Научная статья на тему 'Этапы развития и организации
тылового обеспечения пенитенциарной системы
Российского государства'

Этапы развития и организации тылового обеспечения пенитенциарной системы Российского государства Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
144
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Этапы развития и организации тылового обеспечения пенитенциарной системы Российского государства»

УГОЛОВНО-И СПОЛНИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА: УПРАВЛЕНИЕ И ПРАКТИКА

Этапы развития и организации тылового обеспечения пенитенциарной системы Российского государства

Тыловое обеспечение пенитенциарной системы Российского государства развивалось одновременно с самой системой исполнения наказаний. Хронологически весь период развития можно разделить на три этапа: дореволюционный (до 1917 года), советский (1917-1991 годы) и современный (с 1991 года по настоящее время).

Первые упоминания в правовых актах о тюремном содержании появляются в Х11-Х111 веках, но, скорее всего, заключение осужденных применялось и ранее.

Осужденные содержались в погребах и порубах, в лучшем случае размещались на соломе, которая не менялась до полного гниения. От государства тюремным обитателям крайне редко выделялось весьма скудное продовольствие, которое пополнялось либо собственными средствами, либо милостыней.

В XVI веке тюремное заключение становится одним из важнейших средств наказания преступников, как вид наказания оно упоминается в Судебнике 1550 года. Заключенные содержались в тех же неудовлетворительных условиях.

В Соборном уложении 1649 года тюремное заключение становится одним из основных видов наказания, оно предусматривается в 40 составах преступлений. Осужденные в тюрьмах находились в тяжелых условиях: помещения были холодными, грязными и переполненными. Государство на содержание заклю-

ченных финансирования не выделяло, они содержались на собственные средства и милостыню [1].

В 1662 году во всех тюремных учреждениях вводится государственное жалование, или кормовые деньги. Заключенным было разрешено добывать себе пропитание работой, а также заниматься огородничеством на территории тюрьмы, чтобы разнообразить свой рацион.

На протяжении XVIII века особых изменений в тюремной системе России и материально-бытовом обеспечении заключенных не было. Только в последней четверти этого столетия появились специальные тюрьмы для политических заключенных (Петропавловская и Шлиссельбургская крепости), а также работные и смирительные дома.

В 1831 году Советом Министерства внутренних дел России с учетом замечаний Санкт-Петербургского комитета Общества попечительного о тюрьмах была подготовлена Инструкция смотрителю губернского тюремного замка. Вторая глава Инструкции была посвящена имуществу арестантов, порядку его изъятия и хранения. Третья глава включала в себя два раздела: «I. О размещении» и «II. О содержании» [2].

В тюремном замке арестанты получали единообразную одежду, пищу и все необходимое для них. В Инструкции были также урегулированы вопросы питания: арестанты употребляли только пищу, приготовленную в тюремном зам-

ке на общей кухне, продукты приобретались за счет средств из казны и запасов от благотворительности. Готовили пищу сами арестанты. Все вопросы материально-бытового обеспечения возлагались на смотрителя тюремного замка, его помощников и эконома.

Начиная с 1832 года материально-бытовое обеспечение осужденных регламентировалось Сводом учреждений и уставов «О содержащихся под стражей и о ссыльных», который издавался в составе Сводов законов Российской империи. Были нормативно закреплены права заключенных на снабжение одеждой и обувью, а также питанием за счет казны. Данный документ содержал в себе нормы снабжения вещевым имуществом.

Средства на питание заключенных рассчитывались исходя из солдатского пайка (мука - около 1 кг в сутки, крупа -около 5 кг в месяц). Мясо, рыба и другие продукты, которые составляли так называемую улучшенную пищу, приобретались за счет благотворительных средств. Стоимость пайка в 1868 году составляла 10 копеек в сутки. Питание было двухразовое - щи и каша в обед и щи на ужин.

Материально-бытовые и санитарные условия в местах заключения находились в неудовлетворительном состоянии, которое было вызвано переполнением тюрем, их несовременным устройством, скудным питанием заключенных, отсутствием сколько-нибудь правильной организации медицинской помощи. Однако в данный период было издано большое количество ведомственных подзаконных актов: циркуляров, указаний, инструкций, направленных на приведение бытовых условий отбывания наказаний в виде лишения свободы в цивилизованный вид.

В результате революции и гражданской войны в стране было разрушено

около 400 зданий тюрем, преимущественно уездных, а многие были приспособлены для различных хозяйственных нужд (школы, больницы, общественные учреждения и предприятия, гостиницы, склады, жилые помещения), и только небольшая часть использовалась советской властью по назначению.

