Научная статья на тему 'Этапы формирования личной организованности подростков в процессе физкультурно-спортивной деятельности'

Этапы формирования личной организованности подростков в процессе физкультурно-спортивной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
549
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / НАПРАВЛЕНИЯ / ЭТАПЫ / ОПЫТ / ИДЕАЛ (ОБРАЗЕЦ) / ИДЕАЛЬНЫЙ ПЕДАГОГ / ДИНАМИКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Наумова Евгения Михайловна

Автор провел анализ физкультурно-спортивной деятельности по изучению процесса формирования личной организованности, в ходе которого была выделена система, состоящая из направлений, взаимно связанных между собой. Специфической особенностью реализации разработанных направлений стала организация практической деятельности по двум взаимодополняющим направлениям. В рамках первого направления личная организованность рассматривалась как объект спортивной деятельности, в рамках второго как средство профессионального и личностного развития. В статье подробно анализируются и классифицируются полученные результаты тестов уровней обязательности, умения управлять временем у педагогов, тренеров, руководителей команд и подростков. По итогам исследования, проведенного у педагогов, тренеров, руководителей команд, подростков, даются конкретные рекомендации по приобретению осознанного и активного отношения подростков к учебной, профессиональной, творческой деятельности, а также к желанию достижения наивысших результатов. Для педагогов, тренеров, руководителей команд указывается необходимое требование к стремлению поддержания образца «идеальный педагог». Приводятся результаты отношения учащихся к ответственности. Учитывая особенности школьников, отнесенных автором к различным группам, намечена программа их воспитания в команде. Определена цель формирования личной организованности, опираясь на стремление к избранному идеалу, намечены последовательные шаги регулирования поведения подростков в процессе физкультурно-спортивной деятельности. Автором рассматриваются этапы процесса формирования личной организованности подростков в процессе физкультурно-спортивной деятельности. В результате объективно установленного педагогического наблюдения в команде морского многоборья установлены шесть этапов воздействия педагогов, тренеров, руководителей команд на процесс формирования личной организованности школьников. Итогом изучения процесса формирования личной организованности педагогов, тренеров, руководителей команд, их профессиональной деятельности, а также подростков с их физкультурно-спортивной деятельностью и работу команд при школах стало установление положительной динамики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Stages of formation of the self-discipline of teenagers in the course of sports activity

The author conducted the analysis of the sports activity on the study of the formation of self-discipline, during which there was, identified the system consisting from the mutually interconnected directions. Specific feature of the implementation of the developed areas was the organization of the practice by two complementary ways. In the frames of the first direction the self-discipline was considered as the object of sports activities, in the second as a means of the professional and personal development. The article has analyzed and classified in details the results of the tests of the compulsory levels, the ability to manage the time among the teachers, coaches, team leaders and adolescents. By the results of the study, conducted among the teachers, coaches, team leaders, teenagers the author has given the specific recommendations on the acquisition of the conscious and active attitude of teenagers to educational, professional, creative activity, as well as to the desire to achieve the best results. For teachers, coaches, team leaders it has indicated the necessary requirements to the desire to maintain the sample of 'ideal teacher'. The results of students' attitudes to self-discipline have been presented. Given the characteristics of the students that the author referred to various groups the study outlined the program of their training in the team. The article determined the purpose of formation of the personal self-organization based on the aspiration to the chosen ideal it outlines the progressive steps in regulating the behavior of teenagers in the course of sports activity. The author considers the stages of the process of formation of the personal self-organization of teenagers in the course of sports activity. As a result of the objective pedagogical observation in the team of sea all-round the author set six stages of influence of teachers, coaches, team leaders on the formation of personal school children organization. The result of the study covering the formation of the personal self-organization of teachers, coaches, team leaders, their professional activities, as well as young people with their physical training and sports activities and work of the teams at schools was the establishment of the positive dynamics.

