ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ
А.А. Копытов ЭТАПЫ ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИИ НЕФОРМАЛЬНОЙ ЗАНЯТОСТИ В РОССИИ
Возникновение института неформальной занятости в России - пример эволюционной институционализации. В теневом бизнесе, как и в легальном, существует «сила права» (конечно, права специфического - нелегального). Мир теневого бизнеса во многом копирует мир бизнеса легального, заимствуя эффективные формы организации: профсоюзы, суды, правовые нормы. Даже процесс подкупа государственных чиновников трансформируется из эпизодического правонарушения в устойчивый порядок, с которым согласны все его участники.
Импортирование (насаждение) формальных институтов в России в ходе реформ - пример революционной институционализации. Формальная институционализация предполагает заимствование сложившихся в странах с рыночной экономикой модельных рыночных институтов, установление «сверху» институциональных ограничений, в рамках которых должны действовать хозяйствующие субъекты.
Факторы, определяющие институционализацию неформальной занятости, можно подразделить как экзогенные и эндогенные. Определяющими внешними факторами являются: политическая ситуация в стране, определяющая курс развития; состояние экономики (налоговая политика государства, темпы инфляции, темпы экономического роста); институциональная структура общества; демографическая ситуация (структура трудовых ресурсов, миграция).
Внутренние факторы: географическое положение региона, специфика политического курса в отдельных регионах, состояние экономики региона (моноэкономические населенные пункты, шахтерские регионы), качество трудовых ресурсов (половозрастная, квалификационная структура, местный менталитет, обычаи, привычки), мобильность трудовых ресурсов, качество жизни населения (доходы), реструктуризация занятости.
История неформальной экономической деятельности отражает общие закономерности исторической эволюции социально-экономических
систем. Натурально-хозяйственная жизнедеятельность практически не порождает неформальной экономики как специфического экономического института, поскольку натуральное производство, как правило, жестко локализовано, не мобильно и потому не может быть укрыто от государственного или иного контроля. Возникновение индустриальной экономики порождает неформальную занятость, как следствие индивидуализации и оппортунизма хозяйствующих субъектов. Отметим лишь две подобные универсальные закономерности. Во-первых, происходит постепенная «деколлективизация» субъектов - если на ранних этапах истории неформальная деятельность осуществляется, как правило, коллективно, то с течением времени она индивидуализируется. Во-вторых, наблюдается постепенная ее урбанизация - она смещается из сферы сельской в сферу городской экономики. Степень развития неформальной экономической деятельности прямо пропорциональна силе регламентации хозяйственной жизнедеятельности в целом.
Всплески неформальной экономической деятельности приходятся на переломные моменты экономической истории.
В российской экономике за последние десять лет произошли коренные изменения. В стране трансформировался тип национальной экономической системы: «экономическими субъектами» стали фирмы, административная система заменена рыночными связями. Следовательно, и на рынке труда произошли значительные изменения: уже сложившиеся формальные институты стали неэффективными, а новые институты создать в короткий срок оказалось непосильной задачей. Таким образом, сложилось неравновесие (асимметрия) на рынке труда, а причина такого положения заключается в отсутствии институтов, которые могли бы обеспечить условия для возникновения равновесия. Но говорить о неравновесии на рынке труда не совсем корректно, потому что наряду с формальными институтами в экономике появились неформальные институты, которые
© А.А. Копытов, 2007
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 2, 2007
251
и заполнили вакуум, образовавшийся вследствие несостоятельности легальных институтов. Очевидно, что сложившаяся ситуация явилась следствием переходных процессов во всей экономике, но как рынок приспособился к новой ситуации на рынке труда, какие появились новые институты для достижения равновесия? Помимо сокращения занятости (это очевидная реакция рынка), увеличилась гибкость в оплате труда, его продолжительность и эффективность. Проявилось это в низком уровне заработной платы, ее высокой дифференциации, систематических задержках выплаты, развитии вторичной занятости и высокой текучести кадров. Эти последствия демонстрируют принципиальную разницу между старыми и новыми институтами рынка труда. Именно новые институты дали возможность проявиться этим факторам и повлиять на установление относительного общего равновесия на рынке труда.
Институт неформальной занятости в России занял прочное место в системе национального воспроизводства, приняв на себя роль амортизатора ситуации на рынке труда. Жизнеспособность института объясняется тем, что в ходе его становления был «выбран» «институциональный проект», обладающий свойством комплементар-ности и позволяющий сократить трансакционные издержки всех агентов экономики при переходе к рынку. Известно, что классификаций любой совокупности предметов, явлений существует столько, сколько выделено оснований классификации. Здесь мы ограничимся основанием, связанным с уровнем предметности субъекта воспроизводства (единичный, особенный и всеобщий). Хронологически можно выделить три этапа институционализации неформальной занятости в России, приняв в качестве критерия степень зрелости явления (от количественных изменений к качественной определенности).
I этап - «зарождение» (1970-1989 гг.). Характеризуется единичными, хаотичными, случайными, неоформленными взаимодействиями экономических субъектов, которые постепенно претерпевают рутинизацию.