06.01.1918 Народным комиссариатом юстиции была учреждена Тюремная коллегия «...для заведования всеми отраслями тюремного быта и выработки основных начал реформы тюремных учреждений».

В мае 1918 года Народный комиссариат юстиции переименовал Главное управление местами заключения в Карательный отдел, который в 1919 году был назван Центральным карательным отделом, а с 1921 года именовался Центральным исправительно-трудовым отделом (ЦИТО).

Инструкция Народного комиссариата юстиции от 23.06.1918 «О лишении свободы как мере наказания и о порядке отбывания такового» объявляла о потере силы уставов «О содержащихся под стражей и о ссыльных». Одним из принципов пенитенциарной системы стала самоокупаемость (доходы от труда заключенных должны покрывать расходы правительства на содержание мест заключения).

В довоенные годы обеспечение питанием и вещевым имуществом осуществлялось в соответствии с приказом НКВД СССР от 14.08.1939 № 00943 «О введении новых норм питания и вещевого довольствия для заключенных в ИТЛ и ИТК НКВД СССР». Заключенные, не вырабатывающие производственную норму, следственные и инвалиды должны были получать в день следующую норму продуктов на одного человека: хлеб ржаной - 600 г, мука пшеничная -10 г, крупа разная - 100 г, мясо - 30 г, ры-

ба - 128 г, сахар - 10 г, чай суррогатный -2 г, картофель и овощи - 500 г, томат-пюре - 10 г, перец стручковый - 0,13 г, лавровый лист - 0,2 г, соль - 20 г.

Порядок и нормы продовольственного обеспечения несовершеннолетних заключенных определялись отдельным приказом.

В послевоенное время продовольственное обеспечение регламентировалось приказом МВД СССР от 06.05.1948 № 0281 «С объявлением норм продовольственного снабжения заключенных в исправительно-трудовых лагерях и колониях МВД». Норма № 1 (основная) для довольствия заключенных в ИТЛ и колониях МВД: хлеб из муки простого помола - 700 г, мука пшеничная 85 % помола - 10 г, крупа разная - 110 г, макароны - вермишель - 10 г, мясо - 20 г, рыба -60 г, жиры - 13 г, сахар - 17 г, соль - 20 г, чай суррогатный - 2 г, томат-пюре - 10 г, перец - 0,1 г, лавровый лист - 0,1 г, картофель и овощи - 650 г, мыло хо-

зяйственное для всех надобностей (в месяц) - 200 г, картофель и овощи, томат-пюре, перец и лавровый лист выдавались при наличии ресурсов.

Вещевое обеспечение спецконтингента регламентировалось приказом МВД СССР от 11.02.1952 № 0313 «С объявлением норм отпуска вещевого имущества заключенным, содержащимся в исправительно-трудовых лагерях, колониях и тюрьмах МВД СССР». Заключенным мужчинам по норме № 1 выдавались: шапка ватная, головной убор летний, полупальто ватное, телогрейка ватная -по 1 шт. на 2 года; спецкуртка - 3 шт. на 2 года; спецбрюки - 1 шт. на 1 год; рубаха нательная, кальсоны нательные - по 2 шт. на 1 год; трусы - 1 шт. на 1 год; портянки летние - 1 пара на 1 год; полотенце -2 шт. на 1 год; портянки зимние - 2 пары на 1 год; шаровары ватные - 1 шт. на 1 год; валенки - 1 пара на 2 года; варежки зимние - 2 пары на 1 год; одеяло хлопчатобумажное - 1 шт. на 4 года; наволочка

тюфячная, наволочка подушечная нижняя - по 1 шт. на 4 года; наволочка подушечная верхняя, простыня - по 1 шт. на 1 год; обувь на резиновой подошве с кирзовыми берцами или голенищами -1 пара на 10 мес.

Нормы продовольственного снабжения воспитанников трудовых и трудовых воспитательных детских колоний МВД СССР устанавливались приказом МВД СССР от 17.10.1946 № 214.

Приказ МВД СССР от 16.08.1958 № 550 «С объявлением норм суточного довольства заключенных, содержащихся в исправительно-трудовых лагерях, колониях и тюрьмах Министерства внутренних дел СССР» существенно улучшил рацион заключенных. По норме № 1 (общей) суточного довольствия заключенных, содержащихся в исправительно-трудовых лагерях и колониях Министерства внутренних дел СССР, им полагалось: хлеб из ржаной или пшеничной обойной муки - 700 г, мука пшеничная 2-го сорта -

20 г, крупа разная - 110 г, макаронные изделия - 10 г, мясо - 50 г, рыба - 85 г, масло растительное - 15 г, сало пищевое, топленое, комбижир - 4 г, сахар - 15 г, соль -20 г, кофе суррогатный - 1,5 г, томат-паста - 5 г, лавровый лист - 0,1 г, картофель свежий - 400 г, овощи свежие - 250 г, мыло хозяйственное (в месяц) - 200 г.

