Научная статья на тему 'Этапы развития менеджмента знаний в организации'

Этапы развития менеджмента знаний в организации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
714
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ МЕНЕДЖМЕНТА ЗНАНИЙ / ТАСИТНОЕ ЗНАНИЕ / КОДИФИЦИРОВАННОЕ ЗНАНИЕ / ИНФРАСТРУКТУРНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ МЕНЕДЖМЕНТА ЗНАНИЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ситник Наталия Ивановна

Статья посвящена исследованию исторических аспектов развития менеджмента знаний в организации. В настоящее время принято выделять два поколения менеджмента знаний технологический, основывающийся на продуктовом подходе к знаниям, и социальный, в котором делается акцент на процессном подходе к знаниям. В отличие от существующих представлений, в данной статье предлагается дифференцировать пять этапов развития менеджмента знаний в организации: 1) спонтанный, для которого характерен ситуативный обмен информацией между работниками по мере необходимости, 2) осознание ценности знаний характеризующийся накопленим личностных знаний путем профессионального обучения, 3) информационно-технологический, основанный на повсеместном использованим информационных технологий для передачи кодифицированного знания, 4) социально-поведенческий, ориентированный на использование социальных инструментов для передачи как кодифицированного так и таситного знания, 5) интегрированный, при котором достигается интегрированность менеджмента знаний в общую систему менеджмента организации и широкое привлечение внешних интеллектуальных ресурсов он-лайн пространства на основе краудсорсинга. Выделенные этапы отличаются целевой направленностью, пониманием сущности знания и особенностями инфраструктурного обеспечения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Этапы развития менеджмента знаний в организации»

ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ МЕНЕДЖМЕНТА ЗНАНИЙ В ОРГАНИЗАЦИИ Ситник Наталия Ивановна, к.б.н., доцент, доцент Национальный технический университет Украины «Киевский политехнический институт»

Статья посвящена исследованию исторических аспектов развития менеджмента знаний в организации. В настоящее время принято выделять два поколения менеджмента знаний - технологический, основывающийся на продуктовом подходе к знаниям, и социальный, в котором делается акцент на процессном подходе к знаниям. В отличие от существующих представлений, в данной статье предлагается дифференцировать пять этапов развития менеджмента знаний в организации: 1) спонтанный, для которого характерен ситуативный обмен информацией между работниками по мере необходимости, 2) осознание ценности знаний - характеризующийся накопленим личностных знаний путем профессионального обучения, 3) информационно-технологический, основанный на повсеместном использованим информационных технологий для передачи кодифицированного знания, 4) социально-поведенческий, ориентированный на использование социальных инструментов для передачи как кодифицированного так и таситного знания, 5) интегрированный, при котором достигается интег-рированность менеджмента знаний в общую систему менеджмента организации и широкое привлечение внешних интеллектуальных ресурсов онлайн пространства на основе краудсорсинга. Выделенные этапы отличаются целевой направленностью, пониманием сущности знания и особенностями инфраструктурного обеспечения.

Ключевые слова: этапы развития менеджмента знаний, таситное знание, кодифицированное знание, инфраструктурное обеспечение менеджмента знаний

В эпоху становлення экономики знаний повышение эффективности управления знаниями считается одним из ключевых факторов успеха организаций, который обеспечивает их инновационность, конкурентоспособность и перспективы долговременного развития. Согласно современным представлениям менеджмент знаний является непрерывным процессом, включающим идентификацию требований к знанию, их генерацию, передачу и использование с целью внедрения инноваций и получения добавочной стоимости12.

Менеджмент знаний рассматривает корпоративное знание как ценный актив и нацелен на его оптимальное использование и развитие13.

12 Coulson-Thomas C. The knowledge entrepreneurship challenge /C. Coulson-Thomas // The Learning Organization. - 2004. - Vol. 11. - P. 84-93.

13

Mentzas G. N. The two faces of knowledge management / G. N. Mentzas. - [Електронний ресурс ] - Режим доступу: http://imu.ntua.gr/sites/ default/files/biblio/Papers/the-two-faces-of-knowledge-management.pdf-

В настоящее время в эволюции менеджмента знаний принято выделять два этапа - технологический и социальный 14. Технологическому этапу соответствует продуктовый подход к знанию, согласно которому знания представляются как некий самостоятельный объект, существующий самостоятельно и независимо от индивидуума, являющегося их носителем. Знания могут быть выявлены, отчуждены от их собственника, измерены, классифицированы, сохранены и распространены среди потенциальных пользователей. Продуктовый подход концентрируется на сохранении в организационной памяти кодифицированных знаний в виде документов, архивов, отчетов, баз данных, примеров «лучшей практики» и т.п.

