостоятельное бытие. Эгрегор - это информационная субстанция. С точки зрения био-энергоинформатики: «Эгрегор» - энерго-информационно-временная структура, возникающая при сонаправленных действиях группы людей с общими устремлениями. Существуют различные эгрегоры: религиозные, родоплеменные, клановые, магических орденов, некоторых философских учений, творческих школ, длительно и целеустремленно работающих коллективов, социальных движений и др. То есть, по сути, близкое понятие, если не то же, что и ноосфера (только в терминах традиционной науки).

В рамках такого объединения людей происходит постоянное взаимное развитие эгрегора и индивидуумов через обмен информацией и энергиями, что способствует ускорению общего развития коллективного разума.

В общем случае эгрегор можно охарактеризовать, как некое порождение мыслей группы людей, действующее независимо от каждого из членов группы, а воз-

можно, и от всей группы в целом. То есть, сделаем предположение, что эгрегор -часть ноосферы. Есть эгрегор христиан, буддистов, украинцев, всех землян.

Проблемы ноосферы и Интернета как прообраза ноосферы

Знание без нравственного смысла - мечь в руках сумасшедшего. Понимаем, но дальше этого не идем. И тут важен тот синтез, о котором шла речь выше. Ведь еще Св. Палама сказал: «Ум, отступив от Бога, становится или скотоподобным или демоноподобным». Не об Интернете ли это сказано? И да и нет. Здесь нужно применить восточный подход, отличающийся от бинарной логики машин. Академик Р. Б. Рыбаков говорит, что об Индии, например, можно сказать то-то и то-то и это будет правильно, но можно доказать и обратное - и это тоже будет правильно. Так и здесь, это и так и не так, смотря к чему мы это применяем. Ведь можно показать, что Интернет работает против человека (то есть на деградацию человека) примерно в 80-90% случаев (по трафику), и лишь небольшая доля ресурсов идет на пользу человека, работает на эволюцию, то есть идет в ноосфер-ном направлении.

Машины как рабы (рабство информационного века)

Человек давно перекладывал свои проблемы на плечи других. Так началось рабство. Сейчас можно через Интернет купить или продать раба, найти состав бомбы, сайты всех видов извращений и т. д., наряду с сайтами музеев, университетов и библиотек... Но, оказалось, что человека эксплуатировать нельзя совсем, животное нельзя почти, а вообще можно - машину. Корректно ли мы поступаем? Вот что говорит эзотерика по поводу смысла (читай - философии техники): это подпорка человека. Он все может делать и без них. Только не развивается сам (на Западе) и ищет счастья вовне, а оно-то ведь внутри. Об этом говорит Святое писание. Если мы и дальше будем это развивать, то придем к киборгам15. Этого ли хотело человечество? Увы, фото книги «Апгрейд человека» прямо говорит об обратном. Вопрос о том, что есть неживая природа в свете грядущего синтеза, тоже вряд ли можно считать решенным.

Накопление плохо усвоенных знаний

С каждым годом идет увеличение знаний уже вдвое. Не об Интернете ли говорил в свое время великий Платон: «Круглое невежество - не самое большое зло: накопление плохо усвоенных знаний еще хуже». Мы даже по своей специальности не можем прочесть всех книг (даже если не будем есть и спать и станем читать с огромной скоростью). Как быть? Нужно выработать стратегию, отвечающую на вопрос: Что нужно знать, чтобы знать все остальное? Что же самое главное в этой жизни? Как не разменять ее на мелочи?

Раздел 4. Живая Этика и современное естествознание Стратегия жизни

Человечество выработало разные стратегии: они есть в разных философских системах, разных религиях, научных школах и т. д. Как быть в информационную эру? Зачем копить ненужные знания? Большинство стратегий достижения успеха в информационную эпоху сконцентрировались в алгоритмах. Проанализируем их.

Генезис алгоритмов. Эволюционное моделирование как форма познания мира

Выделение в искусственном интеллекте функции обучения (адаптации) способствовало развитию коннекционистских (нейронные сети) и эволюционных моделей (генетические алгоритмы). Так, в работе «Теория и практика эволюционного моделирования»16, например, дается такая классификация моделей эволюции, на которых базируются эволюционные алгоритмы:

- модель эволюции Ч. Дарвина - процесс, посредством которого особи некоторой популяции, имеющие более высокое функциональное значение (с сильными признаками), получают большую возможность для воспроизведения потомков, чем «слабые» особи. Такой механизм часто называют методом «выживания сильнейших»;

- ламаркизм, или модель эволюции Ж. Ламарка. Им предложена теория, основанная на предположении, что характеристики, приобретенные особью (организмом) в течение жизни, наследуются его потомками. В отличие от простого генетического алгоритма данная модель оказывается наиболее эффективной, когда популяция имеет тенденцию сходимости в область локального оптимума;

- сальтационизм (модель эволюции де Фриза). В основе этой модели лежит моделирование социальных и географических катастроф, приводящих к резкому изменению видов и популяций. Эволюция, таким образом, представляет собой последовательность скачков в развитии популяции без предварительного накопления количественных изменений в эволюционных процессах;

- модель К. Поппера, рассматривавший эволюцию как развивающуюся иерархическую систему гибких механизмов управления, в которых мутация интерпретируется как метод случайных проб и ошибок, а отбор - как один из способов управления с помощью устранения ошибок при взаимодействии с внешней средой;

- синтетическая теория эволюции, описанная Н. Дубининым (попытка интеграции различных моделей эволюции, в том числе Ч. Дарвина, Ж. Ламарка и де Фриза). Ее кардинальным положением является признание стохастичности процессов мутации и больших резервов рекомбинационной изменчивости. Условия внешней среды - не только факторы исключения неприспособленных особей из популяции, но и формирующие особенности самой синтетической теории эволюции.

