Научная статья на тему 'Этапы проектирования пользовательского интерфейса виртуального тренажера «Сто ОмГТУ»'

Этапы проектирования пользовательского интерфейса виртуального тренажера «Сто ОмГТУ» Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
220
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРФЕЙС / INTERFACE / ВИРТУАЛЬНЫЙ ТРЕНАЖЕР / VIRTUAL SIMULATOR / ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПОЛЬЗОВАТЕЛЬСКОГО ИНТЕРФЕЙСА / DESIGNING THE USER INTERFACE

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Долбяков Р.Д., Вепрев Н.С., Батенькина О.В.

В данной статье представлены этапы проектирования пользовательского интерфейса виртуального тренажера «СТО ОмГТУ»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STAGES OF DEVELOPMENT OF THE USER INTERFACE OF VIRTUAL TRAINING STATION «STO OMSTU»

This article presents the stages of designing the user interface of the virtual trainer «Service station Omsk state University»

Текст научной работы на тему «Этапы проектирования пользовательского интерфейса виртуального тренажера «Сто ОмГТУ»»

УДК 621.592

РД. Долаякое, R.D. Dolbyatovf e-mail: drom31@niail.ru Н.С. Вепрев, N.S. Veprev, e-mail: iiista-55@niail.ru О. В. Батепъкипа, О, V. Batenkina

Омский государственный технический университет, г. Омск, Россия Omsk State Technical University, Omsk, Russia

ЭТАПЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ПОЛЬЗОВАТЕЛЬСКОГО ИНТЕРФЕЙСА ВИРТУАЛЬНОГО ТРЕНАЖЕРА «СТО ОМГТУ»

STAGES OF DEVELOPMENT OF THE USER INTERFACE OF VIRTUAL TRAINING STATION «STО OMSTU»

В данной статье представлены лши проектирования пользовательского интерфейса виртуального тренажера «СТО ОмГТУ»

Tins article presents the stages of designing the user interface of the virtual trainer «Service station Omsk state University»

152

Ключевые слова: Интерфейс, вир/пуашмый тренажер, проектирование пользовательского интерфейса

Keywords. Interface, the virtual simulator, designing the user interface

Виртуальный тренажер представляет собой программный комплекс. позволяющий проводить опыты на компьютере без непосредственного контакта с реальной лабораторной установкой или стендом. Виртуальные лаборатории или тренажеры в определенной степени дополняют урок, так как выполняют функцию источника информации, тем самым способствуют более полному познанию темы обучаемым. В виртуальных тренажерах динамика процессов реализуется посредством компьютерной анимации - комплекса методов отображения каких-либо объектов во времени.

Виртуальный тренажер - идеальная обучающая среда. Восприятие виртуальной модели с высокой степенью достоверности позволяет качественно и быстро готовить специалистов в различных областях. В цепом, возможности технологий виртуальной реальности для обучения и исследований имеют чрезвычайно высокий потенциал применения.

Данный тренажер представляет собой виртуальную модель станции технического обслуживания Омского государственного технического университета и предназначен для визуализации выполнения лабораторных работ. Одной из лабораторных работ является настройка двигателя внутреннего сгорания. Так же доступна виртуальная экскурсия с возможностью ознакомиться с оборудованием автосервиса.

При создании тренажера важную роль играет разработка пользовательского интерфейса, так как от этого зависит эффективность работы студентов с данным приложением. При проектировании пользовательского интерфейса необходимо выбрать базовые стандарты типов управляющих средств интерфейса, которые должен учитывать специфику соответствующей предметной области [ 1 ].

Во многих проектах разработка пользовательского интерфейса и программирование информационного продукта ведутся параллельно, особенно на ранних стадиях. На более поздних этапах учитывается требования пользовательского интерфейса и обратной связи, выявляемые в результате тестирование на удобство применения.

При проектировании интерфейса виртуального тренажера можно выделить следующие особенности:

- приближенность вида интерфейса к реальным аналогам;

- схожесть вида интерфейса с программами, на которых уже мог работать пользователь;

- отсутствие большого количества информации выдаваемой одновременно;

- последовательность всех выполняемых действий пользователем.

Проектирование интерфейса виртуального тренажера происходит по общей схеме

создания пользовательского интерфейса и состоит из трех основных этапов [2]:

- первоначальное проектирование;

- прототипирование пользовательского интерфейса;

- создание дизайна пользовательского интерфейса.

При первоначальном проектировании пользовательского интерфейса закладывается основная концепция информационной системы, для чего необходимо [3 ]:

- определить необходимую функциональность системы;

- создать общую структуру интерфейса;

- осуществить сборку и начальную проверку пользовательского интерфейса.

Чтобы определить функциональность необходимо определить:

- задачи, которые будут решать пользователи;

- выделить наиболее важные задачи;

- перечень действий пользователя дли решения задач;

- цели, которые преследуют пользователи при решении тех или иных задач;

- какая информация нужна пользователю для выполнения задач,

- ожидаемый итог от решения 'задачи.

Рассмотрим этапы проектирования пользовательского интерфейса на примере создания интерфейса для виртуального тренажера «СТО ОыГТУ».

По результатам определения функциональности виртуального тренажера были созданы профили категорий пользователей (табл. 1).

Таблица 1

Профили пользователей виртуального тренажера

Параметры профиля Студент Преподаватель

Социальные характеристики Средний уровень владения компьютером Средний/Низкий уровень владения компьютером

Мотнвацнонно-целевая среда Прямая учебная необходимость, удобство. Высокая мотивация к обучению. Прямая профессиональная необходимость. Высокая мотивация к обучению.

Навыки и учения Нет опыта работы с программой Есть опыт работы с программой

Требования к программному обеспечению Отсутствие жестких ограничений по времени использования. Обеспечение необходимой информацией по управлению программой. Обеспечение необходимой информацией по выполнению лабораторных работ. Легкость в поинмании принципов выполнения лабораторной работы

Задачи пользователя Выполнение лабораторных работ, получение необходимой информации об оборудовании находящемся в СТО Контроль за правильной работой виртуального тренажера. Контроль результата выполнения работы

Рабочая среда Стандартный ПК Стандартный ПК

Следующий этап разработки интерфейса виртуального тренажера заключается в проектировании общей структуры интерфейса и представляет собой выделение отдельных функциональных блоков и определение связей между ними [3].

Результатом этого этапа проектирования интерфейса виртуального тренажера является общая схема (рис. 1).

Рис. 1. Общая схема пользовательского интерфейса

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.