Научная статья на тему 'ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ'

ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1042
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКА / ПРОСТРАНСТВЕННАЯ ОРИЕНТАЦИЯ / ОРИЕНТАЦИЯ "НА СЕБЕ" / ОРИЕНТАЦИЯ "ОТ СЕБЯ"

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Овчарова Е.С.

В чем заключается развитие ребенка дошкольного возраста? Многие родители бросают колоссальные силы на обучение чтению, счету и другим механическим навыкам. Куда важнее общее развитие мозги, умение критически мыслить, ориентироваться в пространстве, а значит и в жизни. Умение легко и быстро ориентироваться в пространстве автоматически обеспечивает умение решать логические задачи, вычленять важное и многое другое.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ»

На своих занятиях использую развлекательные и общеразвивающие игры, которые придумала сама. А для обучающей цели очень люблю использовать настольные игры такие как: «Доббль», «Скоростные цвета», «Найди пару», «Мудрая сова» (различные серии), «Миконки», «Азбука Муррзе», «Читай - хватай» , «Этажики», «Турбосчет», «Барабашка» и многие другие. Также использую следующие игровые технологии: Кубики Никитина, Сложи узоры Никитина, Блоки Дьенеша.

Наблюдая за результатами ребят, сравнивая скорость освоения новых навыков, сложно переоценить роль игры в обучающем процессе.

Поэтому многие педагоги, поняв уникальность игры и увидев в ней мощный потенциал для того, чтобы преодолеть кризисные явления в образовании, уже многие годы успешно используют ее в своей деятельности.

Список использованной литературы:

1. Гиппенрейтер Ю. Б. Развиваем эмоциональный интеллект,- М.: Изд-во АСТ. - 2016

2. Дмитриева В. Г. Методика раннего развития Марии Монтессори, - М.: ЭКСМО. - 2019

3. Корчак Я. Как любить ребенка, - М.: Изд-во АСТ. - 2014

© Овчарова Е. С., 2022

УДК 371

Овчарова Е.С.

Педагог первой КК, ПДО Г. Воронеж, РФ

ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

У ДОШКОЛЬНИКОВ

Аннотация

В чем заключается развитие ребенка дошкольного возраста? Многие родители бросают колоссальные силы на обучение чтению, счету и другим механическим навыкам. Куда важнее общее развитие мозги, умение критически мыслить, ориентироваться в пространстве, а значит и в жизни. Умение легко и быстро ориентироваться в пространстве автоматически обеспечивает умение решать логические задачи, вычленять важное и многое другое.

Ключевые слова.

Развитие дошкольника. Пространственная ориентация. Ориентация «на себе». Ориентация «от себя».

Дошкольный возраст - период интенсивного развития пространственных представлений. Пространственные представления, возникают в самом раннем возрасте, когда ребенок делает первые неуверенные движения за интересующим его предметом, но процесс освоения пространства и свободной ориентации в нем является достаточно сложным. В формировании пространственной ориентации участвуют различные анализаторы, например, кинестетический, осязательный, зрительный, слуховой.

Для ребят дошкольного возраста основным путем развития является эмпирический, когда ребенок должен самостоятельно попробовать, мозг обработает эту информацию и только тогда она усвоится. Никогда дети не поймут, что это горячее, пока самостоятельно не убедятся в этом. Поэтому с самого рождения необходимым условием развития является накопление чувственного опыта. В дошкольном возрасте обучение должно быть максимально экспериментальным, т. е. дети должны делать как можно больше опытов, наблюдений.

В своем учебном пособии А. А. Столяр писал: "Пространственная ориентировка осуществляется на основе непосредственного восприятия пространства и словесного обозначения пространственных категорий (местоположения, удаленности, пространственных отношений между предметами). В понятие

пространственная ориентация входит оценка расстояний, размеров, формы, взаимного положения предметов и их положения относительно тела ориентирующегося".

Изучив опыт многих педагогов - исследователей мы должны методически правильно, последовательно, поэтапно, с постепенным усложнением обучать детей задачам раздела ориентировка в пространстве.

I этап: Ориентировка "на себе".

Первым этапом освоения пространственной ориентировки является ориентировка на собственном теле. К этому периоду относится свободное определение расположения различных частей тела, умение ориентироваться в пространстве относительно «от себя».

Дети 4-5 лет должны знать названия всех частей тела, их расположение (слева-справа, вверху-внизу), должны показывать необходимую часть тела по словесной инструкции. Это умение является предпосылкой для следующего этапа овладения пространством - ориентация на другом человеке, на предметах. Ребенок как бы мысленно переносит ее на другие объекты и по аналогии выделяет на другом человеке, на предметах.

Например, рассматривается экскаватор: спереди ковш, кабина-посередине, внизу - колеса, передние и задние, слева и справа.

