Научная статья на тему 'ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАРОДОСБЕРЕЖЕНИЯ КАК ЭЛЕМЕНТА ПОЛИТИКИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ В КОНЦЕ XX НАЧАЛЕ XXI ВЕКА'

ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАРОДОСБЕРЕЖЕНИЯ КАК ЭЛЕМЕНТА ПОЛИТИКИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ В КОНЦЕ XX НАЧАЛЕ XXI ВЕКА Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
93
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
национальная безопасность / народосбережение / историко-культурные коды / национальная идентичность

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Липатов Олег Анатольевич

в статье рассматривается периодизация процесса формирования народосбережения как значимого приоритета обеспечения безопасности в социальной сфере. Народосбережение рассматривается как результат взаимодействия государства и общества во внутренней политике. Обосновывается необходимость защиты историко-культурных кодов как основы национальной идентичности народа России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАРОДОСБЕРЕЖЕНИЯ КАК ЭЛЕМЕНТА ПОЛИТИКИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ В КОНЦЕ XX НАЧАЛЕ XXI ВЕКА»

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ

ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАРОДОСБЕРЕЖЕНИЯ КАК ЭЛЕМЕНТА ПОЛИТИКИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ В КОНЦЕ XX - НАЧАЛЕ XXI ВЕКА

Липатов О.А.

Липатов Олег Анатольевич - соискатель ученой степени кандидата исторических наук, Институт международных отношений и мировой истории Университет им. Н.И. Лобачевского, г. Нижний Новгород

Аннотация: в статье рассматривается периодизация процесса формирования народосбережения как значимого приоритета обеспечения безопасности в социальной сфере. Народосбережение рассматривается как результат взаимодействия государства и общества во внутренней политике. Обосновывается необходимость защиты историко-культурных кодов как основы национальной идентичности народа России.

Ключевые слова: национальная безопасность, народосбережение, историко-культурные коды, национальная идентичность.

Произошедшие события августа 1991 года коренным образом изменили идеологическую основу зарождающейся российской государственности, нивелировав не только коммунистические устои советского общества, но и во многом произошел отход от государственных приоритетов. В конце 1991 года - начале 1992 года общим моментом в деятельности государственной власти, как во внутриполитической, так и во внешнеполитической сферах, стала декоммунизация и деидеологизация российской политики. Однако сами национальные интересы не рассматривались как реальная основа политической деятельности. Прослеживалась четкая зависимость в ориентации на западные модели демократии, западные ценности. Общественные подсистемы под эгидой реформаторства начинают разрушаться, не получая ничего взамен. Экономическая и социальная сферы фактически начали выстраиваться заново в условиях приоритета частной собственности, разрушения системы социальных институтов и гарантий. Все это происходило на фоне трансформации социокультурных оснований жизнедеятельности российских граждан.

В 90-е годы ХХ века само федеративное устройство российского государства становилось основным источником противоречий, непосредственно связанных с обеспечением национальной безопасности России. Повышение уровня национализма в ряде субъектов РФ и подрывные действия антиконституционных сил стали способны вызвать распад самого Российского государства. Невозможность разрешения этих проблем с помощью существовавших методов государственного управления наглядно продемонстрировала первая чеченская кампания 1994-1996 гг. Окончание периода 90-х гг. ХХ века в России характеризовалось условиями радикального переустройства российской политической системы исходя из необходимости построения «современного» демократического общества. Однако это вступало в противоречие с существовавшим системным кризисом в политике, экономике и социальной сфере и, соответственно, несбалансированному развитию системы национальной безопасности. Особенностью реализации политики обеспечения национальной безопасности в России в рассматриваемый период следует признать постоянно повторяющиеся в течение всего времени парламентско-правительственные кризисы, которые отодвигали на второй план проблематику национальной безопасности и использовали данную проблему исключительно в контексте разрешения внутриполитических конфликтов. Неустойчивость политики

обеспечения национальной безопасности порождали, в том числе длящийся системный кризис в российском обществе и государстве, что во многом являлось следствием низкого жизненного уровня российских граждан, постоянные социально-экономические и другие потрясения. Значительное снижение значимости Б.Н. Ельцина и как политической фигуры и как Президента РФ указывало на слабость и уязвимость института президентства, в основе чего лежал личностный фактор. Постоянные угрозы импичмента вносили дезорганизацию и способствовали постоянной конфликтной ситуации во власти, затрудняя тем самым выработку адекватных политических решений в области обеспечения национальной безопасности.

В 90 годы XX - начале XXI века серьезным негативным моментом с точки зрения интеллектуального воспитания новых поколений и идентичности взрослого населения стал разрыв «связи времен», который привел к отрицанию и неизбирательной критике в СМИ, в литературе и в искусстве всех аспектов советского периода. Подобная ситуация способствовала только разрушению связей и преемственности различных поколений. Этому способствовала активная либеральная политика молодого российского государства, которая проводилась в начале девяностых годов. Одним из ее приоритетов стало отрицание необходимости на государственном уровне вмешательства в духовную сферу граждан России, оставляя процессы формирования убеждений и ориентиров в жизни различного склонным к мистификации субъектам, получившим доступ на волне перемен к средствам массовой информации. Подобное развитие событий свидетельствовало только о практически полной утере или нивелировании т. н. культурного кода российским народом [1. с. 5]. Постоянная динамика историко-культурных кодов позволяет не только обеспечить сохранность, но и развитие существующего в определенный исторический период коммуникативный потенциал общества конкретной личностью и способствовать четкому пониманию и осмыслению исторически значимых социокультурных практик. Историко-культурные коды представляют собой достаточно активный фактор обеспечения национальной безопасности в рассматриваемый период. Их актуализация была связана с вопросами выживания российской национальной идентичности в условиях динамично меняющихся внутриполитических и внешнеполитических условий. Где роль государства оказалась приоритетной в стремлении выстроить на их основе новую систему политико-властных отношений, обеспечивших устойчивость нового российского государства в мире.

В 90 годы XX - начале XXI века формируются специфические отношения между государством и обществом, одним из центральных вопросов в которых выступает проблема наличия желания, готовности и способности государства создать условия по обеспечению в жизни каждого гражданина духовное и материальное благополучие, опирающегося на высокий экономический и социальный потенциал государства, целенаправленную государственною политику в этой сфере, а также интенсивном развитии всего потенциала возможностей. В этот период постепенно формируется необходимость в восприятии государством проблемы народосбережения как одного из приоритетных ориентиров внутренней политики [2. с 53]. Можно выделить три основных этапа ее решения. Первый - 1993-2000 гг. - формирование необходимости народосбережения со стороны государства; 2000-2006 гг., формирование народосбережения как элемента государственной политики; 2006 - н.в. - целостная политика народосбережения, включающая элементы различных видов политики государства. Начиная свое формирование как определенный вид социальной политики, демографическая проблема становится комплексной, охватывающей сферу обеспечения национальной безопасности России. При этом задача, собственно, народосбережения представляет собой элемент уже не только демографической, но и семейной, молодежной политики, и политики в сфере здравоохранения.

Список литературы

1. Путин В.В. Россия: национальный вопрос. // Информационно-аналитический сборник по материалам круглого стола «Обсуждение статьи Председателя Правительства Российской Федерации В.В. Путина М., Государственное бюджетное учреждение города Москвы «Московский дом национальностей», 2012. С. 2-12.

2. Семенова И.Ю. Народосбережение как фактор социальной политики в условиях укрепления Российской государственности // Oeconomia et Jus., 2018. № 2. С. 49-53.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.