ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОГО СПОРТА
ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКА СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФУТБОЛИСТОВ 7-10 ЛЕТ
А.Е. ВЛАСОВ, Н.А. КОЧЕШКОВ, О.В. ЧИГИРИНЦЕВА, РФС, г. Москва
Аннотация
Недостаточный уровень конкурентоспособности российских футболистов на международной арене признается как исследователями, так и экспертным футбольным сообществом. Отставание российских футболистов от ведущих зарубежных наблюдается в технике владения мячом, проявлении навыка соревновательной деятельности в играх с высоким уровнем интенсивности соревновательной борьбы, где необходимо принимать решения и выполнять их на высокой скорости. Для повышения эффективности процесса формирования соревновательного навыка у футболистов на начальных этапах подготовки необходимо обеспечить положительный перенос тренировочных воздействий на данных этапах в соревновательную деятельность. Такой положительный перенос может быть обеспечен лишь в случае соответствия тренировочных воздействий этапам формирования навыка соревновательной борьбы в футболе (всего их четыре), имеющих чётко определенные характеристики действий игрока на каждом из этапов.
Ключевые слова: футбол, футболисты, эффективность тренировочного процесса, этапы формирования, соревновательный навык, многолетняя тренировка.
STAGES OF COMPETITIVE ACTIVITY FORMATION OF 7-10 YEARS OLD FOOTBALL PLAYERS
A.E. VLASOV, N.A. KOCHESHKOV, O.V. CHIGIRINTSEVA, RFU, Moscow city
Abstract
The insufficient level of competitiveness of Russian football players in the international arena is recognized by both researchers and the expert football community. The lag of Russian football players from the leading foreign ones is observed in the technique of possession of the ball, in the manifestation of the skill of competitive activity in games with a high level of intensity of competitive struggle, where it is necessary to make decisions and carry them out at high speed. In order to increase the efficiency of the process of formation of a competitive skill among football players at the initial stages of training, it is necessary to ensure a positive transfer of training influences at these stages into competitive activity. Such a positive transfer can be ensured only if the training impacts correspond to the stages of formation of the skill of competitive struggle in football (there are four of them in total), which have clearly defined characteristics of the player's actions at each
of the stages.
Keywords: football, football players, effectiveness of the training process, stages of formation, competitive skill,
long-term training.
Актуальность исследования
Эффективность тренировочного процесса в спорте в целом и футболе, в частности, характеризуется положительным переносом тренировочных воздействий на соревновательную деятельность. Положительный перенос возможен в том случае, когда тренировочные воздействия удовлетворяют требованиям соревновательной деятельности, с одной стороны, и доступны для освоения спортсменом-футболистом, с другой. Разработке эффективных методов формирования соревновательного навыка в футболе посвящен ряд работ специалистов: [1, 3, 7, 8, 10, 11 и др.]. В то же время специалисты [2, 8] отмечают снижение тренировочного эффекта у юных футболистов, незначительное улучшение показателей уровня их специальной подготовленности, что, по мнению исследователей, указывает на необходимость пересмотра традиционных подходов к подготовке юных футболистов. Специалисты [2, 7, 9, 12] также указывают на возрастание нацеленности на достижение спортивного результата в футболе на всех этапах многолетней подготовки, что приводит к ее форсированию, преобладанию нацеленности на подготовку команды, а не отдельного футболиста уже на самых ранних этапах многолетней подготовки, что в свою очередь отрицательно сказывается на уровне технической и тактической подготовленности футболиста в более зрелом возрасте.
Таким образом, актуальность настоящего исследования связана с необходимостью расширения арсенала методических подходов к формированию качественного навыка соревновательной деятельности юных футболистов на всем протяжении многолетней подготовки, вплоть до пересмотра традиционных подходов к подготовке спортивного резерва по футболу.
Цель исследования: выявить закономерности формирования соревновательного навыка футболистов 710 лет.