Таблица 1. Характеристика этапов развития менеджмента знаний _в организации_

Название этапа Цель Объект управления Инфраструктурное обеспечение

Спонтанный Ситуативный обмен информацией для решения текущих производственных задач Сведения, информация Личные контакты между работниками Архивация документации на бумажных носите лях

Осознание ценности знаний Создание формальных программ обучения персонала Профессиональные знания отдельных работников Программы профессионального обучения персонала

Информационно-технологический Повсеместное использование информационных технологий для накопления, обмена и распространения знаний Кодифицированное знание Информационно-технологические инструменты архивации и передачи знаний

Социально-поведенческий Создание условий для генерирования и передачи таситных знаний Кодифицированное и таситное знание Организационные культура, структура, социальные и информационно-технологические инструменты поддержания социализации

Интегрированный Внутренняя и внешняя интегрирован-ность менеджмента знаний Кодифицированное и таситное знание Организационные культура, структура, социальные и информационно-технологические инструменты, краудсор-синг

14 Uriarte F. Introduction to knowledge management / F. Uriarte - Jakarta: ASEAN Foundation, 2008. - 165 P-

Социальный этап в развитии менеджмента знаний основывается на процессном или персонифицированном подходе. Знания трактуются как совокупность субъективно воспринятого опыта, ценностей, контекстуальной информации, экспертного осмысления, включающего идеологические, нормативные и информационные элементы, а потому являются неотчуждаемым атрибутом носителя-индивидуума и не существуют вне его сознания. Знание, соответствующее такому пониманию, содержит значительный компонент таситности, а потому его трудно выявлять, сохранять и передавать другим индивидуумам. Процессный подход концентрируется на налаживании эффективных межличностных коммуникаций и мотивировании работников к созданию организационных знаний посредством коллективного опыта.

Задача данной статьи заключалась в том, чтобы на основе исторического анализа менеджмента знаний предложить более детальную классификацию этапов его становления и развития.

В целом, эволюция менеджмента знаний обусловлена необходимостью удовлетворения возрастающих потребностей организации в знаниях. По мере развития общественного производства потребности организаций в знаниях возрастали как в отношении объемов, так и качественных характеристик знаний. Это и обусловило необходимость возникновения, а затем быстрого развития менеджмента знаний на практическом уровне - в форме соответствующих программ, процедур, инструментов. Представляется, что в эволюции менеджмента знаний можно выделить несколько этапов, отличающихся целевой направленностью, сущностным пониманием знания как особой категории, а также особенностями инфраструктурного обеспечения. Основные отличия между етапами представлены в таблице 1.

Ниже приведены основные характеристики выделенных этапов.

1. Спонтанный этап. Деятельность каждой организации требует обмена знаниями между работниками и приводит к накоплению опыта при проведении хозяйственно-экономической деятельности, даже если организация не прилагает сознательных усилий для интенсификации этих процессов. На начальном этапе становлення менеджмент знаний носил ситуативный характер, не являясь специально организованным и самостоятельным процессом, а его значение недооценивалось на всех уровнях управления, включая высший. Участие руководства организации в менеджменте знаний было минимальным. Возможности передачи знаний в организационной среде ограничивались непосредственным наблюдением за работой колег (по принципу «делай как я»), а также персональными коммуникациями, которые инициировались работниками для получения необходимой информации. Кодифицированные организационные знания сводились к внутренней документации, которая сохранялась на бумажных носителях, что ограничивало их объем и доступность. Архивация документов производилась скорее в соответствии с требованиями государственных контролиру-

ющих органов, чем для сохранения и передачи организационных знаний. При увольнении ключевых работников много важной информации терялось. Аккумуляция, сохранение и передача организационных знаний новым сотрудникам отличались низкой эффективностью. Спонтанный этап менеджмента знаний продолжался как минимум до середины ХХ в.

2. Этап осознания ценности знаний. В условиях усложнения производственных процессов, повсеместной автоматизации, увеличения удельного веса умственного труда в деятельности многих организаций, ускорения темпов обновления технологических процессов и продукции, характерных для 60-80 гг. ХХ в., возникла острая необходимость интенсифицировать процесс накопления и сохранения организационных знаний. Осознание ценности знаний на высших уровнях управления организации имело результатом развитие систем профессионального обучения и повышения квалификации персонала. Поскольку организационное знание понималось как сумма индивидуальных знаний отдельных работников, основное внимание уделялось развитию профессионального обучения. Для увеличения организационного знания использовались как внешние по отношению к организации источники (открытые лекции, семинары, конференции), так и внутренние (корпоративные центры обучения, наставничество, кружки качества, обучение на рабочем месте и т.п.). Возросли объемы и расширилась тематика кодифицированного знания, подлежащего архивации (отчеты о выполнении проектов, описание лучших практик и другая важная управленческая информация).

3. Информационно-технологический этап. На этом этапе, который в странах Запада начался в конце 80-х г. прошлого века и несколько позднее на постсоветском пространстве, благодаря широкому использованию информационных технологий значительно возрастает интенсивность коммуникаций между работниками, появляется техническая возможность для революционного увеличения объемов и темпов передачи, индексации и архивации кодифицированных знаний. Наиболее распространенные результаты применения информационных технологий - это создание репозитари-ев знания, электронные версии отчетов по научно-исследовательской работе, маркетинговые исследования, протоколы дискуссий и т.п.

