Научная статья на тему 'ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ ЭЛЕКТРОННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА'

ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ ЭЛЕКТРОННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
87
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
электронное правительство / сектор государственного управления / государственные услуги / цифровизация государственных услуг / этапы становления электронного правительства / electronic government / public administration sector / public services / digitalization of public services / stages of development of electronic government

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — И.С. Калганов

В статье представлен анализ содержания электронного правительства и этапов его становления. Целью исследования является выделение и характеристика этапов реформирования сектора государственного управления на основе цифровизации административных процессов, включающих информационный этап, этап формирования взаимодействий, этап транзакций, этап интеграции внутри- и межорганизационных процессов. Особое внимание уделено исследованию информационного этапа и этапа формирования взаимодействий. Доказано, что особенностью эволюции сектора государственного управления выступает повышение уровня персонализации государственных услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STAGES OF FORMATION OF ELECTRONIC GOVERNMENT

The article presents an analysis of the content of e-government and the stages of its formation. The purpose of the study is to identify and characterize the stages of reform of the public administration sector, which is based on the digitalization of administrative processes, including the information stage, the stage of interaction formation, the transaction stage, the stage of integration of intra- and inter-organizational processes. Particular attention is paid to the study of the information stage and the stage of interaction formation. It has been proven that a feature of the evolution of the public administration sector is the increasing level of personalization of public services.

Текст научной работы на тему «ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ ЭЛЕКТРОННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА»

ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ ЭЛЕКТРОННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА И.С. Калганов, соискатель

Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова (Россия, г. Москва)

DOI:10.24412/2411-0450-2023-12-1-83-85

Аннотация. В статье представлен анализ содержания электронного правительства и этапов его становления. Целью исследования является выделение и характеристика этапов реформирования сектора государственного управления на основе цифровизации административных процессов, включающих информационный этап, этап формирования взаимодействий, этап транзакций, этап интеграции внутри- и межорганизационных процессов. Особое внимание уделено исследованию информационного этапа и этапа формирования взаимодействий. Доказано, что особенностью эволюции сектора государственного управления выступает повышение уровня персонализации государственных услуг.

Ключевые слова: электронное правительство, сектор государственного управления, государственные услуги, цифровизация государственных услуг, этапы становления электронного правительства.

Цифровизация сектора государственного управления позволяет осуществлять услуги в электронной форме по принципу «единого окна». Электронное правительство основано на интеграции отношений между различными уровнями государственного управления. Получатель государственных услуг имеет возможность выбора между установлением контакта с органов государственной власти либо через фронт-офис, либо через Интернет или любой другой канал связи, включающий традиционную почтовую службу, телефон, электронную почту и др. Формирование электронного правительства предполагает реализацию ряда проектов. Во-первых, разрабатываются проекты, направленные на улучшение и распространение процессов предоставления государственных услуг физическим и юридическим лицам; в-вторых, проекты, направленные на развитие отношений с предприятиями и работниками, предоставляющими услуги; в-третьих, проекты, направленные на реализацию межведомственных взаимодействий. Тем самым, цифровая трансформация сектора государственного управления создает основу для развития электронного администрирования и предоставления государственных услуг в электронной форме.

Реинжиниринг административных процессов с использованием цифровых инноваций включает четыре этапа: информационный этап; этап формирования взаимодействий; этап транзакций; этап интеграции внутри- и межорганизационных процессов (межведомственных, межгосударственных и др.). Анализ состояния электронного правительства в развитых странах показывает, что оно находится на этапе взаимодействия или этапе транзакций. Первые три этапа предполагают организационную трансформацию административных процессов. Эти преобразования не позволяют перейти к предоставление всего объема государственных услуг в электронной форме. В то же время расширяется сфера применения мультимедийных интерактивных технологий (электронная почта и др.), электронного управления документами (поисковая система и др.), которые интегрируются в структуру существующих информационных систем для выполнения определенных транзакций в электронном виде. В то же время внедряются вспомогательные механизмы для обеспечения безопасности и достоверности личной информации (аутентификация, шифрование). Четвертый этап представляет собой этап радикальной трансформации (реинжиниринга) административных про-

цессов и организационных структур с целью предоставления комплексных, обширных и высокоинтенсивных услуг в электронной форме внутри и между ведомствами через сервисный портал, который объединяет их фронт-офисы и бэк-офисы, а также порталы бюджетных учреждений, других уровней государственного управления и/или частных партнеров.