Под понятием «эволюция» в технических системах понимают процесс постоянной оптимизации биологических видов, где основной направляющей силой является естественный отбор17.

Теория эволюции повлияла на изменение мировоззрения людей с самого своего появления. Теория, которую Ч. Дарвин представил в работе, известной как «Происхождение видов», в 1859 году, стала началом этого изменения. Но Дарвин, подобно многим своим современникам, предполагая, что в основе развития лежит естественный отбор, не смог доказать очень многие существенные положения своей гипотезы. Например, он не смог достаточно убедительно показать, как должен функционировать механизм наследования, чтобы поддерживать изменчивость на необходимом уровне. Однако сама идея оказалась весьма плодотворной.

Поэтому неудивительно, что ученые, занимающиеся компьютерными исследованиями, обратились к теории эволюции в поисках новых решений и вдохновения. Возможность того, что вычислительная система, наделенная простыми механизмами изменчивости и отбора, могла бы функционировать по аналогии с законами эволюции в природных системах, в свое время представлялась очень привлекательной. Эта надежда стала причиной появления целого ряда вычислительных алгоритмов и систем, построенных на принципах естественного отбора и генетического наследования.

История эволюционных вычислений началась с разработки ряда различных независимых моделей эволюционного процесса. Среди этих моделей можно выделить три основные парадигмы18:

- генетические алгоритмы (ГА);

- эволюционное программирование;

- эволюционные стратегии.

Эволюционные алгоритмы как Законы Эволюции в эзотерике (законы Дхармы, Иерархии, Кармы и др.)

Эта тема много раз освещалась с той или иной степенью полноты19. Но нельзя связи с этим не привести слова Елены Рерих: «.Много еще тормозящих, но остановить „поток Кармы Мира" они не могут. Убеждение в правоте строительства Нового, в эволюцию мира, страстно, сильно вошло в сознание молодых поколений. Ведь, в сущности говоря, происходит битва Света с Тьмою. Битва за Свет, за Общее Благо, за раскрытие истинного Знания и утверждение Красоты»20.

«События сложатся неожиданно, не так как мы ожидаем, но как всегда, на пользу лучшей страны. Страшное время пронесется очищающим вихрем. Трудность в том, что многие еще не понимают причину и смысл совершаемого на всей планете. Новые сознания должны полюбить волну нового строительства. Новое строительство должно раскрепостить мышление, отсюда произойдут благие перемены. Накопившаяся злоба в мире разрешится потрясениями. Но не опасайтесь! Щит Света над новыми сознаниями, отказавшимися от злобы, зависти и понявшими, куда устремляется поток эволюции. Распространение зла будет

остановлено. Космическая Справедливость приведет в действие новые рычаги - и новая карма мира начнет утверждаться»21.

Люди готовы обвинить Учителей в том, что, готовя Новый Мир, Они прибегли к человеческой несправедливости. Но пусть хоть раз обвинители поднимутся до Космического Сознания и посчитаются со Сроками Космическими. Ведь узловые моменты эволюции человечества связаны, именно, с последними, и Учителя, готовя сознание Нового Мира, озабочены только тем, чтобы к нужному сроку было сосредоточено в определенном месте на Земле необходимое для Космического Равновесия количество людей с новым Космическим сознанием.

Решающими моментами эволюции никогда не были и не будут мировая политика или мировая экономика. Ведь целью эволюции является создание не политически правильно мыслящего человека, а способного мыслить Космическими категориями. Политика, экономика, все созданные ими общественные формации лишь на более мелких и временных примерах учат человека разбираться в сущем. Было бы нелепо думать, что «справедливость» или «несправедливость» этих недолговечных форм общественной жизни человека являются присущими Космическому Разуму мерками. Даже карма отдельных людей и Карма народная -столь разные величины, что не поддаются сопоставлению. Владыки, в основном, направляют судьбы народов и лишь в исключительных случаях следят за течением кармы того или иного человека. Если Иванов убил Петрова и если в отместку за это теперь Петров убивает Иванова, то они и в дальнейшем будут убивать друг друга, пока один из них не воздаст добром за зло и не порвет заколдованный круг. Но посевы семян добра, которые требуется самим взрастить и собрать, эволюционные идеи мира, как магниты, рассыпаются в определенных частях света согласно Космическому плану эволюции. В этих же частях света происходит и воплощение людей, способных воспринять эти идеи22.