Текст научной работы на тему «Этапы формирования личной организованности подростков в процессе физкультурно-спортивной деятельности»

УДК 796.011

ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОЙ ОРГАНИЗОВАННОСТИ ПОДРОСТКОВ В ПРОЦЕССЕ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Евгения Михайловна Наумова, старший инструктор-методист, Муниципальное образовательное учреждение средняя образовательная школа № 12 имени П.Ф. Дерунова (МОУ СОШ№12 им. П.Ф. Дерунова), Рыбинск

Аннотация

Автор провел анализ физкультурно-спортивной деятельности по изучению процесса формирования личной организованности, в ходе которого была выделена система, состоящая из направлений, взаимно связанных между собой. Специфической особенностью реализации разработанных направлений стала организация практической деятельности по двум взаимодополняющим направлениям. В рамках первого направления личная организованность рассматривалась как объект спортивной деятельности, в рамках второго - как средство профессионального и личностного развития. В статье подробно анализируются и классифицируются полученные результаты тестов уровней обязательности, умения управлять временем у педагогов, тренеров, руководителей команд и подростков. По итогам исследования, проведенного у педагогов, тренеров, руководителей команд, подростков, даются конкретные рекомендации по приобретению осознанного и активного отношения подростков к учебной, профессиональной, творческой деятельности, а также к желанию достижения наивысших результатов. Для педагогов, тренеров, руководителей команд указывается необходимое требование к стремлению поддержания образца «идеальный педагог».

Приводятся результаты отношения учащихся к ответственности. Учитывая особенности школьников, отнесенных автором к различным группам, намечена программа их воспитания в команде. Определена цель формирования личной организованности, опираясь на стремление к избранному идеалу, намечены последовательные шаги регулирования поведения подростков в процессе физкультурно-спортивной деятельности.

Автором рассматриваются этапы процесса формирования личной организованности подростков в процессе физкультурно-спортивной деятельности. В результате объективно установленного педагогического наблюдения в команде морского многоборья установлены шесть этапов воздействия педагогов, тренеров, руководителей команд на процесс формирования личной организованности школьников. Итогом изучения процесса формирования личной организованности педагогов, тренеров, руководителей команд, их профессиональной деятельности, а также подростков с их физкультурно-спортивной деятельностью и работу команд при школах стало установление положительной динамики.

Ключевые слова: физкультурно-спортивная деятельность; направления; этапы; опыт; идеал (образец); идеальный педагог; динамика.

STAGES OF FORMATION OF THE SELF-DISCIPLINE OF TEENAGERS IN THE

COURSE OF SPORTS ACTIVITY

Evgenia Mikhailovna Naumova, the senior instructor-methodologist, Municipal educational institution high educational school No. 12, Rybinsk

Annotation

The author conducted the analysis of the sports activity on the study of the formation of self-discipline, during which there was, identified the system consisting from the mutually interconnected directions. Specific feature of the implementation of the developed areas was the organization of the practice by two complementary ways. In the frames of the first direction the self-discipline was considered as the object of sports activities, in the second - as a means of the professional and personal development.

The article has analyzed and classified in details the results of the tests of the compulsory levels, the ability to manage the time among the teachers, coaches, team leaders and adolescents. By the results of the study, conducted among the teachers, coaches, team leaders, teenagers the author has given the specific recommendations on the acquisition of the conscious and active attitude of teenagers to educational, professional, creative activity, as well as to the desire to achieve the best results. For teachers, coaches, team leaders it has indicated the necessary requirements to the desire to maintain the sample of 'ideal

teacher'.

The results of students' attitudes to self-discipline have been presented. Given the characteristics of the students that the author referred to various groups the study outlined the program of their training in the team. The article determined the purpose of formation of the personal self-organization based on the aspiration to the chosen ideal it outlines the progressive steps in regulating the behavior of teenagers in the course of sports activity.

The author considers the stages of the process of formation of the personal self-organization of teenagers in the course of sports activity. As a result of the objective pedagogical observation in the team of sea all-round the author set six stages of influence of teachers, coaches, team leaders on the formation of personal school children organization. The result of the study covering the formation of the personal self-organization of teachers, coaches, team leaders, their professional activities, as well as young people with their physical training and sports activities and work of the teams at schools was the establishment of the positive dynamics.

Keywords: sports activity, directions, stages, experience, ideal (sample), perfect teacher; dynamics.

Проведя анализ физкультурно-спортивной деятельности для изучения процесса формирования личной организованности, мы выделили систему, состоящую из направлений, взаимно связанных между собой.