Развитие сектора государственного управления на основе цифровизации государственных услуг ориентировано на граждан и учитывает их потребности в индивидуальном обслуживании, снижении затрат на оказание государственных услуг, высоком качестве услуг, комплексном характер обслуживания, коротких сроках предоставления [1]. Три первых этапа формирования электронного правительства предполагают эволюционные преобразования, которые не позволяют реализовать в полной мере принцип персонализа-ции услуг. По мере реформирования сектора государственного управления уровень персонализации услуг повышается. Одновременно происходят организационные изменения и изменения культуры сотрудников органов управления и бюджетных организаций, эволюция информационных и коммуникационных систем, а также трансформация инфраструктуры информационных технологий. Предоставление услуг в электронном виде предполагает переход от информационного портала к высокоинтегрированному межведомственному, межуровневому правительственному и партнерскому порталу. Подобный переход требует интеграции внут-риорганизационных и межорганизационных процессов в соответствии с правилами государственной службы. Электронное правительство характеризуется ориентацией на интересы гражданина-получателя персонализированных государственных услуг, поддерживается новыми организационными структурами, интегрированными информационными системами и все более сложной инфраструктурой. Организационные структуры и управленческие механизмы, которые в настоящее время являются преимущественно иерархическими и представлены совокупностью от-

носительно автономных информационных систем, трансформируются на основе сквозных процессов (сетей). Инструменты управления информационными и коммуникационными системами и информационная инфраструктура должны быть в значительной степени интегрированы, что позволяет сформировать качественно новую культуру работы сотрудников органов государственной власти.

Информационный этап, или этап присутствия в Интернете для большинства организаций является первым этапом развития электронного правительства. Целью данного этапа является обеспечение присутствия государства в Интернете, чтобы использовать этот новый канал связи с получателями государственных услуг. Вебсайт является дополнением ко всем другим каналам распространения официальной информации, включающим почтовые отправления, колл-центры, сервисные центры и БШБ-уведомления. Орган государственного управления может инициировать проект по интеграции услуг фронт-офиса с бэк-офисом, не имея при этом проекта по предоставлению дополнительных услуг, который реализуется на третьем этапе формирования электронного правительства. Однако риски провала проекта в этом случае оцениваются как более высокие. Представляется возможным одновременного внедрения различных элементов предоставления электронных услуг на двух первых этапах эволюции. Это найдет отражение в формировании информационного каталога, который размещается на главной странице официального сайта органа государственного управления или бюджетной организации. Как правило, главная страница содержит ответы на самые распространенные вопросы граждан, касающиеся расположения сервисных центров, графиков обслуживания, содержания административных процедур, которые необходимо соблюдать, загружаемых формуляров и др. Одновременно происходит массовое распространение официальной информации по электронной почте. Однако подобные изменения не сопровождаются персонализацией государственных услуг. Процесс становления электронного

правительства на данном этапе предполагает инкорпорацию технического обслуживания в состав управленческих процессов, а также становление процессов сквозного и двунаправленного управления каждым компонентом. Преимущества информационного веб-сайта для подключенных граждан заключаются в обеспечении доступа к официальной информации в формате 24х7. В некоторых случаях сайт позволяет сократить количество посещений сервисного центра. На этапе взаимодействия снижается нагрузка других каналов распространения информации и коммуникации (например, услуг сотовых операторов, услуг на стойке регистрации и др.) за счет снижения рабочей нагрузки фронт-офиса, к которому часто обращаются за распространенной дезинформацией. При этом исследования показывают, что коли-

вается, что обусловлено облегчением доступа граждан к информации, снижением затрат на отправку документов. Поскольку организация является поставщиком официальной информации, ее задачей является внедрение стандартов графического дизайна, механизмов обновления информации и документов, а также управленческих процессов для разработки и поддержки этого канала связи. На этапе взаимодействия происходит персонификация взаимодействий с получателями государственных услуг, что свидетельствует о формировании двустороннего электронного общения с гражданами и систематического управления контентом и документами. Успешность данных этапов выступает необходимым условием перехода к следующим этапам формирования электронного правительства.

чество запросов на информацию увеличи-

Библиографический список

1. Курбатова О.В. Подходы к пониманию сущности публичных услуг // Вестник Московского университета МВД России. - 2020. - №1. - С. 229-232.

STAGES OF FORMATION OF ELECTRONIC GOVERNMENT

I.S. Kalganov, degree applicant Lomonosov Moscow State University (Russia, Moscow)

Abstract. The article presents an analysis of the content of e-government and the stages of its formation. The purpose of the study is to identify and characterize the stages of reform of the public administration sector, which is based on the digitalization of administrative processes, including the information stage, the stage of interaction formation, the transaction stage, the stage of integration of intra- and inter-organizational processes. Particular attention is paid to the study of the information stage and the stage of interaction formation. It has been proven that a feature of the evolution of the public administration sector is the increasing level of personalization of public services.

Keywords: electronic government, public administration sector, public services, digitalization of public services, stages of development of electronic government.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.