Научная статья на тему 'Этапы становления и развития физкультурного образования на Полесье (во второй половине XIX начале XX века)'

Этапы становления и развития физкультурного образования на Полесье (во второй половине XIX начале XX века) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1380
196
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / КУЛЬТУРА / ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ / КОМПОНЕНТЫ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ / ПРЕДПОСЫЛКИ / PHYSICAL CULTURE AND EDUCATION SYSTEM / CULTURE / STAGES OF FORMATION OF PHYSICAL CULTURE / COMPONENTS OF PHYSICAL CULTURE / PREREQUISITE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зайцева Н.В., Черкас С.В.

В данной статье рассматриваются основные компоненты физкультурного образования; этапы становления и развития физической культуры в жизни человеческого общества; основные этапы становления и развития физкультурного образования на Полесье во второй половине XIX начале XX века; социокультурные предпосылки, повлиявшие на становление физкультурного образования как самостоятельного вида деятельности; дана краткая характеристика развития отдельных видов спорта в исследуемый период и дальнейшее развитие этих видов спорта в настоящее время; просмотрены и проанализированы архивные и методические материалы отечественных и зарубежных авторов по теме исследования; сделаны выводы для дальнейшего исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STAGES OF FORMATION AND DEVELOPMENT OF SPORTS EDUCATION IN THE POLESIE (2 nd half of the XIXth cent. - beginning of the XXth cent.)

In this article the main components of sports education are considered; stages of formation and development of physical culture in life of human society are shown. The main stages of formation and development of sports education in the Polesie in the second half of the XIXth cent. – beginning of the XXth cent.are investigated. The sociocultural prerequisites which influenced formation of sports education as an independent kind of activity have been analyzed. Brief description of development of separate sports during the studied period and further development of these sports in modern time are given. Archival and methodical materials of domestic and foreign authors on a research subject are seen and analysed. Conclusions for further research are drawn.

Текст научной работы на тему «Этапы становления и развития физкультурного образования на Полесье (во второй половине XIX начале XX века)»

ПЕДАГ АГІЧНЫЯ НАВУКІ

65

УДК 796 (476.2)

Н. В. Зайцева1, С. В. Черкас2

1 Доктор педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой спортивных дисциплин МГПУ им. И. П. Шамякина, г. Мозырь, Республика Беларусь 2Аспирант кафедры педагогики МГПУ им. И. П. Шамякина, г. Мозырь, Республика Беларусь Научный руководитель: Н. В. Зайцева

ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ФИЗКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ПОЛЕСЬЕ

(во второй половине XIX начале XX века)

В данной статье рассматриваются основные компоненты физкультурного образования; этапы становления и развития физической культуры в жизни человеческого общества; основные этапы становления и развития физкультурного образования на Полесье во второй половине XIX начале XX века; социокультурные предпосылки, повлиявшие на становление физкультурного образования как самостоятельного вида деятельности; дана краткая характеристика развития отдельных видов спорта в исследуемый период и дальнейшее развитие этих видов спорта в настоящее время; просмотрены и проанализированы архивные и методические материалы отечественных и зарубежных авторов по теме исследования; сделаны выводы для дальнейшего исследования.

Ключевые слова: Физическая культура и система образования, культура, этапы становления физической культуры, компоненты физической культуры, предпосылки.

Введение

Физкультурное образование - ключевая сфера жизни общества. В условиях современной жизни проблемы укрепления здоровья нации, повышения работоспособности отдельного человека могут в значительной степени решаться средствами физической культуры. Ученые отмечают возрастание социальной значимости физкультурного образования в жизни общества, которое занимает определенное место в структуре жизнедеятельности современного человека, является одним из средств социализации и формирования его мировоззрения и тем самым дает широкие возможности для формирования личности и гражданина Республики Беларусь [1].

Несмотря на многочисленные исследования, проблема становления и развития физкультурного образования недостаточно глубоко изучена и продолжает оставаться актуальной, и именно поэтому она представляет интерес для ученых. Вместе с тем, накопленный опыт в сфере физкультурного образования позволит обогатить понимание особенностей развития белорусского общества и истории становления физкультурного образования Беларуси в целом.

