Научная статья на тему 'Этапы интернационализации российских компаний'

Этапы интернационализации российских компаний Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
970
206
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Этапы интернационализации российских компаний»

этапы интернационализации российских компаний*

О.В. КлИМОВЕЦ,

кандидат экономических наук,

доцент кафедры мировой экономики Академии маркетинга и социально-информационных технологий (г. Краснодар)

Процессы интернационализации и глобализации, активно развивающиеся в мировой экономике в конце ХХ в., не обошли стороной и Россию. С начала 1990-х гг. российские предприятия начинают втягиваться в общемировые процессы глобализации.

Как известно, трансформация национальной компании в международную проходит ряд этапов. Как правило, на начальном этапе зарубежная деятельность компании, если даже она ведется достаточно регулярно, не оказывает существенного влияния на положение компании в целом. Однако этот этап может стать решающим в будущей стратегии компании. Компания так и останется ориентированной главным образом на внутренний рынок, рассматривая его зарубежный сегмент как дополнение к основному полю деятельности. С другой стороны, именно на этом этапе могут быть заложены основы для последующей эволюции компании на внешний рынок.

На втором этапе транснационализации компании ее зарубежная хозяйственная деятельность приобретает устойчивый характер и относительную самостоятельность. Как правило, экспортная стратегия компании дополняется заметной активной предпринимательской деятельностью на зарубежном рынке, выходящей за рамки внешнеторговой деятельности.

И, наконец, на третьем этапе интернационализации деятельности компании внутренний рынок теряет для нее приоритет и ставится в один ряд со многими внешними рынками. Деятельность компании в этом случае приобретает глобальный характер.

Эта примерная схема интернационализации деятельности компании у разных авторов представлена с той или иной степенью фрагментации, с выделением одних признаков, определяющих

состояние компании на каждом из этапов, затушевыванием других, например организационных, признаков. Для анализа основных черт, особенностей, путей и перспектив глобализации российского бизнеса рассмотренная схема с некоторыми оговорками вполне приемлема.

Процесс интернационализации российского бизнеса начался в конце 1980-х гг. После принятия постановления Совета министров СССР в декабре 1988 г. «О дальнейшем развитии внешнеэкономической деятельности государственных, кооперативных и иных общественных предприятий, объединений и организаций» с 1 апреля 1989 г. было представлено право самостоятельного выхода на внешний рынок и ведения на нем оперативно-коммерческой деятельности всем предприятиям и организациям. В результате главным звеном внешнеэкономического комплекса СССР стало предприятие.

Следует отметить, что еще в 90-х гг. ХХ в. в России существовали отечественные международные или транснациональные корпорации. Примером таких компаний может служить транснациональная группа (ТНГ) «Ингосстрах» со своими дочерними и ассоциированными фирмами и отделениями в США, Нидерландах, Великобритании, Франции, Германии, Австрии1. К числу такого рода компаний можно отнести и государственный концерн «Нафта Москва» (бывший Союзнефтеэкспорт) со своими дочерними компаниями, «Московский народный банк» и некоторые другие.

С начала 1990-х гг. с переходом к широкомасштабным рыночным реформам начался поступательный, активный процесс интернационализации и глобализации российского бизнеса.

Несмотря на сравнительно краткий период его протекания, это процесс можно разбить на три этапа:

* Статья предоставлена Информационным центром Издательского дома «Финансы и Кредит» при Кубанском государственном университете.

1 ТНГ «Ингосстрах» была создана в конце 1997 г. ТНГ объединила компании с участием капитала ОСАО «Ингосстрах». В ее состав вошли 20 российских и зарубежных компаний.

- 9

1-й этап — начало 90-х гг. — середина 90-х гг.;

2-й этап — середина 90-х гг. до финансового кризиса (август 1998 г.);

3-й этап — 1999 г. — начало XXI в.