Направлениями педагогических условий данной системы, будут являться:

1. Отношение к общечеловеческим нравственным ценностям, мотивационно-продуктивной ориентации, ответственности.

2. Положительный опыт организованного человека.

3. Понятие об идеальной лично-организованной личности.

4. Понятие о морально-волевых качествах личности.

Первое направление определяет отношение к общечеловеческим ценностям, моти-вационно-продуктивной ориентации, ответственности. Раздел отражает уровень знаний, эмоциональное отношение к данной ценности, готовность действовать в соответствии с данной ценностью.

Второе направление исследования характеризует ценностные установки личности по отношению к деятельности, команде, определяет уровень личностного развития, стремления, самоконтроля, активности, вдумчивости. Осуществляется приобретение положительного опыта организованного поведения, благодаря которому личность приучается претворять свои нравственные представления, взгляды и убеждения в конкретные поступки. Тем самым устанавливается единство между сознанием и деятельностью.

Третье направление исследования - это выявление наличия идеала лично-организованной личности, его содержания, связи с элементами макро- и микросреды, типов идеала, путей возникновения, степени обобщенности, устойчивости, действенности, совпадения с жизненными целями.

Четвертое направление экспериментальной работы выявляет знание нравственных и волевых качеств личности, моральных понятий, отношения к ним и готовности действовать в соответствии с ними, а также степень самооценки нравственных качеств личности. Здесь, как и во втором направлении, создание ситуаций, с целью воздействия на волевые качества, возможность их проявления.

Специфической особенностью реализации разработанных направлений, стала организация практической деятельности по двум взаимодополняющим направлениям: в рамках первого направления личная организованность рассматривалась как объект спортивной деятельности, в рамках второго - как средство профессионального и личностного развития.

Первое направление характеризуется непосредственным изучением теоретических аспектов по проблеме личной организованности в деятельности и практическим освоением навыков её осуществления, а второе направление - опосредованным формированием позиции самоорганизованности личности в процессе совместной деятельности.

Позиция самоорганизованности выступает необходимым педагогическим условием формирования организованности.

Процесс формирования организованности осуществлялся по этапам таблица 1.

Этапы Функции Содержание Средства педагогической коммуникации

I Общечеловеческие ценности Представления и понятия организованности, ее показатели, уровни и роли Определение типов отсутствия организованности; группы по педагогическому сопровождению

II Положительный опыт организованного поведения Обучение планированию, постановке истинной цели, расстановке приоритетов, контролю и самооценке своей жизни и деятельности Комплекс мероприятий по формированию личной организованности, создание ситуаций

III Наличие идеала Ценностные установки к спортивной деятельности, стремления, само..., активность Воспитание умения считаться с окружающими людьми Программа воспитания

IV Нравственно-волевые качества Воспитание воли, способности переносить напряженную деятельность, умение подчинить себя необходимому режиму Система воздействия тренировок на морально-волевую сферу личности, создание ситуаций

Этапы процесса формирования личной организованности у педагогов, тренеров, руководителей команд и у подростков-спортсменов команд морского многоборья базировались на выводах:

1. За основу изучения в ходе констатирующего эксперимента были взяты следующие показатели, лежащие в основе определения понятия личной организованности: наличие ответственности, самостоятельности, осознание нравственно-волевых качеств и жизненных целей, соответствующих личной организованности, отношение к общечеловеческим ценностям, а также профессиональная и спортивная деятельность педагогов, тренеров, руководителей команд, учащихся и ее влияние на формирование личной организованности, участие в работе команды.

2. Результаты подводились отдельно для педагогов, тренеров, руководителей команд и для каждой команды школы. Учитывались возрастные особенности учащихся, их успеваемость, умение сформулировать проблемы личной организованности и занятия в свободное время, уровень образования родителей и сфера их деятельности. У педагогов, тренеров, руководителей команд учитывалось: уровень образования, профессиональная квалификация, спортивный результат команды.

Классифицируя полученные результаты тестов уровней ответственности, обязательности, умения управлять временем, а у подростков еще и дисциплинированности, мы получили сводную таблицу изучения личности, характеризующую изменения отношения к личной организованности таблица 2.

