Научная статья на тему 'Этапы развития и принципы организации интегрированных формирований в АПК России'

Этапы развития и принципы организации интегрированных формирований в АПК России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
378
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ / ИНТЕГРИРОВАННЫЕ АГРОПРОМЫШЛЕННЫЕ ФОРМИРОВАНИЯ / СИНЕРГИЯ / INTEGRATION PROCESSES / INTEGRATED AGRO INDUSTRIAL FORMATIONS / SYNERGY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шилова Наталья Петровна

В статье описан отечественный опыт развития интеграции в прошлом и развитие интеграционных процессов в настоящее время. Автор отмечает проявление закона синергии в деятельности интегрированных агропромышленных объединений. Сформулированы общие принципы эффективной организации интегрированных агропромышленных формирований

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE STAGES OF INTEGRATION DEVELOPMENT AND PRINCIPLES OF ORGANIZATION OF INTEGRATED FORMATIONS IN AGRARIAN AND INDUSTRIAL COMPLEX OF RUSSIA

In article native experience of integration development at last time and development of integration processes in present is described. The author is indicating the manifestation of the low of synergy in activites of agro industrial integrated formations. Essential principles of efficiency of the organization of agro industrial integrated formations are formulated

Текст научной работы на тему «Этапы развития и принципы организации интегрированных формирований в АПК России»

ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ И ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ИНТЕГРИРОВАННЫХ ФОРМИРОВАНИЙ В АПК РОССИИ Н.П. Шилова, ассистент

Воронежский государственный аграрный университет им. К.Д. Глинки, г. Воронеж

В статье описан отечественный опыт развития интеграции в прошлом и развитие интеграционных процессов в настоящее время. Автор отмечает проявление закона синергии в деятельности интегрированных агропромышленных объединений. Сформулированы общие принципы эффективной организации интегрированных агропромышленных формирований

Поиск новых форм кооперации в конце ХХ века и актуальность интеграционных процессов обусловлены обвальным падением объемов производства, нехваткой инвестиций и оборотных средств, сокращением государственных заказов и неопределенности перспектив. Восстановление разрушенных производственно-технических связей и структурная перестройка производства невозможны без координации деятельности всех звеньев технологической цепочки и привлечения крупных финансовых капиталов.

В последние годы постепенно формировалось понимание необходимости объединения усилий производителей продукции и ее переработчиков как одного из главных условий развития конкурентоспособного производства. Одной из перспективных моделей агропромышленных формирований стало агропромышленное объединение холдингового типа.

При этом очень важно учитывать накопленный ранее опыт развития интеграционных процессов. По мере развития производительных сил и производственных отношений в сельском хозяйстве, наряду с кооперацией начинали развиваться процессы интеграции. Можно выделить три основных этапа:

первый (30 - 40-е гг. ХХ в.) - интеграция, которая развивалась в «естественных» условиях складывающихся рынков продовольствия и средств производства в соответствии с российскими традициями;

второй (60 - 80-е гг. ХХ в.) - интеграция в рамках СЭВ, сопровождающаяся совершенствованием структур управления и ростом объемов производства, услуг во всех отраслях и сферах деятельности. Характерная особенность этого этапа - значительные государственные капитальные вложения в экономику;

третий (с января 1992 г.) - связан с реформированием и поиском путей выхода из кризиса предприятий различных форм хозяйствования [1].

Впервые проблема интеграции была рассмотрена на Всероссийской конференции аграрников марксистов 27.12.1929 г. До этого не считалось, что крупные формы хозяйства имеют главенствующую роль по сравнению с мелкими. Уже к 1930 г. в стране было создано около 300 крупных агропромышленных объединений, работающих по хозяйственному единому плану. Однако недостаточно высокий уровень развития производительных сил, слабая материальнотехническая база сельского хозяйства сдерживали процесс агропромышленной интеграции. Не было опыта организации агропромышленных комбинатов и объединений и управления ими. Хотя идея создания

агропромышленных комбинатов и была правильной, необходимые условия для их успешной работы отсутствовали.

