Общество: политика, экономика, право. 2022. № 3. С. 12-19. Society: Politics, Economics, Law. 2022. No. 3. P. 12-19.
Научная статья УДК 327(510)
https://doi.org/10.24158/pep.2022.3.1
Этапы развития инициативы Китая «Зеленый шелковый путь» Лин Чу1, Лигуо Ма2
■^Технологический университет Внутренней Монголии Китая, Хух-Хот, Внутренняя Монголия, Китайская Народная Республика 1chuling-js@yandex.ru 2maliguo111778@126.com
Аннотация. В данной статье представлен авторский анализ основных этапов развития и характеристик инициативы «Зеленый шелковый путь». Рассматриваются подходы Китая и России к совместному строительству инфраструктуры в контексте реализации проекта «Один пояс - один путь». Сегодняшний глобальный экономический ландшафт столкнулся с беспрецедентным шоком в виде пандемии коронави-руса. Международные финансовые рынки, глобальная торговля и инвестиционная практика находятся в стрессовом положении. На этом фоне состояние окружающей среды планеты неуклонно ухудшается. В то же время начался новый виток промышленного и технологического развития, очевидна тенденция к «структурной реконструкции» глобальной производственной цепочки. Эти процессы отражают насущные мировые проблемы, которые необходимо решить для дальнейшего развития человечества. Несомненно, совместное строительство «Зеленого шелкового пути» потенциально может предоставить массу возможностей для развития и экономического роста большего числа стран по всему миру.
Ключевые слова: Зеленый шелковый путь, Китай, Россия, высококачественное развитие, устойчивое развитие, «Один пояс - один путь», зеленое развитие, защита окружающей среды
Финансирование: работа выполнена в рамках ключевого проекта в области социальных наук Технологического университета Внутренней Монголии Китая «Исследование инициативы "Один пояс - один путь" с точки зрения марксизма в новую эпоху» (№ SZ201804), а также в рамках проекта Национального фонда социальных наук Китая «Исследование связей между народами, между Китаем и Монголией в рамках инициативы "Один пояс - один путь"» (№ 20BKS175).
Для цитирования: Чу Лин, Ма Лигуо. Этапы развития инициативы Китая «Зеленый шелковый путь» // Общество: политика, экономика, право. 2022. № 3. С. 12-19. https://doi.org/10.24158/pep.2022.3.1.
Originalarticle
Stages of the development of Chinese "Green Silk Road" Initiative Ling Chu1, Liguo Ma2
12Inner Mongolia Technological University of China, Hohhot, Inner Mongolia, China
1chuling-js@yandex.ru
2maliguo111778@126.com
Abstract. This article presents the authors' analysis of the main stages of development and characteristics of the "Green Silk Road" initiative. The approaches of China and Russia to the joint construction of infrastructure in the context of the implementation of the "One Belt, One Road" project are considered. Today's global economic landscape is facing an unprecedented shock in the form of the coronavirus pandemic. International financial markets, global trade and investment practices are under stress. Against this background, the state of the planet environment is steadily deteriorating. At the same time, a new round of industrial and technological development has begun, and the trend towards "structural reconstruction" of the global production chain is obvious. These processes reflect the pressing world problems that need to be solved for the further development of mankind. Undoubtedly, the joint construction of the "Green Silk Road" can potentially provide a lot of opportunities for the development and economic growth of more countries around the world.
Keywords: Green Silk Road, China, Russia, high-quality development, sustainable development, "One belt, One Road", green development, environmental protection
Funding: the work was carried out within the framework of the key project in the field of social sciences of the Inner Mongolia Technological University of China "Research of the Belt and Road Initiative from the point of view of Marxism in the New Era" (№ SZ201804), as well as within the framework of the project of the National Social Sciences Foundation of China "Research of relations between Peoples, between China and Mongolia within the framework of the the Belt and Road Initiative" (№ 20BKS175).
For citation: Chu L. & Ma L. (2022) Stages of the development of Chinese "Green Silk Road". Society: Politics, Economics, Law. (3), 12-19. Available from: doi:10.24158/pep.2022.3.1 (In Russian).