На первом этапе многие российские предприятия, которые ранее вполне уверенно чувствовали себя в пределах национальных границ, стали осознавать возможности и вызовы международной экономики, начали поиск новых катализаторов роста на внешнем рынке. Этот этап нарастания открытой российской экономики характеризуется стихийной интернационализацией при исключительной активности прежде всего малого и среднего бизнеса, «челноков». До завершения основного этапа приватизации большинство крупных предприятий только присматривается к внешним рынкам, не пытаясь, (за исключением тех, кто уже имел опыт международной деятельности в советский период), вести широкомасштабную внешнеэкономическую деятельность.

Что касается многих мелких и средних российских предприятий, то зачастую отсутствие элементарных знаний о механизмах осуществления международного бизнеса привело к охлаждению их внешнеэкономического пыла уже к середине 1990-х гг. А к 2000 г. из 300 тыс. компаний, в середине 1990-х гг. зарегистрированных в таможенной инспекции ГТК в качестве участников ВЭД, реально работало на внешнем рынке лишь 23%. Остальные оказались либо фирмами-однодневками, либо неудачниками. Препятствиями к реальной интернационализации российского бизнеса на этом этапе послужили: дефицит финансовых средств для покупки лицензий на аукционах (особенно для малых предприятий), проблемы конвертации рубля в иные валюты, величина экспортных пошлин (в 1992 г.), нехватка необходимой информации о мировых рынках и др.

Фактически интернационализация российского бизнеса в первой половине 90-х гг. вылилась в расширение товарных операций, часто на бартерной основе. Рост товарообменных сделок отдельных хозяйствующих субъектов не означал еще реального процесса интернационализации, а был скорее ее предпосылкой. Вместе с тем определенная база для создания условий транснационализации российских компаний в рамках СНГ создавалась именно в этот период.

Так, впервые о создании транснациональных финансовых промышленных групп в рамках стан СНГО было упомянуто в «Положении о финансово-промышленных группах и порядке их создания» (Указ Президента РФ № 2096 1993 г. — ныне отменен).

10 -

С середины 1990-х гг., на втором этапе, происходят последовательное нарастание активности и расширение деятельности российских компаний за рубежом. Начинается переход к реальной транснационализации и интернационализации российского бизнеса. К тому времени российские предприятия в полной мере столкнулись с серьезной международной конкуренцией на всех направлениях внутреннего и внешнего рынка. Существенная открытость российского рынка и не всегда адекватная открытость многих зарубежных рынков требовали создания мощных хозяйственных структур, могущих не только охватить внутренний национальный рынок, но и успешно конкурировать с международными корпорациями на мировом рынке. Требования международной конкуренции диктовали необходимость коренной технической и организационной реорганизации предприятий, их технического перевооружения. Для этого в первую очередь и была необходима концентрация инвестиционных ресурсов.

Важным шагом в решении этих проблем стало принятие Положения о финансово-промышленных группах и порядке их создания в декабре 1993 г. Расширение экономической деятельности этих групп за границы России фактически превращало их в средние и крупные по мировым стандартам ТНК.

Формирование и развитие российских международных корпораций осуществлялись двумя основными путями:

1) образование крупных национальных корпораций (ФПГ) с последующим расширением своей деятельности на мировом рынке;

2) на основе сложившейся еще в советский период системы разделения труда и соответствующей ей производственной кооперации между странами НГ создание транснациональных ФПГ с участием финансово-экономических ресурсов партнеров из стран Содружества.

Следует отметить, что создание ФПГ в России в 1990-е гг. не всегда означало, что эта группа нацелена на внешнеэкономическую экспансию, глобализацию своего бизнеса. Фактически, формировались две категории ФПГ. Одни из них были сформированы с целью «выживания», а вторые с целью «развития».

Основной целью создания «выживания» было стремление помочь входящим в них предприятиям, слабо вписывающимся в рыночные условия, дать время на адаптацию, переждать тяжелые времена путем локализации хозяйственных связей в рамках самой ФПГ. Поэтому перспективы глобализации своего бизнеса перед этими группами, как правило, не стояло.

