Научная статья на тему 'Этапы формирования публичного выступления и его композиционные части'

Этапы формирования публичного выступления и его композиционные части Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
4884
569
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПУБЛИЧНАЯ РЕЧЬ / ОРАТОР / АУДИТОРИЯ / ВЫСТУПЛЕНИЕ / КОМПОЗИЦИЯ / PUBLIC SPEECH / SPEAKER / AUDIENCE / PERFORMANCE / COMPOSITION

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Левчаева Надежда Васильевна

В статье дано определение публичной речи, рассмотрены основные этапы формирования публичного выступления, уделено внимание композиции публичной речи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STAGES OF FORMATION OF PUBLIC SPEECHES AND COMPOSITE PARTS

The article provides a definition of a public speech, the basic stages of the formation of public speaking, public speech paid attention to composition.

Текст научной работы на тему «Этапы формирования публичного выступления и его композиционные части»

УДК 808.51:37-057.875

ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПУБЛИЧНОГО ВЫСТУПЛЕНИЯ И ЕГО

КОМПОЗИЦИОННЫЕ ЧАСТИ

Левчаева Надежда Васильевна

Кандидат филол. наук, доцент кафедры гуманитарных дисциплин ЧУ ВО «Мордовский гуманитарный институт», г. Саранск

STAGES OF FORMATION OF PUBLIC SPEECHES AND COMPOSITE PARTS

Nadezhda Levchaeva

Candidate of Science, assistant professor of Departаmen of humanitarian disciplines, Mordovian humanitarian Institute, Saransk

АННОТАЦИЯ

В статье дано определение публичной речи, рассмотрены основные этапы формирования публичного выступления, уделено внимание композиции публичной речи.

ABSTRACT

The article provides a definition of a public speech, the basic stages of the formation of public speaking, public speech paid attention to composition.

Ключевые слова: публичная речь, оратор, аудитория, выступление, композиция.

Keywords: public speech, speaker, audience, performance, composition.

«Публичная речь - это особая форма речевой деятельности в условиях непосредственного контакта; речь, произносимая в определенной аудитории и адресованная определенному адресату; ораторская речь. Публичная речь произносится для того, чтобы проинформировать слушателей и оказать на них желаемое воздействие (убедить в чем-либо, внушить что-либо, призвать к чему-либо и т.д.)» [3, с. 9].

«Тщательная подготовка к выступлению - основа уверенности оратора, залог успеха его речи. По словам американского педагога, лектора, писателя, оратора, стоявшего у истоков создания теории общения, разработавшего собственную концепцию бесконфликтного общения, Д. Карнеги «многие совершают роковую ошибку, не удосуживаясь подготовить свою речь» [1, с.

190].

«В последнее время большинство научных работ в области психологии и социологии посвящено техникам публичного выступления» [4, с. 60]. В научных изданиях, рассматривающих вопросы формирования и произнесения публичных речей, выделяются следующие этапы подготовки к выступлению:

Выбор темы и определение цели выступления. «Публичная речь произносится в определенной аудитории, поэтому оратору при выборе темы предстоящего выступления необходимо, не только тщательно подготовится к предстоящему выступлению, но и учитывать интересы аудитории, а также четко представлять себе, в какой аудитории ему предстоит выступать, учитывать психологическое состояние и настроение своих слушателей и попытаться подобрать такую тему, чтобы она полностью соответствовала знаниям и личностным установкам оратора. Все это, в свою очередь, позволит ему добиться успеха в общении со слушателями» [3, с. 9].

Формулируя тему предстоящего выступления, оратор должен обратить внимание на такие качества речи как: точность, ясность, логичность, лаконичность, ибо умелая «игра» этими качествами позволит оратору не только раскрыть содержание выступления, но и привлечь внимание слушателей к теме выступления. «Добиваясь точности речи, необходимо не только правильно употреблять слова, но и следить за тем, чтобы их сочетание не противоречило смыслу высказывания» [2, с. 197- 200].

