Научная статья на тему 'Этапы развития неоклассической теории конкуренции'

Этапы развития неоклассической теории конкуренции Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
751
109
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Этапы развития неоклассической теории конкуренции»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 6. ЭКОНОМИКА. 2007. № 6

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ

ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ НЕОКЛАССИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ

КОНКУРЕНЦИИ

Д.А. Микрюкова

К тому времени, когда политическая экономия сформировалась как наука, она уже содержала в себе понятие «конкуренция» как одно из основных. Но для экономистов вплоть до второй половины XIX в. вопрос о точном определении конкуренции не был в числе важных. Видными представителями ранней классической школы были такие мыслители, как Дэвид Юм, Бернард Манде -виль, Пьер Ле Пезан де Буагильбер и др. Особо выделим англичанина Уильяма Петти (1623—1687; «Трактат о налогах и сборах», 1662) и французских физиократов Анн Робера Жака Тюрго (1727— 1781; незаконченная работа «Размышления») и Франсуа Кенэ (1694—1774). Тогда и сформировалась классическая теория конкуренции.

Конкуренция на этом этапе считалась главной силой, которая устанавливает рыночную цену на «естественном» уровне. Окончательное закрепление подобного взгляда произошло через авторитет главного классика — Адама Смита (1723—1790; «Исследование о природе и причинах богатства народов», 1776). Именно благодаря Смиту и его «невидимой руке» классическая политэкономия надолго стала оплотом и защитой для конкуренции. В дальнейшем усилия последователей Смита, а также его противников направлялись в основном на то, чтобы подкорректировать само понятие «конкуренция», тогда как тезис об экономической эффективности конкурентных рынков серьезной критике не подвергался.

Конкуренция, по убеждению экономистов-классиков, — это внутреннее свойство человека, присущее ему по натуре, которое естественным образом проявляется и в экономическом поведении людей, стремящихся к соперничеству. Монополия рассматривалась не как разновидность рынка, а как его полное отрицание. А. Смит писал, что монополия, предоставленная отдельному лицу или торговой компании, оказывает то же действие, что и секрет в торговле или мануфактурном производстве. Монополисты, поддерживая постоянный недостаток продуктов на рынке, продают свои товары намного дороже естественной цены и поднимают свои доходы значительно выше их естественной нормы, в то время как

естественная цена, или цена свободной конкуренции, напротив, представляет собою самую низкую цену, на какую можно согласиться. Он подчеркивал, что речь идет не об отдельном случае, а о продолжительном времени1.

Дж. Стиглер находит у Смита определенный набор, который можно назвать первой систематизацией условий свободной конкуренции в экономической науке:

1. Конкуренты должны действовать независимо, а не в сговоре.

2. Число конкурентов, потенциальных или уже имеющихся, должно быть достаточным, чтобы исключить экстраординарные доходы.

3. Экономические единицы должны обладать приемлемым знанием о рыночных возможностях.

4. Должна быть свобода (от социальных ограничений) действовать в соответствии с этим знанием.

5. Нужно достаточно времени, чтобы направление и объем потока ресурсов стали отвечать желанию владельцев2.

Долгое время предпосылки А. Смита считались полными и достаточными для обеспечения оптимальных результатов. Взгляд на теорию конкуренции был изменен с наступлением маржина-листской революции.

Свой вклад в развитие теории конкуренции внесли следующие экономисты: Антуан Опостен Курно (1801—1877), один из предшественников маржинализма, и его теория олигополии; Жюль Дюпюи (1804—1866) и теория потребительского излишка; Герман Генрих Госсен (1810—1858) и его работа «Исследование математических принципов теории богатства», а также Джон Элиот Кэрнс (1823—1875), последний значительный английский экономист, придерживающийся классической традиции, и Уильям Стэнли Джевонс (1835—1882) и его «закон безразличия».

Согласно теории олигополии А. Курно, превышение цены над предельными затратами стремится к нулю при значительном увеличении числа производителей данного продукта. Определение Курно было более точным, чем определение Смита, поскольку касалось трактовки роли числа конкурентов. Однако он не учитывал ограничения на вход.

У. Джевонс в 1871 г. ввел в анализ понятие «закон безразличия», определяя условием существования совершенного рынка наличие только одной цены у любого однородного товара, установление которой не зависело от территориальной близости участников.

1 См.: Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. VI.. 1997.

2 См.: Стиглер Дж. Совершенная конкуренция: исторический ракурс // Вехи экономической мысли: теория фирмы. Т. 2 / Под ред. В.М. Гальперина. СПб., 1999.