© Чу Л., Ма Л., 2022
25 сентября 2015 года 193 страны, входящие в состав ООН, утвердили 17 целей устойчивого развития на период до 2030 года, которые были направлены на искоренение крайней нищеты, борьбу с социальным неравенством и несправедливостью и сдерживание темпов изменения климата в период с 2015 по 2030 год1. Данное обстоятельство свидетельствует о том, что мир вступил на новый путь в стремлении к устойчивому развитию. Экологичное развитие и низкоуглеродная экономика стали общими целями, преследуемыми всеми странами, и важными элементами глобального управления. В этих условиях реализация инициативы «Один пояс - один путь» (ОПОП) -это план Китая по преодолению неопределенности в мире (Ли Чжифэй, 2021: 18).
За период с 2013 по 2021 год инициатива «Один пояс - один путь» стала крупнейшей в мире платформой для практического сотрудничества государств и самым популярным международным публичным продуктом. Она предполагает формирование новой модели мирного сотрудничества и взаимовыгодного развития всех стран в условиях глобальной взаимосвязанности и взаимозависимости (Прокофьев и др., 2017: 14). По состоянию на январь 2021 года, Китай подписал 205 договоров о сотрудничестве с 140 странами и 31 международной организацией. За последние восемь лет взаимодействие Поднебесной и стран, расположенных вдоль маршрутов инициативы «Один пояс - один путь», постоянно углублялось. В частности, разработка стратегии «Зеленого шелкового пути» стала новым решением проблемы глобального устойчивого развития. Строительство «Зеленого шелкового пути» - это инициатива Китая и продвижение его собственной концепции и опыта экологоориентированного преобразования. Проект стал одним из условий достижения глобального устойчивого развития в рамках международного сообщества.
Строительство «Зеленого шелкового пути» в значительной степени соответствует «Повестке дня в области устойчивого развития на период до 2030 года» с точки зрения ее концепций, принципов и целей. С тех пор как инициатива «Зеленый шелковый путь» была предложена национальным лидером Китая Си Цзиньпином (в 2015 году), началась ее постепенная реализация. Поднебесная продвигает концепцию внедрения чистых источников энергии, «зеленого», низкоуглеродного и экологически чистого развития промышленности.
В целом проект «Зеленого шелкового пути» предполагает реализацию в три этапа.
Первый этап: формирование инициативы «Зеленый шелковый путь».
28 марта 2015 года Национальная комиссия по развитию и реформам Китая, Министерство иностранных дел и Министерство торговли совместно опубликовали официальный проект инициативы «Один пояс - один путь» -«Прекрасные перспективы и практические действия по совместному созданию экономического пояса Шелкового пути и Морского шелкового пути XXI века». В данном документе отмечается, что «необходимо строить объекты "зеленой" низкоуглеродистой инфраструктуры и в ходе их эксплуатации предотвращать негативное влияние на среду и климат», а также «развивать концепцию экологической культуры в области торговли и инвестиций, укреплять сотрудничество в сфере охраны экологии, биологического разнообразия и противодействия изменениям климата, сообща с другими странами строить "Зеленый шелковый путь"»2.
22 июня 2016 г. в ходе выступления в Законодательной палате Олий Мажлиса Узбекистана Председатель КНР Си Цзиньпин призвал к созданию «"зеленого", здорового, умного и мирного» Шелкового пути. Он отметил, что необходимо углублять сотрудничество в области охраны окружающей среды, следовать пути «зеленого» развития, совместными усилиями строить «Зеленый шелковый путь». И после этого в конце ноября 2016 года Государственный совет Китая опубликовал «Уведомление о 13-м пятилетнем плане экологической защиты окружающей среды», целью которого является ускорение модернизации национальной системы управления и возможностей управления в области экологической среды3.
Строительство «Зеленого шелкового пути» - это не только необходимость достижения целей устойчивого развития Организации Объединенных Наций на период до 2030 года, но и практика применения новых концепций развития экологической цивилизации во всем мире. Строительство «Зеленого шелкового пути» имеет четкие ориентиры и цели. «13-й пятилетний план Китая» рассматривает «зеленое развитие» как одну из пяти основных концепций реформ и
1 Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года : резолюция, принятая Генеральной Ассамблеей 25 сентября 2015 года [Электронный ресурс] // ООН. URL: https://www.un.org/ga/search/view_doc.asp?symbol=A/RES/70/1&referer=http://www.fao.org/sustainable-development-goals/overview/en/&Lang=R (дата обращения: 10.12.2021).