В 70-80-е гг. агропромышленная интеграция также, как и межхозяйственная кооперация стала одним из путей концентрации производства. Концентрация, создавая предпосылки для агропромышленной интеграции, и сама является ее следствием. После принятия Постановления ЦК КПСС 1976 г. «О дальнейшем развитии специализации и концентрации сельскохозяйственного производства на базе межхо-зяйственной кооперации и агропромышленной интеграции» этим процессам стало уделяться особенно много внимания. Появилось большое количество экономических исследований данных вопросов, а также переориентирована деятельность многих научноисследовательских институтов на проблемы агропромышленной интеграции [2].

Анализ экономических условий на разных этапах, проведенный ведущими экономистами нашей страны показывает, что наиболее благоприятными для развития интеграции были 1980-е гг. В то время государство вкладывало значительные капитальные средства в развитие материально-технической базы интеграционных структур. Однако интересы их участников согласовывались на административном уровне, что не устраняло объективных экономических противоречий между ними. Не только сохранялась, но и возрастала уязвимость в вопросах обеспечения и сбыта продукции. После ликвидации системы централизованного снабжения и сбыта многие агрокомбинаты оказались неконкурентоспособны и разделились на отдельные хозяйствующие субъекты [3].

В 1996-1998 гг. возникли агропромышленные формирования нового типа, создаваемые на основе экономических интересов их участников. Коллегия Минсельхозпрода в конце 1997 г. специально рассмотрела ход интеграционных процессов в Орловской, Владимирской, Белгородской областях и настойчиво рекомендовала использовать их опыт. Однако до экономического кризиса в августе 1998 г. интеграция в АПК развивалась очень медленно.

Коренным образом ситуация стала меняться с начала 1999 г., и обусловлено это двумя основными причинами: активизировалось участие региональных администраций и многократно повысилась привлекательность агробизнеса для финансовых, промышленных и торговых структур. В последние годы интеграционные процессы развиваются достаточно быстро.

Развитие интеграционных процессов в АПК, с одной стороны, преследует цель концентрации собственности за счет поглощения слабых предприятий более сильными, а с другой - оптимизации управления за счет разделения хозяйственных формирований на отдельные части.

При всей кажущейся противоречивости все формы реорганизации в конечном итоге направлены на поиск нового, более эффективного субъекта собственности с целью развития агропромышленного производства. В нынешних экономических условиях необходимы новые подходы к теории и практике интеграции.

Наиболее широкое распространение в практике получили интегрированные формирования в форме простого товарищества, акционерного общества, ассоциации, корпорации, союза, потребительского кооператива, формирований холдингового типа. Выбор той или иной формы зависит от производственноэкономической обстановки в регионе, состояния продовольственного рынка, форм объединения капитала и участия их в управлении, возможностей головного предприятия и, наконец, решений административных органов.

Развитие процессов агропромышленной интеграции в Белгородской области также сопровождается разнообразием организационно-правовых форм. В большинстве своем - это открытые или закрытые акционерные общества или общества с ограниченной ответственностью. Кроме данных форм в Белгородской области представлены ассоциации и группы компаний. Основными факторами, определяющими выбор организационно-правовых форм, являются: отношения собственности, юридическая и хозяйственная самостоятельность и территориальная разобщенность субъектов, специализация производственной деятельности участников интеграции, теснота и устойчивость технологических, экономических и управленческих связей между ними и др.

Сложившаяся экономическая ситуация в России и характер распределения ролей в технологической цепи делает наиболее вероятным закрепление функций интегратора за перерабатывающей промышленностью АПК. При этом интегратором непременно должно выступать достаточно прибыльное предприятие. Это объясняется концентрацией у перерабатывающих предприятий больших масс продукции, возможностью манипулировать глубиной переработки сырья и номенклатурой продукции, гибко реагировать на колебания платежеспособного спроса, получая за счет этого добавочную прибыль, наличием (сохранением) своего производственного потенциала и т.д.