Он писал, что вначале рынок представлял собой публичное место в городе, но затем это слово было обобщено и стало означать всякую группу людей, вступающих в тесные деловые отношения и заключающих крупные сделки по поводу любого товара3.

Дж. Кэрнс определил состояние свободной конкуренции как такое, при котором товары обмениваются пропорционально затратам труда и капитала на их производство. По его мнению, это условие полностью выполнялось для капитала, однако по отношению к труду оно выполнялось только частично из-за существования профессиональных иерархий («неконкурирующих отраслевых групп»4). Именно поэтому данный метод не считается аналитически точным.

Несомненный вклад в развитие теории конкуренции привнес маржиналист и последователь Джевонса — Фрэнсис Исвдро Эджуорт (1845—1926). Эджуорту принадлежит заслуга развития и уточнения предложенной Джевонсом модели конкурентного обмена. Развитие состояло в том, что он смог продемонстрировать процесс достижения равновесной цены, обнаруженной Джевонсом только алгебраически. Для достижения этой цели Эджуорт в своей работе «Математическая психология» (1881) дополнил джевонсовскую модель обмена предпосылкой, суть которой сводилась к тому, что на рынке существует бесконечное количество продавцов и покупателей. Тем самым он в еще большей степени, чем сам Джевонс, приблизил эту модель к совершенным конкурентным условиям.

Таким образом, Эджуорт первым попытался дать систематическое и строгое определение совершенной конкуренции в основе которой лежит выполнение следующих необходимых условий:

1) наличие неопределенно большого числа участников с обеих сторон рынка;

2) полное отсутствие ограничений корыстолюбивого поведения;

3) полная делимость продаваемых товаров5.

Маржиналистский этап развития теории конкуренции был завершен трудом Альфреда Маршалла (1842—1924) «Принципы экономической науки» (1890). Поскольку неоклассическая школа является синтезом идей маржинализма и классической школы, то А. Маршалл небезосновательно считается основателем неоклассической школы.

Во взглядах на конкуренцию А. Маршалл выступает генератором наиболее популярных в то время идей, так как он дополнил

3 Jevons V.S. Theory of Political Economy. 1871.

4 Cairnes J.E. Some Leading Principles of Political Economy Newly Expounded. L., 1874.

3 См.: Стиглер Дж. Указ. соч.

положения классической школы идеями маржиналистов. Его теория конкуренции легла в основу экономического образования вплоть до 40-х гг. XX столетия. Маршалл писал о том, что допускает, что силы спроса и предложения действуют свободно, что не существует прочного объединения торговцев на обеих сторонах, что каждый выступает самостоятельно и что широко развертывается свободная конкуренция, т.е. что покупатели обычно беспрепятственно конкурируют с покупателями, а продавцы столь же беспрепятственно конкурируют с продавцами. Однако подчеркивал, хотя каждый выступает сам за себя, предполагается, что его осведомленность о деятельности других обычно вполне достаточна, чтобы он не стал соглашаться продать по меньшей цене или покупать по большей, чем все остальные6.

Маршалл понимал, что с терминологией в определении конкуренции к его времени сложились проблемы. Он отмечал, что не существует единого термина, строго соответствующего данной цели, но выражение «свобода производства и предпринимательства», или, короче, «экономическая свобода», указывает правильное направление и его можно употреблять за неимением лучшего7. Таким образом, предполагается, что возможность свободного выбора одинаково может привести как к состязанию, так и к сотрудничеству.

К многочисленным заслугам А. Маршалла можно отнести попытки учесть промежуточные состояния между монополией и конкуренцией (то, что позже стали называть несовершенной конкуренцией), поскольку он указывал, что элемент монополии неизбежно имеется в любой конкурентной системе.

В дальнейшем для того, чтобы описывать достижения самого Маршалла и его последователей и критиков, необходимо четко обрисовать анализ совершенной конкуренции в следующих аспектах, чтобы подчеркнуть усиление внимания экономистов к отдельным элементам на определенных этапах развития понятия «конкуренция» (некоторые из этих аспектов сам Маршалл обходит стороной):

1) количество участников;

2) структура рынка (монополия, конкуренция, олигополия);

3) наличие барьеров входа и выхода для участников;

4) дифференциация продукции;

5) ценовая дискриминация;

6) информированность участников рынка.

Таким образом, современный этап поступательного развития теории конкуренции обязан усилиям многих выдающихся эконо-

6 См.: Маршалл А. Принципы экономической науки. Т. 1. М., 1993.

7 Там же.

мистов. Несмотря на то что эти усилия были разрозненными, общей целью была критика предпосылок (элементов) неоклассической теории конкуренции, сформулированных А. Маршаллом, а также некоторых упущенных им элементов.

