Губин М.А.1, Губина Т.Н.2
1 Елецкий государственный университет им. И.А.Бунина, г. Елец, доцент кафедры математического моделирования и компьютерных технологий, еиЬтта@уа1^ех . ги
2 Елецкий государственный университет им. И.А.Бунина, г. Елец, доцент кафедры прикладной математики и информатики, диЬ та- [email protected]
ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОБЪЕДИНЕННЫХ ЭЛЕКТРОННЫХ БИБЛИОТЕЧНЫХ РЕСУРСОВ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО КЛАСТЕРА НА БАЗЕ ВУЗОВ
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
Автоматизированная библиотечно-информационная система, электронные библиотечные ресурсы, образовательный кластер на базе вуза
АННОТАЦИЯ
В данной работе представлены результаты выполнения государственного контракта № 03.043.13.0053 «Разработка типового плана мероприятий и рекомендаций по формированию объединенных электронных библиотечных ресурсов при организации образовательного кластера на базе вузов», где был проведен анализ возможностей, тенденций и перспектив развития современных информационно-библиотечных систем, разработан типовой план мероприятий по формированию объединенных электронных библиотечных ресурсов при организации образовательного кластера на базе вузов и были разработаны рекомендации по формированию объединенных электронных библиотечных ресурсов при организации образовательного кластера на базе вузов.
Введение
В конце 2014 года Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина» выполнило работы по исполнению этапа № 1 Государственного контракта № 03.043.13.0053 от 18 декабря 2014 г. [1]. Данное мероприятие является одной из подзадач Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы [2], а именно задачи 2 — «Приведение содержания и структуры профессионального образования в соответствие с потребностями рынка труда».
Работы выполнялись в один этап с момента заключения Государственного контракта и до момента сдачи отчетной документации (дата — 24 декабря 2014 г.). Данный проект получил название: «Разработка типового плана мероприятий и рекомендаций по формированию объединенных электронных библиотечных ресурсов при организации образовательного кластера на базе вузов».
В ходе выполнения государственного контракта был проведен анализ возможностей, тенденций и перспектив развития современных информационно-библиотечных систем и показателей эффективности с точки зрения формирования объединенных электронных библиотечных ресурсов при организации образовательного кластера на базе вузов. Результаты анализа включали обзор функциональных возможностей библиотечных систем, наиболее распространенных в российских вузах; ключевые программно-технические решения, реализуемые в этих системах; принципы организации информационных фондов; поддерживаемые форматы для информационного обмена; возможности расширения (расширяемость); возможности использования облачных вычислений; функциональные возможности, специфичные для образовательной деятельности.
По итогам анализа разработан типовой план мероприятий по формированию объединенных электронных библиотечных ресурсов при организации образовательного кластера на базе вузов, содержащий последовательность действий по выгрузке из существующих библиотечных систем вузов и интеграции каталожных данных, авторитетных данных, информации о фонде и пользователях. При разработке плана были учтены следующие показатели:
анализ каталожных данных с точки зрения их выгрузки и интеграции; формирование схемы данных в интегральном каталоге и связанных с ним шаблонов; выбор технических решений по выгрузке каталожных данных или их импорту в объединённую систему; технические решения по контролю дублетности в каталогах; анализ данных о пользователях библиотечной системы с точки зрения их выгрузки и интеграции; выбор технических решений по выгрузке реестров пользователей и их интеграции; анализ данных о фонде литературы с точки зрения их выгрузки и интеграции; выбор технических решений по выгрузке и интеграции данных о фонде литературы; анализ авторитетных ресурсов библиотечных систем с точки зрения их интеграции; анализ данных об обслуживании читателей (заказы, выдача) с точки зрения их выгрузки и интеграции; выгрузка и интеграция данных об обслуживании читателей; разработка единой схемы администрирования для интегральной библиотечной системы.
Для обеспечения эффективной реализации плана действий были разработаны рекомендации по формированию объединенных электронных библиотечных ресурсов при организации образовательного кластера на базе вузов.
