Научная статья на тему 'Этапы возникновения и развития конституционного контроля в Ираке'

Этапы возникновения и развития конституционного контроля в Ираке Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
37
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Закон и право
Область наук
Ключевые слова
конституционный контроль / Республика Ирак / судебная система / контроль за исполнением конституции / органы конституционного контроля / сравнительно-правовое изучение решений органов конституционного контроля / Верховный федеральный суд Республики Ирак / constitutional control / Republic of Iraq / judicial system / control over the execution of the constitution / constitutional control bodies / comparative legal study of decisions of constitutional control bodies / Federal Supreme Court of the Republic of Iraq

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Суайди Али Халил Бурхан

В рамках представленной работы исследуется процесс формирования и развития системы конституционного контроля в Ираке в исторический период времени от момента восстановления его суверенитета и по сегодняшний день. Автор выделяет ключевые этапы и изучает характерные для каждого из них механизмы установления конституционной юрисдикции и контроля в стране. Подробно анализируются конституционные основы и правовые нормы, регулирующие деятельность Верховного федерального суда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Stages of the emergence and development of constitutional control in Iraq

Within the framework of the presented work, the process of formation and development of the constitutional control system in Iraq, in the historical period from the moment of restoration of its sovereignty to the present day, is investigated. The author identifies the key stages the mechanisms for establishing constitutional jurisdiction and control in the country characteristic of each of them. The activities of the Supreme Federal Court are being studied.

Текст научной работы на тему «Этапы возникновения и развития конституционного контроля в Ираке»

Закон и право. 2024. № 2. С. 104-110. Law and legislation. 2024;(2):104-110.

Научная статья УДК 342.41

https://doi.org/10.24412/2073-3313-2024-2-104-110 NIION: 1997-0063-2/24-081

EDN: https://elibrary.ru/QGQNHE MOSURED: 77/27-001-2024-2-281

Этапы возникновения и развития конституционного контроля в Ираке

Суайди Али Халил Бурхан

Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы, Москва, Россия, aliburhan83@gmail.com, https://orcid.org/0000-0002-2950-7820

Аннотация. В рамках представленной работы исследуется процесс формирования и развития системы конституционного контроля в Ираке в исторический период времени от момента восстановления его суверенитета и по сегодняшний день. Автор выделяет ключевые этапы и изучает характерные для каждого из них механизмы установления конституционной юрисдикции и контроля в стране. Подробно анализируются конституционные основы и правовые нормы, регулирующие деятельность Верховного федерального суда.

Ключевые слова: конституционный контроль, Республика Ирак, судебная система, контроль за исполнением конституции, органы конституционного контроля, сравнительно-правовое изучение решений органов конституционного контроля, Верховный федеральный суд Республики Ирак.

Для цитирования: Суайди Али Халил Бурхан. Этапы возникновения и развития конституционного контроля в Ираке // Закон и право. 2024. № 2. С. 104—110. https://doi.org/10.24412/2073-3313-2024-2-104-110 ББЫ: https://elibrary.ru/QGQNHE

Original article

Stages of the emergence and development of constitutional control in Iraq

Swayedi Ali Khalil Burhan

Peoples' Friendship University of Russia named after Patrice Lumumba, Moscow, Russia, aliburhan83@gmail.com, https://orcid.org/0000-0002-2950-7820

Abstract. Within the framework of the presented work, the process of formation and development of the constitutional control system in Iraq, in the historical period from the moment of restoration of its sovereignty to the present day, is investigated.

The author identifies the key stages the mechanisms for establishing constitutional jurisdiction and control in the country characteristic of each of them. The activities of the Supreme Federal Court are being studied.

Keywords: constitutional control, Republic of Iraq, judicial system, control over the execution of the constitution, constitutional control bodies, comparative legal study of decisions of constitutional control bodies, Federal Supreme Court of the Republic of Iraq.

