Научная статья на тему 'Этапы реализации экспериментальной программы "Развитие духовно-нравственных качеств личности, социализирующейся в поликультурной среде"'

Этапы реализации экспериментальной программы "Развитие духовно-нравственных качеств личности, социализирующейся в поликультурной среде" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
52
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КРАЕВЕДЕНИЕ / ПРОЕКТ / ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПРОГРАММА / ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Корепанова Елена Леонидовна

В статье рассказывается об успешном опыте реализации программы экспериментальной деятельности «Развитие духовно-нравственных качеств личности, социализирующейся в поликультурной среде». Основная задача программы популяризации достижений истории и культуры народов Удмуртии и, прежде всего, русской православной культуры. Дано краткое описание этапов, основных научных и методических трудов. Актуальность статьи заключается в том, что автор указывает на реальные возможности практического использования регионального и этнокультурного компонента в исследовательской деятельности на примере конкретной образовательной организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Корепанова Елена Леонидовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Этапы реализации экспериментальной программы "Развитие духовно-нравственных качеств личности, социализирующейся в поликультурной среде"»

Е.Л. Корепанова

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ «РАЗВИТИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ, СОЦИАЛИЗИРУЮЩЕЙСЯ В ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЕ»

В статье рассказывается об успешном опыте реализации программы экспериментальной деятельности «Развитие духовно-нравственных качеств личности, социализирующейся в поликультурной среде». Основная задача программы -популяризации достижений истории и культуры народов Удмуртии и, прежде всего, русской православной культуры. Дано краткое описание этапов, основных научных и методических трудов. Актуальность статьи заключается в том, что автор указывает на реальные возможности практического использования регионального и этнокультурного компонента в исследовательской деятельности на примере конкретной образовательной организации.

Ключевые слова: инновационная деятельность, исследовательская деятельность, краеведение, проект, экспериментальная программа, этнокультурное образование.

В 2014-2015 учебном году в рамках реализации экспериментальной программы «Развитие духовно-нравственных качеств личности, социализирующейся в поликультурной среде» был подготовлен проект летнего отдыха учащихся с дневным пребыванием «Организация летнего отдыха учащихся через региональное и этнокультурное направление в исследовательской деятельности в школе» (автор - Е.Л. Корепанова).

Корепанова Елена Леонидовна - учитель истории и обществознания, руководитель научного общества учащихся МБОУ «СОШ № 45» г. Ижевска.

В соответствии с новыми образовательными стандартами, образовательное учреждение должно вести исследовательскую деятельность с учащимися. Но в ходе учебного процесса учителям бывает сложно проводить такую работу системно, к тому же, учителя нередко сталкиваются с проблемой недостаточного знания истории родного края. Указанный проект позволил на практике отработать навыки использования регионального и этнокультурного компонента для написания исследовательских работ, а также способствовал нравственному воспитанию учащихся. Целостность, целенаправленность и эффективность исследовательской деятельности помогают обеспечить только объединенные усилия педагогов, краеведов, представителей общественности. Основная цель проекта: формирование представления о возможностях использования краеведческого материала для написания исследовательских работ через организацию активного отдыха.

В профильный отряд были набраны учащиеся 6-7 классов, желающие творчески и с пользой для себя отдохнуть. Первая половина смены была теоретической направленности, ребята учились определять темы исследования, формулировать гипотезу, изучали структуру написания исследовательских работ, учились различать исследовательскую работу от проектной, искать варианты практического применения своей темы. Параллельно учителем информатики (Н.В. Пилишкина) велась работа по обучению и созданию презентаций к исследовательской работе. Учитель изобразительного искусства (Н.Г. Винокурова) на мастер-классе «Мастер публичного выступления» научила ребят творчески представлять свою работу, находить сильные и слабые её стороны. Учителя математики (Н.П. Жданова, В.В. Овечкина) большое внимание уделяли решению нестандартных задач, логических головоломок. Преподаватели по языку (И.Н. Титова, Е.В Бояринцева) провели экскурсию на английском языке в дендрариуме г. Ижевска. Была организована встреча с ученицей пятого класса из Индии. Ребята с удовольствием задавали вопросы о питании, о быте, и, конечно, об особенностях заграничной системы обучения.

