Научная статья на тему 'Этапы развития международно-правового сотрудничества государств в обеспечении всемирной продовольственной безопасности'

Этапы развития международно-правового сотрудничества государств в обеспечении всемирной продовольственной безопасности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
232
134
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Валетова Ю. А.

Статья посвящена анализу основных этапов международно-правового сотрудничества государств в обеспечении всемирной продовольственной безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Этапы развития международно-правового сотрудничества государств в обеспечении всемирной продовольственной безопасности»

3. Лермонтов Ю. Комментарий к изменениям в Федеральный закон «Об обществах с ограниченной ответственностью», вступающим в силу с 1 июля 2009 г. (Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2009) // СПС «Консультант +»: «Карточка поиска» - «Комментарии законодательства» -«Название документа»: «Об обществах с ограниченной ответственностью».

ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОГО СОТРУДНИЧЕСТВА ГОСУДАРСТВ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ВСЕМИРНОЙ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ1

© Валетова Ю.А.*

Филиал Московской государственной юридической академии им О.Е. Кутафина, г. Вологда

Статья посвящена анализу основных этапов международно-правового сотрудничества государств в обеспечении всемирной продовольственной безопасности.

Международно-правовое сотрудничество в сфере обеспечения всемирной продовольственной безопасности начало развиваться с середины XX в., когда мировое сообщество впервые столкнулось с глобальным характером продовольственной проблемы и необходимостью ее скорейшего решения в интересах выживания человечества.

Эволюцию международно-правового регулирования сотрудничества в сфере обеспечения всемирной продовольственной безопасности можно условно разделить на 4 этапа.

Первый этап непосредственно связан с институционным оформлением правового взаимодействия государств в сфере обеспечения всемирной продовольственной безопасности. В ходе Международной конференции по вопросам продовольствия и сельского хозяйства в мае 1943 г. в Хот-Спрингсе (США) по инициативе стран, испытывающих тяжелые последствия Второй мировой войны, было принято решение о создании Продовольственной и сельскохозяйственной организации Объединенных Наций (ФАО). Официальное учреждение Организации состоялось 16 октября 1945 г. в Квебеке (Канада). День 16 октября ежегодно отмечается как Всемирный день продовольствия. В 1946 г. ФАО получила статус специализированного учреждения ООН по вопросам питания, продовольствия и сельского хозяйства. Организация действует на основе Устава [1], в котором определены цели ее деятельности, заключающиеся в снижении бедности и голода в мире посредст-

1 Исследование выполнено при финансовой поддержке фонда научных исследований Филиала МГЮА имени О.Е. Кутафина в г. Вологде, проект № 12-2011.

* Преподаватель кафедры Международного права.

вом проведения политики поддержки развития сельского хозяйства и обеспечения продовольственной безопасности.

Располагая необходимым потенциалом, ФАО способна решать вопросы в сфере продовольственного обеспечения на международном уровне, как непосредственно, так и во взаимодействии с другими специализированными учреждениями, фондами и программами системы ООН (такими, как ВПП, МФСР, ВОЗ, ЮНИСЕФ, ЮНЕП, ПРООН и др.). Важно отметить, что сегодня ФАО имеет все необходимые предпосылки для того, чтобы взять на себя роль международного центра в процессе разработки международной политики и международно-правовой базы в сфере обеспечения всемирной продовольственной безопасности. Она обладает компетенцией по широкому кругу вопросов, относящихся к продовольственному обеспечению, а также обширным опытом в области разработки международных соглашений, сводов правил, стандартов в пределах своих полномочий. Например, в результате активного лоббирования со стороны ФАО в 1998 г. была принята Роттердамская Конвенция о процедуре предварительного обоснованного согласия в отношении отдельных опасных химических веществ и пестицидов в международной торговле. Созданная ФАО в 1983 г. межправительственная Комиссия по генетическим ресурсам для производства продовольствия и ведения сельского хозяйства заслужила высокий авторитет в вопросах содействия проведению переговорного процесса при участии правительств заинтересованных стран по принятию международных актов, касающихся различных аспектов биологического разнообразия в таких сферах, как пищевые продукты и сельское хозяйство. В частности, после семи лет обсуждения в Комиссии под эгидой ФАО принят Международный договор о растительных генетических ресурсах для производства продовольствия и ведения сельского хозяйства (вступил в силу в 2004 г.).

