Научная статья на тему 'Этапы развития досуга и творчества в дореволюционном Омске'

Этапы развития досуга и творчества в дореволюционном Омске Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
479
138
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЭТАП / КУЛЬТУРА / ДОСУГ / АРИСТОКРАТИЯ / ПАССИОНАРНОСТЬ / ЭТНОГЕНЕЗ / КОСМОГЕНЕЗ / CULTURE / LEISURE / ARISTOCRACY / PASSIONARITY / ETHNOGENY / COMOGENESIS

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Лобова Мария Павловна

Данная работа направлена на выявление основных периодов развития Омска и выявления роли аристократии в формировании культурно-досугового пространства как ведущей силы общества, связующего звена со сферами Высшего Бытия. Ожидаемый результат работы обозначить этапы развития досуга и творчества в Омске, выявить значение аристократии в формировании пространства культурного досуга.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The stages of development of cultural and leisure in pre-revolutionary Omsk

The article is intended to identify general periods of development of Omsk and to identify the role of the aristocracy in the formation of cultural and leisure space as a bridge to other areas of the Supreme Being. The expected result of the issue is to build the concept of value in the ethnogenesis of the aristocracy.

Текст научной работы на тему «Этапы развития досуга и творчества в дореволюционном Омске»

и только впоследствии (в результате многократных повторений) данные действия станут приобретать качества слитности, рациональности, автоматизма и обеспечивать достижение необходимого профессионального уровня при изображении головы человека.

Библиографический список

1. Рисунок : учеб. пособие для студентов худож.-граф. фак. пед. ин-тов / Под ред. А. М. Серова. — М. : Просвещение, 1975. - 271 с.

2. Медведев. Л. Г. Академический рисунок в процессе художественного образования / Л. Г. Медведев. — Омск : Изд. дом Наука, 2008. — 290 с.

3. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии : в 2 т. / С. Л. Рубинштейн. — М. : Педагогика, 1989. — Т. 2. — 328 с.

4. Зайцев, А. С. Советы мастеров / Сост. и автор прим. А. С. Зайцев. — 2-е изд. — Л. : Художник РСФСР, 1979. — 374 с.

БАЖЕНОВ Анатолий Александрович, старший преподаватель кафедры академической живописи и рисунка, член Союза художников России. Адрес для переписки: г. Омск, Набережная Тухачевского, 14.

Статья поступила в редакцию 07.10.2014 г. © А. А. Баженов

уДК 00894 (57113) м. П. ЛОБОВА

Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского

ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ДОСУГА И ТВОРЧЕСТВА

В ДОРЕВОЛЮЦИОННОМ ОМСКЕ

Данная работа направлена на выявление основных периодов развития Омска и выявления роли аристократии в формировании культурно-досугового пространства как ведущей силы общества, связующего звена со сферами Высшего Бытия. Ожидаемый результат работы — обозначить этапы развития досуга и творчества в Омске, выявить значение аристократии в формировании пространства культурного досуга.

Ключевые слова: этап, культура, досуг, аристократия, пассионарность, этногенез, космогенез.

«Аристократизм — внешняя изысканность, утонченность поведения».

«Аристократия — высший родовитый слой ... дворянства» [1, с. 643].

«Аристократия (от греческого ап8И8 — лучший и кга1;о8 — власть) — форма государственного правления при которой власть принадлежит представителям родовой знати» [2, с. 74].

Культура занимает особое место в жизни человека как один из устоев космической эволюции человечества. Необходима онтологическая четкость в проблеме «Культура — цивилизация». «Если культура есть дух творческой деятельности человека, то цивилизация, или попросту обустройство жизни человека во всех ее материальных, гражданских аспектах, есть материя этой деятельности» [3, с. 887].

Н. А. Бердяев писал: «Культура связана с культом, она из религиозного культа развивается, она есть результат дифференциации культа, разворачивания его содержания в разные стороны.<... > Культура связана с культом предков, с преданием и традицией. Она полна священной символики, в ней даны знаки и подобия иной, духовной действительности. Всякая культура (даже материальная культура) есть культура духа; всякая культура имеет духовную основу, она есть продукт творческой работы духа над природными стихиями» [4, с. 166].