В свою очередь, ФПГ «развития» учреждались с целью увеличить прибыль, расширить производство, повысить имидж своего объединения, прежде всего в глазах внешних инвесторов и зарубежных партнеров, и в перспективе занять подобающее им место не только на национальном, но и международном рынке.

К концу 1990-х гг. процесс увеличения количества ФПГ в России затормозился. На начало 2001 г. в госреестр ФПГ РФ внесены 83 ФПГ, в том числе 9 межгосударственных и 5 транснациональных2.

В середине 1990-х гг. в транснационализации российского бизнеса предпочтение отдавалось второму подходу. Это объяснялось нехваткой собственных средств и возможностей, а также тем, что это был очевидный путь поддержания исторически сложившейся кооперации промышленного производства, восстановления и развития интеграционных процессов между странами СНГ. Международный экономический комитет стран СНГ разработал Конвенцию о транснациональных корпорациях в странах СНГ, проведении активной промышленной политики, привлечении инвестиций и др. Общим базовым нормативно-правовым документом считается подписанное в 1994 г. Соглашение «О содействии в создании и развитии производственных, коммерческих, кредитно-финансовых, страховых и смешанных транснациональных объединений», в котором были сформулированы основные положения и общие подходы к транснационализации экономической деятельности. Основываясь на ст. 12 Договора о создании экономического союза, Соглашение конкретизировало и дополняло положения этой статьи, определив, что договаривающиеся стороны содействуют созданию совместных предприятий, транснациональных производственных объединений, сети коммерческих и финансово-кредитных учреждений и организаций.

В развитие его положений Россия заключила двусторонние соглашения с Белоруссией, Казахстаном, Узбекистаном, Киргизией, Таджикистаном и Украиной, в которых нашли отражение особенности создания деятельности и ликвидации этих групп, определен перечень полагающихся им льгот. В 1995 г. в указанных странах были приняты законодательные акты, регулирующие создание и деятельность национальных финансово-промыш-

2 Экономика и жизнь. 2001, № 4, с. 28. По другим данным — 15 ТФПГ.

См. ИльинМ.С., ТихоновА.Г. Финансово-промышленная интеграция и корпоративные структуры: мировой опыт и реалии России. — М.: Альпина-паблишер, 2002.

ленных групп. Тем самым было положено начало формированию правовой базы учреждения и функционирования таких структур в рамках СНГ.

В России этот процесс получил опережающее развитие, поскольку основы законодательной базы для этого были сформированы еще до принятия Федерального закона о ФПГ, о чем было упомянуто выше.

Согласно Указу Президента РФ № 2096 1993 г., российские участники ФПГ, создаваемых на основе межправительственных соглашений, определялись Советом министров — Правительством РФ. При этом доля государственной собственности российских участников ТФПГ не должна была превышать 25% за исключением случаев, когда российскими участниками выступали предприятия, у которых доля государственного оборонного заказа за последние два года превышала 30% производимой продукции или уровень мобилизационного задания был не ниже уровня текущего производства по государственному оборонному заказу. С 1996 г. эти ограничения были отменены.

В этот период в России на основе правительственных соглашений были сформированы группы холдингового типа (из числа прежде всего естественных монополий), которые, являясь «по сути своей финансово-промышленными группами, не стали, тем не менее, регистрироваться в качестве таковых»3. Будучи фактическими ФПГ, такие как «Лукойл», «Газпром», «Роснефть», активно участвовали в создании ТФПГ.

В Законе РФ «О финансово-промышленных группах» 1995 г. (ст. 4) ТФПГ характеризуется как транснациональная ПГ, среди участников которой имеются юридические лица, находящиеся под юрисдикцией государств-участников СНГ и обладающие обособленными подразделениями на территории указанных государств, либо осуществляющие на их территории капитальные вложения. В случае создания ТФПГ на основе межправительственного соглашения им присваивается статус межгосударственной (международной) ФПГ (МФПГ). Так как все ныне действующие ТФПГ созданы на основе межправительственных соглашений, то они имеют по российскому законодательству статус МФПГ, а участникам МФПГ могут предоставляться таможенные льготы, предусмотренные Федеральным законом «О таможенном тарифе».

