Научная статья на тему 'Этапы отслеживания «Голоса потребителя» при развертывании функции качества'

Этапы отслеживания «Голоса потребителя» при развертывании функции качества Текст научной статьи по специальности «Прочие технологии»

CC BY
771
199
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАЗВЕРТЫВАНИЕ ФУНКЦИИ КАЧЕСТВА / "ДОМ КАЧЕСТВА" / МАТРИЦА ПЛАНИРОВАНИЯ / "ГОЛОС ПОТРЕБИТЕЛЯ" / ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОДУКТА / ПАРАМЕТРЫ КАЧЕСТВА / ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА

Аннотация научной статьи по прочим технологиям, автор научной работы — Протасьев В. Б., Панченко О. Л.

Рассматриваются принципы, используемые при развертывании одного из основных документов TQM. Выполнение процедуры функции качества позволяет производителю продукции, процесса или услуги правильно оценивать свои возможности среди конкурирующих организаций и максимально удовлетворять требования потребителя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим технологиям , автор научной работы — Протасьев В. Б., Панченко О. Л.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Этапы отслеживания «Голоса потребителя» при развертывании функции качества»

Problems of maintenance of quality of pouring liquor-vodka production on rotor (сarousel) machines on the basis of application of a statistical quality monitoring of quality, imitating modelling of procedures of the statistical control and design improvement valve liquid's portioning devices are considered.

Keywords: quality, the control, rotor (сarousel) machine, valve portioning devices, statistical methods, imitating modelling, procedures of the statistical control.

Получено 07.04.10

УДК 658.562

В.Б. Протасьев, д-р техн. наук, проф., (4872) 33-25-38, [email protected] (Россия, Тула, ТулГУ),

О. Л. Панченко, студент, (920)7559920, [email protected] (Россия, Тула, ТулГУ)

ЭТАПЫ ОТСЛЕЖИВАНИЯ «ГОЛОСА ПОТРЕБИТЕЛЯ» ПРИ РАЗВЕРТЫВАНИИ ФУНКЦИИ КАЧЕСТВА

Рассматриваются принципы, используемые при развертывании одного из основных документов TQM. Выполнение процедуры функции качества позволяет производителю продукции, процесса или услуги правильно оценивать свои возможности среди конкурирующих организаций и максимально удовлетворять требования потребителя.

Ключевые слова: развертывание функции качества, «Дом Качества», матрица планирования, «голос потребителя», планирование продукта, параметры качества, проектирование процесса.

Ключевые элементы QFD-развертывания функции качества («что», «как», «связи», «цели» - значения параметров качества продукта;

«важность» - рейтинг-компонент дерева пожеланий и параметров качества продукта, а также технической трудности их реализации) являются фундаментом QFD, от которых в большой степени зависят прочность и долговечность «Дома Качества», построенного производителем в виде конечного продукта, которым воспользуется или не воспользуется в зависимости от качества этого продукта будущий его потребитель. В работе по развертыванию функции качества формы используемых матричных диаграмм действительно напоминают дом, и поэтому их часто называют «Домом Качества».

Концепция «Дома Качества» в общем виде проиллюстрирована на рисунке, где показано назначение различных частей (комнат) матричной диаграммы (Дома).

Корреляционная матрица, напоминающая по своей форме крышу дома, заполняется символами, указывающими на положительную или отрицательную корреляционную связь между соответствующими техническими характеристиками продукта с позиций интересов потребителя.

Именно корреляционная матрица позволяет окончательно скорректировать предварительно проведенное преобразование «что» в «как». Кстати, именно с помощью корреляционной матрицы можно наглядно продемонстрировать новую дилемму качества: не устранять брак, а предупреждать его.

Матричная диаграмма содержит важнейшую информацию, необходимую производителю для разработки новой модели, учитывающей пожелания потребителя и конкурентоспособность продукта на рынке. Поэтому «Дом Качества» называют «Матрицей Планирования Продукта».

Корреляционная

матрица

Как сделать? Что сделать? Направление улучшения

Характеристика продукта

Требования потребителя Важность Матрица связей Оценка конкурентов

Цели

Инженерная оценка конкурентоспособнос тн продукта

Техническая важность н трудоемкость

Составляющие различных частей (комнат) «Дома Качества»

Полностью развернутая функция качества включает четыре этапа отслеживания "голоса потребителя" при создании продукта, соответствующих самым начальным стадиям его жизненного цикла - планированию и разработке.

