Научная статья на тему 'Эти удивительные мосты'

Эти удивительные мосты Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
905
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Эти удивительные мосты»

Эти удивительные мосты

Джанджугазова Е.А.

Мосты всегда удивляли и впечатляли людей! Они были местом притяжения и встреч, их преодолевали, к ним стремились, их с легкостью сжигали и заново восстанавливали, вкладывая огромные усилия. Мосты завоевывали и проигрывали в сражениях, создавая величайшую историю «Мировых мостов» как важнейших архитектурных сооружений всех времен и народов.

Первые мосты появились, конечно, для упрощения движения, но со временем архитектурная мысль пустилась в творческий полет и сегодня мы имеем много разных мостов-рекордсменов, которые можно представить десяткой «са-мых...самых».

1. Мост «Циндао», Китай — самый длинный мост в мире

Мост «Циндао» построен совсем недавно. Он соединяет город Циньдао в про-

винции Шаньдун с городом Хуандао через огромный залив Цзяочжоу. В данный момент это самый длинный в мире мост — 42,5 км. До его строительства самым длинным мостом считался мост «Ханчжоу», так же расположенный в Китае. «Циндао» был построен за 4 года силами 10 тыс. рабочих, его бюджет составил 5,5 млрд фунтов стерлингов.

Всего у моста 6 полос и 5200 опор, при строительстве было использовано 450 тыс. т стали (этого бы хватило почти на 60 Эйфелевых башень) и 2,3 млн кубометров бетона (из этого количества можно построить 7 самый высокий в мире небоскребов). Ежедневно по мосту в Циндао проезжает более 300 тыс. машин, для которых путь из одного района в другой стал меньше примерно на 30 минут. [1]

2. Мост «Завикон Айленд», США, Канада — самый короткий мост в мире

Если существует самый длинный в мире мост, то, конечно же, существует и самый короткий. Мост Завикон Айленд (Zavikon Island Bridge) официально считается самым маленьким. Его длина составляет всего 10 метров. Несмотря на его малые размеры, он интернационален, то есть соединяет две большие страны: США и Канаду, точнее соединяет два островка, один из которых принадлежит Канаде, а второй —

Мост «Циндао» в Китае

Мост «Завикон Айленд»

США. Мост размещен в регионе под названием «Тысяча островов». [2]

3. Мост «Кхаджу», Исфахан, Ирак — самый старый мост Востока

Еще в XVII веке путешественники восхищались этим монументальным строением. В те далекие времена, когда иранский город Исфахан был одним из крупнейших городов мира, через который проходил Великий Шелковый путь, шах Аббас II приказал воздвигнуть на фундаменте старого моста через реку Заян-де мост, которому не было равных. Так в 1650 году появился мост Кхаджу. С тех вре-

мен прошло три века, а с ним до сих пор не может сравниться ни один мост Востока. Каменный арочный мост «Кхаджу» — по-прежнему единственный в своем роде. Он выполняет сразу несколько функций: это и мост через реку, и дамба со шлюзами, и место для отдыха в жаркие летние дни. К тому же мост двухуровневый: верхний уровень предназначен для передвижения лошадей и телег, а нижний ярус — для пешеходов. Ширина моста — 11,7 м, а высота от дна реки — 21 м.

На 128-метровом мосту равномерно расположены 23 арки, украшенные изразцами, а из восьмиугольных павильонов открывается великолепная панорама реки и города. С двух сторон величественной каменной лестницы, ведущей на мост, стерегут проход два больших льва. Еще одна лестница, расположенная в средней части моста, ведет на нижний ярус. Мост «Кхаджу» и сегодня поражает своей красотой и величием не только днем, но и ночью, сверкая яркими огнями, отражающимися в водной глади реки. [3]

