Научная статья на тему 'Этапы становления проектной деятельности в зарубежной и российской школе'

Этапы становления проектной деятельности в зарубежной и российской школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1969
210
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / PROJECT ACTIVITY / МЕТОД ПРОЕКТОВ / PROJECT METHOD / ПРОЕКТНО-ОРГАНИЗОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ / PROJECT BASED LEARNING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Замятина Оксана Михайловна, Кузнецова Татьяна Владимировна, Мозгалева Полина Игоревна

Рассматриваются ключевые этапы становления проектной деятельности в зарубежной и российской школе.The article considers the key historical stages of project method becoming around the world and in Russia.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Замятина Оксана Михайловна, Кузнецова Татьяна Владимировна, Мозгалева Полина Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Этапы становления проектной деятельности в зарубежной и российской школе»

УДК 371.385.4(100)(47+57)

О.М. Замятина, П.И. Мозгалева,

Национальный исследовательский Томский политехнический университет Т.В. Кузнецова,

Томский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования

Этапы становления проектной деятельности в зарубежной и российской школе*

Зарождение, становление и развитие проектного обучения в мировой педагогической практике рассматривается во многих исследованиях (Дж. Дьюи, У.Х. Кил-патрик, Э. Коллингс, С.Т. Шацкий, М. Кнолль, Я. Бастиан, А.Н. Джу-ринский, О.Ю. Елькина, Л.А. Степанова, И.Д. Чечель, Н.Ю. Пахомо-ва и др.), анализ которых позволил нам выделить этапы становления проектной деятел ьности в зарубежной и российской школе.

Первый этап - зарождение идеи «проекта» и проектного обучения в архитектурной и технических сферах (1702 год - конец XIX века).

Появление феномена «проект» относится к XVI веку и связано с попыткой итальянских и французских архитекторов профессионализировать свою деятельность, объявив архитектуру наукой и возведя ее в ранг учебных дисциплин. В конце XVII века с появлением родственных инженерных профессий этот метод распространился в технических и промышленных высших школах Франции, затем в Германии, Австрии, Швейцарии, России и, наконец, в XIX столетии в США.

Второй этап - появление метода проекта в зарубежном педагогическом опыте (1896-1920 годы).

Организация проектной работы на этом этапе лежала в основе преподавания технических дисциплин и трудового обуче-

Национальный исследовательский Томский политехнический университет

ния. К. Вудворд (Вашингтонский университет) понимал проект «как синтетические упражнения» на основе принципа обучения «от инструкции к конструкции». Но его концепция была подвергнута критике со стороны реформаторского движения, представителем которого был философ и идеолог педагогического прагматизма Джон Дьюи, который предлагал строить обучение на активной основе посредством самостоятельной деятельности ученика в соответствии с

его личными интересами в приобретении знаний.

В 1911 году Бюро воспитания США узаконило термин «проект». Универсальное использование метода проектов обусловило его новое определение, которое дал педагог, философ и последователь Дж. Дьюи профессор У.Х. Килпатрик, опубликовав в 1918 году известную работу «Метод проектов».

Третий этап - применение проектного метода обучения в школах советской России

* Статья публикуется в рамках проекта «Школьная академия - учиться весело» (средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 25 июля 2014 года № 243-рп и на основании конкурса, проведенного Обществом «Знание» России).

© Замятина О.М., Кузнецова Т.В., Мозгалева П.И., 2015

ОКСАНА МИХАЙЛОВНА ЗАМЯТИНА

кандидат технических наук, доцент Национального исследовательского Томского политехнического университета, ректор Томского областного института повышения квалификации и переподготовки работников образования. Сфера научных интересов: инженерное образование, педагогические технологии, инновационные методики преподавания, фан-драйзинг. Автор 98 публикаций

(1920-е годы - первая половина 1930-х годов).

Основы проектного обучения разрабатывались русскими педагогами почти параллельно с американскими. В 1920-е годы прошлого века группа педагогов (С.П. Пинкевич, М.М. Пистарк, В.Н. Шульгин, М.В. Крупенина, Б.В. Игнатьев и др.) под руководством С.Т. Шацкого работала над проблемой внедрения метода проектов в практику обучения.

