STAGES OF FORMATION OF THE PRODUCTION STRATEGY
OF THE ENTERPRISE Babich O.V. (Russian Federation) Email: [email protected]
Babich Oksana Victorovna - Doctor of Science (Economics), Associate Professor, head of the department, ECONOMICS AND MANAGEMENT DEPARTMENT, BRYANSK STATE ACADEMICIAN I.G. PETROVSKI UNIVERSITY, BRYANSK
Abstract: modern production is a complex process of converting raw materials, materials, semifinished products, objects of labor into finished products that meet the needs of society. To manage the process of creating products and services necessary for consumers in the enterprise, it is necessary to form an industrial strategy. The article presents the substantive content of the production strategy for its main positions by the example of a woodworking industry enterprise. The stated methodology for the formation and analysis of the production strategy is of a universal nature and can be used in any industrial enterprise.
Keywords: industrial enterprise, production strategy, strategic management, production management.
ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ СТРАТЕГИИ
ПРЕДПРИЯТИЯ Бабич О.В. (Российская Федерация)
Бабич Оксана Викторовна - доктор экономических наук, доцент, заведующая кафедрой,
кафедра экономики и управления, Брянский государственный университет им. Академика И.Г. Петровского, г. Брянск
Аннотация: современное производство представляет собой сложный процесс превращения сырья, материалов, полуфабрикатов, предметов труда в готовую продукцию, удовлетворяющую потребности общества. Для управления процессом создания необходимых для потребителей продуктов и услуг на предприятии необходимо формирование производственной стратегии. В статье представлено предметное содержание производственной стратегии по основным ее позициям на примере предприятия деревоперерабатывающей промышленности. Изложенная методика формирования и анализа производственной стратегии носит универсальный характер и может быть использована на любом промышленном предприятии.
Ключевые слова: промышленное предприятие, производственная стратегия, стратегический менеджмент, управление производством.
На современном этапе развития России обеспечение стабильной работы промышленных предприятий по выпуску конкурентоспособной продукции является основой экономической безопасности страны.
Снижение издержек производства, рациональное использование ресурсов, достижение более высоких экономических показателей - наиболее важные и актуальные задачи управления производством [1].
Необходимыми условиями разрешения поставленных задач являются научный поиск, анализ, обобщение практики и обоснование такой системы управления производством на предприятии, которая могла бы обеспечить повышение эффективности производства и насыщение рынка высококачественными товарами, доступными для массового потребителя.
Объектом проведенного исследования является предприятие деревоперерабатывающей промышленности.
Производственная стратегия предприятия - это подсистема корпоративной стратегии, представленная в виде долгосрочной программы конкретных действий по созданию и реализации продукта организации; подсистема предусматривает использование и развитие всех производственных мощностей организации в целях достижения стратегического конкурентного преимущества [3]. Анализ и формирование производственной стратегии необходимо осуществлять по следующим направлениям:
1. Производственные мощности
На сегодняшний день при существующем ассортименте производственная мощность исследуемого предприятия составляет около 13500 м2 пиломатериалов в месяц, но с каждым годом объемы продаж компании растут. Чтобы успеть за спросом, приходится постоянно совершенствовать производственную базу, в том числе приобретать новое оборудование [2].
Пилорама осуществляет выпуск продукции на современном высокотехнологичном оборудовании - оборудовании компаний, которые являются поставщиками первоклассного деревообрабатывающего оборудования (Weinig, MATRIX-4, СТИЛЕТ-МТД и другие).
2. Вертикальная интеграция
В отношении данной позиции предприятие не нуждается в каких-либо изменениях. Существующая на предприятии структура и взаимосвязи между подразделениями обеспечивают стабильную работу и быстрое решение всех возникающих проблем [5].
3. Технологические процессы
Исследуемая пилорама выпускает погонажные изделия. Для выпуска погонажа используется соответствующая технология его изготовления, т.е. очередность обработки сырья на каждом виде оборудования от начальной операции до конечной. В настоящий момент на предприятии используются самые современные технологии производства пиломатериалов [4].
