Научная статья на тему 'Этапы и виды международного сотрудничества в Арктике'

Этапы и виды международного сотрудничества в Арктике Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
666
130
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
арктическое международное сотрудничество / международный полярный год / международные межправительственные организации.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Этапы и виды международного сотрудничества в Арктике»

Пешина Э.В? Захаров А. С.2

ЭТАПЫ И ВИДЫ МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В АРКТИКЕ

Ключевые слова: арктическое международное сотрудничество, международный полярный год, международные межправительственные организации.

Арктика - уникальная территория Российской Федерации, значимость которой в социально-экономическом развитии страны будет только возрастать. Согласно действующему российскому законодательству: «Арктика - северная область Земли, включающая глубоководный Арктический бассейн, мелководные окраинные моря с островами и прилегающими частями материковой суши Европы, Азии и Северной Америки. В пределах Арктики расположены пять приарктических государств - Россия, Канада, Соединенные Штаты Америки, Норвегия и Дания, которые обладают исключительной экономической зоной и континентальным шельфом в Северном Ледовитом океане»3.

Арктическая зона России - часть Арктики, находящаяся под суверенитетом и юрисдикцией РФ.

Северный полюс - точка, в которой ось вращения Земли пересекает ее поверхность в Северном полушарии, располагается в центральной части Северного Ледовитого океана. Согласно международному праву, Северный полюс и прилегающий к нему регион Северного Ледовитого океана в настоящее время не принадлежат ни одной стране.

Изучение эволюции международного сотрудничества в освоения Арктики обусловлено как потребностями приращения знаний, так и осмыслением особой роли территории в формировании пространственно-географических, социально-экономических (в том числе финансовых) факторов развития мира и России.

Сегодня «весь арктический регион России занимает площадь около 21 млн. кв. километров4, из которых примерно 9 млн. кв. километров приходится на долю российского сектора, в том числе 6,8 млн. кв. километров на океаническое пространство»5.

Изучение научных публикаций зарубежных, российских и советских ученых позволило представить авторскую классификацию эволюции международного сотрудничества в освоении Арктики.

Так, М.Д. Бубынин, А.Я. Толкачев, И.Е. Шабонеев этапы международного сотрудничества связывают с этапами проведения международного полярного года: «1882-1883 гг.; 1932-1933 гг.; 1957-1958 гг.; 2007-2009 гг.»6.

А.А. Сулейманов выделяет два основных периода: «начало проведения первого Международного полярного года (1882-1883 гг.) и рубеж 80-90-х гг. прошлого века, когда система интернациональной научной кооперации претерпела кардинальные изменения. Фактически на смену эпохе военного противостояния двух политических блоков

« 7

пришло время энергичного развития международных связей» .

С.В. Кузнецов и Н.М. Межевич определяют 4 этапа в международном сотрудничестве: «Первый - до 1926 г., когда был окончательно урегулирован вопрос о советской арктической зоне в Постановлении Президиума ЦИК СССР от 15.04.1926 г. «Об объявлении территории Союза ССР и островов, расположенных в Северном Ледовитом океане»; второй период - полное отсутствие международного сотрудничества в советский период; третий период - распад СССР, который привел к масштабному свертыванию исследований в российском секторе Арктики; четвертый - с 2008 г., когда российское правительство продекларировало, что оно снова возвращается в Арктику и заявляет свой интерес в ее развитии»8.

1 Пешина Эвелина Вячеславовна - д.э.н., профессор кафедры государственных и муниципальных финансов, Уральский государственный экономический университет, Екатеринбург. E-mail: peshina@yandex.ru

2 Захаров Андрей Сергеевич - первый заместитель директора Департамента финансов Ямало-Ненецкого автономного округа, Салехард, E-mail: a.zakharov89@mail.ru

Основы государственной политики РФ в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу (утв. Президентом РФ 18.09.2008 № Пр-1969). Документ опубликован не был. - http://www.consultant.ru

4 Площадь 21 млн. кв. км при условии ограничения Арктики с юга Северным полярным кругом (66° 33' с. ш.).