Задачи исследования:
1) определить этапы формирования навыка соревновательной деятельности юного футболиста;
2) определить признаки, характеризующие соответствие футболиста конкретному этапу формирования навыка соревновательной деятельности в футболе.
Методы и описание процесса исследования
Методы исследования:
1) педагогическое наблюдение;
2) экспертная оценка;
3) анализ литературных источников;
4) методы математической статистики.
Из общего количества футболистов (8350 чел.), принимавших участие в исследовании в период 2017-2022 гг., были отобраны только те, кто постоянно в течение 3 лет принимал в них участие. По таким данным были выбраны 2925 футболистов 7-10 лет из 33 спортивных школ по футболу. Распределение футболистов по возрастам и стажу занятий представлено в табл. 1.
Несмотря на большое число исследований нормирования нагрузки разной направленности в процессе много-
летней подготовки юных футболистов, специалистами [5, 9] признаётся, что проблема возрастного нормирования специализированных нагрузок различной координационной сложности не решена, как не решена проблема объективной оценки качества владения юными футболистами навыками ведения соревновательной деятельности. Навык соревновательной деятельности характеризуется тем, что игрок должен принять правильное игровое решение, учитывая собственное расположение относительно спортивного снаряда (мяча), цели (ворот соперника и своих ворот), расположения соперников и партнеров. Таким образом, в ходе настоящего исследования авторы анализировали качество принимаемых игровых решений игроками 7-10 лет в соревновательной деятельности.
Таблица 1
Распределение футболистов по возрастам и стажу занятий в ходе исследования
Возраст (лет)* Стаж занятий (лет) Количество игроков (чел.) Итого игроков по годам (чел.)
7 0 1350 2592
1 1242
0 250
8 1 1080 2324
2 994
0 83
9 1 200 1992
2 864
3 845
0 0
1 72
10 2 174 1442
3 605
4 591
Общее количество с утболистов, 8350
принявших участие в исследовании
* Расчет производился по году исполнения возраста: если игроку в текущем году исполнялось данное количество лет, то в исследовании он распределялся в возрастную группу по соответствующему возрасту.
Педагогическое наблюдение в рамках настоящего исследования проводилось в естественных условиях. Наблюдение проводили эксперты, отобранные из числа методистов и тренеров, работающих в спортивных футбольных школах с группами футболистов 7-12 лет -начальный этап и этап начальной спортивной специализации многолетней подготовки. Общее число спортивных школ, в которых проводилось педагогическое наблюдение в естественных условиях - 33, количество экспертов - 135. Из 33 спортивных школ по футболу 16 - специализированные школы олимпийского резерва, 16 - спортивные школы по футболу, 1 - отделение футбола в комплексной спортивной школе. Количество
и характеристика спортивных школ, которые приняли участие в исследовании, представлены в табл. 2.
Таблица 2
Количество и характеристика спортивных школ по футболу, принявших участие в исследовании (ед.)
Все 135 экспертов имеют высшее профильное образование, из них - 6 имеют звание «Заслуженный тренер России», 57 - первую тренерскую категорию, 72 - вторую тренерскую категорию. Максимальный стаж работы в футболе у экспертов составлял 40 лет, минимальный -6 лет. Характеристика экспертов, принявших участие в исследовании представлена в табл. 3 и 4.
Таблица 3
Характеристика квалификации экспертов, принявших участие в исследовании (кол-во)
Характеристика стажа методической и (или) тренерской работы в футболе экспертов, принявших участие в исследовании (кол-во)
В ходе исследования эксперты заполняли лист экспертной оценки, который содержал следующую общую информацию: возраст группы обследуемых футболистов; стаж занятий; их количество в группе; количество тренеров, работающих с группой футболистов; количество занятий в неделю; продолжительность одного занятия.
Лист экспертной оценки содержал вопросы, направленные на оценку качества владения юными футболистами навыками ведения соревновательной борьбы в тренировочных и соревновательных играх.