Таблица 2 - Характеристики изменения отношения к личной заинтересованности

Команда Наличие ответственности Наличие обязательности Уровень образования/Наличие дисциплинированности Наличие умения управлять временем Уровень квалификации/уровень спортивного мастерства

% от общего % от общего % от общего % от общего Спортивный

числа числа числа числа разряд

Педагоги, тренеры, 60 50 80о 50 Мс, КМС

руководители ко-

манд (20 человек)

1 (12 человек) 43 43 28,5 14 1 взрослый

2 (12 человек) 43 43 28,5 14 2взрослый

3 (12 человек) 28,5 28,5 14 14 2взрослый

4 (12 человек) 14 28,5 28,5 14 Звзрослый

По итогам результатов исследования, проведенного у педагогов, тренеров, руководителей команд, мы нашли дополнительные доводы в пользу гипотезы Р.В. Ершовой о зависимости эффективности труда педагогов, тренеров, руководителей команд от уровня организованности [1]. Добиться осознанного и активного отношения подростков к учебной, профессиональной, творческой деятельности, к стремлению достижения наивысших успешных результатов, можно только при сформированной организованности самого педагога, при осознании и целенаправленном воспитании мотивационно-ценностного аспекта поведения, их социальной и личной значимости (выполнение планирования, ответственность за свой результат, коммуникабельность в группе, лидерство, исполнение личных обязанностей, контроль самочувствия, ведение дневников).

В современной школе, в условиях Федерального Государственного образовательного стандарта, педагогам, тренерам, руководителям команд необходимо стремиться к образцу «идеальный педагог».

Идеальный педагог - образец профессионала, носитель гражданских, производственных и личностных функций, сформированных на наивысшем уровне [4 стр. 260].

Структура понятия идеального педагога состоит преимущественно из компонентов базового свойства личности - организованности. Поэтому, следует обратить внимание на формирование и динамику педагогических качеств, составляющие профессиональный потенциал педагога, тренера, руководителя команд.

Обобщение результатов исследования, проведенного в четырех командах, показывает, что более половины учащихся команд пока не имеют сформированную ответственность и обязательность. При таких результатах многие учащиеся хотят добиться профессионального мастерства, стать специалистами своего дела.

В ходе проведенного исследования среди школьников различных команд учащихся в зависимости от наличия или отсутствия у них организованности получили следующие результаты таблица 3.

Таблица 3 - Типы отсутствия организованности

Команды Организованность - мое поведение Организованность не надо иметь вообще, необходимо Организованность не найдена Разочаровались в своей организованности Не верят, что организованность влияет на успеш-

развивать себя ный результат

1 43 14 14 28,5 14

2 28,5 14 28,5 43 14

3 14 28,5 43 57 28,5

4 14 43 71,5 57 43

Первую группу составляют те, кто имеет определенную личную организованность и, сопоставляя свои качества с ней, считают себя ниже по уровню развития, готовы начать вырабатывать в себе это качество.

Вторую группу составляют ученики, которые не имеют личную организованность. Это большинство школьников.

Таким образом, уже в подростковом возрасте можно говорить о начавшейся дифференциации процесса формирования личной организованности.

По уровню сформированности личной организованности все учащиеся в командах, на основании итогов обработки полученных в ходе констатирующего эксперимента данных, были условно разделены на три группы таблица 4.

Таблица 4 - Группы учащихся по уровню сформированности организованности (данные в процентах) __

Уровень сформиро-ванности организованности команды

Педагоги, тренеры, руководители команд% 1 2 3 4

Высокий 10 (2 человека) 14 - - -

Средний 40 (8 человек) 71,5 57 43 28,5

Низкий 50 (10 человек) 14 28,5 57 71,5

Первую группу составили личности, которые имеют высокое значение.

Считают важным в жизни приносить пользу окружающим и быть с ними в хороших отношениях, всегда помогать другим людям, быть тем человеком, в котором нуждаются и хорошо выполнять любую работу. Их мысль направлена не только на себя и личное благополучие, но и на то, как это отзовется на других людях. Они согласны порою на самопожертвование - отказ от личного счастья ради счастья окружающих. Альтруистический идеал в данном случае преобладает над эгоистическим. Можно считать, что эти ученики имеют довольно высокую степень сформированности личной организованности.