Умение определять слева - справа сначала на себе, а потом на других объектах. Эти знания и умения необходимы для распознавания пространственных отношений между предметами, о которых мы судим на основе их соотнесенности к сторонам - передним (лицевым), боковым, верхним и т. д.

II этап: Ориентировка "от себя".

В младшем дошкольном возрасте ребят учат различать основные группы направлений (вперед -назад, вверх - вниз, направо-налево). Для этого дети используют навыки первого этапа формирования пространственной ориентации. Это отрабатывается с помощью игровых упражнений, например, игра «Куда показывает Буратино?». Я на своих занятиях очень часто использую игровые упражнения, которые наряду с пространственной ориентацией развивают межполушарное взаимодействие. К таким играм относятся: «Утконос», «Розетка», «Барабанное», «Клоуны», «Попробуй, повтори».

Второй этап предполагает умение пользоваться системой, которую ребенок наработал на предыдущих этапах, т. е. когда началом отсчета является сам субъект, а ориентировка от объектов требует, чтобы началом отсчета был тот объект, по отношению к которому определяется пространственное расположение других предметов.

III этап. Формирование умений детей определять словом положение того или иного предмета по отношению к другому.

Ориентировки «на себе», «от себя», помогают ребенку понять значение следующих предлогов: в, под, на, за и других, а также правильно использовать их в своей речи.

Таким образом, несмотря на большое многообразие существующих в нашей речи характеристик пространственного окружения, все они основаны на освоении ориентировки "на себе" и "на внешних объектах".

IV этап. Формирование умений ориентироваться в трехмерном пространстве в движении.

Игры на формирование умений ориентироваться в движении.

Игра «Куда пойдёшь и что найдёшь». Рассаживаем детей перед полкой, на которой стоят игрушки. Один ребенок поворачивается спиной к полке, учитель прячет какую-либо игрушку. После чего педагог дает четкую инструкцию игроку (2 шага вперёд, 3 шага влево). Ребенок находит спрятанную игрушку.

Игра «Роботы». Дети стоят в кругу и в ряд, педагог дает четкие инструкции движений, дети должны одновременно выполнять. Например, все сделали шаг вперёд, шаг вправо, два шага влево, повернулись вправо, сделали шаг назад и т.д.

V этап. Формирование умений ориентироваться на плоскости (ориентировка на листе бумаги, т.е. в двухмерном пространстве).

Игры на формирование умений ориентироваться на плоскости (ориентировка на листе бумаги, т.е. в двумерном пространстве).

Игра «Соседи». Перед детьми изображены различные предметы на листе или на доске.

Вариант 1: педагог просит найти определенное изображение и определить:

- что изображено справа от него,

- что нарисовано под ним,

- что находится вверху справа от заданного предмета, и т.п.

К моменту поступления в школу дети должны:

свободно ориентироваться в направлении движения в пространственных отношениях между ними и предметами, а также между предметами. Большое значение имеет развитие умения ориентироваться на плоскости. Вся работа должна строиться на основе выделения парных противоположных понятий: «налево - направо», «вперед - назад».

Список использованной литературы:

1. Дмитриева В. Г. Методика раннего развития Марии Монтессори, - М.: ЭКСМО. - 2019

2. Столяр А. А. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников, - М.: Просвещение. - 2000

3. Страубе Е. Методика раннего развития Глена Домана от 0 до 4, - М.: ЭКСМО. - 2004

© Овчарова Е.С., 2022

УДК 37

Ризванова Д.Д.

магистрант НИУ «БелГУ» г. Белгород, РФ

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК ИНСТРУМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ

Аннотация

В статье рассматривается, как дистанционное обучение может повлиять на самостоятельность учащихся. В статье раскрываются особенности поведения учащихся средних классов, проявляющиеся в процессе обучения, причем акцент делается на их самостоятельности в процессе выполнения практических и домашних заданий. Представлены и подробно описаны способы создания благоприятных условий для повышения самостоятельности учащихся.

Ключевые слова

Дистанционное обучение, самостоятельность учащихся, процесс обучения, успеваемость, инициатива, любознательность, учитель, ученик.

Rizvanova D.D.

undergraduate of Belgorod State University Belgorod, Russian Federation

DISTANCE LEARNING AS A TOOL OF INCREASING THE INDEPENDENCE OF SECONDARY SCHOOL STUDENTS

Annotation

The article examines how distance learning can affect the independence of students. The features of the behavior of middle school students, manifested in the course of training, are revealed in this article, and the emphasis is on their independence in the process of completing practical and home assignments. The ways of creating favorable conditions for increasing the independence of students are presented and described in detail.

Key words

distance learning, students' independence, learning process, academic performance, initiative, curiosity, teacher, student.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.