Мост «Кхаджу», Ирак

4. Мост «Волны Хендерсона», Сингапур —

самый стильный мост в мире

Мост «Волны Хендерсона» (Henderson Bridge) — уникальное архитектурное сооружение, построенное в центре Сингапура в 2008 году. Этот пешеходный мост является не только самым высоким в городе, но и самым стильным, благодаря совершенно необычному дизайну. В 2011 году он стал лучшим сооружением в номинации «Дизайн года». Длина моста — 274 м, а высота — 36 м, и он соединяет два живописных парка: Маун Фабер (Mount Faber Park) и Телок Бланга Хилл-Парк (Telok Blangah Hill Park). Мост имеет необычную форму — его сравнивают с гигантской змеей, ловко переползающей из одного парка в другой. Мост — результат совместного творчества лондонской фирмы IJP и сингапурского архитектурного бюро RSP.

Результат их совместной работы — семь огромных плавных изгибов, в нишах которых расположены смотровые площадки. В отделке моста были использованы планки, изготовленные из желтого дерева Балау, древесина которого прекрасно переносит жару и высокую влажность, что конечно актуально для местного климата. [4]

Мост «Волны Хендерсона», Сингапур

5. Мост «Форт», Шотландия — первый

консольный мост в мире

Мост через Ферт-оф-Форт был построен в 1890 году в Шотландии для соединения Эдинбурга с севером Шотландии. Он, пожалуй, самый титулованный из всех мостов. Свое название он получил из-за того, что залив Северного моря образован устьем реки Форт, а это в переводе с гэльского означает «Черная река».

Мост «Форт», Шотландия

Инженерам Бенджамину Бэйкеру и Джону Фаулеру удалось построить мост, по которому каждый день проезжает около 200 поездов, что подчеркивает его особую экономическую значимость для региона. Предложения как-нибудь связать эти земли поступали еще с начала XIX века. Так, в 1806 году возле Фёрт-оф-Форт было предложено построить туннель, а в 1818 году предложили возвести мост, но оба проекта были отклонены. И лишь полвека спустя, в 1865 году, актом парламента утвердили строительство мостового перехода в узкой части залива, возле деревушки Ку-инсферри. После долгих перепи-тий, мост наконец был построен, и 4 марта 1890 года принцем Уэльским была проведена церемония открытия железнодорожного моста через Фёрт-оф-Форт. Общая сто-

имость проекта составила 3.2 млн фунтов стерлингов. Мост держится на трех опорах высотой 100,6 м каждая, центральная из которых расположена у острова Инчгар-ви, посреди глубокого залива. Расстояние между опорами — 582,8 м, а между крайними быками — 1630 м.

Консоли, собранные из стальных труб диаметром 3,6 м поддерживают рукава длиной 207,3 м каждый, соединенные перемычками длиной 106,7 м. Железнодорожное полотно находится на высоте 48,2 м над уровнем воды. В свое время этот мост считался самым красивым в мире. Его металлические ажурные конструкции чем-то отдаленно напоминают Эйфелеву башню [5].

6. Мост Тысячелетия, Гейсхед, Англия —

первый в мире поворотный мост

Мост Тысячелетия «Гейтсхед Миллениум» — один из самых уникальных мостов из ныне существующих. Конструкция моста напоминает веко огромного глаза, которое при движении поднимается и опускается — это единственный в мире «поворотный» мост! Мост Тысячелетия соединяет северную Англию с Ньюкаслом. На его строительство было потрачено 44 млн долларов. Его уникальность в том, что при прохождении судов он разворачи-

вается на 40 градусов и со стороны напоминает поднимающееся глазное веко. За год мост «моргает» в среднем 200 раз — и каждый раз во время этого процесса вокруг собираются толпы зевак.

