Е.А. ЧИСЛОВА (Волжский)
ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМНОГО МЫШЛЕНИЯ У СТУДЕНТОВ
Рассмотрены диагностический, мотивационноцелевой, организационно-процессуальный и завершающий этапы формирования системного
мышления студентов, их цели и задачи.
Особенностью современного состояния научного познания является то, что, наряду с накоплением значительного объема новых конкретных знаний, происходит важное изменение принципов и методов научно-познавательной деятельности. Развития науки сейчас характеризуется переходом к системным исследованиям. Системное мышление стремительно проникает во все области социальной практики. «Несогласование целей образования с новыми изменениями в жизни людей, с ведущими тенденциями развития общества -главная причина кризиса современного образования. Его преодоление требует создания типа обучения, направленного на формирование нового механизма усвоения динамично развивающейся культуры» [5; 6]. Так, довольно актуальной становится проблема формирования системного мышления студентов в процессе учебной деятельности.
В современных педагогических исследованиях разрабатываются следующие направления формирования системного мышления:
1) с помощью трансдисциплинарных и междисциплинарных учебных курсов [2];
2) вместе с творческим воображением для стимулирования познавательной деятельности студентов [1];
3) для минимизации ошибок специалистов при принятии ими решений [4];
4) как части общего интеллектуального развития специалиста [5; 3].
Мы видим, что педагоги не могут оставаться в стороне от современного развития науки в русле системных исследований и предлагают свои средства формирования системного мышления учеников и студентов. Но эти разработки довольно разрозненны, нет научно обоснованной методики целенаправленного формирования системного мышления учащихся.
Цель данной статьи - рассмотрение и обоснование основных этапов формирования системного мышления студентов.
Исходя из понимания системного мышления в научной литературе [1 - 5], под системным мышлением будем понимать междисциплинарное научное мышление, которое доминирует на данном этапе развития науки и заключается в способности видеть предмет изучения с разных позиций и решать связанные с его усвоением задачи на уровне ориентирования во всем комплексе связей и отношений на основе принципов системного подхода методом системного анализа.
В процессе формирования системного мышления студентов нами было выделено четыре этапа: диагностический, мотивационно -целевой, организационно -процессуальный и завершающий.
Диагностический этап - выявление имеющегося уровня сформированности системного мышления студентов контрольных и экспериментальных групп с помощью бесед, самостоятельных тестовых работ и заданий, которые предусматривают проведение небольшого исследования; составление программы формирования и усовершенствования системного мышления студентов.
Мотивационно-целевой этап характеризуется формированием положительной мотивации и потребностей студентов в системном анализе предмета обучения в процессе учебной деятельности.
Организационно-процессуальный этап заключается в формировании системного мышления у студентов: вооружение инструментарием системного анализа предмета изучения и применение его на практике в учебной деятельности. Формирование осуществлялось в процессе изучения курса «Основы психологии и педагогики» модуля «Основы психологии» путем построения учебной программы в логике системного анализа предмета изучения, введения в содержание обучения методологических знаний о системном подходе и системном анализе, знаний о деятельности, которая порождает формируемый стиль мышления, психологических задач и заданий по конструированию системного рассказа. Процесс формирования осуществлялся целенаправленно, планомерно, систематически.
© Числова Е.А., 2008
Завершающий этап является логическим итогом формирования системного мышления в процессе учебной деятельности, но оно должно происходить и в ходе самостоятельной учебно-познавательной деятельности, изучения других предметов и дальнейшей профессиональной деятельности. В нашем случае этот этап характеризуется умением и желанием студентов проводить системный анализ новых объектов исследования с целью системного осмысления окружающего мира.
Логика последовательности этапов формирования системного мышления у студентов обусловлена противоречиями между:
1) общим положительным отношением студента к обучению и недостаточным осознанием себя субъектом учебной деятельности, способным проводить системный анализ предмета изучения;
2) осознанием студентами необходимости осуществления системной ориентировки в предмете изучения и отсутствием умений системного анализа;
3) наличием у студентов новообразований в области системного мышления и отсутствием опыта для формирования устойчивой потребности в осуществлении системного анализа учебного предмета.
Первое противоречие разрешается на втором этапе. Итак, целью второго этапа -мотивационно-целевого - будет формирование представлений студентов о цели, необходимости и содержании системного мышления.
Основными задачами этапа являются следующие:
- расширять знания студентов о системном подходе, системном мышлении и деятельности, порождающей его;
- формировать мотивы (понимание необходимости и значимости процесса);
- стимулировать эмоциональное состояние студента для принятия данной учебной задачи;
- актуализировать потребность в системном понимании и освоении окружающего мира, самосовершенствовании, самореализации, в осознании себя как личности.
Для формирования положительной мотивации обучения была проведена вступительная лекция, в ходе которой указывалось, что в исследовании выделен свой объект анализа - психика как система; от-
мечалось, что процесс изучения будет проходить в форме теоретического системного анализа выделенного предмета, подробно излагались идея и структура экспериментальной модели обучения; выделялись основные категории метода системного анализа, общая схема познавательной деятельности и способ представления ее результатов как теоретическая форма описания предмета.