На территории России в настоящее время зарегистрировано 15 ТФПГ. Существовало еще

3 Ильин М.С., Тихонов А.Г. Финансово-промышленная интеграция и корпоративные структуры: мировой опыт и реалии России.

— М.: Альпина-паблишер, 2002.

несколько десятков проектов ТФПГ, которые в конце 1990-х гг. находились в стадии разработки и предварительного рассмотрения. Тем не менее с 1999 г. не была создана ни одна новая ТФПГ.

В целом ТФПГ российского происхождения охватывают более 18 направлений деятельности в самых разнообразных отраслях: химия и нефтехимия, строительство, производство сельхозпродукции, черная и цветная металлургия, автомобилестроение (включая выпуск сельскохозяйственных машин и оборудования), общее машиностроение, пищевая и легкая промышленность, приборостроение и радиоэлектроника, оборонный комплекс и др.

Успешно развиваются такие ТФПГ, как «Нижегородские автомобили», «Точность», «Аэрофин», «Оптотроника». Самой крупной из ТФПГ в конце 90-х гг. была дифференцированная банковская ФПГ (конгломерат) «Интеррос» с годовым объемом товарооборота порядка 10 млрд дол. С середины 1995 г. группа «Интеррос» после вхождения в ее состав холдинга «Улба» (Казахстан, г. Усть-Каменогорск) становится транснациональной.

На седьмом пленарном заседании Межпарламентской ассамблеи государств-участников СНГ 17 февраля 1996 г. был принят рекомендательный законодательный акт «О финансово-промышленных группах». Одним из последних документов является разработанная Международным экономическим комитетом Экономического союза стран СНГ и утвержденная 6 марта 1998 г. на Совете глав правительств СНГ в Москве «Конвенция о транснациональных корпорациях». Суть конвенции заключается в констатации необходимости выработки концепции единого экономического пространства к 2005 г. и создания единого внутреннего рынка, в рамках которого происходит свободное перемещение товаров и факторов производства, устанавливаются общие основы сотрудничества сторон в области регулирования, создания и деятельности транснациональных корпораций с участием стран СНГ.

Несмотря на законотворческую активность стран — участниц Содружества, деятельность транснациональных структур, по оценкам специалистов, идет вяло, без существенных прорывов. Эта оценка справедлива и для второго этапа транснационализации российских компаний и в начале XXI столетия. Если в 1990-е гг. основной причиной этого многие считали экономическую депрессию в государствах — участниках СНГ, то с начала XXI в. темпы экономического роста этих стран заметно выросли, улучшилось их социально-экономическое положение. Однако это обстоятельство не привело к оживлению деятельности

12 -

ТФПГ. К числу причин такого положения можно отнести следующие.

Прежде всего, сами ТФПГ в определенной степени стали своеобразными заложниками интеграционных процессов в странах СНГ, которые в реальности оказались во многом декларативными. Создание ТФПГ, конечно, определялось экономическими причинами, связанными с необходимостью восстановления и поддержания производственной кооперации, достигнутой во время существования СССР. Дальше этих рамок «СНГовские ТНК» в большинстве своем и не пошли. Немалую роль в создании ТФПГ играла политическая составляющая и воля стран СНГ к экономической интеграции. Мировой опыт в создании национальных мощных корпораций с ориентацией на внешний рынок свидетельствует о существенной роли государства в этом процессе. Роль государств СНГ в создании ТФПГ несомненна, однако она носит в большей степени демонстративный характер, не обусловленный глубинными экономическими мотивами. В странах Содружества ощущается явная нехватка мощных финансово-кредитных организаций и их слабая заинтересованность в инвестировании реального сектора экономики, существуют опасения партнеров ТФПГ по поводу поворота интеграционных процессов в сторону ограничения их экономической самостоятельности.

