Научная статья на тему 'Этапы исследования проблемы традиционных и инновационных форм сотрудничесва детского сада и семьи в вопросе формирования самостоятельности детей старшего дошкольного возраста'

Этапы исследования проблемы традиционных и инновационных форм сотрудничесва детского сада и семьи в вопросе формирования самостоятельности детей старшего дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
549
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
ДОШКОЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ / ТРАДИЦИОННЫЕ / ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ СОТРУДНИЧЕСТВА / ИССЛЕДОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гаргала М.И.

В статье описан поэтапный план, целью которого является повышения уровня самостоятельности дошкольников путем создания специальной программы взаимодействия детского сада и семьи с использованием традиционных и инновационных форм сотрудничества. ФГОС ДО описывает важность взаимодействия дошкольного учреждения с родителями, но родители все чаще проявляют пассивность во взаимодействии с детским садом. Статья будет интересна воспитателям, студентам педагогических ВУЗов, родителям дошкольников

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гаргала М.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Этапы исследования проблемы традиционных и инновационных форм сотрудничесва детского сада и семьи в вопросе формирования самостоятельности детей старшего дошкольного возраста»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 1-2/2018 ISSN 2410-700Х 3. Терзи К.Г., Андреянова Е.М. Анализ техники выполнения подъема штанги от груди у спортсменов высокой квалификации выступавших на Чемпионатах мира 2011-15 гг.//Научно-теоретический журнал Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2017. №10 (152). С. 252-257.

© Андреянова Е.М., 2018

УДК 373,24

М.И. Гаргала

Студент магистратуры кафедры Дошкольного и Начального образования ЛГПУ им. Семенова-Тян-Шанского, г. Липецк, РФ Е-mail: happyparty777@gmail.com

ЭТАПЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ ТРАДИЦИОННЫХ И ИННОВАЦИОННЫХ ФОРМ СОТРУДНИЧЕСВА ДЕТСКОГО САДА И СЕМЬИ В ВОПРОСЕ ФОРМИРОВАНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация

В статье описан поэтапный план, целью которого является повышения уровня самостоятельности дошкольников путем создания специальной программы взаимодействия детского сада и семьи с использованием традиционных и инновационных форм сотрудничества. ФГОС ДО описывает важность взаимодействия дошкольного учреждения с родителями, но родители все чаще проявляют пассивность во взаимодействии с детским садом. Статья будет интересна воспитателям, студентам педагогических ВУЗов, родителям дошкольников.

Ключевые слова

Дошкольное учреждение, традиционные, инновационные формы сотрудничества, исследование.

Стоит обратить внимание, что и в ФГОС ДО уделяется внимание взаимодействию с родителями в вопросах образования и воспитания ребенка. Государство признает приоритет семейного воспитания и это указывает на то, что требуются такие формы взаимоотношения образовательного учреждения и семьи, основанные на сотрудничестве, взаимодействии и доверии. Детский сад и семья должны стремиться к созданию единого пространства развития ребенка. Однако именно на этом этапе ДОО сталкивается с проблемой. Все чаще наблюдается педагогическая пассивность родителей, непонимание ими своей воспитательной функции, нежелание установить единые требования к ребенку в детском саду и семье, игнорирование значимости воспитательной функции ДОО.

Перед дошкольным учреждением стоит непростая задача - вовлечь родителей в процесс совместного воспитания. Для этого необходимо использование как традиционных, так и разработка и внедрение новых форм сотрудничества для активного включения родителей в жизнь детского сада. Причем эти формы взаимодействия должны постоянно дополняться и обновляться, учитывая новые потребности образования и интересы родителей. Все это позволяет рассматривать процесс взаимодействия с родителями воспитанников как важное условие успешной педагогической деятельности дошкольного образования на современном этапе модернизации системы образования.

Теоретико-практическая направленность по нашей теме определила выбор следующих методов:

• теоретические: теоретико-методологический и системно-структурный анализ, обобщение, сравнение, систематизация, моделирование, прогнозирование результатов;

• эмпирические: наблюдение, анкетирование;

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 1-2/2018 ISSN 2410-700Х

• непараметрические методы (критерий Макнамары) ;

• методы количественной и качественной обработки результатов.

На первом этапе нашего исследования предполагается провести целенаправленное наблюдение за проявлениями самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста при выполнении ими проектной деятельности с целью выявления уровня самостоятельности каждого ребенка. Для выявления уровня самостоятельности детей старшего дошкольного возраста используется проектная деятельность «Волшебные цветы» (Чусовлянкина Е. Т.) [5, с.38]. Детям из предложенных материалов предлагают создать волшебный цветок, при затруднении ребёнку оказывается помощь воспитателем.

Использовались следующие критерии оценки:

- принятие и понимание задания;

- умение работать самостоятельно;

- отношение к результату.

Низкий уровень проявления самостоятельности выявляется, если ребенок не принимает задание, в условиях обучения действует неадекватно, не может выполнить задание по образцу или вообще безразличен к заданию.

Средний уровень самостоятельности выявляется, если ребенок принимает задание, может выполнить задание только по образцу, с энтузиастов принимается выполнять задание, однако со временем теряет интерес.