Цель исследования: выделить основные этапы становления и развития физкультурного образования на Полесье во второй половине XIX - начале XX века; определить основные социокультурные предпосылки, повлиявшие на развитие и становление физкультурного образования на Полесье в исследуемый период.

Материал и методы исследования. Изучались методические материалы и архивные документы Национальной библиотеки РБ по теме исследования, анализировались диссертационные исследования отечественных и зарубежных ученых, нормативная литература.

Результаты исследования и их обсуждение

Анализ трудов отечественных и зарубежных ученых по проблеме развития и становления физкультурного образования в обществе позволяет предположить, что одним из основных компонентов физкультурного образования является физическая культура [2], [3].

Термин «физическая культура», как и более общий термин «культура», не однозначен. Первоначально латинское название слова CULTURA означало «возделывание», «воспитание», «образование», «развитие», «почитание». В то же время физическая культура имеет столь же давнюю историю, как и общество, но сам термин появился лишь в конце XIX века. Исходя из характерного для XIX века понимания культуры в целом как процесса, связанного с возделыванием чего-либо или воспитанием кого-либо, в США и Англии появилось выражение «физическая культура». В России возникновение термина «физическая культура» имеет свою

66

ВЕСНІК МДПУ імя І. П. ШАМЯКІНА

историю. В 1899 г. английское «Physical culture» переводится на русский язык как физическое развитие, в 1908 г. немецкое «Korper Kultur» - как культура тела, красота и сила. И только начиная с 1911 г., появляются работы, в которых встречается на русском языке термин «физическая культура» [2], [4], [5].

Основываясь на предложенных научных точках зрения на природу понятия «Физическая культура», мы считаем возможным выделить различные подходы к пониманию сущности понятия «Физическая культура» (таблица 1).

Таблица - Подходы к определению понятия «Физическая культура»

№ Авторы Содержание понятия «Физическая культура»

1. А.А. Шамак «Физическая культура» - сложная, динамичная, открытая система. Определение физической культуры как системы создает гносеологические установки изучения физической культуры как целостности [1].

2. М.А. Пономарев «Физическая культура» - социально организуемая и целенаправленная деятельность по формированию и поддержке необходимых обществу физических качеств людей, классов, населения в целом [1].

3. В.М. Выдрин «Физическая культура» - социальная система и относится к классу больших систем, что требует ее рассмотрения по частям и использования структурного метода исследования, который является элементом системного подхода [6].

4. Свободная энциклопедия «Википедия» «Физическая культура» рассматривается как часть культуры, представляющая собой совокупность ценностей, норм и знаний, создаваемых и используемых обществом в целях физического и интеллектуального развития способностей человека, совершенствования его двигательной активности и формирования здорового образа жизни, социальной адаптации путем физического воспитания, физической подготовки и физического развития [7].

5. В.К. Бальсевич и Л.И. Лубышева Понятие «Физическая культура» базируют на следующем содержании: «активное воздействие не только на физические способности человека, но, прежде всего, на его чувства и сознание, психику и интеллект, что обеспечивает формирование устойчивых социально-психологических проявлений: положительной мотивации, ценностных ориентаций, интересов и потребностей в сфере физической активности и здоровом стиле жизни» [8].

6. М.Я. Виленский и Г.М. Соловьев Физическая культура личности - это социально-детерминированная область общей культуры человека, представляющая собой качественное, системное, динамичное состояние, характеризующееся определенным уровнем специальной образованности, физического совершенства, мотивационно-ценностных ориентаций и социальнодуховных ценностей, приобретенных в результате воспитания и интегрированных в физкультурно-спортивной деятельности, культуре образа жизни, духовности и психофизическом здоровье [9].

Обобщая взгляды исследователей, можно сказать, что в качестве показателей развития физической культуры авторы в основном склонны считать совокупность ценностей, норм и знаний, создаваемых и используемых обществом в целях физического и интеллектуального развития способностей человека. Одна из основных задач физической культуры - это положительное воздействие на жизненно важные функции организма человека. При этом, совершенствуя свои двигательные возможности, как утверждает Б. Р. Голощапов, можно не только успешнее трудиться, охотиться, воевать и т. д., но и физически развивать самого себя. Данное обстоятельство было существенным толчком к возникновению физической культуры [10].

