Вестник Омского университета. Серия «Право». 2018. № 3 (56). С. 41-45.
УДК 342
DOI 10.25513/1990-5173.2018.3.41-45
ЭТАПЫ СИСТЕМАТИЗАЦИИ РОССИЙСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
THE STAGES OF SYSTEMATIZATION OF RUSSIAN LEGISLATION Е. В. ЯКИМОВ (E. V. YAKIMOV)
Данная статья посвящена этапам систематизации российского законодательства. Рассматриваются и исследуются первые попытки создания кодифицированных актов. Выделяются три этапа в систематизации отечественного законодательства, каждый из которых вносит существенный вклад в историю российского государства, а также происходит обоснование вывода о необходимости проведения систематизации современного законодательства.
Ключевые слова: систематизация; инкорпорация; консолидация; Соборное уложение 1649 г.; деятельность М. М. Сперанского; законодательный процесс.
This article is devoted to the stages of systématisation of Russian legislation. The first attempts to create codified acts are considered and investigated. There are three stages in the systematization of domestic legislation, each of which makes a significant contribution to the history of the Russian state, as well as substantiates the conclusion about the need for systematization of modern legislation.
Key words: systematization; incorporation; consolidation; Assembly Order of 1649; M. M. Speransky's activity; legislative process.
Государство - политико-территориальная, суверенная организация публичной власти, имеющая аппарат принуждения и способная делать свои веления общеобязательными для всех индивидуальных и коллективных субъектов права в соответствии с Конституцией и действующим законодательством.
В ст. 1 Конституции РФ сказано: «Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления» [1]. Исходя из данного определения, следует поставить вопрос: что же такое правовое государство?
Правовое государство - это государство, в котором организация и деятельность государственной власти в её взаимоотношениях с индивидами и их объединениями основана на праве и ему соответствует. Исходя из данного определения одним из основных элементов такого государства выступает право.
Право государства можно охарактеризовать как совокупность определённых право-
© Якимов Е. В., 2018
вых норм, направленных на урегулирование общественных отношений. При этом данные нормы, с целью избежания «правового беспорядка», должны быть структурированы, согласованы и организованы. Таким образом, нормы права представляют собой «систему» -образование, состоящее из множества элементов, регулирующих общественные отношения и взаимодействующих друг с другом посредством определённых связей. Благодаря систематизации права раскрывается уровень развитости государства, его правовая культура, а также юридическое правосознание.
В современной науке проблема систематизации отечественного законодательства достаточно актуальна. Она кроется в обнаружении и восполнении пробелов в российском праве.
Стремительное развитие нашего государства вылилось в постоянно растущее количество нормативно-правовых актов, что может привести к образованию правовой «инфляции» в стране. В последнее время
наряду с традиционными отраслями отечественного права появляются новые виды с разветвленной нормативной системой. Постоянно растёт и развивается законотворческая деятельность в субъектах Российской Федерации. Происходит формирование двух уровней отечественного законодательства - федерального и регионального. Все эти предпосылки перерастают в огромный нормативно-правовой массив, который должен быть проинвентаризирован на пригодность действующих нормативно-правовых актов с их дальнейшей систематизацией.
Формирование и развитие процесса упорядочивания российского законодательства проходило в разные исторические эпохи.
Первые шаги к систематизации отечественного права прослеживаются в ХУ-ХУ1 вв., что можно увидеть в судебниках того времени. Возникшая необходимость проведения кодификации была связана с неразберихой нормативных актов, которые зачастую противоречили друг другу и не были известны широкому кругу лиц. В то время возникала нужда в кодификации норм судопроизводства, как уголовного, так и гражданского. Именно поэтому было необходимо создать кодифицированный акт, который бы регулировал наиболее значимые сферы жизнедеятельности общества и давал полное разъяснение правовых норм.
Первым результатом систематизации отечественного законодательства можно считать Соборное уложение 1649 г., которое по своей сути стало символом окрепшего Российского государства.
Основным результатом создания данного документа стала частичная замена устаревших правовых актов и оставления тех, на которые есть прямые отсылки в Соборном уложении 1649 г. Таким образом, стали появляться первые тенденции к разделению права на отрасли, что являлось огромным шагом к дальнейшему развитию не только системы права, но и системы отечественного законодательства.
Вторым шагом в развитии систематизации стала эпоха Петра Великого, который считал, что все подданные должны подчиняться закону. Такой закон должен быть упорядочен и понятен каждому. По указу Петра I от 18 февраля 1700 г. создаётся спе-
циальный орган - Палата об уложении, которой император поручает собрать воедино все акты, изданные после Соборного уложения 1649 г. В 1711 г. создаётся Сенат, который должен был взять на себя контроль систематизации законодательства. Новые статьи должны были содержать в себе сведения о том, являются они измененными или представляют собой дополнение к Соборному уложению 1649 г. Однако попытки создания нового акта - сводного уложения - при Петре Великом так и не увенчались успехом.