Факторами, мешающими активной деятельности ТФПГ на постсоветском пространстве, являются недостатки правового общения и расхождения в национальных законодательствах по вопросам создания благоприятной экономической среды и инфраструктуры, доля ФПГ, несовершенство организационного механизма двустороннего сотрудничества, различия в действующих системах налогообложения. В ряде стран СНГ плохо отработаны процедуры и механизм формирования и функционирования ФПГ, что сказывается и на деятельности их транснациональных образований. Существующий правовой вакуум в этой области позволяет в каждом конкретном случае принимать иногда противоречивые решения. Несмотря на заключение межправительственного соглашения о совместной деятельности различных экономических интегрированных структур в рамках СНГ, а также соглашения по вопросам формирования ТФПГ России с такими странами как Белоруссия, Украина, Казахстан, Узбекистан, Киргизстан, реализация договоренности приостановилась из-за несоответствия общих законодательных баз стран СНГ.

В целом, оценивая деятельность официально зарегистрированных ТФПГ, можно констатировать,

что фактически они имеют характер экспортно ориентированных компаний, действующих в рамках СНГ. Иными словами, находятся на начальных этапах процесса транснационализации своего бизнеса. Эта ситуация была характерна для второго этапа транснационализации российского бизнеса, не претерпела она существенных изменений и на третьем этапе. Этот вывод справедлив прежде всего для ТФПГ. Поскольку на третьем этапе в конце 1990-х гг. и начале XXI в. стал периодом экспансии российского капитала в странах СНГ. Третий этап транснационализации российского капитала характеризуется растущим интересом российского бизнеса не только к странам СНГ, но и к дальнему зарубежью.

Помимо формирования ФПГ, большинство которых пока можно рассматривать как потенциальных лидеров российской экономики на международном рынке, с конца 90-х гг. начинает наращивать свою деятельность ряд российских компаний с уже имеющимися традициями в освоении международного рынка либо настойчиво стремящихся к его завоеванию.

Так, существенную активность в середине 1990-х гг. в формировании транснациональной корпорации проявляет Госстрах. В 1997 г. было подписано соглашение о создании Транснациональной страховой группы Ингосстрах, в которую вошли 27 страховых компаний из России, 16 стран ближнего и дальнего зарубежья. Суммарные активы участников группы составляют 60 млн дол. Компания обладает разветвленной сетью из 131 филиала и представительств. Создание группы позволяет страховать крупные риски и может составить серьезную конкуренцию крупным западным страховым компаниям.

В 1990-е гг. устойчиво развивалось военно-техническое сотрудничество России со многими странами мира, и прежде всего с Китаем, Индией, рядом арабских государств. На мировом рынке вооружений Россия занимает важное положение и имеет возможность его улучшить, если предприятия оборонно-промышленного комплекса будут реформированы. Экспорт вооружений из России растет4. Так, в 2001 г. он составил 4,4 млрд дол. Помимо экспортных поставок вооружения российские оборонщики открыли ремонтные заводы в ряде стран. Заключены контракты на модернизацию истребителей МИГ-29 с Болгарией,

4 Экономика и жизнь. 2001, № 4, с. 28. По другим данным — 15 ТФПГ.

См. ИльинМ.С., ТихоновА.Г. Финансово-промышленная интеграция и корпоративные структуры: мировой опыт и реалии России. — М.: Альпина-паблишер, 2002.

Венгрией, ведутся переговоры о подобных услугах с Польшей, Румынией, Словакией. Россия хочет сохранить свои позиции на этом направлении в восточной Европе. С середины1990-х гг. плодотворно работает совместное предприятие с Германией по обслуживанию МИГов, имеющихся на вооружении люфтваффе.

Об уровне значимости российских компаний ОПК говорит факт включения американским еженедельником «Дефенс ньюс» в 100 крупнейших военно-промышленных корпораций мира двух российских компаний: ВПК «МАПО» (32-е место) и АО «ОКБ Сухого» (64-е место).