Следующим этапом в предложенной нами модели является организационно-процессуальный, который разрешает противоречие между осознанием студентом необходимости осуществления системной ориентировки в предмете изучения и отсутствием умений системного анализа.
Цель этапа - непосредственное формирование системного мышления студентов, т. е. обучение осознанным способам системно-ориентированной деятельности.
Основные задачи на данном этапе:
- актуализировать сформированные на втором этапе положительные мотивационные установки и создать условия для их закрепления и усиления;
- сформировать системное мышление студента в виде системного ориентирования в предмете обучения;
- актуализировать направленность на самосовершенствование, самореализацию путем осуществления самооценки, самодиагностики.
Для решения этих задач необходимо придерживаться следующих дидактических условий: организовать учебную деятельность, направленную на совместный (преподавателя и студента) системный анализ предмета изучения; обеспечить наличие системы психологических заданий в виде задач и заданий на конструирование системного рассказа, ориентированных на формирование необходимого мышления; поэтапно формировать системное мышление.
Завершающий этап разрешает противоречия между наличием у студентов новообразований в области системного мышления и отсутствием достаточного опыта для формирования устойчивой потребности в осуществлении системного анализа учебного предмета.
Цель этапа - закрепление новообразований, которые появились на предыдущем этапе в области системного мышления, и формирование устойчивой потребности в
осуществлении соответствующей деятельности.
Цель достигается с помощью решения следующих задач:
- актуализировать сформированные на третьем этапе знания и умения и системный стиль мышления;
- стимулировать потребность в осуществлении системного анализа новых объектов исследования с целью системного осмысления окружающего мира;
- актуализировать направленность на саморазвитие путем самооценки и самодиагностики;
- формировать способность проявлять себя субъектом, ответственным за свои действия и правильность выбора путей преобразования ситуации.
Процесс формирования системного мышления не прекращается с завершением четвертого этапа - он продолжается в последующие годы обучения, в ходе самостоятельной работы и дальнейшей профессиональной деятельности; умения обобщаются и совершенствуются.
Проблема формирования системного стиля мышления глубока и многогранна. В дальнейшем изучении нуждаются аспекты влияния уровня сформированности системного мышления на общую успеваемость студентов по другим предметам. Необходимым является и исследование преемственности в формировании системного мышления у студентов младших курсов в условиях продолжения их обучения на старших курсах.
Литература
1. Дубинин, А.П. Средства развития системного мышления и творческого воображения / А.П. Дубинин // Наука и образование: материалы Междунар. науч. конф. Белгород: Руснаучкнига, 2005. С. 35 - 37.
2. Дубнищева, Т.Я. Концепции современного естествознания: учеб. / Т.Я. Дубнищева; под ред. М.Ф. Жукова. 2-е изд. М.: ИВЦ «Маркетинг»; Новосибирск: ЮКЭА, 2000.
3. Педагогика и психология высшей школы: учеб. пособие / отв. ред. М.В. Буланова-Топоркова. Ростов н/Д.: Феникс, 2002.
4. Торокин, А. Высшее образование: системный подход / А. Торокин // Высш. образование в России. 1999. № 4. С. 42 - 48.
5. Формирование системного мышления в обучении / под ред. З.А. Решетовой. М.: Юнити-Дана, 2002.
И.Э. РАХИМБАЕВА ( Саратов)
МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ НА ФАКУЛЬТЕТЕ ИСКУССТВ
Представлена научно обоснованная модель управления качеством образования на факультете искусств. Она имеет преднамеренно ограниченный выбор характеристик управления качеством образования, обусловленный целью исследования и парадигмой современной педагогической науки.
Реформирование образования в России связано с новой социально-экономической ситуацией, когда, несмотря на политическую нестабильность и экономические трудности, происходят смена идеологических ориентиров в государстве, переход к демократическому обществу и рыночной экономике, что предъявляет новые требования к образованию. Приоритет качества образования как важной составляющей образовательной политики выступает на первый план. Качество образования определяет место вуза во всероссийском рейтинге, его конкурентоспособность, возможность привлекать интеллектуальные и материальные ресурсы.
Анализ отечественных исследований (Н.М. Амосов, С.И. Архангельский, К.Е. Морозов, Н.Б. Крылова, Н.Ф. Талызина и др.) показывает, что в настоящее время в вузах России используются разные модели внутривузовских систем обеспечения качества подготовки специалистов. Наибольшее распространение получили три концепции:
• оценочный метод управления качеством деятельности вуза (SWOT-анализ);
• концепция, основанная на принципах всеобщего управления качеством (Total Quality Management);
• концепция, соответствующая требованиям международных стандартов качества (серия стандартов ISO 9000:2000).
Анализ исследований последних лет в области управления качеством образования (В.П. Панасюк, О.Л. Назарова, О.А. Сафонова, Н.П.Пучков и др.) позволил выделить важные, с точки зрения нашего исследования, позиции и представить научно обоснованную модель управления качеством образования на факультете искусств.
© Рахимбаева И.Э., 2008