Этапы выполнения проекта
Этап 1. На первом этапе реализации проекта был проведен анализ возможностей и тенденций развития современных информационно-библиотечных систем, существующих на российском рынке.
Наиболее эффективно информационно-библиотечного обслуживание достигается путем создания комплексных библиотек, объединяющих различные типы документов и представляющие собой систему реализующую комбинированный подход к работе с информацией. Библиотека обеспечивает пользователей высоким качеством своей продукции и услуг, обеспечивает высокую степени удовлетворенности потребителей информации. При этом активно используются электронные сетевые ресурсы. Растущее количество представленных в сети Интернет источников информации, динамичный характер электронных ресурсов и видовое разнообразие порождает проблему писка информации.
Данные проблемы могут решаться использованием автоматизированных библиотечно-информационных систем (АБИС). На текущий момент самыми популярными на российском рынке являются следующие АБИС: MAPK SQL, ИРБИС, OPAC-R, OPAC CLOBAL, РУСЛАН. Для данных систем разработаны современные форматы обмена данными: RUSMARC, UNIMARC, MARC21, а также установлен стандартный набор автоматизированных рабочих мест (АРМ) для автоматизированных библиотечных систем и набор технических возможностей.
Проанализировав существующие АБИС на российском рынке можно сделать вывод о том, что на текущей момент для объединения библиотечных информационных ресурсов лучшими являются АБИС ИРБИС [3] и АБИС РУСЛАН [4]. Следует отметить факт, что на базе этих систем может быть построена библиотечная сеть любой конфигурации. Системы умеют гибко настраиваться на потребности и особенности библиотечных процессов, их прикладная настройка может быть проведена самим пользователем, без обращения к разработчикам и техническим специалистам. Системы являются полноценными и надежными, так как используют новейшие библиотечные технологии и современные методы обеспечения безопасности.
Этап 2. На втором этапе реализации проекта был разработан типовой план мероприятий по формированию объединенных электронных библиотечных ресурсов при организации образовательного кластера на базе вуза.
План предполагает следующие действия:
1) анализ каталожных данных с точки зрения их выгрузки и интеграции: данные должны предполагать возможность структурирования и выделения сущностей в виде полей для формирования последовательности записей для выгрузки — необходимо формирование принципов проверки данных для контроля правильности ввода данных и их целостности;
2) формирование схемы данных в интегральном каталоге и связанных с ним шаблонов: необходимо формирование структуры данных с полным пониманием структуры «сущность-связь», то есть формирование набора таблиц хранения данных, структуры полей таблиц, индексов и связей между таблицами;
3) выбор технических решений по выгрузке каталожных данных или их импорту в объединённую систему: необходимо определить исходя из существующих данных способ их миграции — либо через промежуточные файлы (типа CSV), либо через формирование запросов SQL;
4) технические решения по контролю дублетности в каталогах: ключей дублетности
должно быть несколько, при этом ключи должны быть разделены по области использования и по видам данных; области использования можно выделить две:
а) контроль дублетности в процессе предварительной обработки издания с использованием краткого библиографического описания (краткий ключ дублетности);
б) контроль дублетности в процессе создания сводной записи с использованием полного библиографического описания (полный ключ дублетности).
Основное различие заключается в том, что в первом случае предполагается участие человека для принятия окончательного решения. Во втором случае процесс должен быть полностью автоматическим, и соответственно, максимально надежным.
