Научная статья на тему 'Этапы формирования интегрированной системы менеджмента на предприятии'

Этапы формирования интегрированной системы менеджмента на предприятии Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
498
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Родькина А.В.

В статье рассматривается один из подходов к формированию интегрированной системы менеджмента на предприятии. Следовать ему или нет – выбор каждой организации, который зависит от ее размеров, сложности структуры, традиций, готовности персонала и достаточности ресурсов для одновременного или поэтапного внедрения интегрированной системы менеджмента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Родькина А.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Этапы формирования интегрированной системы менеджмента на предприятии»

1, 2, 3... п - номера продукции разных производителей;

БО - базовый образец;

Т - направление роста конкурентоспособности;

ВК, КВС, СК, НК - конкурентоспособность: высокая, выше средней, средняя, низкая;

(£) - номер квадранта

Рис. 2. Карта конкурентоспособности продукции

Второе достоинство карты конкурентоспособности заключается в том, что на ее основе можно определить направления совершенствования продукции. Например, продукцию 3 можно сделать высокой конкурентоспособности путем снижения /я, т.е. снижения затрат по элементам цены потребления, перечень которых можно определить на основе расчетов их оценок.

Список литературы:

1. Сергеев И.В. Экономика предприятия: учеб. пособие. - М.: Финансы и статистика, 2000. - 304 с.

ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИНТЕГРИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА НА ПРЕДПРИЯТИИ

© Родькина A.B.*

Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева, г. Саранск

В статье рассматривается один из подходов к формированию интег-рированной системы менеджмента на предприятии. Следовать ему или

* Студент кафедры «Управление качеством»

нет - выбор каждой организации, который зависит от ее размеров, сложности структуры, традиций, готовности персонала и достаточности ресурсов для одновременного или поэтапного внедрения интегрированной системы менеджмента.

Управление процессом формирования интегрированной системы менеджмента необходимо рассматривать как управление проектом.

Управление проектом - это планирование, распределение и регулирование ресурсов (трудовых, материальных и оборудования) с учетом всех ограничений данного проекта (технологических, бюджетных и временных) [3].

Детальный расчет отдельных этапов проекта производится на основании объема планируемых работ и имеющихся в распоряжении ресурсов [1].

Предлагаемый специалистами в области качества порядок создания интегрированных систем менеджмента (далее ИСМ) полностью повторяет последовательность работ при создании СМК, которая включает формулирование политики и целей, создание организационных предпосылок (анализ исходного состояния), документирование и внедрение документации - носителя требований к системе, проведение внутреннего аудита, сертификация (при необходимости) и последующие ежегодные аудиты.

Для установления взаимосвязанных между собой содержательных элементов процесса формирования ИСМ можно использовать его деком -позицию (метод структуризации работ), исходя из которой высшее руководство предприятий, в первую очередь, должно принять решение о формировании такой системы в соответствии с теми или иными стандартами. Решение о начале ее разработки и внедрения закрепляется приказом.

Для координации работ по созданию системы должен быть назначен представитель руководства по ИСМ, являющийся и представителем руководства по качеству, уже имеющий достаточный опыт по внедрению и поддержанию СМК.

Интеграция требований различных стандартов включает следующие виды работ:

- принятие руководством решения о создании ИСМ;

- организация работ по созданию ИСМ;

- построение или совершенствование процессной модели предприятия (моделирование, проектирование ИСМ);

- обучение сотрудников;

- документирование ИСМ;

- внедрение;

- анализ;

- подготовка к сертификации;

- сертификация.

Для осуществления контроля выполнения данных этапов целесообразно использовать модель планирования ленточного типа (диаграмму Ганта).

Распределение ответственности за внедрение интегрированной системы менеджмента качества на предприятии может иметь следующий вид (табл. 1).