90-е годы XX века стали непростым периодом для уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, особенно сложными являлись материально-бытовые условия в исправительных учреждениях и следственных изоляторах. Из функционирующих на территории России СИЗО более 60 % размещено в зданиях постройки ХУН-ХУШ веков. Знаменитая московская «Бутырка», например, как тюремное здание функционирует более 200 лет, а следственный изолятор в городе Камышлове (Свердловская область) основан еще в конце XVII века. Большинство следственных изоляторов России переоборудовано из

бывших острогов, монастырей, солдатских казарм.

Ряд зданий СИЗО были полностью непригодны к эксплуатации. Особой проблемой являлась переполненность камер, число содержащихся арестованных в которых нередко в 3-4 раза превышало санитарные нормы, на каждого в таких камерах приходилось 0,5 м2 площади.

Вопрос питания осужденных всегда остается одним из главных. Безусловно, сейчас рацион стал гораздо калорийнее и многообразнее, чем в рассмотренный период. Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.1992 № 935 «Об утверждении норм суточного довольствия осужденных к лишению свободы, а также лиц, находящихся в следственных изоляторах, лечебно-трудовых, воспитательно-трудовых и лечебно-воспитательных профилакториях Министерства внутренних дел Российской Федерации» были утверждены нормы суточного довольствия осужденных, а также лиц, находящихся в следственных изоляторах и прочих пенитенциарных учреждениях.

К концу 90-х годов минимальный суточный рацион составлял: хлеб из смеси муки ржаной обдирной и пшеничной 1-го сорта - 500 г, хлеб пшеничный из муки 2-го сорта - 150 г, мука пшеничная 2-го сорта - 5 г, крупа разная - 120 г, макаронные изделия - 20 г, мясо - 80 г, рыба - 100 г, жиры животные топленые пищевые и кулинарные, маргарин - 30 г, масло растительное - 20 г, сахар - 30 г, чай натуральный - 1 г, соль - 20 г, картофель - 550 г, овощи - 250 г, лавровый лист - 0,1 г, томатная паста - 3 г (постановление Правительства Российской Федерации от 08.07.1997 № 833 «Об установлении минимальных норм питания и материально-бытового обеспечения осужденных к лишению свободы»).

В 2000-х годах материально-бытовые условия содержания осужденных, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, постоянно совершенствовались. По состоянию на 01.01.2009 впервые средний размер камерной площади, приходящейся в СИЗО на одного подозреваемого или обвиняемого, увеличился до 4,5 м2. Совершенствовались продовольственное и вещевое обеспечение. Значительное внимание было уделено нормативному регулированию всех направлений тылового обеспечения уголовно-исполнительной системы.

В настоящий момент вопросы продовольственного обеспечения спецконтингента и содержания объектов продовольственной службы регулируются постановлением Правительства Российской Федерации от 11.04.2005 № 205 «О минимальных нормах питания и материально-бытового обеспечения осужденных к лишению свободы, а также о нормах питания и материально-бытового обеспечения подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в следственных изоляторах Федеральной службы исполнения наказаний, в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел Российской Федерации и пограничных органов Федеральной службы безопасности, лиц, подвергнутых административному аресту, задержанных лиц в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации на мирное время», приказом Минюста России от 17.09.2018 № 189 «Об установлении повышенных норм питания, рационов питания и норм замены одних продуктов питания другими, применяемых при организации питания осужденных, а также подо-

зреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в учреждениях Федеральной службы исполнения наказаний, на мирное время», приказом ФСИН России от 04.07.2018 № 570 «Об утверждении норм и порядка обеспечения учреждений уголовно-исполнительной системы техникой, продукцией общехозяйственного назначения и имуществом продовольственной службы», приказом ФСИН России от 02.09.2016 № 696 «Об утверждении Порядка организации питания осужденных, подозреваемых и обвиняемых, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы» и другими документами.

Вопросы вещевого обеспечения спецконтингента в настоящий момент регулируются приказом Минюста России от 03.12.2013 № 216 «Об утверждении норм вещевого довольствия осужденных к лишению свободы и лиц, содержащихся в следственных изоляторах», приказом ФСИН России от 19.08.2021 № 718

«Об утверждении Порядка учета, хранения, выдачи и списания вещевого имущества в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы Российской Федерации».

