ЭТАПЫ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА РЫНКА ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ПРОДУКТОВ
ПИТАНИЯ
О.А. Козлова, д-р экон. наук., профессор А.А. Маланина, студент
Омский государственный аграрный университет имени П.А. Столыпина (Россия, г. Омск)
Б01:10.24412/2411-0450-2024-11-1-180-183
Аннотация. В статье представлен ретроспективный анализ развития рынка функциональных продуктов питания с целью определения этапов развития его жизненного цикла для формирования стратегических приоритетов как на государственном, региональном так и организационном уровнях. Проведенный анализ позволил выявить признаки выхода отрасли на этап роста, что отражает дифференциацию рынка по разным категориям продуктов, изменение предпочтений потребителей, появление новых игроков на рынке, стимулирование инноваций в отрасли и создание основ законодательного регулирования.
Ключевые слова: агропродовольственный рынок, функциональные продукты питания, жизненный цикл отрасли, исследования рынка, государственное регулирование.
Функциональное питание представляет собой продукты, обладающие научно обоснованными и подтвержденными свойствами, снижающий риск развития заболеваний, связанных с питанием, предотвращающий дефицит или восполняющий имеющийся в организме человека дефицит питательных веществ, сохраняющий и улучшающий здоровье за счет наличия в его составе функциональных пищевых ингредиентов [1]. В последние годы этот сегмент набирает большую популярность среди потребителей всех возрастных категорий, заботящимися о здоровом образе жизни и стремящиеся к улучшению качества жизни [7].
Особенностью развития функционального питания является его стратегическое значение для государства и здоровья нации, и обеспечение продовольственной безопасности [5]. По данным экспертов, более 80% населения России, испытывает дефицит микро- и макро-нутриентов, потребляя на 40% больше саха-росодержащих изделий с пониженной пищевой ценностью и высоким гликемическим индексом, продуктов с высоким содержанием насыщенного жира, что является одной из причин роста неинфекционных заболеваний, на которые приходится до 70% смертей в стране [9].
Определяющим направлением стратегического развития компаний на рынке функциональных продуктов питания является ориен-
тир на этапы жизненного цикла отрасли по отдельным категориям продуктов. В данном случае необходимо формировать ретроспективный анализ развития рынка и дальнейшие прогнозы развития исходя из общего анализа развития отрасли и отдельных продуктовых категорий как в общемировом масштабе, так и на национальном рынке.
Модель жизненного цикла отрасли демонстрирует, основные этапы развития рынка в течении определенного времени и в классическом виде представлено четыре основные стадии: вхождение на рынок (зарождение), рост рынка, зрелость (при возможной дифференциации продуктовых категорий) и этап упадка.
Изучение жизненного цикла отрасли и поведение основных игроков на международном и национальных рынках, помогает прогнозировать будущие изменения, определять видение поведение основных конкурентов и вырабатывать собственную стратегию поведения.
Рассматривая общие тенденции развития мирового рынка функциональных продуктов питания, стоит отметить, что в 2022 году объем он оценивался в 261,23 миллиарда долларов США, а к 2030 году прогнозируется рост до 551,47 миллиарда долларов США, что по отношению к 2023 году должно составить 9,91% среднегодового темпа роста [7]. Данные темпы роста свидетельствуют, что рынок находится в активной фазе роста, и может от-
носиться к одному из быстрорастущих рынков в сфере продовольственных продуктов. Мировой потребительский рынок функциональных пищевых продуктов состоит на 5065% из молочных продуктов, на 9-10% из хлебобулочных изделий, на 3-5% из функциональных напитков и на 20-30% из других пищевых товаров [6].
Основным рынком функциональных продуктов питания является Азиатско-Тихоокеанский рынок. Большая популярность на этом рынке объясняется растущим интересом представителей этого региона к правильному питанию. Также на объем рынка повлияла непереносимость лактозы у большинства населения, что поспособствовало созданию молочных продуктов (молоко и йогурт) на растительной основе [2].