Таблица 1

Матрица распределения ответственности за внедрение ИСМ

я я я & £ о ч

с 8 о & о м м

^^^^ Ответственные Этап & ¡3 & я * я и н о и о в й & е Й £ о я 3 о а я а о ц о я X

& я Ч я 55 я м Л а я А 5 аз & я 14 8 й т 55 я м Л а отк & я 14 8 й т я ш й а

1. Решение руководства о создании ИСМ о У У - - У - -

2. Организация работ по созданию ИСМ, формирование программы внедрения ИСМ и о У И и У и У

3. Анализ состояния действующей системы У У о У У У У У

4. Проектирование и У о - У - У У

5. Обучение персонала и о У У - - - и

6. Документирование и У о - - - - и

7. Внедрение У о У У и и У У

8. Анализ У о У и и и и и

9. Подготовака к сертификации и У У У - У - и

10. Сертификация У о У - - У - -

11. Улучшение У о У и и У и и

Примечание: О - ответственный; У - участвует; И - Информирует.

Рассмотрим наиболее ключевые этапы формирования ИСМ [2].

На организационном этапе особая роль работ должна принадлежать высшему руководству организации, принимающему решение о создании ИСМ. Приступая к разработке системы, руководству необходимо четко представлять себе не только явные выгоды от выполнения этой работы, но и потенциальные риски, а также масштаб, сложность и продолжительность работы. Важно оценить уровень компетентности своих менеджеров и специалистов для успешного выполнения этой работы, определить целесообразность привлечения внешних консультантов. При этом исключительно важно предпринять меры, направленные на обеспечение психологической устойчивости персонала организации.

Как свидетельствует современная практика, длительность реорганизации менеджмента (особенно в тех случаях, когда она носит радикальный характер) и отдаленное проявление ее результатов вызывают усталость, раздражение, а иногда и полное разочарование в среде менеджеров и специа-

листов организации. Это в свою очередь может стать причиной снижения их творческой активности и работоспособности. В числе наиболее значимых мер, которые должны помочь преодолеть возможные негативные психологические явления в ходе работы по созданию ИСМ, участниками которых становятся все без исключения сотрудники организации, могут быть:

- проведение, прежде всего руководством организации, широкой разъяснительной работы в части причин, целей, характера, сроков и последствий создания ИСМ;

- выработка четкой стратегии создания ИСМ, определение и выделение для ее реализации необходимых ресурсов;

- обеспечение благоприятных стартовых условий для выполнения работ;

- специальные занятия и тренинги для членов руководящих и рабочих органов;

- постоянная поддержка работ со стороны руководства;

- мониторинг и регулярный анализ хода работ, информирование о его результатах всего персонала посредством прямых контактов с сотрудниками.

Выполнение указанных мер предполагает реализацию таких базовых принципов менеджмента, как лидерство руководителя и вовлеченность персонала.

Если же руководство компании после инициирования проекта перестает уделять ему достаточно внимания, то это незамедлительно окажет отрицательное влияние на его успех. Отождествление руководства с проектом, его однозначное заявление об этом всем сотрудникам и искреннее желание проводить изменения являются необходимой предпосылкой для успешного завершения проекта.

Хорошая организация проекта должна быть способна адаптировать потребность в персонале или видоизменить порядок действий таким образом, чтобы нехватка персонала не сказалась негативно на продвижении проекта в целом.

Кроме того, данный этап включает формирование программы внедрения ИСМ, диагностику действующей СМК предприятия.

На этапе проектирования ИСМ необходимо:

- идентифицировать процессы организации, на которые распространяется действие ИСМ;

- установить последовательность и взаимодействие процессов;

- назначить владельцев процессов, ответственных за их результативное и эффективное управление;

- определить конкретные требования международных стандартов на менеджмент, используемых в ИСМ, которые должны выполняться в каждом процессе;

- установить параметры мониторинга процессов, связанных с выбранными международными стандартами;

- определить методы и средства для мониторинга, измерений и анализа процессов;

- сформировать критерии оценки результативности и эффективности процессов в целом.