Кроме темы выступления необходимо продумать, а затем и четко сформулировать цель выступления, поскольку учеными установлено, что эффективность речи напрямую зависит от следующих факторов:

- степени реализации ее целевой установки;

- отношения достигнутого результата к поставленной цели. В публичном выступлении принято выделять цель общую и конкретную. Общая цель публичной речи заключается в информировании, убеждении, воодушевлении, призвании к действию и др. Конкретная цель позволяет определить, что именно

узнают присутствующие в ходе выступления, какие высказывания оратора могут способствовать формированию их внутреннего убеждения в чем - либо, что слушатели могут предпринять после услышанного и т.д.

Подбор материала, его изучение и анализ. Для того, чтобы выступление оратора по содержанию и по форме вызывало неподдельный интерес у слушателей, целесообразно при подготовке текста выступления включить в ткань повествования как можно больше фактического материала, примеров из реальной действительности, особое внимание уделить иллюстрациям по обозначенной теме. В связи с этим, весьма уместно в пределах текста выступления могут быть тесно переплетены самые различные источники предоставления информации, начиная от официальных документов, научной и научно-популярной литературы, завершая различными справочниками, статьями из газет и журналов, материалов из Интернета, собственных знаний и опыта и т.д.

Изучение и анализ фактического материала. Скомпоновав собранный фактический материал для предстоящего выступления, оратору необходимо детально его проанализировать, систематизировать и выделить важные моменты, на которых будет сосредоточено внимание присутствующих в процессе выступления. При анализе текста предстоящего выступления, у оратора могут появляться ассоциативные сравнения с кем-либо, чем-либо, сопоставления с процессами, происходящими в реальной действительности, а также рождаться новые мысли по теме выступления. В соответствии с этим оратору при подготовке к публичному выступлению необходимо более критично подходить к оцениванию собранного материала, обращая внимание на то, каким образом можно соотнести положения, указанные в тексте выступления, с реальными событиями современной действительности и как их преподносить публике во время выступления.

Перед началом выступления оратор, по мнению специалистов, должен определить личную позицию по отношению к рассматриваемому предмету

речи, очертить круг вопросов, волнующих его воображение по материалу сообщения и если необходимо подкорректировать их с учетом будущей аудитории. «Очень важно, чтобы материал сообщения был адаптирован к конкретной аудитории, для которой предназначена речь» [3, с. 9].

Составление плана выступления. В ходе подготовки целесообразно продумать план выступления, отражая в нем все пункты изложения материала, ибо известно, что только речи, продуманные и выстроенные правильно с логической и композиционной точки зрения, имеют теоретическую и практическую значимость, а также способны оказать сильное воздействие на слушателей. Более того, план публичного выступления позволяет оратору сосредоточить внимание на главной проблеме, обозначенной в тексте доклада, и следить за регламентом, отведенным для выступления.

Структурные части публичного выступления. Построение публичного выступления - это процесс индивидуальный, творческий, требующий от оратора напряженной работы и глубокого осмысления имеющегося материала. Однако следует отметить, что многовековая практика произнесения публичных речей выработала общие структурные части композиции устного выступления, знание и использование которых позволяет оратору добиться поставленных целей. Композиция в теории ораторского искусства представляет собой содержательно-структурную основу речи, заключающуюся в последовательном распределении содержательного материала в соответствии с логикой изложения, ситуацией общения и аудиторией, т.е. структурированное и выстроенное в оптимальной последовательности содержание речи для эффективного психологического воздействия на данную аудиторию. Для наименования этого процесса наряду со словом композиция употребляются близкие к нему по значению слова построение, структура. Композиция публичного выступления сформировалась еще в античные времена и до настоящего времени остается первозданной, состоящей из трех компонентов: вступления, главной части и заключения, каждая из которых имеет свой

контекстуальные особенности.

Вступление является важной составной частью ораторской речи. Задача вступительной части заключается в том, чтобы привлечь внимание слушателей, установить контакт с аудиторией, создать благоприятные условия для восприятия речи, подготовить слушателей к принятию основных положений и выводов оратора. Поэтому вступление по форме и содержанию должно быть кратким, сжатым и тесно связанным с речью, а также интонационно спокойным, ибо нейтральный тон в дальнейшем позволяет усилить экспрессивное звучание речи. Оратор во вступлении обосновывает актуальность темы, значение ее для данной аудитории, формулирует цель выступления, его концепцию, кратко излагает историю вопроса и др. Особое внимание в прологе отводится первым фразам, которые помогают оратору завоевать внимание слушателей и способствуют созданию благоприятных условий для успешной дальнейшей работы в аудитории. Не случайно еще римский поет Гораций утверждал, что «тот, кто хорошо начал, может считать свое дело выполненным наполовину».