Объём Азиатско-Тихоокеанского рынка функциональных продуктов на момент 2024 года оценивается в 98,53 млрд долларов
За период с 2020 по 2024 годы рынок функционального питания показал стабильный рост. Наибольшие темпы роста продемонстрировали категории напитков и снеков, что связано с увеличением потребления здоровых альтернатив традиционным продуктам. Хлебобулочные и кондитерские изделия показали умеренный рост, тогда как молочная категория стабилизировалась на уровне 2019 года. Это может свидетельствовать о смене предпочтений потребителей в сторону более легких и удобных форматов питания [8].
Объём российского рынка в 2019 году составил 269,1 млрд. руб. К 2024 году прогнозировался рост до 366,7 млрд. руб. Несмотря на рост рынка на 73%, что считается доста-
США, к 2029 году прогнозируется рост рынка до 146,99 млрд долларов США, что составит 8,33% среднегодового темпа роста. Основной рост рынка функциональных продуктов обеспечивается за счет инновационных разновидностей функциональных напитков [6].
Российский рынок функциональных продуктов питания, начал формироваться позднее общемирового. В период с 2006 по 2010 год основная доля продаж на рынке функционального питания приходилась на хлебобулочные изделия и составила в среднем 36,618 млрд. руб. [6].
В период с 2017 по 2020 гг. на рынке активнее стали развиваться и другие виды функциональных продуктов питания. Поэтому к концу 2020 года наибольший удельный вес в общей группе функциональных продуктов составляли кисломолочные продукты и йогурты, как правило имеющие в своем составе пребиотики и пробиотики (табл. 1).
точно высокими темпами, как утверждают эксперты, российский рынок по-прежнему серьезно отстает от общемирового. Так, функциональное питание в общем объеме пищевой продукции в США занимает 30-35%, до 50% его доля доходит в Японии, 15-25% -в странах ЕС. В России доля произведенных чудо-продуктов пока не превышает одного процента [3].
В целом ретроспективный анализ наглядно демонстрирует, что анализируемый рынок в России находится на стадии выведения товаров на рынок с переходом в стадию роста. Основной аргументацией такой характеристики этапов является также и обеспечение законодательного регулирования националь-
Таблица 1. Производство функциональных продуктов в России в период с 2017 по 2020 год [6]
Вид продукта Год
2017 2018 2019 2020
Соки из фруктов и овощей (банок) 1 069 456 1 069 456 1 069 456 1 069 456
Пюре и пасты овощные (банок) 624 178 624 178 624 178 624 178
Продукты кисломолочные (кроме творога и продуктов из творога) (тонн) 2 914 292 2 914 292 2 914 292 2 914 292
Йогурт (тонн) 790 192 790 192 790 192 790 192
Желе, муссы, кремы, суфле, кисели, коктейли на основе молока и молочных продуктов (тонн) 30 888 30 888 30 888 30 888
Изделия хлебобулочные специализированные, в том числе диетические, а также обогащенные микронутриентами (тонн) 89 838 89 838 89 838 89 838
Супы и бульоны сухие (тонн) 36 036 36 036 36 036 36 036
Каши сухие (тонн) 20 143 20 143 20 143 20 143
ного рынка. Только в 2024 году появились законодательные инициативы о необходимости закрепления на правовом уровне понятия «функциональных продуктов» для дальнейшего регулирования отрасли и государственной поддержки ее развития.
В августе 2024 года, впервые состоялось заседание Экспертного совета Роскачества по развитию рынка функционального питания, на котором обсуждалась дальнейшая стратегия развития натуральных функциональных продуктов питания в рамках утверждённой в феврале 2024 года «Стратегии научно-технологического развития РФ», где рассматривается такое приоритетное направление как «создание безопасных и качественных, в том числе функциональных, продуктов питания» [9].
Наличие государственных программ поддержки здорового питания населения стимулируют производителей разрабатывать инновационные решения (например, в области использования спирулины [4]) и улучшать качество продукции, а введение новых стандартов и требований к маркировке продуктов помогает потребителям лучше ориентироваться в выборе функциональных продуктов.
Появление инновационных решений, таких как персонализированное питание и нутриге-
нетика, может привлечь новых потребителей и сформировать другие категории функциональных продуктов. Это дает возможность развития альтернативных производств региональным игрокам агропродовольственного сектора [10].
