Научная статья на тему 'Этапы развития концепций государственного регулирования в экономике'

Этапы развития концепций государственного регулирования в экономике Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2489
323
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Этапы развития концепций государственного регулирования в экономике»

Этапы развития концепций государственного регулирования в экономике

Каламанова Е.Н., МТУСИ

Экономическая наука трансформируется и преображается постоянно. Концепция государственного регулирования в экономике также претерпевала изменения. Можно выделить несколько основных этапов развития концепции государственного регулирования в экономике.

1. Меркантилизм — система взглядов экономистов ХУ-ХУ11 вв., ориентированная на активное вмешательство государства в хозяйственную деятельность Меркантилисты не видели в экономических процессах объективной закономерности. Они полагали, что государство может по своей воле управлять экономическими процессами.

2. В конце XVII в. в Англии происходит расширение капиталистического разделения труда. На базе старой техники рабочий, который специализируется на какой-либо одной операции, достигает в ней большого искусства, в результате чего повышается производительность труда. С этого времени начинает формироваться классическая школа политэкономии, основателем которой был У Пети [1]. Петти одним из первых выразил идею о наличии в экономике объективных познаваемых закономерностей, которые он сравнивал с законами природы и потому называл естественными законами.

Классическая теория рассматривала эффективное равновесное состояние в условиях совершенной конкуренции, которая представляет собой экономическую модель идеализированного состояния рынка, когда отдельные покупатели и продавцы не могут влиять на цену, но формируют её своим вкладом спроса и предложения. Совершенная конкуренция представлялась самодостаточным средством достижения рыночного равновесия. Поэтому в классической теории государственное регулирование считалось главным врагом рыночной экономики.

3. Экономическая неоклассическая теория — направление экономической науки, сторонники которого обращают основное внимание на самостоятельную хозяйственную деятельность отдельных людей и выступают за ограничение (или даже за полный отказ от) государственного регулирования экономики [2].

Формирование неоклассического направления происходило в ходе маржиналистской научной революции. Отличительной чертой методологии неоклассиков стало экономико-математическое моделирование, незнакомое представителям классической политэкономии.

Большой вклад английский экономист Артур Пигу [3], который впервые начал глубоко анализировать органические недостатки ("провалы") рыночной саморегуляции.

4. Неоклассическая теория господствовала до середины 30-х годов ХХ в., когда лидерство в экономической науке закрепилось за последователями английского экономиста Джона Мейнарда Кейнса [4] — представителями кейнсианской экономической теории. Эту научную революцию называют часто кейнсианской революцией. Сущность "кейнсианства" можно представить тремя идеями:

— государственное регулирование рынка необходимо,

— но оно может быть лишь краткосрочным конъюнктурным вмешательством,

— основной объект регулирования — совокупный спрос.

Отсюда — особое внимание кейнсианцев к "экономической политике государства": феномену, отсутствовавшему в системе экономического анализа предшественников-классиков.

5. В середине 70-х годов ХХ в. инфляция стала постоянным параметром макроэкономических процессов. Это означало конец "эпохи кейнсианства", ибо стимулирование совокупного спроса приводило к неуправляемой разрушительной инфляции. Новая экономическая реальность требовала новой концепции макроэкономического регулирования.

Вот почему экономическая мысль, сохранив главное методологическое достижение кейнсианства — идею о необходимости государственного вмешательства в рыночную экономику, — вынуждена была отказаться от "прикладного" содержания кейнсианства. На авансцене оказалась так называемая "чикагская школа" (известная, как "монетаризм"), выдвинувшая три идеи [5]:

— возрождение конкуренции как главного и адекватного рыночного механизма,

— ограниченное вмешательство государства в экономику,

— основной объект регулирования — сфера денежного обращения.

В практическом плане это знаменовало переход приоритета от налогово-бюджетной политики к денежно-кредитной политике: "фискальная" политика уступила место "монетарной".

Для монетаристов характерны следующие мнения: "ни одно правительство не может быть мудрее рынка"; "ошибки совершают все, но мы платим за них своими деньгами, а государство нашими"; "чем слабее экономическая роль государства, тем выше благосостояние людей".