Главную часть публичной речи исследователи считают самым сложным структурным компонентом, поскольку во вступлении сконцентрировано внимание слушателей на обозначенной теме и цели выступления, но его необходимо сохранить и удержать до конца выступления, а для этого необходимо, чтобы речь была правильно организована логически, чтобы мысли оратора двигались по восходящей линии - от старого к новому, от известных фактов и доводов к неизвестным, от слабых аргументов к более сильным. Поэтому оратор, работая над главной частью своего выступления, должен помнить об этих методах изложения материала и умело пользоваться ими на протяжении всего выступления для достижения поставленных целей и удовлетворения значимых интересов.

Заключение это одно из наиболее важных композиционный частей любого выступления. Заключение речи должно быть по возможности

лаконичным, убедительным и ярким, воспроизводящим основные положения материала, должно запомнится слушателям, оставить хорошее впечатление. Уместно заметить, что неудачное заключение может существенно снизить качество речи. Логическому завершению речи может служить обрамление - это прием, характеризующийся тем, что в заключении происходит дублирование (варьирование) основной мысли, выраженной во вступлении, суммирование наиболее важных положений, подведение итогов выступления, делаются выводы, ставятся перед слушателями конкретные задачи, вытекающие из содержания выступления. Оратор, продумывая заключительную часть, должен задуматься над последними словами, которые будут уместны в эпилоге повествования. Известный судебный оратор А.Ф. Кони считал, что «...конец должен быть таким, чтобы слушатели почувствовали (не только в тоне лектора, это обязательно), что дальше говорить нечего».

Список литературы:

1. Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык. Культура речи. Деловое общение. М.: Кнорус. 2014. С. 423.

2. Левчаева Н.В. Деловой стиль: особенности использования коммуникативных качеств речи в текстах документов // В сборнике: XI Державинские чтения в Республике Мордовия Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Средне-Волжский институт (филиал) ВГУЮ (РПА Минюста России); Редколлегия: Г.П. Кулешова, Н.Н. Азисова, Н.А. Подольный. 2015. С. 197- 200.

3. Левчаева Н.В. Публичное выступление как эффективное средство повышения качества обучения студентов // Мир науки и образования. 2015. №1. С. 9.

4. Берлева С.Ю., Цветикова Л.Н., Плотникова И.Е. Психолого-педагогические рекомендации для повышения мотивации обучающегося медицинского ВУЗа к устному ответу // Современная педагогика. 2015. № 9 (34). С. 59-63.

References:

1. Vvedenskaya L.A., Pavlova L.G., Kashaeva E.Y. Russkij jazyk. Kul'tura rechi. Delovoe obshhenie. [Russian language. A culture of speech. Business conversation]. M .: KnoRus. 2014. 423 p.

2. Levchaeva N.V. Delovoj stil': osobennosti ispol'zovanija kommunikativnyh kachestv rechi v tekstah dokumentov [Business style: especially the use of communicative qualities of speech into text documents] // In: XI Derzhavinsk reading in the Republic of Mordovia Materials of All-Russian scientific-practical conference. Mid-Volga Institute (branch) VGUYU (RPA Russian Ministry of Justice); Editorial board: G.P. Kuleshov, N.N. Azisova, N.A. Podolny. 2015. pp. 197- 200.

3. Levchaeva N.V. Publichnoe vystuplenie kak jeffektivnoe sredstvo povyshenija kachestva obuchenija studentov [Public Speaking as an effective means to improve the quality of student learning] // The world of science and education. 2015. №1. p. 9.

4. Berlev S.Y., Tsvetikova L.N., Plotnikov I.E. Psihologo-pedagogicheskie rekomendacii dlja povyshenija motivacii obuchajushhegosja medicinskogo VUZa k ustnomu otvetu [Psycho-pedagogical guidelines for enhancing student motivation medical school to the oral answer] // Modern pedagogy. 2015. № 9 (34). pp. 59-63.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.