2 Прекрасные перспективы и практические действия по совместному созданию экономического пояса Шелкового пути и Морского шелкового пути XXI века [Электронный ресурс] // Россия и АТР. URL: http://www.natr. ru/2015/3/Russia_and_ATR_2015-3_255-270.pdf (дата обращения: 15.12.2021).
3 // ФШ&ЙИ = Уведомление о тринадцатом пятилетнем плане экологической защиты окружающей среды [Электронный ресурс] // Правительственная сеть Китая. URL: http://www.gov.cn/zhengce/content/20 16-12/05/content_5143290.htm (дата обращения: 20.12.2021) (на кит. яз.).
предусматривает всестороннее ее внедрение в плане продвижения низкоуглеродной экономики замкнутого цикла, сохранения и эффективного использования ресурсов, повышения эффективности управления окружающей средой и создания барьеров экологической безопасности. Таким образом, начиная реализацию инициативы «Один пояс - один путь», правительство Китая придавало большое значение воплощению в жизнь концепции «зеленого развития», которая постепенно стала неотделимой частью проекта «Один пояс - один путь». В «13-м пятилетнем плане по экологии и охране окружающей среды», опубликованном в ноябре 2016 года, более десяти раз упоминался проект «Один пояс - один путь» и была создана глава «Содействие экологическому строительству "Один пояс - один путь"». Создание «Зеленого шелкового пути» в глобальном масштабе эффективно продвигало концепцию экологического развития Китая, его правила и нормы, а также заложило материальную, идеологическую и институциональную основу для содействия строительству «сообщества человеческой судьбы» (Ван Пэн и др., 2021: 25).
Второй этап: реализация инициативы «Зеленый шелковый путь».
В 2017 году Китай опубликовал «Руководство по продвижению "Зеленого шелкового пути"» и «План сотрудничества в области экологии и охраны окружающей среды в рамках инициативы "Один пояс - один путь"» (далее - «План») и т.д., в которых разъясняются экологически безопасные стандарты содействия реализации проекта «Один пояс - один путь». Основная цель их состоит в том, чтобы «ускорить процесс строительства "Зеленого шелкового пути"»1 и «создать модель сотрудничества в области экологии и охраны окружающей среды с участием множества организаций, повысить уровень сотрудничества в области экологии и охраны окружающей среды между странами, расположенными вдоль проекта "Один пояс - один путь", и внести вклад в достижение экологических целей Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 года»2. Глобальное экологическое управление, концепция зеленого развития и построение экологической цивилизации стали ключевыми понятиями в документе.
В документе «Руководство по продвижению инициативы "Зеленый шелковый путь"» утверждается, что необходимо «создать эффективную систему сотрудничества и обмена в области экологии и охраны окружающей среды, платформу поддержки и обслуживания в области промышленных технологий за 3-5 лет для строительства "Зеленого шелкового пути"; создать относительно полную систему поддерживающих услуг и гарантий в области экологии и охраны окружающей среды, а также реализовать ряд важных экологических и природоохранных проектов и достичь наилучших результатов за 5-10 лет»3. Это уточняет этапы развития проекта «Зеленый шелковый путь» и формирует требования к развитию строительства.
Кроме того, «План» описывает комплексную систему мер по экологизации инициативы «Один пояс - один путь» и предлагает 25 конкретных проектов сотрудничества по приоритетным темам (табл. 1).
Таблица 1 - Основные проекты «Плана»4
Категория Номер Название проекта
1 2 3
Политическая координация 1 Международный диалог высокого уровня по сотрудничеству в области экологии и охраны окружающей среды в рамках инициативы «Один пояс - один путь»
2 Международная коалиция «зеленого» развития в рамках инициативы «Один пояс -один путь»
3 Коммуникация и сближение экологической политики и стандартов в странах, расположенных вдоль маршрута проекта «Один пояс - один путь»
4 Конференции по вопросам управления ядерной и радиационной безопасностью в странах, расположенных вдоль проекта «Один пояс - один путь»
5 Партнерство Китая и АСЕАН в области создания экологически чистых городов
6 Сотрудничество по осуществлению экологической программы конвенции «Один пояс - один путь»
1 MiffiÄÄfe"— = Руководство по продвижению «Зеленого шелкового пути» [Электронный ресурс] // Министерство охраны окружающей среды Китая. URL: https://www.mee.gov.cn/gkml/hbb/bwj/201705/t20170505_413602.htm (дата обращения: 20.12.2021) (на кит. яз.).