II этап - «становление» (1989 г. - август 1998 г.). Характеризуется появлением стабильных институций. Количественное расширение неформальной занятости. Локализуется субъектно-объектная структура института.
III этап - «закрепление» (1998 г. - н.в.). Характеризуется трансформацией институций в ста-
бильные нормы и правила. Происходит качественное изменение явления (институционализация), оно превращается в структурированную и само-воспроизводящуюся социально-экономическую систему (институт). Неформальная занятость приобретает всеобщий характер.
Первый этап. Специфические институциональные ограничения, сложившиеся в советской экономике, оказали влияние на явление неформальной занятости. Теневая деятельность не носила «любительский характер», а становилась элементом социально-экономической системы. Через единичные, некорпорированные случаи неформальной занятости, ограниченные централизованным контролем со стороны государства, складываются устойчивые организации (например, подпольные цехи).
Советская экономика - это система «смешанного типа», где неформальное, неконтролируемое производство играло во многих отношениях не меньшую роль, чем производство официальное. Она представляла собой единую институциональную систему, в которой формальный и неформальный секторы экономики определенным образом дополняли друг друга, «образовывая два неразрывно связанных компонента одной головоломки, а вовсе необособленные друг от друга уклады». Общая несбалансированность внутреннего потребительского рынка по спросу и предложению приводила к возникновению кратковременных и более длительных дефицитов. В неформальном секторе производились товары и услуги с целью удовлетворения спроса. Неформальная экономика одновременно восполняла дефициты и провоцировала их рост.
Плановая экономика строго регламентировала самозанятость и вторичную занятость. В 1986 году вышло постановление ЦК КПСС «О мерах по усилению борьбы с нетрудовыми доходами». Борьба с нетрудовыми доходами вылилась в борьбу с личным подсобным хозяйством (уничтожались теплицы, посадки ранних овощей). Экономические последствия этой борьбы были плачевны и убеждали в расширении частной инициативы. Закон СССР об индивидуальной трудовой деятельности (1987 г.) легализовал кустарно-ремесленные промыслы. Накануне принятия закона в финансовых органах было зарегистрировано 65 тысяч граждан, занимающихся кустарно-ремесленными промыслами, 3,5 тысячи частнопрактикующих лиц. При этом высокая ставка по-
252
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 2, 2007
доходного налога (в среднем по всей группе лиц, занимающихся частной практикой в 1985 году она составила 24,9% совокупного дохода) находилась в обратной зависимости от численности зарегистрированных индивидуальных предпринимателей. Неформальная занятость в советский период позволяла реализовывать предпринимательскую инициативу граждан, прививая, тем самым, способность к адаптации в условиях переходной экономики. Неформальная занятость приобретает институциональные признаки началом становления рынка труда.
Второй этап. В России правовой каркас рынка труда, где основным регулятором выступал бы конкурентный механизм, а не прямой административный контроль, сформировался в поздние перестроечные и первые пореформенные годы, когда была принята серия основополагающих законодательных актов (Закон о занятости (1991), Закон о коллективных договорах (1992) и др.) и внесен ряд принципиальных изменений в Кодекс законов о труде, которые установили новые «правила игры» для субъектов трудовых отношений.
Рыночные реформы привели к отмене большей части административных ограничений. Были законодательно определены права и обязанности работников, работодателей и государства применительно к новым условиям. Государство лишилось статуса работодателя-монополиста, наряду с государственным сектором возник и начал бурно развиваться новый частный сектор. Трудовая деятельность утратила обязательный характер, который она имела в плановой экономике, исключительное право распоряжения своими способностями к труду было признано за самими работниками. Признание контрактной природы трудовых отношений потребовало углубленной разработки законодательства об индивидуальных и коллективных договорах и усиления роли судебной системы в контроле над их исполнением. Искусственные барьеры на пути перемещения рабочей силы (институт прописки и т.п.) были значительно ослаблены. Предприятия получили свободу в определении численности и состава занятого персонала, а также в установлении уровня и степени дифференциации заработной платы. Началась тотальная реструктуризация занятости в формальном секторе. Отличительной чертой этого этапа была тесная связь неформальной занятости с формальным сектором экономики через вторичную занятость ра-
ботников с использованием средств труда на основной работе и пр. Именно на этом этапе закладываются нормы (узко локализованные и жестко персонифицированные) и правила (неформальной солидарности, деления на «своих» и «чужих») неформального поведения.
Третий этап, начавшийся после кризиса 1998 года, характеризуется резким снижением доходов населения. Институт неформальной занятости закрепляется в институциональной структуре общества как устойчивый элемент, что подтверждается началом в 2001 году официального учета занятых в неформальном секторе (Постановление Государственного Комитета РФ по статистике от 25.10.2001 № 76 «Об утверждении методологических положений по измерению занятости в неформальном секторе экономики»).
Институт неформальной занятости постепенно утрачивает «сквозной» характер. Численность занятых в неформальном секторе экономики увеличивается на фоне тенденции к уменьшению масштабов неполной занятости и сокращению задолженности предприятий по заработной плате. Неформальная занятость как источник дополнительных доходов продолжает выполнять амортизационную функцию.
