Научная статья на тему 'ЭТАПЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЛАНДШАФТОВЕДЕНИЯ В БУХАРСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ УНИВЕРСИТЕТЕ'

ЭТАПЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЛАНДШАФТОВЕДЕНИЯ В БУХАРСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ УНИВЕРСИТЕТЕ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
45
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БУХАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ / БУХАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ / ЭТАП / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ГЕОГРАФИЯ / ЛАНДШАФТОВЕДЕНИЕ / ЛАНДШАФТНОЕ УЧЕНИЕ / ПУСТЫННАЯ ЗОНА / ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ / ТЕОРИЯ ОЗЕР / СТЕПЬ / АТМОСФЕРНЫЕОСАДКИ / МЕСТНАЯ ВОДА / ДИАЛЕКТИКА / РЕКА ЗЕРАФШАН / BUKHARA STATE PEDAGOGICAL INSTITUTION / BUKHARA STATE UNIVERSITY / STEP / HIGHER EDUCATION / GEOGRAPHY / SCIENCE OF LANDSCAPE / CONCEPTION OF LANDSCAPE / ZONE OF DESERT / NATURAL RESOURCE / THEORY OF BASIN / PASTURE / PRECIPITATION / LOCAL WATER / DIALECT / THE RIVER OF ZARAFSHAN

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Эргашева М. К.

В этой статье раскрыты вопросы научных идеи ландшафтоведения, развитие научно исследовательской работы в этом направлении проведенные в Бухарском государственном университете как один из приоритетных направлений географии. Основы преподавания географии в Бухарском государственном педагогическом институте, как базовое основание образования Бухарского государственного университета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DEVELOPING STEP AND FUTURE OF THE SCIENCE OF LANDSCAPE

In this article, primarily teaching of geographic knowledge in Bukhara state pedagogical institution afterwards establishing of Bukhara state university in base of that institution as well as teaching of science of landscape that is crucial branch of geography in this university and developing of scientific researches in this sphere, created scientific ideas are described.

Текст научной работы на тему «ЭТАПЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЛАНДШАФТОВЕДЕНИЯ В БУХАРСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ УНИВЕРСИТЕТЕ»

УДК 551. 4 ( 545.16)

Эргашева М.К. докторант кафедра «Экологии и географии» Бухарский государственный университет

Республика Узбекистан ЭТАПЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЛАНДШАФТОВЕДЕНИЯ В БУХАРСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ УНИВЕРСИТЕТЕ

Аннотация: В этой статье раскрыты вопросы научных идеи ландшафтоведения, развитие научно исследовательской работы в этом направлении проведенные в Бухарском государственном университете как один из приоритетных направлений географии. Основы преподавания географии в Бухарском государственном педагогическом институте, как базовое основание образования Бухарского государственного университета.

Опорные слова: А.Г.Бабаев, П.Гуломов, М. Умаров, Ю. Султонов, А. Саидов, С. Нишонов, А. Абдулкосимов, Л. Алибеков, Т. Аллаберганов, Т. Жумабоев, А. Рафиков, М. Кузибоев, Ш. Эргешов, А.Рафицов, Ш.С.Зокиров, И.Х^асанов, А.Соатовлар Л.Тураева, Х^.Ахмедова, Ю.Саломов, И.Назаров, У.Нуров, Р.Холмонов, И.Аллаёров, А.Абдулцосимов, Б.Рамазонов, Х.Тошов, Москва, Санкт-Петербург, Киев, Воронеж, Львов, Казань, АН Республики Узбекистан, Национальный университет Республики Узбекистан, Санкт-Петербургский государственный университет, Институт пустыни Республики Туркменистан, Бухарский государственный педагогический институт, Бухарский государственный университет, этап, высшее образование, география, ландшафтоведение, ландшафтное учение, пустынная зона, природные ресурсы, теория озер, степь, атмосферныеосадки, местная вода, диалектика, река Зерафшан.

Ergasheva M.K.