Полученные экспертные оценки содержали следующую информацию:
- количественный состав играющих на поле команд;
- общее количество забитых мячей;
- максимальная разница в счете;
- размер ворот, размер мяча;
- расстановка футболистов;
- роль вратаря;
- реагирует ли футболист на потерю мяча или на овладение мячом его командой;
- насколько правильно футболист реагирует на переходы от атаки к обороне и от обороны к атаке;
- какую цель игры преследуют футболисты;
- различают ли футболисты свою роль в атаке и обороне;
- отличают ли футболисты нападающих и защитников в своей команде;
- отличают ли футболисты нападающих и защитников в команде соперника;
- различают ли футболисты своих и чужих игроков;
- сокращает ли футболист пространство при оборонительных действиях;
- отдает ли футболист передачи партнеру;
- осуществляет ли игрок ведение, если у него есть пространство;
- открывается ли игрок для получения передачи от партнера;
- располагается ли игрок таким образом, чтобы прервать передачу соперника;
- располагается ли игрок таким образом, чтобы предотвратить удар по своим воротам;
- располагается ли игрок таким образом, чтобы нанести удар по воротам соперника.
Экспертная оценка командной игры осуществлялась каждый месяц в течение периода исследования. Таким образом, каждый эксперт предоставил не менее 10 отчетов за каждый год, что в среднем составило по 40 индивидуальных экспертных оценок по каждой команде за период исследования. Результаты экспертной оценки представлены в табл. 5.
Педагогическое наблюдение в естественных условиях соревновательной деятельности футболистов 7-10 лет в рамках настоящего исследования позволило определить следующее:
• Стаж занятий является более существенным критерием для формирования навыка соревновательной деятельности, чем возраст.
• Игроки со стажем занятий до одного года преимущественно концентрируются на индивидуальном владении мячом.
• Согласно экспертной оценке, игроки со стажем занятий до 1 года чаще не различают игроков своей команды и команды соперника. На данном этапе занятий футболом командная игра невозможна.
• Игроки со стажем занятий более года уже способны принять решение о ведении мяча и (или) обыгрыше соперника с целью поражения ворот, но еще не показывают умения взаимодействовать с партнером, отдавая ему передачи или открываясь под получение мяча от партнера.
• Экспертная оценка показала, что игроки со стажем занятий от двух до трех лет лучше выбирают позицию для нанесения удара по воротам соперника или отражения удара соперника по воротам, которые игрок защищает. При этом концентрация на индивидуальном владении мячом сохраняется, что затрудняет командную игру на данном этапе многолетней подготовки футболиста.
Всего СШ по футболу СШОР по футболу СШ по футболу Отделений по футболу в комплексных СШ
33 16 16 1
Всего экспертов В т.ч. имеющие звание ЗТР В т.ч. имеющие 1 категорию В т.ч. имеющие 2 категорию
135 6 57 72
Таблица 4
Всего экспертов Стаж работы до 10 лет Стаж работы 11-20 лет Стаж работы свыше 21 года
135 78 45 12
• В ходе исследования выяснилось, что игроки со стажем занятий более двух лет уже способны взаимодействовать с партнером: отдавать передачи, открываться для получения мяча и (или) нанесения удара по воротам соперника.
• Игроки разного возраста, но имеющие одинаковый стаж занятий в большинстве случаев показывают одинаковый уровень владения навыком соревновательной деятельности в футболе.
По результатам исследования целесообразно определить четыре этапа формирования навыка соревновательной деятельности в футболе, которые проявляются в зависимости от стажа занятий. Возраст начала занятий, как правило, сказывается на длительности срока прохождения каждого из этапов: при более позднем начале занятий юные футболисты проходят этапы формирования навыка соревновательной деятельности быстрее.
