Научная статья на тему 'Этапы формирования профессиональнокоммуникативной компетенции у будущих менеджеров по туризму в процессе обучения в вузе на основе педагогического проектирования'

Этапы формирования профессиональнокоммуникативной компетенции у будущих менеджеров по туризму в процессе обучения в вузе на основе педагогического проектирования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
225
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТИРОВАНИЕ / КОМПЕТЕНЦИЯ / КОММУНИКАЦИЯ / ТУРИЗМ / МЕНЕДЖЕР / PROJECTING / COMPETENCE / COMMUNICATION / MANAGER / TOURISM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Горбачев Александр Александрович, Тарариева Клавдия Сергеевна

В статье рассматриваются этапы педагогического проектирования, направленные на формирование профессионально-коммуникативной компетенции у будущих менеджеров по туризму, в процессе обучения в вузе. Определены объекты и субъекты педагогического проектирования. Представлена система целей, ориентированная на построение педагогической модели. Приведена авторская модель педагогического проектирования. Рассмотрены основные педагогические условия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Горбачев Александр Александрович, Тарариева Клавдия Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STAGES OF PROFESSIONAL COMMUNICATIVE COMPETENCE DEVELOPMENT OF STUDENTS TRAVEL MANAGERS BASED ON THE EDUCATIONAL PROJECTING METHOD IN A HIGHER SCHOOL

The article considers the stages of the educational projecting aimed at the formation of the professional communicative competence of future travel managers during their study at a higher school. The authors define objects and subjects of the educational projecting, and present a system of goals focused on the construction of the educational model. An original model of the educational projecting is suggested with consideration for the principle educational conditions.

Текст научной работы на тему «Этапы формирования профессиональнокоммуникативной компетенции у будущих менеджеров по туризму в процессе обучения в вузе на основе педагогического проектирования»

УДК 378

Горбачев Александр Александрович

доктор педагогических наук,

профессор Краснодарского государственного

университета культуры и искусств

Тарариева Клавдия Сергеевна

аспирант Краснодарского государственного университета культуры и искусств

ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОКОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У БУДУЩИХ МЕНЕДЖЕРОВ ПО ТУРИЗМУ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ НА ОСНОВЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ

Аннотация:

В статье рассматриваются этапы педагогического проектирования, направленные на формирование профессионально-коммуникативной компетенции у будущих менеджеров по туризму, в процессе обучения в вузе. Определены объекты и субъекты педагогического проектирования. Представлена система целей, ориентированная на построение педагогической модели. Приведена авторская модель педагогического проектирования. Рассмотрены основные педагогические условия.

Ключевые слова:

проектирование, компетенция, коммуникация, туризм, менеджер.

Gorbachev Alexander Aleksandrovich

D.Phil. in Education Science, Professor, Marketing Department, Krasnodar State University of Culture and Arts

Tararieva Claudia Sergeyevna PhD student,

Krasnodar State University of Culture and Arts

STAGES OF PROFESSIONAL COMMUNICATIVE COMPETENCE DEVELOPMENT OF STUDENTS - TRAVEL MANAGERS BASED ON THE EDUCATIONAL PROJECTING METHOD IN A HIGHER SCHOOL

Summary:

The article considers the stages of the educational projecting aimed at the formation of the professional communicative competence of future travel managers during their study at a higher school. The authors define objects and subjects of the educational projecting, and present a system of goals focused on the construction of the educational model. An original model of the educational projecting is suggested with consideration for the principle educational conditions.

Keywords:

projecting, competence, communication, manager, tourism.

Формирование профессионально-коммуникативной компетенции у будущих менеджеров по туризму в процессе изучения дисциплин по выбору на основе педагогического проектирования проходит следующие этапы: разработка идеи, определение цели, объекта и субъекта педагогического проектирования; построение и обоснование авторской модели в контексте исследуемой проблемы; создание педагогических условий и экспериментальная проверка эффективности авторской модели.