От эволюционных к этическим алгоритмам

Этические алгоритмы, которые еще предстоит открыть человечеству, состоят, на наш взгляд, в том, чтобы изучать древнее знание (его-то ведь трудно прочитать сразу - оно зашифровано или, говоря современным языком - криптографировано). Оно опасно и открывается тем, кто меняет себя в процессе изучения его, или доводит до безумия тех, кто изучает его для эгоистических целей. Это потрясающе! Это то, чего не хватает современным алгоритмам! Ведь ни кто иной, как Альфред Нобель, сказал, что: «Новые открытия принесут человечеству больше горя, чем добра». Таким образом, принципиально важна цель изучения и использования. Здесь, на наш взгляд, важным является высказывание Ректора ДонНТУ академика НАН, проф. А. А. Минаева: «Многие могут сейчас свободно или даже виртуозно управлять компьютером, но далеко не все способны управлять собственным сознанием и подсознанием - этим сверхмощным суперкомпьютером»23 (от себя, а сейчас

пока еще каждый из нас имеет такую потенциальную возможность развития, что сильнее всех компьютеров на земле, даже включенных в мировую сеть Интернет, но скоро это будет не так).

Обретение метазнания через Интернет

Чтобы понять проблему, нужно отойти от нее. И чем больше расстояние, тем отчетливее будет видна суть. Как говорится: большое видится на расстоянии. Об этом писал в своих работах В. В. Пак, именем которого названа кафедра высшей математики в ДонНТУ. Великий математик и ученый говорил об этом на встрече со студентами ЭТФ в 1997 году, что запечатлено на стендах кафедры ЭПГ, где это и происходило. Руководство факультета всегда создавало условия для развития новых идей и способствовало полезным и неординарным начинаниям, поэтому не удивительно, что именно на ЭТФ был учрежден семинар с участием выдающихся ученых современности. Указанным семинар создал «питательную среду» для полигона идей и их рассмотрения и в дальнейшем вылился в ряд проектов: участие в учреждении в Москве междисциплинарной конференции и в институт Культуры, который был воссоздан в ДонНТУ после 50 лет забвения. К слову сказать, эта структура была презентована как дополнительный результат работы по европейскому гранту ТЕМПУС УЕР-27085-2006), в котором приняли активное участие и авторы этой статьи.

В результате исследований было выяснено, что социальная экономика доказывает, что поднять уровень экономики без поднятия культуры невозможно. Роль ЭТФ как основателя и ведущего исполнителя данного гранта и идей, реализующих его, не подлежит сомнению. Итак, первый постулат состоит в том, что чем на большее расстояние мы отойдем - тем точнее будет прогноз. И второй постулат, из которого исходят наши доказательства, высказал удивительный украинский ученый Г. С. Теслер в «Новой кибернетике»24: «В трудах К. Геделя имеются два важных для нас результата - это невозможность математического доказательства непротиворечивости для любой достаточно обширной системы (заметим от себя, что энергетика подходит под это определение), включающей в себя всю арифметику в рамках самой этой системы, а также существование принципиальной ограниченности возможностей аксиоматического подхода. И никакое решение арифметической системы не может сделать ее полной. Оба эти противоречия могут быть решены только на основе метатеорий и метаподхода. Важно то, что хотя эти результаты доказаны для арифметики, но как часто уже бывало, они имеют общий методологический характер и могут применяться для систем любой природы»25.

Иерархия знаний

Что есть знание? По определению: «Знание представляет собой упорядоченную совокупность новых характеристик субъекта и мира и их взаимосвязей, пред-

ставленных в форме конкретного метатекста. В знании осуществляется перевод разрозненных представлений в систематизированную общезначимую форму, удержание того, что может быть сохранено, передано, развито. Проблема знания, структуры, возникновения и специфики его восприятия и понимания (когнитивность) и порождения нового знания (креативность) принадлежит к числу философско-ме-тодологических, естественнонаучных и гуманистическо-прикладных - едва ли ни самых сложных проблем»26. Предлагаем в этой статье гипотезу иерархии знания: информация - знание - Метазнания. Обычная неструктурированная информация есть первооснова, из которой потом формируется знание (назовем его прикладное, или необходимого для повседневной жизни - заработка на хлеб насущный). Знание с большой буквы - это то знание, которое дает возможность обрести или найти путь в Вечность. Это и есть обретение метазнания, исторически даваемого человечеству через пророков и Учителей. Эти знания получали в иных состояниях сознания, которые изучаются сейчас особенно тщательно, путем прозрения. Такие прозрения были у Якоба Беме, сапожника; или у Уильяма Блейка, полуграмотного гравера; у необразованных пророков Иезекиля и Иоанна Богослова, с его страшным Апокалипсисом. И, наконец, великие прозрения, не имевшего никакого образования К. Э. Циолковского, именем которого сейчас названа научная академия. Вспомним также Эдгара Кейси и Джона Кили27. Это путь познания всех великих людей, в том числе и энергетика всех времен и народов Николы Теслы. «Космос лепит лик Земли...» - говорил В. И. Вернадский.