The Republic of Uzbekistan. Supportive candidate of Chair of Ecology

and Geography of Bukhara State University THE DEVELOPING STEP AND FUTURE OF THE SCIENCE OF

LANDSCAPE

Annotation: In this article, primarily teaching of geographic knowledge in Bukhara state pedagogical institution afterwards establishing of Bukhara state university in base of that institution as well as teaching of science of landscape that is crucial branch of geography in this university and developing of scientific researches in this sphere, created scientific ideas are described.

Supportive words: A.G. Babayev, P. Gulomov, M. Umarov, Y. Sultanov, A. Saidov, S. Nishonov, A. Abulkhosimov, L. Alibekov, T. Allaberganov, T. Jumaboyev, A. Rafiqov, M. Kuziboyev, Sh. Ergashev, A. Rafiqov, Sh.S. Zokirov, I. Hasanov, A. Soatov, L. Turayeva, X. Ahmedov, Y. Salomov, I. Nazarov, U. Nurov,

R. Xolmonov, I. Allayorov, A. Abulkhosimov, B. Ramazonov, X. Toshov, Moscow, Sankt-Peterburg, Kiev, Voronej, Lvov, Kazan, ScA of Uzbekistan, National university of Uzbekistan, The university Sankt-Peterburg, The desert institution of science academy of Turkmenistan, Bukhara state pedagogical institution, Bukhara state university, step, higher education, geography, science of landscape, conception of landscape, zone of desert, natural resource, theory of basin, pasture, precipitation, local water, dialect, the river of Zarafshan.

Введение. Интересы к ландшафтоведению среди географов Узбекистана возник в 60-70 годах XX столетия. Именно в это время ряд молодых узбекских ученых направились обучаться в аспирантуре в такие города как, Москва, Санкт- Петербург, Киев, Воронеж, Львов, Казань, где успешно закончили образование, и защитили диссертацию. Среди них были такие молодые ученые как, П. Гуломов, М. Умаров, Ю. Султонов, А. Саидов, С. Нишонов, А. Абдулкосимов, Л. Алибеков, Т. Аллаберганов, Т. Жумабоев, А. Рафиков, М. Кузибоев, Ш. Эргешов.

На сегодняшний день в Бухарском государственном университете делается много работ в изучении ландшафтоведения как одного из направлений географии. Научные сотрудники кафедры как, И.К.Назаров и У.Нуров тесно сотрудничали с Институтом Пустыни АН Республики Туркменистан. Научные идеи выднутые научными сотрудниками кафедры внесли огромный вклад в развитие ландшафтоведения в Узбекистане. На сегодняшний день ландшафтоведение как один из важных направлений географии можно разделить на несколько этапов.

Основная часть. С начала 30 годов ХХ столетия Бухарский государственный педагогический институт (1992 года Бухарский государственный университет) считается как один из крупных научных центров страны. Именно с тех времен, на ровне, с другими науками изучение географии было важным этапом подготовки специалистов и педагогических кадров. Однако в институте обучение высших географических знаний и ландшафтоведение началось гораздо в поздний период. Развитие этой науки и её отраслей охватывает несколько лет.

Первый этап. 1930-1960 годах началось преподавание высших географических знаний и географическую науку в институте. В частности открывшиеся направления природоведение и географии в 1935 году усилило внимание к географическим наукам, образовательные направления и отделения были двух годичными. Из-за нехватки местных кадров привлекались специалисты с опорных и центральных вузов страны.

В 1940-1950т годах интерес к географическим наукам немного спал в институте. Этому предшествовало, исторические события начала 40 годов. В этотпериод характеризовался тем, что преподавания географии и азов географических наук стало на первый план, так как вырастить местных специалистов и ученых было необходимостью продиктованное временем.

Второй этап. 1960-1990 годах изучение географических наук и качество значительно выросло. Расширился объем научных исследований, открылась кафедра «география» и увеличилось количество научных сотрудников, тем самым повысился научный потенциал кафедры. Это в свою очередь привело к следующим результатам:

Во первых, при факультете природоведения 1964 году открылось заочное отделение географии, 1965 году открылось дневное отделение географии и биологии. Особенно при филологическом факультете открытие историка - географического отделения, на базе которого открылись факультеты истории и географии, что послужило основным этапом развития географической науки в институте и стране. Все предметы касающихся географических наук и направления географии преподавались на кафедре «Основы сельского хозяйства».