Ко второй группе мы отнесли личности со средним уровнем сформированности личной организованности. Их оценка качеств личной организованности не имеет ярко выраженную направленность, колеблется, что характеризует неустойчивость в осмыслении явлений окружающей жизни.

Третья группа - это личности с низким уровнем сформированное™ личной организованности. Их жизненные цели имеют чисто личностную направленность. Они не хотят думать о благе других людей или общества в целом. У них преобладает эгоистический взгляд на жизнь.

Анализируя взгляды школьников на личную организованность, мы поставили перед собой задачу выявить, насколько они связаны с физкультурно-спортивной деятельностью и как она влияет на формирование личной организованности учащихся в существующей практике школьной жизни. С этой целью были проанализированы занятия подростками, дневники, анкетирования школьников.

Исследование охватило также изучение устойчивости суждений подростков о личной организованности и ее ценности.

Изучив идеалы лично-организованной личности подростков, мы разделили их на группы. С учетом особенностей школьников, отнесенных нами к различным группам, мы наметили программу их воспитания в команде. Целью ее являлось то, чтобы, опираясь на стремление к избранному идеалу, организовать их работу над собой. В процессе формирования идеалов лично-организованной личности подростка важно соблюдать определенную систему и последовательность. Прежде всего, необходимо дать подросткам ясное понятие об идеале. После этого следует пробудить у них интерес и стремление к выбору идеала и помочь выбрать личный идеал, достойный подражания. Далее важно вызвать стремление к подражанию своему идеалу.

И, наконец, особенно важно вызвать у подростков ответную волну собственных усилий, пробудить их внутреннюю активность, развить самостоятельность, стремление к самовоспитанию и достижению идеала.

Сложность процесса формирования личной организованности требует всестороннего изучения подростков, учета их индивидуальных особенностей.

Каждый из подростков проходит свой особый жизненный путь. Изучение личности подростка, его морального облика, интересов, навыков и привычек поведения дает возможность педагогу, тренеру помочь школьнику быть организованным. В общем виде методика актуализации воспитательной задачи по формированию личной организованности может быть условно представлена четырьмя этапами, связанными единой педагогической логикой. Это подведение учащихся к осознанию недостаточности личностного организационного развития в конкретном направлении и необходимости его формирования. Реализуются: а) через организацию соответствующих видов практической деятельности; б) путем формирования убеждений (беседы, диспуты); в) путем использования естественных и создания искусственных ситуаций, их анализа; г) сравнения себя с лич-ностно-организованным человеком. Далее следует выдвижение требования и цели по формированию личной организованности. Формирование личностного отношения к цели и ее принятие. Формирование плана реализации принятой цели и совершенствования.

Итак, в результате изучения процесса формирования личной организованности педагогов, тренеров, руководителей команд, их профессиональную деятельность, а также подростков, с их физкультурно-спортивной деятельностью и работу команд при школах установлено следующее:

1. У большинства наблюдается не понимание значимости личной организованности в их повседневной жизни и деятельности. Многие называют личную организованность качеством, не влияющим на их успешность в учебной, спортивной или профессиональной деятельности. По всем возрастным группам прослеживается пассивность в следовании личной организованности, отсутствие его действенной функции.

2. Физкультурно-спортивная деятельность школьников в большинстве своем носит характер оказывающий существенное влияние на формирование личной организованности. Значительная часть школьников отмечает, что личная организованность, занимаясь в спортивных секциях, не используется возможность целенаправленного влияния на формирование личной организованности посредством создания команд при школах.

Таким образом, необходимо противопоставить отмеченным негативным тенденциям формирования личной организованности целенаправленную воспитательную работу по данному вопросу.

Динамика формирования организованности и использование (создание) педагогических условий в процессе физкультурно-спортивной деятельности включает в себя определенные периоды и этапы, характеризующиеся постановкой общей и промежуточных целей.

