Научная статья на тему 'Этапы формирования ключевых компетенций как инструмента стратегического управления'

Этапы формирования ключевых компетенций как инструмента стратегического управления Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
364
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
ЭКОНОМИНФО
Область наук
Ключевые слова
КЛЮЧЕВАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ИНСТРУМЕНТЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ / THE KEY COMPETENCE / TOOLS OF STRATEGIC MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ищенко И. В.

Ключевые компетенции являются специфическими преимуществами по отношению к другим организациям в отрасли, которые обеспечивают базовую основу создания добавленной стоимости. Ключевые компетенции являются коллективным знанием в организации и включают знание того, как координировать различные навыки производства и интегрировать многочисленные потоки технологий

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STAGES OF FORMATION OF KEY COMPETENCIES AS A STRATEGIC MANAGEMENT TOOL

Key the competence are specific advantages in relation to other organizations in branch which provide a base basis of creation of the added cost. Key the competence are collective knowledge in the organization, and include knowledge of how to coordinate various skills of manufacture and to integrate numerous streams of technologies

Текст научной работы на тему «Этапы формирования ключевых компетенций как инструмента стратегического управления»

Управление предприятием

ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ КАК ИНСТРУМЕНТА СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ

И.В. Ищенко, преподаватель

Воронежский филиал Российского государственного торгово-экономического университета, г. Воронеж

Ключевые компетенции являются специфическими преимуществами по отношению к другим организациям в отрасли, которые обеспечивают базовую основу создания добавленной стоимости. Ключевые компетенции являются коллективным знанием в организации и включают знание того, как координировать различные навыки производства и интегрировать многочисленные потоки технологий

Понятие «компетенция» в стратегическом менеджменте раскрывается как информационный ресурс особого свойства, содержащий опыт, знания и навыки о способе организации и управления ресурсами и бизнес-процессами (способностями организации) для достижения поставленных целей, носителем которого индивидуально или коллективно являются работники. Компетенциям тоже свойственна иерархия в соответствии с иерархией способностей и приоритетностью ресурсов, находящихся под их «управлением».

Ключевой является компетенция высшего порядка, участвующая в создании наибольшей потребительной стоимости, являющаяся коллективным знанием, позволяющим организовывать и управлять использованием других компетенций и способностей, тем самым создающим дополнительную потребительную стоимость.

В то же время, ключевая компетенция не является производной от потребности рынка — будучи в некоторой степени универсальной, она способна обеспечить доступ (быть «ключом») к целому ряду рынков, даже сильно отличающихся друг от друга.

Ключевая компетенция лежит на пересечении внутренних условий бизнеса и потребительских предпочтений, это то знание, от использования которого зависит получение максимальной доли потребительной стоимости. Именно увеличение добавочной потребительной стоимости за счет развития ключевой компетенции и является основанием для получения устойчивого конкурентного преимущества, т.е. может являться целью стратегии организации.

В том случае, когда продукт не занимает ведущего положения на рынке, и стоит задача не точного выявления существующей ключевой компетенции, а, скорее, определения целевой компетенции, которую необходимо приобрести извне или развить внутри организации, то по результатам анализа спектра существующих предложений различных компаний, а также потребительских предпочтений, выстраивается гипотетическая структура и иерархия ресурсов и способностей, требуемая для удовлетворения целевого рынка (для снижения затрат и времени на адаптацию), и определяются целевые компетенции и ключевая компетенция.

Технически задача выполнения такого рода «встречного» анализа решается посредством последо-

вательного заполнения набора реляционных матриц вторичными данными, полученными в результате анализа первичной информации и получения результатов на синтетических матрицах.

Результатами этой стадии анализа является опорная иерархия компетенций с указанием для каждой необходимой степени развития и вовлечения в управленческий процесс.

На основе этой информации, уже на втором этапе, непосредственно формируется план действий, финансовые параметры которого просчитываются исходя из необходимых затрат на формирование или реорганизацию базы компетенций, способностей и ресурсов и увеличения входящих финансовых потоков, прогнозируемых в результате расширения доли рынка на величину целевого сегмента, имеющего набор потребностей, определенных на ранних стадиях анализа.

Стратегическое планирование основывается на результатах ранжирования компетенций организации, проведенного в соответствии с внешними и внутренними условиями бизнес-системы. К ключевым компетенциям мы относим те, на которые замыкается большинство свойств товаров и услуг, производимых организацией. Рассмотрим последовательность основных этапов анализа и формирования ключевых компетенций. (Рис. 1).

Стратегическое планирование основывается на результатах ранжирования компетенций организации, проведенного в соответствии с внешними и внутренними условиями бизнес-системы.

К ключевым компетенциям следует относить те, на которые замыкается большинство свойств товаров и услуг, производимых организацией. Поэтому среди всего рассматриваемого множества компетенций организации ключевые будут отличаться от не ключевых именно степенью, (то есть количеством и силой) замыкания на них свойств товаров и услуг.

Последовательность стратегического планирования на основе ключевых компетенций организации укрупненно представлена на рис. 2.

Компетенции являются производными от способностей организации. Способности определяются задачами компании и ресурсами, находящимися в ее распоряжении. Необходимые ресурсы определяются потребительскими свойствами товаров и услуг.

Управление предприятием

Рис. 1. Этапы формирования ключевых компетенций

Определение видения, миссии, стратегических целей компании

Анализ рынка: выявление структуры предпочтений в потребительной стоимости

Анализ внутренних условий бизнеса: выявление иерархии компетенций

Ранжирование компетенций, выявление ключевой компетенции

Составление стратегического плана

Организация, мотивация, контроль

Рис. 2. Общая схема ключевых компетенций

Литература

1. Бешелев, Н.Н. Математико-статистические методы экспертных оценок [Текст] / Н.Н Бешелев, Ф.Г. Гурвич. - М.: Статистика, 1980. - 263 с.

2. Воронов, А.А. Моделирование конкурентоспособности продукции предприятия [Текст] / А.А. Воронов // Маркетинг в России и за рубежом. -№4(36). - 2003. - С.44-52.

3. Лифиц, И.М. Теория и практика оценки конкурентоспособности товаров и услуг [Текст] / И.М. Лифиц. - М.: Юрайт-М, 2001. - 224 с.

4. Фатхутдинов, Р.А. Конкурентоспособность: экономика, стратегия, управление [Текст] / Р.А. Фатхутдинов. - М.: ИНФРА-М, 2000. - 312 с.

® 8(904)2124851

Ключевые слова: ключевая компетенция, инструменты стратегического управления

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.