5 Стенограмма парламентских слушаний на тему «Арктика - регион глобального сотрудничества в осуществлении государственной политики России». 07.10.2004 г. Совет Федерации РФ. - council.gov.ru/media/files/41d4536b59ef550d2787.doc

6 Бубынин М.Д., Толкачев А.Я., Шабонеев И.Е. Международное сотрудничество и выставочно-конгрессная деятельность // Инноватика и экспертиза. 2011. - Вып. 1(6). - С. 145.

7 Сулейманов А.А. Трансформация системы международного научного сотрудничества в Арктике на рубеже 80-90-х годов XX века // Северо-Восточный гуманитарных вестник. 2014. - № 1 (8). - С. 24-30.

8 Кузнецов С.В., Межевич Н.М. Международное сотрудничество как предпосылка эффективного хозяйственного освоения российского сектора Арктики // Экономика и управление. 2013. - № 4 (90). - С. 19-24.

А.Н. Пилясов выделяет три этапа международного сотрудничества в российской Арктике: «первый этап: 19921997 гг.; второй этап: 1998-2002 гг.; третий этап: с 2002 г. по настоящее время»1.

Авторская классификация международного сотрудничества в Арктике включает четыре взаимосвязанных этапа.

Первый этап международного сотрудничества (1648-1916 гг.) следует начать с Вестфальского мира - два мирных соглашения (Мюнстерское и Оснабрюкское), подписанные, соответственно, 15.05 и 24.10. 1648 г. Ими завершилась Тридцатилетняя война в Священной Римской империи. «Вестфальский мир 1648 г. положил начало эпохе взаимодействия на мировой арене суверенных государств. Новые субъекты международных отношений - суверенные государства отличались друг от друга размерами своей территории, численностью и составом населения, наличием или отсутствием природных ресурсов, географическим положениям, уровнем развития, формами государственного

устройства, наконец, экономической и военной мощью. Доминирующей формой их общения в этот период были дву-

2

сторонние отношения» .

Как отмечала д.и.н., с.н.с. Института российской истории РАН Е.И. Кобзарева, «Россия медленнее, чем другие страны, втягивалась в систему международных отношений соответственно, оказывала незначительное влияние на ее формирование. В какой-то мере это было обусловлено географическим положением страны, отделенной от основных европейских государств Польшей»3. «К России относились как к слаборазвитому государству, поставщику сырья. Во время Тридцатилетней войны европейские державы стремились к эксплуатации русского сырьевого рынка путем торговли на невыгодных для русской стороны условиях или путем колонизации русских земель»4.

Как справедливо подчеркивал А. Сорель, «Россия не могла расти и развиваться, не открывая себе путей для торговли и доступа к цивилизации. Путь для торговли - это означало Балтийское море, а его запирали шведы; путь к цивилизации - это была старая Европа, а Польша стояла поперек дороги»5.

«Тем не менее, период, последовавший за заключением Вестфальского мира, может быть охарактеризован как время дальнейшего втягивания России в систему международных отношений. Это было обусловлено активизацией ее внешней политики и возникновением в балтийском регионе крупного военного очага»6.

Согласно д.и.н., профессору кафедры европейской интеграции МГИМО МИД России Л. С. Воронкову, в данный период: «Каждое из новых суверенных государств выступало на международной арене как индивидуальный игрок, озабоченный удовлетворением собственных интересов. Великие державы не проявляли интереса к созданию международных механизмов поддержания мира и международной безопасности»7.

«Вплоть до 1860-х годов великие державы не испытывали потребности в учреждении постоянных ММПО (международных межправительственных организаций) совместно с другими, менее влиятельными и мощными в военном отношении суверенными государствами, полагаясь на свою военную силу и способность «продавить» с ее помощью любые выгодные им решения. Со второй половины XIX в., когда мировая торговля стала развиваться бурными темпами, дальнейшее развитие мирохозяйственных связей потребовало поддержания в мире стабильных международно-правовых, торгово-экономических, транспортных, коммуникационных, финансовых и иных условий для их осуществления. Достичь этих целей в рамках исключительно двусторонних отношений, на основе силового диктата, без лояльного и добровольного участия в сотрудничестве малых и средних стран, более не представлялось возможным»8.

В данный период «появились такие ММПО, как Международный союз для измерения земли (1864 г.), Всемирный телеграфный союз (1865 г.), Всемирный почтовый союз (1874 г.), Международное бюро мер и весов (1875 г.), Международный союз для охраны литературной и художественной собственности (1886 г.), Международный союз международного транспорта (1890 г.) и др.»9.