По сути дела, речь идет о реализации процессного подхода в соответ-ствии с требованиями стандарта ИСО 9001:2008.

В рамках данного этапа также осуществляется документирование ИСМ, формирование ее организационной структуры.

Целью документирования является создание нормативно-организационной основы для построения, функционирования и постоянного улучшения ИСМ. Качественное документирование должно обеспечить решение таких задач, как установление требований к осуществлению процессов, правильное понимание этих требований, воспроизводимость, прослежи-ваемость процессов и оценивание достигнутых результатов. Документирование ИСМ, подобно документированию любой из систем менеджмента, предусматривает определение состава и структуры документов, установление правил их разработки и идентификации.

Следующим этапом является внедрение ИСМ.

Внедрение системы менеджмента, независимо от охватываемой ею области деятельности, не менее сложно, чем ее проектирование. На данном этапе важно добиться, чтобы спроектированная система заработала и вошла в режим стабильного функционирования. При этом первостепенную роль начинает играть служба внутреннего аудита. Ее главной задачей становится проверка степени практического выполнения требований, установленных в документах ИСМ.

Через некоторый промежуток времени после внедрения необходимо провести внутренний аудит системы: выявить несоответствия и определить корректирующие и предупреждающие действия.

Постоянная сверка целей проекта по формированию ИСМ с достигнутыми результатами (контроллинг проекта) имеет особенное значение при реализации таких проектов. Контроллинг обеспечит непрерывную проверку эффективности проекта и позволит, в случае необходимости, принять корректирующие меры [1].

Подготовка к сертификации ИСМ.

Сертификацию разработанной и внедренной в организации ИСМ следует рассматривать как логическое завершение работ по ее созданию. Объективное подтверждение соответствия ИСМ требованиям международных стандартов на системы менеджмента может стать одним из условий успешного продвижения организации на международных рынках, повысить предсказуемость бизнес - процессов организации и доверие к ней

со стороны инвесторов, кредитных и страховых компаний вследствие отнесения организации к категории наименьшего риска. Нельзя не учитывать и того, что успешная сертификация, как правило, вызывает эмоциональный подъем в коллективе от качественно выполненной сложной работы.

В ходе подготовки к сертификации осуществляются: выбор органа по сертификации, проведение предсертификационного аудита силами внутренних аудиторов и внешних консультантов, подготовка персонала к взаимодействию с внешними аудиторами.

Сроки реализации проекта по созданию ИСМ с последующей сертификацией достаточно велики.

Привлечение специалистов консалтинговых фирм в большинстве случаев является необходимым. Наличие большого количества специфических требований, необходимость в обучении персонала, как всегда, «сжатые» сроки выполнения работы, наконец, отсутствие собственного опыта - вот лишь некоторые причины, которые заставляют обращаться к консалтинговым компаниям.

Список литературы:

1. Беккер Й. Менеджмент процессов / Й. Беккер, Л. Вилков, В. Тарату-хин, М. Кугелер, М. Роземанн. - М.: Эксмо, 2007. - 384 с.

2. Свиткин М.З. Организационно-методические подходы к созданию интегрированных систем менеджмента [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.quality.eup.ru/MATERIALY6/ompinegr.htm. - Загл. с экрана.

3. Чейз Р., Эквилайн Н., Якобе Р. Производственный и операционный менеджмент. - 8-е издание.: Пер. с англ. - М.: Изд. дом «Вильяме», 2001. -704 с.

ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ И ГЛОБАЛЬНАЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ РОССИИ

© Салимов М.Ш.*, Салимова Т.А.*

Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева, г. Саранск

В настоящее время отсутствует единый методический подход к оценке качества жизни населения в глобальном масштабе. С одной стороны существуют объективные сложности со сбором статистической информации со всего мира, а с другой - многие сферы жизни можно оценить только с помощью экспертных оценок, что достаточно тру-

* Доцент кафедры Менеджмента, кандидат экономических наук

* Заведующий кафедрой Управления качеством, доктор экономических наук

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.