В 1923-1925 годах под руководством научно-исследовательской секции Государственного ученого совета были составлены комплексные программы, в них учебный материал располагался по принципу изучения окружающей среды, общества и трудовой деятельности, которые строились вокруг общественно-полезных дел и областей. Кроме того, в 1920-е годы в практике работы советской школы появился Дальтон-

ТАТЬЯНА ВЛАДИМИРОВНА КУЗНЕЦОВА

кандидат педагогических наук, заведующая отделом начального образования Томского областного института повышения квалификации и переподготовки работников образования. Сфера научных интересов: педагогика, возрастная психология, организация образовательного процесса с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья. Автор более 25 публикаций

план как более рациональный вариант организации учебной работы, чему в 1923 году содействовал перевод на русский язык книги Дж. Дьюи «Дальтоновский лабораторный план».

Четвертый этап - отказ от проектного метода обучения в России (вторая половина 1930-х - 1980-е годы).

В 1931 году метод проектов постановлением ЦК ВКП(б) «О начальной и средней школе» был признан неэффективным, а 4 июля 1936 года И.В. Сталин подписал свое постановление «О педагогических извращениях в системе наркомпро-сов», чем и положил конец инновационным поискам 1920-1930-х годов. Во многом критика метода проектов в нашей стране была вызвана идеологическими мотивами, но были и объективные причины, связанные с низким уровнем преподавания, неготовностью школ работать по-новому.

Пятый этап - осознание педагогической общественностью актуальности использования проектной технологии как одной из продуктивных сред и современных технологий обучения (конец 1980-х - начало 2000 года).

В российской школе проектное обучение начало возрождаться в 1980-1990-х годах в связи с реформированием школьного образования, демократизацией отношений между учителем и учениками, поиском форм активизации познавательной деятельности школьников.

Согласно Закону Российской Федерации «Об образовании» (1996 год), содержание образования должно быть ориентировано «на обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации». Идеи проектного обучения отвечали этим задачам, а именно: переходу от традиционных авторитарных методов обучения к педагогике сотрудничества, расширению альтернативных форм обучения, сближению обучения с практикой, ориентации на интересы и потребности учащихся, развитию их активности и самостоятельности. Педагоги приходят к пониманию того, что использование проектной технологии обучения, коллективных и индивидуальных форм проектной деятельности является одним из эффективных средств решения поставленных задач.

Шестой этап - широкое использование проектной деятельности в современных российских школах (2003-настоящее время).

Анализ современной педагогической зарубежной и отечественной литературы, в частности исследований О.Ю. Ельки-ной, Н.В. Матяш, Г.П. Новикова, Е.С. Полат, И.Д. Чечель, В. Чудова, С.Е. Шишова, Т. Хатчинсона, Д. Филипса и др. [7, с. 7, 31], позволяет говорить о том, что в настоящее время проектная дея-

ПОЛИНА ИГОРЕВНА МОЗГАЛЕВА

ассистент кафедры оптимизации систем управления Института кибернетики Национального исследовательского Томского политехнического университета, руководитель Томской областной детской общественной организации «Хобби-центр». Сфера научных интересов: инженерное образование, педагогические технологии, активные методы обучения, практико-ориентированное и проектно-организованное обучение. Автор 49 публикаций

Рассматриваются ключевые этапы становления проектной деятельности в зарубежной и российской школе.

Ключевые слова: проектная деятельность, метод проектов, проектно-организованное обучение.

The article considers the key historical stages of project method becoming around the world and in Russia.

Key words: project activity, project method, project based learning.

тельность очень распространена в образовательной практике школ.

Сегодня педагога побуждают к организации совместной проектной деятельности новые образовательные результаты, обозначенные в федеральных государственных образовательных стандартах начального общего образования, ориентированные на формирование у школьников универсальных учебных действий.

Рассмотренные нами этапы становления проектной деятельности в зарубежной и российской образовательной практике мы обобщили в таблице.

В заключение отметим, что проектная деятельность является исторически сложившимся педагогическим феноменом, она может рассматриваться как результат педагогического поиска по решению задач образования на разных его этапах. В настоящее время метод проектов является актуальным и востребованным в образовательной практике современных российских школ как эффективный способ достижения нового типа образовательных результатов.