С созданием международных организаций «стал формироваться новый институт международного общения»10.

Именно в данный период проявляются первые элементы международного сотрудничества в Арктике.

В 1825 г. был заключен «первый международный двухсторонний договор между Российской империей, Соединенным Королевством Великобритании и Ирландии (Русско-британская конвенция, 1825 г.)»11.

1 Пилясов А.Н. Потенциал российской Арктики для международного сотрудничества: доклад № 17/2015 / А.Н. Пилясов, А.В. Котов. Российский совет по международным делам (РСМД). - М.: Спецкнига, 2015. - С. 9-10.

2 Воронков Л.С. Международные организации и современные международные отношений // Международная жизнь. - М., 2013. - № 10. - С. 47.

3 Кобзарева Е.И. Вестфальская мирная система и Россия // Отечественная история. - М., 1999. - № 1. - ЬАр//^^^. reenactor.ru/ARH/PDF/Kobzareva_01.pdf

4 Там же.

5 Цит. по Кобзаревой Е.И. Сорель А. Европа и французская революция. Т.1. Политические нравы и традиции. - СПб., 1892. -

С. 399

6 Кобзарева Е.И. Вестфальская мирная система и Россия // Отечественная история. - М., 1999. - № 1. - Шр://^'^'^'. reenactor.ru/ARH/PDF/Kobzareva_01.pdf

7 Воронков Л.С. Международные организации в системе международных отношений: тенденции и перспективы развития // Вестник МГИМО Университета. - М., 2012. - № 3. - С. 8. - https://elibrary.ru/download/elibrary_17833854_20595986.pdf

8 Там же, с. 9.

9 Там же.

10 Коваленко И.И. Международные неправительственные организации. - М.: Международные отношения, 1976. - С. 7.

11 Авхадеев В.Р. Международно-правовое регулирование сотрудничества Российской Федерации с сопредельными государствами в Арктике на основе двухсторонних договоров // Журнал российского права. 2016. - № 9 (237). - С. 140. - https://elibrary. ru/download/elibrary_26558383_76824014.pdf

«В 1826 году завершился процесс размежевания заполярных владений России, Дании и Швеции, границы которых до начала 1800-х годов не были зафиксированы никакими международными соглашениями. Правительство же ограничивалось полумерами - посылкой на время навигации одного-двух маломощных корветов для охраны побережий протяженностью несколько тысяч километров территорий и огромных акваторий от норвежских браконьеров -робкими попытками колонизации Новой Земли и Мурмана, организацией Товарищества Архангельско-Мурманского срочного пароходства, которые по большому счету ничего не решали. Государство не располагало ни программой освоения Севера, ни материальными средствами»1.

В 1867 г. был подписан договор о продаже царской Россией Аляски Северо-Американским Соединенным Штатам (в настоящее время США), которые приобрели ее за 7,2 миллиона долларов (по 2 цента за акр земли). Царское правительство пыталось избавиться от Аляски и Алеутских островов еще раньше, но первым переговорам помешала Гражданская война в США. Причин продажи было достаточно много, но мы не будем здесь на них останавливаться.

Также в 1867 г. между Российской Империей и Северо-Американскими Соединенными Штатами (в настоящее время США) была заключена Конвенция об уступке Северо-Американским Соединенным Штатам Российских Севе-ро-Американских колоний. В соответствии с данной Конвенцией, Российская Империя передавала Соединенным Штатам все земли и сооружения, не являющиеся частной собственностью. Что касается водных пространств, непосредственно прилегающих к территории полуострова Аляски, то их правовой режим никоим образом не был урегулирован Конвенцией 1867 г.»2.

В 1882 г. произошел первый прецедент международного научного сотрудничества - Международный полярный год (МПГ), который длился с 1 августа 1882 г. по 1 августа 1883 г. В данном МПГ приняли участие 12 стран с общей численностью 700 человек. Инициатором проведения первого международного полярного года был австрийский полярник Карл Вейпрехт (1838-1881), не доживший семнадцать месяцев до его проведения. К. Вехпрехт считал, что «комплексные научные исследования в Арктике и Антарктике возможно провести, лишь объединив усилия ученых ведущих мировых стран при финансовой поддержке их правительств».