Все организационные формы должны содействовать концентрации и специализации сельскохозяйственного и промышленного производства, внедрению новейшей технологии и техники, снижению потерь при транспортировке скоропортящихся сельскохозяйственных продуктов и улучшению их качества, обес-

печению условий для оптимального планирования и управления всем воспроизводственным циклом. Эти критерии должны приниматься во внимание при создании любой новой организационной формы на всех уровнях АПК [5].

Поскольку любое предприятие представляет собой систему, в том числе, и интегрированное объединение, то и рассматривать ее необходимо в комплексе. Интегрируемые сельскохозяйственные организации рассматриваются в виде единой производственноэкономической системы, составными частями которой являются подсистемы. Развитие и совершенствование организации, и повышение на этой основе эффективности функционирования системы становится реальным и существенным, если за концентрацией следует простая кооперация элементов, а затем их структурная дифференциация и специализация на выполнении определенных функций. На основе углубления этих процессов происходит сложная кооперация и интеграция элементов, то есть образование более эффективного, чем сумма элементов единого целого. Для любой организации существует такой набор элементов, при котором ее потенциал всегда будет либо существенно больше простой суммы потенциалов входящих в нее элементов (людей, компьютеров и т.д.), либо существенно меньше. В этом и заключается закон синергии, без проявления которого деятельность интегрированных формирований не может быть эффективной [4].

Производительность и эффективность функционирования производственных систем в первую очередь зависят от состава и качества элементов, но в значительной степени от организации. Без организации невозможно существование никакой, в том числе и производственной системы. При одних и тех же элементах и сходной технологии производства производительность и эффективность функционирования производственной системы прямо определяется уровнем и степенью ее организации. Организация очень часто меняет свое конкретное содержание. Меняется она при изменении подготовки работников, например, овладении смежными специальностями и совмещении обязанностей, но она может измениться и при постоянном составе элементов за счет других вариантов их взаиморасположения, связей и взаимодействий. Различные элементы производственной системы играют в ней разную роль. Главным элементом производительных сил является человек. Он выступает как активный, организующий и управляющий элемент производственной системы.

На основе изучения литературных данных и анализа организации и функционирования интегрированных формирований нами были сформулированы общие принципы их эффективной организации:

1. Выгодность объединения в систему, ее эффективное функционирование и прогрессивное развитие для всех участников интеграционного процесса. Это может проявляться в повышении интенсивности,

надежности и эффективности функционирования как интегрированного формирования в целом, так и каждого из предприятий, входящих в интегрированную структуру на ту или иную величину и т.п.

2. Оптимальное количество участников интеграции, а так же соблюдение оптимальных пропорций между количеством и составом различных отраслей и предприятий, а так же пропорциональность в производительности между участками разного направления. Повышение уровня концентрации имеет прогрессивное значение в развитии интегрированного формирования. Вместе с тем необходимо учитывать, что в каждом конкретном случае увеличение состава участников и объемов производства может дать как высокий, так и низкий и даже отрицательный эффект. Существуют границы оптимального увеличения, то есть позволяющего пропорционально улучшить всю структуру, в то время как увеличение числа структурных подразделений меньше или больше данного уровня этого не обеспечивает, что и отражается на эффективности структуры.

3. Высокий уровень разделения труда и специализации подразделений интегрированного формирования, что повышает интенсивность производства.

4. Соответствие всех участников интеграционного процесса, отраслей, участков, линий друг другу по структурным параметрам, производительности и их взаимодополнение по осуществляемым функциям.

5. Рациональное взаиморасположение участников интеграционного процесса, а так же целесообразное пространственное расположение входящих в них подразделений. Это позволяет сократить пути перераспределения продуктов обмена внутри интегрированной структуры, протяженность путей передачи информации и т.п., что повышает экономичность и скорость взаимодействия.

6. Оптимальное количество и прочность связей отдельных предприятий, подразделений, участков, обеспечивающих их интеграцию и одновременно определенную целесообразную автономность функционирования.

7. Эффективная последовательность действий и взаимодействия подразделений, согласованное выполнение функций на всех участках работы интегрированного формирования.

