Научная статья на тему 'Этапы развития высшего медицинского образования в Сибири'

Этапы развития высшего медицинского образования в Сибири Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1099
147
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Journal of Siberian Medical Sciences
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ МЕДИЦИНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ СИБИРИ / МЕДИЦИНСКИЕ ВУЗЫ / МЕДИЦИНСКИЕ ИНСТИТУТЫ / МЕДИЦИНСКИЕ АКАДЕМИИ / МЕДИЦИНСКИЕ УНИВЕРСИТЕТЫ / МЕДИЦИНСКИЕ ФАКУЛЬТЕТЫ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Николаева И. И., Баннова Е. С.

Статья "Этапы развития высшего медицинского образования в Сибири" представляет собой обзор становления и развития системы подготовки врачей для сибирского региона с конца XIX в. до сегодняшнего времени. Цель данного исследования анализ основных этапов и закономерностей развития высшего медицинского образования в Западной и Восточной Сибири. Основным методом исследования стал анализ вторичных источников и документов государственных архивных фондов Сибири. Исследование показало, что развитие высшего медицинского образования Сибири прошло пять этапов. Первый этап дореволюционный. Здесь особое внимание уделено развитию медицинского факультета Томского государственного университета, долгое время остававшегося основной базой подготовки врачей для всей Сибири. Основы государственной системы высшего медицинского образования после 1917 г. были заложены в 20-30-е годы советского периода (второй этап). Так, в 1920 г. одновременно в Западной и Восточной Сибири было открыто два новых медицинских факультета в Иркутском государственном университете и Сибирском ветеринарно-зоотехническом институте (г. Омск), последний из которых в 1921 г. был преобразован в самостоятельное учебное заведение Омский государственный медицинский институт. В 30-е годы из медицинских факультетов университетов были созданы самостоятельные медицинские институты в Иркутске, Томске, а также Новосибирске. Первоначально в новых сибирских вузах приоритеты были отданы трем направлениям подготовки врачей: санитарно-гигиеническому, лечебно-профилактическому и охране материнства и детства. В годы Великой Отечественной войны (третий этап) система высшего медицинского образования Сибири пополнилась новым вузом в г. Красноярске, который был открыт на базе нескольких эвакуированных медицинских институтов. В системе медицинского образования Сибири в этот период произошла перестройка преподавания и направлений научных исследований, связанная с нуждами военного времени. Четвертый этап пришелся на 50-80-е годы, когда в Сибири было создано еще несколько новых медицинских вузов (в Чите, Барнауле, Кемерово, Тюмени). В это время шло дальнейшее развитие медицинского образования Сибири, связанное с разработкой новых учебных планов и появлением новых медицинских факультетов. Современный этап развития высшего медицинского образования в Сибири стал складываться с начала 90-х годов, когда в вузах произошли существенные изменения, связанные с реформированием российского общества. Это коснулось изменения статуса вузов (от медицинских институтов к академиям и университетам), системы руководства и управления, финансирования, появления новых непрофильных факультетов и др. В настоящее время развитие высшего медицинского образования в Сибири связано с осуществлением национального проекта "Здоровье", предусматривающего повышение качества кадрового состава медицинских учреждений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Этапы развития высшего медицинского образования в Сибири»

№ 4 - 2007 г.

09.00.00 философские науки

УДК 61:378(091)(571.1/.5)

Этапы развития высшего медицинского образования в Сибири

И.И. Николаева, Е.С. Баннова

ГОУ ВПО Новосибирский государственный медицинский университет Росздрава

(г. Новосибирск)

Статья "Этапы развития высшего медицинского образования в Сибири" представляет собой обзор становления и развития системы подготовки врачей для сибирского региона с конца XIX в. до сегодняшнего времени. Цель данного исследования - анализ основных этапов и закономерностей развития высшего медицинского образования в Западной и Восточной Сибири. Основным методом исследования стал анализ вторичных источников и документов государственных архивных фондов Сибири.