Высокий уровень самостоятельности, если ребенок принимает задание и самостоятельно выполняет его по образцу, эмоционально положительно реагирует при выполнении задания, радуется полученному результату. В результате проведенного наблюдения планируется определить уровень самостоятельности каждого ребенка, участвовавшего в исследовании.

Следующим этапом нашего исследования мы планируем проведение анкетирования для воспитателя и родителей группы детей, участвовавших в эксперименте. На основании анализа анкет предполагается выявить, какие проявления самостоятельности родители видят в своих детях и что делают для развития их самостоятельности. Аналогичная анкета составляется и для воспитателя. Далее мы планируем соотнести анкеты воспитателя и родителя по каждому ребенку и выявить различия в мнениях, оценить, насколько они значительны.

Далее мы панируем провести SWOT-анализ (выявить слабые, сильные стороны, возможности и угрозы) по осуществлению сотрудничества ДОО и семьи в вопросе формирования самостоятельности детей старшего дошкольного возраста.

На основании полученных данных разработать проект «Инновационные и традиционные формы сотрудничества ДОО и семьи в формировании самостоятельности детей старшего дошкольного возраста» и начать вводить данный проект в практику базы исследования. Спустя месяц, практического осуществления разработанного нами проекта «Инновационные и традиционные методы сотрудничества ДОО и семьи в формировании самостоятельности детей старшего дошкольного возраста» планируется повторить исследование уровня самостоятельности детей старшего дошкольного возраста первоначальной выборки, чтобы определить, как изменился уровень самостоятельности детей при тесном сотрудничестве ДОО и семьи в данном вопросе. Для оценки различий между значениями при первоначальном и повторном эксперименте мы планируем использовать Критерий Макнамары.

После рассмотрения всех этапов нашего исследования можно оценить практическую значимость нашей диссертационной работы. Использование разработанного нами проекта «Инновационные и традиционные формы сотрудничества ДОО и семьи в формировании самостоятельности детей старшего дошкольного возраста» поможет многим дошкольным учреждениям и детским развивающим центрам установиться тесное плодотворное сотрудничество с родителями воспитанников и повлияет в целом на общий уровень развития всех сторон личности ребенка, не только на уровень самостоятельности. Разработанный проект возможно будет использовать в массовой педагогической практике, методической работе, направленной на повышение готовности педагогов к взаимодействию с родителями, при

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 1-2/2018 ISSN 2410-700Х

сотрудничестве с семьями воспитанников, в содержании лекций и практических семинаров для педагогов образовательных организаций, реализующих программы дошкольного образования. Возможно использование полученных материалов в работе педагогов-психологов в виде консультационного материала. Осуществление разработанного нами проекта поможет понять семьям дошкольников важность их участия в жизни дошкольного учреждения.

Список использованной литературы:

1. Антонова Т. Проблемы и поиск современных форм сотрудничества педагогов детского сада с семьей ребенка / Т.Антонова, Е. Волкова, Н.Мишина // Дошкольное воспитание. - 2008. - № 6. - С. 66-70.

2. Бабынина, Т.Ф. Диалог с родителями, методический аспект взаимодействия детского сада и семьи / Т.Ф. Бабынина, Л.В, Гильманова, В.Э, Головенко. - М.: ТЦ Сфера, 2016. - 98 с.

3. Маркова Т.А. Детский сад и семья / Л.В. Загик , В.М. Иванова - М.: «Просвещение», 1981. - 173 с.

4. Теплюк, С. Улыбка малыша в период адаптации / С. Теплюк // Дошкольное воспитание. -2006. - №3. С.29-35.

5. Спиренкова Н.Г. Проблема воспитания активности и самостоятельности у детей дошкольного возраста в русской педагогике конца XIX - начала ХХ в. - Автореф.... к.п.н. - М., 1997. С37-41.

6. Столин, В.В., Соколова Е.Т., Варга А.Я. Психология развития ребёнка и взаимоотношений родителей и детей как теоретическая основа консультационной практики // Семья в психологической консультации: Опыт и проблемы психологического консультирования [Текст] / Под ред. А.А. Бодалёва, В.В. Столина. -1989. С. 21-28.

© Гаргала М.И., 2018

УДК 037

Забусова Елена Ивановна

учитель МБОУ «Гимназия №12» г. Белгород. РФ E - mail:elena111s@rambler.ru Лазарева Анастасия Юрьевна учитель - логопед МБОУ «Гимназия №12»

г. Белгород. РФ E - mail: ato15192804@yandex.ru Марченко Светлана Владимировна заместитель директора МБОУ «Гимназия №12»

г. Белгород. РФ E - mail: swetmar4encko@yandex.ru

РАБОТА НАД СЛОВОМ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

Аннотация

Русский зык имеет огромный словарный запас. Соответственно работа над словом должна проявляться в ходе учебного процесса.

Ключевые слова

Изучение языка, пополнение словаря учащихся, развитие устной и письменной речи школьника, индивидуальные занятия, произведения отечественных авторов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.