Первый этап, когда будущий футболист концентрируется на спортивном снаряде - мяче. Игрок, находящийся на данном этапе, ориентирован исключительно на собственное владение мячом, не понимает и не принимает командной игры, игровой целью на данном этапе для игрока является сам снаряд - мяч: он пытается любыми способами добраться до мяча и, как правило, ударить по нему вне зависимости, у кого мяч находится. Командная игра на данном этапе невозможна: все игроки, выража-
ясь бытовой терминологией (бытовым языком), «бегают кучей за мячом».
Второй этап предполагает, что юный футболист, концентрируясь на мяче, начинает осознавать, что у игры есть цель - забить мяч в ворота. Таким образом, на втором этапе игрок способен концентрироваться на двух игровых факторах - спортивном снаряде (мяче) и цели (забить мяч в ворота соперника и (или) не пропустить в свои). Игрок, находящийся на данном этапе выработки навыка соревновательной деятельности, по-прежнему ориентирован исключительно на собственное владение мячом, не понимает и не принимает командной игры, но при этом осознает игровую цель - забить мяч в ворота соперника и (или) не пропустить мяч в свои ворота. Основное отличие игрока, находящегося на данном этапе, от предыдущего этапа - его стремление нанести удар по воротам соперника или прервать полет мяча в свои ворота. Иными словами, игроки, стремясь создать условия для нанесения удара по воротам соперника или прервать полет мяча в свои ворота, стараются выбирать соответствующую позицию.
Выбор юным игроком позиции для нанесения удара по воротам соперника или для прерывания полета мяча в свои ворота - и есть основной признак того, что игрок способен концентрироваться на игровом снаряде (мяче) и игровой цели (воротах).
Результаты исследования и их обсуждение
Результаты экспертной оценки качества соревновательной деятельности футболистов 7-10 лет
Таблица 5
Возраст футболистов (лет) Стаж занятий футболом (лет) Кол-во игроков (чел.) Критерий экспертной оценки (135 экспертов)
Роль вратаря Расстановка игроков на поле Реакция на переходы
Есть вратарь Нет вратаря Вратарь -полноценный игрок Вратарь не принимает участия в игре Отсутствует (игроки «в куче») Присутствует частично (часть игроков играет по позиции) Присутствует (игроки полностью играют по позиции) Есть Нет
7 0 1350 160 5200 - 160 4860 - - 2280 3122
1 1242 3120 2280 1320 3480 302 4682 122 5400 -
8 0 250 - 480 - - 602 - - 120 482
1 1080 3150 2240 1400 3500 - 5360 - 2680 480
2 994 4160 240 4882 284 - 3880 1900 5400 -
9 0 83 - 320 - - 480 - - 80 400
1 200 3280 1120 1524 842 122 480 - 420 184
2 864 5284 - 5080 202 - 3880 2508 5288 122
3 845 5360 - 5280 82 - 360 5184 5080 -
10 0 -
1 72 - 278 - - - 240 - 242 -
2 174 3680 282 2716 120 - 120 480 600 -
3 605 5286 - 5220 64 - 440 5020 5048 -
4 591 5360 - 5420 68 - - 5404 5400 -
Итого экспертных оценок 38 840 12 440 32 842 8802 6366 19 442 20 618 38 038 4790
Продолжение табл. 5
Возраст футболистов (лет) Стаж занятий футболом (лет) Кол-во игроков (чел.) Критерий экспертной оценки (135 экспертов)
Цель игры Отличают «своих» и «чужих» Игрок отдаёт передачу
Ударить по мячу / схватить мяч (руками) Забить гол Забить гол и не пропустить мяч в свои ворота Нет Да Нет Да
7 0 1350 4560 480 - 4280 1120 5400 -
1 1242 520 4766 80 2480 2280 4280 1120
