И.Е. Посохова, канд. экон. наук, доцент, кафедра предпринимательства и финансов, филиал Санкт-Петербургского государственного экономического университета, г. Выборг, Россия,
Р.В. Соколов, доктор экон. наук, профессор, кафедра информационных систем и технологий, Санкт-Петербургский государственный экономический университет, г. Санкт-Петербург, Россия, sterna87@mail.ru, rsok7@rambler.ru
ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОПТИМАЛЬНОГО СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНА ПРОИЗВОДСТВА ПРОГРАММНЫХ ПРОДУКТОВ
В статье рассматривается последовательность основных этапов формирования оптимального стратегического плана производства программных продуктов. Дана постановка задачи формирования оптимального стратегического плана производства программных продуктов на основе процессного подхода. Предложена модель бизнес-процесса стратегического планирования производства программных продуктов в нотации ЕРС. Модель содержит шесть укрупненных бизнес-операций: обоснование и выбор стратегии деятельности; определение набора возможных для производства и реализации программных продуктов; прогнозирование спроса на каждый программный продукт номенклатуры; обоснование допустимых диапазонов цен программных продуктов; разработка стратегического плана деятельности на основании предложенной математической модели и оценка рисков на основе анализа чувствительности, сценарного подхода и имитационного моделирования. Систематизированы методические рекомендации по стратегическому планированию производства программных продуктов. Рассмотрены особенности применения SWOT-анализа для обоснования стратегии деятельности предприятия - производителя программных продуктов. Излагается порядок маркетинговых исследований рынка для определения набора возможных к производству и реализации программных продуктов. Приводятся методические рекомендации по прогнозированию спроса на программные продукты с использованием временных рядов и с учетом ряда факторов (уровень информатизации, уровень пиратства, среднедушевой доход населения и др.). Обоснование допустимых диапазонов цен осуществляется с помощью авторских графовой и нечеткой моделей. Предлагается модель оптимального стратегического плана производства программных продуктов в среднесрочной перспективе. Величину риска предлагается оценивать на основе анализа чувствительности, сценарного подхода и имитационного моделирования. В заключение описываются результаты практического применения предлагаемого подхода к формированию стратегического плана производства программных продуктов.
Ключевые слова: стратегическое планирование, процессный подход, производство программных продуктов, модель бизнес-процесса, чистая приведенная стоимость, математическая оптимизация, оценка рисков, импортозамещение, цифровая экономика.
Одной из основных проблем, стоящих перед предпринимательскими структурами в сфере производства программных продуктов (IIII), является проблема формирования
оптимального стратегического плана деятельности, учитывающего особенности как рынка информационных технологий и его развития, так и данного предприятия.
В известных работах отечественных и зарубежных ученых не рассмотрены вопросы влияния вступления России в ВТО, введения антироссийских санкций, а также в недостаточной мере раскрыты специфика поэтапного формирования стратегического плана производства ПП и вопросы портфельной разработки и формирования оптимального среднесрочного стратегического плана деятельности предприятия - производителя программных продуктов. Однако актуальность процессного подхода в стратегическом планировании убедительно показана в ряде работ1.
При этом постановка задачи регламентированного по этапам процесса формирования стратегического плана деятельности должна позволить руководству предприятия сферы производства программных продуктов:
— обосновать номенклатуру и сроки разработки программных продуктов в среднесрочной перспективе;
— оценить ожидаемые объемы продаж программных продуктов;
— обосновать розничную цену на программные продукты;
— повысить экономическую эффективность предпринимательской деятельности за счет формирования оптимального стратегического плана;
— сократить риски предпринимательской деятельности.
Последовательность, регламентирующая порядок решения вышеперечисленных задач, представлена в виде бизнес-процесса стратегического планирования деятельности предприятия - производителя программных продуктов (рисунок). Для представления бизнес-процесса выбрана нотация ЕРС, позволяющая наглядно продемонстрировать связь задач с исполнителями и сопроводительными документами.
Информация, необходимая для прохождения этапов формирования стратегического плана производства программных продуктов в соответствие с приведенной моделью, обозначена в таблице. Также в этой таблице систематизированы методические рекомен-
Модель бизнес-процесса формирования стратегического плана производства ПП
ДИСКУССИЯ 4
журнал научных публикаций *
Методические рекомендации по выполнению этапов формирования стратегического плана
Порядковый номер этапа Виды работ Информация, необходимая для прохождения этапа Методические рекомендации
1 Обоснование и выбор стратегии деятельности Сильные и слабые стороны предприятия, возможности и угрозы Обоснование места SWOT-анализа в формировании стратегического плана с учетом задач цифровой экономики, импортозамещения, высокой стоимости лицензионных ПП, характеристик регионального рынка2
2 Определение набора возможных для производства и реализации программных продуктов Результаты анализа рынка программных продуктов Следует проанализировать данные о спросе на программные продукты в регионе, провести маркетинговые исследования, сегментацию рынка, определить тенденции и направления развития рынка программных продук-тов3
3 Прогнозирование спроса на каждый III1 номенклатуры Материалы маркетинговых исследований Прогнозирование спроса с использованием временных рядов и с учетом ряда факторов: уровень информатизации, уровень пиратства, среднедушевой доход населения и др.