Наиболее значимым этапом в развитии систематизации отечественного законодательства стала эпоха деятельности М. М. Сперанского.
Изменения, которые происходили в российском праве в начале XIX в., были направлены на сохранение абсолютических порядков. С целью укрепления ослабленного феодализма возникают попытки, направленные на поддержание феодальной законности. После Петра Великого, который считал, что все должны соблюдать закон, в одной из резолюций такую же мысль высказал Александр I: «Закон должен быть для всех единствен. Коль скоро я себе дозволю нарушать законы, кто тогда почтёт за обязанность соблюдать их?» [2]. Попытки сохранить существующие порядки приводят к идее систематизации законодательства.
Так, в 1801 г. Александром I была учреждена Комиссия составления законов, возглавлявшаяся П. В. Завадовским. Основная деятельность данной комиссии была направлена на подготовительную работу к систематизации российского законодательства, которая не увенчалась успехом. Основные предпосылки к этому складывались из противоречий, с которыми пришлось столкнуться. Они заключались в противопоставлении между старым и новым, в решении вопроса крепостного права, которое являлось основой феодализма. Первая попытка о пересмотре крестьянского законодательства встретила жёсткий отпор со стороны императора.
И лишь при Николае I удалось окончить систематизацию российского права. Основная идея императора заключалась в оставлении права неизменным и формировании порядка между существующими нормами. С этой целью кодификационная комиссия
была преобразована во II отделение Собственной Его Императорского Величества канцелярии. После учреждения Свода законов по приказу императора было учреждено семь ревизионных комиссий, которые должны были проверить равенство Свода существующему законодательству.
Одной из главных причин успеха работы кодификационной комиссии была деятельность М. М. Сперанского, который действовал на основании установок Николая I.
Работа по созданию нового Свода законов проходила в несколько этапов. Первый -заключался в сборе всех законов, изданных с момента принятия Соборного уложения 1649 г. Второй - подготовка и приведение данных актов в единую целостную систему, и, наконец, третий этап ознаменовался изданием нового Уложения.
К первому этапу следует отнести подготовку и создание Полного собрания законов, которое включило в себя акты, входившие в Соборное уложение 1649 г., и заканчивалось нормами, принятыми до начала царствования Николая I в хронологическом порядке. Далее Собрание законов пополнялось новым, текущим законодательством. Впоследствии было создано второе Полное собрание законов Российской империи, включающее в себя акты до 1881 г., а также третий сборник, состоящий из актов, принятых с марта этого же года.
Однако Полное собрание законов не соответствовало своему названию. Некоторые акты так и не были найдены, другие специально не были включены из-за своего внешнеполитического характера, а также не рассматривались те, которые были изданы по причинам чрезвычайной важности. По современным подсчётам, в Полное собрание законов не вошло более тысячи актов.
Второй этап работы по созданию единого Свода законов включал в себя деятельность, направленную на исключение недействующих норм, устранение противоречий между актами, обработку текста. Как верно подмечает профессор истории русского права Н. В. Колачев, говоря о деятельности М. М. Сперанского при подготовке Уложения, «Свод есть верное изображение того, что есть в законах, но он не есть ни дополнение их, ни толкование» [3].
При этом многие исследователи современности считают, что М. М. Сперанский неоднократно и сам формулировал новые нормы, не опирающиеся на действующий закон, особенно в сфере гражданского права.
Свод законов был издан в 15 томах, которые были объединены в 8 книг. Первая книга включала в себя законы об органах власти и управления и государственной службе, вторая - уставы о повинностях, третья - уставы казенного управления, четвертая - законы о сословиях, пятая - гражданское законодательство, шестая - уставы государственного благоустройства, седьмая -уставы благочиния и восьмая - уголовные законы. К концу XIX в. в Свод законов был добавлен 16-й том, который регулировал вопросы процессуального законодательства.
Исходя из материалов, которые содержались в вышеуказанных книгах, можно выделить отличительную особенность нового Свода, которая заключалась в распределении материала по отраслевому принципу.
В основу структуры нового «кодифицированного акта» было положено деление права на публичное и частное. М. М. Сперанский при создании Свода законов изучал примеры западной кодификации, а именно римские, французские и другие кодексы, на основе которых и создал свою оригинальную систему.
Последним этапом в работе М. М. Сперанского являлось создание Уложения, основной целью которого было развитие существующего права.
Если Полное собрание законов представляло собой инкорпорацию, т. е. вид систематизации, при котором объединённые в сборник нормативные акты сохраняют своё самостоятельное юридическое значение, то Уложение должно было походить на кодификацию, которая подразумевала под собой не только объединение старых норм, но и создание новых.
Целью М. М. Сперанского являлось укрепление феодального строя и самодержавия, их усовершенствование. Однако понимание того, что необходимо пойти на определённые уступки, не нашло поддержки со стороны императора.