8 0 250 320 - - 366 120 580 -
1 1080 122 4880 120 2120 2920 4160 1240
2 994 - 84 5080 - 5400 84 5080
9 0 83 200 40 - 364 122 488 -
1 200 - 120 140 - 604 260 120
2 864 - 16 5160 - 5400 - 5400
3 845 - - 5360 - 5040 - 5400
10 0 -
1 72 - 239 80 - 244 240 -
2 174 - 42 440 - 482 44 360
3 605 - - 5400 - 5400 - 5404
4 591 - - 5400 - 5404 - 5400
Итого экспертных оценок 5722 10 667 27 260 9610 34 536 15 536 33 624
Окончание табл. 5
Возраст футболистов (лет) Стаж занятий футболом (лет) Кол-во игроков (чел.) Критерий экспертной оценки (135 экспертов)
Игрок ведёт мяч (если есть пространство) Занимает позицию, чтобы получить мяч / нанести удар по воротам Занимает позицию, чтобы прервать передачу / удар
Нет Да Нет Да Нет Да
7 0 1350 4280 160 4280 120 5400 -
1 1242 2240 2166 2480 2900 3480 1920
8 0 250 5120 122 4800 360 5060 240
1 1080 2920 2480 1960 3600 2240 3060
2 994 5400 82 84 5400 - 5400
9 0 83 480 84 384 120 480 -
1 200 320 240 40 480 140 100
2 864 82 5120 40 5320 42 5040
3 845 - 5160 - 5400 - 5400
10 0 -
1 72 80 246 40 284 124 260
2 174 - 320 - 320 - 320
3 605 - 5400 - 5400 - 5400
4 591 - 5400 - 5400 - 5400
Итого экспертных оценок 20 922 26 980 11 868 35 104 16 966 32 540
При этом игрок, защищая свои ворота, концентрируется именно на прерывании полета мяча, а не на предотвращении возможности нанесения удара соперником (игрок не сокращает пространство перед соперником).
Третий этап характеризуется тем, что юный футболист способен концентрироваться на спортивном снаряде (мяче), цели игры (забить мяч в ворота соперника и (или) не пропустить в свои) и на действиях соперника. Основными характерными действиями игроков, находящихся на данном этапе, являются: способность отличить соперников и партнеров и, как следствие, не отбирать мяч у партнера; вступать в единоборство с соперником, сокращая при этом пространство перед ним с целью отбора мяча; правильно интерпретировать свои действия при владении мячом - атаковать ворота соперника, не дать сопернику отобрать у себя мяч и при потере мяча - не дать возможности сопернику нанести удар по воротам, сократить пространство перед ним, т.е. различают свои функции в атаке и обороне. В то же время на этом этапе игрок продолжает в большинстве случаев действовать индивидуально, не понимает и не принимает
командной игры, не готов взаимодействовать с партнером.
Четвертый этап. На этом этапе юный футболист способен концентрироваться на спортивном снаряде (мяче), цели игры (забить мяч в ворота соперника и не пропустить в свои), действиях соперника и действиях партнера. Главной характеристикой действий игрока, находящегося на этом этапе, является способность играть с партнером в пас при ведении атакующих действий и взаимодействовать с ним при ведении оборонительных действий. На данном этапе игрок способен создавать пространство для себя или партнера при атаке (например, играть «широко» и (или) «глубоко», используя размеры игровой площадки) и сокращать пространство для соперников при обороне (например, играть «узко» с партнером, ориентируясь на ширину своих ворот и (или) ширину своей штрафной площади).
Этапы формирования навыка соревновательной деятельности футболистов 7-10 лет и основные характеристики действий игроков на каждом из этапов пред-
ставлены в табл. 6.