1. Элемент: количество участников. Период: 50-е гг. XX в. Основные представители: Джон Бейтс Кларк (1847—1938), американский приверженец маржиналистской теории; Джо Стейтен Бейн (р. 1912); Эдвард Мейсон.

Ключевой критерий спора — количество участников рынка. Шкала, в которую теоретически может попасть конкурентное поведение, — от двух участников до бесконечности. Таким образом, в анализ вводится предположение, что олигопольный рынок может быть конкурентным.

Дж. Б. Кларк поставил вопрос о числе участников для полноценного функционирования конкурентного рынка, сузив это количество до двух. По Кларку, для того чтобы рынок назывался конкурентным, главное — это состязательность процесса, а не количество конкурентов.

Анализ Дж.С. Бейна посвящен олигопольной группе в пределах отрасли. Новаторским было предложенное Бейном измерение экономии от масштаба. Его «инженерные» оценки обеспечили нормативную базу для определения того, какая концентрация является общественно «необходимой». Эмпирический анализ Бейна, посвященный экономии от масштаба, барьерам на вход и сдерживающему ценообразованию, проложил дорогу новым исследованиям.

2. Элемент: взаимодействие участников. Период: вторая половина XIX — первая половина XX в. Основные представители: Антуан Опостен Курно (1801—1877); Фрэнсис Исидро Эджуорт

(1845-1926); Гейнрих фон Штакельберг (1905-1946) и др.

Ключевой критерий спора — поведение участников рынка: сговор, кооперация, объединение в монополию и т.д.

Согласно теории олигополии А. Курно, превышение цены над предельными затратами стремится к нулю при значительном увеличении числа производителей данного продукта. Рыночная конкуренция несовершенна до тех пор, пока цена превышает предельные затраты фирмы.

Ф. Эджуорт дал более строгое определение совершенной конкуренции (условия): большое число участников, отсутствие ограничений на поведение, цель — максимизация прибыли, делимость торгуемых товаров.

Заслуга Г. Штакельберга заключается в том, что он сумел преодолеть трудность построения теории олигополии, которую нельзя было представить в форме чистой проблемы максимизации. Шта-

кельберг показал возможность максимизации прибыли в том случае, если одна фирма принимает «зависимое» положение (т.е. рассматривает фактические цены и объемы выпуска другой фирмы как заданные величины), а другая — «независимое» положение (т.е. знает о таком поведении другой и устанавливает цену и объем выпуска в соответствии с принципом максимизации прибыли или какого-либо другого показателя выгоды).

3. Элемент: наличие барьеров входа и выхода. Период: 50-е гг. XX в. Представители: Джо Стейтен Бейн (р. 1912); Эдвард Мейсон И др.

Ключевой критерий спора — свобода входа на рынок и выхода.

В изучении Дж.С. Бейном (Industrial Organization, 1959) условий вхождения барьеры имеют три возможных экономических источника: абсолютные преимущества в издержках, продуктовую дифференциацию и размер. Барьеры допускают «сдерживающее ценообразование» со стороны фирм, которые сознательно формируют свою стратегию с учетом возможного вхождения. Определение барьеров как единого общего явления поставило специфические проблемы. С 1960 г. было предложено более семи новых «источников» существования барьеров.

В работе Э. Мейсона «Price and Production Policies of large-scale Enterprise» (1939) впервые, по мнению исследователей, излагается концепция, получившая позже развитие как «структура, поведение, результативность». Мейсон и его последователи исходили из того, что конкуренция является неотъемлемой частью структуры рынка. Фундаментальные условия отрасли в совокупности с размером рынка определяют его структуру, склонную к концентрированию или конкурентности. Структура рынка оказывает воздействие на поведение игроков, на наличие и степень их рыночной власти, ценовую политику. А поведение фирм влияет на результативность рынка — величину прибыли продавцов и удовлетворенность потребителей.

4. Элемент: дифференциация продукции. Период: 60—70-е гг. XX в. Основные представители: Эдвард Чемберлин (1899—1967); Джоан Вайолет Робинсон (1903—1983); Гарольд Хотеллинг (1895— 1973); М. Мусса и С. Розен.

Ключевой критерий спора — каким образом влияет дифференциация товара (в том числе и пространственная) на конкурентный рынок.

