Научная статья на тему 'Этапы становления и развития службы вооружения уголовно-исполнительной системы'

Этапы становления и развития службы вооружения уголовно-исполнительной системы Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
208
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Этапы становления и развития службы вооружения уголовно-исполнительной системы»

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБОЗРЕНИЕ

■ьУ» ГА

Советник государственной

гражданской службы

Российской Федерации 3 класса

А. В. КРАВЧУК,

советник управления

тылового обеспечения ФСИН России

ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ СЛУЖБЫ ВООРУЖЕНИЯ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ

СИСТЕМЫ

Практика свидетельствует, что успех выполнения оперативно-служебных задач, стоящих перед учреждениями и органами уголовно-исполнительной системы, зависит не только от гибкой и продуманной деятельности администрации мест лишения свободы и наличия достаточного количества сил, но и от степени их обеспеченности современным вооружением и специальными средствами, умения сотрудников в совершенстве владеть и профессионально применять их в конкретных ситуациях.

Обеспечение вооружением, боеприпасами и специальными средствами учреждений и органов УИС, проведение комплекса мероприятий по поддержанию их в исправном состоянии, хранению, учету и обеспечению сохранности, а также по обучению сотрудников правилам безопасности при применении вооружения и специальных средств возлагаются на службу вооружения территориального органа ФСИН России и учреждения, непосредственно подчиненного ФСИН России.

Создание структурных подразделений службы вооружения, введение соответствующих должностей специалистов в штаты учреждений УИС, формирование целостной системы артиллерийско-технического обеспечения, являющегося со-

ставной частью технического обеспечения, осуществлялось поэтапно в ходе реформирования уголовно-исполнительной системы.

Достаточно условно развитие службы вооружения УИС можно разделить на следующие этапы:

первый - формирование службы в период передачи функций охраны внутренними войсками Министерства внутренних дел Российской Федерации учреждениям и органам УИС;

второй - развитие службы вооружения после передачи УИС в ведение Министерства юстиции Российской Федерации;

третий - функционирование службы вооружения в Федеральной службе исполнения наказаний (до 2010 года);

современный - функционирование службы вооружения в условиях реформирования Федеральной службы исполнения наказаний в рамках Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года.

В ходе реализации Указа Президента Российской Федерации от 22.04.1994 № 805 «О сокращении численности внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации» и постановления Правительства Российской Федерации от 26.09.1995 № 964 «О передаче внутренними войсками Министерства внутренних дел Российской Федерации учреждениям и органам уголовно-исполнительной системы функций по охране учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и их объектов» - для координации

и руководства действиями учреждений УИС по приему и передаче оружия, боеприпасов, специальных средств и имущества номенклатуры службы вооружения, организации их учета, хранения и эксплуатации - в январе 1995 года в составе управления охраны ГУИН МВД России был создан отдел вооружения и специальных средств.

В это же время в штаты территориальных органов УИС были введены отделы охраны, в их состав входили один-два сотрудника, которым вменялись обязанности, аналогичные обязанностям должностных лиц службы вооружения в частях внутренних войск МВД России, а во вновь создаваемых подразделениях охраны учреждений УИС - должности заведующего складом вооружения, спецсредств, химимущества и мастера по ремонту вооружения.

Особенностями первого этапа являлось то, что вновь образованные структуры, поименованные в приказах МВД России, регулирующих оборот оружия, как «структурные подразделения, выполняющие в УИС функции службы вооружения», на этом этапе вынуждены были руководствоваться нормативно-правовой базой, не в полной мере соответствующей потребностям учреждений и органов УИС.

Организация учета, хранения и эксплуатации вооружения во вновь созданных подразделениях охраны учреждений УИС, структура и задачи которых были во многом аналогичны структуре и задачам подразделений внутренних войск МВД России, ранее осуществлявших эти функции в соответствии с требованиями, предъявляемыми для органов внутренних дел, представлялась крайне проблематичной. В отличие от подразделений милиции, в структуре вооружения подразделений охраны учреждений УИС более 75 % составляли автоматы, пулеметы и винтовки, требующие иных, чем короткоствольное оружие, условий хранения, обслуживания и организации охраны. Кроме того, действующими в то время нормативными правовыми актами МВД России необходимость обеспечения сотрудников УИС вооружением и специальными средствами в мирное время определялась руководителями территориальных органов МВД России самостоятельно.

В целях организации эксплуатации и обеспечения сохранности вооружения в учреждениях и органах УИС руководством МВД Рос-

сии были утверждены разработанные отделом вооружения и специальных средств в рамках действующей нормативной базы инструкции о порядке учета, хранения, выдачи и приема вооружения для различных учреждений УИС сообразно специфике их служебной деятельности. В соответствии с данными инструкциями учреждениями и органами УИС проведена огромная работа по оборудованию мест хранения оружия.