Второй этап международно-правового сотрудничества связан с мировым зерновым кризисом 1972-1974 гг. Спад объемов производства зерна в ведущих зернопроизводящих странах мира и последовавший за этим рост цен на продовольствие дестабилизировал ситуацию на мировых продовольственных рынках и поставил многие страны перед угрозой острой нехватки важнейших продуктов питания. В результате, проблема продовольственного обеспечения явилась важнейшим фактором безопасности и стабильности в мире. В мировую практику официально был введен термин «всемирная продовольственная безопасность», характеризующий состояние рынка продовольствия и экономики в мире.

Третий этап международного сотрудничества в решении проблемы всемирной продовольственной безопасности ознаменовался состоявшейся в ноябре 1996 г. Всемирной встречей на высшем уровне по данной проблематике. В принятой по итогам Римской декларации о всемирной продовольственной безопасности государства впервые поставили перед собой чет-

кую цель: к 2015 г. сократить вдвое долю населения земного шара, страдающего от голода и недоедания (примерно до 400 млн чел.).

В ходе Всемирного продовольственного саммита в 2002 г. государства-участники подтвердили свою приверженность цели обеспечения права каждого человека на достаточное питание как средства достижения продовольственной безопасности для всех; подвергли анализу основные причины ее отсутствия, в частности: ограничение доступа к пищевым продуктам; нестабильность предложения и спроса; природные и техногенные бедствия, подчеркнув, что достижение всемирной продовольственной безопасности является комплексной задачей всего международного сообщества [2].

Кроме того, важнейшим аспектом работы Всемирных саммитов по продовольственному обеспечению 1996, 2002 гг. следует признать включение вопросов безопасности пищевых продуктов в общую концепцию всемирной продовольственной безопасности в качестве составного элемента права человека на питание. Так, в Декларации по всемирной продовольственной безопасности 1996 г. закреплялось «право каждого иметь доступ к безопасной и калорийной пище». Таким образом, в рамках третьего этапа международного сотрудничества наметилось формирование нового подхода в решении проблемы всемирной продовольственной безопасности, основанного на уважении права человека на питание.

Выделение четвертого этапа сотрудничества государств обусловлено глобальным продовольственным кризисом 2007-2008 гг., который явился серьезной угрозой всемирной продовольственной безопасности и потребовал объединения и координации усилий международного сообщества по совершенствованию системы многостороннего управления всемирной продовольственной безопасностью. Правовой основой для этого служит Декларация Конференции высокого уровня по продовольственной безопасности 2008 г. и Всеобъемлющая программа действий, подготовленная созданной Генеральным секретарем ООН Целевой группой по глобальному продовольственному кризису (ЦГВУ). Эффективным инструментом для ее реализации должно стать сформированное по инициативе лидеров «Восьмерки» во взаимодействии с ЦГВУ Глобальное партнерство в области сельского хозяйства, продовольственной безопасности и питания, которое призвано служить «площадкой согласования действий государств, гражданского общества, бизнеса и потребителей ... для принятия наиболее адекватных решений по борьбе с голодом и недоеданием» [3].

На состоявшемся в Риме в ноябре 2009 г. Всемирном саммите по продовольственной безопасности также была поддержана необходимость пересмотра системы многостороннего управления в области обеспечения всемирной продовольственной безопасности. На нем были приняты пять Римских принципов устойчивой глобальной продовольственной безопасности, вошедших в Декларацию Саммита. В частности, Принцип 2 гласит: «усиление стратегической координации на национальном, региональном и глобаль-

ном уровнях в целях совершенствования регулирования, достижения более эффективного распределения ресурсов, недопущения дублирования усилий и выявления недостающих ответных мер». Целям его реализации служит реформа Комитета по всемирной продовольственной безопасности (КВПБ) как центрального элемента формирующегося Глобального партнерства в области сельского хозяйства, продовольственной безопасности и питания.