Н. К. Рерих вводит новые понятия и определения. «Культура — есть почитание Света. Культура есть синтез возвышенных и утонченных достижений. Культура есть спасение. Культура есть двигатель. Если соберем все определения культуры, мы найдем синтез действенного Блага, очаг просвещения и созидательной красоты» [5, с. 234].

Если принять онтологическую суть понятия духа согласно Советскому энциклопедическому словарю, совместив рацио и иррацио, в итоге получаем: дух — энергия сознания (ум + интуиция). Следовательно, взаимодействие с миром высшей действительности (4-е измерение по Бердяеву), доступно только человеку, энергетически созвучному высшему, «владеющему лучшим», т.е. аристократу. «Возможен лишь природный, прирожденный аристократизм, аристократизм от Бога» — так Бердяев интуитивно определяет предшествующий энергообмен с божественным миром личности живущего. «Миссия истинной аристократии, — продолжает Беляев, — не столько восходить к еще недостигнутым высшим состояниям, сколько нисходить к состоянием низшим. Свойство аристократизма — щедрость, а не жадность. Истинная (т.е. высшая. — М. Л.) аристократия может служить другим, служить человеку и миру, потому что она не занята самовозвышением, она изначально стоит достаточно высоко. Она — жертвенна. В этом вечная ценность аристократического начала» [6, с. 585 — 586].

«... аристократизм не есть право, аристократизм есть обязанность. <...> народные массы выходят из тьмы и приобщаются к культуре через выделение аристократии и исполнение ею своей миссии. Аристократия не есть сословие или класс, аристократия есть некоторое духовное начало, по природе своей неистребимое, и оно действует в мире в разных формах и образованиях» [6, с. 589].

Аристократия духа является инструментом земного творчества космической эволюции, в отличие от исторической аристократии, а местом творчества становится пространство культурного досуга, или поле Культуры. «...культурное поле <...>. У Пифагора, Никомаха из Герасы и Платона — явно небесного происхождения. Именно Пифагор привез «Яйо!» в Грецию как божественную деятельность» [7, с. 24].

«У значительной части славян слово «досуг» употребляется в значении «способности, возможности, достижения», оно неотделимо от творчества и высшей деятельности и не содержит временной составляющей» [7, с. 20].

Освоение Сибири Великорусским пассионарным суперэтносом осуществлялось за счет комплиментарных контактов с коренным населением. Пассионарный толчок произошел в XIV веке. Центром пассионарности явился Преподобный Сергий Радонежский. «Святость и гениальность — величайшие явления духовной культуры, истинные ее двигатели» [8, с. 713]. Омск был основан в 1716 году с целью защиты юго-восточных границ империи от кочевников джунгар по указу Петра I полковником лейб-гвардии Преображенского полка И. Д. Бухгольцем (Бухольцем) как крепость.

Освящение первой церкви при основании Омска во имя Преподобного Сергия Радонежского установило сакральную энергетическую связь пространства развития Омска и духовного центра России — Троицко-Сергиевой лавры. Это было важным для людей, участвовавших в формировании города.

Со времени основания Омской крепости в ней были грамотные люди, которые занимались частным обучением детей: духовные лица, офицеры, казаки, ссыльные. В формировании пространства культуры того времени основополагающим было просвещение. В 1763 году генерал-поручик Иван Иванович Шпрингер был назначен командующим Сибирскими линиями. Шпрингер являлся деятельной, яркой личностью, <...> был одним из первых выпускников Петербургского кадетского корпуса, успешно им законченного [9, с. 224]. Он положил начало народному образованию. Просвещенный генерал решил завести на линиях гарнизонные школы, и в 1765 году получил разрешение на открытие таких школ в Омской, Ямышевской, Петропавловской и Бийской крепостях. В Омской крепости учреждалась главная гарнизонная школа, рассчитанная на 150 учеников. <...> Предназначались школы для детей солдат и казаков, причем воспитанники брались на казенное содержание [10, с. 67].