Для первого и второго этапов интернационализации российского бизнеса характерно преобладание экспортных отраслей ТЭКа. Продукция именно этих отраслей приносила основную выручку, а сами предприятия являлись основными действующими лицами российского бизнеса на мировом рынке. Однако, что касается реальной транснационализации российских компаний этих отраслей, то здесь их продвижение было незначительно, тенденция интернационализации просматривалась неотчетливо. За исключением, пожалуй, финансовой деятельности.

Второй этап интернационализации российского бизнеса характеризуется прорывом российских компаний на международный рынок капитала. В середине 1990-х гг. появляются первые российские компании, выпустившие АДР, еврооблигации, использующие другие финансовые инструменты. Так, например, с конца 1996 г. российские компании, представляющие ТЭК: Татнефть, Сибнефть и др. — выпускают еврооблигации. Несколько ранее в конце 1995 г. Федеральная комиссия по ценным бумагам США выдает российской компании «Татнефть» разрешение на выпуск АДР первого уровня. Компания выставляет для продажи на американском внебиржевом рынке до 20% своих акций. С сентября 1995 г. совместно с Bank of New York ОАО «Пурнефтегаз» осуществляет две программы по выпуску АДР. Вслед за этими компаниями целая группа российских компаний реализует программы по размещению АДР.

При этом в программах по выпуску АДР, а также размещению еврооблигаций участвуют не только компании ТЭКа, но и предприятия ряда отраслей российской экономики, и прежде всего банковской финансовой сферы и связи. Так, в 19961998 гг. эмитентами еврооблигаций становятся МГТС Мосэнерго, Иркутскэнерго, а среди банков: Альфа-банк, СБС-агро, ОНЭКСИМ-банк, ВТБ, «Российский кредит».

- 13

Российские компании, имеющие кредитные рейтинги международных агентств в середине 1990-х гг.

Компания Агентство Рейтинг

АО Вымпелком Standard and Poor's D+

АО Ростелеком Standard and Poor's BB

АО Мосэнерго Standard and Poor's BB

АО АК «Лукойл» Standard and Poor's BB

АО «Татнефть» Moody's Ba 2

Standard and Poor's B+

IBCA

АО «Московская ГТС» Standard and Poor's BB

АО «АК АЛРОСА» Standard and Poor's BB

Кроме названных российских компаний программы АДР во второй половине 1990-х гг. осуществляют такие компании, как Вымпелком, Мосэнерго, РАО ЕС России, Иркутскэнерго, Северный трубный завод, Бурятзолото и др.

Одной из глобализированных сфер российской экономики в 90-е гг. становятся морские пароходства. Фактически российские морские пароходства больше работали (как, впрочем, и в настоящее время)5 на мировом рынке, чем на перевозе экспортно-импортных грузов для России. Крупнейшие судоходные компании — «Совкомфлот», «Ново-шип», Приморское и Дальневосточное пароходства — не только получают около 70% доходов от работы вне России, но и строят и регистрируют новые суда за рубежом. Причина такого положения дел в том, что мировое торговое судоходство — это особая сфера, где либеральное налогообложение обеспечивает низкую стоимость перевозок и стабильность всего этого сектора. Таким образом, переход национальных флотов в «удобные морские реестры» стран с низким уровнем налогообложения — Либерии, Панамы, Мальты и др. — с точки зрения эффективности международной торговли выгоден, и этой выгодой много лет пользуются ведущие страны мира.

Однако чрезмерная глобализация в сфере морского судоходства ставит под угрозу полной зависимости национальную внешнюю торговлю от найма иностранных судов, потери собственных кадров моряков, застоя национального судостроения. Эту опасность осознали уже многие страны и начали создавать собственные судовые реестры с льготными условиями налогообложения — так называемые международные реестры. Россия же до сих пор не учитывает специфики этого глобального рынка, сохраняя тем самым экономические

5 В 2001 г. морским транспортом было перевезено более 140 млн т внешнеторговых грузов. При этом на долю российских судовладельцев пришлось лишь около 30 млн т.

причины для использования льготных зарубежных реестров. Лишь в 2002 г. Правительством РФ внесен законопроект «О Российском международном реестре судов», где для решения этих проблем предложен ряд механизмов.