Библиографический список
1. Веблен Т. Теория праздного класса: экономическое исследование об институтах. - М.: Прогресс, 1984. - 367 с.
2. Дерябина М. Институциональные аспекты постсоциалистического переходного периода // Вопросы экономики. - 2001. - .№2. - С. 108-124.
3. Капелюшников Р. Российский рынок труда: адаптация без реструктуризации. - М.: ГУ ВШЭ, 2001. - 69 с.
4. Корягина Т.Н., Рутгайзер В.М., Силласте Ю.Х. Индивидуальный труд в сфере услуг. - М.: Легпромбытиздат, 1989. - 78 с.
5. Косалс Л.Я., Рывкина Р.В. Становление институтов теневой экономики в постсоветской России // СОЦИС. - 2002. - №4. - С. 13-21.
6. ЛатовЮ.В. Длинные тени общества «светлого будущего»: два опыта интерпретации (Размышления о книгах Л. Тимофеева «Институциональная коррупции» и С. Кордонского «Рынки власти. Административные рынки СССР и России») // Вопросы экономики. - 2000. - №8. - С. 131-145.
7. Латов Ю.В. Конкурентный неформальный бизнес - против меркантилистского государства //
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 2, 2007
253
Экономическая теория преступлений и наказаний. - М.: РГГУ 2000. - № 2. - С. 3-9.
8. Лебедева Н.Н. Трансформация институционального механизма командно-административной экономики // Актуальная Россия (вопросы экономической теории и практики) / Под ред. Ю.М. Осипова, О.В. Иншакова, М.М. Гузева, Е.С. Зотовой. В 2 т. Т. 1. - М.; Волгоград: Изд-во ВолГУ 2000. - С. 335-341.
МОДЕЛИ ПОВЕДЕНИЯ НА РЫНКЕ
Рынок производных инструментов есть по сути дела надстройка над всеми существующими традиционными финансовыми рынками. В этом смысле он автоматически есть финансовый рынок, но не как первичный, а уже как вторичный финансовый рынок.
Рынок производных инструментов есть вторичный рынок не только по отношению к финансовым рынкам, но к любым другим товарным и денежным рынкам, что связано с особенностями конструкций самих производных инструментов, которые мало зависят от характера самого исходного рыночного актива., которым может быть и обычный товар, и валюта, и депозит, и ценная бумага, и индекс цен и т.п.
Появление вторичных рынков обуславливалось соответствующими потребностями участников обычных рынков, однако, обособляясь они приобрели специфический характер. В настоящее время большинство участников совершают сделки опосредовано к исходным активам, вовсе не имея ввиду куплю-продажу этих активов.
Рынки производных инструментов постоянно развиваются постоянно дополняясь новыми инструментами. Классическими считаются, форвардные, фьючерсные, опционные контракты.
В каждом из видов существуют свои разновидности, так, например, недавно появился погодный фьючерс.
В зависимости от целей участников рынка производных инструментов они подразделяются на спекулянтов и хеджеров.
Спекуляция - способ увеличения капитала, минуя процесс производства, прибавочной стоимости (рыночная деятельность, цель которой -получение прибыли в виде разницы в ценах во
9. Мамедов О.Ю. Смешанная экономика. Двухсекторная модель. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2001. - 244 с.
10. Панеях Э.Л. Формальные правила и неформальные институты их применения в российской экономической практике // Экономическая социология. - 2001. - Т. 2. - №4. - С. 65-78.
11. Тамбовцев В.Л. Теоретические вопросы институционального проектирования // Вопросы экономики. - 1997. - №3. - С. 82-95.
А.Ю. Чернов ПРОИЗВОДНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ
времени или пространстве). Спекулятивная деятельность и хеджирование взаимосвязаны, т.к. риск хеджера принимает на себя спекулянт, за соответствующую плату, в надежде на неоправ-данность опасений хеджера.
Хеджирование - способ защиты от риска, связанного с неопределенностью изменения будущей цены актива. Хеджирование неразрывно связано со спекулятивной деятельностью.
Простейший способ спекуляции основан на выявлении тренда, незамеченного остальными участниками рынка. Если это не удается сделать то основное значение имеет манипулирование цен. Наиболее характерные методы манипулирования:
1. Искусственное изменение динамики цен информационным путем (распространение определенной информации).
2. Воздействие на цены путем псевдосделок с использованием подставных лиц для покупки и продажи контракта самому себе.
3. Воздействие на цены группы лиц, которая проводит единую политику на рынке (картельное соглашение).
4. Тайная скупка контрактов одной компании, чтобы в будущем заставить владельцев открытых позиций на продажу закрывать их обратной сделкой по более высоким ценам.
Все эти механизмы направлены либо к изменению существующего тренда либо, по крайней мере к пробою существующего тренда.
Выделяют несколько рекомендаций при спекулятивной торговле:
1. Ограничения количества типов торгуемых контрактов, желательно для более полного отслеживания изменения цен.
254
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 2, 2007
© А.Ю. Чернов, 2007