Для «полирования» молодых офицеров он приказал устроить «Оперный дом» для устройства любительских спектаклей. <...> Репертуар Омского театра включал трагедии М. В. Ломоносова, М. М. Хераскова, а также трагедии и комедии А. П. Сумарокова.

Большой вклад внес Шпрингер в формирование архитектурного пространства второй крепости. Величественный белоснежный собор, заложенный в день воскресения Христова в 1769 году, определил важность Омской крепости как оплота христи-

анской культуры. Строителями собора выступили братья Иван и Козьма Черепановы, рекомендованные тобольским губернатором Д. И. Чичериным. Собор являлся культурно-просветительским и благотворительным центром Омска. При храме была самая большая церковная библиотека в городе.

В 1778 г. на левом берегу Оми, на холме над рекой, начали строительство двухколоколенной Ильинской церкви, сочетавшей черты барокко и раннего классицизма. [11, с. 18 — 28]. (Н. И. Лебедева, В. Г. Рыженко. «Города Петра Великого». Омск. «Город на границе государства Российского.» Историческая мозаика. СПб., 2001).

В 1782 г. Омск получает статус города, вступая в следующий этап своего развития, а в 1838 году г. Омск становится областным городом Западно-Сибирского губернаторства.

Боевой генерал, герой войны 1812 года (в Бородинском сражении командовал корпусом и «за отличие» был представлен М. И. Кутузовым к ордену св. Георгия.), <...> образованный человек (выпускник кадетского корпуса, владел французским и немецким языками), Петр Михайлович Капце-вич, генерал-губернатор Западной Сибири, немало сделал для благоустройства Омска. Сразу после пожара 1823 года по инициативе Капцевича в Санкт-Петербурге началась работа над новым генеральным планом города. Поручена она была видному столичному архитектору, строителю первых чугунных мостов на реках и каналах «российской Венеции» В. И. Гесте.

По предложению князя П. Д. Горчакова, правившего Западной Сибирью в 1836—1851 годах, 19 июля 1839 года Омск становится главным городом Западно-Сибирского генерал-губернаторства, что дает развитию города новый импульс.

В 1851 году генерал-губернатором становится Г. Х. Гасфорд, 50-летний генерал, имевший богатый военный опыт. Он прослушал курс наук в Иенском, Дерптском и Мюнхенском университетах и имел пять докторских дипломов [10, с. 93]. При Гасфорде построены генерал-губернаторский дом, каменные здания казачьего войскового правления, интендантства Благородного собрания, здание Военного собрания, римско-католическая церковь.

В 1860 году Омск превосходил другие сибирские города по числу потомственных и личных дворян. Дворянское сословие здесь представляли в основном офицеры и чиновники — как служащие, так и отставные [10, с. 104]. Общая атмосфера в городе способствовала всяческим новым начинаниям и в сфере производства, и в сфере культуры и быта. Патриархальные нравы и привычки соседствовали здесь с «лучшим европейским тоном».

Декабристы и ссыльные, в силу своей пассио-нарности и высокого культурного уровня, оказали также огромное воздействие на общественную жизнь Омска. Некоторое время в Омске жили декабристы Николай Васильевич Басаргин, Николай Алексеевич Чижов. В 1850 году в Омск были привезены петрашевцы Ф. М. Достоевский и С. Ф. Дуров и размещены в Омском остроге.

В первом же письме, написанном брату после выхода из каторги, Достоевский писал: «Если я узнал не Россию, так народ русский хорошо, и так хорошо, как, может быть, не многие знают его». Пассионарием был и друг Достоевского С. Ф. Дуров. Одним из самых близких ему людей стал молодой офицер Ч. Ч. Валиханов, сын казахского султана, будущий выдающийся ученый [12, с. 120].

В системе образования Омска главную роль играло «Училище Сибирского линейного казачьего войска, из стен которого выходили офицеры, урядники, учителя, писари, переводчики и мастеровые [10, с. 123].