2 "— // = План сотрудничества в области экологии и охраны окружающей среды в рамках инициативы «Один пояс - один путь» [Электронный ресурс] // Министерство охраны окружающей среды Китая. URL: https://www.mee.gov.cn/gkml/hbb/bwj/201705/W020170516330272025970.pdf (дата обращения: 22.12.2021) (на кит. яз.).
3 MiffiÄÄfe"— = Руководство по продвижению «Зеленого шелкового пути» ...
4 = План сотрудничества в области экологии и охраны окружающей среды в рамках инициативы «Один пояс - один путь» ...
Продолжение таблицы 1
1 2 3
Взаимосвязь инфраструктур 7 Исследование по экологизации взаимосвязи инициативы «Один пояс - один путь»
8 Демонстрация очистки сточных вод в индустриальных парках вдоль проекта «Один пояс - один путь»
9 Оценка воздействия на окружающую среду ключевых региональных стратегий и проектов инициативы «Один пояс - один путь»
10 Демонстрация строительства коридора сохранения биоразнообразия вдоль маршрута проекта «Один пояс - один путь»
Бесперебойная торговля 11 Сотрудничество в области обращения с опасными отходами и надзора за импортом и экспортом в рамках инициативы «Один пояс - один путь»
12 Взаимное признание экологических знаков вдоль маршрута проекта «Один пояс -один путь»
13 Пилотная демонстрация экологически чистого управления цепочками поставок согласно проекту «Один пояс - один путь»
Свободное обращение капитала 14 Исследования в области зеленых инвестиций и финансирования проекта «Один пояс - один путь»
15 Исследование зеленого фонда проекта «Один пояс - один путь»
Укрепление духовной близости между народами 16 Проект посланника «Зеленый шелковый путь»
17 Платформа экологического сотрудничества Ланьцанг - Меконг
18 Китайско-камбоджийская база сотрудничества в области охраны окружающей среды
19 Обмены и сотрудничество между природоохранными и общественными организациями инициативы «Один пояс - один путь»
Наращивание потенциала 20 Строительство платформы для обслуживания больших данных в области экологии и охраны окружающей среды вдоль маршрута реализации проекта «Один пояс -один путь»
21 Строительство системы экологического мониторинга окружающей среды и раннего предупреждения «зеленых» проблем в ходе реализации инициативы «Один пояс -один путь»
22 Местное сотрудничество в области экологии и охраны окружающей среды вдоль маршрута проекта «Один пояс - один путь»
23 Платформа сотрудничества в области охраны окружающей среды и технологий вдоль проекта «Один пояс - один путь»
24 Центр обмена и передачи технологий в области охраны окружающей среды проекта «Один пояс - один путь» (Шэньчжэнь)
25 Демонстрационная база Китай - АСЕАН по технологиям защиты окружающей среды и промышленному сотрудничеству
«План» не только отражает разноуровневое сотрудничество правительств, предприятий, аналитических центров, общественных организаций по охране окружающей среды, финансовых учреждений и других сторон, но и структурирует его (Чэн Цуйюнь и др., 2017: 53-56). Можно сказать, что выпуск «Руководства по продвижению "Зеленого шелкового пути"» и «Плана» является важным достижением в продвижении экологической инициативы Поднебесной.
Третий этап: реализация проекта «Зеленый шелковый путь» в соответствии с китайской моделью.
Высококачественное развитие является основополагающим требованием и отличительной чертой экономического и социального развития Китая в новую эпоху (Чжан Сяньчан, Лю Сюэся, 2021: 13). Концепция «сообщества единой судьбы человечества» воплощает высокие идеалы Поднебесной по построению лучшего мира. И в контексте содействия его построению реализация проекта «Зеленый шелковый путь» обеспечит экологически чистые общественные продукты для стран, расположенных по маршруту «Один пояс - один путь», и будет способствовать высококачественной реализации его строительства.