К настоящему времени с 1882 г. было всего 4 МПГ (табл.1).

Таблица 1

Международный полярный год (МПГ) с 1882 г. по настоящее время3

Название/год Количество стран, участников Общая характеристика

Первый (1 августа 1882 г. по 1 августа 1883 г.) 12 стран, 700 чел. Организовано: 7 экспедиций и 12 станций в Арктике

Второй (1 августа 1932 г. по 1 августа 1933 г.). Организован в связи с 50-ем первого МПГ 44 страны, в том числе в исследовании Арктики 40 стран Организовано 40 метеостанций, 27 станций наблюдений в Арктике

Третий (1 июля 1957 г. по 31 декабря 1958 г.) в рамках Международного геофизического года 67 стран, более 10 тыс. чел. В Арктике работало 50 полярных станций различных стран, из них 33 - советские

Четвертый (1 марта 2007 г. по 1 марта 2009 г.). Приурочен к 125-летию первого МПГ, 75-летию второго МПГ и к 50-летию третьего МПГ 60 стран, 12 международных комитетов, более 50 тыс. чел. Реализовано около 228 проектов

Окончанием данного периода можно считать Ноту Министерства иностранных дел Царской Империи 1916 г., когда «Канада и Дания заявили о своих претензиях на территории к северу от национальных границ. В свою очередь Российская Империя также объявила о принадлежности земель и островов в районе, прилегающем к ее арктическому побережью, в Ноте Министерства иностранных дел 20 сентября 1916 г. Этим документом руководствовалось вначале и правительство СССР»4.

Второй этап международного сотрудничества (1917-1990 гг.). Второй этап характеризуется промышленным освоением Арктики с целью военно-экономической безопасности страны. «Советское правительство с первых дней своего существования признавало Арктику областью своих стратегических и геополитических интересов»5.

1 Вехов Н. От Александровска-на-Мурмане до Полярного // Московский журнал. 2005. - № 11. - http://kolamap.ru/library/

2005_vehov.html/

2

Авхадеев В.Р. Международно-правовое регулирование сотрудничества Российской Федерации с сопредельными государствами в Арктике на основе двухсторонних договоров // Журнал российского права. 2016. - № 9 (237). - С. 140. - https://elibrary.ru/ download/elibrary_26558383_76824014.pdf

3 Составлено по: Котляков В.М. От Международного полярного года к Международному полярному десятилетию // Арктика. Экология и экономика. 2011. - № 1. - С. 4-5. - http://www.ibrae.ac.ru/images/stories/ibrae/arktika_magazine/4-19_kotlyakov.pdf; Дмитриев В.Г., Данилов А.И., Клепиков А.В., Котляков В.М., Саруханян Э.И., Зайцева Н.А Об издании научной серии «Вклад России в Международный полярный год 2007/08» // Арктика: экология и экономика. 2012. - № 3 (7). - С. 53-60; Bones Stian. Norway and past International Polar Years—a historical account // Polar Research. 2007. - N 26. - Р. 195-203. - http://www.polarresearch. net/index.php/polar/article/viewFile/6231/6910; Андреев А.О., Дукальская М.В., Фролов С.В. // Проблемы Арктики и Антарктики. 2007. - № 75. С. 7-17. - http://www.aari.ru/misc/publicat/paa/PAA-75/PAA75-01%20(7-17).pdf

4 Элерт А.Х., Тимошенко А.И. Россия в Арктике: проблемы изучения исторического опыта освоения территории // Поисковые фундаментальные научные исследования в интересах развития Арктической зоны Российской Федерации. РАН. - М., 2014. -С. 1. -http://www.ras.ru/scientificactivity/ rasprograms/arctic.aspx

5 Там же, с. 3.

Главной характеристикой этапа являлось: «формирование советской модели централизованного управления освоением Арктики и разработка «госплановской» концепции развития Арктики через реализацию крупных хозяйственных и социальных проектов»1.

В 1926 г. Постановлением Президиума ЦИК «Об объявлении территорией Союза ССР земель и островов, расположенных в Северном Ледовитом океане»2, были уточнены границы в секторе, прилегающем к северному побережью страны до Северного полюса. Водная граница прошла тогда от Кольского полуострова через Северный полюс до Берингова пролива.