For citation: Swayedi Ali Khalil Burhan. Stages of the emergence and development of constitutional control in Iraq // Law and legislation. 2024;(2):104—110. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-3313-2024-2-104-110 EDN: https://elibrary.ru/QGQNHE

Введение

Настоящее исследование имеет актуальный характер, поскольку опирается на сравнительно-правовой анализ деятельности и порядка реализации судебных решений, принимаемых органа© Суайди Али Халил Бурхан М., 2024.

ми конституционного контроля в Ираке и в России и показывает этапы эволюции института конституционного контроля.

Цель: данная работа направлена на формирование комплексного представления об особенностях поэтапного формирования и эволюции системы конституционного контроля в Ираке.

ЗАКОН И ПРАВО • 02-2024

Проанализированы конституционные основы, правовые нормы и процедурные аспекты, связанные с конституционным контролем, а также выявлена роль Верховного федерального суда в контроле за соблюдением конституционных принципов и защите прав граждан. В результате сделана попытка представить всестороннее и глубокое исследование, способствующее более полному пониманию и оценке роли конституционного контроля в национальной судебной системе.

Методы: в статье используется формально-юридический, историко-правовой, сравнительно-правовой методы. Используется также системный подход в исследовании конституционного контроля, основанный на анализе конституционных текстов, иных нормативных правовых актов, судебных решений, а также публикаций и других источников.

Результаты: результаты данной статьи представляют собой обширный анализ теории и практики конституционного контроля в Республике Ирак в сравнении с практикой конституционного контроля, сложившейся в Российской Федерации. Выделены ключевые этапы и факторы, определившие эволюцию конституционного контроля в Республике Ирак.

В статье раскрываются основные принципы и нормы, регулирующие конституционный контроль в Ираке, а также показана его роль в судебной системе стран. Рассматриваются вопросы процедурного аспекта конституционного контроля, включая механизмы подачи конституционных жалоб, рассмотрения дел и принятия решений судом. Кроме того, в статье описывается судебная практика Верховного федерального суда и его влияние на формирование конституционной судебной практики в Ираке. Исследование затрагивает вопросы связи конституционного контроля с политической системой и общественными процессами, а также проводится сопоставление подходов к развитию конституционного контроля в Республике Ирак с аналогичным российским опытом в анализируемой сфере.

Основные результаты статьи заключаются в выявлении основных достижений в формировании института конституционного контроля в Республике Ирак за определенный период времени, а также в обозначении направления его совершенствования.

В целом результаты статьи обогащают наше понимание о возникновении и развитии конституционного контроля в Ираке, предоставляя

ценную информацию и аналитические данные о текущем состоянии конституционного контроля как важной области права и правосудия в стране.

История конституционализма в Ираке

Республика Ирак в 2025 г. отметит столетие первой Конституции страны (1925). Несмотря на глубокие традиции конституционного регулирования, институт конституционного контроля в современном понимании в Республике Ирак сформировался относительно недавно.

Судебная система Республики Ирак прошла ряд этапов, итогом данной эволюции стала независимость судов от исполнительной и законодательной властей. Конституционный контроль в Ираке возник и испытал значительные изменения с момента образования страны в качестве независимого государства.

Если рассматривать пройденный исторический путь, можно отметить, что первоначально, в период монархии, конституционный контроль носил ограниченный характер и был возложен на монархические институты власти. Ситуация изменилась с переходом к республиканскому строю, который привел к созданию новых институтов и механизмов конституционного контроля. Была принята Конституция 1958 г., устанавливающая основы правового порядка в стране.

В дальнейшем Ирак столкнулся с рядом политических сдвигов и изменений, включая период Баасистской партии и падение режима Саддама Хусейна. Эти события оказали прямое влияние на состояние конституционного контроля в стране, приводя к изменению конституционной структуры и созданию новых механизмов проверки законности.

В настоящее время Республика Ирак сталкивается с вызовами и сложностями в развитии института конституционного контроля в условиях постконфликтного восстановления и политической нестабильности. Проблемы, связанные с соблюдением принципов верховенства права, независимости судебной системы и прозрачности конституционного процесса, требуют дальнейшего анализа и исследования.