Метаэнергетика

О феномене Н. Теслы мы писали уже не раз в сборниках научных трудов ЭТФ28. Он был не единственным среди инженеров. Так, имеется опыт Джона Кили29. Дж. Кили, будучи гением в механике, имел в своей уникальной внутренней сущности принцип, позволяющий ему направлять и контролировать энергию пространственного эфира, в низведении которого на землю он достиг результатов гораздо больших, чем мог бы добиться кто-либо из смертных его века, не будучи посвященным в заключительные Мистерии. Таким образом, хотя приборы Кили работали на силе эфира, но «спусковым механизмом», приводящим ее в действие, была собственная психическая энергия изобретателя. Вероятно, это достижение можно рассматривать как прообраз отдаленной, сужденной всему человечеству возможности получения энергии не из недр планеты, а из глубин Пространства. Н. Теслу вместе с Дж. Кили можно поэтоме со всем основанием назвать Вестником Будущего.

Главный вопрос, волнующий обычного человека, почему это нельзя повторить сейчас. Ответ был дан: «Представителям современной Пятой Расы, слишком глубоко погрузившимся в материю, не было позволено использовать, тем более коммерческий, духовную пространственную энергию, не подвергая опасности себя, других, да и всю жизнь на планете, ибо ее мощь безгранична как в созидании, так и

в разрушении»30. Отличие от Н. Теслы незначительно - он другим образом возбуждал эфир, из которого черпал энергию для своих двигателей. Вопрос этот тонкий и сложный. Но от его решения зависит, перейдет ли человечество от обычной энергетики к метаэнергетике (вводим ниже это понятие), под которой будем понимать бестопливную, экологически чистую энергетику будущего. О такой энергетике мечтают многие на планете Земля. И она возможна. Если пойти в исторической хронологии, то известно, что идеи и вдохновение для технологий черпались из фантастических произведений и большинство из них уже воплощено в изделия (полет на Луну, роботы, подводная лодка, Интернет и т. д.).

Роль ЭТФ и ДонНТУ в постижении метазнания

Об этой роли мы уже говорили в начале статьи, однако, особенно это было заметно в 2008 году, когда один из представителей электротехнического факультета под руководством заведующего, декана и ректора и с помощью всего коллектива ДонНТУ работал над созданием Интернет-ресурса, посвященного осмыслению этого метазнания. Сначала это было накопление материалов, потом обсуждение на форумах и других смежных проектах, которых сегодня боле двадцати. История этого и научное объяснение даны в работе «Социальные аспекты Интернет-ком-муникации»31. Работали над этим проектом еще с 1991 года, и с 1997 года проект «Орифламма» http: // roerich. com электронной библиотеки по синтезу науки, религии и философии уже стал заметен в Сети и начал получать сначала всеукраинские награды, а в 2008 году и международные32, что говорит о признании метазнания как такового. Международные эксперты в 2008 году назвали этот проект лучшим в мире по синтезу науки религии и философии и вручили международный диплом в номинации «Сохранение Рериховского наследия» в Государственном Эрмитаже представителю электротехнического факультета. Церемонию вручение проводил директор Эрмитажа и председатель Всемирного клуба петербуржцев Михаил Пиотровский33. Безусловно, это заслуга всего коллектива кафедры, факультета и ДонНТУ, а для награжденного лишь только большой аванс и стимул для дальнейшей работы. Данная статья и есть посильный вклад в осмысление идей этой библиотеки.

Знание всего человечества

По сути, проект «Орифламма» есть реализация идеи питерских ученых34: «Знание с точки зрения отдельного человека - это информация о возможных исходах будущих процессов, в которых будет участвовать данный человек, о вероятности реализации тех или иных благоприятных или неблагоприятных исходов, методах и средствах воздействия на эту вероятность. В связи с этим существует значительное число элементов знания отдельных людей, которые могут принести пользу всем людям, или большинству из них. Такие знания могут считаться знаниями

всего человечества. Так как в них заинтересованы все люди, они должны в каком-то смысле организовываться, чтобы обеспечить решение трех задач.

1. Обеспечить максимальный (бесплатный) доступ к этим знаниям практически всех людей. Книги (библиотеки), газеты, радио, телевидение, листовки, Internet, Synergonet. Это средства, при помощи которых увеличивается выживаемость как отдельных людей, так и всего человечества как сложной самоорганизующейся системы.

Любая образованная людьми структура, которая препятствует силой, финансовыми ограничениями, сообщением ложной информации, распространению именно такого знания, ухудшает будущее всего человечества, а следовательно, и отдельных его квантов, с точки зрения человечества как волны является преступной. Это положение может стать критерием преступности и тоталитарности тех или иных режимов, независимо от того, насколько демократическими они себя считают. Одним из главных, а может быть, и самым главным критерием преступности власти становится в настоящее время не только число убитых этой властью людей, но и количество общего знания человечества, не доведенное бесплатным путем до всех членов общества.

2. Обеспечить всем людям, участвующим в получении и распространении знаний, необходимых всему человечеству для выживания как единой волны, достойное существование. Здесь встает проблема материального и информационного существования ученых, педагогов, журналистов, представителей культуры, религиозных деятелей. Мы полагаем, что в нашей терминологии речь идет о метазнании. По сути, это и реализовано в проекте «Орифламма», выполненном и поддерживаемом ЭТФ ДонНТУ.