1. Планирование продукта

На этом этапе производитель идентифицирует требования потребителя, определяет возможности производителей для конкуренции, общие характеристики продукта, цели производителя, вопросы для дальнейшего изучения. Требования и пожелания потребителя с помощью матричной диаграммы трансформируются в характеристики (параметры качества) продукта. По окончанию преобразования проводится сравнительный анализ трансформированного продукта с аналогичными продуктами предполагаемых конкурентов. Конечным результатом этого этапа должна быть идентификация важнейших характеристик продукта, соответствующих ожиданиям потребителя и обеспечивающих его конкурентоспособность на рынке. Эти характеристики должны быть

трансформированы на следующем этапе QFD в проект продукта с помощью другой матричной диаграммы, представляющей собой также «Дом Качества». Этот этап заканчивается созданием Матрицы Планирования Продукта.

2. Проектирование продукта

Проектирование или развертывание проекта продукта предусматривает идентификацию наиболее критичных частей и компонент создаваемого продукта (при его спецификации или деталировке), которые обеспечивает воплощение параметров качества, выявленных в результате выполнения первого этапа (анализа пожеланий потребителя), в проект продукта. В результате этого этапа должен быть выбран тот проект, который в наибольшей степени отвечает ожидаемым ценностям продукта для потребителя. При этом для частей и компонент продукта, которые наиболее критичны к требованиям рынка, принятый проект должен обязательно предусматривать возможные пути улучшения их параметров качества и дальнейшего проведения соответствующих работ, обеспечивающих оперативную корректировку свойств продукта в зависимости от реакции рынка на его появление.

3. Проектирование процесса

На этом этапе свойства (параметры качества) спроектированного продукта трансформируются в конкретные технологические операции, обеспечивающие получение продукта с заданными свойствами. Этот этап QFD предусматривает идентификацию критичных параметров каждой операции и выбор методов их контроля. На этапе разработки технологического процесса изготовления продукта обязательно должна быть разработана система контроля технологического процесса и предусмотрены пути дальнейшего улучшения процесса в соответствии с реакцией рынка на готовый продукт.

4. Проектирование производства

На этом этапе разрабатываются производственные инструкции и выбираются инструменты контроля качества производства продукта с тем, чтобы каждый оператор имел четкое представление о том, что и как должно контролироваться в ходе выполнения процесса. Инструкции также должны предусматривать возможность совершенствования работы оператора в зависимости от того, сколько замеров должно производиться и как часто они должны делаться, какие измерительные инструменты должны при этом применяться.

Матрица в виде «Дома Качества» позволяет не только формализовать процедуру установления соответствия и значимости связей между входной информацией и выходными характеристиками создаваемого продукта на каждом этапе (уровне) развертывания функции качества с учетом пожеланий потребителя, но также принимать обоснованные решения (на

основе фактов) по управлению качеством процессов создания продукта, ожидаемого потребителем.

Таким образом, QFD используется для совершенствования планирования продукта и процесса его производства. Развертывая качество на начальных этапах жизненного цикла продукта в соответствии с нуждами и пожеланиями потребителя, удается избежать (или, по крайней мере, свести к минимуму) корректировки качества продукта после его появления на рынке, а, следовательно, обеспечить высокую ценность и одновременно относительно низкую стоимость продукта (за счет сведения к минимуму издержек на исправление брака).

Матричные диаграммы, создаваемые в процессе четырехэтапного развертывания функции качества, позволяют формализовать поиск между концепциями различных уровней системы. При переходе от этапа к этапу "голос потребителя" систематическиобращается вначале к проектированию требуемого продукта, затем к соответствующему технологическому процессу его изготовления и контролирующей системе и, наконец, к инструкциям и соответствующим семи инструментам контроля качества, необходимым операторам для выполнения процесса.

Для исключения каких-либо ошибок в интерпретации пожеланий потребителя в готовом продукте процесс перехода от этапа к этапу с соответствующим построением матричных диаграмм и обсуждением их в группах качества повторяется до тех пор, пока не будет полной уверенности не только в том, что идентифицированы действительно важные не только части и компоненты создаваемого продукта и соответствующие им технологические операции процесса, но и критичные параметры, характеризующие качество как самого продукта, так и технологического процесса его изготовления.

Список литературы

1. Всеобщее управление качеством: учебник для вузов /

О.П. Глудкин [и др.]; под ред. О.П. Глудкина. М.: Радио связь, 1999. 600 с.

2. Круглов М.Г. Менеджмент качества как он есть. М.: Эксмо, 2007.

544 с.

V.Protasev, O.Panchenko

Tracing stages “consumer voice” at expansion of function of quality

The principles used at expansion of one of basic documents TQM are considered. The performance of procedure offunction of quality allows the manufacturer of production, process or service correctly to estimate the possibilities among the competing organisations and as much as possible to satisfy consumer requirements.

Keywords: expansion of function of quality, “The Quality House”, a matrix ofplanning, a consumer voice, product planning, parametres of quality of a product, process designing.

Получено 04.07.10

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.