В апреле 2019 года на Втором форуме Саммита международного сотрудничества «Один пояс - один путь» была официально создана «Международная коалиция зеленого развития инициативы "Один пояс - один путь"», представившая платформу для диалога по вопросам политики и коммуникации, обмена экологическими знаниями и информацией, а также для развития «зеленых» технологий сотрудничества. 27 крупных международных финансовых учреждений приняли участие в церемонии подписания принципов «зеленых» инвестиций проекта «Один пояс - один путь», включающих низкоуглеродные методы и методы устойчивого развития в основные зарубежные инвестиционные инициативы. Это знаменовало собой начало нового этапа в экологизации инвестиций в рамках инициативы «Один пояс - один путь». По состоянию на сентябрь 2020 г. 37 подписантов и 12 поддерживающих учреждений из 14 стран и регионов по всему миру кодифицировали принципы «зеленых» инвестиций проекта (Пей Чанхун, 2021: 8).
Что еще более важно, 22 сентября 2020 г. Си Цзиньпин объявил на общих дебатах 75-й сессии Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций, что Китай увеличит свой национальный независимый вклад в развитие инициативы и будет усиленно стремиться к достижению углеродной нейтральности к 2060 году1. Это не только соответствует цели стабилизации повышения средней температуры земли до уровня ниже 2 градусов по Цельсию и установления максимально допустимого предела температуры в 1,5 градуса, изложенной в Парижском соглашении, но также является важным аспектом укрепления строительства экологической цивилизации и достижения цели концепции «Прекрасного Китая».
Надо обратить внимание на тот факт, что в 2020 году пандемия COVID-19 создала серьезные проблемы для развития инициативы «Один пояс - один путь», но Китай непрерывно расширяет сферы торгово-экономического сотрудничества со странами и регионами, расположенными вдоль маршрута проекта. На пятом пленуме Центрального комитета Компартии Китая (ЦК КПК) приняты рекомендации ЦК КПК относительно целевого плана социально-экономического развития страны на период четырнадцатой пятилетки и перспективных целей на 2035 год. Подчеркивается, что «необходимо содействовать строительству проекта"Один пояс - один путь"»2. Согласно данным Министерства коммерции КНР в 2020 году товарооборот между Китаем и странами, территориально задействованными в реализации проекта «Один пояс - один путь», достиг 1,35 трлн долл. США, увеличившись на 0,7 % по сравнению с 2019 годом, в то время как прямые нефинансовые инвестиции Китая в эти страны составили 17,79 млрд долл. США, увеличившись на 18,3 % в годовом исчислении3.
В этот период Китай серьезно способствовал строительству «Зеленого шелкового пути», обеспечивая и поддерживая межгосударственное сотрудничество в области экологической безопасности и общественного здравоохранения для реализации инициативы «Один пояс - один путь». В частности, Поднебесная приняла ряд мер для корректировки своей энергетической структуры, оказывала и продолжает оказывать научно-техническую помощь странам-партнерам по созданию «Зеленого шелкового пути» в продвижении строительства инфраструктуры.
19 ноября 2021 г. Си Цзиньпин принял участие в Третьем симпозиуме по строительству проекта «Один пояс - один путь» в Пекине и выступил с важной речью, в которой подчеркнул, что «необходимо развивать сотрудничество в новых областях, таких как здравоохранение, зеленое развитие, цифровые технологии и инновации» и «поддерживать развитие экологически чистой и низкоуглеродистой энергетики развивающихся стран, содействовать обмену информацией и наращиванию потенциала для экологически чистого и низкоуглеродного развития, а также углублять сотрудничество в области экологической среды и управления климатом»4. Речь Си Цзиньпина предоставила основополагающие руководящие направления для продвижения инициативы «Один пояс - один путь» в новую эпоху, в том числе касающиеся экологического развития. С момента начала разработки проекта по строительству «Зеленого шелкового пути» каждая его стадия имеет присущие только ей особенности развития (табл. 2).
В то же время идея создания «Зеленого шелкового пути» получила положительные отклики от многих стран мира. С точки зрения глобального управления изменением климата совместное содействие строительству экологического пояса является чрезвычайно важным фактом (Сюй Чжаньчэнь, 2021: 43). Создание «Зеленого шелкового пути» является не только неизбежным условием для достижения глобального устойчивого развития и ожиданий международного сообщества, но и инициативой собственного зеленого развития Китая, а также одним из ключевых направлений проекта «Один пояс - один путь».
1 = Выступление Председателя Китайской Народной Республики Си Цзиньпина в ходе общей дискуссии на 75-й сессии ГА ООН [Электронный ресурс] // Синьхуа. URL: http://www.xinhuanet.com/politics/leaders/2020-09/22/c_1126527652.htm (дата обращения: 25.12.2021) (на кит. яз.).