Работа по систематизации российского законодательства остановилась на втором этапе.
При этом элементом третьего этапа можно назвать Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г., которое являлось первым уголовным кодексом Российского государства.
При разработке данного Уложения был применён 15-й том Свода законов. Кроме того, авторы не ограничились только российским опытом. При создании «первого» уголовного кодекса был задействован западноевропейским опыт. Проект Уложения и объяснительная записка к нему были готовы к 1844 г. После рассмотрения проекта в Государственном совете Уложение было утверждено императором в августе 1845 г. и введено в действие с 1 мая 1846 г.
Структура Уложения представляла собой совокупность более 2 тысяч статей, которые были разбиты на 12 разделов. Одним из основных недочетов данного акта являлась громоздкость, которая выражалась в стремлении авторов предусмотреть всевозможные виды преступлений, в которых не было предусмотрено обобщающих формулировок, что говорило о низком профессиональном уровне судей того времени.
Одной из основных новел, которые привнесло указанное Уложение, стало введение Общей части, которая регулировалась первым разделом данного акта. Данный раздел включал в себя вопросы о вине как основании уголовной ответственности, о стадиях развития преступной деятельности, о соучастии, обстоятельствах, смягчающих и устраняющих ответственность.
Основными преступлениями, по Уложению 1845 г., являлись преступления и проступки против государства, порядка управления, религии, а также должностные преступления.
Все наказания делились по разрядам, родам и степеням. Кроме того, было деление на уголовные наказания и проступки. Продолжал сохраняться сословный принцип применения наказаний.
После Октябрьской революции 1917 г. и образования нового государства СССР начался новый этап в систематизации российского законодательства. Он выражался в попытках осуществить комплексную систематизацию. Так, 2 сентября 1976 г. ЦК КПСС, Президиум Верховного Совета СССР и Со-
вет Министров СССР приняли постановление «О подготовке и издании Свода законов СССР».
Новый Свод законов должен был состоять из семи разделов:
1) об общественном и государственном устройстве;
2) о социальном развитии и культуре; социально-экономических правах граждан;
3) о рациональном использовании и охране природных ресурсов;
4) о народном хозяйстве;
5) о международных отношениях и внешних экономических связях;
6) об обороне страны и охране государственных границ;
7) о правосудии, прокурорском надзоре и охране правопорядка.
Однако попытки создания данного акта угасли в 1980-х гг. в связи с развивающимся правотворчеством и кардинальными политическими преобразованиями. Основной целью Свода законов являлось объединение всех актов в единый источник, который должен был устранить противоречия между ними, что являлось существенным шагом к усовершенствованию системы законодательства. Но данная идея так и не была воплощена в жизнь по настоящее время.
Подводя итого вышесказанному, следует заметить, что систематизация законодательства характерна для любого развитого государства. «Хаос» в правотворческой сфере государства влечет за собой неэффективность правовых норм на его территории. Для Российской Федерации систематизация необходима в первую очереди из-за принадлежности нашего государства к романо-гер-манской правовой семье и сохранении правовых традиций. В Российской Федерации происходит активная правотворческая деятельность, которая выражается в постоянном принятии большого числа нормативно-правовых актов, подзаконных актов, поправок к ним, что подразумевает под собой постоянный контроль. С целью проведения систематизации законодательства следует учитывать и исторический опыт нашего государства, ведь основы проведения работ по систематизации отечественного законодательства формировались, развивались и совершенствовались в разные исторические эпохи. На-
чиная с периода деятельности М. М. Сперанского основы объединения норм складывались в определённую систему. С образованием Советского Союза систематизация была обращена на социальную направленность, работы по которой внесли существенный вклад в деятельность законодателя при проведении правотворческих работ, что выразилось в создании собрания действующего законодательства (СССР и союзных республик); сводов законов послевоенного времени, а также собрания ведомственного правотворчества. Немаловажную роль сыграло применение компьютерных средств для ведения учёта актов и создания электронных собраний законов.
В разные периоды становления и развития государства возникает потребность в проведении систематизации. Она выражается в значительном объёме законодательного материала, накопившегося за период существования государства.
В период модификаций, революционного изменения правовой системы систематизация отходит на второй план. Но её проблема всегда остаётся актуальной, поскольку благодаря систематизации происходит обнаружение и восполнение пробелов в действующем законодательстве.
1. Конституция Российской Федерации : принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с учётом поправок, внесённых Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ, от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ, от 5 февраля 2014 г. № 2-ФКЗ, от 21 июля 2014 г. № 11-ФКЗ) // СЗ РФ. - 2014. - № 9. - Ст. 851.
2. История отечественного государства и права / под. ред. О. И. Чистякова. Ч. I. - М. : БЕК, 1999. - С. 162.
3. Калачов Н. Архив историко-юридических сведений относящихся до России. Кн. 2. -СПб. : Тип. Императорской Академии наук, 1859. - С. 6.