При передаче внутренними войсками МВД России функций охраны администрации учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, фактически были переданы только штатная численность личного состава подразделений, их охраняющих, и фактическое количество имеющегося в них оружия и специальных средств. Вся инфраструктура системы обеспечения (органы управления, склады вооружения с запасами материальных средств и мастерские по ремонту вооружения) была оставлена в штатах внутренних войск МВД России и послужила материальной основой для формирования новых частей.

Численность оружейных мастеров в отделах (службах) вооружения в территориальных органах МВД России, а также имеющаяся в их распоряжении материальная база для ремонта оружия не позволяли организовать проведение качественного ремонта вооружения (особенно с восстановлением защитных покрытий) для учреждений УИС в необходимых объемах. Подготовка оружейных мастеров (техников по ремонту вооружения), проводившаяся ранее для частей внутренних войск МВД России, в интересах учреждений и органов УИС также не осуществлялась. Текущий ремонт оружия в учреждениях и органах УИС в 1995-1997 годах в связи с организационно-штатными мероприятиями и отсутствием мастерских по ремонту вооружения, а также запасных частей, инструмента и принадлежностей (далее - ЗИП) производился в крайне ограниченных количествах.

Использование на этом этапе системы материально-технического обеспечения МВД России для снабжения учреждений и органов УИС вооружением, боеприпасами и специальными средствами имело как положительную, так и отрицательную стороны.

К положительным факторам можно отнести:

возможность получения имущества номенклатуры службы вооружения как со складов окружных управлений материально-технического и военного снабжения МВД России (далее - ОУМТиВС), так и со складов вооружения территориальных органов МВД России;

возможность организации обеспечения подразделений, караулов, команд УИС в отрыве от пунктов постоянной дислокации через группировки сил и средств материально-технического обеспечения МВД России;

отсутствие необходимости в проведении процедуры размещения заказов на поставку имущества службы вооружения;

возможность осуществления комплексных поставок имущества за счет ассортимента, накопленного на складах, довольствующих ОУМТиВС.

Вместе с тем в организации обеспечения учреждений и органов УИС имуществом номенклатуры службы вооружения через органы материально-технического обеспечения МВД России имелась и отрицательная сторона:

снабжение вооружением и специальными средствами по оплаченным заявкам осуществлялось, как правило, по остаточному принципу;

по ряду наименований цены на продукцию увеличивались в ходе реализации заявок на обеспечение учреждений и органов УИС;

взамен заявляемой продукции поставлялась иная, с заведомо низкими характеристиками.

Передача учреждений и органов УИС в ведение Министерства юстиции Российской Федерации, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 28.07.1998 № 904 «О передаче уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел Российской Федерации в ведение Министерства юстиции Российской Федерации» и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.10.1998 № 1254 «Вопросы уголовно-исполнительной системы», поставила вопрос о формировании собственной системы материально-технического обеспечения УИС, в том числе снабжения вооружением, боеприпасами и специальными средствами.

Последовавшая за передачей УИС в ведение Минюста России передача от внутренних войск МВД России функций по конвоирова-

нию (Указ Президента Российской Федерации от 17.09.1998 № 1116 «О некоторых мерах по реформированию внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации») существенно изменила подходы к формированию системы материально-технического обеспечения деятельности учреждений и органов УИС.

Реорганизация подразделений розыска, конвоирования и обеспечения, в состав которых входили подразделения службы вооружения (склад и мастерская по ремонту вооружения), вызвала необходимость создания иных структурных подразделений, имеющих свою вертикаль подчиненности.

Приказом Минюста России от 02.11.1998 № 1170-К на базе управления охраны ГУИН Минюста России были сформированы три самостоятельных управления: охраны; конвоирования; инженерно-технического обеспечения, связи и вооружения, в состав которого входил отдел вооружения и специальных средств.

Включение Министерства юстиции Российской Федерации в перечень государственных военизированных организаций потребовало в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 13.12.1996 № 150-ФЗ «Об оружии» переработки подзаконных актов и всей ведомственной нормативной правовой базы, регламентирующей оборот оружия. Кроме того, на ГУИН Минюста России были возложены функции по организации оборота оружия в Министерстве юстиции Российской Федерации (приказ Минюста России от 25.05.2000 № 160).

По мере формирования структурных подразделений, осуществляющих обеспечение учреждений и органов УИС вооружением, боеприпасами и специальными средствами, сотрудниками отдела вооружения и специальных средств в 1999-2002 годах были разработаны три постановления Правительства Российской Федерации и 13 приказов Минюста России, которые послужили правовой основой организации оборота оружия в Министерстве юстиции Российской Федерации.