2 // ФВ№И = Рекомендация ЦК КПК относительно целевого плана социально-экономического развития страны на период четырнадцатой пятилетки и перспективных целей на 2035 год [Электронный ресурс] // Правительственная сеть Китая. URL: http://www.gov.cn/zhengce/2020-11/03/content_5556991.htm (дата обращения: 06.01.2022) (на кит. яз.).
3 «Настоящее золото огня не боится» - торгово-экономическое сотрудничество между Китаем и странами вдоль «Пояса и пути» выдержало испытание пандемией COVID-19 [Электронный ресурс] // Синьхуа. URL: http://russian.news.cn/2021-03/09/c_139796180.htm (дата обращения: 08.01.2022).
4 ЧЖТЖЙШнЖ"— // ФШ&ЙИ = Си Цзиньпин выступил с важной речью на 3-м симпозиуме на тему коллективного строительства «Один пояс - один путь» [Электронный ресурс] // Правительственная сеть Китая. URL: http://www.gov.cn/xinwen/2021-11/19/content_5652067.htm (дата обращения: 10.01.2022) (на кит. яз.).
Таблица 2 - Характеристика этапов развития строительства «Зеленого шелкового пути»
Первый этап Второй этап Третий этап
(2015-2016) (2017-2018) (2019-...)
Основная мысль 1. Укрепление экологии и охраны окружающей среды 1. Содействие строительству «Прекрасного Китая» 1. Содействие качественному развитию инициативы «Один пояс -один путь»
2. Достижение целей в области устойчивого развития до 2030 года 2. Углубление сотрудничества в области управления окружающей средой и климатом 2. Создание сообщества для жизни на Земле
Форма выражения Инициатива Политическая поддержка Результаты сотрудничества
Характеристика выражения Поучительная Нормативная Образцовая
Метод сотрудничества С инициативой Двустороннее или многостороннее сотрудничество Совместное строительство
В контексте глобальной трансформации Китай и Россия также уделяют все больше внимания обеспечению потребителей экологически чистой и низкоуглеродной энергией, что соответствует долгосрочному планированию развития сотрудничества в сфере энергетики между двумя странами. Как отметил президент России Владимир Путин, «достижение Россией углеродной нейтральности к 2060 году - это абсолютно реалистичные планы»1.
Участие в строительстве «Зеленого шелкового пути» имеет большое практическое значение для России:
- во-первых, оно позволяет не только повысить глобальную уверенность в экологизации жизненного пространства, но и поддерживать имидж России как ответственной страны;
- во-вторых, в постпандемическую эпоху «углеродная нейтральность» представляется необходимым консенсусом для всех стран мира. «Зеленая экономика» является одной из важных целей глобального развития. Участие в строительстве «Зеленого шелкового пути» поможет России воспринять развитие экологических отраслей как важный стимул для структурной перестройки экономики;
- в-третьих, доходы от традиционных источников энергии являются ключевым ресурсом формирования федерального бюджета России. В условиях энергетической трансформации участие в строительстве «Зеленого шелкового пути» способствует организации «зеленой» энергетики России, что имеет большое стратегическое значение для укрепления ее позиций в качестве глобального экспортера энергии.
В соответствии с новой моделью развития Китая - «двойной циркуляцией» - совместное строительство «Зеленого шелкового пути» с Россией может оказать содействие долгосрочному развитию отношений всеобъемлющего партнерства и стратегического взаимодействия двух стран на многостороннем и двустороннем уровнях.
Необходимо поддерживать стабильность и безопасность Евразийского континента в соответствии с целями и принципами Устава Организации Объединенных Наций. Это выступает основной предпосылкой для продвижения российско-китайского проекта «Один пояс - один путь», охватывающего почти все страны Евразии.
Ван Сяоцюань, директор отдела научных исследований Института России, Восточной Европы и Центральной Азии Академии общественных наук Китая, отметил, что реализация проекта «Один пояс - один путь» неотделима от мирной и стабильной ситуации внутри стран, территориально задействованных в проекте, поэтому и Россия вовлечена в обеспечение безопасности в регионе «Один пояс - один путь». Китай и РФ имеют высокую степень консенсуса по вопросам поддержания мира и стабильности в Евразии2.