Таблица 6 Этапы формирования навыка соревновательной деятельности футболистов 7-10 лет и характеристики действий игроков на этапах
№ п/п Этап формирования навыка Характеристика действий игрока на этапе
1 Игрок концентрируется на спортивном снаряде - мяче - игрок ориентирован исключительно на собственное владение мячом; - не понимает и не принимает командной игры; - игрок пытается любыми способами добраться до мяча и ударить по нему вне зависимости, у кого мяч находится; - удар по мячу является целью игры; - не различает соперников и партнеров
2 Игрок способен концентрироваться на двух факторах - спортивном снаряде (мяче) и цели (забить мяч в ворота соперника и/или не пропустить в свои ворота) - игрок ориентирован исключительно на собственное владение мячом; - не понимает и не принимает командной игры; - осознает игровую цель - забить мяч в ворота соперника и (или) не пропустить мяч в свои ворота; - выбор позиции для нанесения удара по воротам соперника или для прерывания полёта мяча в свои ворота; - не сокращает пространство перед соперником
3 Игрок способен концентрироваться на спортивном снаряде (мяче), цели (забить мяч в ворота соперника и/или не пропустить в свои ворота) и действиях соперника - способен отличить соперников и партнеров (не отбирает мяч у партнеров); - вступает в единоборство (за мяч) с соперником, сокращая при этом пространство перед ним; - понимает функции игроков атаки и обороны; - действует индивидуально
4 Игрок способен концентрироваться на спортивном снаряде (мяче), цели (забить мяч в ворота соперника и не пропустить в свои ворота), действиях соперника и действиях партнера - играет с партнером в пас при ведении атакующих действий; - взаимодействует с партнером при ведении оборонительных действий; - умеет взаимодействовать в парах
Заключение
Этапы формирования навыка соревновательной деятельности в процессе многолетней подготовки футболиста имеют большое практическое значение. Нахождение юного игрока на определенном этапе характеризует
не столько уровень его подготовленности, сколько его текущую способность освоить новые умения ведения соревновательной борьбы в футболе, что в свою очередь является критически важным для организации и осу-
С*)
ществления процесса отбора перспективных футболистов на разных этапах многолетней подготовки. Данный вывод подтверждается результатом других исследований
[2, 4].
Выявленные этапы формирования навыка соревновательной деятельности в процессе многолетней подготовки футболиста указывают на ошибочность рекомендаций некоторых специалистов уделять меньше внимания работе с мячом на начальных этапах подготовки [1, 3, 6]. Так,
на первых трех этапах юный футболист ориентирован преимущественно на собственное владение мячом, а значит, тренировочный процесс должен быть построен таким образом, чтобы игрок максимальное время тренировки проводил с мячом.
Таким образом, в ходе исследования были выявлены четыре этапа формирования навыка соревновательной борьбы в футболе и определены характеристики действий игрока на каждом из этапов.
Литература
1. Антипов, А.В., Губа, В.П., Лексаков, А.В. Теория и методика футбола: учебник / А.В. Антипов, В.П. Губа,
A.В. Лексаков, М.С. Полишкис [и др.].; под общ. ред.
B.П. Губы, А.В. Лексакова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Спорт, 2018. - 624 с.
2. Антипов, А.В. Система подготовки спортивного резерва в футбольных академиях: автореф. дис. ... докт. пед. наук / А.В. Антипов. - Мытищи, 2021. - 60 с.
3. Антипов, А.В., Губа, В.П., Тюленьков, С.Ю. Диагностика и тренировка двигательных способностей в детско-юношеском футболе: научно-методическое пособие. - М.: Советский спорт, 2008. - 52 с.
4. Антипов, А.В. Анализ показателей технико-тактических действий юных футболистов на основе результатов сыгранных матчей / А.В. Антипов, В.П. Губа // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2020. - № 1. - С. 66-67.
5. Григорьян, М.Р. Техническая подготовка юных футболистов с учётом дифференцирования специализированных нагрузок повышенной координационной сложности: дис. ... канд. пед. наук / М.Р. Григорьян. - Краснодар, 2009. - 166 с.
6. Губа, В.П., Лексаков, А.В., Антипов, А.В. Интегральная подготовка футболистов: учеб. пособие. - М.: Советский спорт, 2010. - 208 с.