Повсеместное увлечение информационными технологиями привело к тому, что для многих компаний они превратились в самоцель, а развитие менеджмента знаний начало ассоциироваться почти исключительно с внедрением все более сложных и дорогостоящих информационно-коммуникативных инструментов. Как показало исследование, проведенное МакКинзи в 40 компаниях Европы, Японии и США, для многих руководителей менеджмент знаний начинается и заканчивается внедрением новых информационно-технологических систем 15. При этом даже самые лучшие

15 Uriarte F. Introduction to knowledge management / F. Uriarte - Jakarta: ASEAN Foundation, 2008. - p. 51.

информационно-технологические решения касаются преимущественно кодифицированных знаний, тогда как возможности управления таситными знаниями, которые по оценкам экспертов могут составлять до 80% организационного знания, остаются ограниченными.

4. Социально-поведенческий етап. Неудовлетворенность эффективностью технологических систем первого поколения менеджмента знаний стимулировала поиск нових возможностей его развития, которые бы обеспечивали создание и передачу не только кодифицированного, но и таситного знания. Поскольку передача таситного знания осуществляется через социальные каналы коммуникации (общий опыт, ваиомодействие, личные контакты, диалог, обсуждения), фокус внимания менеджеров смещается в направлении социальных факторов, поддерживающих культуру обмена, совместного создания, осмысления и использования знаний посредством формирования соответствующих поведенческих норм, ценностей и мотивации работников. К таким факторам относятся:

1) организационная культура, характеризующаяся открытостью, доверием, вазимным уважением, настойчивостью и толерантностью к гетерогенности взглядов и рискам,

2) платформы социального взаимодействия между работниками для приобретения и совместного осмысления опыта (рабочие и проектные группы, сообщества практиков, инициативные проекты отдельных работников),

3) информационные технологии, способствующие созданию и передаче таситных знаний (системы поддержки групповой работы, компьютерные симуляции, электронные форумы, видео конференции, виртуальные сообщества практиков).

5. Интегрированный этап. Для многих организаций этот этап является более или менее отдаленной перспективой, хотя ведущиее компании- ин-новаторы мира к нему вплотную приблизились. Менеджмент знаний охватывает весь жизненный цикл знаний и выступает как целостная система, обеспечивающая генерирование, обмен, распространение, использование и выведение из обращения устаревших знаний. Менеджмент знаний принимает форму специально разработанных процессов и процедур, которые поддерживаются организационной культурой, формальными и неформаль-ними организационными структурами, информационно-коммуникативными инструментами, а также компетентностью участников и руководства. Выбор конкретных инструментов менеджмента знаний основывается на принципах взаимообусловленности, сбалансированности, адаптивности, стратегической подчиненности и синергетической связи между социально-поведенческими и информационно-технологическими составляющими системы менеджмента знаний. Внутрення интегрирован-ность означает, что менеджмент знаний становится органичной частью процесса управления инновациями, обновления бизнеса и поддержки кон-

курентоспособности организации. Внешняя интегрированность менеджмента знаний означает расширение коммуникационных сетей за пределы организации, что обеспечивает глобальный обмен знаниями с он-лайн сообществом (хотя и с учетом требований защиты информации, которая представляет коммерческую тайну). Информационные технологии создают возможности для привлечения в коммуникационные сети заинтересованных лиц вне пределов организации (клиентов, партнеров, экспертов и т.п), которые подпитывают внутренние сети своими знаниями и опытом, увеличивая тем самым инновационный потенциал организации. Развитие внешних коммуникационных сетей поддерживается новой бизнес-моделью, которая называется краудсорсингом. На этапе интегрированности организация мобилизует как собственные интеллектуальные ресурсы, так и ресурсы он-лайного сообщества для более эффективного генерирования и использования нового знания.

Таким образом, в истории становления и развития менеджмента знаний в организационной среде можно выделить пять этапов: спонтанный, осознание ценности знаний, информационно-технологический, социально-поведенческий и интегрированный. Понимание основных тенденций развития менеджмента знаний в исторической перспективе позволяет организациям лучше оценить состояние собственной системы менеджмента знаний, перспективы дальнейшего развития и возможности использования соответствующего инструментария для достижения поставленных в этом направлении целей.

НАУКОЕМКИЕ ОТРАСЛИ ЭКОНОМИКИ КАК ОСНОВА ИННОВАЦИОННЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ РЕГИОНА Сумина Екатерина Владимировна, к.э.н., доцент, доцент кафедры международного бизнеса Сибирский государственный аэрокосмический университет имени

академика М. Ф. Решетнева

Статья посвящена исследованию сущности инновационных преимуществ региона, состояния наукоемких отраслей на примере ракетно-космического комплекса как технологического приоритета реиндустриализации экономики с учетом потребностей и особенностей регионов Сибири, инновационного развития регионов сырьевой направленности.

Ключевые слова: авиационно-космический комплекс, инновационные преимущества региона, реиндустриализация, диверсификация экономики региона.

Объективно необходимые процессы реиндустриализации российской экономики актуализируют роль инноваций в решении модернизационных

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.