Сложно согласиться с выводами С.В. Кузнецова и Н.М. Межевича, что «Рассматривая советский опыт освоения Арктики в контексте международного сотрудничества отметим то, что его практически не было. Исключение, как это ни странно, составил период Второй мировой войны. «Комет» - немецкий вспомогательный крейсер - летом 1940 г. при содействии СССР прошел Северным морским путем из северного моря в Берингов пролив и далее в Тихий океан. В 1941-1945 гг. сотрудничество с Великобританией было развернуто в Баренцевом море, а с США - в Беринговым море. Этими путями осуществлялись поставки грузов ленд-лиза»3.

Именно в советский период прошло два международных полярных года из четырех, организованных к настоящему, 2017 году.

«В 1927 г. президент Германской морской обсерватории в Гамбурге Х. Доминик и сотрудник этой же Обсерватории доктор И.Георги высказали идею о проведении Второго МИГ. В сентябре 1929 г. в Копенгагене была организована Международная комиссия по его проведению. В работе комиссии приняли участие представители 10 стран. Председателем комиссии стал датский геофизик профессор Д. Ла Кур. В СССР для организации научных работ в период Второго МПГ был создан Комитет, который возглавил руководитель Гидрометслужбы страны А.Ф. Вангенгейм. Секретарем Комитета был избран Н.Н. Зубов. В работе Комитета приняли участие известные советские ученые: О.Ю. Шмидт, Ю.И. Шокальский, В.Ю. Визе, П.А. Молчанов, В.В. Шулейкин, М.А. Бонч-Бруевич и др.»4.

В связи с проведением в 1932-1933 гг. Второго Международного полярного года в стране расширяется строительство полярных станций, на базе которых создаются радиоцентры и Арктические бюро погоды - основа системы сбора гидрометеорологической информации для будущей оперативной ледовой службы. В 1934 г. создаются бюро погоды на острове Диксон и мысе Шмидта, в 1935 году - в базе Тикси, в 1937 г. - в Амдерме (поселок в Ненецком АО). С 1936 г. в арктических бюро погоды, кроме метеорологических прогнозов, стали составлять ледовые прогнозы с заблаговременностью до недели.

После окончания Второго МПГ началось бурное освоение советских полярных районов. В Арктике успешно работали советские исследователи. 21 мая 1937 г. была открыта первая советская дрейфующая станция СП-1, положившая начало комплексным научным исследованиям центрального Арктического бассейна с дрейфующего льда.

«В 1950 г. известный английский геофизик Л.Беркнер предложил организовать новую международную исследовательскую программу, но не ограничиваться полярными областями, а распространить ее на весь земной шар. Это предложение было поддержано Всемирной метеорологической организацией. В октябре 1951 г. Международный совет научных союзов при ООН принял решение об организации такой программы, которая получила название Международного геофизического года (МГГ). Программы МГГ было решено осуществлять в течение 18 месяцев - с 1 июля 1957 г. по 31 декабря 1958 г.»5.

В рамках второго этапа международного сотрудничества отдельно выделяют «мурманские инициативы» М.С. Горбачева (в должности Генерального секретаря ЦК КПСС): «01.10.1987 г. в ДК имени С.М. Кирова г. Мурманска Генеральный секретарь выдвинул шесть инициатив, названных впоследствии «мурманскими»»6. Данные инициативы дали первый «импульс современной системе межправительственного взаимодействия в регионе»7.

Третий этап международного сотрудничества (1990-2000 гг.) характеризуется внутренней перестройкой социально-экономической системы России и ослаблением внимания к Арктике. В 1990 г. на вооружение была принята концепция, согласно которой «Российскую Арктику осваивать оказалось невыгодно и неперспективно, поскольку экономические выгоды неочевидны, а издержки велики»8.

В период, последовавший за распадом Советского Союза, Россия утратила позиции стабильного, гарантированного и устойчивого присутствия в своей собственной арктической зоне. Стремительно утрачивался потенциал создан-

1 Элерт А.Х., Тимошенко А.И. Россия в Арктике: проблемы изучения исторического опыта освоения территории // Поисковые фундаментальные научные исследования в интересах развития Арктической зоны Российской Федерации. РАН. - М., 2014. -С. 7. -http://www.ras.ru/scientificactivity/ rasprograms/arctic.aspx

Об объявлении территорией Союза ССР земель и островов, расположенных в Северном Ледовитом океане: Постановление Президиума ЦИК СССР от 15.04.1926 г. -http://ppt.ru/newstext.phtml?id=18601

3 Кузнецов С.В., Межевич Н.М. Международное сотрудничество как предпосылка эффективного хозяйственного освоения российского сектора Арктики // Экономика и управление. 2013. - № 4 (90). - С. 22.