В основе настоящего исследования лежит понимание того, что конституционный контроль является важным инструментом обеспечения законности, защиты прав граждан и гарантии соблюдения конституционных принципов. Его формирование произошло в рамках следующих исторических этапов.

ЬДМ & ЬБ^БЬДТЮМ • 02-2024

Этап I — формирование системы судебного контроля конституционности законов в Королевском Ираке (1921 — 1958)

После образования государства Ирак в 1921 г. Ирак стал первой арабской страной, которая начала формировать систему судебного контроля конституционности законов. Это положение было закреплено в первой Конституции Ирака, принятой в 1925 г., известной как Иракский Основной закон [4, с. 101]. В тексте первой иракской Конституции было закреплено учреждение Верховного Суда, на который был возложен контроль конституционности законов. В дополнение к этому Верховный Суд также имел компетенцию рассматривать дела против министров и членов парламента, обвиняемых в политических преступлениях, связанных с их общественными должностями, а также судить членов Кассационного суда по преступлениям, совершенным в связи с их должностными обязанностями. Кроме того, Верховный Суд занимался рассмотрением вопросов, связанных с интерпретацией конституции (Основного закона) и согласованием законов с его положениями [9]. Другими словами, Верховный Суд получил полномочия для толкования конституционных текстов и контроля конституционности законов [7]. Закон также указывал на процедуры, которыми должен руководствоваться суд при толковании конституционных текстов [8, с. 24].

Согласно Основному закону Верховный Суд формируется из восьми членов, не включая председателя, которых избирает Сенат. Четыре из них — члены Сената, а четыре — из судей Кассационного суда или других старших правителей. Суд заседает под председательством председателя Сената, а в случае его отсутствия его обязанности выполняет его заместитель1. При отсутствии парламента суд образуется решением от Кабинета министров и королевским указом [5, с. 177].

Можно заметить, что Верховный Суд, сформированный в соответствии с Основным законом 1925 г., являлся временным судом, а не постоянным. Он созывается и собирается по воле короля всякий раз, когда это необходимо, и его срок действия завершается по окончании рассматриваемого дела. Следовательно, срок член-

1 Статья (82) Основного закона Ирака 1925 // Верховный Судебный Совет: сайт// URL: https://www.sjc.iq/ view.86/ (Дата обращения: 15.03.2023)

ства в суде не определен и продлевается на необходимый период для рассмотрения переданных дел, и в результате состав суда меняется в каждом рассматриваемом им деле [9]. Что касается решений суда, то они должны быть приняты большинством двух третей членов при рассмотрении конституционности определенного закона и абсолютным большинством в отношении толкования положений Конституции2.

Относительно последствий решения суда о неконституционности определенного закона или его части и нарушении им положений Конституции, то такое решение вступало в силу с даты вынесения судебного решения, с обязательством правительства принять законодательные меры для устранения ущерба, причиненного его применением в течение периода его действия. Решения суда по этому вопросу являются окончательными и не подлежат обжалованию в любой форме3.

Отметим, что иракской Конституцией (1925) гарантировалось право правительства и парламента на непосредственное обжалование конституционности обычных законов перед Верховным Судом. В связи с тем, что заседание суда могло состояться только по указанию короля, выданному с согласия Совета министров, подача иска одному из членов парламента не имела действительного эффекта в отсутствие указания короля с согласия Совета министров. Более того, Конституция лишала индивидуальных лиц права обжаловать неконституционность законов перед Верховным Судом. Несомненно, что данная ситуация препятствовала организации действенного контроля за конституционностью законов.