Под руководством инспектора классов составлялась программа обучения. Рассчитанная на 6 лет, она включала цикл общеобразовательных предметов (алгебру, геометрию, тригонометрию, физику, химию, географию, всеобщую и российскую историю, русский, французский, немецкий и татарский языки, русскую литературу, теорию словесности и пр.), военных дисциплин (основы тактики, артиллерии и фортификации) и практических занятий — воспитанники учились строю, гимнастике, плаванию, фехтованию, верховной езде, пению, танцам [10, с. 133]. Отсюда выходили не просто офицеры-профессионалы, но разносторонне развитые люди, патриоты.

В 1866 году кадетский корпус был преобразован в Сибирскую военную гимназию, в стенах которой сложился коллектив талантливых преподавателей. Одним из них был Иван Яковлевич Словцов. И. Я. Словцов стал одним из организаторов и активнейших членов Западно-Сибирского отдела Русского Географического общества. В 1880 году в двух частях в свет вышел ценный труд под названием «Материалы по истории и статистике Омска, извлеченные из однодневной переписи 1877 года, обработанные И. Я. Словцовым». Этот труд до сих пор остается источником разнообразных сведений о городе (его населении, хозяйстве и пр.). С 1872 года в военной гимназии работал К. В. Ельницкий, выдающийся педагог, автор многих научных трудов и учебников по педагогике, истории педагогики, методике преподавания русского языка. Неудивительно, что из стен главного военного учебного заведения Омска выходили офицеры, которыми могла гордиться русская армия. Быстро завоевала авторитет и омская женская гимназия. Открытие ее состоялось 1 августа 1863 года [10, с. 165—168].

В 1889 году «Общество попечения о начальном образовании» открыло в городе народную библиотеку. На 1 января 1890 года фонд библиотеки насчитывал 548 книг, а через год — 1197 книг. При этом число «охотников к чтению» увеличивалось. В 1889 году Омская дума решила учредить городскую публичную библиотеку имени А. С. Пушкина (отмечалось как раз 100-летие со дня рождения великого поэта).

В формировании научного пространства огромную роль сыграло создание в 1868 году ЗападноСибирского отдела РГО. Отдел успешно занимался комплексным изучением Западной Сибири, создал прекрасный музей, поддерживал контакты с другими научными организациями, отечественными и зарубежными учеными. Деятельное участие в работе отдела принимали Г. Н. Потанин и Н. М. Ядринцев, игравшие видную роль в общественной жизни Сибири. В музее устраивались публичные собрания с заслушиванием докладов, организовывались научно-популярные лекции, выставки <...> [10, с. 170]. Выдающийся патриот и исследователь Сибири Г. Н. Потанин в своей работе «Нужды Сибири» дает анализ роли Н. М. Ядринцева в развитии Сибири. Ядринцев положил начало общественному самосознанию Сибири. <...> его публицистическая деятельность не упраздняла в сердцах сибиряков общего русского патриотизма, внутри этого патриотизма он только отпочковал новое чувство местного па-

триотизма. <...> Ядринцев завещал также руководящую идею созидательной деятельности [10, с. 119].

Архитектурное пространство Омска, являющееся материализованным качеством Культуры, во многом обязано архитектору Э. И. Эзету — выпускнику Академии художеств. Еще в 1870 году он составил новый план Омска [13, с. 141].

По проектам Эзета в Омске было возведено немало зданий: мужская и женская гимназия, Дом благотворительного общества, Городской думы, театра, купеческих магазинов, спальный и учебный корпуса Сибирской военной гимназии (кадетского корпуса) и др. [10, с. 148]. Красота архитектурных сооружений была важным элементом культурного воспитания населения.

Знаковой фигурой, поменявшей своей подвижнической жизнью ход развития музыкальной культуры Омска, стал преподаватель французского языка Л. С. Буланже, прибывший в Омск в 1865 году. По его инициативе начинают устраиваться первые в городе социально значимые благотворительные концерты. В 1870 году Буланже организовал Омское общество любителей музыки. Они знакомили слушателей с различными образцами отечественной и зарубежной классики, подключая Омск к энергетическому полю мировой музыкальной культуры [14, с. 76, 83]. Яркий след в Омске оставила Е. А. Дмитриева-Мамонова — представительница славных русских дворянских родов, ученица Н. Г. Рубенштейна и П. И. Чайковского, она оказала заметное влияние на развитие музыкальной жизни города.