Первый этап предусматривает разработку идеи - это выявление взаимосвязи между компонентами педагогического проектирования, рассмотрение причинно-следственных связей на основе цели, структуры и содержания процесса обучения студентов [1]. Важным на данном этапе является выявление профессионально важных качеств будущих менеджеров по туризму, определяющих их уровень профессионально-коммуникативной компетенции. Так как цель педагогического проектирования связана с конечным результатом и выступает как форма целеполагания, то в основу этой деятельности заложено противоречие между современным уровнем обучения и необходимым результатом завершающего его этапа [2]. В данном контексте целеполагание можно представить в виде системы целей:

- цель-обоснование (определение необходимости подготовки будущих менеджеров по туризму с учетом изменяющихся требований к уровню профессиональной подготовки);

- цель-условие (предполагает систему механизмов формирования профессионально-коммуникативной компетенции у будущих менеджеров по туризму);

- цель-результат (предполагает процесс формирования профессионально-коммуникативной компетенции у будущих менеджеров по туризму).

На первом этапе следует определить последовательность проектного цикла, который состоится из пяти этапов:

1. Выявление задачи, которая предполагает определение источников и необходимость ее решения.

2. Выявление субъективных и объективных элементов организационной системы, сравнительный анализ реальной и проектируемой ситуаций, в которых происходит процесс формирования профессионально-коммуникативной компетенции у будущих менеджеров по туризму.

- вв -

3. Формулировка конкретных проблем и реализация эффективных возможностей, нахождение педагогических методов и технологий, направленных на решение поставленной задачи.

4. Разработка учебно-методологического обеспечения программы по реализации проекта.

5. Практическое выполнение программы по реализации проекта, включающее контроль, корректировку и т.д.

Для определения направленности проектируемой педагогической модели необходимо дать определение объекта и субъекта педагогического проектирования [3]. Объектом является конкретная педагогическая конструкция и ее реализация в рамках разработанной авторской модели формирования профессионально-коммуникативной компетенции у будущих менеджеров по туризму. Субъектами педагогического проектирования являются: преподаватель, который способен творчески мыслить и использовать в своей работе современные инновационные подходы, а также деятельность студентов, приобретающих профессионально-коммуникативную компетенцию в процессе изучения дисциплин по выбору.

Второй этап педагогического проектирования предусматривает разработку опытного образца и построение авторской модели. В таблице 1 представлена авторская модель формирования профессионально-коммуникативной компетенции у будущих менеджеров по туризму в процессе изучения дисциплин по выбору на основе педагогического проектирования, которая опирается на обоснование профессиональной компетентности студентов - менеджеров по туризму - как одной из ключевых, определяющих качество их подготовки, в основе которой заложено обоснование профессионально важных качеств. В этой связи необходима разработка авторской модели формирования профессионально-коммуникативной компетенции у будущих менеджеров по туризму в процессе изучения дисциплин по выбору на основе педагогического проектирования. Она должна основываться на принципах управления данным процессом в соответствии с описанием ее необходимых характеристик, свойств, условий реализации и оценочных критериев.

Таблица 1 - Модель формирования профессионально-коммуникативной компетенции

у будущих менеджеров по туризму в процессе изучения дисциплин по выбору

на основе педагогического проектирования____________________________________________________

Цель - Подготовка будущих менеджеров по туризму с учетом изменяющихся требований к уровню и качеству профессионального образования, в котором формирование профессионально-коммуникативной компетенции рассматривается как один из важных факторов профессионализма будущего специалиста в области туризма_______________________________________________________________________________

Задачи______________________________________________________________________________________

1. Научно и системно осознанных знаний, умений и навыков.

2. Положительного и заинтересованного отношения будущих менеджеров по туризму к формированию профессионально-коммуникативной компетенции.