Во вторых, Молодые учёные, закончившие Ташкентский, Самаркандский, Бухарские институты и университеты, молодые ученые как, Л. Тураев, Х. Ахмедов, Ю. Саломов, И. Назаров, У.Нуров, Р.Холмоноыв, И. Аллаёров,, А.П. Абдулкосимов, Б. Рамазонов, Х.Тошовы внесли огромный вклад в развитие кафедры, и развитие географической науки как, в частности так. и её разделов. Научный потенциал, не мог отразиться на развитие как географических наук, так и естественных наук в целом.

В третьих, АН Республики Узбекистан и её совет по устройству обеспечению производительных сил в результате научного сотрудничество с Санкт- Петербургским университетом и Институтом «Пустыни» АН Республики Туркменистан 1974-1975 годах защитили кандидатскую диссертацию Ю.Саломов, И.К.Назаров и 1990 году защитил кандидатскую диссертацию У.Нуров. Такой научный потенциал послужил отправной точкой для развития географических наук в институте, в частности и университете. Молодыми учеными были защищены диссертации на тему «Пески Бухарского и Каракульского района и их освоение» (И.Назаров), «Экономическая оценка земель Бухарской области» (Ю.Саломов), «Динамика ландшафтов и природные ресурсы дельты реке Зарафшан» (У.Нуров) [5].

В четвертых, открытие кафедры «Географии» в 1979 году в институте, раскрыло новые возможности исследования в области географии и географических наук.

Третий этап. Этот этап заключает в себе период с 1990 года по сей день. На этом этапе рассматривается образование Бухарского государственного университета (1992 год), это позволило повышению качества работ, направленные на изучение географических наук в целом. В частности изучение географии и её отраслей, ландшафтоведение и природоведение заняли значимое место в учебном плане и организации учебного процесса, открыты по этим направления отделения магистратуры

(5А440503- География, геофизика ландшафтов и геохимия), что позволило повысить качества обучения и подготовку кадров, научный потенциал кафедры и специалистов этой отрасли.

Этот период стал переломным этапом изучения науки о географии и ландшафтоведения. В частности разработан долгосрочный стратегический план кафедры по изучению «Эффективного использования ландшафта пустыни и использования природных ресурсов пустыни». 2005-2009 годах закончили 10 магистрантов отделения магистратуры направления природной географии (5А440503 - Природная география, геофизика ландшафтов и геохимии). На сегодняшний день ведутся научные исследования соискателями М.Эргашевой, И.Мирзаевой, А.Нематовым и Д.Каландаровой в области ландшафтоведение.

В целях усовершенствования и изучения ландшафтоведения 1996-2006 годах для высших учебных заведений республики методическим центром опорного ВУЗа Национального университета Узбекистанаи ведущими специалистами отрасли как, А.Рафиков, доценты Ш.С.Зокиров, И.Хасанов и А.Соатовы провели специальные курсы для студентов направления географии Бухарского государственного университета. А так же они ведущие специалисты руководили диссертациями магистрантов и выпускными квалификационными работами. 2009-2011 годах, преподавателями кафедры и специалистами был выполнен государственный грант на тему «Местные водные ресурсы в ландшафтах пустыни»(на примере Бухарской области).

На кафедре «Географии» Бухарского государственного университета проведены республиканские научные конференции на тему «Теоретические и практические проблемы географии» (2006 год), «Географические основы эффективного использования ресурсов ландшафта пустынной зоны» (2010 год). На конференциях решались и обсуждались проблемы эффективного использования биоресурсов пустынных зон, которые занимают 70 процентов территории республики, их географические основыи ландшафтные возможности.

На конференциях были даны следующие научно-практические рекомендации по развитию ландшафтоведения:

- изучены ландшафты пустынной зоны и их возможности, предложены пути охраны ландшафтов и природных ресурсов пустынных зон:

- анализ и синтез ландшафтов пустынных зон по общегеографическим принципам:

- через изучение ландшафтов пустынных зон обсуждены и даны рекомендации по повышению социальной значимости предмета географии как теоретической так и практической точки зрения:

- обоснованы научное и социальноезначение ландшафтного образования в географической науке как основудиалектного изучения

ландшафтоведения.