Примеры метазнания

Приведем некоторые цитаты о будущем энергетики и самого общества, реализованные уже в других пространствах бытия: «...У нас нет фабрик, машин и заводов. Аппарат духа заменил их. Имеем все, в чем нуждаются люди. Земля изобильно рождает и дает все нужное на потребу тела. Трудиться приходится много и напряженно. Но физический труд лишь постольку, поскольку это нужно для поддержания физического здоровья. Главное поле труда - область мысли и применение тонких энергий. Силы природы и силы стихий обузданы у Нас человеком и находятся в его полном подчинении и под его контролем. Эти силы могучи и неисчерпаемы. Пространство дает все, в чем нуждается наше человечество в смысле энергетики. Столько трудов затрачиваете вы, чтобы получить тот или иной вид рабочей энергии. Огненные энергии служат у Нас человеку и применяются, и используются при помощи аппарата микрокосма человеческого. Мы близки к осуществлению великой задачи - вооружить человека без единого аппарата. Огненное Учение Жизни едино для всех населенных миров, и плоды Знания Высшего широко и с пользою

применяются здесь. Вам сообщаю об этом, вам, землянам, дабы знали главное направление эволюции вашего человечества и формы жизни, осуществленные у Нас, могли бы сделать желанными, достижимыми на вашей Земле.»35. Касательно науки: «Наши науки резко отличаются от ваших, ибо в основании их лежит Сокровенное Знание Космических Законов, общее для всех Миров. Сокровенное Знание, имеющееся и на вашей Земле, отличается от вашей официальной науки тем, что последняя, будучи еще очень молодой, только вслепую подходит к познанию скрытых сил природы и тайн сущности человеческого микрокосма. Многое ею в невежестве самомнения отрицается. Потому однобока она. У Нас же реальное, практическое знание и Сокровенное Учение Жизни слиты воедино, и Тайны Космоса и тонких энергий в значительной степени служат Нам в жизни текущей»36. И как вывод звучит: «... Не мечтания, не фантазия, не беспочвенное воображение, но непреложное знание духа поведет вас в глубины Космоса, к Звездам Далеким. Вам надо осмыслить космический человеческий путь. Его не поймете, жизнь не постигнув на Дальних Мирах, которые даны вам как прообраз ваших будущих достижений, как ведущая сила, как цель.»37.

Промежуточные выводы

Мы специально приводим эти фрагменты метазнания, которые еще нужно расшифровать и понять, как работали двигатели Дж. Кили, как передавал энергию на расстояние Н. Тесла без потерь, как планировал сознать энергоснабжение планеты Земля, бестопливное и экологически чистое (все это хорошо понимается в энергоинформационной концепции). Такая задача стоит, чтобы над ней потрудиться, даже если кажется немыслимым сам факт, как казалось немыслимым фантастам то, о чем они писали. Но рано или поздно это происходило. Главное сейчас - чтобы человечество в целом было достойно того Знания, перед которым оно стоит. Главный критерий или техника безопасности общения с этим метазнаниям - Этика. Таким образом, задача стоит следующая: разработка и постижение этических алгоритмов мироздания. «Ведь знание накладывает обязательство и ответственность. Велика ответственность за получаемое знание. Дается не зря и не для собственного удовольствия, но для сурового применения в жизни»38. Не об этом ли говорил Л. Д. Ландау «Есть естественные науки, неестественные и сверхъестественные». Полагаем, что к сверхъестественным и относятся этические алгоритмы.

Этические алгоритмы

Полагаем, что генезис развития алгоритмов идет в постижении законов Космоса, которые выразились в генетических алгоритмах, нейро-алгоритмах да в самом компьютере как понятый алгоритм левостороннего мышления человека. Но это пока не дает нужного результата - растет количество плохоусваиваемых знаний.

Как сделать, чтобы знания работали только на эволюцию? Как поставить защиту от того, чтобы знания не применялись во зло? Полагаем - опять-таки учась у Природы.

Говорят, что все новое - это хорошо забытое старое. Так и здесь, думаем, что, на самом деле, ничего не открываем - только переоткрываем старое. Полагаем, что эти алгоритмы существуют. Они задействованы в древних книгах и эзотерических текстах. Возьмем, например, Библию (или Коран, или Веды). Они, на самом деле, зашифрованы - то есть читающий поймет ровно столько, сколько позволяет его внутреннее состояние. Полностью понять их может только знающий ключи (считают, что их обычно семь - математически, астрологический и т. д.).

Так вот Природа все устроила так, что если сам читающий изменяется в лучшую сторону, тогда он понимает больше и больше (иногда читая то же самое), а не меняющийся - так и будет топтаться на месте, пока не пойдет к такому решению. Иногда, правда, могут быть исключения из правила (это те, кого называли черными магами и т. д.). На некоторое время Природа позволяет им делать свои беззакония, но рано или поздно все же ставит все на свои места. Таким образом, мы переоткрываем этические алгоритмы (по сути, криптографию природы).