4 Андреев А.О., Дукальская М.В., Фролов С.В. Из истории международного полярного года // Проблемы Арктики и Антарктики. 2007. - № 75. - С. 10. - http://www.aari.ru/misc/publicat/paa/PAA-75/PAA75-01%20(7-17).pdf

5 Там же.

6 Шех А.В. Власть и общество в условиях перестройки СССР // Труды Кольского научного центра РАН. - Апатиты, 2014. -№ 6 (25). - С 156-157.

7 Сулейманов А.А. Трансформация системы международного научного сотрудничества в Арктике на рубеже 80-90-х годов XX века // Северо-Восточный гуманитарных вестник. 2014. - № 1 (8). - С. 24-30.

8 Минакир П.А., Леонов С.Н. Методологические проблемы прогнозирования развития Арктики Дальнего Востока России // Вестник МГТУ. - М., 2014. - Т. 17, № 3. - С. 543.

ных в советское время производств, сокращалось число привлекательных рабочих мест, что делало естественным отток населения, долгие годы не функционировал Северный морской путь, и почти прекратил существование ледокольный флот, резко сократилось авиасообщение. Арктическая зона страны становилась все менее связанной с остальными территориями России.

Несмотря на внутренние проблемы, с начала 1990-х годов РФ усиливает свое позиционирование в системе международных отношений со странами Арктического региона. В качестве члена организации Россия входит в Совет государств Балтийского моря (1992 г.), Северный форум (ноябрь, 1991 г.), Совет Баренцева/Евроарктического региона (1993 г.), комитет парламентариев Арктического региона (1993 г.), Арктический совет (1996 г.) и позднее - проект Европейского Союза «Северное измерение» (1999 г.) и др.

Четвертый этап международного сотрудничества: с 2001 г. по настоящее время.

В данный период Россия выступила инициатором проведения четвертого Международного полярного года, который прошел с марта 2007 г. по март 2009 гг. «Стратегическое руководство исследованиями и мероприятиями Полярного года осуществлял Национальный Оргкомитет по участию РФ в подготовке и проведении мероприятий в рамках Международного полярного года с двумя сопредседателями А.И. Бедрицким - Руководителем Росгидромета и А.Н. Чилингаровым - представителем Президента РФ по международному сотрудничеству в Арктике и Антарктике»1.

Уже в январе 2006 года в Северном Ледовитом океане была начата реализация комплексного европейского проекта DAMOCLES (Developing Arctic Modeling and Observing Capabilities for Long-term Environmental Studies) -«Развитие возможностей моделирования и средств наблюдения для долговременного изучения окружающей среды Арктики». Проект выполнялся в рамках 6-й рамочной программы Европейской комиссии «Глобальные изменения и экосистемы». Продолжительность проекта 4 года (2005-2009), а его финансирование проводилось по линии ЕС с объемом около 17 млн. евро. DAMOCLES - был основным вкладом ЕС в Международный полярный год (2007-2008). В рамках проекта свои исследовательские усилия и национальные ресурсы объединили более чем 100 экспертов в области изучения Северного Ледовитого океана из 45 организаций 11 стран ЕС и России.

В данный период Правительством России были приняты стратегические документы, определяющие освоение Арктики до 2025 года: Основы государственной политики РФ в Арктике на период до 2020 г. и дальнейшую перспективу (2008 г.2), Стратегия развития Арктической зоны РФ и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 г. (2013 г.3), Программа «Социально-экономическое развитие Арктической зоны РФ на период до 2025 г.» (2014 г., 2017 г.4).

Современная система международного сотрудничества в Арктике представлена на рис. 1.