Таким образом, проведя анализ научной литературы по данной проблеме, можно отметить, что физическая культура является основным компонентом физкультурного образования.

ПЕДАГ АГІЧНЫЯ НАВУКІ

67

Данное обстоятельство позволило выделить основные этапы становления и развития физической культуры. Не претендуя на научное открытие, мы разработали модель становления и развития физкультурного образования (рисунок 1) [5].

Физические упражнения входили в обрядовые танцы, посвящения, игры, имитируя трудовые, военные и другие действия. Это и стало предпосылкой зарождения элементов физического воспитания

/ N 2-й этап: Физическая культура в Средневековье (V-XV века) ^ >

Ч У

Ж

3-й этап: Физическая культура в позднее Средневековье (эпоха Возрождения XV -нач. XVII века)

Физическая культура характеризуется большим влиянием церкви на физическое воспитание и поведение людей, а также традициями, принятыми в обществе. В это время формируются черты сословной физической культуры

Ж

Физические упражнения начинают приобретать элементы отдельных спортивных движений (бег, метание, прыжки и т. д.), в городах появляются помещения для занятий играми, создаются элементарные правила проведения состязаний

4-й этап: Физическая культура в эпоху Просвещения (конец XVII -начало XVIII века)

Развитие теоретических основ физического воспитания. Большой вклад в теорию и практику физической культуры внесли передовые педагоги и мыслители этой эпохи. Все это имело большое значение для дальнейшего развития физической культуры

5-й этап: Физическая Выросла роль физической культуры в общественном

культура понимании для разных слоев населения. Занятия

в дореволюционный период физической культурой стали требовать научного

(XVIII век - до Октябрьской обоснования. Появляются отдельные виды спорта.

революции 1917 года) V ) Физическое воспитание и спорт приобретают современные очертания и занимают значимое место в жизни общества

Рисунок 1. - Модель становления физкультурного образования

68

ВЕСНІК МДПУ імя І. П. ШАМЯКІНА

В ходе дальнейшего исследования данной проблемы нами были выделены этапы становления и развития физкультурного образования на Полесье (вторая половина XIX - начало XX века), которые, на наш взгляд, являются основными, а также дана их краткая характеристика.

Также была разработана «Модель становления и развития физкультурного образования на Полесье (вторая половина XIX - начало XX века)» (рисунок 2).

Рисунок 2. - Модель становления и развития физкультурного образования на Полесье (вторая половина XIX - начало XX века)

ПЕДАГ АГІЧНЫЯ НАВУКІ

69

Этапы становления и развития физкультурного образования на Полесье (вторая половина XIX - начало XX века)

1. Вторая половина XIX века

Историография физической культуры Беларуси XIX - начала XX в. начинает формироваться со второй половины XIX в. Беларусь находится в составе Российской империи, рассматривалась как западная часть России, и все материалы, что касались ее, рассматривались в русле российской истории. Авторами наиболее значительных работ, где дается информация по проблеме физического воспитания, были учителя и чиновники Виленского учебного округа, которые в своих работах рассматривали, изучали историю учебных заведений Беларуси, чаще тех, где они сами работали. В большинстве этих работ приводятся документы и материалы, содержащие сведения о таком элементе физической культуры, как физическое воспитание учеников. Обращаясь к истории учебных заведений Западного края, они использовали материалы школьных архивов, начиная с XVII-XVin вв. - времен существования Великого Княжества Литовского [1], [11], [12].

В этот период формируются элементы физического воспитания как педагогической системы. В военно-учебных заведениях происходит формирование профессионально-прикладной физической подготовки и осуществляется выделение этого направления в отдельную подсистему физического воспитания.

2. Конец XIX века

В этот период начинается процесс общественно-государственной институализации физической культуры, управление ею постепенно концентрируется в руках государства. Вместе с тем наблюдается несовпадение общественных и государственных интересов в сфере физической культуры.