Ограничение права обжалования узким кругом субъектов в лице правительства и парламента вело к снижению эффективности контроля за конституционностью законов, поскольку правительство не будет оспаривать конституционность собственных действий. На практике это привело к блокированию контроля за конституционностью законов. Верховный Суд лишь однажды осуществил свою деятельность в области контроля за конституционностью законов, когда в 1939 г. был признан неконституционным Закон

2 Статьи (86) и (87) Основного закона Ирака 1925 // Верховный Судебный Совет: сайт // URL: https://www.sjc.iq/ view.86/ (Дата обращения: 15.03.2023)

3 Статья (85) Основного закона Ирака 1925 // Верховный Судебный Совет: сайт // URL: https://www.sjc.iq/ view.86/ (Дата обращения: 15.03.2023)

ЗАКОН И ПРАВО • 02-2024

о запрещении вредоносной рекламы № 20 от 1938 г. [4, с. 110]. Таким образом, по факту создание Верховного Суда не обеспечивало защиты конституционного порядка, а предоставило исполнительной власти право контролировать законодательную власть [9].

Этап II — развитие института судебного контроля за конституционностью законов в республиканскую эпоху (1958 — 2003)

После революции 14 июля 1958 г., с отменой монархии и установлением республиканского режима в Ираке была принята временная Конституция (1958), которая не содержала положений о контроле за конституционностью законов. Будучи гибкой Конституцией, она не предусматривала механизма внесения в нее поправок [4, с. 116]. Отметим, что все последующие иракские конституции, принятые после Конституции (1958), также были временными и не включали положений о контроле за конституционностью законов, в том числе временная Конституция 1963 г. и временная Конституция 1964 г.

Лишь Временная конституция 1986 г. включила положения о создании Верховного конституционного суда, осуществляющего контроль за конституционностью законов и нормативных актов. Создание такого суда предназначено для толкования положений Конституции с целью преодоления неясности ее текста и применения конституционных положений. В связи с этим был принят Закон о Верховном конституционном суде № 159 от 1968 г. [3].

В соответствии со ст. 1 анализируемого Закона было предусмотрено создание Верховного конституционного суда под председательством председателя Кассационного суда Ирака или его заместителя в случае отсутствия председателя. В состав суда также входили председатель Совета финансового контроля, председатель Правового департамента, трое постоянных судей Кассационного суда, трое членов высших государственных служащих, имеющих должность не ниже ранга генерального директора, и четыре запасных члена, двое из которых являются судьями Кассационного суда Ирака, и два высокопоставленных государственных чиновника с минимальной должностью генерального директора. Их назначение возлагалось на Совет министров по предложению министра юстиции, назначение осуществлялось президентским указом.

В случае, когда рассматривается толкование определенного законодательного текста, министр, ответственный за данную область, назначал временного дополнительного члена, представляющего сторону, представившую запрос на разъяснение [8, с. 34]. Законодатель не указывал количество допустимых продлений, оставляя широкий простор для продления членства в суде.

Миссии конституционного суда были определены в соответствии со ст. 78 Конституции и ст. 4 Закона о суде, которые включают толкование положений временной Конституции, рассмотрение конституционности законов, толкование административных и финансовых законов, а также рассмотрение противоречий указов их законодательным основам.

В статье 5 указанного Закона определены стороны, имеющие право подать иск, включая президента, премьер-министра, министра юстиции, соответствующего министра и Верховный Суд Ирака при рассмотрении представленного дела. Если суд приходит к выводу о том, что определенный закон противоречит Конституции, то этот закон считается аннулированным с даты вынесения решения суда, а не с даты принятия закона.

Несмотря на важность создания конституционного суда в соответствии с Конституцией 1968 г. и предоставление судебной системе права обжалования неконституционности законов и систем, а не ограничение этого права исполнительной властью, что было признано важным, законодатель не предоставил гражданам право обжалования неконституционности законов, что приводит к неэффективности работы суда в защите принципа превосходства Конституции и утрате основной гарантии защиты прав и свобод граждан [3]. Несмотря на принятие Закона о формировании конституционного суда № 159 от 1968 г., который регулирует его структуру, задачи и компетенцию, и несмотря на истечение срока действия этого Закона, суд ни разу не провел заседание и не осуществлял свои полномочия, оставаясь только на бумаге [2, с. 54—57].