5) анализ данных о пользователях библиотечной системы с точки зрения их выгрузки и интеграции: необходимо сформировать минимальный набор данных и их структуру для дальнейшего принятия содержательных решений по работе с пользователями и контроля наличия, занятости и движения библиотечных ресурсов;
6) выбор технических решений по выгрузке реестров пользователей и их интеграции: необходимо определить исходя из существующих данных способ их миграции — либо через промежуточные файлы (типа CSV), либо через формирование запросов SQL;
7) анализ данных о фонде литературы с точки зрения их выгрузки и интеграции: необходимо определить и структурировать способ хранения каталожной информации с точки зрения принятых в вузе методов и практик и четко сформировать структуру полей, содержащих неделимую информацию с точки зрения нормализации данных;
8) выбор технических решений по выгрузке и интеграции данных о фонде литературы:
- необходимо определить исходя из существующих данных способ их миграции — либо через промежуточные файлы (типа CSV), либо через формирование запросов SQL;
- необходимо учесть, что данный набор данных является самым большим с точки зрения размера, что обуславливает необходимость его фрагментации для ввода порциями;
- необходимо четко отработать процедуру контроля ошибок при вводе данных, так как опыт предыдущих реализация данных действий показывает, что процент ошибок при вводе приблизительно равен 20%, поэтому процедуру коррекции ошибок желательно автоматизировать.
9) анализ авторитетных ресурсов библиотечных систем с точки зрения их интеграции: необходимо четкое понимание критериев интеграции и контроля целостности данных.
10) анализ данных об обслуживании читателей (заказы, выдача) с точки зрения их выгрузки и интеграции: данный набор данных невелик по объему, но в то же время имеет высокую степень актуализации, что делает важным вопрос о минимизации данных для уменьшения транзакционной нагрузки на систему;
11) выгрузка и интеграция данных об обслуживании читателей: данный раздел данных, в отличие от предыдущих, имеет высокую степень изменяемости актуального состояния, что требует разработки графика транзакций базы данных для того, чтобы информационная система предоставляла актуальный набор данных в любой момент времени, но в то же время оптимизировала нагрузку на сеть;
12) разработка единой схемы администрирования для интегральной библиотечной системы: необходимо создать систему иерархии доступа с данным не только с точки зрения сохранности и безопасности данных, но и с точки зрения географического расположения кластера для оптимизации и локализации трафика в сети передачи данных.
Проанализировав действия по объединению библиотечных ресурсов, можно выделить следующие микроэтапы, которые приводят к выполнению этапа в целом:
• Подбор библиотек-партнеров. Сбор инициативной группы сотрудников, выбор руководителя проекта, обладающего лидерскими качествами.
• Создание единой системы документации и документооборота. Определение перечня нормативно-методических документов, регламентирующих деятельность проекта.
• Подготовка проекта — обозначение бюджета, обеспечение поиска внебюджетного финансирования; планирование затрат (кадровые трудозатраты, техническое оборудование, программное обеспечение).
• Выбор конкретных технологий и ресурсов, которые будут использоваться в работе.
• Сбор информации, формирование банка данных о деятельности библиотек-партнеров (материально-техническая оснащенность, характеристика библиотечного фонда, кадровая обеспеченность, степень использования информационных технологий в образовательном
процессе, продукция и услуги, показатели интенсивности использования библиотечного фонда).
• Проведение сравнительного анализа ситуации и определение имеющихся отставаний от партнеров по выбранным индикаторам результативности.
• Установление состава пользователей информационного ресурса и их информационных запросов.
• Определение формальных границ отбора документов: хронологические, географические, языковые, видовые. Определение семантических границ отбора документов: перечень классификационных индексов, предметных рубрик, ключевых слов, дескрипторов, отражающих содержание ресурса. Определение состава источник отбора документов для ввода в БД: перечень БД, информационных изданий, разделов библиотечных каталогов и картотек, периодических изданий, подлежащих исследованию при создании ресурса.
• Привлечение соисполнителей проекта, расширение круга внешних участников (музеи, архивы, сторонние организации).
• Обеспечение информационной безопасности электронных ресурсов с помощью разграничения документов на группы: ограниченного доступа, неполного ограниченного доступа, свободного пользования. Проведения оценивания сильных и слабых сторон системы, возможностей обеспечения безопасности и контроль целостности ядра.
• Разработка систем безопасности: учет пользователей, аутентификация и идентификация, система паролей, обеспечение антивирусной защиты с регулярным обновлением антивирусной базы.
• Исследование развития информационно-культурных и образовательных услуг как на региональном, так и федеральном уровнях.