Э. Чемберлин обратил внимание на то, что дифференциация товара приводит к ситуации, когда вместо единого рынка складывается сеть частично обособленных рынков. Основная идея Чем-берлина, положенная в основу его теории монополистической конкуренции, — возможность рассматривать современный рынок

с дифференцированным продуктом как конкуренцию между монополистами, каждый из которых имеет рыночную власть над частью потребителей. Книга Э. Чемберлина «Теория монополистической конкуренции», вышедшая одновременно с книгой Дж. Робинсон «Теория несовершенной конкуренции» в 1933 г., содержала революционную аргументацию. Был предложен уход от предположений об однородности продукции и абсолютно эластичных кривых спроса. При этом сохранялось положение о свободном входе и выходе из отрасли. Условие равновесия было все тем же — равенство предельной выручки предельным затратам. Последовавшая критика идей Э. Чемберлина со стороны Р. Триффина, а также Чикагской школы (М. Фридман и Дж. Стиглер) способствовала повышенному вниманию экономистов к этой проблеме.

Инициатором теории «пространственной конкуренции» принято считать Г. Хотеллинга. Его заслуга состоит в том, что он первым ввел в экономику термин «пространственная конкуренция», тогда как другие экономисты лишь упоминали этот аспект теории конкуренции без четкой формулировки. Хотеллинг пришел к выводу, что при монополистической конкуренции фирма, находящаяся в положении квазимонополиста, создает свое рыночное пространство. В результате чего возможно появление пространственной конкуренции.

Наконец, М. Мусса и С. Розен в работе «Monopoly and Product quality» (1978), а также их последователи и критики уделили внимание исследованию проблемы продуктовой дифференциации на монопольном рынке, задаваясь вопросами сравнительной эффективности по отношению к предложению дифференцированного товара в конкурентных условиях.

5. Элемент: ценовая дискриминация. Представители: Артур Сесил Пигу (1877-1959); Джоан Вайолет Робинсон (1903-1983); Фрэнсис Исвдро Эджуорт (1845—1926).

А. Пигу обращал внимание на то, что система свободного рынка порождает конфликты не только между частными и общественными интересами, но также и внутри общественного интереса — между выгодой текущего момента и интересами будущих поколений.

В своей книге «Теория несовершенной конкуренции» (1933) Дж. Робинсон представила новую теорию рыночных структур, отличных от совершенной конкуренции и монополии. Робинсон утверждает, что если конкуренты-производители изготавливают различные товары и каждый имеет монополию на свою продукцию, теория конкуренции должна быть отброшена.

6. Элемент: информированность и рациональность участников рынка. Представители: Джордж Стиглер (1911—1991); Джон Акерлоф (р. 1940); Джон Роджер Коммонс (1862—1945); Рональд Гарри Коуз (р. 1910) и др.

Дж. Стиглер заложил основу такого направления в экономической науке, как «экономика информации». Статья «Экономическая теория информации» («The Economies of Information») доказывает существование необходимых издержек, связанных с изучением ряда цен, назначаемых различными поставщиками одних и тех же товаров и услуг.

Со времени революционной работы Дж. Акерлофа «Рынок лимонов» (1970), которая принесла ему всемирную славу и Нобелевскую премию, подержанный автомобиль в экономической теории стал образцовым примером наличия информационной асимметрии на рынке.

Институциональное направление экономической теории, включая новую теорию фирмы, вводит предпосылку об ограниченной рациональности экономических агентов, ограниченной и асимметричной информации (в противовес неоклассической предпосылке о полной рациональности). С именем Дж. Коммонса связывают появление в экономическом анализе понятия трансак-ционных издержек. Р. Коуз выдвинул объяснение существования фирмы и поведения ее на рынке. О. Уильямсон исследовал взаимосвязь технологических параметров (свойств) фирмы с организацией рынка (различных структур).

* *

*

Таким образом, содержание понятия совершенной конкуренции усложнялось последовательно с усложнением экономических реалий. Первоначальная естественность термина (XVII в.) опиралась на немногосложность рыночных явлений своего времени. Взгляды на свободную конкуренцию пережили этап стабильности, который связан с именем А. Маршалла, длившийся вплоть до начала XX века. Затем началось стремительное усложнение рыночного, в том числе и конкурентного, взаимодействия участников, которое следовало за усложнением и ростом ассортимента товаров наряду с развитием новых технологий. Непрекращающееся «моральное устаревание» понятия свободной конкуренции требовало от экономистов более детального подхода к изучению этого явления.

Развитие теории после Маршалла не было поступательным. Периоды вспышек внимания к проблемам конкуренции чередовались с паузами, что было связано с активизацией или затуханием тех или иных процессов в экономике разного времени, включая реакцию рынка на государственное регулирование. Каждый исследователь по-своему трактовал наблюдаемые изменения. В любом случае, каждая значительная работа в этом направлении получила свое место в теории конкуренции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.