Временная Конституция Ирака 1970 г. уже не содержала никаких положений о конституционном контроле, не предусматривала создание верховного суда, ответственного за контроль конституционности законов. С изменением политического режима в Ираке судебная власть официально потеряла свою независимость в 1979 г., когда Высший совет юстиции был объединен с Министерством юстиции согласно Закону № 101 от 1977 г.

ЬДМ & ЬЕ^БЬДТЮМ • 02-2024

Итак, последовательно принимаемые иракские конституции, начиная с королевской Конституции (Основной иракский закон 1925 г.) и пройдя через временные конституции, по факту игнорировали основные гарантии защиты прав и свобод личности. Физические лица не имели права обращаться к конституционной законности для защиты своих прав от нарушений, и это связано с превалированием исполнительной власти над законодательной и судебной властями. Судебная власть не была полностью независимой, чтобы принять меры по этому вопросу [6, с. 9, 76].

Этап III — современное развитие института судебного контроля за конституционностью законов (2005 — по настоящее время)

После падения государства в результате оккупации Ирака в 2003 г. произошло значительное развитие иракской правовой системы вследствие политических и конституционных изменений и превращения государства из простого в федеральное государство, а также принятия парламентской системы вместо президентской системы. Был также узаконен принцип разделения властей.

Вначале власти оккупации создали комиссию по судебному рассмотрению 12 июня 2003 г., а затем было объявлено о независимости судебной власти от Министерства юстиции, а также создан Судебный совет по приказу временного коалиционного правительства № 35 от 18 сентября 2003 г. и принят Закон об управлении государством на переходный период после передачи суверенитета временному национальному правительству, назначенному властью оккупации, который является основным конституционным документом, принятым после событий 2003 г., и регулирует деятельность основных органов и институтов иракского государства на переходный период после окончания временного коалиционного правительства до принятия Конституции Республики Ирак 2005 г. Этот Закон служит временной конституцией [1, с. 28]. С принятием этого Закона возник институт судебного контроля за конституционностью законов в современном его понимании.

Был создан Верховный федеральный суд4, определены его полномочия и порядок форми-

4 Закон о Верховном федеральном суде № (30) от 2005 // Иракские законы и законодательство: сайт // URL: http:// wiki.dorar-aliraq.net/iraqilaws/law/17156.html (Дата обращения: 12.04.2023)

рования, а также его компетенция, в силу которой в случае, когда им принято решение, что закон, норма, инструкция или процедура, на которые подана жалоба, не соответствуют этому закону, они считаются недействительными.

Верховный федеральный суд самостоятельно устанавливает процедурные правила, необходимые для предъявления исков и разрешения адвокатам выступать перед ним, и публикует их. Он принимает решения простым большинством голосов, за исключением решений, касающихся исков, указанных в ст. 44 /б/ 1, которые должны быть приняты большинством двух третей. Решения суда являются обязательными, и он имеет полномочия выполнить свои решения, включая право на издание решения о пренебрежении суда и принятие соответствующих мер.

Верховный федеральный суд состоит из девяти членов. Высший совет судей начальным образом и в консультации с судебными советами регионов назначает не менее 18 и не более 27 лиц для заполнения вакансий в указанном суде, а также назначает трем членам на каждую последующую вакансию, возникшую в связи со смертью, отставкой или отстранением. Совет президентов назначает членов этого суда и одного из них — председателем. В случае отказа от любого назначения Высший совет судей выдвигает новую группу из трех кандидатов.

Закон предоставил суду широкие полномочия в контроле за конституционностью законов, норм и инструкций (ст. 4, п. 2), а также на рассмотрение апелляций, поданных против решений, вынесенных административным судом (ст. 4, п. 3), и рассмотрение исков в качестве апелляционной инстанции (ст. 4, п. 4) [2, с. 62]. Однако Закон ограничивает работу суда условием присутствия всех его членов для проведения заседания (ст. 5, п. 1), что негативно сказывается на работе и эффективности суда, так как отсутствие одного из членов суда по любой причине означает приостановку его деятельности.