Читая эзотерические книги, приходишь к выводу, что мироздание построено таким образом, что контролирует человека и, не нарушая его свободную волю, корректно учит его идти по пути эволюции. Вот пример из «Граней Агни Йоги»: «Приближению Света предшествует усиление тьмы. И когда она достигнет своего апогея, наступит предуказанное. По этому признаку и судите. Неизбежны жертвы великие, ибо велико будущее. Каждый принесет свое на построение Храма Будущего, и в размере сознания. Чтобы новое создалось, старое должно уйти из жизни. Борьба старого и нового кончится полной победой нового. Старое будет принесено в жертву новому. Многие пострадают и страдают. Но эволюция не считается ни с жертвами, ни со страданиями. Во имя конечной цели уничтожаются целые виды животной или растительной жизни. Расы и цивилизации гибнут, чтобы дать место новым. Роскошь Вавилона, знания Египта, великолепие и сила Рима, культура Греции сменились новыми формами государственной жизни, похоронив прошлое безвозвратно под своими обломками. Природа щедра - уничтожая одни формы, тотчас же создает другие, старые замещающие. И что значит в этом потоке жизнь отдельного человека или его личные интересы. Конечно, по закону жизни все живое цепляется за жизнь. Но гибнет в этой бесконечной смене форм, теряя форму, но сохраняя сущность, которая при каждой смене облекается в новую и более совершенную форму. Форма - ничто, сущность неуничтожаема. Опыт, приобретаемый формой, обогащает, углубляет и преобразовывает сущность, которая не умирает, как бесконечное и неизмеримое семя энергии зерна. Так же неисчерпаем и потенциал сущности жизни, заключенной в физической форме, которая сама по себе ничто. Так вечное и бессмертное проявляется в смертном для выявления сущности своей в бесконечном процессе эволюции»39.

Раздел 4. Живая Этика и современное естествознание Сущность этических алгоритмов

Главная проблема информационного общества (или постиндустриального), как говорил В. В. Пак, - это отсутствие критерия полезности качества информации. Полагаем, что Культурой этот принцип дан - что для эволюции - полезно, что нет -наоборот. Как отличать одно от другого, ибо зло всегда рядится в одежды добра? Для этого и нужны, на наш взгляд, этические алгоритмы, которые уже давно существуют в Природе. Только мы зачастую полагаем, что есть только видимая вселенная, забывая о невидимой ее части, которую, в частности, регистрируют приборы, расширяющие наши знания. Но поскольку наши знания настолько ограничены, нам трудно быть объективными. Так, например, нам известно лишь 5% веществ, из которого состоит вселенная, а 95% массы вселенной составляют «черные дыры», которые вообще неизвестно из чего состоят. Г. И. Теслер выдвинул гипотезу, что это информация40. Вот, где настоящий синтез! В этом нас наставлял В. В. Пак - «древние знания должны превратиться в научные формулы».

Дистанционное образование на новом этапе

Полагаем, что исходя из энергоинформационной парадигмы образования41, можно сделать вывод о том, что для обучения нужно быть как можно ближе в обучаемому. Наиболее удобной для этого на сегодня является технология Skype, когда обучаемый и обучающий видят друг друга в on-line режиме. Но при этом энергия одного почти не пересекается с энергией другого - только видео и звуковой контакт (что хорошо, но недостаточно). Говоря энергоинформационными терминами - аура одного и другого не приходят в соприкосновение. Ведь, действительно, говорят, что попадая физически в научную школу, сама атмосфера является катализатором научной деятельности. Возможно, нужно добавить on-line трансляцию энергетических полей учителя. Хотя это тоже выглядит убого, ибо сама техника является подпорками человека, который пока не открыл своих внутренних резервов (более 95%42).

Полагаем, что эволюционное значение техники в том и состоит, чтобы показать, какие возможности еще ждут человека - передача мысли и рисунка на расстояние (камера и телевизор) и т. д. Аура человека уже давалась в русских матрешках. Можно говорить об ауре помещений и людей. Попадая в нее - дело идет как бы само собой. Так в помещении и в коллективе начинается понимание того, что ранее было невозможно. Обычные знания (горизонтальные - для зарабатывания на жизнь, а не вертикальные) могут быть переданы дистанционно. Для понимания глубокого нужно самому пройти путь до Учителя (с большой буквы). И как говорят на Востоке: «Учитель приходит, когда готов ученик». И это большое счастье как для одного, так и для другого.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В «Гранях Агни-Йоги» сказано: «Потому в духе ищите Близости Учителя. В духе доступна она. Не телом, но духом возвыситься можно, возвышая и утончая тело.

Как воздушный шар поднимает за собою корзину с балластом, так и дух возвышает облекающие его оболочки, если высок. Происходит одухотворение материи: физической, астральной и ментальной, - огнем духа. Цель эволюции - духом одухотворить, разредить и утончить Землю и сферы земные и физические и грубое претворить в духовное и огненное»43. Это суперзадача, так сказать дистанционное образование будущего.

Все новое есть давно забытое старое. Это происходило и ранее. Ибо традиционный подход к образованию состоит в том, что нужно получить ту или иную книгу (журнал, брошюру, фильм). В информационную эпоху это не проблема, по большому счету, и все идет к тому, чтобы знания были открыты (открытые библиотеки и проект ноосферных библиотек).