В пандемийную эпоху стратегическая игра между Китаем и США, Россией и США распространилась на множество областей и регионов, а также на строительство проекта «Один пояс -один путь», что провоцирует усложнение международной политической обстановки. С этой целью Китай и Россия должны углублять стратегическое сотрудничество, совместно поддерживать стабильность и безопасность на Евразийском континенте в соответствии с целями и принципами
1 Путин оценил планы достичь углеродной нейтральности в России к 2060 году [Электронный ресурс] // РИА. URL: https://ria.ru/20211217/neytralnost-1764254337.html (дата обращения: 10.01.2022).
2 // ff^MM = Ван Сяоцюань. Как Китай и Россия могут углубить стратегическое сотрудничество в рамках «Один пояс - один путь» [Электронный ресурс] // Синьхуа. URL: https://www.imsilkroad.eom/news/p/51026.html (дата обращения: 11.01.2022) (на кит. яз.).
Устава Организации Объединенных Наций, в том числе для обеспечения продвижения строительства «Зеленого шелкового пути».
Необходимо также создавать условия для межправительственных диалогов и укреплять взаимодействие Китая и России в области экологии и промышленности в рамках многосторонних механизмов сотрудничества, таких как ШОС, Группа двадцати и страны БРИКС. Это может не только привлечь больше стран и регионов к участию в строительстве проекта «Зеленый шелковый путь», но и усилить влияние Китая и России в сфере международного экологического сотрудничества.
На двустороннем уровне взаимодействия Китаю и России следует увеличить количество платформ для оперативного обмена информацией о состоянии ресурсов, окружающей среды, а также о позиции третьих стран по вопросам «зеленой» экономики. Это поможет обеспечить им устойчивую позицию по охране окружающей среды и создаст возможности для эффективного принятия решений по размещению иностранных инвестиций и осуществлению корпоративной деятельности, а также позволит поддержать строительство «Зеленого шелкового пути» как проект.
Кроме того, целесообразно усиление сотрудничества между двумя странами в области возобновляемых источников энергии, водородной и ядерной энергетики. «Четырнадцатый пятилетний план и долгосрочные целевые показатели на 2035 год Китая» и «Энергетическая стратегия России на период до 2035 года» предлагают увеличить инвестиции на эти цели. Хотя обе страны сталкиваются с необходимостью трансформации сферы энергетики и природные ископаемые по-прежнему будут выступать основным видом энергии в ближайший период, разработка возобновляемых источников энергии активно поддерживается правительствами обеих стран и имеет широкие перспективы для развития.
Китай и Россия могут совместно содействовать разработке «зеленой» финансовой политики, а затем продвижению финансирования «зеленого капитала» между двумя странами. Поднебесная согласна использовать свои собственные финансовые возможности и технологические преимущества для продвижения проекта, увеличить инвестиции в отрасли «зеленой экономики» России с целью достижения взаимной выгоды и эффективности сотрудничества.
В связи с развитием концепции низкоуглеродной экономики и растущей политизацией вопросов изменения климата «зеленое» развитие стало одним из важных направлений экономической трансформации стран по всему миру. Строительство «Зеленого шелкового пути» - это не только концепция экологического развития Китая, но и возможность достижения глобального устойчивого развития при условии присоединения к этому проекту других стран. Принимая во внимание текущую мировую повестку дня в области изменения климата и тенденции трансформации энергетики, а также общие цели Китая и России в области углеродной нейтральности, укрепление двустороннего сотрудничества в плане строительства «Зеленого шелкового пути» не только поможет обеспечить всеобъемлющее партнерство и стратегическое взаимодействие государств, но также будет способствовать совместной выработке алгоритмов разрешения глобальных экологических проблем.
Список источников:
Прокофьев И.В., Ларин О.Н., Каратаева К.Е. Инициатива «Один пояс - один путь» - новая платформа для расширения российско-китайского сотрудничества в транспортной сфере // Проблемы национальной стратегии. 2017. № 6 (45). С. 11-48.
Ж^В, й^'КЧЖТШФ^йЙЖЖйЭДМИг!®® // üiStt^Ä* = Чжан Сяньчан, Лю Сюэся. Диалектическое мышление концепции Си Цзиньпина о качественном развитии в Новую эпоху // Общественные науки Шаньдуна. 2021. № 9. С. 13-21 (на кит. яз.)