В настоящее время Закон предоставляет судам, официальным государственным органам, юридическим и физическим лицам право обжаловать конституционность определенного закона (ст. 4, п. 2) [9]. Таким образом, сегодня формально обеспечен широкий доступ населения к конституционному правосудию.

Заключение

Итак, проведенное исследование показало, что период развития института конституционного контроля в Ираке целесообразно разделить на

ЗАКОН И ПРАВО • 02-2024

три основных исторических этапа. Их выделе -ние обусловлено историческими особенностями, которые оказали существенное влияние на данный институт и на круг законодательных актов, которыми был определен правовой статус судебного органа, осуществляющего конституционное правосудие.

Проведенный анализ судебной практики показал, что доступ к конституционному правосудию в Республике Ирак в настоящее время обеспечен. Обратиться за судебной защитой к органу конституционного контроля могут как физические, так и юридические лица, что обеспечено путем непосредственного нормативного закрепления права на обращения в Верховный федеральный суд Ирака. Это право — основное достижение третьего этапа создания анализируемого национального института.

На основе проведенного исследования и анализа конституционного контроля в Ираке предлагается ряд рекомендаций для его улучшения:

1. Необходимо принять меры для обеспечения независимости судей и судебных органов от внешнего влияния, включая политическое и экономическое давление. Это может включать усовершенствование процесса назначения судей и обеспечение их защиты от возможных репрессий.

2. Важно создать механизмы, обеспечивающие прозрачность в процессе конституционного контроля, включая публикацию решений и объяснение их оснований. Кроме того, необходимо обеспечить доступ граждан к информации о работе конституционных органов и процессе контроля.

3. Укрепление механизмов контроля законности: следует разработать и улучшить механизмы контроля законности, которые обеспечат соблюдение конституционных принципов и защиту прав граждан. Это может включать укрепление полномочий конституционного суда и других контрольных органов, а также разработку процедур для рассмотрения жалоб на нарушение конституционных прав.

4. Важно инвестировать в образование и подготовку судей и юристов, особенно в области конституционного права и контроля. Повышение квалификации кадров поможет улучшить качество решений и повысить эффективность конституционного контроля.

5. Необходимо создать механизмы, которые позволят гражданам и общественным организа-

циям участвовать в конституционном контроле путем проведения общественных слушаний, консультаций и участия гражданских организаций в процессе принятия решений.

Реализация перечисленных рекомендаций будет способствовать укреплению конституционного контроля в Ираке и созданию более справедливой и эффективной системы контроля законности. Это позволило бы перейти к новому этапу развития конституционного правосудия в стране, когда будет полностью гарантирована защита конституционных прав граждан, что будет реально поддерживать принципы правового государства и способствовать устойчивому развитию демократии в стране.

Список источников

1. Абд С.Х. Федеральный суд в Ираке, его состав и круг ведения (сравнительное исследование): Дис. ... м-ра. Багдад, 2011. 149 с.

2. Аль-Акла А.Д.М. Степень эффективности Федерального Верховного суда Ирака в защите прав и свобод населения. Берлин: Арабский демократический центр стратегических политических и экономических исследований, 2020. 224 с.

3. Аль-Джубури Ф.Х.С. Взгляды на регулирование контроля за конституционностью законов в Ираке // Журнал юридических и политических наук Тикритского университета. 2010. № 7 (2). C. 178-212.

4. Аль-Зухайри А.Х.А. Контроль за конституционностью административных постановлений и решений в соответствии с Конституцией Республики Ирак за 2005 год: Дис. д-ра юрид. наук. Багдад, 2015. 283 с.

5. Аль-Саади Х.Х. Принципы конституционного права и развитие политической системы в Ираке. Багдад: Библиотека Аль-Санхури, 2012. 430 с.