4 Обоснование допустимых диапазонов цен ПП Трудоёмкость и стоимость производства ПП, факторы, влияющие на ценообразование ПП Качественный анализ влияния факторов на цену ПП и пути обеспечения их конкурентоспособности в условиях открытой национальной экономики предлагается проводить на основе графовой модели регулирования цены. Количественное регулирование цены может осуществляться с помощью разработанного автором метода нечеткого модели-рования4. Предлагаемый метод положен в основу разработки экспертной системы в среде MATLAB
5 Разработка стратегического плана деятельности Исходные данные для моделирования, полученные на предыдущих этапах Расчет оптимального плана осуществляется на основе авторской модели оптимизации стратегического планирования5. Для измерения экономического эффекта среднесрочного производственного планирования используется показатель ОТ^5. В результате расчетов по модели определяются номенклатура ПП, цены и объемы продаж. Расчеты по оптимизационной модели производятся с применением специализированных математических пакетов, поддерживающих нелинейное моделирование
6 Оценка рисков деятельности предприятия в рамках разработанного стратегического плана Прогнозируемые значения спроса, капитальных затрат, максимальных цен к реализации для нескольких сценариев развития: пессимистического, оптимистического и наиболее вероятного Величину риска предлагается оценивать на основе анализа чувствительности, сценарного подхода и имитационного моделирования. Основные факторы риска: — ошибочный выбор номенклатуры ПП; — неправильная оценка спроса на ПП; — занижение времени и финансовых затрат на разработку ПП; — завышение максимальной цены на ПП. Методические рекомендации по оценке риска предусматривают использование вероятностного подхода7
дации по стратегическому планированию, представленные в различных публикациях авторов.
Практическая проверка изложенного подхода к формированию стратегического плана проводилась на основе пакета МЛТЬЛБ для трехлетнего стратегического планирования деятельности предприятия с учетом возможности производства шести программных продуктов.
Расчеты показали, что в номенклатуру целесообразно включить все шесть рекомендуемых к разработке программных продуктов. Также с помощью модели найдены оптимальные розничные цены по каждому из программных продуктов номенклатуры. Формирование стратегического плана на основе предлагаемого подхода позволило в данном примере не только оценить предполагаемое значение чистой приведенной стоимости результатов деятельности предприятия в среднесрочной перспективе, но также произвести с по-
Качественный анализ влияния факторов на цену программных продуктов и пути обеспечения их конкурентоспособности в условиях открытой национальной экономики предлагается проводить на основе графовой модели регулирования цены.
мощью сценарного подхода расчет уровня риска.
Таким образом, в статье представлены этапы формирования оптимального стратегического плана производства программных продуктов. Кроме того, авторами получены следующие результаты:
— дана постановка задачи формирования оптимального стратегического плана производства программных продуктов на основе процессного подхода;
— регламентирован порядок и предложена модель бизнес-процесса формирования
оптимального стратегического плана производства ПП в нотации ЕРС;
— систематизированы методические рекомендации по стратегическому планированию производства программных продуктов;
— обосновано место экономико-математических моделей и методов в процессе формирования стратегического плана, в том числе модели математической оптимизации, графовой и нечеткой моделей и методов вре-
менных рядов и имитационного моделирования;
— приведены результаты экспериментальной проверки реализации предлагаемого подхода к стратегическому планированию деятельности предпринимательской структуры в сфере производства программных продуктов, которые свидетельствуют об экономической эффективности применения данного подхода. ^
Литература
1. Ильин И.В., Антипин А.Р., Левина А.И. Моделирование бизнес-архитектуры процессно- и про-ектно-ориентированного предприятия // Экономика и управление. 2013. Вып. 9. С. 32-37; Соколов Р.В., Лобанов В.И. Планирование портфеля заказов предприятия информатизации на основе процессного подхода // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Серия: Экономические науки. 2015. № 3 (221). С. 274-282.
2. Посохова И.Е. Принципы регулирования ценовой политики отечественных производителей программных продуктов в условиях ВТО // Вест-
ник ИНЖЭКОНа. Серия: Экономика. 2013. Вып. 6 (65). С. 160-163.
3. Посохова И.Е., Соколов Р.В. Анализ факторов влияния вступления России в ВТО на цену программных продуктов // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Серия: Экономические науки. 2013. № 3 (173). С. 43-48.
4. Посохова И. Е. Использование нечетких лингвистических моделей при проведении SWOT-анализа ценообразования на программные продукты в условиях вступления в ВТО // Вестник ИНЖЭКОНа. Серия: Экономика. 2011. Вып. 5 (48). С. 334-337.
5. Посохова И.Е. Формирование стратегического плана деятельности предпринимательской структуры в сфере производства программных продуктов // Дискуссия. 2015. № 4 (56). С. 39-44.
6. Соколов Р.В. Проектирование информационных систем: учеб. СПб.: Изд-во СПбГИЭУ, 2012. 336 с.