Таблица

Этапы становления проектной деятельности в зарубежной и российской образовательной практике (эволюция форм, связанная с развитием проектной деятельности)

1. Зарождение идеи проекта в архитектурных и технических сферах (1702-1896 годы)

Из проекта Римской академии унаследованы три признака проекта: ориентация на учащихся, действительность, продукт_

2. Появление метода проектов в зарубежном педагогическом опыте (1896-1920 годы)

Концепция К. Вудворда

Реформаторское движение (представитель Дж. Дьюи)

Новое определение метода проектов У.Х. Килпатриком

На данном этапе сложилось понимание метода проектов как деятельности, выполняемой группой обучающихся, объединенных общим интересом с высокой степенью самостоятельности, в которой учитель играет роль консультанта_

3. Применение проектного метода в школах советской России (1920-е - первая половина 1930-х годов)

С.Т. Шацкий - проблемы внедрения метода проектов в практику обучения

Комплексные программы государственного ученого совета

Дальтон-план в практике советских школ

На этом этапе определенный стереотип мышления многих педагогов не позволял реализовывать проектный метод в должной мере, отсюда и низкий уровень подготовки учащихся

4. Отказ от проектного метода обучения в России (вторая половина 1930-х 1980-е годы)_

Осуждение метода проектов постановлением ЦК ВКП(б) от 5 сентября 1931 года

К 1980-м годам в педагогике российской школы созрела идея реформирования системы образования, накопился огромный потенциал для перехода на новый уровень в обучении

5. Осознание педагогической общественностью актуальности использования проектной технологии (конец 1980-х - начало 2000 года)_

Реформирование школьного образования_

Переход от авторитарных методов к педагогике сотрудничества

Педагоги приходят к выводам, что использование проектной технологии обучения является одним из эффективных средств решения поставленных задач_

6. Использование проектной деятельности в современных российских школах (2003 - настоящее время)

Широкое использование разных форм проектной деятельности обусловлено пониманием педагогами их образовательных ресурсов и соответствием содержания и форм организации этой деятельности требованиям нового федерального государственного образовательного стандарта

ЛИТЕРАТУРА

1. Дворецкий С. Формирование проектной культуры // Высшее образование в России. 2003. № 1. С.71-73.

2. Дьюи Д. Демократия и образование. М.: Педагогика-пресс, 2000. 384 с.

3. Кузнецова Т.В. Содержание и этапы обучения проектно-исследовательской деятельности в начальной школе: дис. ... канд. пед. наук. Томск, 2010. 195 с.

4. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. М.: Academia, 2000. 171 с.

5. Солодовникова О.М., Замятина О.М., Мозгалева П.И., Лычаева М.В. Формирование компетенций элитного технического специалиста // Профессиональное

образование в России и за рубежом. 2013. № 3 (11). С. 65-71.

6. Шацкий С.Т. Избранные педагогические сочинения: в 2 т. / под ред. Н.П. Кузина, М.Н. Скаткина, В.Н. Шацкой. М.: Педагогика, 1980.

7. Chuchalin A.I., Soloviev M.A., Zamyatina O.M., Mozgaleva P.I. Elite engineering education programme in Tomsk polytechnic university - the way to attract talented students into engineering // [сб. ст.] IEEE Global Engineering Education Conference, EDUCON 2013. С. 1004-1008.

8. Knoll M. 300 Jahre lernen am Projekt. Zur Revision unseres Geschichtsbildes // Padagogik. Heft 7-8. 1993. S. 58-63.

LITERATURA

1. Dvoreckij S. Formirovanie proektnoj kul'tury // Vysshee obrazovanie v Rossii. 2003. № 1. S. 71-73.

2. D'yui D. Demokratijа i obrazovanie. M.: Pedagogika-press, 2000. 384 s.

3. Kuznecova T.V. Soderzhanie i еtapy obuchenijа proektno-issledovatel'skoj dejаtel'nosti v nachal'noj shkole: dis. ... kand. ped. nauk. Tomsk, 2010. 195 s.

4. PolatE.S. Novye pedagogicheskie i informacionnye tehnologii v sisteme obrazovanijа. M.: Academia, 2000. 171 s.

5. Solodovnikova O.M., Zamjаtina O.M., Mozgaleva P.I., Lychaeva M.V. Formirovanie kompetencij y еlitnogo tehnicheskogo specialista // Professional'noe obrazovanie v

Rossii i za rubezhom. 2013. № 3 (11). S. 65-71.

6. Shackii S.T. Izbrannye pedagogicheskie sochinenija: v 2 t. / pod red. N.P. Kuzina, M.N. Skatkina, V.N. Shackoj. M.: Pedagogika, 1980. 304 s.

7. ChuchalinA.I., SolovievM.A., Zamyatina O.M., Mozgaleva P.I. Elite engineering education programme in Tomsk polytechnic university - the way to attract talented students into engineering // [sb. st.] IEEE Global Engineering Education Conference, EDUCON 2013. S. 1004-1008.

8. Knoll M. 300 Jahre lernen am Projekt. Zur Revision unseres Geschichtsbildes // Padagogik. Heft 7-8. 1993. S. 58-63.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.