К началу ХХ века культурная жизнь города опиралась на целую систему учреждений культуры. Если центральным объектом инфраструктуры культуры города предшествующей эпохи была церковь, то во второй половине XIX в. она начинает постепенно оттесняться на второй план. Центрами культурной жизни становятся учебные заведения, библиотеки, театр, музей.

Таким образом, в своем развитии в дореволюционный период Омск прошел ряд этапов, каждый из которых характеризовался значительным изменением его функций и значения в системе управления и экономики, в общественной и культурной жизни Западной Сибири. Первый этап истории города связан со строительством Омской крепости и приобретением ею центрального положения в структуре оборонительных линий, сооруженных по указанию царского правительства на юге Западной Сибири в XVIII веке. Крепость на Оми со временем стала также служить воротами в обширный регион Верхнего Прииртышья и всего Казахстана. С середины XVIII века за Омской крепостью прочно утвердилась роль центра округи. Вместе с крепостью формировался и Омский посад. Если в первые десятилетия существования крепости ее население было преимущественно военным, то теперь здесь появились купцы, ремесленники, крестьяне, разночинцы. В 1782 году Омская крепость была преобразована в город в составе Тобольского наместничества. Наряду с военной и административной Омск начинает выполнять также торговую и культурную функции. Второй этап истории Омска характеризуется неуклонным возрастанием его роли как административного центра обширного региона. Временные рамки этого этапа: начало 20-х — середина 90-х годов XIX в., когда Омск из заштатного городка постепенно превращается в военно-административный центр Западной Сибири и Степного края. Рост

военно-административного значения Омска во многом связан с реформой 1822 года, переводом в город главных учреждений Западно-Сибирского генерал-губернаторства в 1839 г. И размещением в нем резиденции степного генерал-губернатора в 1822 г. Превращение Омска в крупный военно-административный центр в то же время мало сказалось на торгово-промышленном развитии города. Местные ярмарки не выделялись величиной своих торговых оборотов, в городе не было крупных торговых предприятий. Омские купцы занимались, как правило, мелкой розничной торговлей. Городская промышленность, за небольшим исключением, была представлена предприятиями ремесленно-кустарного типа и обслуживала потребности военно-чиновничьего города. Слабое торгово-промышленное развитие Омска в XIX в. было главной причиной того, что из феодальных сословий еще только вырабатывались буржуазия и пролетариат. Военно-чиновничий облик города не мог не сказаться и на содержании общественной и культурной жизни. Ее активным участником являлся небольшой круг омичей. Но именно благодаря их подвижничеству росли культурные потребности жителей Омска, пробуждалась общественная жизнь [15, с. 15 — 20].

Именно дворянская аристократия, имеющая потенциал энергии культуры и направляющая его на формирование культурного пространства досуга, дающего возможность горожанам эволюционировать в степени их стремления, являлась движущей силой того исторического периода. Таким образом, можно сделать вывод, что в Х"ШП — Х1Х веках в Омске появилось яркое созвездие талантливых представителей дворянской аристократии, аристократии духа, своей творческой деятельностью создавшей особое энергетическое поле Культуры, позволившее развиться Омской крепости в город Омск, воплотивший в своем облике красоту их духовных устремлений.

Третий этап дореволюционного Омска обусловлен теми сдвигами, которые произошли после строительства Транссибирской магистрали. Железная дорога открыла Сибирь для капитализма. Была ликвидирована оторванность экономики края. Развивающийся капитализм втягивал Сибирь в сферу буржуазных отношений, содействовал росту промышленности и торговли. Омск становится важным торгово-промышленным и транспортным центром Западной Сибири. Благодаря непрерывному потоку переселенцев, Омск становится самым большим городом в Сибири по количеству населения. В Омске начал активно протекать процесс классообразова-ния, происходил численный рост буржуазии и пролетариата, а также средних слоев. Рост пролетариата происходил на основе массового переселения рабочих и крестьян из европейской России и Урала, что приводило к росту революционных настроений и классовой борьбе [16, с. 278]. Тем не менее пространство культуры расширялось. В 1907 г. открывается городская Пушкинская библиотека, в 1905 — торжественное открытие Драматического театра, в 1916 г. состоялось открытие Омского музыкального училища, совпавшее с появлением в Омске Филармонического общества. К 1916 г. в городе действовало 12 средних общеобразовательных учреждений: три казенные мужские гимназии, част-

ное реальное училище, пять казенных женских гимназий, три частные гимназии. По-прежнему массовым было посещение музея. Город благоустраивался, хорошел. В газетах можно прочесть произведения омских писателей и поэтов [10, с. 232-235].