8. Соответствие управления интегрированного формирования сложности технологии и организации производственного процесса: точный и оперативный сбор, обработка информации о внешней среде и внутренней работе подразделений и оперативное принятие эффективных решений исполнительными органами.

9. Оптимальный уровень интенсивности функционирования всех или большинства участников интегрированных формирований и структуры в целом.

10. Надежность осуществления функций интегрированного формирования не только в стабильных, но и в изменяющихся условиях.

11. Высокая эффективность функционирования интегрированного формирования, которая должна проявляться в высокой производительности и минимальных издержках на производство единицы продукции в условиях безущербного для природы производства. Если последнего не избежать, то в издержки необходимо включать расходы на восстановление экологического равновесия.

12. Постоянное обновление и совершенствование структуры и функций интегрированного формирования на основе хорошо налаженной информации о мировых научно-технических достижениях в данной области и быстрая перестройка на более эффективную технологию и организацию. Это позволяет обеспечить высокие темпы прогресса, устойчивый рост производительности труда, улучшение качества продукции, снижение издержек, повышение конкурентоспособности. В противном случае возможны застой, отставание, неконкурентоспособность и разрушение данной производственной системы.

Не все из названных принципов организации интегрированных формирований в одинаковой степени имеют отношение к каждой форме интеграции, однако практически все они находят свое отражение в процессе формирования интегрированного объединения.

Большая роль в восстановлении экономического потенциала сельскохозяйственных предприятий принадлежит государственным органам. Государство должно выработать экономическую стратегию управления, адекватную рыночным преобразованиям и содержащую взаимосвязанные направления работы.

Во-первых, подготовка и принятие законодательных основ, а так же нормативно-правовых актов федерального и регионального уровней, регулирующих деятельность интегрированных корпоративных структур, контроль за их соблюдением, формирование приоритетных направлений и ключевых задач агропромышленной политики, подготовка государственных программ поддержки приоритетных направлений развития АПК и малого бизнеса, ограничение монополизма и стимулирование конкуренции.

Во-вторых, создание стройной системы органов управления, охватывающих все корпоративное пространство (государственные и муниципальные предприятия, внутрифирменное управление и т.д.).

Принятие и реализация приоритетных национальных проектов, в том числе «Развитие АПК» в определенной степени спаособствовало решению задач на начальном этапе. Однако в условиях переходной экономики многие правовые вопросы еще не отрегулированы и зачастую содержат взаимоисключающие положения.

Только принятие системы мер по развитию агропромышленного комплекса и его главного звена -сельского хозяйства позволит выработать научно обоснованную стратегию формирования аграрной политики, обеспечивающей продовольственную безо-

пасность России, решение задач повышения качества жизни населения, улучшения демографической ситуации в стране.

Литература

1. Кириленко А. Интеграционные процессы в сельском хозяйстве (на примере Иркутской области) / А. Кириленко // Экономист. - 2003. № 3. - С. 86-88.

2. Кузнецов В.В. Экономика сельского хозяйства / В.В. Кузнецов и др. - Изд. 2-е. - Ростов на Дону.: Феникс, 2005. - 346 с.

3. Савченко Е.С. Реорганизация сельскохозяйственных предприятий и привлечение инвестиций в аграрный сектор / Е.С. Савченко, А.В. Корбут // Достижения науки и техники. - 2001. №2 - С. 2-5.

4. Четвертакова В.П. Теоретические основы организации систем, экономического роста и ценообразования / В.П. Четвертакова, И.М. Четвертаков - Воронеж: «Истоки», 2008. - 172 с.

5. Шаламанов С. Агропромышленная интеграция: опыт советско-болгарского сотрудничества/ С. Шаламанов, Г. Шмелев, А. Димов, Б. Фрумкин. - Москва: Экономика: София: Земиздат, 1982. - 192 с.

Э 8(4732) 53-78-35

Ключевые слова: интеграционные процессы, интегрированные агропромышленные формирования, синергия

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.