Будущее дистанционного образования видится двумя путями. Первый традиционный для техники - путь совершенствования внешнего (компьютеров, коммуникаций, программного обеспечения) и второй - восточный путь - совершенствования себя. Учитель придет в срок к тому, кто стучится. Проиллюстрируем это: «Твердое желание знания определенного порядка уже предопределяет его получение. И не только знания, но и вообще сильное желание, и, притом, желание законное, с помощью нашей осуществляется быстро. Наша помощь - во всем, что касается Общего Блага»44.

Выводы

Определяющим на сегодня остается новаторский подход энергоинформационной концепции (или парадигмы) развития образования45. В рамках этой концепции можно разрабатывать различные образовательные технологии, в частности дистанционного обучения. Полагаем, что человечеству еще предстоит осознать и познать этические алгоритмы мироздания, которые контурно очерчены в этой статье, как и пути развития этого направления. Возможно, скоро мы вернемся к тому, что техника окажется не нужна, вернемся к простоте жизни, пройдя на новом витке развития человечества технократический урок (не совершенствуя внешнее, а совершенствуя внутреннее). И тогда нам не нужно будет дистанционного образования, ведь, как известно, «когда ученик готов, приходит Учитель», и это может случиться в любом пространстве бытия и не обязательно возле компьютера. О простоте тоже сказано: «... Обычно простота явлений не доступна людям. Слишком просты великие законы жизни, чтобы люди могли их принять, не блуждая по сторонам. Все великое просто. А так как простота не свойственна людям, то и великое остается недоступным. Просто общение в духе, просто общение мыслью и доступно легко. Но кто же этому поверит? И сколько лет потребовалось на то, чтобы осмелиться с Гуру контакт утвердить. Медленно ворочаются колеса мышления, ибо отсутствует простота.»46.

Мы освоим «новый» метод получения знания, к которому готовит нас Эволюция: «.Какая масса интереснейших наблюдений раскрывается перед человеком:

как бы целый мир открывается для познавания, но не через мозг. Общение идет тоже этим каналом, через сердце. И сердце растет и утончается, погружаясь в эту тончайшую работу. Чувствознание развивайте. К центрам раскрывающимся знание притекает через посредство его и достигает сознания. Много знает дух. Духозна-ние и чувствознание связаны неразрывно. Оба означают непосредственное знание без вмешательства мозга. Когда сознание сосредотачивается на том, чтобы получить знание непосредственно, оно его получает, если не давать мозгу возможность вмешаться в процесс. Мозг может в этих случаях исполнять чисто подслужебную роль учетчика поступающих в сознание фактов. Но самое получение идет помимо него. Духознание и чувствознание становится для утончающегося сознания новым методом получения знания, а также и информации по интересующему человека вопросу»47.

Нам тогда не нужны будут и обычные библиотеки, ибо пользоваться начнем природными библиотеками. Ведь известно, что все знания находятся в ноосфере и их можно черпать непосредственно. Это будет уже новый этап развития человечества. Как перейти туда - указано в эзотерических источниках, которые так щедро открыты сегодня для людей.

Примечания

1 Статья опубликована на сайте независимого интернет-проекта «Грани эпохи» в электронном журнале: Грани эпохи. 2011. № 47, дата публикации: 01.09.2011. URL: http://grani. agni-age.net (дата обращения: 01.07.2014); также размещена на сайте: Pandia.ru: энциклопедия знаний. 2009-2014. URL: http://pandia.ru (дата обращения: 01.07.2014).

2 Бейджент М. Запретная археология. М.: Эксмо, 2004.

3 Линник Ю. В. Этюды о новой парадигме // Дельфис. 2009. № 3 (59). С. 41-46; Зорина Е. В. Парадигма научного и «ненаучного» знания: размышления у «парадного подъезда» науки // Дельфис. 2009. № 3 (59). С. 47-51.

4 Линник Ю. В. Указ. соч.

5 Выступление Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Киево-Печерской Лавре на встрече с архиереями, духовенством, монашествующими, мирянами, преподавателями и студентами Киевской Духовной академии. URL: http: // patriarh. in. ua (дата обращения: 01.04.2010).

6 Вернадский В. И. Биосфера и ноосфера. М.: Айрис-пресс, 2003. С. 198.

7 Там же. С. 211.

8 Шапиро Д. И. Виртуальная реальность и проблемы нейрокомпьютинга. М.: РФК-Имидж Лаб, 2008.

9 URL: http: // sviatoslavrichter. ru (дата обращения 14.08.2013).

10 Ковалев А. П., Откидач В. В., Джура С. Г. На пути к новой синтагме // Мудрость дома Земля: о мировоззрении XXI в. / под ред. С. Г. Джуры, В. А. Янкиной, А. Б. Казанского. СПб.; Донецк, 2007. С. 160-169.

11 Урманцев Ю. А. Девять плюс один этюд о системной философии: синтез мировоззрений. М., 2001. URL: http: // raen-noos. narod. ru (дата обращения: 01.04.2010).

12 Подласый И. П. Энергоинформационная педагогика: учеб. пособие. М.: Дата Сквер, 2010.

13 Там же.