1992-2010 годах на кафедре география и ландшафтоведение были проведены научные изыскания, по результатам которых были защищены диссертационные работы. Изданы более десяти учебных пособий и монографий, методические разработки и научные статьи. В частности под руководством И.К.Назарова Х.Р.Тошов защитил кандидатскую диссертацию на тему «Ландшафты пустынных зон и рациональное использование агро возможности пустыни» (на примере Бухарской области). А так же написаны и изданы такие произведения как, Лавндшафтоведение, Абиогенные потоки в аридных геосистемах: оптимизация природопользования. (На материалах нижней части р. Зарафшан), Природные условия и ландшафтное районирование Каракульской дельты р. Зарафшана и ее сельскохозяйственное освоение, История географии, Основные проблемы предмета географии [1;2;6].

Результаты.

1. Преподавание географии в Бухарском государственном университете начато в 30-х годах двадцатого столетия.

2. 1965-1970 годы считаются периодом повышенного интереса к предмету географии.

3. 1970-1980 годы считаются периодом качественного роста научного потенциала.

4. 70 годах двадцатого столетия начаты научные исследования в области ландшафтоведения.

5. Начиная с 1992 года в Бухарском государственном университете интенсивно развивалось направление ресурсоведение ландшафтов и ландшафтоведение.

Выводы. Многолетние научные исследования ученыхи ведущих специалистов Бухарского государственного университета в области географии и ландшафтоведение можно разделить на три этапа, каждый из которых работал в своем направлении и отрасли. Для исследования были использованы пустынные зоны, компоненты ландшафтов, ресурсы пустыни как основной компонент исследования. Предметом исследования в целом считается взаимосвязь, как единое целое в общегеографическом подходе. Научная деятельность И.К.Назарова связано с географией и ландшафтоведением, к теоритическим и практическим вопросам ландшафтоведения. Если научные работы Ю.Рахматова и У.Нурова связаны морфологией ландшафтоведения, то в исследованиях Х.Р.Тошова преобладает направление характеристики ландшафтов и ландшафтных ресурсов.

В заключении необходимо подчеркнуть наука и научная школа образуется и формируется на примере преемственности, и именно на таких условиях наука и может развиваться. Научные идеи выдающихся ученых как А.Гумбольда и Л.С.Берга, А.Г.Бабаева послужитли основой для

создания школы географического ландшафтоведения в Бухаре. Это в свою очередь послужило изучению и оценки изменений пустынных зон в республики, в частности в Бухарском регионе, изучению геоэкологических проблем и методология решения проблем в пустынной зоне.

Использованные источники:

1. Зокиров Ш.С. Тошов Х.Р. Ландшафтшунослик. Укув кулланма. Тошкент. "Турон замин зиё" нашриёти. 2016. 200 б.

2. Назаров И.К. Абиогенные потоки в аридных геосистемах: оптимизация природопользования. (На материалах нижней части р. Зарафшан). Ташкент, «Фан», 1992.-101 с.

3.Назаров И.К. Бассейновая концепция: сушность и пути решения региональных геоэкологических проблем (на материалах бассейна р.Зарафшан) // Истиклол ва география. Узбекистон Республикаси География жамияти IV съезди материаллари 1-кисм. Тошкент, 1995, 27-32 бетлар.

4. Назаров И.К. Дарё хдвзаси: геоэкологик конуният ва окибат. Узбекистонда география, экология ва туризм муаммолари. Самарканд, 1996. 76-78 бетлар.

5. Нуров У. Динамика и природние ресурси дельти р. Зарафшан. Автореф. на соиск. уч. степени канд. геогр. наук. Ашхабад, 1990.-25 с.

6. Рахматов Ю.Б. Природные условия и ландшафтное районирование Каракульской дельты р. Зарафшана и ее сельскохозяйственное освоение. Ташкент, «Фан». 1984.-102 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.