В 2002 году мост был награжден премией Стерлинга — это самая престижная архитектурная награда. Строительство этого чуда техники стало возможным благодаря труду двух архитекторов — Эйра и Уилкинсона, которые выиграли объявленный в 1996 году городским советом Гейтсхеда конкурс на лучший проект пешеходного моста, позволяющего проходить по реке большим судам. [5]

7. Магдебургский водный мост, Германия — самый большой водный мост в мире

Магдебургский мост в Германии — это уникальное сооружение, служащее не для автомобилей и поездов, а для барж, судов и пешеходов. Конечно он не единственный водный мост, но совершенно точно, что его считают самым большим водным мостом в Европе, да и в мире. Километровый технический шедевр связывает два крупных немецких судоходных канала — внутреннюю гавань Берлина и порты вдоль Рейна. Помимо того, что мост имеет важное хозяйственное значение, его по праву считают одной из главных достопримечательностей Германии.

Строительство моста было запланировано еще в начале XX века, и к 1938 году был воплощен в жизнь первый этап проекта. Однако затем началась Вторая мировая война, фактически остановившая строительство, которое возобновилось только в 1997 году и продолжалось шесть лет. В октябре 2003 года состоялось

Мост Тысячелетия «Гейтсхед Миллениум»

Магдебургский водный мост, Германия

открытие моста с запуском по нему первых барж.

Длина Магдебургского моста — 918 м, из которых 228 проходит над водой, а 690 над сушей. Теперь капитаны барж могут перевозить до 1350 метрических тонн грузов по глубоководному руслу (свыше 4 м) шириной в 34 м. На реализацию грандиозной инженерной задачи была потрачена астрономическая сумма — свыше полумиллиарда евро.

Но мост того стоит! Все желающие могут пройтись по нему и вблизи рассмотреть это удивительное сооружение. Мост открыт для туристов, на нем есть пешеходные и велосипедные дорожки, стоянка для автомобилей и даже небольшой музей, в котором можно ознакомиться с историей строительства. [6]

8. Мост «Понте Веккьо» Флоренция, Италия — самый густонаселенный мост в мире

Мост «Понте Веккьо» или «Золотой мост» считается символом Флоренции и, несмотря на большое количество признанных итальянских мостов, он остается самым знаменитым. Его неординарность видна невооруженным глазом — в домах на мосту живут люди и расположена знаменитая галерея «Уфиц-

ци». Сначала на мосту ютились только продуктовые лавочки, вероятно, покупать еду, попутно передвигаясь из одной части города в другую было удобно горожанам. Но в XV веке мост облюбовали ювелиры, и он получил название «Золотой».

История этого старинного сооружения примечательна. Когда-то (еще до нашей эры) на северо-западе Апеннинского полуострова в самом узком месте реки Арно этруски организовали переправу с одного берега на другой. Но только спустя столетия здесь был построен деревянный мост, который в 1117 году обрушился и был восстановлен уже в 1333 году.

Трехарочный каменный мост, который находится на этом месте сейчас, датируется 1345 годом. Он был построен архитектором Нери ди Фьораванти. Название моста — «Понте Веккьо» — не случайно, оно подтверждает «почтенный возраст» моста, потому что в переводе с итальянского ponte vecchio означает именно «старый мост». Конечно, в Италии есть и другие мосты, на которых также течет бурная жизнь. Чего стоит только знаменитый венецианский мост «Риальто», но он моложе «Понте Веккьо».

Конечно, флорентийский мост не всегда был столь живописен, ведь на нем раньше торговали всякой всячиной, порой

Мост «Понте Веккьо» Флоренция

дурно пахнущей. И тогда правитель Флоренции — большой эстет — Фердинандо I Медичи разрешил торговать на мосту только ювелирными украшениями. Потому у самого древнего флорентийского моста появилось второе название — «Золотой» мост. В дальнейшем мост не раз перестраивался и развивался. В 1565 году по распоряжению великого герцога Тосканского Ко-зимо I Медичи над мостом был обустроен коридор, соединивший Палаццо Веккьо с Палаццо Питти. Строительство коридора проходило под руководством архитектора, живописца и писателя Джорджо Вазари и заняло 5 месяцев. До сих пор крытая галерея моста носит имя своего «автора» — коридор Вазари.