Монетаристы считают, что государственное вмешательство в экономику блокирует действие стихийных регуляторов, вместо того чтобы дополнять их. Сами возможности государства ограничены: оно способно создавать дополнительный спрос (давать госзаказы, увеличивать налоги, заниматься эмиссией денег), но не может увеличить товарное предложение (поскольку услуги государства есть прямой вычет из ВНП). Кроме того, государство ориентировано на краткосрочную перспективу (по политическим соображениям правительство стремится, как можно быстрее "успокоить" встревоженных граждан), а рынку нужно время, чтобы преодолеть трудности. Таким образом, правительство ради эфемерного сиюминутного результата не дает работать механизму "невидимой руки", который срабатывает не сразу, но дает более устойчивые результаты.

Именно монетаризм стал идеологическим знаменем многих либеральных реформ последней трети ХХ в. — тэтчеризма в Великобритании, рейганомики в США, гайдароэкономики в России.

6. Хотя в 30-60-е гг. прошлого века кейнсианские идеи стали общепризнанными, но именно в эти годы экономический либерализм

обрел двух выдающихся защитников и пропагандистов — Людвига фон Мизеса и Фридриха фон Хайека [4]. Их относят к австрийской школе неоклассической экономической теории.

Крайним представителем экономического неолиберализма, полностью отрицающим необходимость государственного регулирования, считается Ф. фон Хайек. В своих работах этот австро-американский экономист указывал на исходную ошибку кейнсианцев, полагавших, будто ранее свободный рынок не подвергался государственному регулированию и именно поэтому он переживает кризис. Ф. фон Хайека утверждал, что рыночная система на самом деле никогда не была предоставлена самой себе. В руках государства постоянно оставались сбор налогов и пошлин (фискальная политика), а также монополия на денежную эмиссию и контроль над валютой (денежная политика). Поэтому для создания эффективной экономики надо, как он утверждал, не "дополнять" рынок государственным регулированием, а решительно освободить его от всех уз государственного вмешательства.

Ф. фон Хайек полагал вредным существование государственной монополии в сфере денежного обращения и считал выпуск каждым коммерческим банком собственных денег, обеспеченных своими средствами, лучшим вариантом денежного хозяйства. Думаю, он ошибался, и кризис это показал. Ф. фон Хайек утверждал, что главный виновник безработицы — не инфляция и не дефляция, а профсоюзы и государство. Аналогично, главным виновником экономической нестабильности, по Ф. фон Хайеку, является государство, часто проводящее неэффективную экономическую политику, хотя было принято объяснять циклические колебания несовершенством свободного предпринимательства.

И Л. фон Мизес, и Ф. фон Хайек доказывали, что вмешательство государства в рыночные механизмы во имя абстрактных идей "государственного планирования" будет неизбежно вести к ухудшению, а не к улучшению их функционирования.

7. Современная неоклассика. Появление работ неоклассиков в 1970-е годы связано с наступлением эпохи научно-технической революции, когда старые (кейнсианские) методы государственного регулирования становились слишком "грубыми".

Современные неоклассики стремятся доказать, что рыночная система хозяйства является если и не идеальной, то, по крайней мере, наилучшей из всех типов экономических систем. Акцентируя внимание на критике государственного регулирования, они указывают, что оно не столько ликвидирует недостатки рынка (например, безработицу), сколько порождает новые, более опасные отрицательные явления (например, инфляцию и ущемление экономических свобод).

Для неоклассиков конца ХХ в. характерны сильная критика бюрократии, требования разгосударствления хозяйственной жизни путем приватизации государственной собственности и дерегулирования. За критикой государственного регулирования со стороны современных неоклассиков скрывается призыв не столько отказываться от этого регулирования, сколько менять его формы.

Литература

1. Гибало Н.П. Экономическая мысль в ретроспективе. Монография. — М.: Нобелистика, 2004. — Т.1 — 202 с.

2. Латов Ю., Шлыкова О., Рыженкова Н Экономическая неоклассическая теория, http://www.krugosvet.ru/ar1icies/106/1010658/1010658a1.htm

3. Пигу А Экономическая теория благосостояния. — М.: Прогресс, 1985. — Т. 1.

4. Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе. — М.: Дело ЛТД, 1994. — 720 с.

5. http://wwwxserver.rU/user/kmrek/2.shtml

6. Гибало Н.П. Уильям Петти и классические основы политической экономию// Вестник КГУ — 2003. — № 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.