По виду международного сотрудничества в Арктике можно выделить:

1) узкое (двухстороннее) сотрудничество. Например, «в 2010 г. был заключен Договор между Российской Федерацией и Королевством Норвегия о разграничении морских пространств и сотрудничестве в Баренцевом море и Северном Ледовитом океане. Данный международный договор урегулировал правовые аспекты взаимодействия России и Норвегии в сфере добычи морских живых ресурсов (в исключительной экономической зоне), а также в сфере разработки трансграничных месторождений углеводородов (на континентальном шельфе)»5. Также узкое сотрудничество может рассматриваться в виде реализации какого-либо проекта между двумя странами (например, «маршрут железнодорожного строительства Колари-Шиботн на 2017-2020 гг., финансируемый Финляндией и Норвегией с пропускной способностью 7-13 млн. тонн, с общим объемом инвестиций 2,8-3,2 млрд. долл.»6);

2) широкое (многостороннее) сотрудничество. В качестве примера можно привести «Опорную сеть наблюдений в Арктике», SAON.

3) сверхширокое, которое развивается «одновременно на нескольких уровнях». Например, Арктический совет -сотрудничество развивается: между восьмью членами Арктического совета; постоянными участниками Арктического совета; наблюдателями Арктического совета, представленными государствами, межправительственными и межпарламентскими организациями глобального и регионального масштабов, неправительственными организациями.

По сфере сотрудничества выделяют: универсальные (например, Университет Тремсе в Норвегии, имеющий сотрудничество со многими вузами других стран, например, Сибирским федеральным университетом в России) и региональные, членами которых могут быть государства одного региона (например, Совет Баренцева/Евроарктического региона, Северный совет и др.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1 Леонов Ю.Г. Международный полярный год 2007-2008 // Вестник ОНЗ РАН. 2009. - Т. 1. - http://onznews.wdcb.ru/

риЫюайош/у01/2009К7000005^

2

Основы государственной политики РФ в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу (утв. Президентом РФ 18.09.2008 N Пр-1969). Документ опубликован не был. - http://www.consultant.ru

3 Стратегия развития Арктической зоны РФ и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года (утв. Президентом РФ). Документ опубликован не был. Текст документа приведен в соответствии с публикацией на сайте http://www. government.ru по состоянию на 20.02.2013. - http://www.consultant.ru

4 Об утверждении государственной программы РФ «Социально-экономическое развитие Арктической зоны РФ на период до 2020 года» / Постановление Правительства РФ от 21.04.2014 №366 (ред. от 17.12.2014). Продлена до 2025 г. Постановлением Правительства РФ от 31.08.2017 г. № 1064. - http://www.consultant.ru

5 Авхадеев В.Р. Международно-правовое регулирование сотрудничества Российской Федерации с сопредельными государствами в Арктике на основе двухсторонних договоров // Журнал российского права. 2016. - № 9 (237). - С. 144. - https://elibrary. ru/download/elibrary_26558383_76824014.pdf

6 Пилясов А.Н. Потенциал российской Арктики для международного сотрудничества: доклад № 17/2015 / А.Н. Пилясов, А.В. Котов. Российский совет по международным делам (РСМД). - М.: Спецкнига, 2015. - С. 83.

Рисунок 1.

Классификация направлений международного сотрудничества в Арктике1

По цели сотрудничества классифицируют: общие и специальные. Как пример специального договора можно привести Договор Шпицбергена 1920 г., который регулирует политический и экономический статус Шпицбергена. К настоящему времени участниками договора являются 50 государств.

По составу сотрудничества: открытые (без ограничения приема новых членов) и закрытые (прием с согласия первоначальных учредителей, как например, в Арктическом совете).

По полномочиям сотрудничества выделяют: арктические государства (страны «Арктической восьмерки»); межправительственные организации (Северный совет и Совет министров северных стран и др.), международные неправительственные организации (Арктический совет атабасков, международная ассоциация алеутов и др.).

Таким образом, в развитии международного сотрудничества выделены четыре основных этапа: первый (16481916 гг.); второй (1917-1990 гг.); третий (1990-2000 гг.), четвертый (с 2001 года по настоящее время). Исследование эволюции международного сотрудничества позволило представить авторскую классификацию современных направлений международного сотрудничества в Арктике. На основании проведенного исследования можно сформулировать вывод о том, что международное сотрудничество превратилось из вспомогательного инструмента решения отдельных проблем между государствами в самостоятельный сегмент международной жизни с вовлечением широкого круга участников, помимо суверенных государств.

1 Составлено авторами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.