Общественные организации считают целью физической культуры развитие физических качеств человека. А государство - военно-прикладную подготовку мужской части населения. Боясь подъема общественной активности в сфере физической культуры, государственные власти стремились контролировать процессы развития физической культуры [1], [12].

В конце XIX века начался процесс формирования новой подсистемы физического воспитания - «Спорт».

В исследуемый период на белорусском Полесье берут начало такие виды спорта, как борьба, подъем и метание тяжестей, которые получили большое развитие и не потеряли своей актуальности и в наше время. В этот период получают свое развитие первые кружки и секции по этим видам спорта.

3. Начало XX века

В первые годы XX столетия при активном участии всеобуча на Полесье появляются спортивные кружки, которые культивировали в основном борьбу и тяжелую атлетику (рисунок 3).

В конце XVII века для демонстрации силы на ярмарках, праздниках и в цирках появляется еще одно направление тяжелой атлетики - поднятие гирь, которое позже выходит в отдельное направление и становится самостоятельным видом спорта, получившим название гиревой спорт.

После революции в Белоруссии широкое развитие получил массовый спорт. На предприятиях, в школах, учебных заведениях стали организовываться разнообразные спортивные кружки [13]-[16].

Борьба, тяжелая атлетика и гиревой спорт не потеряли своей актуальности и продолжают развиваться на Полесье и в настоящее время.

Борьба получила развитие в спортивных школах г. Мозыря, г. Гомеля. Тяжелая атлетика усиленными темпами продолжает развиваться в г. Мозыре, г. Лельчицы, г. Гомель.

Одной из самых сильных школ по гиревому спорту в республике считается школа г. Житковичи.

70

ВЕСНІК МДПУ імя І. П. ШАМЯКІНА

Рисунок 3. - Развитие отдельных видов спорта на Белорусском Полесье

ПЕДАГ АГІЧНЫЯ НАВУКІ

71

Выводы

В ходе исследования были выявлены компоненты физкультурного образования; основные этапы становления и развития физкультурного образования; социокультурные условия, повлиявшие на становление и развитие физкультурного образования; этапы становления и развития физкультурного образования на белорусском Полесье в исследуемый период; дана краткая характеристика развития отдельных видов спорта, взявших свое начало и получивших большое развитие на белорусском Полесье в исследуемый период.

Анализ результатов исследования показал, что проблема становления и развития физической культуры во все исторические периоды развития человеческого общества имела большое значение.

История развития физической культуры, образования и воспитания показывает, что развитие общества на различных ступенях обусловливается определенным способом производства, политикой, культурой, идеологией, наукой, военным делом, характерными для определенного этапа развития человеческого общества.

В центре всех изменений на всех этапах становления физической культуры, образования и человеческого общества стоял человек, который своей деятельностью обусловливал появление новых физических упражнений, новых видов спорта, он же и отбрасывал устаревшие формы и средства физической культуры [5].

Одним из необходимых и важных условий не только сохранения, но и дальнейшего развития физической культуры и спорта как одного из важных направлений научного знания, обеспечивающего теоретическую основу практического решения задач физического воспитания и спортивной подготовки современного поколения, является широкое и системное проведение научных исследований в области развития физкультурного образования.

СПИСОК ЦИТИРУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Шамак, А. А. Развіцце фізічнай культуры Беларусі канца XVIII - пачатку XX ст. (1772-1917) : аўтарэф. дыс. ... канд. гіст. навук : 07.00.02 / А. А. Шамак ; Беларус. дзярж. пед. ун-т імя М. Танка. - Мінск, 2001. - 20 с.

2. История физической культуры : пособие : в 2 ч. / авт.-сост.: Д. В. Анисимов, В. Ф. Дранец ; под ред. Д. В. Анисимова. - Мозырь : УО «МГПУ им. И. П. Шамякина», 2010. - Ч. 1. - 113 с.

3. Латышина, Д. И. История педагогики : учеб. пособие / Д. И. Латышина. - М. : Гардарики, 2002. -

603 с.