Отметим, что в рамках проведения широкомасштабной реформы ФАО, в частности в ходе осуществления Срочного плана действий по обновлению Организации (2009-2011 гг.), Комитет по всемирной продовольственной безопасности на 35 сессии, проходившей 14-17 октября 2009 г., одобрил документ CFS:2009/2 «Реформа Комитета по всемирной продовольственной безопасности» [4]. Цель предложенной реформы - переосмыслить концепцию и роль КВПБ таким образом, чтобы сосредоточить его внимание на ключевых задачах: искоренение голода; расширение состава участников КВПБ для обеспечения всем заинтересованным субъектам возможности активно выражать свое мнение в политических дискуссиях по вопросам продовольствия и сельского хозяйства; адаптация правил и процедур в целях его трансформации в центральную политическую платформу ООН для решения проблем продовольственной безопасности и питания; укрепление его связей на региональном, национальном и местном уровнях; и оказание проводимым КВПБ дискуссиям высокопрофессиональной поддержки путем создания Группы экспертов высокого уровня (ГЭВУ), с тем чтобы решения КВПБ опирались на полновесную экспертную научную оценку и передовой опыт.

Согласно плану реформы, КВПБ должен стать наиболее широкой международной и межправительственной платформой для осуществления совместной скоординированной работы широкого круга заинтересованных сторон, направленной на обеспечение продовольственной безопасности и питания «для всех». По словам помощника Генерального директора ФАО Хафеза Г анема: «Реформа КВПБ свидетельствует о том, что международное сообщество взяло обязательства обратить больше внимания на проблемы уничтожения голода и нищеты. Создание этой глобальной платформы означает, что мы строим лучшую базу для всемирной продовольственной безопасности, в формировании которой примут участие страны, международные институты, исследователи, представители гражданского общества и частного сектора» [5]. При этом Совет ФАО подчеркнул, что «реформа КВПБ имеет ключевое значение для руководства работой по обеспечению всемирной продовольственной безопасности с целью рассмотрения возможных путей объединения усилий с формирующимся Глобальным партнерством в интересах сельского хозяйства, продовольственной безопасности и питания» [6].

К сожалению, несмотря на многочисленные обязательства международного сообщества по обеспечению всемирной продовольственной безопасности, голод и плохое питание остаются в мире широко распространенным явлением, равно как и неуважение права на питание. Взятые правительст-

вами обязательства сократить наполовину число людей, страдающих от голода и недоедания, не выполняются. Совсем немногие страны смогли сообщить о положительных результатах в этой области [7].

Отсутствие прогресса в решении проблемы обеспечения продовольствием очевидно требует повышения эффективности системы многостороннего управления в области обеспечения всемирной продовольственной безопасности на основе объединения и координации усилий государств, международных организаций, других заинтересованных сторон, как на местном, так и на глобальном уровнях. Подобная политика должна рассматриваться в контексте глобальных и региональных проблемных вопросов, включая переговоры по созданию более справедливого, упорядоченного и эффективно режима международной торговли, что самым благоприятным образом скажется на укреплении национального потенциала продовольственной безопасности развивающихся стран и повысит эффективность международных программ продовольственного содействия. Кроме того, она также должна быть в полной мере интегрирована в стратегии национального и регионального сельскохозяйственного развития. Полагаем, что реформа КВПБ безусловно заложила основы для глубокого совершенствования системы многостороннего управления всемирной продовольственной безопасности.

Список литературы:

1. Basic texts of the Food and Agriculture Organization of the United Nations [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.fao.org/docrep/010/k1713e/ k1713e01.htm#P8_10.

2. Food and Agriculture Organization of the United Nations // Report of the World Food Summit: five years later, 10-13 June 2002, part one.

3. Глобальная продовольственная безопасность. Документ принят главами государств и правительств «Группы восьми» 8 июля 2008 года: пер. с англ. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.kremlin.ru/events/ articles/2008/07/203778/203880.shtml.

4. Реформа Комитета по Всемирной Продовольственной Безопасности -Окончательный Вариант. Документ: CFS:2009/2 Rev. 2 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: ftp://ftp.fao.org/docrep/fao/meeting/018/k7197r.pdf.

5. Восстановление всемирной платформы для продовольственной безопасности [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.fao.org/news/sto-ry/ru/item/36446/icode.

6. Report of the Council of FAO Hundred and Thirty-sixth Session. 15-19 June 2009 CL 136/REP, item 29 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: ftp://ftp.fao.org/docrep/fao/meeting/017/k4992e02.pdf.

7. Положение дел в связи с отсутствием продовольственной безопасности в мире 2010 г. Доклад ФАО [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.fao.org/docrep/013/i1683r/i1683r.pdf.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.