После финансового кризиса на рубеже двух веков российский бизнес вступает в третий этап интернационализации с глобальными чертами. Лидерами в этом процессе становятся компании ТЭКа, а также черной и цветной металлургии. Среди компаний ТЭКа, в свою очередь, выделяются такие компании, как «Лукойл», «ЮКОС», Газпром, ТНК, Роснефть и др.

Третий этап характеризуется экспортно-производственной экспансией в страны СНГ именно этих компаний. Одновременно указанные компании интернационализируют свою экспортную, производственную, финансовую, сбытовую деятельность и в странах дальнего зарубежья. Деятельность крупнейших компаний российского ТЭКа на мировых рынках является наиболее заметной. Однако было бы неправильно международный бизнес российских компаний сводить только к деятельности «грандов» российской экономики. В начале XXI в. активизируют свою международную деятельность и компании других сфер производства, услуг, финансов, транспорта, в частности металлургии, автопрома, информационно-коммуникационных технологий, пищевой промышленности и др.

Важным отличительным моментом интернационализации российского бизнеса на его третьем этапе становится финансовая сфера. На международный финансовый рынок выходят уже не отдельные новички, а сотни российских компаний разного уровня, размещая собственный акции на зарубежных фондовых рынках, привлекая заемный капитал. Пожалуй, для нынешнего этапа интернационализации российского бизнеса именно интеграция в мировой финансовый рынок становится определяющей доминантой.

Одновременно растет интерес и к инвестиционному сотрудничеству, международной производственной кооперации, освоению зарубежных сырьевых ресурсов. Отмечая эту тенденцию, тем не менее, приходится констатировать, что в начале XXI в. практически еще ни одна российская компания не вышла на уровень такой интернационализации, когда мировой рынок становится на одну ступень с национальным. Отдельные исключения — это морские перевозки и некоторые другие сферы, традиционно ориентированные на внешний рынок (Ингосстрах, стивидорские компании, Аэрофлот). Однако отдельные компании уже вплотную подошли к этому порогу. Это, прежде всего, компании, занятые в сфере информационно-коммуникационных технологий. Так, для ряда российских компаний, занятых в ИКТ, использование механизма офшорного программирования уже является привычной схемой интернационализации своего бизнеса. В отсутствие адекватного спроса на

программное обеспечение внутри страны разработчики этого продукта ищут и находят заказчика за рубежом. Некоторые из этих компаний организовали свои головные компании за рубежом, выступая в роли международных компаний, использующие российские возможности сектора информационных технологий.

Видимо, можно сделать достаточно определенный вывод о том, что при адекватной государственной политике российский бизнес будет наращивать свои усилия по освоению международных рынков. И именно первое десятилетие XXI в. должно стать тем периодом, когда произойдет решающий переход российского бизнеса к реальной интеграции с мировыми рынками по широкому кругу отраслей их деятельности. В настоящее время все большее число российских компаний начинает осознавать возможности международного разделения труда и процесса глобализации и все активнее проявляет свои транснациональные амбиции.

МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ

УПРАВЛЕНИЕ СОБСТВЕННОСТЬЮ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ И НЕПРОИЗВОДСТВЕННОЙ СФЕР ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

декабрь 2005 — февраль 2006

Цель конференции: обобщить теоретические положения и механизмы практического использования методов формирования стоимости технологических систем и бизнеса в целом.

С правилами оформления материалов докладов и дополнительной информацией по конференции можно ознакомиться на http://fincred.vstu.edu.ru. E-mail: shichkov@mh.vstu.edu.ru — для электронной переписки. Телефон тел. (8172) 72-17-70 Шичков Александр Николаевич, Ежова Наталья Эдуардовна

Учредители конференции:

• Вологодский государственный технический университет

• Российская экономическая академия им. Г.В. Плеханова

• Правительство Вологодской области

• Череповецкий государственный университет

• ОАО «СЕВЕРСТАЛЬ»

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• Издательский дом «Финансы и Кредит»

• ОАО «Институт Цветметобработка»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.