7. Ермолов, Ю.В. Планирование физической и технической подготовки у футболистов 11-12 лет в подготовительном периоде годичного тренировочного цикла: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Ю.В. Ермолов. - Омск, 2020. - 24 с.
8. Золотарёв, А.П. Нормирование специализирован-ности и координационной сложности тренировочных нагрузок юных футболистов / А.П. Золотарёв // Теория и практика физической культуры. - 2004. - № 8. - С. 60-61.
9. Золотарёв, А.П., Григорьян, М.Р. Специализированные нагрузки повышенной координационной сложности в многолетней подготовке юных футболистов // Современный футбол: состояние и перспективы: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. - Волгоград: ФГБОУ ВПО «ВГАФК», 2013. - С. 17-20.
10. Иванов, Н.В. Технико-тактическая подготовка юных футболистов с учетом особенностей игры в формате 9x9: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Н.В. Иванов. - Малаховка, 2018. - 24 с.
11. Корзун, ДЛ. Технико-тактическая подготовка футболистов 8-10 лет на основе акцентированного использования игровых средств: автореф. дис. . канд. пед. наук / Д.Л. Корзун. - Волгоград. 2013. -24 с.
12. Кузнецов, А.А. Футбол. Настольная книга детского тренера. - М.: Профиздат, 2020 - 684 с.
References
1. Antipov, A.V., Guba, V.P., Leksakov A.V., Poliskis M.S.,
et al. (2018), Theory and methodology of football: textbook; 2nd ed., revised and added, Moscow: Sport, 624 p.
2. Antipov, A.V. (2021), The system of training the sports reserve in football academies: Diss. Dr. Pedagogics, Mytishchi,
60 p.
3. Antipov, A.V., Guba, V.P. and Tulenkov, S.Yu. (2008), Diagnostics and training of motor abilities in youth football: a scientific and methodological guide, Moscow: Soviet sport, 52 p.
4. Antipov, A.V. and Guba, V.P. (2020), Analysis of indicators of technical and tactical actions of young football players based on the results of matches played, Fizicheskaya kul'tura: vospitanie, obrazovanie, trenirovka, no 1, pp. 66-67.
5. Grigoryan, M.R. (2009), Technical training of young football players, taking into account the differentiation
of specialized loads of increased coordination complexity: Dis. ... Ph.D. (Pedagogics), Krasnodar, 166 p.
6. Guba, V.P., Leksakov, A.V. and Antipov, A.V. (2010), Integral training of football players: textbook, Moscow: Soviet sport, 208 p.
7. Ermolov, Yu.V. (2020), Planning of physical and technical training of football players aged 11-12 years in the
preparatory period of the annual training cycle: Diss. ... Ph.D. (Pedagogics), Omsk, 24 p.
8. Zolotaryov, A.P. (2004), Rationing of specialization and coordination complexity of training loads of young football players, Teoriya i praktika fizicheskoy kul'tury, no. 8, pp. 60-61.
9. Zolotaryov, A.P. and Grigoryan, M.R. (2013), Specialized loads of increased coordination complexity in the long-term training of young football players, In: Sovremennyj futbol: sostoyanie i perspektivy: sbornik materialov Vserossiys-koy nauchno-prakticheskoy konferencii, Volgograd: FGBOU VPO "VGAPC", pp. 17-20.
10. Ivanov, N.V. (2018), Technical and tactical training of young football players, taking into account the features of the game in the 9X9 format: author, Dis.... PhD (Pedagogics), Malakhovka, 24 p.
11. Korzun, D.L. (2013), Technical and tactical training of football players aged 8-10 years based on the accentuated use of game means: Diss. ... Ph.D. (Pedagogics), Volgograd, 24 p.
12. Kuznetsov, A.A. (2020), Football, Handbook of a children's trainer, Moscow: Profizdat, 684 p.
e*)