Первая цель - это влияние физкультурно-спортивного процесса на личность. Но для реализации этого тезиса ставится промежуточная цель, и выдвигаются этапы ее реализации - воспитать интерес к содержанию тренировок. Ей предшествует цель и этап -вызвать интерес к физкультурно-спортивной деятельности. Она достигается посредством еще одной промежуточной цели - привлечением учащихся в команду многоборцев, ставящее одной из своих задач организацию внеклассной работы в масштабе школы. Эта задача реализуется благодаря тому, что в предложенной деятельности может принять участие каждый школьник любого возраста, желающий реализовать свои возможности и проявить себя в организаторской работе, начиная с 5-6 классов.

Динамика педагогических условий формирования организованности в процессе физкультурно-спортивной деятельности выражается в изменении характера сотрудничества в соответствии с периодами организации деятельности команды и этапами формирования личной организованности как у педагогов, тренеров, руководителей команд, так и у школьников. По мере развития команды применяются новые организационно-методические средства, требования постепенно повышаются.

Результаты различных видов деятельности в команде оформляются наглядно. Это, и фотоальбомы, и фотогазеты, экран соревнования, график дежурства на учебно-тренировочной базе.

В завершающем периоде формирования организованности в процессе физкуль-турно-спортивной деятельности начинается побуждение педагогов, тренеров, руководителей команд, школьников к составлению индивидуальных планов занятий по формированию личной организованности. Такие планы составляются самостоятельно, при затруднении с обращением за консультацией к руководителю команды. В течение учебного года индивидуальный план пересматривается, расширяется, совершенствуется и включает новые задания, отражающие интерес школьника к определенному виду спорта, конкретному или обобщенному. Результаты сопровождения отражаются на соответствующих листах дневника личной организованности.

В процессе деятельности команды при формировании личной организованности важно установить общий уровень индивидуально-психологической готовности к интери-оризации личной организованности. Этому помогает изучение характера самостоятель-

ных занятий.

Динамика формирования организованности у подростков в команде отражается на этапах, которые выявляются в ходе наблюдения за учащимися. Данные этапы можно подразделить на субъективно-кажущиеся самому ученику и объективно установленные педагогическим наблюдением.

Этапы формирования личной организованности (с точки зрения ученика) включает в себя следующие положения.

Мысленное достижение качеств личной организованности (является опережающим этапом по сравнению с реальным формированием этих качеств):

а) мысленный анализ личностей, производящих наиболее сильное индивидуальное воздействие на школьника;

б) выбор личности в качестве организованного идеала;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

в) сравнение с собой; г) самоанализ, самооценка;

д) мысленное (кажущееся ученику) достижение образа организованного идеала (завышенная мысленная самооценка).

Реальное восхождение к образу организованного человека:

а) самоанализ, самооценка;

б) выявление собственных недостатков в сравнении с избранным идеалом;

в) тренинг под руководством окружающих по коррекции своего поведения;

г) напряжение эмоционально-волевой сферы;

д) формирование мотивов действий по коррекции своего поведения;

е) напряжение эмоционально-волевой сферы;

ж) действия на основе собственных мотивов поведения.

В результате объективно установленного педагогического наблюдения в команде установлены следующие шесть этапов воздействия педагогов, тренеров, руководителей команд на процесс формирования личной организованности школьников.

1. Первоначальное воздействие объектов макро- микросреды на подсознание и сферу чувств: а) неосознанное восприятие различных объектов макро- и микросреды; б) возникновение неосознанного влечения к наиболее привлекательным объектам; в) механическое подражание внешним качествам этих объектов.

2. Формирование в сознании школьника устойчивых образований в виде образца (идеала), концентрирующих наиболее привлекательные качества личности и ее отношение к нравственным ценностям: а) анализ и оценка отдельных организованных качеств объектов и их поступков; в) самоанализ и выяснение своих качеств в сравнении с интересующими субъектами; г) возникновение потребности походить на конкретную личность (объект); д) выбор субъекта для сознательного подражания.

3. Сознательное принятие жизненных целей и нравственных ценностей выбранного образца (идеала): а) анализ и осознание мотивов деятельности выбранного идеала; б) сравнение со своими жизненными целями и нравственными ценностями; в) разочарование в идеале и возвращение к первоначальному этапу, или совпадение жизненных принципов с принципами идеала, или отказ от своих жизненных целей и нравственных ценностей и восприятие таковых от идеала.