7. Посохова И.Е. Принципы регулирования ценовой политики отечественных производителей программных продуктов в условиях ВТО // Вестник ИНЖЭКОНа. Серия: Экономика. 2013. Вып. 6 (65). С. 160-163.
OPTIMAL STRATEGIC PLAN'S FORMATION STAGES FOR PROGRAM PRODUCTS' PRODUCTION
I.E. Posokhova, Candidate of Economics, Docent, The department of entrepreneurship and finance, The branch of St. Petersburg State University of Economics, Vyborg, Russia, R.V. Sokolov, Doctor of Economics, Professor, The department of information systems and technologies, St. Petersburg State University of Economics, St. Petersburg, Russia, sterna87@mail.ru, rsok7@rambler.ru
The article deals with the sequence of the main stages of creating the optimal strategic plan for software production (SP). The paper provides a formulation of the problem of creating the optimal strategic production plan based on the process approach. The authors offer a business process model of strategic planning of SP in the EPC notation. The model consists of six consolidated business operations, including the rational and choice of business strategy; determining a set of possible to production and the implementation of the SP; forecasting demand for each SP nomenclature; SP rationale permissible ranges of prices; development of a strategic activity plan on the basis of the proposed mathematical model and risk assessment based on sensitivity analysis, scenario approach and simulation modeling. The paper also systematizes guidelines for the strategic planning of SP. The authors consider the features of the application of the SWOT-analysis to the support strategies of the enterprise-producer of SP activities. It sets out the procedure for marketing SP market research to determine the set of possible to the production and sale of SP. We give guidelines for forecasting demand for SP using a time series. Also it is listed a number of factors such as the level of information, the piracy rate, per capita income and other, which is needed to be taken account. Justification of the allowable price ranges is offered to do by using copyright graph and fuzzy models. The paper offers the model of optimal strategic plan for
the production of PS in the medium term. The magnitude of the risk is proposed to estimate on the base of sensitivity analysis, scenario approach and simulation modeling. In conclusion the authors describe the results of the practical application of the proposed approach to the formation of a strategic plan for production of SP.
Key words: strategic planning, process approach, the production of software products, business process model, the net present value, a mathematical optimization, risk assessment, import substitution, the digital economy.
References
1. Il'in I.V., Antipin A.R., Levina A.I. Modelirovanie biznes-arhitektury processno- i proektno-orientiro-vannogo predpriyatiya [Modeling the business architecture, process - and project-oriented enterprises] // EHkonomika i upravlenie. 2013. Vyp. 9. S. 32-37; Sokolov R.V., Lobanov V.I. Planirovanie portfelya zakazov predpriyatiya informatizacii na osnove pro-cessnogo podhoda [Planning a portfolio of enterprise Informatization based on the process approach] // Nauchno-tekhnicheskie vedomosti Sankt-Peterburg-skogo gosudarstvennogo politekhnicheskogo uni-versiteta. Seriya: EHkonomicheskie nauki. 2015. № 3 (221). S. 274-282.
2. Posohova I.E. Principy regulirovaniya cenovoj politiki otechestvennyh proizvoditelej programmnyh produktov v usloviyah VTO [Principles of regulation of the pricing policy of domestic producers of software products in the WTO] // Vestnik INZHE-HKONa. Seriya: EHkonomika. 2013. Vyp. 6 (65). S. 160-163.
3. Posohova I.E., Sokolov R.V. Analiz faktorov vliyaniya vstupleniya Rossii v VTO na cenu pro-grammnyh produktov [Analysis of factors of influence of Russia joining WTO on the price of software products] // Nauchno-tekhnicheskie vedomosti Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo politekhnich-
eskogo universiteta. Seriya: EHkonomicheskie nauki. 2013. № 3 (173). S. 43-48.
4. Posohova I.E. Ispol'zovanie nechetkih lingvistich-eskih modelej pri provedenii SWOT-analiza cenoo-brazovaniya na programmnye produkty v usloviyah vstupleniya v VTO [The use of fuzzy linguistic models when conducting the SWOT-analysis of pricing of software products in conditions of WTO accession] // Vestnik INZHEHKONa. Seriya: EHkonomika. 2011. Vyp. 5 (48). S. 334-337.
5. Posohova I.E. Formirovanie strategicheskogo plana deyatel'nosti predprinimatel'skoj struktury v sfere proizvodstva programmnyh produktov [The formation of the strategic direction of the business structures in the field of software production] // Diskus-siya. 2015. № 4 (56). S. 39-44.
6. Sokolov R.V Proektirovanie informacionnyh sis-tem [Design of information systems]: ucheb. SPb.: Izd-vo SPbGIEHU, 2012. S. 336.
7. Posohova I.E. Principy regulirovaniya cenovoj politiki otechestvennyh roizvoditelej programmnyh produktov v usloviyah VTO [Principles of regulation of the pricing policy of domestic producers of software products in the WTO] // Vestnik INZHE-HKONa. Seriya: EHkonomika. 2013. Vyp. 6 (65). S. 160-163.