Этап 3. На третьем этапе реализации проекта были разработаны рекомендации по формированию объединенных электронных библиотечных ресурсов на базе вуза. Следует выделить следующие проблемы и рекомендации по их решению:
1. Проблемы интеграции. Не существует единого стандарта, который предполагает использование безальтернативной АБИС. Все присутствующие на рынке системы используют различные СУБД и технологии. Также в библиотечных учреждениях используются и собственные наработками, технологиями и стандартами.
Рекомендации: для нормального функционирования библиотек необходимо вмешательство государства с целью создания единого стандарта обмена данными, который будет эффективным при объединении библиотечных ресурсов.
2. Проблема авторского права. При объединении электронно-библиотечных ресурсов следует руководствоваться современным законодательством РФ об авторском праве. Данный аспект, резко ограничивает использование информации в цифровом формате.
Рекомендации: необходимо провести реформу авторского права с целью смягчения доступа и использования документов в интересах образовательного кластера.
3. Дистанционное образование. При объединении электронных библиотечных ресурсов и их использования в образовательном кластере существенно возрастает роль дистанционного образования. Потенциал данных возможностей увеличивает объем образовательных услуг, реализуемых в электронной среде. Для обеспечения пользователей электронными документами сетевых удаленных ресурсов, библиотека вынуждена приобретать ежегодный абонемент на различные электронно-библиотечные системы. Подобная ситуация превращает ее в заложника ежегодной подписки на сторонние ресурсы [5].
Рекомендации: для улучшения качества дистанционного образования в кластере следует повышать уровень предоставления информации, качество образовательных услуг и изменение условий подписки на электронные документы.
4. Web-сайт библиотеки. Широкий доступ пользователей к информационным ресурсам во многом обеспечивается за счет создания библиотечных web-сайтов, которые в свою очередь, представляют библиотеку в едином мировом информационном пространстве [6].
Рекомендации: при проектировании web-сайта библиотеки необходимо учитывать сложность освоения платформы и инструментов для его создания.
5. Облачные сервисы. При работе современных АБИС необходимо учитывать, что растет уровень требований к производительности и объему обрабатываемых данных. Появляются сервисы, способные удовлетворять данным требованиям на гетерогенной вычислительной
инфраструктуре, компоненты которых могут функционировать как в виде кластеров, так и в режиме виртуализации, например, облачные сервисы.
Рекомендации: Вполне оправдано использование облачных сервисов в качестве одного из компонентов в объединенных библиотечных ресурсах.
6. Мобильные технологии. Многие пользователи предпочитают использовать мобильные гаджеты для доступа к различным библиотечным ресурсам, так как бумажный носитель теряет свое прямое назначение, уступая своей электронной копии.
Рекомендации: при создании электронных библиотечных ресурсов следует обратить пристальное внимание на использование мобильных технологий.
Литература
1. Закупка №0173100003714000692. — Режим доступа: http://zakupki.gov.ru/epz/order/notice/zk44/view/common-mfo.html?regNumber=0173100003714000692
2. Постановление Правительства РФ от 7 февраля 2011 г. № 61 «О Федеральной целевой программе развития образования на 2011-2015 годы» (с изменениями и дополнениями). — Режим доступа: Система ГАРАНТ: http://base.garant.ru/55170694/
3. Система автоматизации библиотек ИРБИС. — Режим доступа: http://www.spsl.nsc.ru/win/irb_i.html
4. АБИС «Руслан». — Режим доступа: http://abis.ruslan.ru/ruslan
5. Юдина О.А., Лебедев А.В. Электронно-библиотечные системы: проблемы создания, тенденции развития // Электронные ресурсы: от издателей к читателям. Материалы Всероссийской научно-практической конференции, РНБ, Санкт-Петербург, 28 марта — 1 апреля 2011 г. — СПБ., Российская национальная библиотека, 2011. — С. 2834
6. Кейглер Г.А., Удотова В.Н. Интегрированные библиотечные системы в жизни современной библиотеки // Библиосфера. — 2007, №2. — С. 43-47.