4. Реализация осознанного и прочувствованного образа - идеала в деятельности по коррекции своего поведения: а) самоанализ, выявление своих недостатков; б) определение конкретных задач самокоррекции и выбор путей их реализации; в) осуществление намеченных путей; г) формирование постоянно действующей установки на коррекцию своего поведения.

5. Стремление корректировать поведение окружающих людей в соответствии с выбранными нравственными ценностями и идеалами:

а) анализ качеств своего идеала и сверка их с общечеловеческими нравственными ценностями и соответствующими им идеалами;

б) анализ качеств окружающих людей и сверка их со своими идеалами;

в) потребность влиять на окружающих людей в целях коррекции их поведения.

6. Возникновение чувства удовлетворения от самореализации своих организованных установок.

Одно из главных положений - это ступенчатость этапов развития личной организованности. Первоначальное восприятие личной организованности школьником происходит неосознанно. Поэтому, на первое место, мы ставим воздействие на подсознание и эмоциональную сферу. На этом этапе возможно возникновение неосознанного желания механически подражать внешности, манере себя держать и т. п. Об этом свидетельствуют наблюдения, полученные в ходе эксперимента.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ершова, Р.В. Психология организованности: теория и практика исследования. Монография / Р.В. Ершова. — Коломна : КГПИ, 2008. — 179 с.

2. Мелехин, В.А. Социология физкультурно-спортивной сферы: история теории, содержание : монография / В. А. Мелехин ; Алтайский государственный технический университет им. И. И. Ползунова. - Барнаул : Изд-во АлтГТУ, 2011.- 204 с.

3. Осницкий, А.К Структура, содержание и функции регуляторного опыта человека : дис. ... д-ра. псих. наук / А. К. Осницкий. - Москва, 2001. - 370 с.

4. Подласый, И.П. Педагогика : новый курс: В 2 кн. / И.П. Подласый. -М. : ВЛАДОС, 2002. - Кн. 1 : Общие основы. Процесс обучения. - 576 с.

REFERENCES

1. Ershova, R.V. (2008), Organization Psychology: Theory and Research Practice. Monograph, KGPI, Kolomna.

2. Melehin V.A. (2011), Sociology sports - sports areas: the history of the theory of content: monograph, Publishing House of the Altai State Technical University, Barnaul.

3. Osnitsky, A.K. (2001), The structure, content and functions of the regulatory experience of the person, dissertation, Moscow.

4. Podlasy, I.P. (2002), Pedagogic: The New curs, VLADOS, Book 1. The learning process General principles. The learning process.

Контактная информация: trenermmn@rambler.ru

Статья поступила в редакцию 01.08.2016

УДК 796.093.643.2

СТРУКТУРА СОРЕВНОВАТЕЛЬНОГО РЕЗУЛЬТАТА У ЮНЫХ РОССИЙСКИХ

ТРИАТЛЕТОВ

Олег Борисович Немцев, доктор педагогических наук, профессор, Адыгейский государственный университет (АГУ), Майкоп; Марина Вадимовна Певнева, кандидат педагогических наук, Донской государственный технический университет (ДГТУ), Ростов-на-Дону; Наталья Алексеевна Немцева, кандидат педагогических наук, доцент, Анатолий

Михайлович Доронин, доктор педагогических наук, профессор, Адыгейский государственный университет (АГУ), Майкоп; Юлия Олеговна Кучеренко, Красногорский колледж (КК), Красногорск

Аннотация

Целью исследования являлось определение характера взаимосвязей спортивного результата в триатлоне и результатов в плавании (0,3 км), велогонке (8 км) и беге (2 км), а также между результатами в этих видах у юных российских триатлетов. Были проанализированы протоколы первенства России по триатлону среди юношей и девушек 2016 года (n = 51, возраст 16,1±0,9 лет) и девушек (n = 34, возраст 15,9±0,6 лет). Для оценки взаимосвязи между рассматриваемыми факторами вычислялся коэффициент корреляции Спирмена. Было установлено, что общий результат в

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.