Суточный рацион осужденных, подозреваемых и обвиняемых стал более питательным и разнообразным. Значительное внимание уделяется качеству поставляемых продуктов питания, вещевого имущества.

Ощутимый вклад в продовольственное обеспечение учреждений уголовно-исполнительной системы Российской Федерации на современном этапе вносит сотрудничество с Росрезервом, благодаря которому налажены бесперебойные поставки мяса, муки, крупы, масла сливочного и растительного, консервов мясных и рыбных, сахара и чая.

В последние годы реализуются мероприятия по совершенствованию материальной базы тылового обеспечения: проводятся капитальные ремонты столовых

и банно-прачечных комплексов, строятся новые склады и овощехранилища, закупается современное технологическое оборудование.

Все выпускаемые с 2012 года спецавтомобили оборудуются кондиционерами, с 2015 года - биотуалетами. Спецавтомобили для перевозки маломобильных групп граждан оборудуются подъемными механизмами, удерживающими инвалидное кресло устройствами.

Таким образом, в настоящее время созданы все условия для удовлетворения потребности осужденных, подозреваемых и обвиняемых в материально-бытовых нуждах.

Функции по тыловому обеспечению учреждений и органов уголовно-исполнительной системы в настоящий момент выполняет управление тылового обеспечения ФСИН России.

Основными задачами УТО ФСИН России являются:

- определение потребности и формирование предложений по объемам материальных ресурсов номенклатуры управления по государственному оборонному заказу в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

- обеспечение проведения единой политики и организационно-методического руководства деятельностью учреждений и органов УИС в вопросах тылового обеспечения и ветеринарной деятельности;

- подготовка проектов нормативных правовых актов (в том числе по нормированию затрат) по порядку организации питания осужденных, лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, находящихся под стражей, по обеспечению продовольствием, оборудованием и имуществом продовольственной службы, форменным обмундированием, вещевым имуществом, ГСМ, военной и специальной техникой, транс-

портными средствами и средствами механизации, энергетическими ресурсами, энергетическим оборудованием, а также по ветеринарной деятельности;

- формирование потребности в обеспечении учреждений и органов УИС ресурсами в соответствии с установленными нормами по номенклатуре управления;

- выполнение в рамках полномочий процедур осуществления закупок для обеспечения государственных нужд по номенклатуре управления, государственным заказчиком в которых выступает ФСИН России;

- расчет штатов транспортных средств, контроль обеспеченности транспортными средствами территориальных органов ФСИН России и учреждений, непосредственно подчиненных ФСИН России;

- осуществление мониторинга закупок в территориальных органах ФСИН России продовольствия, вещевого имущества для личного состава, осужденных, лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, находящихся под стражей, запасных частей к транспортным средствам, ГСМ, энергетических ресурсов, энергетического оборудования;

- контроль за проведением сезонной заготовки и последующей закладки на хранение картофеля и овощей в учреждениях и органах УИС;

- контроль за разработкой и утверждением нормативной, конструкторской и технической документации на предметы форменной одежды сотрудников УИС и вещевого довольствия осужденных и лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, находящихся под стражей, продовольствие, рационы питания;

- контроль за наличием, эксплуатацией транспортных средств в территори-

альных органах ФСИН России и учреждениях, непосредственно подчиненных ФСИН России, за исключением транспортных средств, содержащихся за счет дополнительного бюджетного финансирования, согласно штатной положенно-сти;

- организация работы по снижению аварийности и случаев дорожно-транспортных происшествий со смертельным исходом и с причинением вреда здоровью на служебном транспорте;

- организация проведения в УИС федерального государственного вете-

ринарного надзора, профилактических, противоэпизоотических и лечебных мероприятий среди всех видов животных (птицы), ветеринарно-санитарной экспертизы подконтрольных ветеринарной службе ФСИН России товаров, повышения квалификации ветеринарных специалистов УИС и выполнение иных функций в сфере ветеринарии, контроля качества и безопасности пищевой продукции и технического регулирования в соответствии с законодательством Российской Федерации.

1. Пертли Л. Ф., Кузьмин С. И., Яковлева О. Н., Макарчук О. И., Железная Ю. Ю. История исполнения уголовных наказаний в тюрьмах и колониях-поселениях России : учебное пособие. М. : РИОР ; ИНФРА-М, 2010. 113 с.

2. Шурухнов Н. Г. Инструкция смотрителю губернского тюремного замка 1831 года: основное содержание, сущность, актуальность // Человек: преступление и наказание. 2019. Т. 27 (1-4), № 4. С. 465-480.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.