Исследование показало, что развитие высшего медицинского образования Сибири прошло пять этапов. Первый этап - дореволюционный. Здесь особое внимание уделено развитию медицинского факультета Томского государственного университета, долгое время остававшегося основной базой подготовки врачей для всей Сибири. Основы государственной системы высшего медицинского образования после 1917 г. были заложены в 20-30-е годы советского периода (второй этап). Так, в 1920 г. одновременно в Западной и Восточной Сибири было открыто два новых медицинских факультета - в Иркутском государственном университете и Сибирском ветеринарно-зоотехническом институте (г. Омск), последний из которых в 1921 г. был преобразован в самостоятельное учебное заведение - Омский государственный медицинский институт. В 30-е годы из медицинских факультетов университетов были созданы самостоятельные медицинские институты в Иркутске, Томске, а также Новосибирске. Первоначально в новых сибирских вузах приоритеты были отданы трем направлениям подготовки врачей: санитарногигиеническому, лечебно-профилактическому и охране материнства и детства.

В годы Великой Отечественной войны (третий этап) система высшего медицинского образования Сибири пополнилась новым вузом в г. Красноярске, который был открыт на базе нескольких эвакуированных медицинских институтов. В системе медицинского образования Сибири в этот период произошла перестройка преподавания и направлений научных исследований, связанная с нуждами военного времени.

Четвертый этап пришелся на 50-80-е годы, когда в Сибири было создано еще несколько новых медицинских вузов (в Чите, Барнауле, Кемерово, Тюмени). В это время шло дальнейшее развитие медицинского образования Сибири, связанное с разработкой новых учебных планов и появлением новых медицинских факультетов.

Современный этап развития высшего медицинского образования в Сибири стал складываться с начала 90-х годов, когда в вузах произошли существенные изменения, связанные с реформированием российского общества. Это коснулось изменения статуса вузов (от медицинских институтов к академиям и университетам), системы руководства и

управления, финансирования, появления новых непрофильных факультетов и др. В настоящее время развитие высшего медицинского образования в Сибири связано с осуществлением национального проекта "Здоровье", предусматривающего повышение качества кадрового состава медицинских учреждений.

Ключевые слова: высшее медицинское образование Сибири, медицинские вузы, медицинские институты, медицинские академии, медицинские университеты, медицинские факультеты

В развитии высшего медицинского образования Сибири можно выделить пять этапов. Первый этап - дореволюционный. Он начался с конца XIX в., когда в 1888 г. в Томске было открыто первое высшее учебное заведение сибирского региона - Императорский Томский университет (ИТУ), ставший девятым по счёту университетом России. Тогда ИТУ был открыт с единственным факультетом - медицинским, поскольку именно во врачебных кадрах Сибирь нуждалась более всего. Первых профессоров ИТУ, приехавших из крупнейших научных центров и вузов России привлекали новые возможности научной и практической деятельности, отличало желание развивать науку и образование в Сибири. Фактически сразу после открытия университета началось строительство факультетских клиник, был открыт бактериологический и анатомический институты. Причем, анатомический музей Томского университета считался в то время одним из лучших в России, а факультетские клиники - были вторыми госпитальными клиниками в стране.

Количество томских студентов-медиков первоначально не превышало 65-120 человек Более половины студентов первых наборов были выпускниками духовных семинарий, причем ИТУ стал третьим в России университетом, где был разрешен их прием. Первый выпуск медицинского факультета состоялся в 1893 г. Дипломы лекаря получили 34 человека, из них 31 - с отличием. За первые 10 лет из стен Томского университета вышло всего 303 врача.

В дореволюционной России ИТУ был единственным учебным заведением за Уралом, осуществлявшим подготовку врачебных кадров, столь необходимых для развития сибирского региона. Многие выпускники ИТУ стали впоследствии знаменитыми врачами и известными учёными, активно участвовавшими в создании медицинских институтов в других городах Сибири. За дореволюционный период в ИТУ сформировались научные школы и направления, получившие широкую известность не только в Сибири, но и по всей стране. Они и предопределили дальнейшее развитие медицины Сибири.

После революции 1917 г. начался новый (второй) этап медицинского образования в Сибири. Старейший факультет Сибири - медицинский факультет Томского университета, по-прежнему, оставался основной базой подготовки высококвалифицированных врачебных кадров. Однако произошли изменения кадрового состава вуза, сократилась старая профессура, увеличился приток преподавателей, воспитанных в духе новой идеологии.