Тем не менее эксперты отмечают и потенциальные проблемы, с которыми можно столкнуться на новом продуктов рынке: более высокая стоимость на функциональные продукты, которая ограничивает доступ к ней всех слоев населения; отсутствие последовательности в правилах, касающихся использования различных ингредиентов; сложности, связанные с выявлением фальсификаций в сфере функциональных продуктов питания [1].
В заключении стоит подчеркнуть, что наиболее прогрессивные российские производители могут выходить с инновациями в области функциональных продуктов питания как на зарубежный рынок, который находится на стадии активного роста, так и увеличивать долю на российском рынке, который только зарождается. В данном случае есть возможность занятия своей ниши, но при этом ожидать увеличения конкуренции и более системного государственного регулирования развития данной отрасли.
Библиографический список
1. Foodsmi: Статистика и исследования/ Функциональные продукты питания: всё для здоровья человека // 04.03.2024. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://foodsmi.com/statistika-i-issledovaniya-/funktsionalnye-produkty-pitaniya-vsye-dlya-zdorovya-cheloveka/ (дата обращения: 03.10.2024).
2. Анализ размера и доли рынка функциональных продуктов питания - тенденции роста и прогнозы (2024-2029 гг.). - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.mordorintelligence.com/ru/industry-reports/global-functional-food-market (дата обращения: 24.09.2024).
3. В законе хотят закрепить функциональные пищевые продукты. 08.08.2024. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.pnp.ru/economics/v-zakone-khotyat-zakrepit-funkcionalnye-pishhevye-produkty.html (дата обращения: 04.11.2024).
4. Козлова О.А., Сухостав Е.В. Анализ рынка спирулины как инновации функциональных продуктов питания // Продовольственная политика и безопасность. - 2024. - Т. 11. - № 3. -С. 707-720. - DOI: 10.18334/ppib.11.3.121568.
5. Крюкова О.Н., Шумакова О.В. Обеспечение продовольственной безопасности: барьеры, инициативы, перспективы в трансграничных экосистемах // Наука о человеке: гуманитарные исследования. - 2022. - Т. 16, № 3. - С. 189-199. - DOI: 10.57015/issn1998-5320.2022.16.3.19.
6. Мировой рынок функциональных продуктов питания - тенденции отрасли и прогноз до 2028 года // ноябрь 2021 г. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.databridgemarketresearch.com/ru/reports/global-functional-food-market (дата обращения: 24.09.2024).
7. Молибога Е.А., Сухостав Е.В., Козлова О.А., Зинич А.В. Анализ рынка функционального питания: российский и международный аспект // Техника и технология пищевых производств. -2022. - Т. 52. - № 4. - С. 775-786. - Б01: 10.21603/2074-9414-2022-4-2405.
8. Размер и доля рынка функциональных продуктов питания / Прогнозный отчет 2032 // февраль 2024. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.gminsights.com/ru/industry-analysis/functional-foods-market (дата обращения: 24.09.2024).
9. Роскачество представило стратегию развития рынка функциональных продуктов питания. 02.09.2024. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://roskachestvo.gov.ru/news/roskachestvo-predstavilo-strategiyu-razvitiyu-rynka-naturalnykh-funktsionalnykh-produktov-pitaniya/ (дата обращения: 03.10.2024).
10. Ягодина Н.В., Ремизова А.А. Развитие сельского хозяйства Омской области: анализ и перспективы // Экономика, предпринимательство и право. - 2023. - Т. 13. - № 12. - С. 5687-5704. -БОТ: 10.18334/epp.13.12.120147.
STAGES OF THE LIFE CYCLE OF THE FUNCTIONAL FOOD MARKET
O.A. Kozlova, Doctor of Economic Sciences, Professor A.A. Malanina, Student
Omsk State Agrarian University named after P.A. Stolypin
(Russia, Omsk)
Abstract. The article presents a retrospective analysis of the development of the market of functional food products in order to determine the stages of development of its life cycle for the formation of strategic priorities at the state, regional and organizational levels. The analysis allowed to identify the signs of the industry entering the stage of growth, which reflects the differentiation of the market for different categories ofproducts, changes in consumer preferences, the emergence of new players in the market, the stimulation of innovation in the industry and the creation of the basis of legislative regulation.
Keywords: agri-food market, functional foods, industry life cycle, market research, government regulation.