Научная статья на тему 'Этапы формирования системного мышления у студентов'

Этапы формирования системного мышления у студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
708
111
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Числова Евгения Анатольевна

Рассмотрены диагностический, мотивационно-целевой, организационно-процессуальный и завершающий этапы формирования системного мышления студентов, их цели и задачи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Этапы формирования системного мышления у студентов»

Е.А. ЧИСЛОВА (Волжский)

ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМНОГО МЫШЛЕНИЯ У СТУДЕНТОВ

Рассмотрены диагностический, мотивационноцелевой, организационно-процессуальный и завершающий этапы формирования системного

мышления студентов, их цели и задачи.

Особенностью современного состояния научного познания является то, что, наряду с накоплением значительного объема новых конкретных знаний, происходит важное изменение принципов и методов научно-познавательной деятельности. Развития науки сейчас характеризуется переходом к системным исследованиям. Системное мышление стремительно проникает во все области социальной практики. «Несогласование целей образования с новыми изменениями в жизни людей, с ведущими тенденциями развития общества -главная причина кризиса современного образования. Его преодоление требует создания типа обучения, направленного на формирование нового механизма усвоения динамично развивающейся культуры» [5; 6]. Так, довольно актуальной становится проблема формирования системного мышления студентов в процессе учебной деятельности.

В современных педагогических исследованиях разрабатываются следующие направления формирования системного мышления:

1) с помощью трансдисциплинарных и междисциплинарных учебных курсов [2];

2) вместе с творческим воображением для стимулирования познавательной деятельности студентов [1];

3) для минимизации ошибок специалистов при принятии ими решений [4];

4) как части общего интеллектуального развития специалиста [5; 3].

Мы видим, что педагоги не могут оставаться в стороне от современного развития науки в русле системных исследований и предлагают свои средства формирования системного мышления учеников и студентов. Но эти разработки довольно разрозненны, нет научно обоснованной методики целенаправленного формирования системного мышления учащихся.

Цель данной статьи - рассмотрение и обоснование основных этапов формирования системного мышления студентов.

Исходя из понимания системного мышления в научной литературе [1 - 5], под системным мышлением будем понимать междисциплинарное научное мышление, которое доминирует на данном этапе развития науки и заключается в способности видеть предмет изучения с разных позиций и решать связанные с его усвоением задачи на уровне ориентирования во всем комплексе связей и отношений на основе принципов системного подхода методом системного анализа.

В процессе формирования системного мышления студентов нами было выделено четыре этапа: диагностический, мотивационно -целевой, организационно -процессуальный и завершающий.

Диагностический этап - выявление имеющегося уровня сформированности системного мышления студентов контрольных и экспериментальных групп с помощью бесед, самостоятельных тестовых работ и заданий, которые предусматривают проведение небольшого исследования; составление программы формирования и усовершенствования системного мышления студентов.

Мотивационно-целевой этап характеризуется формированием положительной мотивации и потребностей студентов в системном анализе предмета обучения в процессе учебной деятельности.

Организационно-процессуальный этап заключается в формировании системного мышления у студентов: вооружение инструментарием системного анализа предмета изучения и применение его на практике в учебной деятельности. Формирование осуществлялось в процессе изучения курса «Основы психологии и педагогики» модуля «Основы психологии» путем построения учебной программы в логике системного анализа предмета изучения, введения в содержание обучения методологических знаний о системном подходе и системном анализе, знаний о деятельности, которая порождает формируемый стиль мышления, психологических задач и заданий по конструированию системного рассказа. Процесс формирования осуществлялся целенаправленно, планомерно, систематически.

© Числова Е.А., 2008

Завершающий этап является логическим итогом формирования системного мышления в процессе учебной деятельности, но оно должно происходить и в ходе самостоятельной учебно-познавательной деятельности, изучения других предметов и дальнейшей профессиональной деятельности. В нашем случае этот этап характеризуется умением и желанием студентов проводить системный анализ новых объектов исследования с целью системного осмысления окружающего мира.

Логика последовательности этапов формирования системного мышления у студентов обусловлена противоречиями между:

1) общим положительным отношением студента к обучению и недостаточным осознанием себя субъектом учебной деятельности, способным проводить системный анализ предмета изучения;

2) осознанием студентами необходимости осуществления системной ориентировки в предмете изучения и отсутствием умений системного анализа;

3) наличием у студентов новообразований в области системного мышления и отсутствием опыта для формирования устойчивой потребности в осуществлении системного анализа учебного предмета.

Первое противоречие разрешается на втором этапе. Итак, целью второго этапа -мотивационно-целевого - будет формирование представлений студентов о цели, необходимости и содержании системного мышления.

Основными задачами этапа являются следующие:

- расширять знания студентов о системном подходе, системном мышлении и деятельности, порождающей его;

- формировать мотивы (понимание необходимости и значимости процесса);

- стимулировать эмоциональное состояние студента для принятия данной учебной задачи;

- актуализировать потребность в системном понимании и освоении окружающего мира, самосовершенствовании, самореализации, в осознании себя как личности.