14 Лысенко В. С. Контуры ноосферной педагогики. URL: http: // torrents. ru (дата обращения: 01.04.2010); Маслова Н. В. Ноосферное образование: методология, технология, инструментарий. URL: http: // raen-education. webhost. ru (дата обращения: 01.04.2010); Беззубцева Н. А. Ноосферное образование - от прошлого к будущему. URL: http: // elibrary. ru (дата обращения: 01.04.2010).

15 Зубаков В. А. Мудрость дома Земля: о мировоззрении XXI в. СПб, 2003; URL: http: // roerich. com (дата обращения: 01.04.2010).

16 Емельянов В. В., Курейчик В. В., Курейчик В. М. Теория и практика эволюционного моделирования. М.: Физматлит, 2003. 432 с.

17 Назаров А. В. Лоскутов А. И. Нейросетевые алгоритмы. СПб.: Наука и техника, 2003.

18 Бондарев В. Н., Аде Ф. Г. Искусственный интеллект. Севастополь: СевНТУ, 2002. 615 с.

19 Клизовский А. И. Основы миропонимания Новой Эпохи. URL: http: // roerich. com (дата обращения: 01.04.2010); Макаров А. А. Великие Законы Космоса // Дельфис. 2005. № 3 (43); Беликов П. Ф. Семья Рерихов: опыт духов. биогр. URL: http: // roerich. com (дата обращения: 01.04.2010).

20 Рерих Е. И. Письма. Т. 2. М.: МЦР, 2000. URL: http: // roerich. com (дата обращения: 01.04.2010).

21 Рерих Е. И. Письма. Т. 1. М.: МЦР, 1999. URL: http: // roerich. com (дата обращения: 01.04.2010).

22 Беликов П. Ф. Указ. соч.

23 Минаев А. А. Выступление перед магистрами // Донецк. политехник. № 14/15. URL: http: // donpol. donntu. edu. ua (дата обращения: 01.04.2010).

24 Теслер Г. С. Новая кибернетика. Киев: Логос, 2006. С. 57-58.

25 Шапиро Д. И. Виртуальная реальность и проблемы нейрокомпьютинга. М.: РФК-Имидж Лаб, 2008.

26 Там же.

27 Мельников Л. Н. Виртуальная реальность и космическое сознание // Дельфис. 2006. № 2 (46). С. 111.

28 Ковалев А. П., Джура С. Г., Черникова Л. В. Управление энергетическими рисками: к 150-летию Николы Теслы // Науковi прац Донецького нацюнального техычного уыверситету. Сер.: Електротехшка i енергетика. Вип. 112. Донецьк: ДонНТУ, 2006. С. 151-153; Левшов А. В., Ковалев А. П., Джура С. Г. На пути к разгадке феномена Н. Тесла: междисциплинар. подход // Науковi прац Донецького нацюнального техшчного уыверситету. Сер.: Електротехшка i енергетика. Вип. 7 (128). Донецьк: ДонНТУ, 2007. С. 11-13.

29 Пайманс Т. Дж. Уоррел Кили - первооткрыватель свободной энергии // Дельфис. 2005.

№ 2 (42), № 4 (44); 2006. № 1-4(45-48); 2007. № 1 (49), № 3 (51); 2008. № 2-4 (54-56). URL: http: // roerich. com (дата обращения: 01.04.2013).

30 Блаватская Е. П. Тайная Доктрина: в 3 т. Харьков: Эксмо Фолио, 2008. URL: http: // roerich. com (дата обращения: 01.04.2013).

31 Джура С. Г. Социальные аспекты Интернет-коммуникации // Язык и культура: проблемы социал. коммуникации и межкульт. диалога: сб. науч. тр. Приложение к междисциплинарному научно-практическому вестнику «Человек в социальном мире». Т. 6. Тула, 2003. С. 42-51.

32 Награды проекта «Орифламма»: URL: http: // roerich. com (дата обращения: 01.04.2010).

33 Давиденко Т. Пустите добро в мир и оно вернется // Веч. Донецк. 2008. 11 нояб., № 166 (8798). URL: http: // iic. dgtu. donetsk. ua (дата обращения: 01.04.2010)

34 Басин М. А., Шилович И. И. Путь в Synergonet. СПб.: Норма, 2004. URL: http: // roerich. com (дата обращения: 01.04.2010)

35 Грани Агни Йоги. 1957 г. Новосибирск: Алгим, 2008. URL: http: // roerich. com (дата обращения: 01.04.2010).

36 Там же.

37 Там же.

38 Там же.

39 Там же.

40 Теслер Г. С. Новая кибернетика. Киев: Логос, 2006. С. 57-58.

41 Подласый И. П. Энергоинформационная педагогика: учеб. пособие. М.: Дата Сквер, 2010.

42 Пекелис В. Д. Твои возможности человек. URL: http: // biblioteka. teatr-obraz. ru (дата обращения: 01.04.2010).

43 Грани Агни Йоги, 1957 г. Новосибирск: Алгим, 2008. URL: http: // roerich. com (дата обращения: 01.04.2010).

44 Там же.

45 Подласый И. П. Указ. соч.

46 Грани Агни Йоги, 1957 г.

47 Там же.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.