Библиографический список

1. Ожегов, С. И. Словарь русского языка / С. И. Ожегов. — 22-е изд. — М. : Русский язык, 1990. — 921 с.

2. Советский энциклопедический словарь / Под ред.

A. М. Прохорова. — М. : Советская энциклопедия, 1988. — 1600 с.

3. Шапошникова, Л. В. Великое путешествие. В 3 кн. Кн. 3. Вселенная мастера / Л. В. Шапошникова. — М. : М.Ц.Р. ; Мастер-Банк, 2005. — 959 с.

4. Бердяев, Н. А. Смысл истории / Н. А. Бердяев. — М. : Мысль, 1990. — 173 с.

5. Рерих, Н. К. Держава Света / Н. К. Рерих. — М. : Экс-мо, 2007. — 843 с.

6. Бердяев, Н. А. Судьба России / Н. А. Бердяев. — М. : Эксмо-пресс ; Харьков : Фолио, 2001. — 735 с.

7. Волощенко, Г. Г. Досуг: генезис и развитие / Г. Г. Воло-щенко. — Омск : Издатель-Полиграфист, 2012. — 179 с.

8. Гумилев, Н. Судьба России / Н. Гумилев. — М. : Эксмо-пресс ; Харьков : Фолио, 2001. — 735 с.

9. Петрова, В. В. Роль творческой личности в сохранении культурной и духовной личности Омской крепости / В. В. Петрова // Омская крепость: историко-культурное наследие : материалы Омской город. науч.-практ. конф. 25 ноября / отв. ред. А. П. Сорокин. — Омск : Наука, 2011. — 224 с.

10. Миненко, Н. А. Из XVIII века — в век XXI: история Омска : ист.-краевед. альбом / Н. А. Миненко, В. Г. Рыженко. — СПб. : Русь, 2006. — 367 с.

11. Лебедева, Н. И. Омск. «Город на границе государства Российского ...». Историческая мозаика / Н. И. Лебедева,

B. Г. Рыженко // Города Петра Великого. — СПб., 2001. — Вып. 3. — 121 с.

12. Вайнерман, В. В. Омская каторга и «перерождение убеждений» Достоевского / В. В. Вайнерман // Из XVIII века — в век XXI : история Омска / Н. А. Миненко, В. Г. Рыженко. — СПб., 2006. — 336 с.

13. Тобольск и вся Сибирь. Омск : альманах / сост.

C. А. Алексеенко ; ред. совет. Ю. С. Осипов и [др.]. — Тобольск : Возрождение Тобольска, 2006. — № 7. — 336 с.

14. Белокрыс, М. А. Музыкальная элита старого Омска : истор. очерки / М. А. Белокрыс. — Омск : Омскбланкиздат, 2009. — 363 с.

15. Алисов, Д. А. Культура городов Среднего Прииртышья в XIX — начале XX вв. / Д. А. Алисов. — Омск : ОмГПУ, 2001. — 200 с.

16. Толочко, А. П. Очерки истории города Омска : в 2 т. / А. П. Толочко. — Омск : ОмГУ, 1997. — Т. 1. — 291 с.

ЛОБОВА Мария Павловна, соискатель по кафедре «Социально-культурная деятельность» Омского государственного университета им. Ф. М. Достоевского; заместитель директора культурно-досуговой деятельности БУ культуры г. Омска «Центр искусств, фестивалей и праздников». Адрес для переписки: mmomot@inbox.ru

Статья поступила в редакцию 24.06.2014 г. © М. П. Лобова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.