Для формирования положительной мотивации обучения была проведена вступительная лекция, в ходе которой указывалось, что в исследовании выделен свой объект анализа - психика как система; от-

мечалось, что процесс изучения будет проходить в форме теоретического системного анализа выделенного предмета, подробно излагались идея и структура экспериментальной модели обучения; выделялись основные категории метода системного анализа, общая схема познавательной деятельности и способ представления ее результатов как теоретическая форма описания предмета.

Следующим этапом в предложенной нами модели является организационно-процессуальный, который разрешает противоречие между осознанием студентом необходимости осуществления системной ориентировки в предмете изучения и отсутствием умений системного анализа.

Цель этапа - непосредственное формирование системного мышления студентов, т. е. обучение осознанным способам системно-ориентированной деятельности.

Основные задачи на данном этапе:

- актуализировать сформированные на втором этапе положительные мотивационные установки и создать условия для их закрепления и усиления;

- сформировать системное мышление студента в виде системного ориентирования в предмете обучения;

- актуализировать направленность на самосовершенствование, самореализацию путем осуществления самооценки, самодиагностики.

Для решения этих задач необходимо придерживаться следующих дидактических условий: организовать учебную деятельность, направленную на совместный (преподавателя и студента) системный анализ предмета изучения; обеспечить наличие системы психологических заданий в виде задач и заданий на конструирование системного рассказа, ориентированных на формирование необходимого мышления; поэтапно формировать системное мышление.

Завершающий этап разрешает противоречия между наличием у студентов новообразований в области системного мышления и отсутствием достаточного опыта для формирования устойчивой потребности в осуществлении системного анализа учебного предмета.

Цель этапа - закрепление новообразований, которые появились на предыдущем этапе в области системного мышления, и формирование устойчивой потребности в

осуществлении соответствующей деятельности.

Цель достигается с помощью решения следующих задач:

- актуализировать сформированные на третьем этапе знания и умения и системный стиль мышления;

- стимулировать потребность в осуществлении системного анализа новых объектов исследования с целью системного осмысления окружающего мира;

- актуализировать направленность на саморазвитие путем самооценки и самодиагностики;

- формировать способность проявлять себя субъектом, ответственным за свои действия и правильность выбора путей преобразования ситуации.

Процесс формирования системного мышления не прекращается с завершением четвертого этапа - он продолжается в последующие годы обучения, в ходе самостоятельной работы и дальнейшей профессиональной деятельности; умения обобщаются и совершенствуются.

Проблема формирования системного стиля мышления глубока и многогранна. В дальнейшем изучении нуждаются аспекты влияния уровня сформированности системного мышления на общую успеваемость студентов по другим предметам. Необходимым является и исследование преемственности в формировании системного мышления у студентов младших курсов в условиях продолжения их обучения на старших курсах.

Литература

1. Дубинин, А.П. Средства развития системного мышления и творческого воображения / А.П. Дубинин // Наука и образование: материалы Междунар. науч. конф. Белгород: Руснаучкнига, 2005. С. 35 - 37.

2. Дубнищева, Т.Я. Концепции современного естествознания: учеб. / Т.Я. Дубнищева; под ред. М.Ф. Жукова. 2-е изд. М.: ИВЦ «Маркетинг»; Новосибирск: ЮКЭА, 2000.

3. Педагогика и психология высшей школы: учеб. пособие / отв. ред. М.В. Буланова-Топоркова. Ростов н/Д.: Феникс, 2002.

4. Торокин, А. Высшее образование: системный подход / А. Торокин // Высш. образование в России. 1999. № 4. С. 42 - 48.

5. Формирование системного мышления в обучении / под ред. З.А. Решетовой. М.: Юнити-Дана, 2002.

И.Э. РАХИМБАЕВА ( Саратов)

МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ НА ФАКУЛЬТЕТЕ ИСКУССТВ

Представлена научно обоснованная модель управления качеством образования на факультете искусств. Она имеет преднамеренно ограниченный выбор характеристик управления качеством образования, обусловленный целью исследования и парадигмой современной педагогической науки.

Реформирование образования в России связано с новой социально-экономической ситуацией, когда, несмотря на политическую нестабильность и экономические трудности, происходят смена идеологических ориентиров в государстве, переход к демократическому обществу и рыночной экономике, что предъявляет новые требования к образованию. Приоритет качества образования как важной составляющей образовательной политики выступает на первый план. Качество образования определяет место вуза во всероссийском рейтинге, его конкурентоспособность, возможность привлекать интеллектуальные и материальные ресурсы.

Анализ отечественных исследований (Н.М. Амосов, С.И. Архангельский, К.Е. Морозов, Н.Б. Крылова, Н.Ф. Талызина и др.) показывает, что в настоящее время в вузах России используются разные модели внутривузовских систем обеспечения качества подготовки специалистов. Наибольшее распространение получили три концепции:

• оценочный метод управления качеством деятельности вуза (SWOT-анализ);

• концепция, основанная на принципах всеобщего управления качеством (Total Quality Management);

• концепция, соответствующая требованиям международных стандартов качества (серия стандартов ISO 9000:2000).

Анализ исследований последних лет в области управления качеством образования (В.П. Панасюк, О.Л. Назарова, О.А. Сафонова, Н.П.Пучков и др.) позволил выделить важные, с точки зрения нашего исследования, позиции и представить научно обоснованную модель управления качеством образования на факультете искусств.

© Рахимбаева И.Э., 2008

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.