4. Масштаб производства традиционных продуктов
На исследуемом предприятии выпускают большое количество отделочных материалов. На пилораме большой объем изготовления продукции занимает плинтус (19 тыс. шт.), на втором месте наличник (10 тыс. шт.) и третье место - вагонка (6 тыс. шт.). Готовая продукция предприятия выделяется высоким качеством, характеризуется отсутствием изменений его характеристик, стабильно высоким уровнем спроса [3].
5. Масштаб производства новых продуктов
В данный момент предприятие осуществляет выпуск трех основных видов погонажных изделий, и в ближайшее время запуск новых программ не планируется. Однако в долгосрочной перспективе предприятию рекомендовано рассмотреть возможность производства паркета и налаживания дистрибьютерской сети для его реализации [6].
6. Использование производственного персонала
Персонал предприятия является одной из важнейших составляющих эффективной деятельности. От правильного выбора (подбора) кадров зависит будущее любого предприятия (табл. 1).
Таблица 1. Характеристика персонала исследуемого предприятия
Относительное
Показатель 2014 2015 2016 изменение
2015/2014 2016/2015
Численность персонала (чел.) 11 13 20 1,182 1,538
Средний возраст (лет) 35 35 40 1,000 1,143
Средняя заработная плата (руб.) 8000 10000 13000 1,250 1,300
7. Управление качеством производства
Пилорама использует в своем производстве только высококачественные материалы, отвечающие всем мировым стандартам. Такие пиломатериалы можно без опасения приобретать даже для ремонта детских комнат. Качество выпускаемых погонажных изделий контролируется на каждой технологической операции и на выходе готовой продукции.
31
Уровень качества выпускаемой продукции составляет 96,7%. 8. Производственная инфраструктура (табл. 2).
Таблица 2. Стоимость оборудования предприятия в динамике, тыс. руб.
Показатель 2015 2016
Стоимость оборудование цеха 3120 5250
Стоимость вновь веденного в эксплуатацию оборудования 2130 827
Стоимость выбывшего оборудования 630 0
Объем выпуска продукции 1232 2136
Стоимость оборудования в 2016 году увеличилась в 1,5 раза по сравнению с 2015 годом, это говорит нам о развитие предприятия, что является положительной тенденцией. Выбывшее оборудование сократилось до нуля в 2016 году. Объем производства увеличивается.
В настоящее время в состав производства пилорамы входят следующие цеха и участки: цех первичной распиловки (20 м3 в сутки); цех стыковки (4 м3, при производственной мощности 15 м3); сушильная камера (160 м3, при производственной мощности 200 м3); цех строгальный (90 м3, при производственной мощности 140 м3); склад.
9. Взаимоотношения с поставщиками и другими партнерами по кооперации У предприятия имеется один поставщик, который поставляет пиломатериал обрезной в ассортименте хвойных пород (сосна - 90%, ель - 10%). При изменении цены на лесопродукцию поставщик уведомляет предприятие письменно в течение 20 дней. Еженедельная поставка составляет 25 м3. Предприятие сильно зависимо от поставщика.
Представленная технология формирования и анализа производственной стратегии предприятия позволяет рассмотреть все структурные элементы производственной деятельности, выявить недостатки и положительные стороны, разработать рекомендации по улучшению текущего положения. Применение данной методики возможно на любом промышленном предприятии независимо от отрасли народного хозяйства.
Список литературы /References
1. Babich O.V., Mityuchenko L.S. Role of accountability management in activity of industrial enterprises // International Review of Management and Marketing, 2016. Т. 6. № 6. С. 1-6.
2. Бабич О.В. Адаптация деятельности промышленного предприятия путем формирования эффективной стратегии: монография. Брянск: БГТУ, 2014. 187 с.
3. Бабич О.В. Совершенствование процесса стратегического управления промышленным предприятием // Вестник БГУ, 2013. № 3. С. 9-13.
4. Бабич О.В., Митюченко Л.С. Особенности управления промышленными предприятиями в современных условиях // International scientific and practical conference world science: межд. конф. (Дубай, 27-28 апреля 2016), 2016. Т. 2. № 5 (9). С. 14-18.
5. Митюченко Л.С. Состояние управления предприятиями промышленности // Ученые записки Российской Академии предпринимательства, 2016. № 49. С. 334-340.
6. Митюченко Л.С., Косолапое Б.В. Методологические подходы к управлению предприятиями промышленности // Путеводитель предпринимателя, 2016. № 30. С. 111-121.