Реорганизация высшего медицинского образования началась в начале 20-х годов. Особое внимание стало уделяться преподаванию дисциплин санитарно-гигиенического и профилактического профиля. Кроме того, в 1920 г. одновременно в Западной и Восточной Сибири было открыто два новых медицинских факультета - в Иркутском государственном университете и Сибирском ветеринарно-зоотехническом институте (г. Омск). В 1921 г. медицинский факультет в Омске был преобразован в самостоятельное учебное заведение -

Омский государственный медицинский институт (ОГМИ), состоявший первоначально из одного факультета - лечебно-профилактического. В 1932 г. в нем открылся второй факультет - охраны материнства и младенчества, который в 1942 г. стал педиатрическим.

В 1938 г. в ОГМИ состоялся набор на третий факультет - санитарно-гигиенический, в 1991 г. переименованный в медико-профилактический.

В 1930 г. медицинский факультет ТГУ (бывший ИТУ) разделился на два: санитарногигиенический и лечебно-профилактический, затем они были выделены в самостоятельный вуз - Томский государственный медицинский институт (ТГМИ). Он начал функционировать в составе трех факультетов (добавился факультет охраны материнства). В 30-е же годы в самостоятельный медицинский институт был преобразован медицинский факультет Иркутского университета (ИГМИ).

В эти годы Советским правительством была поставлена и задача по переподготовке врачей через каждые 5 лет. Поэтому встал вопрос об открытии специального института в Сибири. Еще в 1927 г. при медицинском факультете ТГУ были организованы курсы по переподготовке участковых врачей, на базе которых и был создан Сибирский институт для усовершенствования врачей (ГИДУВ) для переподготовки не только врачей Сибири, но и всего восточного региона. В 1931 г. ГИДУВ из Томска был переведен в Новосибирск, а в 1935 г. на его базе был организован Новосибирский государственный медицинский институт (НГМИ). Первоначально НГМИ состоял из одного факультета - лечебного, на который были переведены студенты 3 курса Омского и Томского медицинских институтов. С 1951 г., когда ГИДУВ из Новосибирска был переведен в Сталинск (ныне Новокузнецк), НГМИ стал развиваться как самостоятельный институт.

Становление высшей медицинской школы в Сибири в 30-е годы проходило в гораздо более сложных условиях, чем в центральной части страны, что было вызвано экономической и культурной отсталостью восточных районов. Вновь создаваемые медицинские вузы состояли, как правило, из одного, в лучшем случае, двух факультетов. Все вузы испытывали значительные материальные трудности. Преподавательский состав новых вузов формировался, благодаря выпускникам Томской медицинской научной школы, тем более что в довоенный период защита докторских диссертаций разрешалась только в ТГМИ. А с 1935 г. защита кандидатских диссертаций была разрешена в ОГМИ. В 30-е годы государство значительно увеличило выделение средств на развитие высшей школы, в том числе медицинской, в первую очередь на приобретение научного и учебного оборудования. Вместе с тем, в тот период многие из руководителей медицинских вузов Сибири стали жертвами политических репрессий.

Всего в довоенный период в Сибири насчитывалось 5 медицинских институтов. В годы Великой Отечественной войны в системе медицинского образования страны, а Сибири особенно, произошла перестройка преподавания и направлений научных исследований, связанная с нуждами военного времени, что позволяет говорить о третьем этапе развития высшего медицинского образования в регионе. Многие сотрудники вузов были призваны в армию. На тех, кто остался в тылу, выпала задача обеспечить подготовку медицинских кадров для фронта и органов здравоохранения, работу эвакогоспиталей и т.д. Война внесла коррективы в подготовку медицинских кадров. Перестройка учебного процесса заключалась, прежде всего, в военной направленности подготовки специалистов. Было увеличено число часов на преподавание военных дисциплин, а также курсов хирургии, инфекционных болезней и т.п. Длительность обучения сокращалась до 3,5 лет (так называемые, ускоренные курсы). Однако именно в эти годы система медицинского образования продолжала активно развиваться. Так, в 1941 г. в ТГМИ был открыт фармацевтический, в 1942 г. - стоматологический, а в 1944 г. - педиатрический факультет.

В 1942 г. в результате объединения эвакуированных в Красноярск Воронежского Стоматологического института, части 1 -го и 2-го Ленинградских Медицинских институтов (ЛМИ), Ленинградского педиатрического института, Ленинградского Стоматологического институтов в Сибири был создан новый медицинский вуз -Красноярский государственный медицинский институт (КраГМИ), первые выпускники которого сразу ушли на фронт. Не прекращалась в годы войны в медицинских вузах и научная работа. На первом месте была оборонная тематика: военный травматизм, борьба с эпидемиями, создание новых лекарственных средств. Профессорско-преподавательский состав сибирских медицинских вузов пополнился за счёт профессоров и преподавателей, эвакуированных из западных районов страны. После окончания войны был восстановлен 5-летний срок обучения, а с 1948 г. продолжительность обучения в медицинских вузах составила 6 лет.