3. Развитие способности у будущих менеджеров по туризму к самостоятельному применению знаний, профессиональных умений и навыков______________________________________________________________

Педагогические условия формирования профессионально-коммуникативной компетенции у будущих менеджеров по туризму

- индивидуализация формирования профессионально-коммуникативной компетенции у будущих менеджеров по туризму через обеспечение индивидуализации и дифференциации обучения;

- научно-методическое обеспечение процесса формирования профессионально-коммуникативной компетенции у будущих менеджеров по туризму;

- разработка эффективных технологий обучения, направленных на активизацию самостоятельной деятельности___________________________________________________________________________________

Учебно-методические условия формирования профессионально-коммуникативной компетенции у будущих менеджеров по туризму_______________________________________________________________

- отбор проектных заданий необходимых для формирования профессионально-коммуникативной компетенции у будущих менеджеров по туризму;

- применение при формировании профессионально-коммуникативной компетенции у будущих менеджеров по туризму контекстных, игровых технологий в учебном процессе;

- практико-ориентированное содержание______________________________________________________

Условия самостоятельной деятельности в процессе формирования профессионально-коммуникативной компетенции у будущих менеджеров по туризму__________________________________________

- мотивация на активизацию самостоятельной деятельности в процессе формирования профессиональнокоммуникативной компетенции у будущих менеджеров по туризму;

- самооценка процесса формирования профессионально-коммуникативной компетенции у будущих менеджеров по туризму___________________________________________________________________________

Компоненты формирования профессионально-коммуникативной компетенции у будущих менеджеров по туризму______________________________________________________________________________

Функционально-установочный__________________________________________________________________

Побудительный_______________________________________________________________________________

Эмоционально-стенический____________________________________________________________________

Организационно-прикладной___________________________________________________________________

Эффективно-критериальный____________________________________________________________________

Главным условием третьего этапа педагогического проектирования является разработка педагогических условий с заданным объемом знаний, умений и навыков. Нами были определены необходимые педагогические условия, способствующие формированию профессионально-коммуникативной компетенции. Ими являются:

- индивидуализация формирования профессионально-коммуникативной компетенции у будущих менеджеров по туризму в вузе;

- разработка авторских учебных программ и спецкурсов, направленных на формирование профессионально-коммуникативной компетенции у будущих менеджеров по туризму;

- научно-методическое обеспечение процесса формирования профессионально-коммуникативной компетенции у будущих менеджеров по туризму;

- профессиональная направленность будущих менеджеров по туризму, учитывающая положительную мотивацию и потребности студентов;

- использование педагогических технологий, комплекса дидактических средств в процессе обучения в вузе будущих менеджеров по туризму;

- разработка компонентов оценки уровней формирования профессионально-коммуникативной компетентности будущих менеджеров по туризму.

Заключительный этап педагогического проектирования предусматривает собой педагогический эксперимент по проверке эффективности авторской модели педагогического проектирования формирования профессионально-коммуникативной компетенции у будущих менеджеров по туризму. Разработка программы ведется на основании необходимых критериев и требований к ее качеству:

- отсутствие общих формулировок, излишней детализации;

- учет специфики педагогической ситуации, время, места реализации программы, особенностей, участвующих в ней субъектов.

Основным в педагогическом проектировании профессионально-коммуникативной компетенции у будущих менеджеров по туризму в процессе изучения дисциплин по выбору является контроль реализации программы и ее коррекция. Результатом контроля обязано стать системное и оперативное устранение возникающих отрицательных обстоятельств и деталей формирования профессионально-коммуникативной компетенции у будущих менеджеров по туризму в процессе изучения дисциплин по выбору. При педагогическом проектировании в организации экспериментального формирования необходимо предусматривать систему экспериментальных мер в случае появления отрицательных факторов в обучении студентов: постоянный контроль позволит отметить их первые проявления и предотвратить их нарастание. Вместе с тем необходимо замечать признаки успешности функционирования любого из компонентов, направленных на формирование профессиональнокоммуникативной компетенции у будущих менеджеров по туризму, создавать благоприятные условия для развития и распространения этих успехов в целом на систему обучения.

Ссылки:

1. Ефремов О.С. Педагогика: учеб. пособие. СПб., 2010. 352 с.

2. Дьяченко В.К. Два варианта новейшей педагогической технологии // Коллективный способ обучения. М., 1996. № 3. С. 45-55.

3. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. М., 2003. 80 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.