Из-за фактической утраты складской и ремонтной базы в масштабах округов (в дальнейшем переименованных в федеральные округа), отсутствия органов обеспечения, аналогичных ОУМТиВС МВД России, возникли проблемы, которые необходимо было решить при форми-

ровании системы материально-технического обеспечения деятельности УИС.

Простое копирование системы материально-технического обеспечения МВД России в условиях недостаточного бюджетного финансирования и ограниченных возможностей по использованию средств, получаемых в результате производственно-хозяйственной деятельности собственных предприятий УИС, было слишком ресурсозатратным и потому неприемлемым.

В целях организации обеспечения учреждений и органов УИС необходимыми материальными средствами, включая вооружение, руководство Министерства юстиции Российской Федерации и ГУИН Минюста России последовательно провело ряд мероприятий по созданию альтернативной системы обеспечения.

На федеральном уровне - для организации военной приемки закупаемой продукции и учета вооружения, боеприпасов и специальных средств в учреждениях и органах УИС -в штат Головного военного представительства при ГУИН Минюста России в 1999 году введено военное представительство по приемке вооружения и специальных средств.

До создания Центральной базы материально-технического и военного снабжения при ГУИН Минюста России (приказ ГУИН Минюста России от 16.07.2001 № 207), в состав которой были введены отдел хранения, вооружения боеприпасов, спецсредств и военно-технического имущества и отдел по ремонту вооружения, функции приема от поставщиков, учета, хранения и выдачи материальных средств осуществляло отделение вооружения и специальных средств Центрального узла связи, выполнявшее одновременно функции обеспечения вооружением сотрудников центрального органа УИС.

В целях создания условий, необходимых для проведения ремонта вооружения и специальных средств в интересах учреждений и органов УИС, приказом ГУИН Минюста России от 12.05.1999 № 199 в Центре инженерно-технического обеспечения ГУИН Минюста России (далее - ЦИТО) был сформирован отдел эксплуатации и ремонта стрелкового оружия. На это подразделение возлагались задачи создания материальной базы мастерской по ремонту вооружения, освоения технологии ремонта с восстановлением защитных покрытий, организации ее изучения специалиста-

ми службы вооружения и оказания помощи по внедрению опыта ремонта с восстановлением оксидного и фосфатно-лакового покрытия на деталях оружия в территориальных органах УИС. В 2002 году данный отдел переименован в отдел ремонта стрелкового вооружения с мастерской, численность его увеличена исходя из возросшей потребности в ремонте.

Одновременно решались вопросы создания структурных подразделений службы вооружения УИС на территориальном уровне в субъектах Российской Федерации. Так, в 1999 году в состав отделов инженерно-технического обеспечения, связи и вооружения территориальных органов УИС были введены службы (группы) вооружения; приказом ГУИН Минюста России от 16.04.1999 № 130 созданы центры инженерно-технического обеспечения территориальных органов УИС, имевшие в своем составе отделения (группы) вооружения и специальных средств. Данные подразделения включали в себя специалистов, склад вооружения и мастерскую по ремонту вооружения.

Несколько позднее, после укомплектования и обучения специалистов ЦИТО, создания в нем ремонтной базы и отработки технологии ремонта, в учебном центре данного учреждения были организованы подготовка, переподготовка и повышение квалификации специалистов службы вооружения для учреждений и органов УИС, осуществлявшиеся до создания Федеральной службы исполнения наказаний.

Результаты деятельности созданной структуры снабжения вооружением, боеприпасами и специальными средствами как в ходе выполнения подразделениями УИС задач в составе оперативной группы УИС на Северном Кавказе, так и при выполнении учреждениями УИС повседневных оперативно-служебных задач подтвердили правильность принятых решений.

Дальнейшие изменения организационно-штатной структуры службы вооружения, организации обеспечения учреждений и органов УИС вооружением и специальными средствами были связаны с образованием Федеральной службы исполнения наказаний и последующей реорганизацией подчиненных ей учреждений и органов УИС.

В связи с изменением статуса федерального органа УИС полностью переработана ведомственная нормативно-правовая база, регу-

лирующая оборот оружия; издано десять приказов ФСИН России, а также пять приказов Минюста России об отмене ранее регламентировавших указанные вопросы.

В соответствии с приказом ФСИН России от 30.03.2005 № 213 на базе Головного военного представительства, Центрального узла связи и некоторых других ранее самостоятельных подразделений образован Главный центр инженерно-технического обеспечения Федеральной службы исполнения наказаний (далее - ГЦИТО). В его состав вошли отдел по сопровождению и приемке вооружения и специальных средств головного военного представительства и отдел учета и обеспечения вооружением и специальными средствами. Впоследствии наименования данных подразделений претерпели изменения. Они были структурно объединены в Центр учета и обеспечения вооружением и специальными средствами ФСИН России ГЦИТО, а затем в соответствии с выполняемыми задачами переименованы в отдел учета вооружения и специальных средств подразделений УИС и отделение обеспечения центрального аппарата и содержания наградного фонда оружия ФСИН России.