Выезды на природу, экскурсии, посещение кинотеатров, конкурсы делали пребывание в школьном лагере интересным и запоминающимся. С каждым обучающимся проводились индивидуальные консультации. Для того, чтобы проверить насколько учащиеся усвоили теорию, был проведен фестиваль исследовательских работ, где ребята продемон-

РУССКАЯ КУЛЬТУРА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ШКОЛЫ

стрировали свои знания. Представленные темы разнообразны - это и предметные и метапредметные исследования, так или иначе, связанные с изучением истории и культуры родного края.

Вторая часть лагерной смены имела практическую направленность. Ученик 4«б» класса Александр Жданов для защиты своей исследовательской работы отправился в подмосковный город Обнинск, где принял участие в очной Всероссийской научно-практической конференции «Шаги в науку». Самые активные участники отряда выезжали в Семи-озерский монастырь (г. Казанью), Раифский Богородицкий монастырь и на остров-град Свияжск. Ребята познакомились с архитектурными особенностями храмов, историей их создания, с событиями, связанными с этими знаменательными местами. Безусловно, такие экскурсионные маршруты развивают кругозор учащихся, знакомят их с историей, ребята обогащаются и духовно и нравственно.

Следующим большим событием стало участие наших ребят с 23 по 29 июня 2015 г. в Республиканской профильной смене «Дорвыжы» Фестиваля республиканского туристско-краеведческого движения учащихся «Моя Удмуртия». Слет проходил в Сюмсинском районе УР, на берегу реки Кильмезь, в живописном месте у соснового бора. Туристический городок состоял из 37 палаток и 10 очагов кострищ. В работе слета приняли участие 10 команд из разных уголков Удмуртии: Ижевск, Глазов, Можга, Балезино, Сюмси, Ува, Дебессы. Начальник лагеря (методист РЦДОД Ю.В. Пиминова) определила содержание программы, насытив её, интеллектуальными и творческими конкурсами, а также туристическими заданиями и спортивными соревнованиями. Глубокие знания по краеведению дают такие конкурсы, как: «Город мастеров», «Обряды и обычаи моего народа», традиционные народные игры, защита презентаций по теме национальной кухни или традиционного костюма. Здесь дети сочетают и теоретические знания, и практические их применения. Самыми запоминающимся в 2015 г. можно считать выходы в деревни Русская Бабья, Васькино, Удмуртские Вишорки и др.

Положительные эмоции ожидали ребят на каждом шагу: конкурсы, состязания, переходы, купание в реке, жизнь в палатках, каша из котелка, песни у костра, новые друзья, возможность проявить себя. Подводя итоги слета, можно с уверенностью сказать, что получен богатый опыт работы в исследовательской деятельности по краеведению. По итогам лагерной

смены ребятам было предложено написать небольшие краеведческие эссе по темам: «Летние каникулы на просторах Удмуртии», «Находки нашего отряда в экспедиции», «Самый смешной случай на слете», «Мои новые знакомства в лагере», «Рассказы местных жителей о родных местах», «Наш отряд в работе и на отдыхе», «Мои стихи про слет и местные красоты». Таким образом, был подведен итог проделанной работы. На практике доказано, что проект «Организация летнего отдыха учащихся через региональное и этнокультурное направление в исследовательской деятельности в школе» может использоваться для профильных лагерных смен и для организации внеурочной деятельности не только в нашей образовательной организации, но и в других школах республики.

Описанный выше проект летнего отдыха учащихся стал органичной частью многолетней работы над реализацией экспериментальной программы «Развитие духовно-нравственных качеств личности, социализирующейся в поликультурной среде». Программа была одобрена научно-методическим советом Института повышения квалификации и переподготовки работников УР (ныне - Институт развития образования УР) и начала реализовываться с 2012 г. в МБОУ СОШ № 100 г. Ижевска. В декабре 2016 г. эксперимент переходит к финальной фазе своей реализации. В процессе работы, исполнители программы ежегодно оформляли и писали статьи для журналов, принимали участие в конференциях разного уровня. Наиболее значимые результаты эксперимента были освещены в ряде публикаций разного уровня, авторы указанных методических публикаций приходят к выводу, что разнообразные формы и методы работы педагога с использованием регионального и этнокультурного содержания образования в Удмуртской Республике помогают создать оптимальные условия для формирования полноценной личности в условиях вызовов глобального мира в поликультурной среде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.