Очередной (четвертый) этап развития медицинского образования в Сибири начался с 50-х годов. В медицинских вузах развернулась работа по совершенствованию содержания учебного процесса, особое внимания стало уделяться клиническим дисциплинам, большее количество часов стало отводиться на самостоятельную работу студентов. Началось внедрение технических средств и программированный контроль знаний. Активизировалась научная работа студентов и деятельность студенческих научных обществ. В 1952 г. на базе ТГМИ состоялась 1 Всесибирская научная студенческая конференция.

В 50-е годы в Сибири появилось еще три медицинских вуза. В 1953 г. на базе переведенного из Перми в Читу медицинского стоматологического института был создан Читинский государственный медицинский институт (ЧГМИ), в 1955 г. - открыт медицинский институт в Кемерово (КемГМИ), а в 1956 г. - Алтайский государственный медицинский институт (АлтГМИ) в Барнауле. Большую помощь в становлении вновь открытых вузов оказали уже действующие медицинские институты других сибирских городов, прежде всего, Томска.

Последующие десятилетия медицинское образование продолжало развиваться, ориентируясь на растущие потребности во врачебных кадрах. Практически во всех сибирских вузах были открыты новые факультеты: стоматологический в ОГМИ (1957), педиатрический в НГМИ (1965), санитарно-гигиенический(1963) и педиатрический (1967) в КемГМИ и т.д. В 1965 г. в ТГМИ был открыт военно-медицинский факультет, преобразованный в 1999 г. в Томский военно-медицинский институт. В связи с освоением нефтяных месторождений на севере Сибири появилась необходимость обеспечения медицинскими кадрами этого региона. Поэтому в 1963 г. в Тюмени был открыт новый медицинский институт (ТюмГМИ). 70-80-е годы были связаны с дальнейшим развитием медицинского образования Сибири, разработкой новых учебных планов, появлением новых факультетов, в том числе фармацевтического (КемГМИ) и второго в стране медико-биологического (ТГМИ), который стал готовить врачей-биохимиков, врачей-биофизиков и врачей-кибернетиков.

Последним этапом развития высшего медицинского образования в Сибири можно считать начало 90-х годов, когда в вузах начали происходить существенные изменения, связанные с реформированием российского общества. Изменилась система управления в высшей школе - ректора вузов стали избираться на альтернативной основе. Вузы получили возможность зарабатывать собственные средства. А вновь открываемые факультеты по совершенно новым для медицинских вузов специальностям стали существовать на платной основе. Это такие факультеты, как высшее сестринское образование, социальная работа, экономика и управление в здравоохранении, клиническая психология,

медицинское праве и т.д. Возрос интерес к сибирскому медицинскому образованию и иностранных граждан.

С 90-х годов изменился статус всех медицинских вузов Сибири, ставших либо академиями, либо университетами. Первым статус университета получил в 1992 г. ТГМИ, который стал называться Сибирским государственным медицинским университетом. В 1994 г. статус университета получил АлтГМИ, а в 2006 г. - НГМИ. Остальные сибирские медицинские институты стали академиями. В 2003 г. к системе высшего медицинского образования Сибири добавился медицинский факультет Новосибирского государственного университета, ориентирующий выпускников, прежде всего на работу в системе РАМН.

В настоящее время медицинские вузы Сибири - это крупные научно-учебные центры, осуществляющие подготовку квалифицированных кадров для системы здравоохранения по самым различным направлениям, проводящие исследования по наиболее актуальным направлениям медицинской науки и практики. На сегодняшний день 80 % специалистов, работающих в области здравоохранения и фармации Сибири, являются выпускниками медицинских вузов региона. Всего за все годы существования медицинского образования в Сибири вузами региона подготовлено свыше 300 тыс. врачей, прошли переподготовку сотни тысяч специалистов практического здравоохранения. В настоящее время развитие высшего медицинского образования в Сибири связано с осуществлением национального проекта "Здоровье".

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.