Середина моста «Понте Веккьо» с обеих сторон оборудована специальной смотровой площадкой: магазинчиков в этой зоне нет, и они не мешают флорентийцам и гостям города любоваться через панорамные окна открывающимися отсюда волшебными видами Флоренции. Во время Второй мировой войны мосту Понте Век-кьо удивительно повезло, его не взорвали, а только засыпали мусором входы.

Однако настоящее бедствие обрушилось на мост в 1966 году. Сильное наводнение оставило следы на стенах домов, но больше всех пострадали торговцы золотым товаром и сегодня никто не знает сколько золотых украшений унесла река Арно. Но и без ювелирных украшений мост является просто «золотым». Миллионы туристов со всего мира приезжают в Италию, для того чтобы воочию увидеть одну из главных достопримечательностей замечательного города искусств, его несомненный символ — мост «Понте Веккьо». [7]

9. Мост «Хуссаини», Пакистан — самый

опасный висячий мост в мире

Этот мост получил признание как самый страшный и опасный. Он протянут над огромным озером Борит, на большой высоте, при этом в веревочном плетении

моста многие доски отсутствуют. Кроме того, все висячие мосты постоянно качает от ветра и устоять на нем может только подготовленный любитель экстрима. Однако местным жителям деваться некуда. Мост «Хуссаини» — единственный способ попасть в крупный город.

Несмотря на опасность и многочисленные жертвы, мост удивительно живуч, потому что властям невыгодно строить основательные мосты в подобных условиях, а у местного населения просто нет выбора. Конечно, туристов мост привлекает не как переправа, а как опасный и увлекательный аттракцион. [8]

Мост «Хуссаини», Пакистан

10. Мост Эразма, Роттердам, Голландия —

самый изящный мост в мире

Мост Эразма по праву считают архитектурной находкой. Сразу бросается в глаза, что он имеет только одну опору. Форма его отличается изящностью и плавностью линий. Именно по этой причине его назвали «Роттердамским лебедем». Этот красивый мост, названный в честь средневекового европейского мыслителя Эразма Роттердамского, олицетворяет красоту и гармонию философской науки. Мост соединяет берега реки Ниуве Маас в Роттердаме и был построен по проекту та-

Мост Эразма

лантливого архитектора — Бена Ван Бер-келя.

«Роттердамский лебедь» соединяет несколько частей города и занимает важное место в городском хозяйстве и ландшафте. На его строительство потребовалось 163 млн. евро. Сама королева Нидерландов в 1996 году участвовала в его открытии и, несмотря на европейскую пунктуальность, не обошлось без сюрпризов — тяжелый мост сильно раскачивался при порывах ветра и даже пришлось устанавливать дополнительные амортизаторы, чтобы смягчить колебания. В целом

Литература

1. http://lifeglobe.net/entry/216 (Дата обращения: 30.04.2013)

2. http://retro-photo.ru/arhitektura/598-top-mostov-rekordsmenov.html (Дата обращения: 30.04.2013)

3. turj.ru (Дата обращения: 30.04.2013)

4. http://omyworld.ru/5295 (Дата обращения:

30.04.2013)

5. http://lifeglobe.net/ (Дата обращения:

03.05.2013)

мост имеет длину — 802 метра, соотношение высоты пилона с длиной полотна составляет — 284 метра, что и определило угол наклона «шеи», получившаяся в итоге «лебединая» форма далеко не случайна. Здесь не только эстетика, но и трезвый инженерный расчет.

Конечно, тысячи людей любующихся ежедневно изящными формами моста не могут предположить какие огромные усилия вложены в эту, кажущуюся легкой, конструкцию, да наверное это и не нужно, ведь красота и изящество должны просто радовать глаз. [9]

6. http://phototravelguide.ru/ (Дата обращения: 03.05.2013)

7. Resorts-Italy.Ru (Дата обращения: 03.05.2013)

8. www. lookatmy.ru (Дата обращения:

03.05.2013)

9. http://hogen-mogen.ru/sights/channels/ most-erazma-v-rotterdame/ (Дата обращения: 03.05.2013)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.