ЦИТО (г. Волгоград) преобразован в Межрегиональный центр инженерно-технического обеспечения Федеральной службы исполнения наказаний, в 2005 году передан в подчинение ГУФСИН России по Волгоградской области, а в 2008 году возвращен в непосредственное подчинение ФСИН России. Учебный центр исключен из его состава. В дальнейшем задача подготовки кадров по направлению вооружения была возложена на Межрегиональный учебный центр ГУФСИН России по Волгоградской области, для чего в его составе образован цикл подготовки специалистов по ремонту стрелкового оружия.

Структура подразделений, выполняющих функции обеспечения учреждений и органов УИС вооружением, боеприпасами, специальными средствами, их учета, хранения, ремонта, а также осуществляющих подготовку специалистов службы вооружения, не остается статичной, а изменяется в связи с постановкой новых задач.

Современный этап функционирования службы вооружения напрямую связан с мероприятиями, проводимыми в целях реформирования УИС в рамках Концепции разви-

тия уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 14.10.2010 № 1772-р).

Система обеспечения вооружением, боеприпасами и специальными средствами в целом, задачи, состав и структура служб вооружения в значительной мере зависят от численности и организационно-штатного построения подразделений охраны учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, иных учреждений УИС, условий их размещения и выполнения возложенных на них оперативно-служебных задач.

Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 31.10.2009 № 1229 «Об утверждении перечня должностей высшего начальствующего состава в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и соответствующих этим должностям специальных званий» и приказа Минюста России от 06.11.2009 № 385 «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 31.10.2009 № 1229», приказом ФСИН России от 06.11.2009 № 440 упразднено управление инженерно-технического обеспечения и вооружения, часть его функций по организации оборота оружия передана управлению тылового обеспечения Федеральной службы исполнения наказаний.

Приказом ФСИН России от 08.04.2010 № 145 ликвидирован Центр учета и обеспечения вооружением и специальными средствами ФСИН России ГЦИТО, а входящие в его состав структурные подразделения после переименования и сокращения численности введены в состав Центральной базы материально-технического и военного снабжения Федеральной службы исполнения наказаний. В настоящее время в данном учреждении отдельные функции по обороту оружия осуществляют: отдел учета, обеспечения и хранения вооружения, специальных средств и военно-технического имущества (в составе отделения хранения, отделения учета и обеспечения, отделения по ремонту вооружения) и отдел обеспечения центрального аппарата и содержания наградного фонда оружия ФСИН России.

Изменения по составу, структуре и подчиненности служб вооружения территориальных органов, учреждений, непосредственно подчиненных ФСИН России, а также долж-

ностеи специалистов, ответственных за учет, хранение и ремонт вооружения в учреждениях УИС, планируется провести с учетом создания новоИ вертикали подчиненности структурных подразделении, осуществляющих функции по обороту оружия в учреждениях и органах УИС.

Совершенствование действующего законодательства об обороте оружия требует своевременного реагирования и внесения соответствующих изменении в ведомственные нормативные правовые акты.

С ростом финансирования увеличиваются объемы поставок и расширяется номенклатура закупаемых вооружения, боеприпасов и специальных средств, требующих с точки зрения безопасности особых условии для их хранения. Это, в свою очередь, вызывает необходимость расширения складских площа-деи, строительства новых складов или организации отдельного хранения взрывоопасных боеприпасов и специальных средств. Усложнение вооружения требует расширения производственных площадеи мастерских по ремонту вооружения и номенклатуры технологического оборудования. Дороговизна ремонта средств индивидуальнои защиты заставляет

искать возможности для его выполнения силами сотрудников ремонтных подразделении УИС. Все это вместе взятое повышает требования к подготовке всех категории специалистов службы вооружения.

Важно на этапе реформирования помнить, что критерием истины является практика, лишь она способна показать, насколько обоснованными и правильными оказались те или иные управленческие решения по оптимизации деятельности структурных подразделении, организующих и осуществляющих оборот оружия в учреждениях и органах УИС.

Завершая статью, хочу поблагодарить ру-ководителеи учреждении и органов УИС, сотрудников служб вооружения - всех, кто по роду своеи деятельности принимает непосредственное участие в обучении специалистов службы вооружения, создании матери-альнои базы хранения и ремонта вооружения, за их огромныи многолетнии труд, обеспечив-шии формирование, бесперебоиное функционирование системы обеспечения деятельности учреждении и органов УИС вооружением, боеприпасами, специальными средствами и их надежную сохранность. ф

ФОТОАРХИВ

Конкурс «Очей очарование» среди осужденных женщин (ИК-7 УФСИН России по Ивановской области).

Фото Ю. В. Тутова, 2011 год

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.