6. Макия Ф.Т. История выборов. Багдад: Форум гражданского диалога, 2014. 135 с.

7. Мониторинг конституционности законов в Ираке // URL: http://www.brob.org/bohoth/ bohoth/bohoth001_files/ (Дата обращения: 12.03.2023)

8. Фарман Д.Х. Юрисдикция Федерального верховного суда в Ираке. Бейрут: Zain Law and Literary Library LLC, 2013. 448 с.

9. Худаир С.Н. Судебный контроль за конституционностью законов в конституциях Ирака // Ахл аль-Байт. 2009. № 8 (1). С. 315-346.

LAW & LEGISLATION • 02-2024

References

1. Abd S.H. The Federal Court in Iraq, its composition and terms of reference (comparative study): Dis. ...Mr. Baghdad, 2011. 149 p.

2. Alcala Adm. The degree of effectiveness of the Federal Supreme Court of Iraq in protecting the rights and freedoms of the population. Berlin: Arab Democratic Center for Strategic Political and Economic Studies, 2020. 224 p.

3. Al-Juburi VHS. Views on the regulation of control over the constitutionality of laws in Iraq // Journal of Legal and Political Sciences of the University of Tikrit. 2010. № 7 (2). Pp. 178-212.

4. Al-Zuhari A.H.A. Monitoring the constitutionality of administrative decisions and decisions in accordance with the Constitution of the Republic of

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Iraq for 2005: Dr. Jurid's dissertation. sciences'. Baghdad, 2015. 283p

5. Al-Saadi H.H. Principles of constitutional law and the development of the political system in Iraq. Baghdad: Al-Sanhuri Library, 2012. 430 p.

6. Makiya F.T. Election history. Baghdad: Civil Dialogue Forum, 2014. 135 p.

7. Monitoring the constitutionality of laws in Iraq // URL: http://www.brob.org/bohoth/bohoth/ bohoth001_files / (Accessed: 12.03.2023)

8. Farman D.H. Jurisdiction of the Federal Supreme Court in Iraq. Source: Zain Law and Literary Library LLC, 2013. 448 p.

9. Khudair S.N. Judicial control over the constitutionality of laws in the constitutions of Iraq // Ahl al-Bayt. 2009. № 8 (1). Pp. 315-346.

Информация об авторе

Суайди Али Халил Бурхан — аспирант кафедры конституционного права и конституционного судопроизводства

Статья поступила в редакцию 14.12.2023; одобрена после рецензирования 08.01.2024; принята к публикации 14.01.2024.

Information about the author

Swayedi Ali Khalil Burhan — postgraduate student of the department of constitutional law and constitutional procedure

The article was submitted 14.12.2023; approved after reviewing 08.01.2024; accepted for publication 14.01.2024.

ИЗДАТЕЛЬСТВО «ЮНИТИ-ДАНА» ПРЕДСТАВЛЯЕТ

Основы инвестиционного анализа: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по направлениям экономики и управления / под науч. ред. В.С. Осипова, Н.Д. Эриашвили; под общ. ред. Т.Н. Агаповой, Е.Л. Логинова. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2023. 455 с.

ISBN 978-5-238-03697-7

Цель пособия — изучение основ инвестирования, инвестиционного анализа, условий риска и неопределенности, мирового опыта и российской специфики инвестиционного анализа.

Рассматриваются теоретические основы международного инвестиционного анализа, роль финансовых и реальных инвестиций, оценка эффективности инвестиционного анализа по мировым стандартам. Обозначены пути определения направлений инвестиционной деятельности фирмы и формирование стратегических направлений ее развития, оценка, анализ ситуации на финансовом рынке. Анализируются методы и приемы оценки инвестиционных проектов, применяемые в мировой практике, особенности составления бизнес-плана инвестиционного проекта по международным стандартам, процессы реализации и финансирования инвестиционных проектов.

Для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлениям экономики и управления.

ЗАКОН И ПРАВО • 02-2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.