^-fë" // = Сюй Чжаньчэнь. «Зеленый шелковый путь» в усло-
виях глобальной низкоуглеродной трансформации: трудности, возможности и пути выхода // Глобализация. 2021. № 5. С. 41-56 (на кит. яз.)
// = Ли Чжифэй. Общий взгляд на национальную
безопасность и китайское направление управления глобальной безопасностью // Журнал Партийной школы Центрального комитета Коммунистической партии Китая (Национальная академия управления). 2021. № 11. C. 1-22 (на кит. яз.)
HI, ЯЙ®, //^Ч^Щ = Ван Пэн, Хэ Ваньцянь, Хуан Цицинь. Мысли Си
Цзиньпина об экологической цивилизации и строительстве зеленого «Пояса и пути» // Обучение и практика. 2021. № 9. С. 22-30 (на кит. яз.)
aSÄ, // = Чэн Цуйюнь, Вэн
Чжисюн, Гэ Чачжун, Дуань Юньтин. Идеи и ключевые задачи строительства Зеленого шелкового пути - интерпретация «Плана сотрудничества в области экологии и охраны окружающей среды в рамках инициативы "Один пояс - один путь"» // Охрана окружающей среды. 2017. № 18. С. 53-56 (на кит. яз.).
// ШШ* = Пей Чанхун. Идеи, стратегии и важные меры по содействию качественному развитию «Один пояс - один путь» в период четырнадцатой пятилетки // Экономическая вертикаль и горизонталь. 2021. № 6. С. 1-13 (на кит. яз.)
References:
Cheng Cuiyun, Weng Zhixiong, Ge Chazhong & Duan Yunting (2017). [Ideas and Key Tasks of the Construction of the Green Silk Road - Interpretation of the "Plan of Cooperation in the Field of Ecology and Environmental Protection within the Framework of the «One Belt, One Road» Initiative"]. [Environmental Protection]. (18), 53-56 (in Chinese).
Li Zhifei (2021). [Overall View of National Security and the Chinese Direction of Global Security Governance]. [Journal of the Party School of the Central Committee of the C.P.C (Chinese Academy of Governance)]. (11), 1-22 (in Chinese).
Pei Changhong (2021) [Ideas, Strategies and Important Measures to Promote the High-Quality Development of the "Belt and Road" during the "14th Five-Year Plan" Period]. [Economic Review Journal]. (6), 1-13 (in Chinese).
Prokofyev, I. V., Larin, O. N. & Karataeva, K. E. (2017) One Belt One Road Initiative as a New Platform for Russia - China Transport Cooperation Extension. Problemy natsional'noi strategii. (6 (45)), 11-48 (in Russian).
Wang Peng, He Wanqian & Huang Ziqin (2021). [Xi Jinping's Thought on Ecological Civilization and the Construction of the Green "Belt and Road"]. [Learning and Practice]. (9), 22-30 (in Chinese).
Xu Zhanchen (2021). [The "Green Silk Road' under the Global Low-Carbon Transformation: Difficulties, Opportunities and Possible Solutions]. [Globalization]. (5), 41-56 (in Chinese).
Zhang Xianchang & Liu Xuexia (2021). [The Dialectical Thinking of XI Jinping's Concept of High-Quality Development in the New Era]. [Shandong Journal of Social Sciences]. (9), 13-21 (in Chinese).
Информация об авторах
Л. Чу- кандидат политических наук, доцент, заведующий кафедрой нравственного воспитания факультета марксизма Технологического университета Внутренней Монголии Китая, Хух-Хот, Внутренняя Монголия, Китайская Народная Республика.
Л. Ма- доктор политических наук, профессор, заведующий кафедрой китаизации марксизма факультета марксизма Технологического университета Внутренней Монголии Китая, Хух-Хот, Внутренняя Монголия, Китайская Народная Республика.
Information about the authors
L. Chu - PhD in Political Science, Associate Professor, Head of the Department of Moral Education, Faculty of Marxism, Inner Mongolia Technological University of China, Hohhot, Inner Mongolia, People's Republic of China.
L. Ma - D.Phil. in Political Science, Professor, Head of the Department of Sinification of Marxism, Faculty of Marxism, Inner Mongolia Technological University of China, Hohhot, Inner Mongolia, People's Republic of China.
Статья поступила в редакцию / The article was submitted 25.01.2022; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 16.02.2022; Принята к публикации / Accepted for publication 22.03.2022.