4. Физическая культура как вид общей культуры // Литературный журнал геосимволистов «Мой берег» [Электронный ресурс]. - С. 3. - Режим доступа : http: //mov-bereg. ru/kultura- studenta/fizicheskava-kultura-v-obschestvennov-i-professionalnov-podgotovke-studentov-referat-3.html. - Дата доступа 09.10.2014.

5. Черкас, С. В. Социокультурные предпосылки становления и развития физкультурного образования / С. В. Черкас // Веснік Віцебскага дзяржаўнага ўніверсітэта. - 2014. - № 5. - С. 42.

6. Выдрин, В. М. Системный подход в исследованиях физической культуры / В. М. Выдрин // Теория и практика физической культуры. - 1978. - № 3. - С. 5-7.

7. Свободная энциклопедия Википедия [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://ru.wikipedia.org/wiki.

8. Матвеев, Л. П. Теория и методика физической культуры / Л. П. Матвеев. - М., 1991. - 312 с.

9. Виленский, М. Я. Основные сущностные характеристики педагогической технологии формирования физической культуры личности / М. Я. Виленский, Г. М. Соловьев // ТиПФК. - 2001. - № 3. - С. 2-7.

10. Голощапов, Б. Р. История физической культуры и спорта : учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / Б. Р. Голощапов. - М. : изд. центр «Академия», 2004. - 312 с.

11. Зайцева, Н. В. Взаимосвязь умственного и физического воспитания детей в дошкольных учреждениях : монография / Н. В. Зайцева. - Мозырь : УО МГПУ им. И. П. Шамякина, 2011. - 251 с.

12. Хужин, Р. А. Становление и развитие высшего физкультурного образования в России во второй половине XIX - начале XXI веков: : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / Р. А. Хужин ; [ГОУ ВПО "Башкирский государственный университет"]. - Барнаул, 2009. - 21 с.

13. Максимович, В. А. Организационно-методическое обеспечение физического воспитания студентов на основе видов двигательной активности [Электронный ресурс] : пособие по курсу "Физическая культура" для студентов непрофильных специальностей / В. А. Максимович, В. А. Коледа, С. К. Городилин. -Гродно : ГрГУ им. Я. Купалы, 2012. - 319 с. http://www.elib.grsu.bv/doc/10293 . - Дата доступа 04.03.2015.

14. Краткая история развития массовой физкультурно-оздоровительной и спортивной работы [Электронный ресурс] / Министерство связи и информатизации Республики Беларусь. - Режим доступа : http://www.mpt.gov.bv/ru/new page 5 1 15149/.- Дата доступа 04.03.2015.

72

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ВЕСНІК МДПУ імя І. П. ШАМЯКІНА

15. История развития греко-римской борьбы в Республике Беларусь : учеб. пособие /

В. А. Максимович [и др.]. - Гродно : ГрГУ, 2003. - 173 с.

16. Этапы становления физкультурного образования в Беларуси / Государственный комитет Белоруской ССР по физической культуре и спорту ; Белорусский государственный институт физической культуры. - Минск : Белорусский государственный институт физической культуры, 1987. - 28 с.

Поступила в редакцию 23.03.15 E-mail: serg524@rambler.ru

N. V. Zaytseva, S. V. Cherkas

STAGES OF FORMATION AND DEVELOPMENT OF SPORTS EDUCATION IN THE POLESIE (2nd half of the XIXth cent. - beginning of the XXth cent.)

In this article the main components of sports education are considered; stages of formation and development of physical culture in life of human society are shown. The main stages of formation and development of sports education in the Polesie in the second half of the XIXth cent. - beginning of the XXth cent.are investigated. The sociocultural prerequisites which influenced formation of sports education as an independent kind of activity have been analyzed. Brief description of development of separate sports during the studied period and further development of these sports in modern time are given. Archival and methodical materials of domestic and foreign authors on a research subject are seen and analysed. Conclusions for further research are drawn.

Key words: physical culture and education system, culture, stages of formation of physical culture, components of physical culture, prerequisite.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.